«Красота контролирует всё» 1982.07.04.A
Перевод только первых 34 минуты оригинала. В оригинальной дорожке часто слышен сильный боковой ветер.
«Там, где ограниченное начало контролирует Безграничное, там присутствует подлинная преданность.»
(Шридхар Свами цитирует Сарасвати Тхакура)
Красота контролирует все
Шридхар Махарадж: Электричество, эфир, находится в любом другом элементе и так же превосходит все эти элементы — грубые реалии и тонкие начала. Дхрувалока, бхур, бхувар, джана, тапа. Все это присутствует в тонком вечном существовании. Вираджа, пракрити, Брахмалока. Брахмалока, всеобъемлющее начало и затем Паравйома. Голока находится внутри и вовне паравйомы. Что уж тогда говорить о грубых измерениях. Внутри и вовне, цельное явление — так это было охарактеризовано. Цельное означает наиболее тонкое и самое глубокое, обширное, всеобъемлющее. Самое всеобъемлющее, самое глубокое и самое могущественное, контролирующее все. Сущность всего — благо. Красота контролирует все, не власть или могущество. Не могущество, но Красота контролирует целое, сущность всего. Это самое тонкое начало, самое тонкое явление, и это явление находится внутри и вовне в нашей концепции безграничного. Абсолютное благо самое глубокое, самое тонкое. Самое тонкое всеобъемлющее существование — это Голока, это Сознание Кришны. Внутри и вовне всего, всех реалий бытия, все заключено, все присутствует в Нем, все плавает в Его частях. Все плавает в Сознании Кришны, в океане Сознания Кришны. Оно есть Абсолютное Благо и Красота. Мы должны установить связь с этим измерением посредством души, посредством святых.
«Не бойся того, что Я всё и вся, поскольку знай наверняка, что Я твой доброжелатель. Для тебя есть место в Моем любящем сердце. Я все и вся, но не пугайся этого. Скорее ты обретешь умиротворенность, поскольку Я твой друг, и тебе не стоит опасаться». Если ты примешь это, ты обретешь подлинно умиротворенное сердце. Истина, согласно которой контролирующий все и вся есть мой Хранитель. Он печется о моих интересах. «Я контролирую все, но Я друг каждого живого существа, поэтому нет места для тревог». Ты можешь достичь умиротворенности ума только тогда, когда ты примешь, что контролирующий все и вся есть твой друг. Это единственный способ обрести мир в сердце. Абсолютный Контролирующий есть Абсолютное Благо, и Он также твой друг. Тогда ты можешь ничего не опасаться, ты можешь идти вперед. «Твое внимание будет направленно на Меня, твоего друга, и ты будешь приближаться ко Мне все больше и больше».
Сама суть, квинтэссенция, представлена в «Гите». Нечто прекрасное, удивительное, истина откровения. Сын главы пастухов — это квинтэссенция богооткровенной истины, учение «Бхагавад-Гиты». Арджуна подобен теленку, который от нашего имени пьет это молоко. Ученые, подлинные мудрецы, должны к своему вящему удовлетворению пить это молоко. Подобная жизнетворная субстанция, подобное молоко «Бхагавад-Гиты» содержит ее. Она источник пищи, источник жизни для всех. Подобно тому, как молоко это универсальная пища, также «Бхагавад-Гита» — жизнетворный источник для всех. Революционный шаг с целью спасти людей, такой следующий шаг следует предпринять. И он принял одежды отречения. Речь идет о Махапрабху. Пришел в качестве санйаси в этот мир, чтобы проповедовать. «В действительности в своей внутренней концепции Ты полон гопи, это лишь поверхностная одежда, она нас не интересует, Твой санйаса-веш. Мы знаем, что Ты Кришна из Вриндавана, и мы не хотим видеть Тебя в качестве санйаси, в качестве ачарйи», — говорит Нарахари Саракара Тхакур. Нитай-Гоур Хари Бол. Это лишь декорация, словно Он не является Абсолютом. «Я отвечаю Моим Преданным взаимностью таким образом, словно Я не абсолютен, не независим, словно они контролируют Меня». Любовь, такова природа любви. Нежность — такое удивительное явление.
