«Самопожертвование и самовозвеличивание» 1981.08.28.X
«Самопожертвование и самовозвеличивание» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 28 августа 1981 года
- Поверхностное знание всегда опасно (01:00)
- После принятие идеалов не надо метаться (02:20)
- Шаранагати. Культивирование философии — «я в нужде» (03:20)
- Тенденция жертвовать, отдавать — естественная потенция дживы (04:57)
- Проповедь и знание шастр (05:40)
- Отдаться на Волю Абсолюту — наша истинная позиция (06:50)
- Как надо слушать Бхагаватам. Все ради удовлетворения Его (08:21)
- Критерий Абослютного характера. О Реальности (11:20)
- Прибегать к помощи Высших по отношению к нам, для удовлетворения Его (13:37)
- Быть уверенным, что действия находятся в линии Служения (16:11)
- Нет места эксплуатации, самовозвеличиванию, отречению (17:00)
- Верность слуги (17:52)
Самопожертвование и самовозвеличивание
Преданный: Махарадж, множество раз, когда ученики нашего Гуру Махараджа приступали к изучению санскрита, можно сказать, в большинстве случаев такого рода, впоследствии они становились оскорбителями нашего Гуру Махараджа, и также во многих случаях они приходили к тому, что отвергали его. Временами наш Гуру Махарадж говорил: «Скудное знание санскрита — крайне опасное явление».
Шридхар Махарадж: Нет. Не малое знание санскрита, а малое знание как таковое. Скудное образование — опасное явление. Поверхностные знания всегда опасны. Также рекомендуется Рупой Госвами пытаться обрести вкус во многих Писаниях. Во многих Писаниях малое знание, которое собрано понемножку отовсюду, из разных источников, подобного рода тенденция — стремиться обрести знание подобным образом. Опасная тенденция, поскольку эти разные школы мысли увлекают нас в разные стороны, преследуя свои собственные интересы, и, скорее, эта ситуация воспрепятствует нашему прогрессу. Любопытство, стремление знать, жажда истины — это похвально, но когда человек встал на истинный путь, принял подлинный идеал, но после этого также он, грубо говоря, бегает повсюду, и пытается там-сям получить опыт этого явления, второго, третьего и т.д., то такого рода усилия носят ложный характер.
Мы должны помнить, что высочайшее явление, которое способно помочь нам достичь нашей желанной цели, — это служение, не знание, но служение. Прогресс на негативной стороне, развитие своей негативной природы — это доинйам, смирение, самоуничижение: я испытываю величайшую нужду. Прогресс в такой линии будет здоровым явлением. В общем и целом чувство будет таким: я испытываю величайшую нужду. Это чувство привлечет позитивную сторону. Только тогда я смогу узнать его, в противном случае, изучая, исследуя или удовлетворяя свое любопытство, это не есть путь. Речь идет лишь о том, чтобы усилить чувство своей беспомощности: я нахожусь в величайшей нужде. Такого рода чувство привлечет позитивное начало, и я сумею его узнать настолько, насколько Он того хочет, и так, как Он того захочет. Насколько Он захочет взять тебя в Себя, настолько ты сумеешь познать Его. Его природа такова: пранипат, парипрашна, севая. Парипрашна дозволена, искренние вопросы о благе, но главное явление — тенденция жертвенности, тенденция отдавать — это естественное качество джива-шакти, потенции.
Чистота потенции всегда заключается в покорности ее обладателю. В проповеднических целях определенное шастрическое знание, знание Священных Писаний необходимо, но это другой вопрос. Тот, кто чувствует вдохновение проповедовать, чтобы помочь себе, он может обратиться к различным шастрам, и даже, возможно, к шастрам майавади и другим невайшнавским шастрам. Подобно Дживе Госвами, который для того, чтобы опровергнуть позицию майавади, изучал литературу подобного толка. Тот, кто испытывает подобное вдохновение, тот, от кого требуется выполнение подобного долга проповедника, тому необходимо это знание, чтобы выполнять служение. В противном случае, когда речь идет о Преданных в целом, нужно отдавать себя через Вайшнава, вкладывать свою энергию в то, Высшее Царство.
Эта энергия будет использована в деле служения Высшему Царству в интересах Господа. Так или иначе это наша истинная позиция. Мы должны быть использованы по Его сладостной воле. Это нормальное положение. Таким образом мы сумеем жить, вести истинную, настоящую жизнь, если мы отдаем свои эгоистические тенденции и служим сладостной воле Абсолюта. Наше реальное положение требует этого, только этого, главным образом только этого исключительно. Помощь может прийти в разных настроениях, формах, образах, тонах, но главное явление — вышеописанное умонастроение — вера в то, что Он мой Владыка, и я не могу поступать, жить независимо.
