«Признание со стороны высших Хранителей» 1981.08.28.C
Признание со стороны высших Хранителей
Шридхар Махарадж: Пратиштха, ашрайа-виграха. Баладев и Радхарани, пратиштха. Их собственность, то, чем Они делятся. Гурудев. Пратиштха, слава, должна принадлежать Гурудеву, поскольку для него все, что я получил. Лишь его милостью, лишь благодаря строгой приверженности святым стопам Гурудева человек может победить, преодолеть эту пратиштху. Вся заслуга, если у меня есть что-то, даже самое малое, это лишь милостью моего Гурудева, гуру—татва. Слава Кришны, лишь он распространяет эту славу по миру, и вся заслуга принадлежит ему, гуру-татва, ашрайа-виграха. Радхарани и Баладев — различные измерения, вся заслуга должна принадлежать им, поскольку только благодаря им слава, величие Кришны становятся известны миру. Пратиштха должна принадлежать лишь им. Канак, владыка всего, айшварйа, богатство, принадлежит Нарайане, и чувственные наслаждения, так сказать, в божественной обители предназначены только для Кришна-концепции. Сваям Бхагаван. Он является Владыкой этого счастья или собственности, как угодно можно выразиться. Прабхупад говорит это.
Один джентльмен спросил у Прабхупады: «Каков смысл этого фрагмента вашей поэмы, то что написано здесь, Кришна является единственным наслаждающимся женским началом?» И кто мы? Мы посягатели на чужие права и потому заслуживаем наказание. Он Владыка, Он Собственник и Он Абсолютный Наслаждающийся, только Он и никто другой. То, что мы находим во Вриндаване, в их семьях рождаются дети, и не только среди людей, но и в животном царстве они наслаждаются. Но они делают это, соединяются только ради Кришны, для того, чтобы радовать Кришну. Так или иначе эти реалии окружающего мира устроены таким образом, чтобы способствовать удовлетворению Кришны, а иначе им не нашлось бы никакого места в области Вриндавана. Все устроено таким образом, чтобы способствовать удовлетворению Кришны, и эти параферналии необходимы для игр Кришны, в противном случае… Дух самоутверждения отсутствует там, для него нет места, а иначе они не могли бы оказаться в той трансцендентной области. Этот дух присутствует здесь, на земле эксплуатации. Затем отречение. Затем область, контролируемая шастрой, и затем спонтанная область, любовь, но для того, чтобы войти туда, критерий таков, что бы ни делалось, это нечто является вкладом в удовлетворение Кришны, но отсутствие личных целей. Эти личные цели остаются здесь, в бренном мире, и этому явлению бренного мира нет места там. Дух жертвенности необходим для лилы, для прогресса лилы Кришны все устроено таким образом.
Преданный: Махарадж, иногда махабхагавата, поскольку он великий проповедник, он может быть окружен айшварйей, богатством, роскошью, но все же мы знаем, что он махабхагавата, поскольку он создает многих Вайшнавов.
Шридхар Махарадж: Если он подлинный махабхагавата, чтобы он ни делал, он делает это ради удовлетворения Кришны, и эти реалии не могут связать и опустить его. Мой вопрос таков: если последователи также ведут себя аналогичным обарзом?
Шридхар Махарадж: Подражатели умрут, искренность спасет нас, если это действительно как Пундарика Видйанидхи. Внешне он вел эту жизнь в роскоши и богатстве, но внутренне он был в полной мере предан Кришне без остатка, всем существом. Искренность является критерием. Если человек искренен по отношению к себе, тогда все в порядке. Если же это имитация, он погибнет, имитация его погубит. В «Бхагаватам» говорится: «То, что говорят великие личности, это всегда приемлемо. Их речи всегда приемлемы, но их практика не всегда. Что бы мы ни видели — их практику, их совет, разумный человек будет принимать, усваивать практики выборочно, не все практики». Совет, который дается определенному человеку, этот совет дается с учетом положения этого человека, и разумный человек принимает этот совет. Это безопасное положение. Но все практики мы не можем имитировать — такое предостережение «Бхагаватам» обычным людям.
Преданный: Но когда речь идет о Преданных общего характера, мы, будучи таковыми, можем не различать…
Шридхар Махарадж: Конечно, тот, кто не способен различить, это не есть заслуга. Если присутствует внутреннее пробуждение, человек в состоянии различить, что есть что, но человек невежественный будет вынужден страдать. Сукрити будет руководить нами, направлять, когда мы невежественны, и когда возникнет подлинная шрадха, тогда мы сможем видеть, кто является подлинным садху и сумеем понять. Мы сумеем читать шрифт, будем знать буквы, когда наше сознание возвышено до определенного уровня. Мы сумеем расшифровать многочисленные письмена, неизвестные обычному человеку. Если мы искренни, ничто не может повредить нам.
