Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.05.16.B «Я не прогрессирую»
Мы должны трансформировать себя во имя абсолютного интереса - интереса Вайкунтхи, интереса Кришны. Мы должны жить и умирать лишь в интересах Кришны. Речь идёт о членстве клуба абсолютного измерения - это мы должны приобрести. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Я не прогрессирую» 1982.05.16.B

Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху

Я не прогрессирую

Шридхар Махарадж: Все наши чувства мы должны использовать, призывая Кришну и избегая нынешних реалий, подобно тому как корабль плывет вперед, а вода остается за бортом по обеим сторонам, и, рассекая воду, корабль плывет вперед, отбрасывая воду. И всякий раз, когда мы находимся в гуще этих обстоятельств, мы отбрасываем их и совершаем прогресс ко всё более и более тонким измерениям от материального сознания к сознанию духовного, сознанию Нараяны, и в конечном счете к Сознанию Кришны. Это возможно благодаря культивированию Сознания Кришны всеми возможными способами: почитание прасада, арчана, призывание Имени, проповедь, всё что угодно, чтение книг, служение Вайшнавам различными способами. Мы можем быть задействованы в развитии этой склонности, этой подлинной любви, тенденции искреннего желания, горячего стремления к концепции, которую мы обрели благодаря Гуру и книгам, «Бхагаватам», «Гите». Если это нечто трогающее моё сердце, то я хочу обрести это явление, привлекательное для моего сердца, тотальное влияние этого явления на моё сердце всеми средствами, даже во сне, мы должны пытаться видеть сны такого рода. Когда Рупа и Санатана культивировали это Сознание Кришны, в «Чайтанья- чаритамрите» описывается, ни мгновения они не тратили ни на что другое, непрерывная ништха. Ништха означает наирантарья – непрерывные усилия приблизиться к Сознанию Кришны. Когда эти усилия непрерывны, без какого-либо зазора, тогда это стадия ништхи, и по ее достижении – ручи. Подлинный вкус приходит следующим после того, как ментальность, памятование о Кришне стало непрерывным, приходит ништха, отсутствие пробелов. Тогда придёт ручи, подлинный, чистый вкус, не ложный, не имитация вкуса. Затем асакти, затем бхава, таким образом прогресс от внешнего к внутреннему миру.

Преданный: Махарадж, я очень несовершенным образом следовал этому процессу на протяжении 11-ти лет в качестве преданного, но я по-прежнему чувствую, что не совершаю прогресс.

Шридхар Махарадж: Я не думаю, что ты не совершаешь прогресс. Тест будет следующим: скажем, ты должен оставить это явление, каким будет твое положение? Я бросаю тебе вызов: представь, что в один день ты не будешь воспевать Имя, не будешь говорить о Кришне, ты будешь заниматься чем-то иным, ты способен на это?

Преданный: Нет.

Шридхар Махарадж: В таком случае косвенная отстраненность от других явлений – это критерий, таким образом можно измерить прогресс с негативной стороны. С позитивной стороны прогресс не может быть измерен, но с негативной стороны, если тебя просят изолировать себя от Сознания Кришны или присутствуют мирские темы иного рода, политические, общественные, какие угодно, то ты не будешь находить вкус в них и будешь избегать их, – это симптом прогресса.

Преданный: Но Махарадж, даже когда я был мальчиком, в детстве, до того как я присоединился к Сознанию Кришны, я искал Бога. Он всегда меня интересовал.

Шридхар Махарадж: Да, но то было нечто сырое, а теперь это нечто систематическое, более ценное.

Преданный: Но я хочу совершать позитивный, явный прогресс систематическим образом.

Шридхар Махарадж: Однажды три брахмачари находились рядом с нашим Гуру Махараджем, ходили вокруг да около. И Гуру Махарадж заметил, что они хотят что-то сказать, но они не решались, тогда сам Гуру Махарадж спросил:

– Я думаю, вы хотите мне что-то сказать, но не решаетесь.

– Да, мы хотели сказать вам что-то.

– Говорите, что вы хотели сказать.

– Мы хотели сказать следующее. Мы так давно присоединились к миссии, но мы не видим никакого реального прогресса.

