Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.05.B «Аханкара»
Существуют разные виды безграничного. Высочайшая концепция безграничного такова: Он столь прекрасен и привлекателен, что привлекает всех предаться Ему. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Сваям Бхагаван

«Аханкара» 1981.03.05.B

Темы лекции:
Динамичная природа Голоки: все реалии духовного мира, даже те, чья внешняя форма «низменна», хороши: убийство, воровство, распутство.
Возникновение дживатмы, Брахмалока, Пракрити, потенция расы.
Беседа с Рамешварой Свами, ответственным за публикацию книг Шрилы Бхакти Веданты Свами Прабхупады.
Публикация книг – «брихат-мриданга», «великая мриданга».
О ежедневной газете и еженедельнике Гаудийя Миссии.

Аханкара

Шридхар Махарадж: Существует потребность сохранять динамичную природу Голоки, поэтому многие реалии должны существовать там. Даже убийство не является убийством. Когда вы делаете снимок убийцы, но сам убийца отсутствует. Аналогичным образом все, что происходит в Голоке, не является низменным, но является полным вкуса и здоровым, поскольку сам фундамент есть не природа эксплуатации, но природа жертвенности. Состязание присутствует, но это конкуренция жертвенности. Это лучшее состязание. Аналогичным образом все присутствует там, но фундамент таков, что все является здоровым и благим. Поскольку фундамент этого измерения — Преданность, а не эгоизм и эксплуатация. Вы понимаете? Вы должны понять эти различия между землей эксплуатации и землей жертвы.

Рассказывают, что один богатый индиец тайно подбрасывал деньги беднякам. Он жил в Хугле, это район Калькутты. Он был мусульманином, этот господин, и был очень щедрым человеком, и помогал многим беднякам. Многие бедные люди жили в той местности, но не просили подаяние, и этот человек, Хаджи, я читал о нем в детстве, что он по ночам выходил с кошельком, подходил к домам людей, которые стыдились просить подаяние, и украдкой бросал кошельки через забор. Это обман, но этот обман достоин восхищения. Воровство достойно восхищения на земле жертвенности, все достойно восхищения, все является благом. Тогда как на земле эксплуатации все плохо, даже хорошие реалии дурны.

Немецкий философ Кант сказал: «Ни одно деяние в этом мире не может быть совершенно благим». По его мнению, благим является лишь благое намерение. Без благого намерения нет в этом мире ни одного благого деяния. Но мы считаем, что даже благое намерение в этом мире дурно. Поскольку какой стандарт благости присутствует здесь? Этот стандарт порочен, поэтому любое действие здесь дурно. Что бы я ни делал, это действие принесет дурные результаты в конечном счете, иначе быть не может. Скажем, я лечу человека, даю ему лекарство, но это лекарство получают из растений, из минералов, из плоти животных. Т.е. я убиваю многих джив для того, чтобы спасти. Ни одно действие не может быть абсолютно хорошим в этом измерении, на этой земле эксплуатации. Каждое действие рассматривается как дурное или неблаготворное. Каждое движение здесь приносит дурные результаты. То, что я говорю, ясно?

Преданный: Да. Есть одна шлока в «Бхагаватам», там сказано: махататват викурванат бхагават бирджа самбхават крийашакти аханкараш тривиддха самападйета. Это слова Капилы Муни.

 

Шридхар Махарадж: А в какой песне?

Преданный: В 3-й песне. Прабхупад объяснял, что вначале присутствует чистое Сознание Кришны, а затем первое осквернение возникает из ложного эго, аханкары. Он говорит, что мы также видим в реалиях жизни, как кто-то действует в Сознании Кришны, затем внезапно его поведение изменяется.

Шридхар Махарадж: Что говорит Свами Махарадж в объяснении?

