Вы здесь:  / Bhakti Chaytanya Bharati Swami / «CHANTING THE HOLY NAME: INTERNAL MEANING»
«Chanting The Holy Name: Internal Meaning» | Talk with Sripad Bhakti Chaytanya Bharati Swami, Morning class on 18th of January 2019 at the Bhakti Yoga Institute of West London.

«CHANTING THE HOLY NAME: INTERNAL MEANING»

https://www.youtube.com/watch?v=7l7IM8mkHN8

Повторение Святого Имени. В чем его внутренний смысл

Слушатель: Если человек повторяет Святое Имя каждый день, какой это даст результат? И чем чревато для человека не повторять Святое Имя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Самое главное – это то, насколько вы вовлечены в повторение Имени и насколько вы искренни. Вы можете повторить Имя Господа всего один раз в жизни и моментально достичь всех возможных результатов, тогда как кто-то будет повторять Его жизнь за жизнью, но не будет делать это искренне… Поэтому, я думаю, что это просто. В этом действии, повторении Святого Имени, есть два компонента. Один из них – это само действие повторения. Оставим пока вопрос того, действительно ли это вдумчивое повторение или просто его имитация. Первый компонент – это само действие. Этот компонент проявляется внешне. Внутренняя же составляющая повторения Святого Имени – это повиновение приказу Гуру. Когда ваш Гуру сказал вам повторять Святое Имя, делая это, вы на самом деле повинуетесь ему. Но снаружи это выглядит как повторение каких-то слов. Существует суть и ее проявление. Внешнее проявление – это само действие повторения слов «Харе Кришна, Харе Кришна…», но суть этого действия заключается в том, что вы выполняете приказ. Если, повторяя Святое Имя, вы вспомните, что на самом деле выполняете наставление своего Гуру, то это и будет настоящим повторением Святого Имени. Но если вы, как в некоторых больших организациях, концентрируете внимание на самом действии и артикуляции при повторении «Харе Кришна, Харе Кришна…», то это неправильно. В нашем Матхе мы концентрируемся на том, что так сказал мне Гуру, и я буду делать, как он мне сказал. Не потому, что это имя Кришны, а потому, что так сказал мне мой Гуру. Видите разницу теперь? Есть внешнее проявление, а есть внутренний мотив.

И когда мы пытаемся концентрироваться на именах Кришна, Рама, Хара…, то мы просто играем и притворяемся. Потому что мы просто не способны на самом деле сконцентрироваться на Имени Кришны. На нашем уровне сознания это невозможно. Что уж говорить о попытках представить себе Кришну. Теперь мы пытаемся представить себе, как Он стоит, изогнувшись в трех местах, со своей флейтой – все это имитация, игры разума. Но что настоящее, так это памятование: «Мой Гуру сказал мне делать это, значит я это делаю». В этом случае имитация отсутствует, потому что Гуру на самом деле сказал вам это сделать и вы на самом деле можете вспомнить, как это происходило. Вы можете вспомнить время и обстоятельства, как ваш Гуру сказал вам: «Вот твоя джапа-мала, просто повторяй столько, сколько сможешь. Конечно, лучше не меньше четырех кругов». Это значит, что, если вдруг по каким-либо причинам Гуру забудет Харе-Кришна-Махамантру во время инициации и скажет вам повторять какую-нибудь песню Битлз, то это и будет для вас повторением Святого Имени. Потому что так сказал ваш Гуру, если он так сказал. Помните гимн нашей сампрадаи «Шри-Рупа-Манджари-пада»? Нароттам Дас Тхакур говорит: «Следование воле моего Гуру и есть моя джапа». Даже не «моя джапа», а «мои тапа и джапа», то есть мои ежедневные обязанности неотличны от слов моего Гуру. Это значит, что, если я служу лотосным стопам моего Гуру, это равнозначно повторению мантры. Это имеет одинаковую силу. На самом деле это и есть повторение мантры.

На сегодняшний день существует такой язык, как язык немых людей, тех, кто может слышать, но не может говорить. Они не могут произносить слова, но могут их вам показать. Принцип тот же – они передают тот же смысл. К примеру, вам хотят сообщить об опасности, это можно сделать с помощью языка (органа) или рук. Они покажут это вам с помощью своих жестов и вы поймете: «Ой, там опасно, мне лучше отсюда убегать». Повторять Святое Имя невозможно, только произнося слова. Вы можете произносить Святое Имя жестами или поступками. Знаете, последствия поступков подобны предложению. Точно так же, как и определенные последствия происходят из определенных поступков, предложения являются конечным продуктом составления определенных слов. Поэтому, когда вы выполняете определенные действия, посвященные вашему Гуру, это подобно тому, что вы передаете ему некое сообщение, говорите что-то или повторяете Святое Имя. Так служение вашему Гуру и есть повторение Святого Имени. Как немые люди – они повторяют Святое Имя, но у них нет голоса. Поэтому, согласно Нароттаме Тхакуру, повторение Святого Имени – это выполнение определенных действий, которые удовлетворят нашего духовного наставника. Это и есть повторение мантры – служение Ему, но не словами, а действиями. Служение Ему своими руками, ногами, чем угодно.