Любовь способна контролировать Абсолют. Ограниченное начало контролирует Безграничное — это подлинная Преданность служения, она способна творить чудеса. О чем идет речь? Безграничное контролируемо в интересах ограниченного начала, это возможно благодаря преданности. Эта сторона универсальной функции есть подлинная преданность. Явление, в рамках которого мы видим, что Безграничное становится контролируемо ограниченным. Прабхупад так сказал: «Там, где мы видим эту функцию, что Безграничное начало контролируемо ограниченным, там присутствует подлинная преданность». Там, где ограниченное занимает главенствующее положение по отношению к безграничному. Это нечто удивительное. Как мы должны стремиться в таком случае к преданности? С каким рвением, с какой жаждой мы должны стремиться к капле нектара преданности? Речь идет о том, что все безграничное становится подчиненным ограниченному. Все это можно говорить, но это значит, когда маленькими устами ты говоришь высокие вещи. Высокие истины ты озвучиваешь, но уста твои малы.
Преданный: Мы видим иногда даже в случае ограниченных существ, если мы любим кого-то, нас отталкивают. Как же мы способны обрести любовь безграничного?
Шридхар Махарадж: Как мы можем полюбить Абсолют? Когда я присоединился к Матху, меня поставили во главе Матха в Курукшетре. И в то время один санйаси, ученик Прабхупады, отправился в Бхадари Нарайан в паломничество, и неожиданно к нам пришло письмо, в котором было сказано: «Если этот санйаси захочет остановиться в Матхе, не пускать его в Матх». Я был новичок, а он был старший член миссии. Он провел в миссии около 15-20 лет. Я же пришел в миссию 6 месяцев назад. Я был изумлен: «Как это понимать? Новичок всего лишь с 6-месячным стажем, так сказать, а здесь старый, опытный санйаси, и я должен закрыть для него двери Матха». Один джентльмен, который 3 года провел в миссии сказал: «Это указание Прабхупады, вы должны отказать. Я работаю под началом этого санйаси долгие годы, как я могу… Письмо адресовано вам лично, на ваше имя, оно пришло, и это ваш долг как главы Матха». И этот Махарадж пришел. Что поделать, я достал письмо и показал его. Он прочитал и громко стал оскорблять секретаря написавшего письмо, Кунджа Бабу, Тиртху Махараджа из Майапура: «Посмотрите, что это такое! Я всего на несколько дней отправился в Бхадари Нарайан, и меня наказывают! Не пускать в Матх, какая же это несправедливость!» Так он стал оскорблять, упрекать секретаря. И я обратился к нему, сказал: «Махарадж, я устрашен. Почему? Если ваш опыт, ваше служение, жизнь 15 или 20 лет в миссии и подобный финал… А я новичок. Так какая же у меня надежда? Какова моя перспектива?
Я обескуражен в высшей степени происходящим. Почему я должен жить здесь? У меня нет перспективы. Если по прошествии 15 лет вы оказались в подобном положении, что вам не позволяют появляться на территории Матха». И у него возникла противоположная мысль, он стал воодушевлять меня, говоря… До этого он ругал старших, но теперь он встал на их сторону. Он заявил: «Нет-нет… Суть такова: человек может не сдать экзамены высокого уровня, но это не означает, что начинающий, новичок, не сумеет сдать те же самые экзамены. Я могу провалиться, но почему вы провалитесь? Вы можете сдать экзамены». Так он объяснил, и другая линия мысли возникла. Если санйаси отправляется получить даршан Бхадари Нарайаны, то это рассматривается как преступление? Какие высокие реалии содержаться в служении под руководством Вайшнава! Это служение столь высоко. Он был наказан, его лишили санйасы, он стал ванапрастхой. Его понизили до звания ванапрастхи. Его назвали Бхадари Нарайан дас. Он совершил грех, независимо отправившись поклониться Бхадари Нарайане. Для меня это было нечто революционное. Какой грех он совершил? Столь тяжкий грех, что его наказали подобным образом. Постепенно я понял о чем идет речь. Работать под руководством Вайшнава — это гораздо более высокое явление, чем независимый поиск блага для себя в качестве господина, пренебрегая высшим существованием, бытием Гуру и Вайшнавов. В случае Махапрабху также…
