Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2011 / «Карма и сукрити»
«The value of Sukriti» | Class of Bhakti Chaytanya Bharati Swami, January 17, 2016, London

«Карма и сукрити»

Карма и сукрити

# 00:00

Сукрити и карма

Слушатель: Вопросы есть «вконтакте» не по теме.

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: Если мое тело, ум и разум – это следствие моей прошлой деятельности, то мои вопросы в группе, посвященные бхакти, – это следствие прошлой кармы и накопленного сукрити?

Б. Ч. Бхарати Свами: Накопленного сукрити. Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: «Всё, что относится к жертве, к бхакти», другими словами, Он перечисляет: брахман, черпак, жертвенное масло, огонь, слова, то есть песнопения, мантры, всё не от мира сего. В какой же, Он… по-моему, в пятой главе Он об этом говорит. Таким образом, не от мира сего – это, значит, не от мира, где действует закон причинно-следственной связи. То есть вопросы, относящиеся к бхакти, выводы или ответы, относящиеся к бхакти, слово учителя, мысль о Кришне — все это не от мира сего. Четки, которые нам дал Гурудев; книги, которые состоят из Его слова – все это не от мира сего. Это не из мира кармы.

Слушатель: Тогда сукрити где же накапливается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сукрити – это бхакти тоже.

Слушатель: Сукрити же в этом мире?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Сукрити не в этом мире. Сукрити накапливается за служение Вайшнавам и Кришне. Это так называемый несгораемый остаток. То есть как бы у нас есть два счета: один в рублях, другой в твердой валюте. Вот в рублях могут быть дефолты, взлеты, падения. Это наша карма. Мы можем терять все, снова приобретать, уходить в минус. Второй наш счет – счет бхакти.

Слушатель: Золото.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это как бы твердая валюта, она не пропадает никогда. Она только накапливается. Сукрити не может исчезнуть, оно только накапливается.

Слушатель: Хорошо. Сукрити в тонком теле живет или где?

Б. Ч. Бхарати Свами: Оно живет в особом… это в духовном мире. Оно живет на особом счету. То есть мы не можем растратить сукрити. Вот в чем дело.

Слушатель: Но человек же действует, у него есть сукрити через какие-то действия, которые…

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда сукрити накапливается достаточно, то есть что значит «достаточно»? Крити – действие, су – благое. То есть когда благие поступки совершаются по отношению к высшему миру, то есть к Вайшнавам и к Кришне, то, когда вы совершаете эти хорошие поступки по отношению к Вайшнавам и к Кришне, накапливается некий запас. Ну как бы в материальном мире это вылилось бы в удовольствия. Это вылилось бы в возможность пользоваться другими, в эксплуатацию других. А с этим особым счетом другая история. Это то, что нам предоставляется возможность общаться с Вайшнавами. Если в материальном мире мы делаем добро и нам предоставляется возможность общаться с обитателями материального мира, чтобы пользоваться их телами, их работой ради нас, то добрые дела по отношению к Вайшнавам и к Кришне выливаются в то, что нам тоже позволено общаться с Вайшнавами и с Кришной, но не для того, чтобы их эксплуатировать, а для того, чтобы мы могли им служить уже осознанно. Чтобы контакт с высшим миром не привел к оскорблению этого мира. Происходит такое накопление. Вот это и есть сукрити.

# 04:53

Милость Вайшнава

Слушатель: А если мы Вайшнава оскорбляем, то сукрити тоже…

Б. Ч. Бхарати Свами: Сукрити не исчезает. Оно всегда… То есть, если мы оскорбляем  Вайшнава, то мы страдаем в этом материальном мире. То есть, даже если мы оскорбляем Вайшнава, мы как бы затормаживаемся в своем развитии, но сукрити не пропадает никогда.

Слушатель: Это хорошо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это хорошо. Это и есть милость Вайшнава. Потому что, если бы сукрити пропадало, получается, тогда Вайшнавы обращались бы с нами точно так же, как и обычные материалисты. Тогда бы отношения в мире преданности строились по тому же принципу: ты мне – я тебе. В этом и заключается милость Вайшнава, что, даже если ты его оскорбляешь, ты все равно получаешь благо. То есть на тебя падает некое заклятие, из-за которого ты начинаешь страдать, но это заклятие выстраивается таким образом, что ты извлекаешь вывод, ты извлекаешь некий урок из этого. И благодаря осознанию, благодаря этой череде страданий ты осознаешь ценность общения с Вайшнавами, и на новом витке ты уже общаешься с ними, избегая оскорблений. И мы знаем множество историй, даже из «Бхагаватам», когда какое-нибудь существо оскорбляло там Нараду или какого-то мудреца, какого-то преданного, в частности, история с царем Амбаришей, когда мудрец Дурвасас оскорбляет его, и за это он страдает, причем жутко страдает. Он даже пытается найти спасение в духовном мире, и там, в духовном мире, Кришна, не говоря уже о Шиве, Вишну, ему говорит: «Ты все равно возвращайся к Вайшнаву и проси у него прощения, и тогда это проклятие исчезнет». И вот этот Дурвасас, или Дурваса его еще называют, он возвращается к царю Амбариши, а Амбариша говорит: «Я? Собственно, какое оскорбление? Никакого оскорбления нет». И вот этот Дурваса припадает к ногам Амбариши, и вот это жжение, которое он чувствовал за спиной, на шее, оно исчезает.

