Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 1 / Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 1–30

Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 1–30


Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 1–30 | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 6 марта 2011 года

Б. Ч. Бхарати Свами: Итак, мы закончили 2-ю Главу 1-й Книги, которая называлась “По ту сторону зримого бытия”. Глава закончилась на том, что Сута Госвами утверждает, что Всевышний является источником для причины и следствия творения, то есть причину тоже порождает сам Всевышний. Другими словами, причина творения – это сон или воображение Господа Вседержителя, который возлежит в Первичном Веществе, это вещество называется Вселенская Жижа… такие воды… и Он производит Сон. Господь Вседержитель Вишну производит Сон не произвольно и не как Ему заблагорассудится, а на этот Сон Его наталкивает нечто, некая игра, некая забава. И игра совершается даже не Господом Богом, а тем, Кто стоит над Богом. Это Господь Кришна.

То есть Господь Кришна порождает игру воображения. Своей игрой Он порождает игру воображения в сознании Всеобщей Души или Бога. А Всеобщая Душа уже порождает, являясь причиной, следствие. То, что для нас является окружающим миром, для Него является внутренним миром. На этом заканчивается предыдущая 2-ая Глава. Что Кришна порождает и причину и следствие. При этом Всевышний присутствует как Первопричина или как Суперпричина и в причине и в следствии. Эта Глава заканчивается.

Текст 33. Единым Неизменным Началом Всевышний присутствует в каждом одушевленном существе, включая Бога, неделимой частицей сознания. Он наделяет сознание ощущением и мыслью, с помощью коих сознательное существо способно испытывать изменения сознания.

Текст 34. Так, оставаясь неизменным и невозмутимым, Всевышний, Кришна, поддерживает многоярусное мироздание и его обитателей. Дабы сохранить закон и порядок в своем творении, Всевышний в разных Обликах нисходит в миры небожителей, людей и животных.

Глава 3 “От непроявленного к проявленному”.

Текст 1. Сута сказал: “Прежде, чем проявились предметы, Всевышний принял Облик Созидающего Существа, которое произвело на свет шестадцать Первичных Стихий. Их сочетание и представляет собою зримую Вселенную”.

Здесь продолжается мысль, что сам Господь… Нам надо понимать, что затем будет переход от этой истории, философии, от “Саги о Бытии” будет резкий переход к Кришне. С чего бы это, да? К Кришне с Его политическими замыслами.

Вообще Кришна в индийской истории, вообще истории мира, ставится наряду с политическими деятелями, типа Цицерон, Перикл, первый афинский царь… и другими политическими деятелями Древнего Мира. И Кришна то же самое. Он был неким князем, который детство свое вынужден был провести в изгнании, а потом, когда Он достиг совершеннолетия, отомстил за униженных своих родителей, убил собственного дядю. Какое-то время после этого Он сопутствовал своим родственникам в лице пятерых братьев Пандавов и их матушки, которая вынуждена была скрываться в лесу и оберегала их от всяких напастей.

После того, как они провели нужный срок в изгнании и вышли из леса для того, чтобы унаследовать хотя бы часть царства своего отца, их опекун, брат отца Пандавов, Дхритараштра, решил не отдавать Пандавам их наследство, а решил передать все царство своему старшему сыну Дурьодхане и его младшему брату, Духшасане. Начинается политическая интрига, Кришна выступает в роли миротворца, выступает в роли посланника между братьями Пандавами и опекуном, Дхритараштрой, слепым царем. И все эти события приводят к войне, в которой погибло очень много людей. Эти события подробно изложены в “Махабхарате”, “Сказании о семье Бхаратов”, потомков Бхараты.

И на основе этого историки делают вывод, что Кришна – политический деятель, который, после того, как война закончилась, уехал на Взморье, основал там город под названием Дварака. Там было очень много медных ворот, поэтому назвали Дварака. “Двара” означает ”двери, ворота” на санскрите. И там Он поселился вместе со своей семьей, у Него было много детей, там они жили долго и счастливо. Потом Кришна отлучился по какому-то делу к своим друзьям в Хастинапуре, а когда собрался в обратный путь, узнал, что вся Его семья, все Его семейство погубило друг друга. Они перепились все и всех закололи, друг друга поубивали. Погибли все Его сыновья, все Его внуки, родители тоже с ума сошли, покончили… Ушли в лес и там умерли.

Все это в “Махабхарате” описано, и историки современные, совершенно справедливо Его величают Видным Политическим Деятелем Древнего Мира. Эти княжества… частично эти события описывают шумеры. Историки нашли множество литературных памятников, клинопись. Там описаны все эти события. О том, как некий князь юность свою должен быть проводить в изгнании в племени пастухов, про события, связанные с Его бегством, с этими войнами, с усилиями по поддержанию мира, это все было в шумерских книгах, в клинописи, про рабство, в которое попал род Кришны, и он должен был бежать от этого.

Это было крупное переселение народа к Взморью, в Двараку. Эти все события были у шумеров написаны, и эти же события легли позднее в основу Библии, в частности, в “Книге Царств”, в “Книге про Фараонов”, в “Новом Завете”, что Иисус, сын Иосифа, должен был скрываться от Ирода. Ирод послал своих стражников, которые убивали всех младенцев – от новорожденных до двухгодовалых – он чудом спасся.

Точно так же эта история о том, как расступилась река, Ямуна бушующая, и Васудева пронес Кришну по высушенному дну реки – это тоже перекликается с более древней библейской историей о том, что Моисей вывел свой народ, и Бог раздвинул Синайский пролив, Синайский полуостров, они спаслись от конницы. Очень много этих историй. Со временем, с переписью всех этих историй какие-то детали изменились, но в целом то, что древние иудеи переписали у шумеров, а шумеры – это нынешний Ирак, Иран, там было Междуречье, это все входило в тогдашнюю империю Пандавов.

