Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.05.18.E «Все права дживы относительны»
Нас не интересует традиция или форма; если мы хотим истины, тогда, где бы мы её ни находили, нам следует принимать её. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Джагадананда Пандит, Махапрабху, Бхактивинод

«Все права дживы относительны» 1982.05.18.E

Аудиоверсия на русском языке — прислал Шьямамадхава прабху

Все права дживы относительны

# 00:00

Знание должно быть подчинено преданности

Преданный: Я хотел бы знать, разные люди общаются друг с другом в материальном смысле в соответствии со своими симпатиями, и когда мы видим, что речь заходит об обобщении в смысле бхаджана, служения, то также присутствует тенденция группироваться.

Шридхар Махарадж: В общем и целом мы должны утверждать право ограниченного и безграничного, здесь следует расставить всё на свои места, и то же самое относится к свободной воле. Абсолют абсолютно свободен, и, с другой стороны, речь идет о бесконечно крошечной душе, и ее свобода также мала, крошечна. Когда речь идет о взаимодействии ограниченного и безграничного начал, то различные части, составляющие ограниченное, будут взаимодействовать с соответствующими частями безграничного начала. Таким будет наш руководящий принцип. Вы понимаете?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: В общем и целом всё должно быть расставлено на свои места, когда речь идет о том, что безграничное начало принимает в свою природу ограниченное существо. Ачинтья-бхед-абхед, тождество и различие, и природа этого одновременного тождества и различия непостижима для нас. Ачинтья-бхед-абхед, невозможно пленить это явление с помощью нашего «щенячьего мозга», как выражался наш Гуру Махарадж, адхокшаджа. Гьне праясам удапасья. Поэтому нас просят не придавать большого значения нашим интеллектуальным способностям, не полагаться тщетно на собственный интеллект, напрасно думая, что мы способны заключить всё в клетку нашего сознания. Наманта эва, пытайся почитать безграничное начало, и затем другая позиция – это попытка заключить безграничное в клетку мозга, но то будет тщетная попытка. Невозможно пленить безграничное для ограниченного существа, и аналогичным образом невозможно с помощью сознания заключить Его в клетку, зажать Его в пригоршне ни с помощью мозга, ни с помощью сознания. И мы должны быть готовы к такого рода позиции, нашей позиции по отношению к безграничному. Он всё и вся, с этим представлением человек должен вручить себя этому началу, и по прошествии многих-многих веков и рождений гьяни приходят к подобному заключению. Наманта эва. Речь идет о покорности, самоотдании, этот принцип необходимо признать и принять. Знание должно быть подчинено преданности, не более того. Необходимо признать важность чистой преданности. Это означает, что знание тщетно, бессильно, и только на этом основании может утвердить себя чистая преданность. В противном случае эта преданность не есть подлинная преданность, это сагуна иллюзорная преданность в рамках этого бренного мира.

Преданный: Культивирование знания…

Шридхар Махарадж: Истинная преданность.

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйанте
ва̄судевах̣ сарвам…

Такого рода позиция в рамках бренного мира, мира эксплуатации. Прежде всего необходимо занять ее, только тогда можно стать достойным, чтобы принять пара-бхакти, чистую преданность, шуддха-бхакти, ананья-бхакти, кевала-бхакти. Не посредством гьяны, не посредством эксплуатации, использования энергии и не посредством способности познания, но благодаря духу служения. Джанме вишвам брахмете, кого бы Он ни принял, тот способен знать Его, безграничного. Чтобы привлечь Его внимание, необходима исключительно преданность, она способна привлечь Его, это Его свобода, и тогда Он может открыть себя, дать тебе познать себя. Это возможно не твоими силами. Тот, кого Он выбирает в качестве кандидата на знание, тот способен знать Его и ровно в той степени, которую Он определяет, поэтому способность интеллектуального познания здесь бесполезна. Ты можешь привлечь Его внимание, и Он откроет себя, только тогда это познание возможно, в противном случае – нет. Он есть адхокшаджа, трансцендентный, смысл понятия «трансцендентный» в этом: Он находится за пределами нашей способности знания. Кто здесь?

Преданный: Бхарати Махарадж.

Шридхар Махарадж: Вы понимаете?

Преданный: Да, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Я это понял уже давным-давно. Мы должны быть очень бдительны в этом пункте всегда. Мы должны будем понять, где проходит демаркационная линия между знанием и чистой преданностью. И речь идет о битве с так называемыми гьяни, представителями школы Шанкары. Мы должны досконально понимать это положение. Главным нашим врагом будут шанкариты, утверждающие, что гьяна есть всё и вся и она стоит даже выше бхакти. Существует стих «Бхагавад-гиты», на который они опираются, используя его в качестве своего оружия.