Вы банкрот?
Преданный: Да, Махарадж, я банкрот.
Лишь благодаря общению с вами иногда духовные вопросы возникают, могут возникнуть даже у камня. Но Махарадж, эти стихи, которые вы иногда цитируете. Мы никогда не слышали объяснений, подобных вашим объяснениям. Этот стих, я никогда не использовал этот стих, не цитировал его, но поскольку вы цитируете его и объясняете его всячески, смысл этого стиха стал очевиден всему миру.
Шридхар Махарадж: Бог помогает тем, кто сам себе помогает. С сердцем в груди и с Богом над головой. Две стороны, марджара-нйанйа и марката-нйайа. Мы поклонники марката-нйайи, а марджара-нйанйа — это может быть удел высших личностей, но на нашем уровне марката-нйайа будет более благоприятным, полезным явлением для нас. Мы должны добровольно сотрудничать. Мы должны понять, какого я рода частица, какой я элемент. Такой поиск необходим в нашем случае: самоанализ, поиск себя. Мы не можем его отвергнуть. Это высочайшая концепция. Когда речь идет не только об окончательном бескорыстии, но о жертвенности, тогда человек может сказать: «Я не знаю, что хорошо, а что плохо. Распоряжайся мной как Ты знаешь», — это высочайшая стадия. Он говорит: «Я ничего не знаю, что бы Ты ни захотел со мной сделать, я кукла в Твоих руках». Это определенная стадия, стадия сиддхи. Но на стадии садаки всегда необходим самоанализ: где находится мое «я», как я могу использовать это «я» в служении Господу, как я могу использовать его в служении Гурудеву. Я всегда должен быть бдителен, наблюдая движения своего собственного «я». Я не могу пренебрегать или быть безразличным к нему. Я должен рассматривать его тенденции, наклонности, действия. Я не могу их игнорировать, я должен быть бдительным.
Мы враги сами себе, и мы друзья сами себе. Тот, кто мыслит искренне, того никогда не ждет гибель, искренний человек обязательно одержит победу, он сумеет идти верным путем. Главный вопрос: кому он принадлежит? Раб своих чувств или владыка себя? Канак, камини, пратиштха. Принадлежит ли тебе твоя душа или же ты жертва стремления к чувственному наслаждению, славе и власти? Чувственные наслаждения и власть — люди подразумеваются как последователи, популярность, репутация в этом бренном мире. Каков подлинный смысл вайшнава-пратиштхи, признания Хранителями?
Он хороший Преданный, он хороший слуга. Я должен стремиться к признанию в глазах моих истинных Хранителей, Доброжелателей. Я должен стремиться к этому, я должен пытаться быть таким, каким они хотят меня видеть. В соответствии с их желанием я должен изменить себя. Такого рода пратиштха, признание будет здоровым для нас — признание со стороны высших Хранителей. Я могу стремиться к этому и не желать одобрения со стороны низких людей этого мира. Какую ценность представляет их мнение? Мнение массы. Эти массы сбиты с толку, они заблудшие души. Они не знают, что хорошо, а что плохо. И восхищение с их стороны, чего оно стоит? Это негативное очарование со знаком минус уводит меня в сторону.
Преданный: Билвамангал Тхакур говорит: «Чего мне бояться, если меня отвергнет весь мир, но Ты примешь меня? С другой стороны, если Ты отвергнешь меня, но весь мир примет, какое в этом достижение?»
Шридхар Махарадж: Да, это эксклюзивная Преданность, ананйа-бхакти, когда человек не заботится ни о ком и ни о чем, но его внимание обращено, сфокусировано. Но существует начальная стадия, когда мы укрепились в том измерении, тогда речь идет не о Кришне в целом, но Преданный будет нашим убежищем. Это реализация более высокого порядка. Когда неправильно относятся к Моим Преданным, они занимают лучшее положение, когда они думают только обо Мне, то подлинная позиция отсутствует. Это лишь кандидат, ищущий служения, но когда он помещен в определенное ведомство служения, тогда его положение более реалистично, почва под его ногами более прочна. Более реальное положение, когда он находится в группе Преданных, Его слуг, тогда он в безопасности.
Вы уже заказали билет? Но сегодня я слышал о том, что вы передумали?
Преданный: Я всегда хочу оставаться у лотосных стоп Вашей Божественной милости.
Шридхар Махарадж: Не только рядом со мной, но то, что вы получили от вашего Гуру Махараджа, вы видите это явление во мне, поэтому вы испытываете симпатию ко мне. Вы сидите здесь, связанный вашим Гуру Махараджем. Что вы скажете, Сарвабхаума Прабху? Разве я не прав? Капля очарования, которую вы получили от вашего Гуру Махараджа привела вас сюда, и вы очарованы аналогичными явлениями.
