Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2009 / «Рождённый человеком»
«Йога» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 20 января 2008 года

«Рождённый человеком»

Слушатель: А в чем разница?

Бхарати Свами: Как нет темноты, а есть отсутствие света. Темноты не существует, есть недостаток света. Так же и не существует страданий. Есть отсутствие счастья. Поэтому когда у Вас прибавляется немножечко радости, счастья, то потом оно начинает уменьшаться. Вам менее счастливо, но вам кажется, что Вы страдаете. Т.е. когда Вы ходите пешком и вдруг Вы счастливы, когда покупаете машину. И вот когда машину угоняют, Вы думаете, что это несчастье. Нет. Это отсутствие радости. Это никакое не горе. Нет ничего плохого. Например, нет старости — есть отсутствие молодости. Просто мы обозначаем это как старость, а это просто отсутствие. Волна откатывается, а мы говорим: «старость». Нет, это просто отсутствие молодости. Мы возвращаемся в свое изначальное состояние древних, потому что душа самая древняя. Она юная, но она самая древняя. Она старше материи, старше любой формы. Вот когда вы стареете, это просто формы откатываются. Или страдания, физические страдания. Мы во чреве матери испытываем страшные страдания, а когда мы уже наяву испытываем страдания, это не страдания, это просто откат к своему изначальному, доутробному состоянию. Это не страдания, а отсутствие радости.

Слушатель: Абсолютные понятия: Красота, Любовь, Счастье, а доброта тоже абсолютна?

Бхарати Свами: Доброта не абсолютна. Вера абсолютна. Самопожертвование абсолютно. Преданность абсолютна.

Слушатель: Если что-то не абсолютно, откуда берется и когда закончится?

Бхарати Свами: Часть этого.

Слушатель: А откуда возобновляется?

Бхарати Свами: Например, есть вера, а есть доверие, т.е. то, что предшествует вере. Доверие. Вера — это абсолютно, а доверие — нет. Может быть доверие на какой-то градус.

Слушатель: Что способствует перерасти в веру?

Бхарати Свами: Перековка себя. Смирение. Мы ведь ничего не можем толком сделать: мы можем только принимать или не принимать то, что с нами происходит. Наше отношение к происходящему делает нас пригодными или не пригодными для отношений с Высшим. Если мы несчастье или брань принимаем в штыки, ощетиниваемся иголками, то ведь Высшее начало — Господь, Он же совершенно непредсказуем. Он может повести Себя так, что вызовет в нас неудовольствие. Мы обидимся на Него. Поэтому Он не являет нам Себя, покуда мы на какие-то страдания, на какие-то лишения ощетиниваемся.

Слушатель: Очерствение сердца?

Бхарати Свами: По-разному. И к размягчению тоже. Пока мы чувствуем свою свободу, то мы в любой момент можем послать Его подальше, а Ему это не надо ведь, в грязь лицом. Поэтому терпением и смирением мы воспитываем в себе… Мы доводим себя до такого состояния: чтобы Господь не предпринял по отношению к Нам, мы никогда не скажем: «Да иди Ты!» Чтобы Он ни сделал, мы всегда будем говорить: «А я без Тебя не могу». Вот тогда Он явится, предстанет. Ну это не значит, что мы Его увидим тут вдруг с флейтой, со скрещенными ногами. Как они там Его рисуют?

Слушатель: А часто вайшнавы обращаются к философии Германии, к их истории. С чем это связано?

Бхарати Свами: Германии?

Слушатель: Гегель.

Слушатель: Гегель. У них нет истории.

Слушатель: Два раза в неделю по одному часу.

Слушатель: Ну там связано с их историей.

Бхарати Свами: Гегель, Гимлер. Да.

Слушатель: Даже Гитлер. Шридхар Махарадж вспоминает Гитлера, те же полка СС.

