«От смерти к бессмертию» 1982.05.07.A82.05.08.A
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
От смерти к бессмертию
Шридхар Махарадж: Рабиндранат и его старший брат, Дивендра. Вначале Дивендра был другом Бхактивиноды Тхакура. Конечно, они были ровесниками, и Бхактивинод Тхакур был связан близкими отношениями с представителями этой группы, Брахма-самаджа. Видя его ученость, члены Брахма-самаджа изо всех сил пытались сделать его последователем Брахма-самаджа, но в конечном счете, пообщавшись с ними какое-то время, Бхактивинод Тхакур покинул их. И Динаш Пури в своей лекции по «Бхагаватам», эта речь опубликована в виде брошюры, в ней он утвердил свои позиции, дал понять, что Брахма-самаджу не стоит рассчитывать на его участие, и в конечном счете он привлекся Вайшнавизмом. Христиане также возлагали большие надежды на Бхактивиноду Тхакура. Он учился в шотландском церковном колледже, и директор этого колледжа очень любил Бхактивинода.
Он говорил: «Этого человека ждет большое будущее». Но постепенно Бхактивинод Тхакур покинул их среду и стал величайшим проповедником Вайшнавизма, вероучения Махапрабху. В своем «Рупануга-бхаджана дарпане» Шрила Бхактивинод Тхакур выразил чувства своего сердца, и его ученость, его концепция Гаудия-вайшнавской философии настолько глубоки, что наш Гуру Махарадж не мог рассматривать его отдельным от Радхарани. В конце своих комментариев к «Чайтанья Чаритамрите» Шрила Гуру Махарадж написал: «Оба, Гададхар и Сварупа Дамодар, два друга, всегда совершают свой бхаджан в этой Навадвипа-дхаме, иногда это явление проявлено, иногда скрыто. Эту информацию не следует открывать всем и каждому. Это величайшая тайна — то, что я открываю здесь. Один Гададхар, а другой Сварупа Дамодар — Бхактивинод Тхакур и Гауракишор Бабаджи». Бхактивинод Тхакур рассматривается как Гададхар, проявление Радхарани, а Сварупа Дамодар представлен как Гауракишор Бабаджи Махарадж.
Безграничное. Мы всегда ищем Безграничное, и Оно также дает связь везде и повсюду, Оно отвечает взаимностью на поиск Себя. Безграничное стремится открыть Себя своим Преданным разными путями повсюду, здесь и там. Взаимодействие, действие и следствие, обе стороны искренни в своем поиске, но тем не менее происходит эта игра в прятки. Преданный всегда ищет Кришну и Каршну, Кришну и Его параферналии, все сердце пленено этим явлением, все остальное, область бхукти, мукти отвергаются. Бхукти, область эксплуатации, и мукти, область отречения, остаются позади, и область служения, Преданности, проявляется здесь и там в различных функциях в линии Преданности.
Преданный: Однажды вы сказали, что «если доступно семя высокого качества, особое семя, его следует сажать первым».
Шридхар Махарадж: Конечно, так сказано в «Хари-бхакти виласе», и здравый смысл говорит нам то же самое. Почва готова, и она ждет. Лучшее семя следует сажать в первую очередь. Это здравый смысл, и мы находим это в «Хари-бхакти виласе». Даже в варнашраме ситуация подобна, любой может инициировать в рамках своего собственного клана. Кшатрии могут инициировать кшатрия, вайшья — вайшью, шудра давать посвящение шудре и т. д., но когда Гуру высочайшего типа доступен, остальные не должны дерзать захватывать землю. Когда брахман-ачарья доступен, подлинный ачарья, речь идет о подлинной Преданности, когда истинный Преданный доступен, то Преданные более низкого типа не должны осмеливаться захватывать землю и сажать семена, об этом мы всегда должны помнить. Так сказано в «Хари-бхакти виласе», но тем не менее земля не должна быть бесплодной: если доступно малое, то мы должны…
Присутствует градация, различия в качестве, пусть я обладаю малым, но я должен искренне помогать с помощью этого малого тем, кого я встречаю. Кого бы я ни встретил… Конечно, делать это следует не лицемерно, искренность должна присутствовать. Сознание Кришны не должно становиться ремеслом. Поиск власти, положения, людей, денег, все это недопустимо, но помогать тем, у кого болит сердце, давать им связь с Сознанием Кришны, помогать избавляться от страданий. Они страдают, подобная позиция должна быть мотивом, такая мотивация необходима. Джива дойа, доброта к живому существу, означает не раздачу пищи, одежды, но подлинная дойа, доброта, состоит в том, чтобы приводить живое существо к Истине, это дойа, доброта, милосердие. Помогать избавляться от лжи, невежества, помогать каждому выбраться, избавиться от невежества и в то же время устанавливать связь с высочайшим позитивным благом. Такого рода искреннее чувство должно жить в нас, и это квалификация ачарьи.