Иудеи, семитские племена, частично эти истории переписали, переделали на свой лад, и то, что мы с вами имеем сейчас – то, что так называемые “западная цивилизация” признает как “непререкаемые Писания” — Библия, Тора, Новый Завет – это все взято у шумеров. А шумеры, естественно, записывали это из Вед и, в частности, из “Шримад Бхагаватам”. То же самое – у шумеров взята “Книга Бытия” – там, где говорится, как создавалась Вселенная, помните, “В начале было слово, и Дух Бестелесный носился над водой”.

“Дух Бестелесный” – это Вишну или параматма, Высшая Душа, которая возлежит над водой, Вселенский Океан, Причинный Океан. Потом появилась суша и так далее. Были созданы звезды, была создана Небесная Рать, волхвы. Все это было создано в течение шести дней, а на седьмой день Бог посмотрел на свои творения и сказал: “Это хорошо” и решил отдохнуть. Отсюда шаббат – суббота, когда все, кто почитает Бога Единосущего, ничего не делают, только едят куски мяса, которые с прошлого вечера томятся на огне. На седьмой день они ничего не делают, почитают Бога.

В “Шримад Бхагаватам”, конечно, не так схематично описано, как в Торе, как в Библии, а описано подробно. Что это были не просто суша и вода, а существуют шестандцать первоэлементов или первостихий, самые грубые из которых – это суша, вода, огонь, воздух и эфир или пространство. Дальше чувства, которые ощущают, соответственно, эти стихии – кожа ощущает воздух, глаза ощущают огонь, нос ощущает землю и так далее. Это все будет описано.

Чувства, потом, помимо ощущений есть еще такая стихия как ум, который позволяет эти ощущения сортировать. Над ним стоит разум, который сортирует не по приятности этих ощущений, а по назначению. Например, ум говорит: “Это горячо”. Ум говорит: “Это плохо, потому что это слишком горячо”. Например, горчичники. Если ум не включен, то мы горчичники даже не почувствуем, хотя кожа будет краснеть, но мы не будем ничего чувствовать. Ум нам говорит: “Это горячо, нужно убрать эти горчичники”. Но над ним стоит такая тонкая-тонкая субстанция, которая называется “разум”. Разум говорит: “Да, это неприятно, но это полезно, и поэтому оставим горчичники”. И так далее.

Все эти тонкие субстанции, о которых, естественно, в Библии не говорится, в Торе не говорится, а в “Шримад Бхагаватам” говорится, потому что “Бхагаватам” мы признаем как первоисточник, из которого переписаны все эти “матричные” или ”схематичные” картины мира. Они и в американских племенах, и в шаманских всевозможных племенах, и в китайских источниках упомянуты – это земля, ветер, металл, воздух. Везде какие-то фрагменты из первоосновы, из Вед взяты.
Мы сейчас читаем 1-ую Книгу, где происходит резкий скачок от описания первостихий. В данном случае сейчас говорится схематично описание первостихий. Потом сразу к Кришне. Почему вдруг к этому политическому деятелю? Дело в том, что вайшнавы признают в этом политическом деятеле…, Его фамилия была Васудева, потому что отца Его звали Васудева, … даже не Бога, сошедшего на Землю, а Того, кто велит Богу воплощаться в тех или иных Образах на Земле.

Он вдохновляет Бога творить, и вдохновляет потом этого же Бога принимать всевозможные Образы и приходить в творения. Правда, порой Он Богу говорит: “Ты пока спи, я приду сам”. И Кришна, который нисходил в этот мир 5000 лет назад, это был не Образ Бога, а это был Тот, кто велит Богу принимать всевозможные Образы.

Читаем 3 Главу.

Текст 1. Сута сказал: Прежде, чем проявились предметы, Всевышний принял Облик Созидающего Существа, который произвел на свет 16 Первичных Стихий. Я о них вам уже сказал. Их сочетание и представляет собой зримую Вселенную.

Текст 2. Изначальное Созидающее Существо возлежит на Водах Вселенной в состоянии Созерцательного Сна. Из озера Его пуповинной впадины произрастает лотос, на вершине коего восседает многоликий Брахма – Созидатель зримого разнообразия.

Здесь говорится “многоликий Брахма”, а мы, вайшнавы этой Вселенной, мы понимаем, что Брахма четырехликий, но здесь о Брахме говорится как о нарицательном существе, то есть не конкретно наш Брахма, у которого 4 лица, а Брахма вообще. У Брахмы может быть и одно лицо, и два, и, наверно, и три и четыре и даже до тысячи. Изначальное Существо лежит на водах этой Вселенной в состоянии созерцательного сна, и у Него в пупе есть это озеро, из которого вырастает лотос, а на вершине его восседает Брахма, последующий Созидатель.

Текст 3. В стебле исполинского лотоса, что прочною пуповиною связывает Предвечное Существо с Творцом, заключены все ярусы наблюдаемой Вселенной. Самое же Предвечное Существо не есть предмет наблюдения, он – Наблюдатель, Чистый Свет, Сознающий Себя.

Вот стебель лотоса, на вершине которого цветок. Этот стебель лотоса поделен на всевозможные ярусы. Здесь опять не указано количество ярусов, потому что в разных вселенных количество ярусов варьируется. В нашей Вселенной их насчитывают 14. В них есть подъярусы. Скажем, низшие адские ярусы делятся на 28 видов. А кто-то их делит на 21. Это все, конечно, условно. Мы знаем, что в нашей Вселенной существуют 8 400 000 видов жизни. Жизнь одна, а видов, которые принимает эта жизнь – их 8 400 000.

