Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 1 / Шримад Бхагаватам 1. Глава 10 «Отбытие Кришны в Двараку»

Шримад Бхагаватам 1. Глава 10 «Отбытие Кришны в Двараку»

Б. Ч. Бхарати Свами: Продолжаем читать 1-ю Книгу “Бхагаватам”.

Глава 10-я “Отбытие Кришны в Двараку”.

Мы остановились на том, что после битвы на Курукшетре, когда все падшие были погребены, над ними был совершен огненный обряд, и царь Юдхиштхира после получения наставлений от деда Бхишмы был помазан на царство. И дед Бхишма, мы знаем, он умирал на ложе из стрел, так называемое “ложе из стрел”, его даже сравнивают с дикобразом, он был полностью проткнут этими стрелами после боя и лежал так, что его тело не касалось земли, а полностью покоилось на стрелах, которые проткнули его. И дед Бхишма дал пространные наставления, то есть подробные наставления о том, как править подданными, в чем долг человека вообще, долг человека, принадлежащего к определенной касте и к определенному духовному чину.

Есть четыре касты и четыре чина духовных. И дед Бхишма дал наставления по этому поводу, и также, в чем долг государя перед подданными и долг государя перед Высшим Владыкою, от которого он берет свою власть для того, чтобы править. В “Махабхарате” есть отдельная Глава, “Бхишмапарва”. Там как раз указаны наставления, довольно обширные наставления Юдхиштхире и каждому, кто решил посвятить себя политике, не мешало бы почитать эту Главу. Итак, дед Бхишма, или, точнее, патриарх Бхишма покинул этот мир и Юдхиштхира, новый государь, который пришел на смену слепому Дхритараштре, чьи сыновья погибли в бою, Юдхиштхира унаследовал престол и стал править.

Текст 49. В столице Юдхиштхира был окроплен водою и помазан на долгое царствие. Все дни царства он правил подданными так, как наказал ему знаток Высшего Закона доблестный Бхишма, и был он в глазах народа истинным наместником Божьим на земле.

Глава 10-я. “Отбытие Кришны в Двараку.”

Текст 1. Шаунака спросил:

— О, премудрый! Что сталось с Юдхиштхирою после помазания на престол, когда преданы уже были смерти все сыны Дхритараштры, посягнувшие на законные владения Пандавов? Ужели государь преспокойно почивал в роскоши и праздности?

Текст 2. Сута отвечал:

— Верховный Хранитель был доволен, что на престол древнего царства снова взошел законный наследник. Что завершилась, наконец, братоубийственная война, которая, точно пожар в тростниковых зарослях, истребляла род Куру, не щадя ни младенцев, ни стариков.

Текст 3. Получив от деда своего пространные наставления о науке правления царством, Юдхиштхира поборол в себе уныние и обратился к государственным делам, в коих ему усердно помогали четверо младших братьев. Владели сыны Панду многими землями и морями, и данниками их были правители во всех сторонах света.

Текст 4. В пору царствия Юдхиштхиры облака в поднебесье проливали на почву столько влаги, сколько нужно было людям для земледелия, и земля щедро подносила человеку свои дары. Радовались коровы, подставляя телятам полные вымена, орошая избытком молока обширные пастбища.

Текст 5. Реки и моря, леса и горы, бескрайние нивы и долины все подносили к стопам Юдхиштхиры свои дары. И всякое время года в государстве Пандавов царило изобилие. Граждане ни в чем не знали нужды.

Текст 6. У справедливого и благочестивого государя не было врагов в целом свете, от чего ни он, ни подданные его не страдали недугами – ни душевными, ни телесными. Не ведали они и несчастий, посылаемых небесами и чинимых земными тварями.

Существует три вида страданий, которые посылаются нам: от земных живых существ, от небесных живых существ и от собственного ума. От небесных живых существ это так называемые природные катаклизмы, потому что силы природы – это живые существа, это боги на Олимпе, на небесах. И множество этих богов управляют той или иной силой в природе. И когда случаются природные катаклизмы это значит, что боги за что-то гневаются на людей. Это страдания, причиняемые природой.

