«Красота Радхарани — это не анатомия» 1981.08.18.B
Темы лекции:
Природа шуддха-саттвы, Васудевы, Сварупа-шакти
Организация независимого общества последователей Шрилы Бхакти Веданты Свами Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа
Красота Радхарани — это не анатомия
Шридхар Махарадж: Есть также сон, сновидения, и также совершаются определенные игры в нидре, во сне. Можно сравнить это с отражением, есть пробужденное состояние.
Преданный: Махарадж, мы видим, что разные ачарйи в своих комментариях давали разные концепции шуддха-саттвы.
Шридхар Махарадж: Какие?
Преданный: Возможно, Баладев Видьябхушан говорит, что шуддха-саттва принимает форму сандхини-шакти, трансформация шуддха-саттвы есть сандхини. Сандхини имеет две функции. Одна из них вайчитра, разнообразие, существование потенции, и затем мы видим, Шридхар Свами говорит, что шуддха-саттва есть реализация Васудевы. Как мы можем привести это в гармонию?
Шридхар Махарадж: В целом реализация Васудевы. Шридхар Свами сказал, что это концепция общего порядка. Более конкретную концепцию мы находим у Баладевы. Шридхар Свами является последователем шуддха-адвайта вады. Раманудж — вишишта-адвайта, Мадхвачарйа — шуддха-адвайта, Нимбарка — двайта-адвайта, а Махапарбху — ачинтйа бхеда-абхеда. Шуддха-саттва — это концепция общего порядка, концепция Васудевы, после концепции Брахмы она идет, следующий этап, с точки зрения Махапарбху. Затем следующий этап, Лакшми-Нарайана. В концепции Васудевы отсутствует шакти, более пристальное внимание показывает нам Лакшми-Нарайана. Шуддха-саттва в целом начинается после Брахмалоки — сознание, не оскверненное материальной концепцией, там начинается концепция ниргун. Шуддха-саттва — синоним ниргуны, позитивное явление и сознание. Мир заблуждения заканчивается на этом, и затем мы вступаем в мир шуддха-саттвы. Проблеск реальности приходит, это чистое сознание, чистое понимание. В начале Васудева, затем Лакшми-Нарайана, таким образом. Это все суть проявления Баладевы, Баладев является амшей. О чем шла речь?
Преданный: Я хотел понять, как можно привести в гармонию эти два мнения.
Шридхар Махарадж: Нельзя сказать, что это разные мнения. Что говорил Баладев Видьябхушан?
Преданный: Он говорит, что шуддха-саттва трансформируется в сандхини-потенцию и Владыка этой потенции — Баладева.
Шридхар Махарадж: Потенция Баладева — шуддха-саттва, и он говорит, что это Васудев. Он есть проявление Баладева. Хотя Васудев — это Кришна, но речь идет только о сознании. Поскольку, когда мы приходим на Землю, это Васудева, когда часть Васудевы, определенная функция Васудевы — это Баладев, это Его проявление. Мы разделяем Васудеву и Баладеву. Васудев — ичха-шакти, прадхана, а Баладев реализует ичха-шакти, волю Кришны. Я ясно выражаюсь? Затем Васудев, то, что мы видим в начале. За пределами Брахмалока-концепции, Васудева — это проявление Баладевы, и Баладева следует отличать от Кришны на высшей стадии. Ичха-шакти, прадхан, владыка воли Кришны, а Баладев — тот, кто выполняет Его желания. Он есть факсимиле, следующая концепция.
Преданный: Шридхар Свами также говорит, что шуддха-саттва — это также реализация Васудевы. Вместо сандхини Он использует чит-шакти. Это идентично садхини, но в качестве синонима он использует это слово.