Поэтому мы можем смело сказать, что этот Вселенский лотос, этот стебель Вселенского лотоса делится на 8 400 000 шайб или слоев. Для простоты их разделяют по категориям. Например, людей – 400 000 видов, зверей – 3 000 000, насекомых — 2 800 000, что-то там такое. И на вершине сидит Брахма, то есть Творец, для которого этот лотос является пуповиной, которая связывает Его с Творцом, то есть Брахмой. Другими словами, Он никогда на является и никогда не был и никогда не будет независимым творцом. Он всегда связан пуповиной…. Это красивая пуповина, это лотос… со своим, в кавычках, “родителем”.

Надо сразу сказать, что это и фигурально мы говорим и буквально. Этот лотос можно принимать как некий символ. И вся эта конструкция – это некий символ. Эти 8 400 000 форм жизни… мы их должны считать символически. Они не то, что находятся географически один под другим, как, например, в государстве. Глава государства может быть карликом, лилипутом.

Слушатели: Смех.

Б. Ч. Бхарати Свами: Точно так же Брахма. Мы Его рисуем на вершине лотоса, хотя Он присутствует везде, то есть Он находится и внизу и наверху, но Его Воля исполняется здесь, поэтому мы говорим: “Он на вершине”. Мы должны это не буквально воспринимать, а как некий “художественный образ”. Но при этом вайшнавы говорят, что “художественный образ” значимее фигурального воображения, значимее аллегории. То есть, если художественный образ красивее, чем фактическая реальность, значит, Брахма действительно находится на вершине лотоса. Красота первичней.

Говорят, что “какая бы ни прекрасная была реальность, представление о ней всегда прекраснее”. Если представление о реальности красивее, чем сама реальность, значит, это представление выше этой реальности.

Слушатель: Что означает “Предвечное Существо”?

Б. Ч. Бхарати Свами: Предвечное Существо – это Существо, которое существует до того, как стали меняться картинки. Другими словами, до того, как началось время. До того, как началось движение, существовало Предвечное Существо. Это Господь Вишну.

Слушатель: Описываются ли творения других Брахм в “Шримад Бхагаватам”?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не описываются. Дается лишь намек на то, что таких вселенных как наша, полно, и таких Брахм тоже полно. Кстати, когда Кришна жил у себя в Двараке, к нему с поклоном приехал Брахма. И привратники Кришны доложили Ему, что приехал Творец Вселенной на прием, а Кришна его спрашивает: “Какой именно Творец?” Они вышли к просителю и говорят: “А какой именно? Ты кто вообще?” А тот удивился: “Как? Кроме меня еще есть какие-то Творцы?” Они снова спросили Кришну. Кришна говорит: “Ну, ладно, пусть заходит”.

И когда тот зашел, когда Брахма зашел в приемную палату, он увидел там великое множество таких Творцов, у которых были и тысячи голов, сотни голов, и Брахма удивился. Мы узнаем, что таких как он – много.
Слушатели: «В “Шримад Бхагаватам” говорится, что Змей Ананда держит над своей головой различные вселенные или… что там, песчинки. Что это за вселенные?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть Вишну Предвечный, Вседержитель, который возлежит на Змее Ананде. Этот Змей тоже очень таинственный Змей, потому что если его посмотреть с одной стороны – то это Господь Баларама, а с другой стороны – это Змей. Там описано, что это Змей или Великий Аспид, которого называют, кстати, Господом Богом. У него торс человеческий, а низ змеи. И при этом если посмотреть внимательней, у него на ногах ногти изумрудного цвета. Там непонятно. В одном и том же описании говорится, что это Великий Аспид, а потом, что у него ногти на ногах. Да, там очень все сложно. И Господь Вишну возлежит у него на груди. У этого Змея белоснежное брюхо, это такая кобра с многочисленными головами, капюшон у которой как балдахин над кроватью. Он оберегает сон своего повелителя, и на головах у него песчинками эти вселенные, горчичными зернышками покоятся эти вселенные, низы которых, днища этих вселенных, освещаются самоцветами, которыми украшены головы его.

В каждой вселенной Он себя проявляет еще одним Аспидом, меньшего размера. Как голографическая картинка. Если ее разбить, то в каждом осколке будет картинка общая, только она будет маленькая. В каждой песчинке он возлежит как свой отдельный змей, на котором лежит уже другой Вишну. Его называют “Гарбходакашайи Вишну”. А дальше этот же самый Вишну входит в каждый атом этой песчинки, это Вселенной, Его уже называют “Кширодакашайи“, то есть “везде-везде-везде присутствует”.

Предвечный Вишну – это тот, который самый большой, который лежит на гаде, у которого песчинки Вселенной. Он Предвечный, потому что Вишну, который появляется в песчинке или яйце Вселенной, Он потом исчезает, когда все эти песчинки или эти шарики Вселенной, пузырьки со вдохом этого Вишну входят в поры Его тела. Когда Он выдыхает, они вылетают и покоятся над клубками этого Змея большого. Это большой Вишну – Предвечный. Все остальные появляются с творением и исчезают.

Слушатель: А это поэтому говорится, что и Вишну тоже испугался…?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он сделал вид, конечно, но это тот Вишну, который в песчинке. В нашей Вселенной есть Вишну, но есть и общий Вседержитель. Есть Каранодекашайи Вишну, то есть тот, кто лежит в причинах, тот, кто самый причинный, Предвечный. Есть Гарбха, то есть Гарбходакашайи Вишну – тот, кто лежит в яйце. “Гарбха” означает ”яйцо”. А есть еще Кшира. ”Кшира” означает ”Вездесущий” или ”Всех созерцающий”.

Слушатель: Получается, Баларама – это Змей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: А он один, ну, то есть, в 5-й Песне там в конце когда описывается он, там только про него рассказывается, и не говорится, что на нем кто-то еще возлежит. То есть он бывает один, и бывает и так что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Его видят без Вишну… У Баларамы, когда был свой танец раса… У Него же свои гопи, возлюбленные. То есть Он был как бы отдельно от Кришны. На самом деле Кришна и Баларама никогда не расстаются.