Преданный: Мы чувствуем, что по милости нашего Гуру Махараджа мы смогли прийти к вашим лотосным стопам. Если бы не он…
Шридхар Махарадж: Он питал веру в меня, и он также просил меня позаботиться о вас. По воле провидения я вижу, что я занимаю это специфическое положение, когда я должен делать что-то, хотя моя природа или мой склад таков: я не слишком склонен к проповеди.
Преданный: Вы не слишком социальны?
Шридхар Махарадж: Не то чтобы, но я не слишком напорист, не настойчив. Я, скорее, люблю умиротворение. Как говорил мой Гуру Махарадж: «Ты любитель комфорта». Однажды мой Гуру Махарадж заметил обо мне: «Ты любитель спокойной жизни». Иными словами, ты не пытаешься изо всех сил распространять то, что ты получил, давать миру. Тебе присущ подобный сдержанный темперамент. Ты не склонен помогать другим. Это означает, что у тебя есть квалификация, но ты не хочешь делиться этим достоянием с другими людьми, таким было его замечание.
Так или иначе, в свои последние минуты в этом мире он был очень благосклонен ко мне, и его последним актом милости, практически уникальным актом милости он отвел мне уникальное положение. Высочайшая форма божественного служения, он пытался наделить меня этим явлением, но сумел ли я это явление получить, я не знаю, насколько я сумел получить его милость. Но, однозначно, то, что он хотел распространить этой трансакцией, передачей служения Рупе-манджари, это высочайшее явление в нашей рупануга-сампрадае. Даже Нароттам Тхакур говорит, что он стремится, ждет того дня, когда Локанатх, его Гуру, возьмет его за руку и отведет к Рупе Госвами. «Мой Гурудев Локанатх, когда он будет достаточно милостив, чтобы передать меня заботе Рупы Госвами». Это высочайший объект нашего духовного стремления.
Преданный: Махарадж, иногда вы говорите, что вы не смогли пойти к горе.
Шридхар Махарадж: Да, и тогда гора… Я был вынужден, так сказать, я не пошел. Меня хотели послать, но я отказался, но так или иначе мне не выпала удача отправиться туда (на Запад), но мой великодушный Гурудев не оставил меня: «Хорошо, я приведу их к тебе. По крайней мере я должен привести некоторых из них к тебе, но ты должен достоверно передать мои слова». Это нечто удивительное, чудесное.
Преданный: Мы думаем, что еще многие придут.
Шридхар Махарадж: Если я буду жив. Шринивас Ачарйа хотел увидеть Гададхара Пандита, когда Махапрабху попросил Гададхара Пандита помочь в изучении «Шримад Бхагаватам» Шринивасу Ачарйе. Гададхар Прабху ждал Шриниваса Ачарйу, попросил его достать хорошую копию «Бхагаватам». Он сказал: «Моя копия потеряна, буквы размыты слезами из моих глаз. Ты не сумеешь прочитать эти буквы. Поскольку они наполовину размыты, ты должен достать новую копию». Шринивас ушел на поиски книги, а когда он вернулся, он узнал, что Гададхар Пандит покинул этот мир, ушел. Но хотя он покинул мир, его благая воля осталась и благая воля Махапрабху. По Их воле он стал лучшим знатоком «Бхагаватам», поскольку этого хотел Махапрабху, этого хотел Гададхар Пандит. Так или иначе эта воля осуществилась.
Многие могут прийти, но я могу покинуть этот мир. Если Он захочет, Он может оставить меня в этом мире на какое-то время. Все уходят каждый день один за другим, а я живу здесь практически в одиночестве. Я вспоминаю прошлые дни, былое, славное былое, а теперь, можно сказать, тьма наступает, но все же присутствие вас всех породило новый свет и новую надежду.
Махапрабху здесь. Дас Госвами после ухода Махапрабху покинул Пурушотама Кшетру и отправился во Вриндаван с опечаленным сердцем. Сварупа Дамодар, Махапрабху, сам Гададхар Пандит — все они покинули мир, и тьма наступила, окутала Вриндаван. С разбитым сердцем он пришел во Вриндаван, и там он нашел Махапрабху в Рупе и Санатане. Здесь Махапрабху, и с великим энтузиазмом и энергией Госвами выполняют наказ Махапрабху столь интенсивно. Он увидел Махапрабху в них. Живым образом они распространяют и одаривают мир Махапрабху. Махапрабху по-прежнему пребывает в мире. Он думал, что расстанется с жизнью, но он передумал. Он увидел, что здесь Махапрабху, в этих живых усилиях, попытках прямого служения Махапрабху. Более того, разочарование ушло, и он сам стал новым светом там. Он составил множество стихов и подарил сампрадае множество уникальных драгоценностей.