Или история про царя Читракету, который оскорбил Шиву, а потом что с ним стало? То ли он в женщину превратился, то ли еще как-то… или в дерево он какое-то… А вот когда двое оскорбили, был такой мудрец, который был кривой, в три погибели согнутый, и вот они, эти двое сыновей Куверы, плескались с двумя девицами в пруду, и они увидели этого кривого, сгорбленного мудреца и рассмеялись. И он их проклял, и они превратились в два дерева. Накула… Дерево Арджуна и еще какое-то, которое Кришна выкорчевал со Своей ступой. То есть в «Бхагаватам» множество всяких историй, которые связаны с тем самым сукрити. За оскорбление Вайшнава живое существо обрекает себя на страдания, но эти страдания в конце концов оборачиваются благом. Он снова возвращается в мир или соприкасается с миром преданности. То есть сукрити не исчезает никогда. В этом милость Вайшнава.

#09:02

Плохая и хорошая карма. Идея жертвы

Какие нибудь еще вопросы ?

Слушатель: Вопрос такой: если ко мне приходит хорошая карма, она приносит мне наслаждение в виде секса, но само это действие является греховным, плохой кармой. Это, получается, что реализация хорошей кармы создает плохую карму, а реализация плохой, страдания, приносят хорошее?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего не понял. Секс в семье для зачатия ребенка не является грехом.

Слушатель: Нет, нет. Просто секс. Вопрос в принципе. То есть по хорошей карме он что-то получает для наслаждения, он наслаждается и от этого плохую карму получает. Потом он страдает, и от этого получает хорошую карму, потому что пострадал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Когда человек страдает, это не значит, что он хорошую карму получает. Он изживает плохую карму. А хорошую карму он получает, если совершает добрые дела. То есть он себя подставляет под эксплуатацию другим живым существам, вынужденную или добровольную. То есть, когда человек жертвует… Например, вы работаете, вы зарабатываете какие-то деньги, часть денег вы отдаете нищим на паперти, вы за восемь часов заработали сто рублей и отдали пятьдесят нищим на паперти – это значит, что четыре часа вы работали ради нищих. Потому что вы плоды своего труда отдали этим самым нищим. Тем самым вы как бы подставляете себя под их эксплуатацию. Вы работали на них. Эти нищие, которые ничего не делают, сидят, они вас эксплуатируют. Добровольная отдача себя в эксплуатацию другим живым существам есть жертва. И этим вы зарабатываете добрую, хорошую карму. В будущем вы будете наслаждаться.

Просто Веды говорят, что, если вы уж жертвуете, если вы себя подставляете под эксплуатацию кого-то, лучше жертвовать тому, кто вам принесет большее удовольствие. Ну вот какое удовольствие вам дадут нищие? Какую добрую карму вы заработаете с нищими? Лучше вы пожертвуйте богам. Потому что, если вы будете жертвовать богам, обитателям Олимпа, то после смерти вы вознесетесь в их пределы. То есть надо разумно подходить, кому жертвовать. Собаке жертвовать или какому-нибудь полубогу. В современном мире предпочитают жертвовать собаке. То есть они работают для того, чтобы покупать еду для собак – «Педигрипал», стригут собачек своих за бешеные деньги. То есть они служат собакам. Они зарабатывают хорошую карму, потому что тем самым они позволяют этому живому существу в виде собаки эксплуатировать их. Это тоже в каком-то смысле хорошая карма, но лучше всего свой капитал, свой труд конвертировать в нечто более ценное. Если жертвовать, так лучше не собаке жертвовать и кошке, а Индре, например.