Преданный: Он говорит: «Вначале присутствует чистое Сознание Кришны…»

Шридхар Махарадж: Как Сознание Кришны превращается в майическое сознание? Первое развитие пракрити на негативной стороне известно как Махататтва. Пракрити развивается на негативной стороне. Первая фаза — это Махататтва, затем, когда начинается движение, первое проявление в негативном мире… Это слово на санскрите означает «движение». В «Бхагавад-гите»: «Я помещаю Мое семя в лоно пракрити, и затем начинается движение». Махаттатва и все остальные реалии на этой стороне бытия». Негативное движение и причина есть бхагават вирйа, Его потенция. Затем эта материальная субъективная природа порождает индивидуальную материальную тенденцию действовать на земле эксплуатации. Она рождается постепенно из вышеописанного состояния. Первая негативная стадия — Махататтва, далее негативная деятельность, аханкара, возникает и усваивает качества материального эго, корыстного эго, и эти эго действуют здесь, в этом мире в различных измерениях: бхух, бхувах, свах и т.д, джива. Аханкара-дживы или бадха-дживы создаются таким образом. Эта функция описана здесь. Каков источник происхождения эго эксплуатации? Этот процесс описан здесь. Вначале осеменение, практити приходит в движение, эквилибриум нарушается, и затем происходит постепенный процесс, в результате которого возникает материальное эго, или материальное субъектное существование. Субъектное в смысле: «Я хочу быть владыкой природы, обладать тем, тем, тем, я хочу наслаждаться». Эго господства, аханкара, рождается постепенно из состояния эквилибриума, и это эго владычества становится множеством индивидуальных эго.

Преданный: Говорится, что Кришна един и Он проявляет себя, расширяется во множество. Материально говоря, похоже, что это указание на творение.

Шридхар Махарадж: В Голоке и Вайкунтхе Его единичность подразумевает раджа. У раджи есть множество советников, свита и т.д. Бхагаван Кришна подразумевает, что у Него есть развитая система служения там, многие объединены в едином, в одном. Множество в единичности. В случае материального мира «ахам», т.е «Я» означает «Мой свет, Мое сияние», Брахман есть мое сияние. Начинается движение, и состояние эквилибриума нарушается, возникает множество действующих субъектов, пракрити, в материальном мире. Таким образом это можно объяснить. Голока в этом мире уже находится в этой системе, баху. Баху означает система. Все приводится в гармонию этим Единым. Множество и единство. Здесь присутствует одно начало, поскольку это одно подразумевает… Присутствует унифицирующая потенция, поэтому речь идет о единстве, не о множестве. Множество в единстве. Хотя на первый взгляд может показаться, что это множество, многие, но в действительности это единство, поскольку многие являются частями Единого. Все, что мы видим, есть Брахма. Сарвам присутствует и Брахма присутствует в этом утверждении. Шанкарачарйа исключил сарвам и оставил только Брахма. Он отверг множество и принял только единство, но Махапрабху сказал: «Все, что сказано в Ведах, следует понять должным образом».

В Голоке присутствует единство, и в то же время это единство разнообразно. Многообразная природа, органическое целое. А когда в материальном мире равновесие Брахмана, эквилибриум, нарушается, присутствуют аханкары, множество индивидуальных аханкар рождается. Об этом идет речь здесь, об этом говорит Капила. Один Единый, как Брахман, это практически эквилибриум. Затем происходит толчок, и пракрити начинает двигаться. Столь многие индивидуальности порождаются Брахмой. В «Бхагавад-гите» говорится [цитирует санскрит]. Как Единый породил множество? Единство в состоянии эквилибриума, но когда эквилибриум нарушается, она являет свою дифференцированную природу, развивается. Различные индивидуальные аханкары, эго, порождаемое бесконечное множество, они наполняют джагад, мироздание. Они входят в материальную концепцию, это поток, течение.

Преданный: Когда Васудева Датта взмолился Махапрабху, попросил освободить все живые существа в мироздании, он сказал: «Я возьму на свои плечи бремя их кармы».