Тот, кто способен извлечь самую суть из шастры, Священного Писания, и тот, кто способен привести других людей к такого рода ачарье, то есть по велению, рекомендованному Писаниями, и тот, кто сам осуществляет эти практики, следует этому, такому человеку следует давать положение ачарьи и признавать его в этом качестве. Тот, кто способен извлечь самую суть из Священных Писаний, и тот, кто практикует их советы, следует им в своей жизни и стремится распространить эти практики и знания другим людям, тот может быть ачарьей. В «Бхагавад-гите» описаны качества ачарьи: тот, у кого есть знания и опыт этого явления. То, что я собираюсь давать другим, я должен иметь некий реальный опыт этого явления. Не книжное знание, такое знание должно быть подкреплено реализацией Истины. В «Бхагаватам» сказано, шабда, Писание и их смысл, и то и другое, а в Упанишадах говорится: «Тот, кто обрел знания шрути и в то же время брахма-ништха», тот, у кого есть подлинный характер, поведение которого образцово. Тот, кто следует советам шрути, тот способен распространять ведическое знание, давать его широким массам ради блага людей, спасать их от невежества, заблуждения и приводить к подлинной научной мысли, не к современной научной эксплуатации, суицидальному прогрессу, в результате которого за одну секунду весь мир может быть уничтожен. Спасать людей, вести их от смерти к бессмертию, а не к самоубийственным попыткам.
Бессмертная душа очень близка к нам. Мы должны провозглашать это везде и повсюду: душа бессмертна, а Высшее Существо превосходит эту бессмертную душу. Это Верховное Существо очень близко, мы отдалили себя от Него. Мы сможем увидеть, что Он очень близок, Он все и вся. Он является Творцом и устроителем всего сущего, включая нас. Он создал нас, все и вся созданы Им. Он самый близкий друг, величайший Хранитель, опекун, тот, кто заботится о нас. Любовь, могущество и прочее во всей полноте пребывает в Нем, и тем не менее Он наш самый любящий Друг, полнота могущества, силы. Хотя Он могущественный Творец мироздания, Он дружелюбен по отношению к нам. Тот, кто управляет всем бытием, является нашим другом и очень близок к нам, живет рядом с нами. Мы должны лишь стараться помнить Его. Он в высшей степени является нашим другом, и Махапрабху принес это знание. Если мы попытаемся на глубоком уровне отыскать внутренний смысл Священных Писаний, мы увидим, да, Он друг, наш возлюбленный, и так мы достигнем высочайшей цели в жизни. С этой убежденность в том, что Он наш Друг, самый близкий, интимный Друг, это высочайшее достижение, которое мы можем ожидать, на которое можем рассчитывать. Эта истина должна быть известна всем, нет места для страха и опасения. Мы испытываем страх только тогда, когда концентрируемся на бренном аспекте мироздания, но постарайся отыскать свое глубокое, подлинное «я» и связь этого «я» с Абсолютом.
С каждым днем становится все жарче и жарче. Быть простым и открывать чувства своего сердца тоже затруднительно. (смеется)
Преданный: Вы говорили, что Брихаспати — одна из планет, благоприятных по отношению к вам, но вы так и не сказали нам, откуда этот перстень.
Шридхар Махарадж: Откуда этот перстень, известно Говинде Махараджу. Брихаспати, Буд и Шани, эти три планеты занимают высочайшее положение в моем гороскопе. Шани — это безразличие к бренному миру и связь с чужеземцами. Брихаспати — это здравый смысл, возможность играть роль министра, а Буд — это поэтический дар и детский характер. Брихаспати серьезный, суровый, но Буд весел подобно ребенку.