Кришна, правда, говорит: «Лучше жертвовать всё Мне, потому что все, кто тебе дают блага, они у Меня это забирают». Вайшнавы говорят, что даже богам не надо жертвовать, а надо жертвовать сразу Вишну – Всевышнему Владыке. Но это как бы история Вайшнавов отдельная. Вообще нужно разумно подходить к вопросу, кому ты жертвуешь. Если никому ничего не жертвовать, то ты будешь страдать. Потому что… Что такое наслаждение ? Наслаждение – получение удовольствия от кого-то. Но если ты никому ничего не даешь, то ты от него не сможешь брать. То есть, чтобы наслаждаться, надо платить, надо кому-то жертвовать. Саможертвовать. Вайшнавы говорят: «Лучше сразу Кришне. Потому что, Кришна – источник всех стихий, всех богатств».

# 13:47

Вынужденная и добровольная жертва

Слушатель: А есть разница между вынужденной жертвой и добровольной жертвой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вынужденная жертва – почти не жертва. Вынужденная жертва – это отрабатывание плохой кармы. То есть, когда тебя против твоей воли эксплуатируют, ты, конечно, жертвуешь, но это, скорее, ты платишь по старым счетам. А когда ты добровольно отдаешь себя в эксплуатацию, ты заряжаешь на будущее, что тем, кому ты жертвуешь, ты от них будешь наслаждаться. Ты им саможертвуешь, а потом они тебе должны будут долг возвращать. Так вот, если ты живешь ради собаки, то потом ты будешь получать удовольствие от этой собаки: родишься ее мужем или женой.

Слушатель: Подсказывают, что Читракету в демона превратился, с которым Индра должен был сражаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да.

# 14:59

Разумный подход к деятельности

Слушатель: У нее продолжение вопроса: получается, что заколдованный круг, как выбраться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Перестать жертвовать всем, кроме Кришны. Если человек хотя бы слышал такое название «Бхагавад-гита» или читал «Бхагавад-гиту», Кришна в каждой главе говорит об этом. Как вырваться из круга перерождений? Это не прерывать жертвы своей, а направить ее на Кришну. Что такое жертва? Это некая конвертация. Ты трудишься… Что значит трудишься? В твоем распоряжении находится материальное вещество. Труд – это, значит, ты перерабатываешь его. Например: вот лежит какая-то железная руда, ты ее достаешь оттуда, выплавляешь всякие примеси, у тебя получается железо. Из этого железа ты делаешь какую-то деталь. Вот она лежала бесполезная, а тут она приносит какую-то пользу. То есть ты произвел автомобиль. Автомобиль – это та же самая железка, но та железка, которой ты можешь пользоваться. То есть ты как бы берешь менее ценное и конвертируешь это в более ценное.

Значит, что касается нашей жизни, то мы трудимся, то есть мы как бы перелопачиваем материальное вещество и жертвуем это чему-то высшему, например, полубогам. То есть мы материальное трансформируем в духовное. Вот это Кришна говорит: «Разумный подход к деятельности». Когда ты менее ценное каким-то образом конвертируешь в более ценное. Когда ты работаешь, зарабатываешь гривны, а потом их конвертируешь в евро. Вот это разумно. А когда ты зарабатываешь евро и конвертируешь их в гривны, это неразумно. То есть когда ты… Как Аджамила, он родился брахманом. Он был человеком высокой духовной культуры. И свои знания он конвертировал во что? Он стал мужем вот этой вот потаскухи, и чем он стал заниматься? Грабежом, жульничеством, шулерством карточным. То есть он знание конвертировал в деньги, а это глупо. Вот деньги конвертировать в знания – это умно. То есть что-то грубое в тонкое – это разумный подход. Как говорит Кришна: «Разумный подход к деятельности» – более грубое в тонкое конвертировать.

# 18:07

Духовная практика бхакти

И вот в чем заключается духовный путь или духовная практика? Мы грубое, то есть наши материальные возможности, наши телесные возможности, конвертируем во что-то более тонкое. То есть мы физически работаем, потому что мы ничего другого не умеем или умственно, например, да? И конвертируем это в служение Кришне. То есть, допустим, не просто яму копаешь, а яму копаешь вокруг храма, чтобы, значит, был сток вот этих нечистот. Та же самая яма, только в одном случае ты копаешь себе могилу, а в другом случае ты себе прокладываешь дорогу в духовное царство. А яма одна и та же. То есть конвертация: физическое действие конвертируем в мудрость. Кришна говорит, что плодом карма-йоги, целью карма-йоги является осознание того, что ты никак не связан с этим миром. Как это выглядит на бытовом уровне? Карма, значит ты работаешь, и результат твоей работы есть осознание того, что ты никак не связан с этим миром. А когда ты прозрел и ты знаешь, что ты никак не связан с этим миром, и снова окунаешься в этот мир, обзаводишься связями там, детьми, семьями и начинаешь работать, это значит, что ты что-то более ценное размениваешь на какие-то грубые, вздорные, бессмысленные вещи. То есть действие конвертируется в мудрость, а мудрость конвертируется в преданность, в бхакти. Вот это и есть путь от карма-йоги, гьяна-йоги к бхакти-йоге. Кришна говорит, что первый отрезок – это путь действия, потом путь мудрости – второй отрезок. А потом это приводит к бхакти. И бхакти синтезирует в себе и мудрость, и действие. То есть преданный не как гьяна-йог сидит в лесу и созерцает себя искрой в океане света. И он также не ходит на работу, бессмысленно работать ради того, чтобы поддерживать свое семейство. А он это синтезирует: он работает, и при этом он работает осознанно, мудро – это и есть бхакти. То есть он работает ради Всевышнего. В работе ради Всевышнего заключается и мудрость гьяни и активность карми. То есть действие конвертируется в мудрость, мудрость, конвертируется в преданность.