Шридхар Махарадж: В начале имперсональная концепция, элемент начала сознания, затем, когда мы более внимательны, мы видим, что это личность. Первая концепция в океане сознания — это Васудева. Затем, когда мы становимся еще более внимательны, начинается дифференциация, столь многие детали становятся доступны нашему восприятию. Лакшми-Нарайана, Санкаршана, Анируддха, согласно различию столь многие посредники. Мы находим постепенное развитие, от хаоса мы движемся в направлении космоса, таким образом постепенное развитие. Баладев занимает более высокое положение в интенсивном космосе, а туманное первое начало есть Васудев. Он есть начало, наделенное личностью, не просто субстанция сознания, как Брахман, это Васудев. Если мы будем рассматривать Васудеву, то мы увидим многих: сначала Лакшми-Нарайану, его параферналии, затем Санкаршану, Прадйумну, Анируддху. Васудев в определенной форме присутствует. Санкаршана, Анируддха, Прадйумна. В паравйоме мы находим это явление, а за пределами его — Айодхйу, Двараку, Мадхуру и затем Вриндаван, все глубже и глубже, в более глубокие концепции.
Преданный: Махарадж, что есть сварупа-шакти? Она происходит из хладини?
Шридхар Махарадж: Сварупа-шакти сат, чит, ананда, все реалии сознательны, и хладини Радхарани. Ананда — это центральное явление, и полное явление — это анандам, поэтому хладини… Анандам — это главная характеристика сварупа-шакти, но каждый из них в большей или меньшей степени присутствует в других. Принцип, главное явление, анандам, оно также предполагает существование и сознание. В целом существование, затем сознание и затем анандам расам, полнота блаженства.
Преданный: А сварупа-шакти относится к бхакти-шакти?
Шридхар Махарадж: Сварупа-шакти простирается вплоть до Вайкунтхи, даже Шивалоки. Шива также относится к царству сварупа-шакти. После Брахмалоки начинается деятельность сварупа-шакти и простирается вплоть до Радхарани, все более и более интенсивные и тонкие проявления сварупа-шакти, постепенное развитие. Это изначальное явление, и его проявления имеют место. Однако интенсивность и ценность уменьшается, и это явление заканчивается на уровне Брахмалоки.
Преданный: В «Джайва дхарме» Бхактивинод Тхакур говорит, что джива-шакти является частью сварупа-шакти.
Шридхар Махарадж: Джива является частью сварупа-шакти? Джива-шакти погранична, часть сварупа-шакти может быть. Майа-шакти — нечто практически несуществующее, сварупа-шакти — нечто действительно существующее, а майа есть лишь заблуждение относительно сварупа-шакти. Чтобы занимать некое подлинное положение, она должна быть связана со сварупа-шакти подобно солнцу и его лучу. Джива Госвами написал в «Таттва-сандарбхе». Он приводит пример солнца. Адвайа-гйана, неделимое целое может быть вначале увидено как сурйа, как тат-мандала, затем как кирана, как луч. Кирана — это джива. Майа — этот мир. Джива — это мельчайшее факсимиле изначального явления. Мы можем рассматривать в таком свете сварупа-шакти. Реально существующее начало — сварупа-шакти есть сурйа-тат-мандала. Затем луч исходит из сварупа-шакти — это джива, и джива может рассматриваться как часть этой сурйа-тат-мандалы, это есть пыль земли. Пыль — это не сама земля, но все же пыль — это мельчайшие частицы земли, таким образом.
Преданный: Каждая энергия наделена определенной функцией.
Шридхар Махарадж: Но мы должны помнить: ачинтйа бхед-абхед — они различны, но в то же время не полностью отделены друг от друга. Это относительное положение. Оно порождает что-то, является продуктом другого начала, и управляет этим определенный закон. Закон этот есть сладостная воля Самодержца, таким образом ачинтйа бхед-абхед. Мы ничего не можем зафиксировать в Его собственном положении. Это теория Энштейна — постоянные изменения в силу воли Самодержца, ачинтйа бхед-абхед. Мы не видим явление как таковое, но мы есть также потенция, потенциал этого явления. Как говорил Энштейн, можно сделать фотографию одного явления, а спустя год сделать еще фото, и то будут два разных изображения. Мы должны помнить об этом, постоянное, вечное изменение, вилас, Его воля стоит за этим. Все сущее мы не можем зафиксировать. Мы должны жить под началом живого Владыки. Он может все изменить в любой момент, и с таким представлением мы будем описывать характеристики любых явлений. Даже майа изменяется, но когда речь идет о высшем начале, Он посылает нам определенное представление, откровение, и эти представления могут изменяться. Он не есть ограниченный объект, который мы можем сделать субъектом своего контроля, тем не менее некоторое представление о параферналиях возможно для нас. Но в то же время мы будем думать, что Он способен изменить свое положение, если захочет. Подобно волшебнику Он демонстрирует что-то одно и другое демонстрирует другому человеку одновременно, такого рода свобода есть у Его сварупа-шакти.