теша̄м̇ сатата-йукта̄на̄м̇
бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам
дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇
йена ма̄м упайа̄нти те

теш̣̄ам эва̄нукампа̄ртхам
ахам аджн̃а̄на-джам̇ тамах̣
на̄ш́айа̄мй а̄тма-бха̄ва-стхо
джн̃а̄на-дӣпена бха̄свата̄

Я дал следующую интерпретацию и показал более глубинный смысл. Гьяна, о которой идет речь в этом стихе, говорится о том, что Он открывает себя кристально ясным образом в сердце того преданного, который испытывает нестерпимую боль разлуки с Ним. Когда человек испытывает эту боль, тогда Он открывает себя кристально ясным образом, смысл таков, смысл буквального технического выражения «после преданности, по ее достижении».

# 08:55

Позиция беспомощности

Преданный: Махарадж, похоже, что всегда происходит внутренняя борьба, когда речь идет о попытках познания безграничного. Например, самбандха-гьяна, понять истинным образом, что есть что. Похоже, что здесь нет предела.

Шридхар Махарадж: Самбандха-гьяна приходит согласно Его сладостной воле, она не есть явление независимое от Его воли. Он захочет открыть себя тебе, показать: Я такой-то и такой природы, и тогда ты будешь знать, в противном случае это невозможно. Это знание того, что есть что, не зависит от тебя, кто я для тебя. Это также в Его юрисдикции, практически всё в Его юрисдикции, не зажато в твоем кулаке. Он всегда сохраняет свою природу Высшего Субъекта, а ты остаешься объектом по отношению к Нему, и вот это мы не должны забывать. Сверхсубъект, такова Его природа, ты же есть объект.

упадраш̣т̣а̄нуманта̄ ча
бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣…

Превосходство на Его стороне, Он превосходит во всех отношениях, ты лишь зависимый атом, не более того.

Преданный: Похоже, что мы крайне беспомощны.

Шридхар Махарадж: Да, конечно, и осознание своей беспомощности – это и есть твой капитал, твое богатство. «Я беспомощен», если это искренне чувство, тогда ты ищешь некое прибежище и только тогда для тебя возможно установить подлинную связь. Когда ты искренне ищешь прибежище, тогда ты сталкиваешься с Ним. А когда ты стоишь независимо, то для тебя поиск Его – это ненужная роскошь, в этом нет необходимости.

Бхарати Махарадж: Роскошь?

Шридхар Махарадж: Да, нечто в этом роде, явление, в котором нет необходимости, или дань традиции, или декоративный, прикладной аспект, нечто в этом роде. Но когда речь идет о жизненной потребности, необходимости в прибежище, поскольку ты беспомощен во всех отношениях, тогда твоя связь с Ним будет подлинной и реальной, в противном случае всё это будет нечто вроде роскоши, прихоти, каприза.

Преданный: Ложная декорация.

Шридхар Махарадж: Да, ложное. И кроме того внешний спектакль с целью пратиштхи, стремление показать: «Я способен знать все и вся» с целью снискать некую репутацию в этом мире. Любое достижение в этом мире или в конечном счете цель состоит в том, чтобы слиться с океаном сознания в лучшем случае. Нирматсаранам сатам. Нирматсара означает «бескорыстный», признать, что Он есть всё и вся, даже мое существование может быть уничтожено Его сладостной волей, хотя мне говорят, душа есть санатана, вечная и т. д., но он Абсолют, и Он способен стереть мое существование. Критадас – раб. Господин способен казнить раба. Ты можешь сохранить мне жизнь, Ты можешь уничтожить меня – это Твое неотъемлемое право, я полностью зависим. Ма̄роби ра̄кхоби джо иччха̄ тоха̄ра̄. Ты способен оставить меня в живых или волен меня убить. Насколько ты сумеешь осознать свою позицию беспомощности, настолько ты обогатишь себя в истинном смысле, ты приобретаешь положение таким образом. Прямо противоположная позиция: всякое отсутствие гордости, тщеславия; только в этом случае тебе позволят войти, смирение. Смирение обладает ценностью там. Поскольку мы относимся к негативному началу, не позитивному, у нас нет прав, но все права закреплены за Его сладостной волей, и это према, любовь, милость.