Дальше есть страдания, причиняемые другими живыми существами, такими как комары, бактерии внутри тела, соплеменники, сородичи, государевы слуги. Это страдания, которые доставляют нам земные живые существа.

И также есть страдания, может быть, самые тяжкие, это страдания, причиняемые нам нашим собственным умом. Говорят, что “дурная голова ногам покоя не дает”. Когда в голове царит разлад, то страдает все – и тело и душа и все.

Здесь говорится, что в пору царствия Пандавов во главе с Юдхиштхирой люди не ведали ни душевных страданий, ни знали природных катаклизмов, ни страданий, причиняемых другими земными живыми существами. Здесь говорится, что подданные не страдали недугами — ни душевными, ни телесными. Не ведали они несчастий, посылаемых небесами (то есть богами) и чинимых земными тварями.

Текст 7. Дабы сделать приятное родному семейству и утешить сестру свою Субхадру, жену Арджуны, Кришна согласился побыть в столице Куру еще несколько времени.

Текст 8. По прошествии месяцев Всевышний вновь испросил у Юдхиштхиры разрешения наведаться в Свой стольный город Двараку к своему семейству. Царь благословил Кришну в дорогу.

Дело в том, что мы знаем, что Кришна родился в Мадхуре и сразу же в ту же ночь после рождения Он был перенесен отцом во Враджу, что в 20-30 километрах от Мадхуры. По той дороге грязной, когда вечером вы едете из Мадхуры, где со станции, недалеко Кришна родился от станции Мадхуры, и Его перенесли во Вриндаван сначала, а потом Его перенесли ближе к Говардхану, к холму Говардхану, во Враджу. Там Он провел свои детские годы. Когда Ему и брату Его сводному, Балараме, исполнилось 16 лет, они отправились обратно в Мадхуру, по дороге убив несколько слуг своего дяди. СобственноКришна вынужден был детство провести в изгнании по вине своего дяди по имени Камса и по вине его слуг, “камса-мольцев”.

Слушатели: [смех]

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна вынужден был… Решил не вступать в комсомол и прятаться во Вриндаване. В 16 лет Он вернулся и учинил над “красными” кровавое возмездие, убил своего дядю Камсу и множество “камса-мольцев” также положил. И стал Он в Мадхуре править. Но близкий друг Камсы по имени Джарасандха, соседний государь, бывший данником у Камсы, счел, что убийство его друга несправедливо, и он множество раз осаждал Мадхуру. Но некогда Кришна пообещал матери Джарасандхи не убивать ее сына, поэтому Кришна хоть и защищал Мадхуру, около сотни раз были набеги на Мадхуру, когда уже Кришна там сидел.

Формально вернулся к управлению отец Камсы, Уграсена, но, по сути, защищал город Кришна с Баларамой. Также в городе жили и Васудева, Деваки и множество родственников. И в какой-то момент Кришне надоели все эти набеги Джарасандхи на город, и он решил со всем своим семейством отправиться, к тому времени он уже женился, нескольких жен Он взял законным способом, а 16 000 жен Он отвоевал у одного царя. Однажды, когда Он охотился, Он увидел, как некий человек, некий князь, шествует со своим караваном, и в его караване 16 000 его жен, наложниц. И эти наложницы со своим гонцом, с каким-то из евнухов, прислали Кришне записку, что их очень тяготит принадлежность этому князю, и они мечтают, чтобы Кришна их всех похитил, и вообще они в него влюблены.