Итак, мы заканчиваем лекцию на сегодня? Что еще осталось несказанным?

Слушатель: Несколько вещей…

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо.

Слушатель: Я слышал несколько интересных высказываний. В разных источниках мы получаем разную информацию. Например, я где-то слышал, что Кришна очень добр и милостив к нам. В других же источниках Он описывается как абсолютно равнодушный и непривязанный к дживам Господь. Иногда я слышу подобные вещи, и они очень противоречат друг другу, так что я не могу понять их полностью. Но, возможно, вы можете объяснить, чего они касаются и как сосуществуют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не говорит, что Он безразличен к дживам. Он говорит: «Они все для меня одинаковы, так что у меня нет фаворитов среди определенных групп или личностей. Все дживы, души, они все мои дети. У них у всех равные права». Так что Он беспристрастен. Это то, что называется беспристрастность.

Слушатель: Нейтральный?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нейтральный, да, или беспристрастный. Он также говорит, что в этом мире происходит битва между определёнными сторонами или личностями, но Он не принимает ничью сторону, Он не выбирает фаворитов. Он не говорит: «Этот прав, а этот виноват», будто на детской площадке. Но затем он уточняет: «Но если кто-то отдает мне свою жизнь, не в смысле убивает себя, а посвящает свою жизнь Кришне, тогда я становлюсь предвзятым. В таком случае я не могу безответственно оставаться в стороне. Потому что этот человек объявил, что принадлежит мне, и я не могу больше держать нейтралитет. Неважно, что говорят другие. Я Господь, и Я не могу допустить несправедливости».

Есть история о том, как девушки, которые были заключены в темницу одним демоном-королем, написали письмо Кришне. Они писали Ему: «Мы влюблены в Вас, мы слышали столько историй о Вас, о том, какой Вы хороший. Пожалуйста, примите нас в качестве Ваших жен». И Кришна, несмотря на то что был сыт по горло всеми этими женами и девушками, все равно почувствовал себя ответственным за эти души, страдающие в заточении, Он не мог просто оставить их там, с тем королем-демоном. Поэтому Он пришел и забрал их всех. Когда какая-нибудь душа говорит: «Кришна, я полностью завишу от тебя, я полностью полагаюсь на тебя», то это называют атма-ниведана, что значит: вы полностью полагаетесь на Кришну и Его добрую волю. В таком случае Кришна не может убежать или остаться в стороне. Он не может возразить: «Хорошо, но я все равно беспристрастен по отношению ко всем вам».

Слушатель: Если мы принимаем во внимание тот факт, что на Него не могут повлиять какие-то внешние обстоятельства, что Его действия никак не связаны с тем, что, казалось бы, могло их спровоцировать…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не поддается влиянию извне.

Слушатель: Да… в таком случае, значит ли это, что неважно насколько я добр к Нему или полностью Ему предан, это все равно не гарантирует, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но Он также говорит: «Я раб своих преданных». Поэтому если кто-то из Его ближайшего окружения говорит Ему: «Есть там одна душа, которая полностью от Тебя зависит. Эта джива полностью отдала себя Тебе», то Кришна не может не ответить своим ближайшим преданным. На вас Ему, конечно, все равно, но когда кто-то говорит Ему: «Кришна, пожалуйста, окажи мне услугу…», то Он не может устоять. Это называется непотизмом. В мире правосудия непотизм является недопустимым. Если вы полицейский или премьер-министр, то вы не можете быть более благосклонны к своему родственнику, при этом относиться предвзято к чужому человеку. Вы должны обращаться со всеми одинаково. Если вы государственный служащий, премьер-министр или судья, то вы должны применять ко всем одни и те же законы и быть одинаково справедливым ко всем. Не то что судья заметил, что этот обвиняемый является его родственником и потому объявляет его невиновным. Неважно, родственник он или враг, он должен обращаться с ним справедливо. Но это относится к миру правосудия – миру, где обитает закон кармы.