Преданный: А Буд какая это планета?
Шридхар Махарадж: Буд — это Меркурий, Шани — Сатурн, а Брихаспати — Юпитер. Мангал — Марс, Шукра — Венера, и есть также Раху и Кету. Раху означает «тот, кто поглощает солнце, луну и звезды», такая возможность также существует вечно, то, что зовется тенью, но тень в конечном счете есть часть сознания, это идея. Он присутствует в духовной сфере, часть сознания. Все, что находится в рамках нашего опыта, есть часть сознания, духа, происходит из духа, имеет место в мире сознания. Раху и Кету также обладают определенными характеристиками, это сознание. На этом мы можем завершить наш класс. Я очень устал, я так много говорил, мне это не по силам. Только один вопрос, на него я попытаюсь ответить и отправлюсь в постель, чтобы лечь горизонтально.
Преданный: Мы ваши ученики-санньяси, что мы можем сделать такого, что удовлетворит Вашу Божественную Милость в наибольшей степени?
Шридхар Махарадж: Понять высказывания моего Гуру Махараджа и раздать их широким массам, Махапрабху также учит этому. Только одно явление. Махапрабху принял санньяс исключительно ради проповеди. Санньяс — это положение духовного учителя масс, учение «Гиты», «Бхагаватам», Махапрабху, Гуру Махараджа, Свами Махараджа. Знать шраван, киртан, получать и раздавать внутренний поток, живой. Слушать и давать, получать и отдавать, и тогда поток будет сохранять свой динамичный характер. Служение, слушание также будет служением, если присутствует распространение этого явления, услышанного другим. С этой целью я слушаю, и мне очень нравится это явление, я даю высокую оценку, хочу поделиться этим явлением с другими, с моими друзьями. Эта раздача поможет мне слушать более внимательно. Необходимость в распространении увеличит мою способность, интенсивность моих попыток приблизиться к этому явлению, слушать более внимательно. Эти два явления помогают друг другу, их сотрудничество имеет место, шраван, киртан. Шраван предполагает киртан, а киртан также имеет потребность в шраване, чтобы делиться этим явлением с другими.
Существует множество долгов, которые мы имеем. Мы обязаны нашему физическому отцу, и этот долг может быть выплачен через рождение ребенка. Если мы зачинаем ребенка, сына, тем самым мы выплачиваем долг своему отцу. Этот ребенок приходит в этот мир, мы его воспитываем, он тоже дает что-то такого рода. Затем мы используем знание, которое было сохранено нашими предшественниками. Они оставили нам знание, и мы должны передавать это знание следующим поколениям, тем самым мы освобождаемся от долга перед этими риши, учителями. Затем долг по отношению к гуру. Мы должны гуру и выплачиваем этот долг сами, становясь гуру. Я получил, и я также даю это явление другим с тем, чтобы это явление передавалось из поколения в поколение, то будет моей благодарностью предшественникам. Поскольку эти предшественники дали нам то, что мы имеем. Мне повезло, я обрел все эти реалии, и я обязан продолжить эту линию. Так я могу выплатить долг высшему началу, долг перед риши и долг бхута. Окружающий мир значительно помогает нам, и мы можем выплатить ему долг, долг перед девами. Дева означает сверхъестественные существа, которые посылают дождь, солнечный свет. Мы получаем так много всего от девов, мы выплачиваем этот долг, совершая ягью, жертвоприношения, их посредством мы посылаем энергию этим небожителям, высшим чиновникам в бытии. Затем наши родные и близкие, мы также много взяли у них, и мы должны отдать им до известной степени. Там, где мы родились и выросли, мы обязаны этому месту и людям, и мы должны выплатить этот долг.
В данном случае мы получили столь ценное явление от Гуру Махараджа, и он стремился к тому, чтобы эти явления передавались, чтобы его линия не прекратилась на мне, таким было его желание. Конечно, если человек квалифицирован, если он передает эти явления должным образом, конечно же, недопустимо, чтобы от его имени раздавались какие-то оскверненные, смешанные явления. Если от его имени мы будем давать оскверненные явления, то будет оскорблением в его адрес. Но если мы способны должным образом раздавать людям то, что получили от него, то это желанно. Главным образом санньяси занимают положение ачарьи, человек становится санньяси для того, чтобы спасти нас от реакций смертного мира и дать нам связь с миром вечности, дать вечные ценности.