Сварупа-шакти есть этот мир, она показывает себя по-разному разным искателям. Это следует помнить, прежде чем мы осмелимся захотеть пожелать знать что-то о ней. Ее свобода превосходит нашу свободу. Мы не можем исследовать ее, она может не позволить нам изучить свои внутренние явления, гарем, некие деликатные реалии. Ее сладостная воля, она может помочь мне узнать, а может и не помочь. Она может закрыть дверь, и это явление останется непознанным. Наши интеллектуальные исследования, стремление познать эту форму и представить ее публике — все это может оказаться ложным. Я не таков, ты описываешь Меня определенным образом, но Моя природа иная. Права закреплены за ним, интеллектуальные исследования всех этих реалий высокомерны, не есть благо. По их милости, если у нас есть первоначальное представление: ее положение такое-то и такое-то. Скромно, смиренно, сохраняя ее престиж, мы попытаемся войти в покой, и тогда нам будет открыта ее природа. Мы всегда должны помнить о такой ее природе, она тонка, она свободна. Там, где присутствует стремление к освобождению или эксплуатации, она чувствует робость, не хочет приходить в это место. Поэтому мы не должны тревожить ее чувства. Их следует принимать в расчет.
Однажды Прабхупада в своем офисе спросили о красоте Радхарани. Его собеседник говорил, что Лакшми Деви очень красива, Радхарани не столь красива. Подобный вопрос был задан ему, и он не в силах был терпеть. Он хотел описать красоту Радхарани, но, занимая положение ачарйи, он не мог публично описывать физическую красоту Радхарани, и произошло столкновение этих чувств. Он хотел утвердить превосходство красоты Радхарани — это был один поток, а другой поток — невозможность сделать это публично. Две силы пришли в столкновение, и он потерял сознание и упал из кресла. Когда мы имеем дело с этими реалиями, они очень тонки. Эти сантименты являются объектами почитания. Это не анатомия, подобно тому, как мы исследуем на трупе устройство тела. Должное почтение, любовь, служение, в таком духе мы будем приближаться к этому явлению высшего порядка. С терпением и умонастроением служения мы будем пытаться приблизиться к ним. Спонтанно это явление может прийти к нам в сердце в любое время. Мы будем выполнять наш долг и ждать, когда это явление придет само и откроет нам себя: «Я такой-то, Я такая-то. Делай то и то». Не в лаборатории, мы не будем делать эти явления объектом лабораторного анализа и не будем демонстрировать публике.
Преданный: Практический вопрос. Я думаю, что я хотел бы остаться в вашем храме, но я чувствую, что на меня будет оказано давление со стороны нашего Матха. Но все же я полон решимости остаться. Какую позицию следует занять?
Шридхар Махарадж: Я думаю, что лучше проконсультироваться вам со своими, с Чару Свами, у этих людей есть знание ISKCON, и они также знают меня. Вам стоит посоветоваться с ними, как стоит поступить. Я бедный человек, у меня есть скромное положение, и когда речь идет о такой большой миссии проповеди, я, наделенный столь скромными ресурсами, независимый человек. У меня есть собственные стремления, я нахожусь здесь, но моя добрая воля такова. Люди, которые пришли к Свами Махараджу, некоторые из них разочарованы нынешним поведением ISKCON, и этим людям следует помочь, восстановить их в духовном сознании, вернуть их под стяг Махапрабху и Кришны. Это моя благая воля, и привести это в практическую плоскость у меня нет подобных сил. Я старый человек, и та программа, которую вы выдвинете, вы должны проконсультироваться между собой. Если нынешние администраторы ISKCON будут слишком ортодоксальны, слишком непреклонны, вам нужно будет обратиться к другим светилам, не членам комитета, и найти путь, что нам делать. Мы все заинтересованы в Свами Махарадже, но мы не можем следовать нашему интересу, пока присутствует нынешняя администрация. Каким должен быть наш долг? Мы можем попытаться объединится и жить за пределами ISKCON. Под стягом Свами Махараджа мы должны жить за пределами нынешней администрации, с которой мы не способны сотрудничать. Этот шаг, возможно, придется совершить. Я рекомендую вам устроить собрание, пригласить в первую очередь туда лидеров, квалифицированных людей и проконсультироваться с ними.