Кришна так и сделал. Он напал на этот караван, убил этого дяденьку, и забрал себе 16 000 жен. И когда Кришна решил основать собственное государство, чтобы Его не докучал Джарасандха в Мадхуре, Он собрал все свое семейство, все эти 16 000 жен, всех их прислужников, слуг, евнухов, несколько своих охранных отрядов, и они отправились на юго-запад в сторону Бомбея. И там основали на берегу залива. Как он называется? Галф, Персидского залива они основали город, Двараку, город врат. “Дварака” по русски “двери” или “ворота”. Город этот назвали Дварака, то есть “город ворот ”, “город дверей”, потому что в городе было 1000 дверей, 1000 ворот. Этот город был сделан по плану — там были широкие улицы. Не как Москва стихийно строилась, а как Питер – были широкие проспекты, множество парков, садов, они выходили на берег океана, были крепостные стены, рощи и фонтаны. И каждой из своих цариц Кришна построил по дворцу. У каждой из 16 000 жен был собственный дворец. От каждой царицы у Него было по 10 сыновей, у каждого сына был свой дворец, свои слуги, своя охрана, но, в общем, город был довольно большой.

И когда случилась битва при Курукшетре, Кришна некогда обещал Арджуне, что он не оставит его в беде. И если случится война, то Кришна будет рядом с ним. И когда началась война Кришна оставил свой город, и, как мы знаем, он участвовал в битве в качестве колесничего своего друга. А подружился Кришна с Арджуной еще в пору скитаний Пандавов, когда они уже были взрослыми, и они скитались по лесам. И однажды Юдхиштхира и пятеро его братьев, в том числе Арджуна, пришли к одному царю под видом странствующих брахманов.

Я, по-моему, рассказывал?

И каждый из них устроился на службу. Царя звали Вирата. И они устроились каждый на свою должность. Бхима был поваром, Юдхиштхира был шутом, он развлекал царя всякими карточными трюками, потому что Юдхиштхира, собственно, все, что он умел в жизни, это играть в азартные игры хорошо. Арджуна устроился охранником, а Накула и Сахадева, младшие близнецы, устроились посыльными.

И Арджуна влюбился в дочь этого царя, у которого он служил, и когда произошла церемония сваямвары, то есть, когда девушка выбирает себе жениха, она устраивает турнир, вернее, ее отец устраивает турнир, и тот из витязей, который ей приглянется, она ему бросает белый платок, вернее, она бросает ему белый платок и надевает на него венок цветов. Это значит, что она принимает его своим мужем. И там был поединок, в котором участвовали лучники, князья-лучники. Среди них был также Карна, как мы знаем, который был тоже братом Пандавов. Кунти его родила до того, как вышла замуж за Панду.

И условием турнира было, нужно было попасть в золотое кольцо этой самой девушки, этой невесты, из лука, попасть в золотое кольцо. И Арджуна не просто попал в золотое кольцо, а он пять раз попал еще в предыдущую стрелу. Первая угодила в кольцо, вторая в стрелу, которая угодила в кольцо, третья – в ту стрелу и так далее. То есть пять раз он попал в одну и ту же точку. И девушка, ее звали, не помню как ее звали, кто был жена Арджуны? Ну, не важно.

Вот он выиграл этот турнир, и тогда Карна сказал, что это не брахманы странствующие, а это кшатрии. Вернее, он возмутился, что “Как это? В турнире участвуют брахманы?” Что они не имели права участвовать. И тогда Арджуна похитил эту невесту, и они с Пандавами и с Кунти сбежали. И следующей ночью к ним явился в хижину Кришна. Кришна сказал: “Я знаю, кто вы такие”, и Кришна сам предложил Пандавам дружбу. Он сказал: “Вы – Пандавы, вы – сыновья Кунти и Панду, и вы несправедливо страдаете от гонений своих двоюродных братьев Кауравов.”

И тогда, собственно, у них с Арджуной и родилась дружба. Они долгое время вместе находились. Помните, Арджуна в “Гите” говорит: “Когда мы вместе делили трапезу, делили ложе, и мы вместе предавались забавам? Я называл тебя “любезный друг”, не зная твоего величия. Собственно, тогда у них дружба и родилась, когда Кришна явился к ним в хижину и сказал: “Я знаю, что вы на самом деле Пандавы.”