Но в мире Кришны, на Голоке, нет правосудия. Поэтому если кто-то является благочестивым человеком, а Его преданный неблагочестив, но является преданным, то Кришна скорее окажет услугу своему преданному, нежели какому-то благочестивому человеку. И мы знаем тому много примеров. Мы знаем Бали Махараджа, который был демоном, Прахладу Махараджа, который был демоном по рождению. И Господь выступает более благосклонным по отношению к демонам, нежели к богам, сурьям. Поэтому Кришна обращает внимание только на то, насколько человек Ему предан, а не на багаж Его благочестия. На это Он не смотрит. Но среди тех, кто не предан Ему, он обращается со всеми одинаково – Ему все равно. Он передает свои полномочия судьи одному из своих представителей – Господу Яме, богу судьбы, или министру судьбы. Знаете, как в Великобритании есть министр внутренних дел, министр финансов, министр экономики, министр того и сего. Так и у Господа есть министры того и сего, и среди них есть один министр судьбы. Кришна никого не судит. Он говорит: «Хорошо, ты министр судьбы, Яма, Дхармарадж, ты будешь судить их всех, а мне все равно».

Итак, мы все знаем историю Аджамилы. В конце концов он стал очень неблагочестивым человеком. Хотя изначально он родился брахманом, но позже он влюбился в девушку-воровку, принадлежащую к воровской семье, и стал заниматься тем же, что и они. Он растерял все свое благочестие. И в конце его жизни, когда слуги, агенты бога судьбы, предстали перед ним и попытались утащить его на адские планеты, он каким-то образом умудрился повторить «Говинда Говинда…» И, хотя он не имел в виду Господа Говинду, а своего сына, в то же мгновение перед ним появились агенты крипы, агенты милости, и прогнали агентов судьбы. Конечно, между ними состоялся диалог, которому посвящены две главы. Итак, из этой истории мы узнаем, что, когда что-то беспокоит преданного Господа, Ему все равно, благочестив ли Его преданный. И мы не можем демонстрировать нашу преданность Господу просто на показ, потому что Он знает нас от и до, Он знает наше сердце. Неважно, насколько мы пытаемся внешне соответствовать статусу преданного, Он знает, что творится в нашем сердце, что там не так. Так что мы не можем обмануть Его. Но Его преданные не такие всезнающие, как Он. Они не настолько всемогущие. Вот их мы можем обмануть. Мы можем устроить шоу, где покажем себя преданными Кришны и обманем их. Тогда они постучат в дверь Кришны и скажут: «У нас тут появилось несколько новых беженцев, Ты можешь принять их? Мы проверили их по списку, с ними все в порядке».

В Великобритании, мы знаем, кто является покровителем тех или этих земель. Например, Святой Патрик является покровителем северных земель. Покровителем Шотландии является Святой Эндрю. Над Англией покровительствует Святой Джордж. А Святой Дэвид опекает земли Уэльса. Я знаю это. Если вы спросите меня о датах, я и это вам расскажу. Итак, подобно этому чистые Вайшнавы берут покровительство над нами, над нашей землей. В нашем Матхе у нас также есть наши покровители – святой Шридхар Махарадж, святой Говинда Махарадж. Они являются покровителями нашей земли. И если мы обманем их, продемонстрировав им нашу преданность, то эти покровители убедят Господа, спасителя, сказав: «Хорошо, с этими людьми все в порядке. Мы проверили их историю, их способности, с ними все хорошо, Ты можешь принять их». Фигуры, которые стоят на нашем алтаре являются покровителями нашей земли.

Нам также известна история Джагая и Мадхая, покровительство над которыми взял Нитьянанда Прабху. Господь забыл о своем изначальном желании быть добрым и милостивым и хотел убить этих двух братьев, которые обидели Нитьянанду Прабху. Кришна не прощает такого. Но Нитьянанда Прабху, будучи настоящим, самым главным покровителем всего древа преданности, убедил Господа Чайтанью. Он сказал: «Пожалуйста, не наказывай этих людей, я беру их под свою опеку». Тогда Господь ответил: «Хорошо, если Ты хочешь покровительствовать над ними, без проблем». Что же, урок окончен?

Слушатель: А как, по-вашему, если милость беспричинна, то как мы можем получить ее?