Бхарати Свами: Дело в том, что германское общество было построено по принципу мироустройства. Высшее положение занимает умный, но ленивый. Под ним стоит: умный и деятельный. Под ним находится: ленивый и бездеятельный, а самый низший — это тот, кто деятельный, но глупый. Так мироустройство, т.е. люди кармические — те, кто активные слишком, те, кто жаждет материальных богатств, занимают самое низшее положение. Их называют «карми». Они деятельные и глупые. Они много работают, но они работают за мишуру, за фантики. Над ними стоят отреченные — те, кто ничего не делают. Зачем работать? И глупые. Это отреченцы, гьяни. Они занимают более высокое положение, чем карми. Дальше находятся вайшнавы. Они деятельные, но при этом они и умные. Они знают для чего, ради чего действовать. Если делать, если уж произвести какое-то действие, то сразу чтобы миллиард заработать или царство Божье на небесах. И над всем стоит Кришна. Он ничего не делает, при этом Он — весьма умная особь. Т.е. вот так устроено.

Слушатель: А в каком случае аскезы оправдывают, в каком нет?

Бхарати Свами: Аскезы. Вообще они ни в каком случае не оправданы. Что такое вообще аскезы? Аскезы как воздержание. Аскеза приносит нам какие-то плоды. Так вот если плоды аскезы это что-то бренное, что-то временное, которые потом заканчиваются и этим приносят нам печаль, то аскезы дело нестоящее. Например, аскеза — объявить голодовку, чтобы повысили зарплату. Зарплату тебе повысили, ты пошел, съел ведро икры, и у тебя заболела печень. Нужна была это аскеза? Вряд ли. А вот аскеза как, например, Дхрува Махараджа, он совершал аскезу — питался листьями одними. И настолько он был аскетичен, настолько он сумел воздерживаться даже от воздуха. Он сначала листья ел, потом их перестал есть, потом дышать перестал, и во Вселенной стал нарушаться баланс. К нему пришел Господь, а Дхрува Махарадж это делал ради власти. Он хотел власть получить. Вот эта аскеза была оправдана, потому что Господь к нему пришел, Он понял, что вся его аскеза и то, что он хотел этой аскезой — гроша не стоит. Такая аскеза оправдана, если в результате Вы можете лицезреть Всевышнего или осознать Его присутствие повсюду. Такая аскеза оправдана. Все остальные аскезы, которые приносят бренные плоды, они не имеют смысла, потому что плоды эти заканчиваются. В Гите Кришна говорит, что глупцы мучают свое тело и душу аскезами, получают блага, а потом эти блага заканчиваются, и они страдают. А я вам сказал, что если в результате аскезы вы смогли увидеть Всевышнего, да. А вообще смирение и терпение — это высшая аскеза. Для этого не надо в лес уходить, с людьми самое оптимальное — практиковать аскезу в обществе людей, особенно родственников, близких. Они же себя близкими считают.

Слушатель: Я получила… (неразборчиво), что Вам больше всего понравилось?

Бхарати Свами: Понравился. Вот так я не вспомню. Вот в конце он рассказывал про всемирный потоп. Интересно. Я так удивился, до этого не читал. Там про всемирный потоп, где Господь явился с Сатьяврати и сказал, что «через семь дней начнется гроза, дождь зальет всю Землю. Ты должен собрать все семена и всех зверей, всех тварей по паре. Я пригоню на волнах тебе ковчег, ты туда погрузи их всех, и будете плавать всю ночь Брахмы, пока новая заря творения не взойдет. И когда воды отойдут, семена развеются и животные снова…»

Слушатель: Что они кушали?

Бхарати Свами: Не знаю. Нет, но удивительно. Такая вот параллель. Конечно, это все сказка. Что они кушали не понятно. С ними еще были шесть риши, мудрецов. Чтобы волны не опрокинули ковчег, этот Сатьяврата, Ной, он привязал змеем свой корабль к рогу одной рыбы, которая там плавала. Вот такая история.

Слушатель: А потом он был для того чтобы почистить землю, да?

Бхарати Свами: Нет, он всегда приходит. Когда Брахма ложится спать, то поднимаются волны, волны всемирного океана, и Земля затапливается.

Слушатель: Ну, очищаются, получается…

Бхарати Свами: Ото всех очищается.

Слушатель: Обновляется.

Бхарати Свами: Ну это в этот раз было. Я не знаю, может быть. Этих дней же сто. Вернее, не сто. Брахма сто лет живет. В каждом годе триста шестьдесят дней. Каждый день что-то происходит у него.

Слушатель: А почему триста шестьдесят?

Бхарати Свами: Нет, у него тоже. Мы так считаем, потому что там так считают.

Слушатель: А вот какая была необходимость их спасать?