И когда случилась война, Кришна участвовал в битве на стороне Пандавов. И когда все это закончилось, и Юдхиштхира был возведен на престол, Кришна здесь отпрашивается у вновь возведенного на престол царя, Юдхиштхиры, отпрашивается наведаться обратно в тот самый город, в Двараку, который Он некогда основал, к своему семейству. И царь благословил Кришну в дорогу. Читаем дальше.

Тексты 9-10. Скорбь пронзила сердца Пандавов при этой вести. Тяжело переживали грядущую разлуку близкие Кришны – Субхадра, Драупади, Кунти, Уттара, Гандхари, Дхритараштра, Юютсу, Крипа, Накула, Сахадева, Бхима, Дхаумья и Сатьявати. И чувствовали они, будто жизнь покидает их, когда Кришна взошел на сияющую колесницу и зовом раковины возвестил о своем отбытии.

Тексты 11-12. Единожды соприкоснувшись с Неотразимым Владыкою, душа теряет влечение к суетным делам, и не способна она более мыслить существования без того, чтобы внимать слову Кришны, лицезреть Его Образ, служить Ему и верным рабам Его.

Услышав прощальный зов раковины, жестокий, как возвещение о смерти, Пандавы были сокрушены горечью при мысли о разлуке с любимым другом, который сопровождал их на войне и в мирные дни, с которым вели они долгие беседы, делили трапезу, отдыхали на ложе.

Текст 13. Несметной толпою горожане высыпали на площадь провожать Кришну, и глядели они на Прекрасного Предводителя семейства Яду, не в силах отвести от Него взор. Великая печаль угнетала их сердца.

Текст 14. Жены царственного семейства едва сдерживались от рыданий, памятуя о том, что слезы – дурной знак при расставании, грозящий путнику многими бедами.

Текст 15. Забили барабаны и литавры, затрубили раковины и рожки, задули трубы, приглушая музыку свирелей и лютней, когда золотая колесница, влекомая белыми лошадьми, покатилась к городской заставе.

Текст 16. Дабы продлить последние мгновения перед разлукою, женщины знатных семейств спешили на крышах своих дворцов и осыпали похитителя сердец дождем розовых лепестков, кротко улыбаясь, когда взглядам их случалось встретиться.

Текст 17. Арджуна, победитель сна, поднял над колесницею друга белоснежный расшитый жемчугами и самоцветами зонт с золотой рукоятью.

Текст 18. Уддхава и Сатьяки встали позади Кришны с белыми опахалами в руках. Витязи обнажили мечи, народ, теснившийся на улицах, провожал Кришну громкими приветственными криками. Всю дорогу от дворца до городских ворот женщины из окон домов осыпали царевича Ядавов цветами.

Текст 19. Люди желали Кришне удачного пути и молились о благополучии того, кому покорно предана сама Удача, одаривали благословениями Неотличимого, принявшего отличительные черты.

Текст 20. Женщины в пестрой толпе доверяли друг другу тайны о достоинствах сына Васудевы, и в пересудах их было больше мудрости и красноречия, нежели во всех Священных Преданиях.

Текст 21. — Прежде, чем появилась Вселенная, — откровенничали горожанки, — Господь Бог существовал в Облике нашего Кришны. А когда нагрянет конец света, и все зримое вернется в небытие, Кришна останется неизменен, как Он есть, ибо Красота не может исчезнуть.

Текст 22. Кришна силою своих чар обволакивает безымянную душу в пелену обмана, и ей, блуждающей во мгле, мнится, будто она обладает именем и обликом. Кришна побуждает бездеятельную душу творить и подает ей вещество, из коего душа лепит себе образы.

Нам всем кажется, что нас как-то зовут. Что у нас есть фамилия, имя и отчество. Или инициалы у нас есть. На самом деле это все выдумано, и это все иллюзия. Когда нам случается умирать, то мы забываем как нас зовут. Или когда нам случается помутиться рассудком, или, другими словами, оторваться от внешней действительности, и нас спрашивают: “Как Вас зовут?”, мы не знаем, как нас зовут, поэтому мы точно знаем, что мы существуем.