Б. Ч. Бхарати Свами: На то она и беспричинна, что вы можете ее получить…

Слушатель: Или не получить…

Б. Ч. Бхарати Свами: Или не получить. Я не знаю. Все зависит от Него. Это не земля правосудия, это земля милости. И милость может снизойти без причины, но мы должны стараться. Мы должны испытывать нашу удачу. Как мы можем выиграть в лотерею, если это не зависит от нас? Просто играйте в это, просто покупайте билеты. Чем больше билетов вы купите, тем больше у вас шансов на победу, но гарантии все равно нет. Но, конечно, если вы наладите близкие отношение с тем, кто отвечает за шарики, которые выпадут и составят выигрышную комбинацию, то ваш выигрыш гарантирован. Это все сводится к нашей мантре, к нашему повторению. Мы говорим Ему: «Кришна, у меня нет никакой надежды. Если ты присмотришься ко мне, то не найдешь никаких хороших качеств, ты не найдешь во мне готовности на все ради Тебя, но именно поэтому мне нужно это больше, чем остальным. Некоторым везет в лотерее, и они выигрывают пятьдесят, сто, тысячи монет, но не я. Именно поэтому я нуждаюсь в этом». Если вы произнесёте такую молитву перед ним, перед Его сторонниками, то шансы на то, что Он удовлетворит Вашу просьбу, велики.

Слушатель: Мне всегда было интересно, как такие покровители, как Говинда Махарадж и Шридхар Махарадж, которые привлекли столько преданных, составляли петиции на такое большое их количество, ведь там были тысячи и тысячи [неразборчиво] и преданных и они брали за них ответственность от лица Господа…

Б. Ч. Бхарати Свами: На то они и покровители. Как Святой Джордж ходатайствует за девяносто процентов населения всей Великобритании? Потому что Англия – это девяносто процентов населения всей Великобритании. И Святой Джордж ответственен за них всех. За нас, за них, за всех нас. Это не ко мне вопрос, потому что я считаю, что это невозможно. Но мы верим, что каким-то образом они справляются с этим, хотя я в этом сомневаюсь. Они пропускают кого-то, если список слишком длинный, или, если они не в настроении читать его полностью, то они просто вычеркивают некоторых.

Слушатель: Получается, что если человек квалифицирован и обладает определенными умениями и качествами, то они смотрят на него и решают: «Хорошо, он подходит, возьмем его», но если у человека нет абсолютно никакой квалификации, то он точно не получит милость, ведь есть так много тех, у кого гораздо больше необходимых качеств, чем у него…

Б. Ч. Бхарати Свами: Знаете, как наивысший покровитель, Шримати Радхарани, выбирает некоторых личностей? По запаху, по их аромату. Конечно, это аллегория. Когда цветок готов к тому, чтобы распуститься, он выделяет нечто, похожее на нектар. Шримати Радхарани гуляет по лесам Вриндавана и вдруг чувствует приятный запах, идет за ним и наконец срывает этот цветок. А затем она делает гирлянду. Она наивысший покровитель. Но я не думаю, что это может случиться с нами.

Слушатель: Может быть, мой вопрос [неразборчиво], в том плане, что это просто непостижимо для нас, нам не дано понять, как Гуру может взять ответственность за такое количество людей. Но, возможно, это мой личный страх того, что мое имя также вычеркнут из списка, потому что я недостаточно подхожу для этого…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы точно подходите.

Слушатель: Возможно, я не знаю. Потому что я чувствую, что не предалась на все сто процентов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, так и есть.

Слушатель: Но с этими сомнениями очень трудно оставаться воодушевленной, хотя у нас и так нет надежды… Поэтому… я не знаю, наверное, эти сомнения меня тревожат.

Б. Ч. Бхарати Свами: На самом деле, все верно, вас в этом списке даже нет. Но, может быть, постараетесь еще немного сильнее?

Слушатель: Но даже несмотря на эти усилия, смирение нашего сердца – это то, чего невозможно добиться специально. Это приходит… я не знаю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вы не можете специально вызвать это. Это подобно тому, как спрашивать: «Как правильно паниковать? Можете показать мне настоящую панику?» Нет, когда наступает паника, вопрос о том, как это делать правильно или неправильно, отсутствует. Она проявляет себя по-своему. То же касается и того, чтобы полностью предаться. Нет какого-то канона того, как выглядит человек, который полностью предался. Это произойдет само собой, спонтанно. Когда мы пытаемся следовать определенному пути, тогда появится это внутреннее чувство. И мы не знаем, как именно оно проявит себя. Мы не можем контролировать панику. Это будто спрашивать: «Время паниковать?» И вам ответят: «Да, время паниковать». Что вы тогда будете делать? Или «Нет, еще рано паниковать, я вам позже скажу, когда». То же самое касается преданности. «Уже время полностью предаться?» – «Да». И что вы будете делать тогда? Это происходит естественно.

Слушатель: Мне кажется, иногда паника наступает из-за отсутствия надежды и чувства отчаяния…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, на самом деле отчаяние – это очень важный симптом преданности. Отчаяние, когда вы теряете надежду, когда вы находитесь в безнадежном состоянии… Как поет Питер Гэбриэл: «Я хочу, чтобы меня хотели, мне нужно, что бы во мне нуждались». «Когда нет веры, мне нужно, чтобы во мне нуждались», такое вот отчаяние. Когда мы осознаем, что у нас полностью отсутствует вера, что на самом деле мы не верим в Кришну, но мы хотим верить, – это и есть признак того, что у нас есть вера. Но это очень непроявлено, простите, мне сложно объяснить это. К тому же английский не мой родной язык.