– Это так? Вы говорите искренне?

– Да, насколько это в наших силах, мы искренне чувствуем, что прогресс отсутствует.

– Хорошо, ступайте. Если бы вы решили, что обрели нечто, то было бы опасно.

Считать, что я обрел Кришна-бхакти немыслимо, она такова. Если ограниченное начало считает, что я обрел, захватил часть Безграничного, то это опасная позиция. «Я не могу оставить это явление, отказаться от него, и в то же время у меня ничего нет», тогда всё в порядке, вы связаны с Кришной.

Преданный: Я думаю, Махарадж, что он имеет в виду, что он не совершает такой прогресс, какой ему хотелось бы совершать. Он хочет совершать больший прогресс, чем тот, который он совершает в настоящее время.

Шридхар Махарадж: Понимаете, измерить это явление можно лишь негативным образом, позитивным образом невозможно. Сам Махапрабху говорит:

– Ни капли Божественной Любви Я не обрел.

– Тогда почему Ты рыдаешь, льешь обильные слезы?

– Вы не знаете, Я хочу показать людям, что Я обрел эту Божественную Любовь. Это всё лишь для того, чтобы обмануть людей, привлечь внимание публики, для этого Я лью слезы.

– Тогда почему Ты утверждаешь, что у Тебя нет этой Любви?

– Вот доказательство того, что Я не обрел ни единой капли Божественной Любви, почему? Почему Я не сумел умереть без этой Любви? Почему Я продолжаю жить без нее? Вот доказательство того, что у Меня ее нет. Если бы у Меня была капля этой любви, тогда, будучи разлученным с этим явлением, Я не сумел бы жить. Человек не может жить без Кришны. Я живу, и это доказательство – у Меня нет Любви.

Шридхар Махарадж: Ты понимаешь?

Преданный: Да, вы говорите, что прогресс означает отказаться от материальных вещей…

Шридхар Махарадж: Другие будут видеть твой прогресс, но ты сам не будешь его видеть, татастха, беспристрастное суждение, только этот тест возможен. Если меня попросят оставить это явление, способен ли я? Я отвечу: «Нет, я не могу оставить Сознание Кришны, это общество, книги, деятельность, Святое Имя Кришны я не могу оставить». Тогда, конечно, у меня есть что-то по милости моего Гурудева, поскольку я не могу оставить, у меня есть некоторая привязанность к чистоте, Божественности, определенная концепция. Если меня попросят оставить это явление, я не могу изолировать себя, – вот доказательство, тест, косвенным образом мы можем дать подобную оценку. Но Кришна не есть такое явление, что Он сядет перед нами и мы будем с Ним разговаривать, сообщать Ему наши печали и скорби. Это невозможно в данном положении, это очень-очень высоко.

Преданный: А что случилось, какова была судьба этих трех брахмачари, которые разговаривали со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром?

Шридхар Махарадж: Он сказал: «С вами всё в порядке, вы можете идти, ничего не опасайтесь».

Преданный: Но они совершали дальнейший прогресс?

Шридхар Махарадж: Да, они оставались в миссии. «Я обрел это явление» – это очень опасная позиция. Я не обрел Кришна-прему, но я не могу оставить процесс, такого рода жизнь. Нароттам Тхакур говорит в многочисленных песнях: «Махапрабху пришел и затопил мир Божественной Любовью. Все деревья, животные, растения обрели эту Кришна-прему, за исключением меня. Махапрабху и Нитьянанда Прабху раздали эту Любовь всем и каждому, но моя неудача в том, что я остался обделен этой милостью», так Нароттам Тхакур говорит во многих песнях. Есть одно единственное исключение – это я, за исключением меня все спасены, затопил мир Божественной Любовью, всю страну, я вижу, за одним лишь исключением этой души-оскорбительницы, такова природа этого чувства. Ограниченное начало имеет дело с Безграничным, и такая природа чувства неизбежна, никогда невозможно утверждать: «Я обрел». Поскольку положение неопределенное, свобода имеет место, и мы принимаем прибежище. Ты можешь быть отвергнут в любой момент, исключен, вычеркнут, таково наше положение, мы можем быть изгнаны. Если ты хочешь утверждать права, то никаких прав нет, но благодаря любви, нежности мы можем обрести так много. Это не вопрос права, но посредством служения, нежности и любви.