Шридхар Махарадж: Есть теория пантеизма Гегеля, и система Ауробиндо подобна этой. Абсолют реализует себя через этот процесс, Он достигает своей окончательной цели. Ограниченное есть необходимая часть Безграничного, и Безграничное постоянно пытается сделать ограниченное совершенным. Подобный процесс происходит вечно, эта система зовется пантеизм. Васудев Датта говорит: «Все души могут быть спасены, освобождены, и пусть все их бремя будет возложено на мои плечи. Я готов вечно страдатьв аду. Я не в силах терпеть, видя страдания живых существ в этом мире. Поэтому я молю Тебя: спаси их всех, освободи их, и все бремя их грехов пусть ляжет на мои плечи. Я готов отправиться в ад и вечно страдать за них», —сказал Васудев Датта. Тогда Махапрабху ответил: «Кришна не банкрот. То, чего желаешь ты, Его Преданный, Он способен осуществить, это Твое желание». Но Он не банкрот. Ты можешь не тревожиться. Нет, он не сказал «не тревожиться», Васудев тревожился, испытывал горе. Махапрабху сказал: «Тебе не нужно расплачиваться за их грехи. От тебя не требуется платить по их счетам. Не жертвуя тобой, Он способен спасти их. Он обладает такой способностью. Даже если вся майическая система будет уничтожена, лила Кришны в Голоке никоим образом не пострадает». Вся негативная сторона может быть аннулирована, но лишь позитивное начало. «Все тюрьмы могут быть опустошены, все заключенные могут быть выпущены на свободу. Затем новые, — говорит Махапрабху, — они придут, многочисленные преступники наполнят тюрьмы». Если не будет больных, в больницах не будет необходимости. Больницы нужны там, где есть больные люди. Если все здоровы, в больницах нет необходимости, больницы могут быть закрыты. Но постепенно с течением времени поступят новые больные люди, вновь возникнет необходимость в больницах. В этом духе.

Преданный: Когда Кришна находился лично в этом мире, говорится, что все были освобождены. Это правда?

Шридхар Махарадж: Рамачандра взял с собой всех обитателей Айодхйи с собой, и это также говорит Харидас Тхакур. Харидас, в данном случае с Санатаной. Он сказал: «Ты уже пообещал Васудеве, как материальное, так и духовное царства были спасены, поскольку они услышали Кришна-нам из Твоих уст». Махапрабху сказал: «Как эта брахманда будет продолжать свое существование?» Новые эго должны быть приглашены сюда, чтобы наполнить собой этот мир. Материальные эго, приходящие из Брахмалоки, должны быть вновь приглашены сюда, чтобы занять свое положение. Кто-то уходит, кто-то вновь приходит сюда, чтобы наполнить собой этот мир.

Преданный: Но как насчет западных стран? Господь Чайтанйа Махапрабху находился здесь, в Индии. Люди, которые находились в Европе, тоже были освобождены?

Шридхар Махарадж: Да, мы можем так думать. Если слоны, олени и тигры могли уловить вибрацию Махапрабху, то что говорить о… Это не вопрос расстояния. Вибрация настолько тонка, что эта волна может коснуться каждой души. Не только в одной брахманде, но многие брахманды могут быть очищены благодаря этому самому тонкому, эфирному измерению. Эта вибрация способна помочь всем и каждому, а не только человеческим формам жизни, но и насекомым, деревьям. Эта тончайшая вибрация может достичь любой точки подобно эфиру. В этом нет ничего невозможного.

Преданный: Мы в нашем храме дискутируем. Одна группа говорит, что живые существа происходят из Брахмаджйоти, а другие говорят, что изначально живые существа находились в обществе Кришны.

Шридхар Махарадж: Одновременно истино и то, и другое. Это необходимо в лиле, выбор Кришны. Подобно тому, как мы играем здесь. Есть игра в прятки. Вы знаете эту игру? В лиле Кришны может быть так. Когда необходимо спрятаться, он приходит сюда, в этот материальный мир. Это не такая игра, это не карма.

Преданный: Но это особый случай?

Шридхар Махарадж: Да, это особый случай. Освобожденные души могут играть в прятки, подобно тому, как лила… Такова природа Голоки. Из этой лилы живое существо может прийти сюда, чтобы спрятаться — это одно, а другое — это Брахмалока.