(говорит по-русски) Что я могу рассказать людям, которые не смотрели «Ну, погоди!»? Ну что?… Вы смотрели «Ну, погоди!»? Ну тогда еще понятно, о чем может идти речь. А когда люди не смотрели за всю свою жизнь «Ну, погоди!», о чем вообще речь тогда? Какая преданность?

Я попробую объяснить. В нашей, русской, культуре есть такой мультфильм, который называется «Заяц и Волк». Волк вечно преследует зайца. Это многосерийный мультсериал, и в каждой серии волк проигрывает, а заяц оказывается более находчивым. И если вы не видели этот мультфильм, как же я объясню вам, что такое культ бхакти? Это невозможно. Это то, что я только что ему говорил.

Слушатель: Да, но в американской, английской культуре есть похожий мультсериал. Он называется «Хитрый Койот и Дорожный Бегун». Он не то чтобы очень похож, но принцип одинаковый.

Слушатель: Да, я только хотела сказать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Есть такой? Правда?

Слушатель: Да, только там вместо зайца – птица, она вот так делает (издает звук).

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, точно. Я знаю его. Но он не так похож, в нашем мультсериале заяц гораздо смекалистей. Сюжет более изощренный. Большее разнообразие хитросплетений.

Слушатель: Так каково же наше положение? Мы волки, которые гонятся за Кришной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда у зайца умирает надежда, внезапно что-то происходит, и у него получается убежать от когтей волка. Иногда этот волк притворяется директором музея. Тогда заяц заходит в музей, рассматривает статуи и картины, а волк в костюме охранника музея следует за ним. И таких эпизодов очень много. Итак, когда мы теряем надежду, мы как этот заяц, потому что он попал в ловушку в закрытой комнате, и там только волк. Надежды на спасение нет. Но вдруг что-то происходит и открывается дверь, а за ней стоит бегемот – огромный такой парень. Он не замечает волка и садится прямо на него. Волк, естественно, не может пошевелиться, а заяц в это время убегает.

(говорит по-русски) А помните там трактор такой ехал и хватал, хватал?

Итак, мне кажется, мы обсудили все сокровенные аспекты бхакти, больше ничего не осталось…

Слушатель: Еще можно сравнить обусловленную дживу с волком, который преследует зайца. Он также думает, что ему нравится заяц, но на самом деле он хочет его заполучить и проглотить. Такова и наша роль…

Б. Ч. Бхарати Свами: Возможно. Можно по-разному это интерпретировать. Может быть и так, может быть. Мне вот кажется, что джива – это заяц, а волк – это майа. Майа принимает разные формы. Например, помните фермера (один из образов волка в мультсериале)? Когда волк переоделся фермером, у него был трактор, который поглощал сено, а выдавал его уже упакованным. Трактор едет, срезает сено, упаковывает его и выбрасывает на поле уже упакованным. И вдруг волк увидел этого зайца и захотел упаковать его вместе с сеном. Он начинает гнаться за ним на этом тракторе, а заяц все не может убежать. И вдруг что-то происходит, он натыкается на камень с такой силой, что его выбрасывает из кабины трактора и он приземляется прямо перед этим экскаватором, той частью трактора, которая собирает сено, так, что его собственный трактор его заглатывает и упаковывает в очередной куб сена, только голова оттуда торчит. В общем, он, как и майя, принимает много форм.

Слушатель: А что же тогда такое камень?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это действия Кришны. Если мы надеемся вопреки надежде, когда мы уповаем только на Кришну, Он Сам все устраивает так, как надо. Тогда этот высочайший уровень становиться реальностью. Тот, о котором Кришна говорит: «Мой преданный никогда не сгинет. Я всегда найду способ помочь ему не забыть Меня». Он не говорит: «Я дам ему денег, обеспечу хорошее обращение, хорошее образование…» Нет, в терминологии Кришны «помочь» означает «помочь им не забыть Меня». Он может поместить вас в обстоятельства, где вам будет трудно, или где вы будете жить в достатке, возможно, вы станете королем или человеком в изгнании или в тюрьме – так Кришна находит наилучший способ заставить вас помнить о Нем всегда. Царица Кунти говорит: «Теперь мы возвратили себе наше царство, но я боюсь, что мы забудем о Тебе. Когда мы были в изгнании, когда за нами охотились солдаты и враги, пытаясь убить нас, мы всегда помнили о Тебе. Поэтому те времена были нашим благословением. Но теперь, когда мы вернули свое царство, Ты сядешь в колесницу и уедешь. А мы должны оставаться здесь». Что же, я думаю… (говорит по-русски) Это такие банальные вещи.