Служа мы завоевываем любовь с противоположной стороны, и это наша собственность, это судьба, удача, это наша собственность. Никаких претензий по праву, права не могут быть утверждены внешне. Нежность, любовь выше закона, милость выше справедливости, измерение милости таково. Юридические документы отсутствуют, лишь обладание посредством любви, но документов нет, никакие документы не могут подтвердить. Таковы взаимоотношения негативного и позитивного начал, агрессора и объекта агрессии, господствующей и подчиненной половин. Негативное также обладает правом, позитивное не может оставаться независимым от негативного начала. Негативное пассивно, но пассивное начало, его бытие также самоутверждение, но природа отлична от природы прав или требований позитивного начала, иная природа. Обладание иной природы, нежность, любовь в такой линии. Мы не можем предъявлять права на нежность и любовь. Любовь не принадлежит нам по праву, мы не можем заставить кого-то любить, это нечто спонтанное. Мы не можем требовать, заявлять права на любовь, но служа мы можем обрести любовь кого бы то ни было. Не требуя, не по закону, такова земля свободной любви. Таким образом это земля любви, красоты, милости, Божественности, очарования, там нет справедливости и закона, тем не менее она занимает верховное положение.

В Двараке присутствует институт брака и определенные обязательства, влияние закона, но это не слишком похвально и не слишком вкусно. Во Вриндаване это свобода, поэтому высочайшая игра Любви возможна там, нет обязательств или чего-то в этом роде. Звучит очень абстрактно, чистой воды абстракция, тем не менее эти реалии занимают высочайшее положение согласно «Бхагаватам», Махапрабху и преданным. Свобода. Любовь может существовать только на земле свободы, но никогда обязательства, закон. Любовь не заботится о силе, законе или каких-либо обязательствах, она свободна, тогда это любовь, выше долга. Насколько любовь выше этих законов, настолько велика степень ее интенсивности, это специфическая субстанция. Даже Кришна, самодержец, монарх, деспот, контролируется любовью, что говорить о других. Нет иного способа контролировать Его, Он может быть контролируем только посредством любви, она самая могущественная и столь независима, свободна и чиста. Она не заботится ни о чем, ее бытие не нуждается в чем бы то ни было, очарование, красота.

Преданный: Мы с Бхарати Махараджем делаем видеофильм, чтобы показать его преданным, когда мы будем в Южной Африке.

Шридхар Махарадж: Наш Мадхава Пури Махарадж говорит: «Я не могу оставить Сознание Кришны».

Преданный: Я нахожусь в том же положении, я его понимаю, но вы можете дать нам Кришну. Пожалуйста, дайте нам Кришну, если это возможно.

Шридхар Махарадж: Кришна се томар, кришна дите паро томаро шакати ячхе. Это нечто восходящее ввысь – эта строка. Есть одно высказывание великого поэта Калидаса, писавшего на санскрите, он был очень умным человеком. Жил один царь в штате Карнатак, возле Бомбея, этот царь покровительствовал пандитам и поэтам, очень любил их. У него был придворный пандит по имени Валабх. Этот пандит был умён и не позволял другим пандитам общаться с царем. Он думал, если царь дает высокую оценку чьей-то учености или поэтическому дару, то он обычно дает щедрые подарки, поэтому пандит был бдителен в этом отношении, и он очень боялся Калидаса. Он знал, что если Калидас придет к царю, он сумеет захватить все царство, царь будет однозначно очарован его поэзией. В один прекрасный день Калидас пришел туда. Внешне он был довольно уродлив, он пришел туда и заявил:

– Я бедный брахман, у меня нет еды, я очень беден. Если вы позволите мне прийти к царю и попросить от моего имени, чтобы он помог мне, тогда я сумею выжить, а иначе меня ждет голодная смерть.

– О, ты бедный юноша, брахман, ты знаешь санскрит?

– Немного.