Кала Кришнадас, этот эпизод. Он был спутником Махапрабху. Иногда подобные эпизоды помогают другим. Иногда бывает, что люди какое-то время сохраняют связь, затем уходят. Новички приходят. Сатсварупа, написавший биографию Свами Махараджа. Многие пришедшие к нему были унесены волнами океана. Многочисленные новички пришли в это движение. Отвержение и принятие, таким образом все происходит. Махапрабху также сказал Рупе Госвами: «Физическая близость не есть близость подлинная, в полном смысле слова». Благодаря ануготйе, нашей покорности, душа может быть близка к другой душе благодаря духу покорности. Речь не идет о физической дистанции. Приводится пример: насекомое, блоха. Блохи в волосах могут быть близки физически, но ментально насколько они далеки от человека. Физическую близость не следует рассматривать как связь. Близость в подлинном смысле слова возможна благодаря покорности. Физически люди могут быть далеки, но…
Рупа Госвами в завершении пребывания в Алахабаде попросил Махапрабху, чтобы тот оставил его в своем обществе. «Нет-нет, — ответил Махапрабху, — ты всегда со Мной. Ступай и, следуя Моему указанию, ты будешь близок ко мне. Я говорю тебе: тебя ожидает большая работа, отправляйся во Вриндаван». Таким оразом речь идет о том, чтобы жить в одном измерении, не о физической близости. Мы видим нечто подобное. Близость, о какой близости идет речь? Речь идет о том, что даже будучи физически далеко, человек может быть близок. Встреча в разлуке. Физически это разлука, но ментально, в измерении души эти личности могут быть очень близки. Встреча в разлуке — это подлинная встреча. Это единение не может быть нарушено кем бы то ни было, преходящими волнами. Это мир, который присылает преступников. Здесь мы находим садху.
Мы пленники чувственных наслаждений, мы хотим испытывать наслаждение, мы хотим эксплуатации. Мы не можем отрицать, что мы эксплуататоры. Мы всегда не можем каким-либо образом не использовать энергию, но, делая это, мы причиняем ущерб окружающим. Даже растение, даже другие живые существа живут за счет других. Всегда мы причиняем страдания другим обитателям этого измерения, эксплуатируя их. И мы становимся жертвой реакций. Каким образом? Эксплуатация означает, что мы совершаем самоубийство. Нас будут эксплуатировать. Мир действий и следствий. Как мы можем восхищаться нашим нынешним положением? Человек разумный никогда не станет этим восхищаться. Мы живем в раю для глупцов, когда мы довольны этим положением. Мы можем быть довольны только в том случае, если мы… В этом человеческом рождении мы обретаем ключ, позволяющий избавиться от этого нежелательного явления. Мы можем выбраться из этой тюрьмы, из этого порочного круга тогда, когда мы рождаемся людьми. Если мы используем человеческое рождение. Способны его использовать должным образом. Если мы неспособны контролировать себя, то мы становимся врагами себе. И то, как мы живем здесь делает нас врагами себе, мы вредим себе, ведя подобный образ жизни, поскольку мы живем в измерении эксплуатации, не эксплуатируя мы не можем продолжать существование здесь. Мы делаем заем у природы и долг должен быть выплачен. Мы совершаем самоубийство.
Преданный: Вы говорите, что этот санйаси 15 или 20 лет провел в миссии, а вы были новичком. Вы сказали ему, что вы провели в миссии 15 лет и потерпели фиаско, я разочарован. Какова моя позиция, что меня ждет? Я новый человек здесь. Я хотел спросить в этой связи. Лидеры ИСККОН совершили большое служение Свами Махараджу…
Шридхар Махарадж: Что есть служение, подлинное служение? Это следует проанализировать и узнать. Служение мнимое, кажущееся и служение реальное, они не могут не отличаться. О чем идет речь? Мы бадха-дживы, мы падшие души, и многие нежелательные явления в нас. Когда малое сукрити дало мне связь на какое-то время, но затем связь оборвалась, конечно, эта связь не потеряна. На какое-то время могу отделиться. И по прошествии долгого либо короткого времени я могу вновь восстановить эту связь. Подлинное служение — это очень редкое и драгоценное явление. В нас присутствует смесь многих явлений. Хорошие чувства, святые чувства привели меня к садху, но есть также и другие тенденции, которые могут преобладать, в результате чего я собьюсь с пути. Во времена Свами Махараджа многие пришли и ушли. Когда он присутствовал лично, многие приходили и уходили, и после его ухода кто-то может отклониться до известной степени, в этом нет ничего удивительного. Свами Махарадж рассказывал историю: мышь пришла к риши, попросила превратить ее в кота. На кота напала собака, и риши превратил ее в собаку. Затем собака превратилась в тигра…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.