Поскольку администрация стала к нам безразлична, должны ли мы уйти в сторону, или же мы должны жить под стягом Свами Махараджа, насколько позволяют способности. Я думаю, что вы не должны уходить в сторону. Вы, обретшие веру в Свами Махараджа, Кришну и Махапрабху, но у вас нет твердой убежденности в нынешних администраторах, вы, такие люди, должны встретиться и разработать план действий. Конечно, вы не будете пытаться конфликтовать с ними, насколько это в ваших силах, но иногда необходимо, возможно, будет впоследствии, вы будете вынуждены идти на конфликт также. Такова природа, но вначале попытайтесь действовать как можно более умиротворенно, не чиня им препятствий. Таким образом встретьтесь друг с другом и поговорите: «Мы хотим улучшить нашу жизнь в связи с тем светом, который мы получили от Свами Махараджа, светом Кришны и Махапрабху. Мы не можем совершить самоубийство. Мы должны быть правдивы в отношении нашей совести и веры, которые привлекли нас к столь великому явлению, и мы должны выполнять наш долг по отношению к нашим друзьям, которые в большей либо меньшей степени страдают от того же заболевания, которым больны мы». Таким образом вы можете проконсультироваться. Я старый человек, я недостаточно амбициозен, но то малое, что есть у меня, в вашем распоряжении. Таков мой образ мысли.
Преданный: Махарадж, я думал, когда я вернусь в Америку, я хочу встретиться с теми Преданными, которые оказались вне ISKCON, но я предвижу возникновение следующей проблемы, а именно, среди тех, кто остался за бортом ISKCON существуют большие расхождения во мнениях.
Шридхар Махарадж: У каждого человека есть свой индивидуальный образ мысли, но к какому-то компромиссу мы должны прийти, и если мое вмешательство поможет вам, я готов помочь. И в настоящее время в практическом смысле что я вижу. Если вы увидите, что есть люди, которые не получили посвящение в ISKCON и в то же время питают уважение ко мне, вы можете попросить представителей ISKCON: «Вас 11, по крайней мере признайте Шридхара Махараджа как одного из вас. По крайней мере в этой степени, он существует независимо, но дайте моральную санкцию ему, чтобы он мог стать одним из вас, и если кто-то, живущий в какой-то зоне, хочет помощи Шридхара Махараджа, то не рассматривайте его в качестве врага или соперника. Поскольку ваш собственный Гурудев положительно отзывался о нем, вы можете дать ему статус одного из вас в духе терпимости». В этом случае раскол может быть не настолько велик. Практическое положение таково, что многие люди пришли к этому вероисповеданию, но, к сожалению, у них нет веры, почтения ни к одному из вас (имеются в виду ачарйи ISKCON), но вы можете признать его в качестве одного из вас.
Преданный: Махарадж, они могут испугаться того, что вы лишите их возможности заниматься бизнесом.
Шридхар Махарадж: Я начинаю бизнес?
Преданный: Нет-нет, если люди будут получать посвящение от вас, тогда никто не захочет получить дикшу от них. Мир велик, в нем много углов, так может не быть. Конечно, подобное опасение возможно, когда ворота открыты. Особенно мыслящие люди могут пойти в этом направлении, но мы должны быть сдержанны в наших действиях. Мы не будем сознательно привлекать людей, вербовать людей, только в неизбежных случаях. Мы не будем проповедовать Шридхара Махараджа. Нечто в этом роде возможно. Так или иначе, вы проконсультируйтесь между собой, вы знаете, как обстоят дела во всех отношениях, мне не известны детали.