Шридхар Свами говорит: «Мы слушаем «Бхагаватам» для того, чтобы эта или любая другая деятельность была подлинной бхакти, Преданностью в подлинном смысле слова, тогда за этой деятельностью должно стоять следующее представление: то благо, которое я черпаю из подобного слушания, принадлежит моему Владыке Кришне и мне». Я буду просветлен и совершу большее служение — даже не такое представление. Но я делаю это по указанию моего Владыки. Где бы и что бы я ни делал, тот, кто получает благо от этого действа, Он, другая сторона. В таком умонастроении мы можем делать все что угодно, понимая что все благо, результат принадлежит Ему. Чего бы Он ни захотел от меня, я буду делать только это, не преследуя свои личные желания и будучи лишен своих собственных амбиций.
Но если я чувствую вдохновение, Он хочет, чтобы я был проповедником, если я должен сражаться, тогда мне необходимо оружие, мне необходима соответствующая униформа. Разумеется, если мне необходимо выйти на поле битвы, мне понадобятся пистолет и граната. В таком духе мы можем собирать что угодно, прибегать к любым источникам, но с этой целью, цель должна быть такой: все должно быть записано на Его счет, и это должно быть гарантировано, что все записывается на Его счет, не на счет кого-либо другого. Это главное явление, которое следует принять и усвоить: ради Его удовлетворения я делаю то или иное — простая и ясная истина.
Удовлетворение — лила требует, чтобы каждое движение совершалось для Его удовлетворения, чем бы оно ни было, какой бы формальный образ оно ни принимало, это не имеет значения, главное — для Его удовлетворения. Критерий абсолютного характера этого движения только таков, как говорит Гегель, Реальность существует для Себя, живет для Себя. «Реальность должна быть сама по себе и сама для себя». Мы должны принять подобное положение вещей. Он не предназначен, не живет для удовлетворения других сторон, но все осуществляется и делается ради Его удовлетворения. Он Цель. Он альфа и омега, и тогда мы находимся в гармонии. Присутствует гармония, присутствует красота, любовь. Любовь означает жертва ради любимого. Божественная любовь, любовь к Абсолютной Личности, и все должно делаться ради удовлетворения Абсолютного Владыки.
Я читал в газете следующее утверждение: «Человек создан и устроен по образу и подобию Бога». «Устроен» в том смысле, что судьба человека и его природа зависят от воли провидения. И настоящее и будущее в Его руках на 100%. Подобное сознание должно возникнуть в нас, и любая деятельность должна быть направляема этим принципом. Насколько в моих силах удовлетворить Его, настолько я буду стараться идти в этом направлении. Я смогу чувствовать, понимать, насколько я способен помыслить, удовлетворяет ли нечто Его или кого-то и что-то иное: мою страну, мою область, моих родителей.
Мы не можем, находясь на большом расстоянии, утверждать реалистичным образом, что в действительности удовлетворит Его, поскольку мы далеки от Него. В этих обстоятельствах я прибегаю к помощи высших по отношению ко мне — высших братьев или наставников, которые совершили больший прогресс по сравнению с моим. Я могу консультироваться с ними, прибегать к их помощи, и умонастроение, как сказал Гуру Махарадж, аналогично моему умонастроению. Таким образом мы можем составить реалистичное представление о том, что удовлетворит Его, Верховного Господа в наибольшей степени, прибегая к помощи старших, высших друзей. Когда подобный друг просит меня прочитать определенную книгу и говорит: «Из этой книги ты почерпнешь материал, который позволит тебе…», нечто вроде провизии, поскольку путешествовать долго, продолжительное путешествие. Тем самым Он помогает мне, обогащает, кормит меня.
Служение. Служение под руководством высшего Вайшнава более желанно, чем попытки искать руководство и указания в книгах. Но когда у нас нет подобного руководителя, тогда нам не остается ничего другого, кроме как консультироваться с многочисленными аутентичными произведениями Вайшнавской литературы, чтобы собирать средства, провизию, необходимые мне в моем путешествии. Шастра также разновидность Гуру, Писание. Быть уверенным в том, что моя деятельность находится в линии служения. И ради этого я должен консультироваться, прибегать к помощи Вайшнава, совершившего реальный, значительный прогресс, а когда помощь такого Вайшнава недоступна, тогда я должен прибегать к помощи заслуживающих доверия книг: Госвамигрантхи, книги Гурудева, к «Бхагаватам», «Гите» — все эти писания Преданности.
Мы должны консультироваться с ними, но в духе служения, всегда следует помнить об этом. Жертвенность, самопредание. Все измерение, о котором идет речь, состоит из жертвенности. Нет места эксплуатации, нет места отречению. Эксплуатация, самовозвеличивание, пратиштха, этого следует избегать, это гораздо более опасно. В измерении жертвенности, если я хочу эксплуатировать, если я сохраняю тенденцию эксплуатировать, делать себя большим, то подобная тенденция будет крайне пагубной. Верность слуги всегда должна сохраняться и оберегаться крайне тщательно, методично. Никто не может сдержать, обмануть меня, воспрепятствовать моему прогрессу, за исключением меня самого, поэтому я должен скрупулезно анализировать, рассматривать мой темперамент и отбрасывать все нежелательные явления подальше. Гундича марджан — уборка храма Гундича.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.