Бхарати Свами: Там не сказано.

Слушатель: А такого сюжета еще не было.

Бхарати Свами: Там не сказано, почему. А Брахма потом начинает творить.

Слушатель: Заново, да? А эти из прошлой юги.

Бхарати Свами: Видимо, да. Что успел спасти. Там же быстро надо было. Вода прибывала. А вообще, вся восьмая посвящена слону, который попал в беду. Его крокодил схватил за ногу, и они тысячу лет боролись. Потом слон взмолился, и к нему Вишну прилетел на птице и освободил этого слона. Мы так считаем. Потому что на самом деле слон помер. Но с ракурса духовного душа его вознеслась на небеса, а анатомически он умер, конечно. Не выдержал. А потом там длинная-длинная история через все главы, почти до конца потопа, про то, как враждовали между собой силы тьмы и света — боги и демоны. Там очень много батальных сцен, когда руки и ноги окровавленные валялись, головы летели, все было завалено кусками туловищ. Вот такие интересные. Потом про Бали Махараджа, и потом про этот потоп. А Бали, он как раз был лидером, вождем этих демонов.

Слушатель: Демоны боролись с полубогами. Ну демонам постоянно хочется что-то завоевать, а те-то чего боролись?

Бхарати Свами: Защищаются. Не хотят терять своей власти.

Слушатель: Боги, они ведь, я полагаю, более смиренные.

Бхарати Свами: Нет-нет. Они олицетворяют собой силы природы — боги. Мы их называем богами, а это олицетворенные силы природы. Бог воды, бог водной стихии, бог солнца, бог огня, бог ветра.

Слушатель: Как же они воюют?

Бхарати Свами: Воюют. У каждого свое оружие. А демоны когда смиряют себя, берут себе наставника — какого-нибудь брахмана, учителя, то он довольный их смирением, дает им какое-нибудь оружие, которым они могут богов победить, и побеждают. Потому что демоны более искусные, более смелые, более отважные, более благородные. Когда богам совсем угрожает потеря власти или потеря жизни, они обращаются к Вишну, и Вишну приходит и восстанавливает порядок. Так происходит всегда.

Слушатель: Богов можно назвать праведниками?

Бхарати Свами: Праведников во Вселенной называют «брахманы», но есть еще риши, муни, пророки, есть всевозможные существа праведные. А боги, они не праведники, они скорее выполняют административную роль.

Слушатель: А почему же они хотят с ними воевать?

Бхарати Свами: Кто?

Слушатель: Демоны.

Бхарати Свами: Власти хотят.

Слушатель: Занять их положение?

Бхарати Свами: Ага.

Слушатель: А в чем их благородство?

Бхарати Свами: Они не прибегают к незаконным методам и всегда полагаются на свою силу.

Слушатель: Можно сказать, они не прибегают к законным методам. Они не могут силу…

Бхарати Свами: Например, они никогда не пленят женщину, а боги делают это. Они никогда не нападут на безоружного, никогда не украдут, а боги сплошь и рядом. Пураны полны историй. Например, боги взяли в плен мать демона Прахлады и держали у себя в темнице.

Слушатель: А Равана?

Бхарати Свами: Равана был, скорее, ракшасом. Кшатриям не запрещено. Он ее пленил, чтобы жениться. Он как бы с благородными намерениями. Он же не просто, а жениться.

Слушатель: Он был царем демонов.

Бхарати Свами: Но он с серьезными намерениями.

Слушатель: Т.е. ракшас был демоном?

Бхарати Свами: Ракшасы — это плотоядные демоны. Но вообще кшатрии могут себе такое позволить. Например, Кришна, он же тоже там похитил. Какой-то человек вез себе шестнадцать тысяч жен. Он убил этого человека и взял себе жен.

Слушатель: Но тот же сам был демоном. Он же демона убил.

Бхарати Свами: Демона убил? А что ему сделал такого плохого тот демон? Кшатриям разрешается похищать с целью жениться, а вот мать Прахлады похитили и просто держали в темнице, причем она беременная была. Или, например, был такой демон, который стал отшельником. Он бросил все свои занятия, ушел, стал медитировать в пещере, и ему Индра отрубил голову, потому что тот мог своей медитацией потенциально стать сильнее Индры. И Индра, чтобы пресечь это, взял ему голову отрубил. Или мы знаем, как Индра воровал у царя Притху коней.