Преданный: Я просто хочу жить с вами. Я просто хочу оставаться здесь, если возможно, если вы позволите мне. До тех пор, пока вы будете мне позволять, я буду жить здесь, а что они захотят сделать, я не знаю.
Шридхар Махарадж: Вы должны посоветоваться друг с другом.
Преданный: Я не буду их беспокоить.
Шридхар Махарадж: Проконсультируйтесь с Чару Свами, ему известно положение вещей здесь, положение вещей там. Он здесь уже давно. Кто-то из вас может остаться здесь, кто-то может отправиться туда, и каково ваше нынешнее число. Все это следует принять в расчет и осуществить необходимое. Если вы хотите остаться здесь, я придерживаюсь мнения, что вы должны следовать вашим собственным привычкам, поскольку ваши привычки, например, в том, что касается почитания прасада, отличаются от привычек индийцев, и многое другое отличается. Поэтому вам нужен ваш собственный центр или место, где вы сможете жить по-своему, свободно, сколько бы вас ни было, 5 или 6 человек. Другой центр, связанный с этим центром необходим.
Преданный: Как этот дом, в котором вы позволили нашему Гуру Махараджу жить.
Шридхар Махарадж: Или в этом доме, или, если вас соберется больше, вы можете найти другое место. В «Бхакти ратнакаре» и книгах Бхактивиноды написано, что истинное место рождения Махапрабху было рядом с мостом, когда вы идете в Майапуре в Йогапитх. Я могу попытаться купить этот участок земли для вас, частным образом я попытаюсь. Вы можете посмотреть книги Бхактивинода Тхакура. Бхактивинод Тхакур, когда он увидел там свет, Прабхупад хотел поставить там специальный столб, отмечающий это место, веху. Парамахамса Махарадж жил в Майапуре с Прабхупадой, и он знает в точности, где то место, где был этот фонтан света. Это и есть точное место рождения Махапрабху рядом с мостом. И там, в том месте, мы можем попытаться купить землю и учредить центр или в любом месте в Мадхйадвипе. Там центр еще не был основан. На другом берегу Ганги какую-то землю мы можем купить, и вы можете поселится там и вести такой образ жизни, который соответствует вашим привычкам, который будет благоприятен для вашего служения, и в любой момент вы можете приходить сюда. А если возможно, то и я иногда буду навещать вас, можно сделать так. Конечно, если вы заинтересованы в этом.
Сейчас, конечно, то, что он говорит, что он хочет остаться здесь, 3-4 человека могут остаться здесь на какое-то время. Но если ваше общество будет расти, вам необходимо будет отдельное место, которое подходило бы вам в смысле ваших привычек и природы вашей пищи, поскольку тело не должно страдать или голодать. Оно должно быть использовано в служении, это главное. Мы не можем достичь желанной цели, голодая, но полноценное служение. Речь идет не только о демонстрации посредством аскез нашей любви, но о тоталитарной войне всеми составляющими нашего существа. Словом, мыслью и делами мы должны принимать участие в этой войне, приближаться к Кришне. Ум, сознание, тело — ничто не исключается из этой кампании, тотальный марш.
Когда Свами Махарадж спрашивал меня: «Что ты скажешь? Прабхупады больше нет в этом мире, я хочу вашего совета. Должен ли я умереть в Америке или я должен вернуться в Индию?» Поразмыслив, я ответил: «Прабхупад дал тебе эту землю, где ты мог бы действовать, — западный мир. Я думаю, что ты должен там работать и умереть там, работая, и тогда твое тело будет привезено сюда, и то будет большая проповедь Гаудия Матха», и он принял мой совет. Тотальный марш. «Умереть, чтобы жить», — слова Гегеля. Чтобы вести подлинную жизнь, мы должны умереть. Мы будем служить и умрем в седле. Не покинуть поле битвы, но умереть на нем. Когда Чару Свами приходит сюда, Сарвабхавана придет. Вы можете устроить собрание и решить, каким будет направление вашей деятельности или служения в будущем. Я могу высказать какие-то предложения, опираясь на мой опыт.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.