– А ты можешь написать стихотворение, прославляющее царя? Если ты напишешь такое стихотворение, тогда я сумею попросить у царя субсидию.

– Я могу попробовать, но я не уверен, удовлетворит ли это царя.

– Попробуй.

Тогда Калидас написал следующее стихотворение (цитирует санскрит): «О царь, проснись, встань с ложа, омой лицо».

– Да, это правильный санскрит, но вот этот слог «то», должен находиться здесь, это часть слова, оно должно быть полным.

– Просто места нет, поэтому я поместил это слог туда, – пояснил Калидас, но в душе он смеялся.

– Ну хорошо, продолжай.

Калидас продолжил (цитирует санскрит). Пандит спросил:

– А что это означает чавойтухи?

– Это просто для того, чтобы заполнить пустое место, смысла никакого нет в этом слове. Я сумел написать три строки, но в четвертой слова подходящего не нашлось. Поэтому это слово чавойтухи два раза повторяется, просто чтобы заполнить пробел.

Пандит подумал: «Если я представлю такого идиота царю, я буду блистать на его фоне», поэтому он со спокойным сердцем отвел его к царю. И когда Калидас оказался в присутствии царя, он начал читать свои настоящие, гениальные стихи. Таким образом пандит понял: «О, этот тот самый Калидас, да, он сумел проникнуть к царю, что поделать». Раджа был очень доволен этой поэзией, он заявил: «Я никогда не слышал ничего подобного, хотя я прочитал великое множество поэтических произведений, древних и современных, но это нечто бесподобное». Смысл этих строк таков: «О мой владыка, в твоем языке богиня учености безумно танцует. Богиня процветания Лакшми Деви, услышав, что богиня учености танцует, также явилась. Богиню процветания зовут Чанчала, она непостоянна, никогда не задерживается в одном месте надолго, она очень ветренна». Деньги никогда не остаются на одном месте, Камала, Лакшми Деви, богиня процветания, непостоянна: приходит и быстро уходит из любого места, лола. «Но она связана твоими качествами, она пришла увидеть танец богини учености. Как ученость, так и богатство пленены тобой. Она связана твоими качествами». Гуна означает «качество» и «веревка». «Она связана и не может покинуть тебя, как ученость, так и богатства подвластны тебе, ты их владыка. И, услышав об этом, Кирти, слава, которую можно сравнить, с одной стороны, с Чандрой, луной, но некоторые говорят, что на луне есть черные пятна, поэтому я отвергаю это сравнение, Чандра-кунда. Кунда-пушпа – это очень белое, очень чистое, однако какие-то изъяны присутствуют. Кумуда, красный лотос, в этом цветке также есть дефекты, поэтому я не признаю эту аналогию. Твоя слава может быть уподоблена кшира-самудре, океану молока, она начала убегать от тебя, она услышала, что Лакшми связана здесь, а Сарасвати безумно танцует, поэтому она также может быть поймана и связана здесь, поэтому Кирти также в страхе убегает, пытаясь пересечь океан в разных направлениях, опасаясь того, что ее свяжут здесь. Кирти означает «слава», и по мере того как она бежит в разных направлениях, твоя слава ширится, распространяется за пределы океана. Кирти убегает в страхе, опасаясь быть связанной».