Слушатель: Женщин извращал.

Бхарати Свами: Да. Так что демоны, те вот данавы или дайтьи, они себе такого не могли позволить.

Слушатель: Сейчас современное правительство, это кто, демоны?

Бхарати Свами: Какая разница. Современное правительство — это то же самое, что последние новости. Вот когда они последние? Пока оглянешься, это уже не современное правительство.

Слушатель: А что в сознании определяет демоническое намерение?

Бхарати Свами: Тот, кто против миропорядка, тот демон. Если есть какой-то общественный строй, какой-то порядок. Если ты против него, то ты — демон в этом конкретном обществе. Вот во Вселенной тоже есть свой порядок. Там есть прокурор, есть совет, есть правительство, есть войско.

Слушатель: Тогда Иисус Христос был демоном относительно того, что он…

Бхарати Свами: Да, был порядок.

Слушатель: Так, в принципе, его правильно казнили за то, что народ мутил.

Бхарати Свами: С их точки зрения, да.

Слушатель: А у богов что определяет сознание?

Бхарати Свами: Они поддерживают существующий порядок.

Слушатель: А вот как можно победить силы природы, воду?

Бхарати Свами: А зачем ее побеждать?

Слушатель: Ну вот побеждают демоны богов.

Бхарати Свами: У них там оружия какие-то странные. Бога воды победил. Или кто-то там Землю снес с орбиты.

Слушатель: А зачем?

Бхарати Свами: Ну так, игрался. Такой вот Хираньякша, он носился по просторам Всемирного Океана, размахивал своей палицей и искал с кем бы ему сразиться. Все боги прятались. И он сбил Землю, она на дно океана пошла. И тогда он добрался до царя морского, до Варуны. Варуна — это один из главных богов. Он примерно, как Вишну, очень важный во Вселенной. И он говорит: «Давай-ка с тобой сразимся». Тот говорит: «Ну я человек старый. Ты — молодой, пышешь силой, может быть, тебе с кем-нибудь еще помоложе?» Он говорит: «Я никого не встретил, давай с тобой». Он говорит: «Нет, я вот слышал, что тварь одна низменная появилась, кабан. Вот иди с ним сразись, потом возвращайся». А этот кабан, вепрь — это как раз был Господь Бог. Он родился свиньей лесной. Он на своих клыках поднимал Землю со дна океана, чтобы снова ее на поверхность, на нужную орбиту посадить. И вот между ними бой произошел. Кабан вырвал палицу у Хираньякши и убил его. Такая история. История всегда интереснее, чем философия. Правда, справедливость. Кому она нужна? История всегда интересна. Бхагаватам — это история.

Слушатель: Он последний там был?

Бхарати Свами: Разные. Там нет хронологии, потому что же время возвращается всегда на круги своя.

Слушатель: Он описывает одну из попыток?

Бхарати Свами: Да, как спектакль идет каждый день на сцене, и какой-то критик должен описать этот спектакль, какое конкретно представление он будет брать. И он в целом опишет. Хотя каждый день какие-то особенности отличаются.

Слушатель: Т.е. там не все события?

Бхарати Свами: Нет. В Бхагаватам описаны все значимые события, связанные со Всевышним. Мелочь типа сошествия спасителя, конечно, там не описана. Потому что таких полно. А вот представьте себе, кабан, который уничтожил повелителя демонов.

Слушатель: Т.е. с точки зрения красоты?

Бхарати Свами: А все остальное как антураж прикладывается. Т.е. важно не то, что кого-то бросали к змеям или в топленное масло, чтобы сварить, а что из этого получилось. Человек-лев вырвался из колонны и когтями разодрал отца этого ребенка, и кишки намотал себе на шею. Вот это важно. А то, что до этого ребенка бросали с обрыва, в кипящее масло, это уже не так важно. Или что кабан долбанул этому Хираньякше с такой силой, что у того глаза вывались и болтались. Вот это красивая история. Это для того, чтобы показать в конце сошествие Кришны, что Тот Самый, Который когда-то приходил в виде этого кабана, или, вообще, сотворил все, или в виде рыбы, или в виде праведного царя, в виде Капилы, который мудрость давал. Он проявлял разные свои качества. Он всегда восстанавливал добро и карал зло, приходя в этот мир. И вдруг Он нисходит ни в каком-то образе, а Сам по Себе. Не принимает образ, а самостоятельно приходит. Свайам-бхагаван. И оказывается, что это человек, который ничего доброго за свою жизнь не сделал. Он воровал, убивал, устраивал политические игры, в результате которых погибло огромное количество мужского населения на Земле, сжигал леса, преследовал животных, преследовал инакомыслящих. При этом это была не Его аватара, не Его образ… Похищал чужих жен в малолетстве. Понимаете? При этом не женился на них.