Здесь горожанки, или гражданки говорят: — Душа безымянная и даже не имеет облика. Но Кришна ее обволакивает в некую пелену обмана, и в этом обмане душе мнится, что у нее есть имя, что у нее есть Облик. Кришна побуждает бездеятельную душу творить и подает ей вещество, из коего душа лепит себе образы, то есть тела. Но, по сути, горожанки друг другу говорят Бхагавад Гиту, потому что это прямо стихи из “Гиты”.

Текст 23. Кришна, что ныне восседает перед нами на колеснице, есть тот Бог, коего силятся узреть молчаливые отшельники, усмиряющие страсти и подавляющие желания мира. Он – та Истина, что постигают ученые мужи. Он – тот Спаситель, милости которого добиваются праведники и вершители добрых дел.

То есть Он – тот, к кому стремятся и праведные люди и отшельники и ученые, мудрецы. Именно Его они и ищут. А здесь Он перед нами на золотой колеснице. Эти все мудрые люди уходят куда-то в леса, ходят в храмы, раздают пожертвования бедным в надежде лицезреть Бога, постичь Бога. А тут – вот Он, пожалуйста, перед нами.

Текст 24. О причудах нашего Кришны живописуют Священные Веды. Про Него говорят, что Он – Владыка Вселенной, что Он сотворил жизнь, и Он – душа жизни. Про Кришну Писания говорят, что Он создал мир, поддерживает его и разрушает, сам оставаясь неизменен.

Текст 25. Всякий раз, когда власть на земле прибирают к рукам подлые нечестивцы, животные в человеческом обличье, Кришна нисходит на землю в помощь праведникам. Сколь могущественные не были бы власть предержащие, Кришна непременно одолеет их. Так было и так будет во все времена.

И всякий властитель, когда он забирается на престол, ему кажется, что власть его будет вечной, и он начинает себя обставлять богатствами, властью, дарит чины и звания чиновникам, вельможам своим, раздает им секиры, пищали, автоматы в надежде, что они его защитят. Тут говорится, сколько бы ни была прочна власть, сколько бы ни могущественны были власть предержащие, Кришна, непременно, одолеет их, отберет их власть. Так было и так будет во все времена.

Текст 26. Благословенна семья Яду, принявшая Кришну в свое лоно. Благословенна земля Враджи, познавшая на себе прикосновения стоп того, за кем повсюду следует Госпожа Удача.

Текст 27. Потому Дварака, стольный город Кришны, превзошел богатством и великолепием райское царство, что Богиня Удачи сошла на землю вслед за своим Повелителем, дозволив жителям Кушастхалы лицезреть благолепие Владыки всего сущего, восторгаться Его подвигами, ощущать на себе Его заботу и Его ласковую улыбку.

Кушастхала – это княжество, а Дварака – это столица этого княжества. Сказано, что Дварака – стольный город Кришны – превзошел богатством и великолепием райское царство. Кришна заставил зодчего богов построить Ему дворец, который превзошел дворец Индры. Или даже Он заставил зодчего отобрать у Индры известный этот летающий дворец, как в “Звездных войнах”, такая здоровая штуковина летала.

У Кришны примерно такой был, только Кришна заставил, чтобы эта штука на землю приземлилась. И стены дворцов и простых домов в Двараке были убраны самоцветами вот такими вот. То есть Он богов заставил раскошелиться, и они все Ему принесли дань, в стенах домов были вот такие алмазы. Она заставил богов на землю отдать свои богатства.

В этом нет ничего удивительного, потому что львиная доля богов, подавляющее большинство богов воплотились в виде родственников, в виде Ядавов, то есть они сошли на землю. Поэтому они, собственно, богатства свои с собой забрали. Помните, когда Кришна рождался, перед тем, как Он родился, Брахма сказал богам, чтобы они воплотились загодя в семействе Яду, и в семействе, в котором Кришна родился, в семействе родственников царя Деваки. А небесным куртизанкам он велел воплотиться в том царстве, в котором этот дядя украл 16 000 девушек. Это, собственно, они и были – эти небесные девы — апсары. Они воплотились на земле. И в тот самый момент, когда их похитил один из князьков, Кришна отобрал у него всех этих.