# 14:32

Господство и подчинение

Наше существование относится к этому аспекту реальности, шакти, женское начало обладает своей значимостью в определенном смысле. Речь не идет о том, что женское начало будет имитировать права мужского начала, то будет крахом для женского начала. У мужского начала есть свои пути, своя позиция, речь идет о господствующем и подчиненном начале. Если мы хотим утверждать себя в качестве господствующего начала, то мы неизбежно соприкасаемся с маей, иллюзорной энергией, и тогда мы пуруша. Но когда мы остаемся татастха, пограничной энергией, то мы не пуруша, но мы относимся к категории женского, зависимого начала, шакти. Когда речь идет об отношениях с Ним, то мы шакти, но когда мы связаны с маей, то мы шактиман, пуруша, эксплуатирующее начало и начало наслаждающееся, но в связи с Ним мы объект наслаждения. Когда мы ищем связь с Высшим Существом, то мы должны быть объектами наслаждения, теми, кем управляют. Он – Субъект, мы – объекты. А в этот мир мы пришли для того, чтобы эксплуатировать, утверждаться. И в связи с маей мы можем это делать, но мы страдаем от реакций. Здесь мы пуруша, а там мы шакти, в относительности высшего начала мы шакти, потенция, а здесь, в иллюзорном мире, мы можем самоутверждаться, мы пуруши, наслаждающиеся, но это ложно и влечет реакции. Постарайся развивать позицию восприятия себя в качестве потенции. Насколько ты сумеешь это сделать, настолько ты будешь представлять ценность для высшей обители. Пранипат, парипрашна и сева, благодаря покорности тебе могут позволить войти в то царство, в противном случае это невозможно. Сева, ты должен быть используем ими в интересах высшего измерения, только тогда тебе позволят. Для дживы эксплуатация в том мире невозможна, страна Параматмы, даже того, что превосходит Параматму.

# 18:03

Усилия в обретении знания

Преданный: Майавади совершают тщетные усилия знать, но это определенные усилия.

Шридхар Махарадж: Они не могут войти в эту обитель, они присутствуют в этом материальном мире вплоть до Сатьялоки, но на уровне Брахмалоки их путешествие заканчивается, им приходит конец. Они не могут пройти через Брахмалоку и достичь Вайкунтхи с этим представлением, которое они питают, сохам, я есть часть Высшего Существа. Это представление задерживает их на уровне Брахмалоки, не позволяет подняться выше. Но дасохам, если такое представление присутствует, тогда нам позволяют войти в высшую сферу. Нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. Мокш̣а̄бхисандхир апи нирастах̣. Такова рекомендация, данная нам.

# 19:12

Поиск прибежища

Преданный: Махарадж, а каковы должны быть усилия садаки? Когда речь идет о вайдхи-бхакти, какое усилие…

Шридхар Махарадж: Те усилия, которые рекомендованы шастрой и садху. Необходимо следовать этой программе, и тогда постепенно человек видит, что наконец-то его ноги стоят на той самой земле, и это будет его вдохновлять. Когда он это почувствует, он будет вдохновлен продолжать свое путешествие в высший мир, и ручи придет к нему. Вплоть до этой стадии, ручи, он будет следовать программе, рекомендованной шастрой и садху, и прибегать к их помощи. Шравана-даша, варан-даша, вплоть до апана-даши он будет терпеть дискомфорт садханы. Когда апан-даша достигается, то измерение, когда начинается самореализация, познание себя, тогда он будет гарантией своей собственной деятельности. Апан-даша, он будет чувствовать бхава-бхакти, и тогда его невозможно будет сбить с толку, отвлечь. Он будет чувствовать: «Да, я осознаю благородную природу экстаза», когда речь идет о бхава-бхакти, ручи, асакти, бхава-бхакти, начиная с ручи. Высшие реалии мы можем обрести лишь посредством служения. Это главный принцип – пожертвуй и получи, необходимо заплатить за это явление. Заплатить не в смысле денег и подобных вещей, но заплатить в смысле своего «я», своего существа: отдай себя, и ты получишь; отдай и получи. Насколько ты способен отдать, столько ты способен получить.

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхайва бхаджа̄мй ахам

Преданный: Мы просим у вас взаймы.

Шридхар Махарадж:

мама вартма̄нувартанте
манушйа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣

«Поскольку нет никого выше Меня, если ты просишь о незначительных вещах, Я тоже даю их тебе, но, когда они заканчиваются, ты вновь начинаешь о них просить. Но тот, кто серьезно, искренне хочет Меня, ему тоже необходимо заплатить за это достижение, и плата – это он сам. Он должен отдать себя Мне целиком и полностью, без остатка. Как он отдает себя Мне, соответственно он и получает. Отдай Мне свой маленький капитал, то малое, что ты имеешь, то есть себя», и в обмен ты получишь Его.