Слушатель: Что Змей этот никогда не бывает один? Он всегда с …?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Баларама всегда сопутствует.

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Балараму можно видеть отдельно, но это не значит, что Он отдельно от Кришны. Например, Баларама уходил от Кришны после битвы на Курукшетре. Перед битвой на Курукшетре Баларама на что-то обиделся и ушел. Битва при Курукшетре без него была. И когда Он вернулся, Он увидел последствия этой войны. Но это не значит, что Он уходил. Он всегда был рядом с Кришной, просто его могли видеть отдельно.

Мы сказали о том, что прочная пуповина или лотос, на вершине которого сидит Брахма, можно считать фигуральным… некой метафорой… что это пуповина, которая связывает Творца с Его Родителем, с Господом Вишну. Это в яйце Вселенной, которое лежит. А можно и не метафорически воспринимать, а буквально.

Например, когда мы будем читать в 3-й Книге о том, что Брахма, появившись на Свет, стал думать о том, откуда Он взялся. Он увидел этот лотос и все… Он находился в полной темноте. Он перелез к этому стеблю через цветок и стал спускаться…. Как в “Ну, погоди” Волк, помните? Брахма спускался по этому лотосу тысячу лет. Своих лет. И так не нашел, откуда же все-таки растет. И потом снова.

С Брахмой то же самое – он спускался, а потом стал подниматься. Так Он не нашел своей причины. Он понимает, что появился на этом лотосе. Откуда этот лотос растет? Должна быть причина. Мы это можем воспринимать буквально, что Он действительно спускался, а можем воспринимать фигурально, что Он не физически спускался, а Он сидел и думал, откуда же этот лотос взялся, откуда же этот лотос растет.

То есть Он логически соображал так: “Я появился отсюда. Это появилось оттуда. То появилось… и так далее”. Он пытался понять, где Первопричина. И так и не смог понять. Мы можем так рассуждать. Для людей с развитым воображением мы говорим, что Он спускался по этому лотосу. Но поскольку, повторяюсь, это красивее – история о том, что он, действительно, спускался, красивее, чем “он сидел и сухо размышлял: “Где же Первопричина?”, то мы говорим: “На самом деле Он действительно спускался.”Почему? Потому что Красота первична. Сколь ни красива была бы реальность, представление о ней всегда красивее.

Итак, Стебли исполинского лотоса, что прочно пуповиною связывают Предвечное Существо с Творцом Брахмой, заключены во все ярусы наблюдаемой Вселенной. Самое же Предвечное Существо не есть предмет наблюдения. Т.е. Брахма не смог его постичь, не смог “понаблюдать” его, потому что Он сам за Брахмой наблюдает. Он – Наблюдатель, он – Чистый Свет, сознающий себя. Брахму еще можно называть “Сгусток Света”, от слова “брахман”. “Брахман” есть ”Чистый Свет” или ”Чистый Дух”. А “Брахма” –это ”Постигший” или ”Дух немного затемнившийся”, то есть “Чистый Свет, который начал творить что-то”. Брахма и Брахман.

А “Вишну” – это не “Брахман”, то есть не “Дух”, а “Дух, сознающий себя”.“Дух в чистом виде” – “Брахман” себя не сознает. То есть Брахман, это Нирвана или Брахман… Как это называется… Как у христиан “Отец, Сын и Святой Дух”. У них Святой Дух. Если Отец и Сын представляют собой некие сознательные существа, то Святой Дух – это Нечто, который не сознает себя. Просто Святой Дух.

На самом деле христиане – те же самые майавади. Почему? Потому что в иерархии “Сын, Отец и Святой Дух” они “Святой Дух” ставят над всеми, над Сыном и Отцом. А Святой Дух – это безличное что-то. Брахман. То есть они поклоняются… Высшей Божественной Ипостасью они считают Святой Дух, Безличное Существо. Поэтому мы говорим, что они – майавади.

Вишну – это Дух, но сознающий себя, обладающий качествами личности. Он – Произвольное Существо. Он думает, Он ощущает, и Он волеизъявляет. И при этом Его нельзя постичь, Его нельзя наблюдать. Брахма Его не смог понаблюдать, потому что тот сам есть Наблюдатель. Мы ходим все, а, на самом деле, за нами наблюдает “снайпер”. “Снайпера” мы познать не можем, потому что он скрыт. Точно так же Господь Вишну – это “снайпер”. Он скрыт так, что Его не увидишь. Но когда надо, Он “нажимает курок”, и пуля, или время в виде пули, смерти, нас укладывает. А самого “снайпера” наблюдать нельзя, то есть Брахма попытался увидеть “снайпера”. То есть “снайпер” он ”наблюдатель”.

Текст 4. Воистину прозревший видит Предвечное Существо имеющим тысячи ног, тысячи рук, голов, ликов, ушей, носов и глаз. Чела Предвечного Существа покрывают сверкающие золотом уборы, грудь украшена цветочными венками, в ушах блистают серьги.

Здесь вопрос: “Как же Он выглядит?” “Узревший Его, узревший Истину …” они говорят, что Бог, “Предвечное Существо, у Него тысяча голов, тысяча ушей, носов, глаз..” Что имеется в виду? Мы можем опять воспринимать это фигурально, а можем художественно воспринимать. Фигурально это значит, что у Него тысяча рук, тысяча голов, тысяча ликов, ушей, носов и глаз. Это значит, что Он везде слышит, каждый писк Он слышит, каждый крик Он слышит, каждый шепот, каждую мысль. Он везде видит – тысяча глаз у Него, Он направлен всюду, свое внимание Он направляет всюду, у Него тысяча ликов, у Него тысяча голов, у Него тысяча рук — то есть Он может творить, производить действия, тысяча ног – Он может перемещаться в любом направлении. Это фигурально. Но можно это воспринимать и художественно. У Него, действительно, тысяча ног, тысяча рук, тысяча голов и так далее.