# 21:22

Равнодушие к страданиям и наслаждениям

Слушатель: Есть еще вопросы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну давайте.

Слушатель: Просят прокомментировать стих про мудреца, который не радуется приобретая и не печалится теряя. Что он уже свободен и у него нет кармы. Вопрос: если я не могу не наслаждаться вкусным плодом и не могу не страдать, когда мне руку отрубают, так что же делать? Стать бесчувственным? Не чувствовать ни боли, ни вкуса?

Б. Ч. Бхарати Свами: А получится?

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что делать? Вот если бы у человека был выбор, если бы он сказал: «Я могу чувствовать боль, когда мне отрубают руку, а могу и не чувствовать. Что мне делать?» – «Не чувствовать». А когда ты не можешь не чувствовать, в чем же вопрос тогда? Выхода-то нет.

Слушатель: Я думаю, что в данном случае человек спрашивает, что… просто обычно кажется, что если ты не наслаждаешься и не печалишься, что это ведет просто к равнодушию.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Человек становится просто равнодушным.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вот тогда что делать? Стать равнодушным. Нужно быть совершенно равнодушным. Избавиться от привязанности, то есть пристрастия и избавиться от неприязни.

Слушатель: Но это же следствие. Не цель.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сначала надо сделать это целью.

Слушатель: Жестковато.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Ну к этой цели могут вести разные пути. Просто, в пути бхакти этот этап, или как бы эта веха, она является промежуточной дальнейшим вехам. А, скажем, у гьяни, у буддистов это является самоцелью – стать беспристрастным.

Слушатель: Махарадж, а если человек стал беспристрастным, это же не значит, что он стал абсолютно без эмоций? Он же все равно реагирует на внешний мир. Он просто внутри беспристрастный. На внешнюю деятельность это не отражается? Или внешне человек тоже становится таким апатичным ко всему происходящему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Внешне он… Это по-разному может проявляться. Он не радуется… То есть внешне это никак не проявится. Арджуна, он же спрашивает Кришну: «А как такой мудрец выглядит во внешнем мире? Как он говорит? Как он ходит?» Помните? Он вопросы задает Кришне. Кришна говорит, что по внешним признакам ты вряд ли определишь, но в целом он не радуется, когда что-то приобретает, и не печалится, когда что-то теряет. Такие признаки. Но они скорее внутренние.

# 24:58

Персональный конец света

Слушатель: Вопрос: говорят, землетрясение в Японии связано с недовольством бога. Значит ли это, что в нашей местности боги всем довольны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Надо это спрашивать у тех, кто говорят. Меня всегда эти вопросы удивляют: «Я слышал, что… Что вы скажете?» Вот у того, у кого вы слышали, у того и спрашивайте. Или «я слышал, что в 2012 году, будет конец света, что вы по этому поводу думаете?» Спросите у тех, у кого вы слышали. Что я могу думать? Я знаю, что у каждого будет свой персональный конец света.

Слушатель: Ну вот. Вы же думаете по этому поводу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я же не говорю про 2012-й. У каждого будет свой личный конец света, и совпадет ли он с чужими концами света, это уже не так важно. Все же мы умираем индивидуально.

Слушатель: И даже если вместе?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это в баню вместе ходят, а умирают-то индивидуально.

Слушатель: Конец света, это имеют в виду, что Солнце погаснет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что-то там погаснет, или океан поглотит всех, или Земля налетит на небесную ось.

Слушатель: Ведь есть еще тот свет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть тот свет.

Слушатель: Он не погаснет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он – нет.

Транскрипция: Егор

Корректор: Вишнуприя Д. Д.