То есть Он ему позволил собрать их, чтобы Кришне самому не приходилось ездить и собирать по городам и деревням эти 16 000 девушек. Он позволил какому-то дядьке их собрать, а потом у него все это отобрал “оптом”.

Текст 28. А какими благодеяниями, подруги, те женщины заслужили супружеской близости с Кришной? Какие подвиги они совершили в прошлых жизнях, какие принесли жертвы, за которые сегодня упиваются Его ласками, блаженствуют в Его объятиях, наслаждаются Его поцелуями? За что царицам Двараки досталось сокровище, при одной мысли о котором девушки Враджи лишались рассудка?

Текст 29. Что особенного нашел Кришна в Рукмини, Сатьябхаме, Джамбавати , за сердце и руку которых Он решил состязаться с такими знатными женихами как царь чедиев Шишупала? А за какие достоинства Кришна, отец Амбы, Самбы и Прадйумны столь сильно возжелал женщин горделивого Бхаумы…

Его звали Бхаума, того, у которого Он отобрал 16 000 женщин.

…А за какие достоинства Кришна, отец Амбы, Самбы и Прадйумны…

Амба, Самба и Прадйумна – это сыновья Кришны от Рукмини, Сатьябхамы и Джамбавати.

…За какие достоинства Он столь сильно возжелал женщин горделивого Бхаумы, за что напал на несчастного царя, убил его и забрал к себе всех его жен и наложниц?

Вот, правда. Взял, убил законного мужа.

Слушатель: Освободил.

Б. Ч. Бхарати Свами: Освободил?

Слушатель: Ну да. 16 000 жен.

Слушатель: И его от них.

Б. Ч. Бхарати Свами: Его от них. Действительно. Помог. Перебор. Но Кришна же всех любил, и Он каждой ночью входил к каждой отдельно, и она думала, что Он только к ней приходит. То есть Он расшестнадцатитысячарился , ко всем приходил.

Слушатель: А тот-то так не мог.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тот не мог, да. Поэтому его и освободили. Ну, да. Не мог, а что держал тогда?

Слушатель: От жадности нахапал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, да. Тогда существовал закон, что если у тебя множество жен и наложниц, но ты в течение года к какой-то так и не пришел, то ты ее должен отпустить на волю.

Слушатель: И куда она денется? Ее потом уже никто не возьмет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, почему? Ее с деньгами отпускали. Так что возьмут. Это как у графа Воронцова была дочь, при виде на которую содрогался человек. И где-то к 35, 36 она вдруг выходит замуж. И когда в свете узнали, что она, наконец, выходит замуж, и спросили ее управляющего, приказчика: “А как же ей удалось замуж-то выйти?” А он говорит: “Так ее мужики выдали замуж”. “Кто же ее сосватал?” ”А мужики ее сосватали.” “А как?” “А их очень много — 80 000 душ.” То есть 80 000 мужиков ее сосватали. Понятно, да?

Слушатель: Как это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они, получается… Их было так много, что, собственно, они и сосватали. Поэтому, когда эту наложницу отпускали, то у нее было столько богатств, что это богатство само и сватало. Да, там спросили: “Кто же умудрился ее сосватать?” “80 000 мужиков”. Просто она была очень богата – 80 000 крепостных у нее было.

Тест 30. Что Кришна нашел особенного в этих женщинах, которые, к тому же, прежде принадлежали другому мужчине? И не наложницами своими Он сделал их, а сочетался с ними законным браком. Возвел для каждой из них отдельный дворец и всех до единой обхаживал Своим вниманием.

Текст 31. Сута продолжал:

— Так говорили меж собой жительницы Хастинапуры, одаривая Кришну робкими взглядами. А Кришна, угадывая мысли красавиц, отвечал им ласковой улыбкою.