Чела Предвечного Существа покрывают сверкающие золотом уборы, грудь украшена цветочными венками, в ушах золотом блистают серьги.

Текст 5. Из тела Извечного Существа, Непроявленного, Неизменного, Нерушимого, проистекают многочисленные нетленные Облики, кои являются сотворенному миру.

Здесь уже говорится об аватарах. То есть из этого Существа проявляются все эти аватары. Их очень много. Мы выделяем 10 аватаров – это карлик, кабан, человек-лев, Кришна-Баларама, калки, черепаха… Кто там еще?

По их образу и подобию созданы тела Небожителей, людей и животных.
По образу и подобию этих Ипостасей Богов, этих Ипостасей этого Вечного Существа. То есть Вечное Существо создает Образы. Вернее, из Него, Он проявляется в определенном Образе, и по их образу и подобию, этих фигур, создаются облики животных, людей и Небожителей.

Например, есть Небожители – кенары. Это люди с головами лошадей. Такой Господь приходил. Его звали Хаягрива, то есть с лошадиной головой на шее, Хаягрива. Дальше Господь Рама – Он имеет Облик человека. Ну и звери всякие – львы, кабаны, черепахи, рыбы. Господь в этих Обликах приходил, и по их образу создаются существа.

Текст 6. Первыми, кого произвел на свет рожденный на лотосе Брахма были четверо отроков кумаров, кои есть Ипостаси Всевышнего”. Они считаются частичным Воплощением Бога. “С самого своего явления и поныне четверо братьев следуют обету воздержания и созерцания, дабы пребывать в Вечной Безмятежности.

Так вот, они не пребывают, они – “дабы пребывать”. Мы знаем историю, когда они пытались войти в Духовное Царство, но им туда не разрешили зайти. Кумары, чтобы пребывать в Вечной Безмятежности, следуют обетам, т.е. они воздерживаются и находятся в состоянии Созерцательности все время.

Текст 7. Вторым существом, в коем воплотился Всевышний, правообладатель всех жертв, был Исполинский Вепрь, что поднял Землю над водами Вселенского Моря.

Мы, по-моему, в прошлый раз говорили, что когда-то ярус Вселенной – Земля… Земля включает в себя много ярусов, такой слой… Этот ярус сместился вниз, и его затопила вода яйцеобразной вселенной. Вепрь нырнул в эту воду и целый ярус он приподнял. Видимо стебель немножко изогнулся и ушел в воду той частью, которая называется Земля. Вепрь своими клыками, видимо, выпрямил этот изогнутый стебель, и Земля должна находиться на суше, Земля должна находиться над водой, и она снова оказалась над водой.

Слушатель: Что же – адские планеты под водой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Адские планеты тоже под воду погрузились, но он их тоже… Они находятся в непосредственной близости. Из 5-й Песни следует, что они в непосредственной близости от воды находятся. Видимо он так изогнулся, что даже Земля опустилась. Когда происходит Всемирный Потоп, то эта вода покрывает адские планеты, адские планеты находятся над водой, потому что на поверхности лежит Змей Аспид… на поверхности воды, а над ним … в непосредственной близости над ним находятся змеиные ярусы, и дочери змеиных князей влюблены в этого Змея. Когда он хохочет… Помните, мы читали в 5-й Книге?

И лотос, видимо, так ушел под воду, что накрыл вместе с Землей… Но когда происходит частичное уничтожение структуры Вселенной, этого лотоса, то лотос погружается полностью в воду, включая поднебесные и небесные ярусы свои…. Стебель погружается. За исключением Полярной Звезды – она никогда в воду не опускается. Там, где Незыблемый правит. Его зовут Дхрува. Переводится как “незыблемый”.

Слушатель: Махарадж, здесь спрашивают: “А что произошло с жителями этих планет, когда Земля погрузилась в воду? Они погибли?”.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не говорится ничего. Говорится, что это было незапланированное погружение. Обычно погружение происходит раз в Маха Югу, раз в тысячу Маха Юг. Происходит частичное подтопление.

Слушатель: После Кали-Юги что происходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это малое погружение. Это Малый Конец Света. А происходит еще Большой Конец Света, когда заканчивается день Брахмы. Тогда все в воду погружается. Но не раньше. А это произошло незапланированное погружение в воду Земли, и Господь выскочил из ноздри Брахмы, маленьким кабанчиком метнулся, и потом стал расти. Потом Он плюхнулся в эту воду, и клыками своими подправил стебель лотоса, и лотос над водой приподнялся. Он стал расти, и Брахма сам удивился, как у Него из ноздри это выскочило. А Кумары у Брахмы выскочили из ума, между бровей.

Итак, Вторым Воплощением Всевышнего был Исполинский Вепрь, что поднял Землю над водами Вселенского Моря. Как он выскочил – это мы будем в 3-й или 2-й читать.

Текст 8. Третьим воплощением Всевышнего явился Божественный Пророк Нарада, который донес Миру мудрость Слова Божьего – Вед. Вечный Скиталец Нарада призывает смертных к Совершенному Неделанию.

Нарада тем и занимается, он говорит: “Не надо ничего делать.”

Как у Салтыкова – Щедрина, “Современная идиллия”. Там один из троих друзей решил, что не надо торопиться, вообще не надо ничего делать. Надо только годить. “Ты погоди”. И вот они стали “погодить”. Они ни о чем ни думали, только кушали и “годили”, то есть и размышляли, но про себя.