Преданный: Бон Махарадж говорил, что он банкрот.

Шридхар Махарадж: Это хороший симптом – то, что он так говорит, быть банкротом в этом случае. Если он чувствует себя банкротом, то он будет искать прибежище, он же ищет, чувствует.

Преданный: Я хочу взять у вас взаймы.

Шридхар Махарадж: Если человек чувствует себя банкротом, то он искренне ищет прибежище.

Преданный: Мы хотели бы взять у вас взаймы.

Шридхар Махарадж: А, взаймы хотели бы у меня взять. Мы все живем в долг, я тоже живу в долг. Мы продолжаем дело, используя средства, которые мы берем в долг у нашего Гурудева. Это всё коммерция, которая ведется исключительно в долг.

йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣шн̣а’-упадеш́а
а̄ма̄ра а̄джн̃айа…

Махапрабху говорит: «Капиталист – Я, тебе не придется рисковать, занимая позицию капиталиста, потому что капиталист – Я».

# 24:29

Под опекой хранителя

Преданный: Махарадж, у человека есть право выбирать себе общество по вкусу, правильно?

Шридхар Махарадж: Правильно.

Преданный: И соответственно этому вкусу, своим пристрастиям человек будет искать себе общество, соответственно своему специфическому вкусу, расе.

Шридхар Махарадж: Вкус мы не игнорируем, но решение находится в руках Абсолюта. Вкус принимается в расчет…

Преданный: Но решение за Ним?

Шридхар Махарадж: Да, вкус иногда может быть ущербным. Вкус имеет место, но это еще не всё. В дживе всё ограничено, потому что сама она ограничена, мала. В руках дживы нет абсолютного могущества, поскольку она ущербна. Ану означает «крошечная», бесконечно крошечная, атом, и в этом причина ее ущербности. Поэтому речь идет о хранителе, о том, чтобы жить, принимая опеку хранителя. Это безопасное положение для дживы, в противном случае у дживы есть крошечная, ограниченная свобода, и она может злоупотребить этой свободой в силу своей слабости. У нее нет абсолютных прав ни в одном отношении, все ее права относительны.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.05.07.A82.05.08.A

«От смерти к бессмертию»

1982.05.09.C82.05.10.A

«Божественные деяния Махапрабху»

1982.05.09.A

«Драгоценный камень Гаурачанд»

1982.05.09.B

«Вриндаван-Лила — взаимодействие сердец»

1982.05.10.B

«Эволюция теизма»

1982.05.10.C82.05.11.A

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 1

1982.05.11.B

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 2

1982.05.11.C05.12.A05.12.B

«Ананья-Бхакта»

1982.05.12.B

«Нисходящие указания Абсолюта»

1982.05.12.C82.05.13.A

«Божество в Сердце Преданного»

1982.05.13.B

«Говинда — Цель Вед»

1982.05.13.C82.05.14.A

«Динамичный экстаз»

1982.05.14.B

«64 качества Кришны»

1982.05.14.C

«Шуддха шакты»

1982.05.14.D

«Душа проповедует Душе»

1982.05.15.A

«Реальность внутри нас»

1982.05.15.B

«Неизбежный поток событий»

1982.05.15.C82.05.16.A

«Киртан — атака в ответ на атаку»

1982.05.16.B

«Я не прогрессирую»

1982.05.16.C82.05.18.A

«Отдай всё, и ты получишь всё»

1982.05.18.B

«Реинициация»

1982.05.18.E

«Все права дживы относительны»

1982.05.18.C

«Харинама инициация»

1982.05.18.F

«Частица, пригодная для служения»

1982.06.05.A

«Тадия и Мадия»

1982.06.05.B82.06.08.A

«Мясо и религия»

1982.06.08.B82.06.10.A

«Что стало с гопи?»

1982.06.10.B

«Вор в своём собственном доме»

1982.06.10.C

«Как Гопи»

1982.06.14.A

«Ананда — Прекрасная Реальность»

1982.06.15.A82.06.17.A

«Стремление Уддхавы»

1982.06.17.B18.A19.A

«Но Джива умирает там!»

1982.06.19.B

«Где мы живём и где мы умираем?»

1982.06.19.C

«Гьяна-шунья-бхакти причиняет боль»

1982.06.19.D82.06.30.A

«Шри Шри Гуру Гоуранга Джаятах»

1982.06.30.B

«16 кругов шума»

1982.07.02.A

«Ваша цель — мадхурья-раса»

1982.07.03.Br

«Укрыться под небесами»

1982.07.03.C

«Лакх рупий»

1982.07.03.A

«Билвамангал Тхакур»