Слушатель: (говорит по-русски) Очень интересные.

Б. Ч. Бхарати Свами: (говорит по-русски) Да ладно. Все читали этот «Бхагаватам».

Слушатель: Мне кажется, вы делаете эти вещи, эти высокие философские идеи более легкими для нашего восприятия, потому что, когда описываете их таким образом, Вы создаете для нас картинку, которую мы можем понять и провести параллель с собой и персонажами на этой картинке.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы можете найти эти примеры в «Бхагаватам». Бали Махарадж – в восьмой книге, царица Кунти – в первой книге…

Слушатель: Да, но я имею в виду не только сами истории, которые рассказывают о каком-то определенном периоде, но и то, как Вы интерпретируете их. Потому что можно знать истории, но от того, как Вы истолковываете их, они становятся понятны и превращаются в настоящие примеры.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы начинаете видеть, как они на самом деле относятся к нам и насколько они актуальны. Так определяется классическое искусство, классическая литература. Они актуальны в любое время. Если мы будем рассматривать современную литературу, то увидим, что она актуальна в определённом месте и в определённое время, например, в Англии или во Франции. Как некоторые популярные современные писатели или драматурги, которые есть в каждой стране. И люди читают их, хотя в других странах их местные реалии неактуальны и неинтересны. И вот, спустя какое-то время, люди забывают эти произведения, потому что то, что описывается в этих книгах, становится устаревшим и неактуальным по отношению к новым обстоятельствам. Но классическая литература актуальна всегда, потому что она затрагивает вопросы, волнующие вашу душу. Все равно, где и когда Вы живете, в древней Греции или Средневековой Англии. Потому что она не рассматривает моду или законы, она повествует о переживаниях сердца. Поэтому такие произведения актуальны. Истории о любви актуальны во все времена, потому что во все времена люди влюбляются. Или же тоска по вашей родине – неважно. Одиссей ли это или любой другой человек, мы все равно читаем Одиссею. Ведь он путешествовал двадцать лет, но был очень предан совей родине и своей жене – Пенелопе. Он прошёл через множество испытаний, его соблазняли сирены. Знаете, в тех землях они настолько красиво пели, что все моряки падали их жертвами, но только он помнил о своей родине, так сказать, Голоке Вриндавана и о своей земле любви, домашнем уюте. Поэтому это актуально для нас, как и эта книга.

А «Шримад Бхагаватам» актуальна даже в большей степени. Она будет актуальна даже тогда, когда пройдут миллионы лет, появятся новые вселенные. Эта вселенная исчезнет, появятся новые вселенные с новыми реальностями. Возможно, земля будет сверху, а небо снизу. Законы природы будут абсолютно другими. Когда мы роняем что-то, оно падает на землю. Но в новой реальности, возможно, если вы уроните что-то, то оно упадет на потолок, – кто знает. Но идея найти домашний уют всегда будет существовать, неважно, в какой реальности. У существ или божественных существ, возможно, будет по пять ног или по две головы, все равно эта идея будет там. Знаете, в Греческой мифологии, до того, как появились люди, существовали… они называли их андромеды или андроиды, мне кажется… Они были людьми в квадрате. У них было по четыре ноги, но они были повернуты в противоположные стороны, по две головы, которые не могли увидеть друг друга. Они были некрасивыми созданиями. А затем Зевс разделили их и залечил рану, которая была здесь (на животе) или здесь (на спине), просто зашил ее. И каждый из нас стал половинкой существа, которое существовало до этого. Но даже те уродливые существа, они искали домашнего уюта. Они верили, что после разделения этого существа, каждая из его половинок жила в поиске другой своей половинки. Это то, во что они верили. Мы также верим, что мы частички Господа. Мы ищем Его. И мы также верим, что и Он ищет нас. И мы называем это «любовным поиском потерянного слуги». Возможно, когда-то мы были вместе, но сейчас мы разделены, поэтому мы ищем друг друга. Мы ищем повелителя, которого потеряли, а повелитель ищет своих потерянных слуг, кто знает. Но это прекрасная история. Возможно, это неправда, но она прекрасна. Вот поэтому она и правдива, потому что правда может быть только прекрасной. Итак, какие-либо угрозы или…?

Слушатель: Я думаю, существует оригинальная история, то есть реальная, а затем она обрастает каким-то еще подробностями, событиями. В итоге есть столько разных вариантов одной и той же истории, но где же правда? Потому что это не правда, это легенда, но из чего-то же она взялась?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, некая видоизмененная версия.