И Нарада он тоже всем говорит: “Погоди”. Прежде, чем что-то делать. Помните, Дакша произвел на свет 10 сыновей, пришел к ним Нарада и сказал: “Погодите”. И они умерли. То есть они отправились в Вечное Царство, но, понятно, что “судмедэкспертиза установила бы смерть”. Дакша решил, что это трагическая случайность, что его сыновья погибли на берегу озера. Он произвел на свет 100. И только они собрались произвести на свет многие живые существа, формы живых существ, как пришел Нарада и говорит: “Погодите”. И они тоже от “погодения” померли все. И потом 1000 Дакша произвел или 10 000, и, в конце концов, он проклял Народу, своего брата, между прочим. “За это все у тебя никогда не будет дома, и ты будешь Вечным Скитальцем, “вечный жид”. Нарада – он “вечный жид”, то есть всегда ходит неприкаянный.

Слушатель: “Вечный жид” все время несчастен, а Нарада все время доволен.

Б. Ч. Бхарати Свами: “Вечный жид” несчастен?

Слушатель: Да, он ищет все время. Он ищет пристанища и не может найти.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Жид и еще несчастный?

Текст 9. Четвертый раз Вседержитель явился миру в Облике близнецов-подвижников Нары и Нараяны, сыновей Повелителя Судеб Дхармы. Они сыновья Ямараджа. Дабы смирять страсти, близнецы предаются суровым покаяниям в недосягаемой для смертных Обители Бадарике.

Это вкратце. А потом будет обо всех этих Воплощениях подробно. О Нараде будет супер подробно, его прошлые воплощения в прошлых вселенных.

Текст 10. В пятом Воплощении Всевышний Господь низошел в сотворенное бытие в облике мудреца Капилы, что поведал своей матушке тайную науку счисления, в коей зримый мир разлагается на стихии и объясняется взаимодействие оных.

Текст 11. В шестой раз Предвечное Существо низошел в мир в Облике Даттатрейи, внемля мольбам мудреца Атри и его целомудренной жены Анасуйи, желавших, чтобы Господь воплотился их сыном. Даттатрейя поведал Алларке и Прахладе и иным отпрыскам демонического рода о незримой действительности, что простирается по ту сторону чувственного мира.

Текст 12. Седьмым Воплощением Вседержителя был Ягья, сын патриарха Ручьи и жены его Акути. Ягья вместе с богами и сыновьями своими – ямами – спас блюстителя Высшего Закона ману от плотоядных бесов и занял престол Небесного Царя, дабы править миром до скончания века ману.

Это в 9-й Песне описано, по-моему, или в 8-й. Не нашелся никто иной, кто мог бы от бесов защитить Вселенский Порядок, и тогда Бог сам низошел. Не было достойного существа на пост Индры, Громовержца, и тогда Бог сам стал Громовержцем.

Текст 13. В восьмой раз Всевышний низошел в мир в Облике Царя Ришабхи, сына Набхи и Мерудеви. Он поделил людское общество на сословия и духовные чины, указав каждому их долг и род деятельности. В последнюю пору своего пребывания в земных пределах Ришабха явил миру непревзойденный пример отрешенности.

Ришабха поделил Бхарата-варшу, эту часть Земли, в которой мы обитаем с вами, на четыре сословия и четыре духовных чина. Мы знаем – варны и ашрамы. Потому что до него не было ни духовных чинов, ни сословий, а было как бы два народа – два человеческих “отдела”. Это были хамсы и парамахамсы. И когда народонаселение стало прибывать, то Ришабха поделил общество на четыре сословия – сенаторы, всадники, купцы и рабы, и четыре уклада – послушники, миряне, отрешенные и скитальцы.

Текст 14. Девятым Воплощением Всевышнего был Великий Старатель, Государь Притху. От Его трудов Земля сделалась прекрасной и щедрой на дары.

Текст 15. В десятый раз Господь Бог явился миру в межцарствие двух ману – Вайвасваты и Чакшушы. Приняв Облик Исполинской Рыбы, Всевышний спас Ковчег Государя Сатьявраты, несомый волнами Вселенского Потопа.

В 8-й Книге мы читаем об этом. Ману – это блюститель Закона, и они сменяются. В пору смены Вайвасваты ману, сына Солнца, и грядущего ману, Чакшуши ману, Господь принял Облик Рыбы, и велел некоему Царю по имени Сатьяврата собрать всех тварей по паре, погрузить в Ковчег, и пока Вселенная была погружена в воды Потопа, Земля была погружена в воды Потопа, Бог в виде Рыбы – Единорога правил этим Сатьявратой или Ноем, покуда снова не стало всходить Солнце Творения, покуда Брахма снова не проснулся и не стал заново творить. Тогда воды опустились, тьма отступила, и снова стебель лотоса Вселенной оказался над водой.

А в Торе, Библии… Для евреев эта Книга называется Тора, для христиан – Библия. В Торе тоже есть история про некоего Ноя, который “собрал всех тварей по паре” и тоже плавал в водах Потопа, Ноев Ковчег так называемый. В “Бхагаватам” его называют Сатьяврата. Или Наяна, Ной – это близкие имена, он правил в конце 9-го Ману… Наяна – это “девятый” еще переводится. Он, Ной или Наяна, его звали Сатьяврата, он правил в конце 9-го ману перед 10-м ману.

Текст 16. В 11м своем Воплощении Вседержитель принял Облик Черепахи, чей панцирь служил опорою исполинской горе Мандарачали, кою убогие демоны употребили в качестве мутовки для пахтания Молочного Моря.

Это в 8-й Книге мы тоже читаем про это.

Текст 17. В двенадцатый раз Всевышний низошел в Мир в Образе Врачевателя Дханвантари. В тринадцатом Сошествии Он предстал перед богами и демонами в Облике Очаровательной Девы, что вручила бранящимся хмельной напиток бессмертия.