Преданный: Они говорят, что живые существа были связаны отношениями с Кришной. Врожденными, внутренними.

Шридхар Махарадж: Внутренними отношениями с Кришной — это факт, этого нельзя отрицать, поскольку это врожденные отношения, естественные. Такого рода связь любой реалии с Кришной никогда невозможно отрицать.

Преданный: Я думал, что в материальном мире наши отношения с Кришной находятся в виде семени. Но когда мы находились в духовном мире, это были проявленные отношения?

Шридхар Махарадж: Существуют разные стадии. Взаимоотношения с Кришной утверждены повсюду, поскольку Кришна есть Абсолютное Единое Начало, но есть разные стадии этих взаимоотношений. В измерении Брахмалоки, в измерении пракрити, в измерении Вайкунтхи, в разных измерениях.

Преданный: Мы думаем о том, что в смысле начала и конца…

Шридхар Махарадж: Камень — это материя, и вода — это материя, и воздух тоже, но это разные фазы или стадии материи, разные измерения бытия.

Преданный: А Голока — это состояние дремлющее?

Шридхар Махарадж: Татастха-состояние, следует думать так. Пракрити и Вайкунтха, чистое сознание и мир материи, и буферная зона — это Брахмалока.

Преданный: Отношения с Кришной, раса, в Брахмаджйоти в каком состоянии эти отношения, в потенциальном, дремлющем?

Шридхар Махарадж: Да, в дремлющем, присутствует недифференцированный характер, поскольку не ясно, кто в какой расе находится, природа расы скрыта подобно семенам.

Преданный: Бхакти Чару Свами сказал мне, что вы однажды сказали, приведя семя в пример: «Семя яблони или манго выглядит одинаково, и до тех пор, пока не появился росток, невозможно сказать, какое дерево это будет, каким будет плод».

Шридхар Махарадж: Да, когда они похожи, их невозможно различить, но когда появляется росток, появляется отличие.

Преданный: Но в духовном мире эта дифференциация присутствует?

Шридхар Махарадж: Да, в духовном мире, в подлинном духовном измерении дифференциация уже присутствует в полной мере в различных расах: шанта, дасйа, ватсалйа. Их окончательная стадия присутствует там, в этом положении они совершают свое служение. Здесь же недифференцировано, не известно, кто будет завербован в какую группу. Здесь скрыто, подавлено. Ваша зона?

Преданный: Я пытаюсь проповедовать в Америке.

Шридхар Махарадж: А в какой зоне?

Преданный: На западе, в Калифорнии, Колорадо, Денвер и на Гаваях.

Шридхар Махарадж: Япония впервые атаковала Америку у Гавайских островов.

Преданный: Мы недавно напечатали «Бхагавад-гиту» и «Шри Ишопанишад» впервые в истории на японском языке.

Шридхар Махарадж: В чьей зоне находится Япония?

Преданный: Рамешвары Свами.

Шридхар Махарадж: Япония также? Не только Гаваи?

Преданный: Япония также в его зоне.

Преданный: Мое служение Шриле Прабхупаде состоит в публикации книг. Я помогал ему на протяжении многих лет. Он велел мне заниматься этим.

Шридхар Махарадж: Чудесно.

Преданный: Это очень простая работа. Чудо, что Прабхупад написал множество книг и напечатал их.

Шридхар Махарадж: Я не могу видеть, но я слышал о том. У меня очень слабое зрение, но мне показывали [возможно, речь идет о фильме, как книги печатались и грузились].

Преданный: Да, это все делалось под руководством Рамешвары Махараджа.