Текст 32. Юдхиштхира, хотя и истребил вокруг всех своих недругов, все же велел воеводам снарядить для своего сердечного Друга четыре охранных отряда.

Текст 33. Сыны Панду и знатные горожане проводили колесницу Кришны на некоторое расстояние от Хастинапура, а затем, по просьбе своего Спасителя, вернулись в столицу и обратились к делам государства.

Тексты 34-36. Царский поезд отправился на юг вдоль русла Ямуны, через владения Кауравов, Панчалов и Шурасены. Затем, у великого поля Куру путники повернули на запад и, миновав страну Брахмаварту, Матсью, Сарасвату и степную Мару, вступили в землю Саувиры и Абхиры, что простираются у восточных границ прибрежного княжества Кришны…

Эта Сувира и Абхира… Помните это название? Это куда ушел Притху. Помните, он когда оставил свое царство после наставления сынам, он как раз через Саувиру и Абхиру шел. Ну, так просто. Историческая справка. То есть они отправились на юг от Дели. Дели – это тот самый Хастинапур. Значит, они на юг. А потом, когда они дошли до реки, повернули к Бомбею, на запад повернули. Итак, они приблизились к восточным границам своего княжества, прибрежного княжества Кришны.

…На всем пути следования царственного поезда люди празднично украшали свои селения и торжественно подносили царю Ядавов богатые дары. Каждый вечер после захода солнца Кришна прерывал свой путь, дабы совершить вечерние обряды и дать отдохнуть людям и животным. Через месяц пути золоченая колесница достигла границ Анарты – родового княжества Кришны со столицею в Двараке. В сопровождении большого войска Кришна торжественно подъехал к воротам величественного морского города. Впереди степенно и медлительно шли слоны, обученные воинскому бою. За ними двигались грозные боевые колесницы, следом гарцевали всадники на быстрых конях, и замыкали шествие пешие рати.

Конец 10-й Главы. Есть вопросы?

Слушатель: В какую эпоху правил Юдхиштхира.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это был самый конец Двапары-Юги. Собственно, сейчас Кришна прибывает в Двараку, там Он какое-то время, несколько месяцев погостит, и Он снова возвращается в Хастинапур, где будет устроено это самое жертвоприношение коня. Или оно уже было – это жертвоприношение?

Слушатель: Уже же резали на куски и клали женщину.

Б. Ч. Бхарати Свами: Уже, да. Все, это второй раз. Вот Он возвращается в Двараку, потом к Нему, буквально через несколько месяцев, приезжает Арджуна, и узнает, что Кришна оставил этот мир. То есть Он возвращается в Двараку, и спустя, может быть, полгода происходит семейная трагедия – все Ядавы, там, значит, Ядавы и кто там еще были, Вришни и Ядавы, они друг друга перебьют в братоубийственной войне, они напьются вина и, хмельные, начнут убивать друг друга на пикнике. И Кришна узнает об этом. Он будет у себя во дворце, а пикник случится где-то на берегу океана.

И Кришна уйдет из этого мира. Это будет подробно описано в 11-й Книге “Бхагаватам”. И Он покидает мир. И в тот миг, когда Он покидает мир, наступает Кали-Юга. То есть это буквально за несколько месяцев до начала Кали-Юги. И в следующих Главах 1-й Книги мы будем читать как Юдхиштхира своему брату Бхиме перечисляет странные перемены, происходящие в человеческом обществе и в природе.

Дело в том, что, естественно, когда одна юга, одна эпоха сменяется другой, на небе не появляется растяжка, что “Сегодня в 20.15 смена эпохи”. Это происходит само собой. Юдхиштхира перечисляет, что «Вдруг произошло смешение в череде времен года. Осень пришла не на смену лета, а, там, на смену весны. Как-то вот меняется череда времен года, люди начинают добывать средства нечестными способами – воровством, обманом, начинают доносить друг на друга, клеветать и так далее. Семейное насилие появляется.

Что он еще говорит? Что «Собаки вдруг на людей начинают лаять». Для нас то это нормально, да?