Санньяс подразумевает три данды. Один из смыслов данды — наказание, тот, кто наказал свой ум, поступки и слова, эти три явления в том смысле, что эти явления не используются в целях материального мира, но используются в служении Кришне. Они наказаны и задействованы в служении Кришне, они должны быть использованы ради служения, распространения нектара бессмертия. Такой будет главная функция санньясы. Кто-то может осуществлять ее посредством книг, кто-то посредством проповеди, кто-то может задействовать людей в служении различными способами. Санньяси будут использовать нас в работе по облегчению страданий других. Это не так-то просто, спасти людей от очарования этим бренным миром. В этом мире присутствует множество предложений под вывеской религии, и необходим сравнительный анализ. Нужно привести людей к концепции «Бхагаватам», концепции, данной Махапрабху, к Сознанию Кришны. Служение Сознанию Кришны — высочайшее положение, которое дано нам, это высочайшее измерение Сознания Кришны — Радха-дасьям, Радха-кинкарьям. Насколько это в наших силах, мы должны понять эту истину и давать это явление другим душам. В «Лалита-стави», прославлении Лалиты Деви говорится следующее: «Лалита Деви ходит по Вриндавану, и кого бы она ни встретила, она просит: «О, присоединяйтесь к нашей группе. Почему ты не присоединяешься к нам? Мы хотим видеть тебя у нас, в чем дело? Приходи к нам, вступай в нашу группу».
— Да, да, я хочу.
— Да, ставь свою подпись здесь.
Тогда она принимает заявления, которые подаются. Подобное служение лагерю Радхарани она совершает. К стопам этой великой личности мы склоняемся.
Кто здесь?
Преданный: Бхадринараян Дас. Махарадж, как ваши Преданные-грихастхи могут удовлетворить вас?
Шридхар Махарадж: Грихастхи также могут делать все что угодно, Вайшнава-севу — это главное явление, которое от них ожидается. Адвайта Прабху был грихастхой, он проповедовал, столь многие, Шривас, затем Вирачандра Прабху. Все они были грихастхи, но так или иначе… Нитьянанда Прабху стал грихастхой для того, чтобы общаться с грихастхами, не встречая препятствий, и проповедовать. Так или иначе, культивировать Сознание Кришны и служить его Преданным, такова главная необходимость. В целом предполагается, что грихастхи служат санньяси, совершают Вайшнава-севу. В рамках варнашрамы также мы видим, грихастхи — это главный ашрам, поскольку они поддерживают брахмачари, брахмачари приходят к ним в дом и просят подаяния. Затем брахмачари — это стадия обучения, с помощью общества человек обучается и впоследствии может стать грихастхой, и в этом состоянии он выплачивает свой долг обществу. Сначала общество его обучает, затем он выполняет свой долг по отношению к обществу. Грихастха-ашрам — тот ашрам, куда приходят санньяси, отдыхают и продолжают свою проповедь, получая милостыню от грихастх. Особенно в аватаре Махапрабху все грихастхи были парамахамса-вайшнавами, глубина их Преданности Махапрабху не знает пределов.
Говинда Гхош, для которого Махапрабху установил Гопинатхаджи. Однажды возник вопрос, кто совершит шрадх, погребальную церемонию Говинды Гхоша. И Божество Гопинатх заявило, что Он совершит, и в качестве сына, в такой расе, Божество совершило церемонию шрадх. Шривас Прабху был настолько бедным человеком, что однажды ему пришлось поститься из-за недостатка денег. Махапрабху спросил однажды:
— Шривас, ты брахман, и брахману позволено просить милостыню, он имеет право вести жизнь нищего, просящего милостыню. Почему ты отказываешься от милостыни и предпочитаешь поститься, не просишь подаяния?
— Нет, нет, я не буду просить милостыню, если Господь пошлет мне что-нибудь, я буду удовлетворен, в противном случае я готов поститься. Если Господь три дня не будет посылать мне еду, я покончу самоубийством, бросившись в воду Ганги, — ответил Шривас Пандит.
— Шривас, ты питаешь такую великую веру в своего Господа. Ты никогда и ни в чем не будешь испытывать нужды. Я обещаю тебе это, — ответил Махапрабху.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.