Шридхар Махарадж: Да, вы достигли больших успехов. Распространение книг в ИСККОН — это грандиозно. Наш Гуру Махарадж назвал публикацию книг «Брихад-мриданга». Когда звучит мриданга, она приглашает людей присоединиться и петь Святое Имя, слушать и петь. Книги также переходят от человека к человеку, от дома к дому, призывая людей присоединиться. Призыв книг более действенен, чем призыв мриданги, более эффективен. Более интенсивный и совершенный, чем призыв мриданги. Один джентельмен написал статью, прославляющую нашего Гуру Махараджа. «Надия Пракаш» — то была ежедневная газета. Один политический деятель заявил: «Как это? Это чудо — ежедневная религиозная газета!», на что ему ответили: «В этом мире есть множество газет, которые содержат мирские новости. Мы слышали, что в Америке есть газеты, которые выходят два раза в день — утром и вечером, и находится достаточно новостей для этих газет. Тогда как в мире Вайкунтхи есть гораздо больше новостей, чем в этом бренном мире, а вас удивляет то, что публикуется ежедневная религиозная газета, содержащая духовные новости. Что в этом удивительного?»

Многочисленные новости есть в Вайкунтхе. Они могут заполнить собой этот бренный мир. Речь идет о Безграничном, с одной стороны, а этот мир ограничен. Когда новости Безграничного поступают в ограниченный мир, что в этом удивительного?

«Гаудия» — то была еженедельная газета, которую печатал наш Гуру Махарадж. В одной своей статье один джентельмен написал: «Моха означает невежество. Люди пребывают в состоянии сна, в невежестве, и, чтобы пробудить их, вы посылаете свою еженедельную газету от двери к двери. Это посланник Вайкунтхи, Безграничного мира. Посланник, который стучится в каждую дверь: «Очнитесь, нет времени! Ступайте, идите вперед, в Абсолютное царство. Вы спите здесь в невежестве», что это подобная великая перспектива». Громогласно он возвещает, этот Вестник: «Придите и примите служение Кришне!» Такова весть, которую несет «Гаудия». Этот политик сказал: «В каждой деревне должен присутствовать центр вашего общества». На что Прабхупад ответил: «Нет, я хочу возвести храм в сердце каждого человека». Таким был ответ нашего Гуру Махараджа. Я хочу возвести храм Господа в каждом сердце.

Кто еще находится здесь? [имеется в виду в Маяпуре]

Преданный: Через 5 дней он приедет. Джаятиртха приехал, и он сейчас здесь, в этом собрании. Также Бхагаван дас Госвами, проповедник Южной Европы.

Шридхар Махарадж: Этот арабский джентельмен?

Преданный: Атрейа Риши. Мы только что услышали, что он здесь, в Майапуре.

Шридхар Махарадж: А Хамсадута Махарадж?

Преданный: Он может приехать. Возможно, он не приедет, возможно, он не захочет приехать.

Шридхар Махарадж: Может не приехать? А кто еще? Сваруп Дамодар приехал?

Преданный: Да, он приехал. А Харикеш не приехал еще, вечером его ожидают.

Шридхар Махарадж: Бхакти Чару Махарадж, приехал ли он?

Преданный: Еще нет.

Шридхар Махарадж: А этот джентльмен, который приехал на днях, Даядхар?

Преданный: Он находится в обществе Бхакти Чару Свами в Калькутте.

Шридхар Махарадж: А Венката Раман?

Преданный: Он должен приехать через неделю.

Шридхар Махарадж: Яшоданандан? Следы его потерялись?

Преданный: Он в Америке, в Нью-Йорке.

Шридхар Махарадж: Не в Канаде?

Преданный: Нет.

Шридхар Махарадж: А Прадйумна?

Преданный: Он остался в Лондоне.

Шридхар Махарадж: А его сын, Анирудха, и жена, Арундати?

Преданный: Они находятся в Англии.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.01.11.B

«Природа Шри Рупануга-сампрадайи»

1981.02.22.A

«Расширить рамки священных писаний»

1981.02.22.B

«О качествах Вайшнава-Ачарьи и пагубности интеллектуального анализа»

1981.02.26.A

«Шри Гуру — божественный наставник»

1981.02.26.B

«Та самая мантра»

1981.02.28.D

«Камень не мог породить жизнь»

1981.02.28.C

«Душа – заложник материального мира»

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»