Слушатель: А раньше не лаяли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. А как собака может на человека лаять? Собаки начинают лаять, волки, вдруг в городах появляются. Когда было, помните, ну, помните, смутное время в царствие Годунова и Лжедмитрия, там три года подряд были страшные засухи, и на улицах Москвы волки стали появляться, чего раньше не было. Такое вот было смутное время.

Слушатель: Здорово.

Б. Ч. Бхарати Свами: Здорово, да. И здесь тоже, в “Бхагаватам” перечисляют, Юдхиштхира говорит, и по ночам возле дворца, дворец в центре города, возле дворца воют волки. Это признак пришествия Века Кали. Эти события, о которых мы читаем, это за несколько месяцев, за несколько недель до наступления Кали. Он еще говорит, что дуют ветра какие-то, бури происходят, какие-то стихийные бедствия, дрожат горы, то есть землетрясения. Для нас это нормально, а тогда же этого не было. Мы читаем, что когда правил Юдхиштхира, то все приносили свои дары. Горы давали жемчуга, самоцветы, поля приносили зерно, леса-плоды. Дождь лил столько, сколько нужно для возделывания земли и только по ночам, когда люди спят. Утром они просыпались – а все свежо.

Слушатель: Все полито, пыль прибита.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Днем солнышко светит, а ночью – дождь.

Слушатель: Хорошо коммунальная служба работает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но это хорошо, потому что водопроводов не было и канализации. Все это раз – на улицу. А дождь все смывал. В поля, для удобрений.

Транскрипция: Людмила
Корректор: Инга

Аудиокнига Шримад Бхагаватам 1. Читает Сергей Русскин

Другие материалы раздела

2011-01-23

Шримад Бхагаватам 1. «Вступление» Текст 1

2011-01-30

Шримад Бхагаватам 1. «Вступление» Тексты 2 и 3

2011-02-02

Шримад Бхагаватам 1. Глава 1 «Вопросы мудрецов»

2011-02-13

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 1–11

2011-02-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 12–22

2011-02-27

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 22–34

2011-03-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 1–30

2011-03-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 31–44

2011-04-10

Шримад Бхагаватам 1. Глава 4 «Раздумья Вьясы»

2011-04-24

Шримад Бхагаватам 1. Глава 5 «Беседа Нарады и Вьясы» Тексты 1–16

2011-05-08

Шримад Бхагаватам 1. Глава 5 «Беседа Нарады и Вьясы» Тексты 16–40

2011-05-22

Шримад Бхагаватам 1. Глава 6 «Судьба Нарады»

2011-05-29

Шримад Бхагаватам 1. Глава 7 «Наказание сына Дроны» Тексты 1–11

2011-06-12

Шримад Бхагаватам 1. Глава 7 «Наказание сына Дроны» Тексты 12–58

2011-06-19

Шримад Бхагаватам 1. Глава 8 «Спасение Парикшита и молитва Кунти»

2011-06-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 9 «Исход патриарха Бхишмы»

2011-06-26

Шримад Бхагаватам 1. Глава 10 «Отбытие Кришны в Двараку»

2011-07-17

Шримад Бхагаватам 1. Глава 11 «Стольный город встречает своего Повелителя»

2011-07-24

Шримад Бхагаватам 1. Глава 12 «Рождение Парикшита»

2011-08-21

Шримад Бхагаватам 1. Глава 13 «Дхритараштра покидает дом»

2011-09-04

Шримад Бхагаватам 1. Глава 14 «Арджуна приносит весть об исходе Кришны»

2011-09-05

Шримад Бхагаватам 1. Глава 15 «Уход Пандавов»

2011-09-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 16 «Беседа Земли и Закона»

2011-09-07

Шримад Бхагаватам 1. Глава 17 «Наказание и помилование вздорного простолюдина Кали»

2011-09-08

Шримад Бхагаватам 1. Глава 18 «Сын брахмана проклинает махараджа Парикшита»

2011-11-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 19 «Явление блаженного Шуки»