Слушатель: И то же самое касается «Бхагаватам», там рассказывается столько историй. И вдруг мы начинаем слышать разные их варианты то тут, то там…

Б. Ч. Бхарати Свами: Все, что мы наблюдаем, является напоминанием об оригинальной истории «Бхагаватам». Битва между братьями, размолвка матери и дочери, отца и сына, отца и дочери. Что бы мы ни представляли себе, все это есть в «Бхагаватам». Например, конфликт между отцом и дочерью. Кто помнит пример?

Слушатель: Отец…?

Б. Ч. Бхарати Свами: Отец и дочь. Я дам вам подсказку: Сати…

Слушатель: [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Да… Нет, Сати и Дакша. Вот вам пример конфликта между отцом и дочерью. Хорошо, и таких примеров на разные темы очень много.

Слушатель: Я не знаю эту историю. Могли бы вы рассказать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сати была женой Шивы, первой женой. Сати означает «та, которую преследуют». А Шива очень отреченный, всегда сидит в своем убежище на горе Кайлас, где она ему и служила. Но однажды она увидела цветочные корабли, которые пролетали над ее головой. На них плыли прекрасные леди и джентльмены. Было понятно, что они направляются на праздник, который устроил ее отец. Тогда она обратилась к Шиве: «Я уже много лет сижу здесь с тобой, изолированная от мира, но я хочу наслаждаться. Я тоже хочу быть на этом мероприятии, на этом празднике жизни. Я хочу увидеть моих сестер, ведь я не видела их с тех пор, как мы поженились, и они тоже уже давно замужем. Я хочу увидеть отца и мать». Поэтому они отправились на этот праздник, жертвоприношение. Тогда Шива сказал ей: «Видишь, я плохо выгляжу. Я весь покрыт пеплом, на мне шкура тигра, я восседаю на крематории, мне прислуживают духи и уродливые существа. И если мы отправимся туда, твой отец не обрадуется. Там будут разные священнослужители, бароны и баронессы, а кто я такой? Я всегда голый. Посмотри на себя – у тебя нет хорошего сари. Я настаиваю на том, чтобы мы не шли туда». Тогда она стала давить на него, подталкивать, говорить: «Пожалуйста, пожалуйста». И, как всегда в таких случаях поступают мужья, он сказал: «Ну, ладно… Я тебя предупредил. Но ладно».

Тогда они отправились туда. История очень длинная, но суть в том, что, когда они пришли туда, все случилось так, как предсказывал Шива. Дакша сказал ему: «Кто ты такой? Посмотрите на этого бродягу! Мы все одеты в золотые шлемы, украшены диамантами и жемчугом. А это кто?» Он произнес целую речь, в которой представил Шиву не в лучшем свете. Я пропускаю эти моменты. Итак, Шива покинул зал, в котором собралась знать. Сати была оскорблена, потому что ее мужа прогнали из зала. Тогда она вошла в жертвенный огонь. Они готовили жертвоприношение – должны были принести в жертву козла. Но вместо этого Сати прыгнула в огонь и умерла. Как только Шива узнал об этом, он собрал все свое войско, всех своих слуг, всех духов и монстров, пишачи и якшей, всех, кого только можно вообразить, вампиры – они все следовали за ним, когда он пришел на место жертвоприношения. Там они убили всех, а Шива оторвал голову отцу Сати и кинул ее в огонь. И один из тех, кто следовал за ним, один из его близких друзей вырвал глаза какому-то священнослужителю. Другому священнослужителю, который улыбнулся, когда Сати убила себя, выбили зубы одним ударом. Еще кому-то оторвали усы… Эта сцена очень подробно описывается, все последствия.

Мне кажется, это был Брахма, он сказал Шиве: «Ты не можешь так поступить с моим сыном Дакшей, потому что я создал его. Он мой сын. Я породил его, чтобы населить вселенную, а ты убил его, нарушив мои планы». Шива почувствовал некое сострадание. Тогда он взял голову козла, которого собирались убить, и приделал ее к телу Дакши. Поэтому теперь Дакшу изображают как человека с головой козла. Конечно, вскоре после этого Господь Шива снова женился, это естественно.

Слушатель: Он женился на Парвати?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, на Парвати. Она была дочерью Парваты, дочерью гор. Но мы можем называть ее Кали или Дурга – все это разные лица одной и той же персоны. И если говорить с онтологической точки зрения, то Сати снова переродилась. Поэтому Сати, Парвати, Дурга, Бхавани – все они на самом деле одна и та же личность, у которой много лиц и много функций. Например, Кали выпивает вашу кровь, когда вы очарованы иллюзией. Эта иллюзия, которой является Кали. То есть Кали – это олицетворенная иллюзия. Когда вы слишком очарованы ею, то эта иллюзия начинает пить вашу кровь. Она пьет вашу кровь.