Помните, Она ходила, выбирала — кому же дать напиток бессмертия – богам или двоюродным братьям – демонам. Нужно понимать, что демон в Ведах, вообще в вайшнавской традиции, имя “демон” не несет отрицательной нагрузки. Асуры – не вполне демоны, они не боги. Правильно их переводить “не боги”. Есть “боги”, а есть ”не боги” — ”суры” и ”асуры”. И Брахма относится ко всем ним одинаково родительски, он не считает кого-то хорошими, к кого-то плохими. Бранятся братья, и он просто пытается ”разрулить” их споры. Так же как и Господь Вишну тоже не считает кого-то хорошим или плохим.

Текст 18. В четырнадцатом своем Воплощении Господь явился в Образе Человека-Льва. Точно лучину когтями своими разорвал плоть Царя Демонов.

Текст 19. В пятнадцатом Сошествии Господь принял Облик Коротышки-Послушника и, явившись к жертвенному таинству Властелина Демонов Бали, испросил у последнего в милостыню клочок земли величиною в три шага. Покрыв тремя шагами всю Вселенную, хитрец лишил доблестного демона всех его владений и власти.

Текст 20. В шестнадцатом Воплощении Всевышний 21 раз подряд уничтожил всех земных правителей за то, что дерзнули они ослушаться духовного сословия.

Текст 21. В семнадцатый раз Всевышний явился Миру в Облике Сказителя Вьясы, сына Парашары и Сатьявати, дабы облегчить нынешним скудоумным людям понимание Божьего Слова, Вьяса расчленил единую Веду на четыре части и отдельно истолковал их.

”Вьяса” означает ”расчленитель”, ”разрубатель”. У него много имен. Его звали Двайпаяна, потому что он на острове родился. Сатьявати родила на острове, Вьяса, потому что он Веды разрубил, Кришна его звали потому, что он был с жутким обликом, и всякий, кто его видел, жмурился. Поэтому его звали Кришна — ”темный”. Как был Василий Темный, был такой князь, правил, московский князь, Василий Темный. Его брат ослепил, тоже был такой ”перец” – Калита, Иван Калита, он своему брату глаза выколол.

Текст 22. В восемнадцатом Своем сошествии Господь принял облик земного царя Рамы. На радость богам и праведникам Он усмирил океан и в жестоком бою предал смерти людоеда-оборотня Равану, что теснил людей от края до края Земли.

Текст 23. В девятнадцатом и двадцатом своем сошествиях Всевышний предстал миру в Облике Баларамы и Кришны, потомков царственного рода Вришни. Братья избавили Землю от нечестивых правителей, что угнетали ее тяжким бременем.

Текст 24. В грядущий мрачный Век Кали Всевышний, дабы смутить умы богоборцев, явится в Облике Пророка Будды, сына Анджаны, Царя страны Кикаты.

Киката – это, по моему, Дарпрадеш сейчас.

Текст 25. На стыке двух великих Веков, когда правители земные выродятся в алчных воров, Верховный Владыка явится Миру в Облике Калки, сына священника Вишну Яши, и положит конец беззаконию.

Текст 26. О, премудрые мужи! Нет числа Божьим сошествиям в зримый мир, как нет числа ручьям, что текут в моря из неиссякаемой небесной прорвы.

Этих Воплощений очень много – как дождевых струй, которые из Небес текут. Столько и Воплощений.

Текст 27. Всякие власть имущие, пророки, блюстители закона, люди, боги и праотцы – есть наместники Вседержителя в бренном мире.

Поэтому говорится, что вся власть – от Бога. Потому что все, кто обладает властью, будь то властью слова или властью дела, все свою власть черпают от Бога, поэтому их называют “наместники Вседержителя”.

Текст 28. Вышеназванные Обличья Высшего Существа есть либо полные, либо частичные проявления его Личности, но среди всех них Кришна первоначален. Он сам себе Причина, Он – Всевышний Собственнолично, Он принимает разные Обличья, дабы усмирить злодеев, дерзнувших пошатнуть вселенский порядок.

Это известный Стих. Вернее, мы все знаем эту фразу: “Кришнас ту бхагаван свайам” – “Кришна есть Бхагаван свайам” – “Изначальный Бхагаван”. Как раз в 3-й Главе один из самых известных вайшнавских Стихов, которые часто цитируют.
эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам мрдайанти йуге йуге.

Среди всех ”пумсан”, то есть среди всех этих личностей ”Кришнас ту бхагаван свайам” — ”Кришна есть Бог собственнолично”. И приходит Он ”йуге йуге” — ”из Юги в Югу”, чтобы восстановить порядок Индры, порядок Царя”.

Текст 29. Кто утром и вечером предается размышлению о Тайне Божьих сошествий в зримый мир, тот избавляет себя от всех тревог и несчастий.

Текст 30. Все образы зримого мира есть сочленение простых и сложных понятий. Образ же Кришны сущий сам в себе, и есть Первичное Понятие, из коего проистекают все прочие. Образ Кришны также отличается от иных образов как причина от следствия, как сознание от тела. Образ Прекрасного неразличим глазу и недоступен уму.

Здесь говорится о том, что Образ и носитель Образа – это разные вещи. Здесь говорится о том, что у Бога есть Образ. То есть Образ принадлежит Богу, но Образ и Бог – не одно и то же. Так же как мы слышим человека, мы слышим его голос. Голос и сам человек – не одно и то же. Или мы чувствуем запах человека. Его запах и он сам – это тоже не одно и то же. Точно так же как облик человека и он сам – это разные вещи, хотя человеческим существам свойственно зримый образ человека отождествлять с самим человеком.