Слушатель: Убил своего дядю.

Бхарати Свами: Дядю убил собственного. И это Он сам. Все остальное — как прелюдия, подготовка. Тот, Кто творил такие чудеса, тремя шагами покрыл Вселенную, на самом деле, это простой человек, который творит такое, что у праведника вызывает отторжение, а у преданного восхищение и восторг. Потому что для подлинного преданного нет понятия добра и зла. Для него есть верность Ему, верность Персоне Номер Один. Все, что Он делает, согласуется это с понятиями чести или не согласуется — не важно. Хорошо то, что Он делает.

Слушатель: Шримад-Бхагаватам описывает события, происходящие в одну жизнь Брахмы?

Бхарати Свами: Нет. Там есть эпизоды из других Брахм вообще.

Слушатель: Из других Вселенных?

Бхарати Свами: Да. Это эпос. Там много сюжетных линий. Они перекликаются между собой.

Слушатель: В разные эпохи.

Бхарати Свами: В разных Вселенных, в разные… Скажем, в одном месте упоминается, что у Рамы был красный цвет кожи, а в другом — зеленый. Это просто разные сошествия.

Слушатель: В разных Вселенных.

Бхарати Свами: А, может быть, разные временные отрезки. Ну, вообще, до десятой песни описаны, конечно, события этой Вселенной, с этим конкретным Брахмой. Да, но в десятой песне есть эпизод, когда приходят Брахмы со всех Вселенных. Когда Кришна уже жил во дворце у себя, уже война закончилась. У него был огромный город. Там дворцы, там жены его жили. К каждой жене Он заходил одновременно ночью. И однажды Брахма решил Его посетить. Вот и привратник сказал: «Хорошо. Я сейчас доложу хозяину». Возвращается: «Хозяин спрашивает: а какой именно Брахма?». И Брахма очень удивился: «Что значит, какой именно? Я творец Вселенной. Кто еще может быть?» Тогда привратник вернулся к Кришне и доложил, потом говорит: «Проходи». Когда Брахма зашел в зал Кришны, он увидел, что в этом зале тысячи разных Брахм. Вот этот Брахма четырехликий, а были тысячеликие, десятеликие. И все они кланялись Кришне и со сложенными руками восхваляли Его, просили благословения. Вот такая история. Тогда он впервые узнал, что он не один такой.

Слушатель: Люди думают, что они единственные во Вселенной.

Бхарати Свами: Да.

Транскрипция: Вишнуприя Д.Д.

Другие материалы раздела

2009-01-16

«Целомудрие»

2009-02-14

«Бхагавата-пурана. Её философия, этика и теология». Часть 1

2009-02-22

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 3

2009-02-28

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 2

2009-07-24

«Материя и Сознание»

2009-07-24

«Настоящая коррекция кармы»

2009-07-24

«Благодаря тибетским монахам»

2009-07-25

«Откровение»

2009-07-25

«Они не спорят на духовные темы»

2009-07-26

«Единомышленники»

2009-07-26

«Насколько далеко Вы готовы пойти»

2009-07-27

«Голос Совести и голос ума»

2009-07-28

«Отличие Духовного от материального»

2009-07-29

«Внутренняя и внешняя природа Души»

2009-08-08

«Цель жизни важнее самой жизни»

2009-09-20

«Качество и количество»

2009-10-27

«Бхакти Йога»

2009-10-28

«Творение»

2009-10-29

«Чего мы ищем в этом мире?»

2009-10-30

«Милость выше справедливости»

2009-10-31

«Рождённый человеком»

2009-11-01

«Терпение и смирение»

2009-11-03

«Душа и Сознание»