Слушатель: И делает вас слабее…

Б. Ч. Бхарати Свами: Она заставляет вас тяжело работать или умирать за вашу родину. «Мы сражаемся с ними на пляжах…» Так?

Слушатель: Кто это сказал?

Слушатель: Черчилль.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он сказал это о немцах. «Мы будем сражаться с ними на пляжах!» Это и есть майа. Она заставляет вас тяжело работать или страшно умирать.

Слушатель: У нее также есть трезубец, которым она пронзает нас…

Б. Ч. Бхарати Свами: У нее? Мне кажется, у Шивы, разве нет?

Слушатель: И у нее тоже…

Б. Ч. Бхарати Свами: А, Тришула?

Слушатель: Да-да, Тришула. И она пронзает нас этим трезубцем в итоге.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это естественно. Вначале она привлекает нас, соблазняет нас, а потом пронзает этим трезубцем, Тришулой. Что мы можем поделать.

Слушатель: Мудрый человек может предвидеть все эти три этапа. Как майа [неразборчиво] пытается соблазнить, но мудрый человек сразу увидит и первую, и вторую, и третью стадии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и не привлечётся ею. Мудрый человек играет в шахматы. Обычный человек играет с фигурами, он думает: «Эта пешка нападает на меня» или «этот король, эта королева нападает на меня». Или конь… все равно. Но мудрый человек знает, что не пешка и не конь атакует, а человек, который сидит за столом напротив него. И он играет с настоящим противником. Мудрый человек не видит картинок, которые майа нам показывает, он знает, кто такая майа. Даже если майа предложит ему что-нибудь захватывающее, например: «Теперь ты можешь стать выдающимся человеком, или религиозным лидером, или богатым человеком» или еще кем-нибудь, мудрый человек все равно знает, кто за этим скрывается. Например, к вам подходит продюсер и говорит: «Вы можете играть такие-то и такие-то роли. Вы будете собирать стадионы», но мудрый человек знает, что это не продюсер говорит, а майа, которая стоит за ним. Поэтому, что бы майа вам ни предложила, она принимает определенную форму, рисует Вам соблазнительные перспективы стать знаменитым, стать властным. Но все это только перспективы. И Вы не хотите стать их жертвой.

Вы знаете историю о намачарье Харидасе, когда майа приняла форму молодой девушки? Она сказала ему: «Ты такой выдающийся человек здесь, я хочу быть с тобой». И он ответил ей: «Да, да, это здорово. Только дай мне закончить мои ежедневные обязанности. Постой тут, а я пока закончу». И она согласилась: «Хорошо, ты меня не отвергаешь, уже хорошо». Так она ждала, и ждала, и ждала, пока солнце не село. Она сказала ему: «Все, слишком поздно, время вышло. Я вернусь позже этой ночью». Он скал: «Да, конечно, приходи, тебе тут всегда рады». И так происходило три раза.

Слушатель: Так он не отверг ее? Он просто так ей сказал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он был с ней учтив, но внутри он знал, что это была майа.

Слушатель: Значит, это возможно – побороть даже саму майю в любовном служении? Потому что мы говорили о [неразборчиво] и классификации чувств, и мы стараемся практиковать служение так, чтобы… [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это возможно.

Слушатель: То есть даже в нашем положении мы можем использовать наши возможности – пытаться логически рассуждать, отделять реальность от обмана?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если вы можете это делать, это прекрасно.

Слушатель: Потому что этот материальный мир также описывается как тюрьма. Возможно, мы можем быть помилованы за хорошее поведение, следование правилам здесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это возможно, но нам всегда нужно помнить о том, что это все равно тюрьма. Нам не стоит принимать у нее прибежища (у майи). Не принимать прибежища у нее – это помнить, что что бы к нам ни приходило, это нам не принадлежит. Когда шофер, водитель лимузина, начинает думать, что эта машина принадлежит ему, у него появляются неприятности. Обычно он может водить машину, перевозить клиентов, своего начальника. Но как только он возомнит себе, что эта машина ему принадлежит и угоняет ее, тогда его ловят и у него появляются неприятности. Поэтому, когда мы осознаем, что нам ничего не принадлежит, даже имена нам не принадлежат, что уже говорить об имуществе, судьбе или славе… Нам ничего не принадлежит. Что же, было приятно послушать вас. Спасибо вам. Спасибо за то, что поделились своими откровениями.

Перевод: Алина

Корректор: Вишнуприя Д. Д.