Для собак запах человека свойственно отождествлять с самим человеком. Но все это лишь образы – осязательный образ, звуковой образ, зрительный образ – это образы, это не сам человек. Есть у Канта понятие ”вещь в себе” и ее атрибуты или ее проистечение. Есть человек – он — ”вещь в себе”, а то, как мы его воспринимаем – это атрибуты. Звуковые, зрительные, ”запахные” и так далее.

Точно так же и Господь. Есть Господь, а есть Его Образы. Его Образы – это то, что мы с вами перечислили до этого, всевозможные. Это Его Образы. Дальше говорится, что Образов этих у Него очень много, но это не Он сам, это лишь Его Образы. Но при этом среди множества всяких Образов есть Он сам, и Он сам – это Кришна. Кришна – это сам Господь. А все остальные – Его Образы.

Текст 31. Как порою человеку несведущему мнится будто бы Небо затянуто тучами и замутнено пылью, хотя Небо лишь переносит пыль и тучи, не смешиваясь с ними, так и невеждам мнится, что сознание имеет зримый вещественный образ, хотя образ этот лишь носится в сознании, как пыль в небе, не касаясь своего вместилища.

Понятно, да, о чем здесь? Человеку кажется, что Небо затянуто облаками. На самом деле Небо облаками не затянуто. Облака в нем плавают, в Небе. Точно так же пыль не замутняет воздух, а находится в воздухе. И воздух никогда с пылью не смешивается. Она в нем существует, в воздухе, но он с ней не смешивается никогда.

Точно так же сознание никогда не смешивается со своим Образом, то есть “я”, как частица сознания, не есть тот Образ, который видится другим людям. Этот мой нынешний человеческий образ находится в моем сознании, также как пыль находится в воздухе, а облака находятся в небе. Точно так же этот образ человеческий находится в моем сознании, но “я”, как сознание, как душа никогда не смешиваюсь с этим образом. Я не становлюсь человеком. Этот образ просто находится во мне. Он мне видится.

Невежды воспринимают друг друга на основе зримого образа. Они говорят друг другу: “Ты – мужчина. Ты – женщина. Ты старый. Ты молодой. Ты умный. Ты глупый. Но это не есть те, к кому они обращаются. Это лишь их образы. Об этом этот Стих. Как порою человеку несведущему мнится будто бы Небо затянуто тучами… На самом деле Небо не затянуто тучами, а хранит в себе эти тучи.Так невеждам мнится, что сознание имеет зримый вещественный образ… Что у сознания есть образ человека в данном случае. Хотя образ этот лишь носится в сознании, как пыль в небе, не касаясь своего вместилища.

Текст 32. Помимо грубого зримого образа сознание носит в себе и тонкий, незримый. Все образы сознания есть видоизменения сознания. Когда сознание видоизменяется, его можно видеть, слышать, воспринимать прочими чувствами, хотя в чистом непроявленном виде сознание не имеет внешних очертаний и не слышимо.

Здесь говорится, что мы не можем воспринимать сознание своими чувствами. Мы можем лишь воспринимать видоизменения сознания, то есть образы сознания.
Есть какие-нибудь вопросы?

Слушатель: Махарадж, а это Вьяса придумал санскрит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вьяса записал. Он придумал буквы.

Слушатели: То есть письменность он придумал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вьяса придумал санскритскую письменность. А до этого предания передавались из уст в уста, звуками передавались. А он эти звуки “положил” на дощечки. На санскрите разговаривают Боги.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё тогда на сегодня?

Транскрипция: Людмила
Корректор: Инга, Людмила Борцова

Аудиокнига Шримад Бхагаватам 1. Читает Сергей Русскин

Другие материалы раздела

2011-01-23

Шримад Бхагаватам 1. «Вступление» Текст 1

2011-01-30

Шримад Бхагаватам 1. «Вступление» Тексты 2 и 3

2011-02-02

Шримад Бхагаватам 1. Глава 1 «Вопросы мудрецов»

2011-02-13

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 1–11

2011-02-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 12–22

2011-02-27

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 22–34

2011-03-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 1–30

2011-03-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 31–44

2011-04-10

Шримад Бхагаватам 1. Глава 4 «Раздумья Вьясы»

2011-04-24

Шримад Бхагаватам 1. Глава 5 «Беседа Нарады и Вьясы» Тексты 1–16

2011-05-08

Шримад Бхагаватам 1. Глава 5 «Беседа Нарады и Вьясы» Тексты 16–40

2011-05-22

Шримад Бхагаватам 1. Глава 6 «Судьба Нарады»

2011-05-29

Шримад Бхагаватам 1. Глава 7 «Наказание сына Дроны» Тексты 1–11

2011-06-12

Шримад Бхагаватам 1. Глава 7 «Наказание сына Дроны» Тексты 12–58

2011-06-19

Шримад Бхагаватам 1. Глава 8 «Спасение Парикшита и молитва Кунти»

2011-06-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 9 «Исход патриарха Бхишмы»

2011-06-26

Шримад Бхагаватам 1. Глава 10 «Отбытие Кришны в Двараку»

2011-07-17

Шримад Бхагаватам 1. Глава 11 «Стольный город встречает своего Повелителя»

2011-07-24

Шримад Бхагаватам 1. Глава 12 «Рождение Парикшита»

2011-08-21

Шримад Бхагаватам 1. Глава 13 «Дхритараштра покидает дом»

2011-09-04

Шримад Бхагаватам 1. Глава 14 «Арджуна приносит весть об исходе Кришны»

2011-09-05

Шримад Бхагаватам 1. Глава 15 «Уход Пандавов»

2011-09-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 16 «Беседа Земли и Закона»

2011-09-07

Шримад Бхагаватам 1. Глава 17 «Наказание и помилование вздорного простолюдина Кали»

2011-09-08

Шримад Бхагаватам 1. Глава 18 «Сын брахмана проклинает махараджа Парикшита»

2011-11-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 19 «Явление блаженного Шуки»