Это нечто восходящее – кришна се томар, кришна дите паро. Он говорит: «Мой Гуру занимает положение, позволяющее дать Кришну». Но Гуру говорит: «Мой Гуру может дать Кришну». Тот Гуру говорит: «Мой Гуру…», и так далее в парампаре. Так всё поднимается ввысь, и каждый говорит: «У меня нет ничего, вся собственность принадлежит моему Гурудеву». Гурудев скажет: «У меня ничего нет, мои руки пусты, это собственность моего Гурудева». Таким образом, телескопическая система, через ее посредство эти явления нисходят сюда. Солнце и телескоп позволяют увидеть его ясно и отчетливо. Это стекло обладает тем стеклом, таким образом. Стекло говорит: «Нет, следующее стекло, более высокое стекло обладает этим образом». Они отражают, они сознательны, отражение и образ нисходит в преемственности. Каждый утверждает: «У меня нет ничего, но мой Гурудев, я вижу, что Кришна там, в следующем стекле можно увидеть Кришну, таким образом. Это прозрачная Гуру-парампара, через них это явление, обогащенное, становится доступным нашему восприятию. Поэтому самоуничижение, самоотдание – таковы прозрачные характеристики, тогда луч проходит. Гуру-парампара – это телескопическая система, она может показать нам, но каждый говорит, и это нечто удивительное: «Нет, у меня нет ничего, но я вижу: реальным образом это нечто присутствует в Гурудеве. В Вайшнаве я вижу это явление отчетливо, я вижу Кришну там, но мое положение очень жалкое, злая доля, неудача. Это специфическая линия, в которой ограниченное начало приближается к Безграничному. Для негативного обрести связь с позитивным, никакого утверждения, оно невозможно, никаких прав, права отсутствуют, но право присутствует благодаря нежности и любви. Не физическое право или нечто в этом роде, но отражение, и не для грубого, но для утонченного сердца это есть нечто осязаемое, реальное для чувствительного сердца. Другие не могут найти его существование нигде, но тонкий инструмент способен увидеть, что такое существование возможно и это существование высочайшего типа. Такого рода высочайшее существование такого типа, столь тонкое, независимое, свободное, непостоянное, столь приемлющее всех, подобное явление, Сознание Кришны и другие Его параферналии, сварупа-шакти. Это явление есть, но не распознаваемо столь легко, столь независимо его бытие. Всё, но ничего, оно столь независимо, является и уходит: есть и нет по своей собственной воле.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.05.06.A

«Игры Абсолюта»

1982.05.06.B

«Связан с Хари, лишён Хари»

1982.05.07.A82.05.08.A

«От смерти к бессмертию»

1982.05.09.C82.05.10.A

«Божественные деяния Махапрабху»

1982.05.09.A

«Драгоценный камень Гаурачанд»

1982.05.09.B

«Вриндаван-Лила — взаимодействие сердец»

1982.05.10.B

«Эволюция теизма»

1982.05.10.C82.05.11.A

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 1

1982.05.11.B

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 2

1982.05.11.C05.12.A05.12.B

«Ананья-Бхакта»

1982.05.12.B

«Нисходящие указания Абсолюта»

1982.05.12.C82.05.13.A

«Божество в Сердце Преданного»

1982.05.13.B

«Говинда — Цель Вед»

1982.05.13.C82.05.14.A

«Динамичный экстаз»

1982.05.14.B

«64 качества Кришны»

1982.05.14.C

«Шуддха шакты»

1982.05.14.D

«Душа проповедует Душе»

1982.05.15.A

«Реальность внутри нас»

1982.05.15.B

«Неизбежный поток событий»

1982.05.15.C82.05.16.A

«Киртан — атака в ответ на атаку»

1982.05.16.B

«Я не прогрессирую»

1982.05.16.C82.05.18.A

«Отдай всё, и ты получишь всё»

1982.05.18.B

«Реинициация»

1982.05.18.E

«Все права дживы относительны»

1982.05.18.C

«Харинама инициация»

1982.05.18.F

«Частица, пригодная для служения»

1982.06.05.A

«Тадия и Мадия»

1982.06.05.B82.06.08.A

«Мясо и религия»

1982.06.08.B82.06.10.A

«Что стало с гопи?»

1982.06.10.B

«Вор в своём собственном доме»

1982.06.10.C

«Как Гопи»

1982.06.14.A

«Ананда — Прекрасная Реальность»

1982.06.15.A82.06.17.A

«Стремление Уддхавы»

1982.06.17.B18.A19.A

«Но Джива умирает там!»

1982.06.19.B

«Где мы живём и где мы умираем?»

1982.06.19.C

«Гьяна-шунья-бхакти причиняет боль»

1982.06.19.D82.06.30.A

«Шри Шри Гуру Гоуранга Джаятах»

1982.06.30.B

«16 кругов шума»

1982.07.02.A

«Ваша цель — мадхурья-раса»

1982.07.03.Br

«Укрыться под небесами»