Преданный: Махарадж, когда я впервые пришел сюда, вы сказали мне: «Собирать лекарства, а затем раздавать лекарства». Не просто быть собирателем лекарств, и я хотел бы остаться здесь, продолжая собирать эти лекарства, но я чувствую, что я также должен начать раздачу. А затем я вернусь сюда, чтобы найти новые лекарства.
Шридхар Махарадж: Хорошо, используйте меня. Мы слышали от нашего Прабхупады: «Я, — сказал он, — не могу делать это сам, поэтому многие друзья пришли ко мне на помощь для того, чтобы помогать мне в выполнении моих обязанностей. Я должен выполнять все это, все виды служения, но поскольку у меня нет качеств, позволяющих это сделать, то Кришна послал мне многочисленных друзей, чтоб они помогали мне». Это подлинная концепция. Таково подлинное представление Вайшнавов, по крайней мере, нашей Гуру-варги. Они дали нам подобное понимание, подобную точку зрения. Когда мы смотрим в измерении подлинного восприятия, мы видим, что все принадлежит Кришне и только Ему. Они пришли, чтобы помочь в разных обличьях, разных одеяниях.
Они пришли для того, чтобы совершать служение их Владыке. Сварупа-шакти задействует их в тех или иных качествах для того, чтобы они помогали ей в выполнении ее долга, служении Кришне. Лила, чтобы принимать участие в лиле, все для Него. Если выражаться языком Гегеля, все предназначено для Него, и это жертва — пожертвовать всем ради Его удовлетворения. Это главный поток, центральная линия мысли, и чистота высочайшей природы присутствует в этой жертве, самопожертвовании Самодержцу, и этот Самодержец есть Абсолютное Благо. Самодержец есть Абсолютное Благо, Красота, Любовь, Гармония, анандам. Не будь скупцом. Не имея с Ним дело, ты в любом случае будешь обманут. Тотальная жертвенность. Необходимость практического понимания того, что мы Его собственность. Он наш Владыка, Он способен создавать и убивать. Он волен делать все что угодно с нами, подобный Владыка. Самопредание такого качества способно спасти нас, способно дать нам вечную жизнь и здоровую жизнь. Когда мы живем в подобной атмосфере в мире, где Он обладает полным правом творить и уничтожать, и для того, чтобы осознать, что мы принадлежим Ему, осознание этого должно быть подобной степени чистоты. И степень святости и чистоты также возрастут соответственно.
Чистота и святость одной природы. Обычная чистота не есть чистота подлинная. Чистота должна пребывать в измерении святого, Божественного, чистота, нирмал. Насколько мы осознáем, что предназначены для Него, соответственно степени этого осознания чистота будет возрастать. Девариши Нарада говорит: «Все остальное должно погибнуть». Наиболее глубинное понимание того, что мы в полной мере принадлежим Ему в качестве его рабов, чистота присутствует в этом. Верность, стандарт чистоты определяется верностью Ему, степень чистоты. Когда речь идет о подобном стандарте, настолько, насколько подобная позиция присутствует, настолько явление чисто, божественно и совершенно. Это не означает, что позиция реализации — это некая абстракция. Нет, все составляющие элементы нашего духовного тела будут использованы. Они не есть ваши враги. Враг — это сама природа занятия, того, каким образом вы используете эти чувства, но не сами чувства, их функции. Их не следует отвергать полностью, но то, каким образом вы задействуете эти чувства, эти компоненты, это следует изменить. Железо превратится в золото, грязь превратиться в золото, но все останется. Природа функции изменится, опасность лишь в концепции личного интереса. Что есть отклонение от Абсолютного Центра и Блага, только эту концепцию следует отвергнуть, ничто другое. Все остается нетронутым, останется как есть и будет использовано к своему вящему удовлетворению, будет счастливо. Все обретет свое подлинное счастье, высочайшее счастье, лишь связь должна быть установлена.
Когда Прабхупад приехал в Мадрас, он нашел там в списке книг некую книгу, которая была давно отсутствующим звеном. Это выражение — очень сладостное выражение: давно утерянное связующее звено. И Прабхупад, прочитав несколько страниц, сказал: «Это не то, чего я ожидал», но сама идея выражения «давно утерянное связующее звено». Наше естество таково, но в нашем нынешнем сознании так называемой реальной жизни мы не находим этого. Это связующее звено очень сладостно. Я жалею, что я утратил это связующее звено давным-давно, но есть также надежда на восстановление связи.
Преданный: Прасадам готов.
Шридхар Махарадж: Примите прасадам. Девять часов.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.