Вы здесь:  / Bhakti Chaytanya Bharati Swami / «SPIRITUAL CHILDHOOD»
«Spiritual Childhood» | Talk with Sripad Bhakti Chaytanya Bharati Swami, Morning class on 18th of January 2019 at the Bhakti Yoga Institute of West London.

«SPIRITUAL CHILDHOOD»

https://www.youtube.com/watch?v=BS5xb_mUGig

Духовное детство

Слушатель: Когда мы продвигаемся по пути следования правилам и предписаниям, следуем за нашим гуру и… [неразборчиво] проводником мы в конце концов попадаем в то состояние, где включается наша внутренняя интуиция, просыпается влечение к Богу, которое заложено в нас, в наших сердцах появляются те самые чувства и мысли, мы видим самые сокровенные лилы и божественные игры, которые происходят даже в этом материальном мире. Но в то же время из песен и бхаджанов мы узнаем о грусти, тоске и расставании… Как же?…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как достичь гармонии в этом?

Слушатель: Да. Как продолжать играть прилежно и при этом не увязнуть в этом глубоком и тяжелом чувстве разлуки?

Б. Ч. Бхарати Свами: Но этот этап так далек от нас. В целом, на данном этапе мы как эмбрионы по сравнению со взрослыми. Это как, будучи эмбрионами, рассуждать о том, что там будет происходить, когда мы будем уже сформировавшимися взрослыми. Мы не знаем этой разлуки. Наши проводники, наши Гуру говорят, что это очень сладкое чувство – разлука в любви. Это очень сладко. Шрила Говинда Махарадж однажды сравнил это с индийским блюдом чатни – это очень сладко, но очень остро одновременно. Чатни похож на очень острое варенье. Он сказал: «Оно слишком сладко, чтобы от него отказаться, но слишком остро, чтобы его вынести».

Слушатель: Да, да. Таково чувство, когда вы в принципе проходите через этот процесс. Его описывают так: когда вы болеете желтухой, то сладкое лекарство на вкус кажется горьким. Поэтому на начальных стадиях, где мы дети, эмбрионы, оно горькое и… [неразборчиво] на вкус. Особенно на стадии очищения. Но нужно стараться играть прилежно и чувствовать себя хорошо, потому что это потрясающий процесс изучения духовной азбуки, буквы за буквой – общения, повторение Имени, вайшнавский этикет. Это очень чудный процесс, но в то же время он может казаться горьким из-за яда, который выходит из нас в процессе очищения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, именно. Шрила Шридхар Махарадж также сказал, что вначале мы поклоняемся Кришне, Кришна является непревзойдённым для нас, но на этапах, на которых мы находимся на середине нашего пути, мы осознаем, что наши друзья – преданные, те, кто направлял и окружал нас, они гораздо важнее Кришны. И мы осознаем, что под преданностью на самом деле подразумевается преданность Преданной с большой буквы – Ей, преданной Шримати Радхарани. Это то, что мы на самом деле понимаем под преданностью – преданность не Кришне, а лидеру клана преданных. Он объяснил это, когда затронул ту часть «Чайтаньи-чаритамриты», где рассказывается о том, как Махапрабху перестал повторять Имя Кришны и вдруг начал повторять «Гопи, гопи, гопи». Другие люди были удивлены этим… В общем, произошли определенные события.

Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Гуру Махарадж, объяснил это так: «Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше вы понимаете, что под преданностью мы подразумеваем преданность лидеру клана гопи, группы гопи». Его также спросили, почему же так. И он ответил на этот вопрос: «Когда вы только начинаете свой путь, вдоль него расставлены дорожные сигнальные столбики. Вы можете обернуться и увидеть точку отправления. Вы, так сказать, можете сориентироваться в пространстве. Но когда вы отходите на значительное расстояние от места, где начали, но еще не близки к финишу, то вы оказываетесь неизвестно где и не можете сориентироваться, где именно. И единственная поддержка, единственная помощь, которая есть у вас, – это те, кто идет вместе с вами, кто продвигался на этом пути вместе с вами. Те, кто ведет вас, или те, кто идет рядом с вами, ваши спутники. И через какое-то время, когда вы видите финишную черту – цель вашего путешествия, то вам снова становится просто идти в одиночку. Но к тому моменту, когда вы подходите к финишной черте, вы уже успели подружиться с вашими товарищами-спутниками, товарищами-преданными. И вы становитесь их преданным». Он сказал: «Кришна очень далеко, а преданные очень близко. Так что для нас более естественно быть их преданными». Он также говорил о том, что те преданные, которые находятся в очень личных отношениях с Кришной, они ссорятся или спорят с Ним. Иногда это происходит между двумя любящими сердцами. Итак, преданность – это принимать их сторону, а не Его. Это не то что: «Ой, они спорят, но, так как я преданный Кришны, я поддержу Его, я стану на Его сторону». Нет. «Лидер моей группы, Она права, а Он – нет. И я буду следовать Ее приказам, а не Его». Это называется преданность.

Итак, он сказал, что, как упоминал Шрила Сарасвати Тхакур, Божественная чета… Половина? Это значит, разделенное на две части, так? Божественная чета – Он и Она. И преданность означает быть на Ее стороне, этой Божественной половины, а не на Его стороне. Так каким же образом сладость и острота чатни относятся к этому? Почему я говорю обо всем этом? Потому что, когда мы преданны лидеру группы преданных, мы чувствуем разлуку с Кришной, которая очень горькая, но мы ощущаем сладость единения с лидером группы. «Кришны тут нет, но я вместе с преданными» – это сладкая составляющая. А разлука с Кришной – это горькая составляющая. Да, больше сказать нечего. Итак, есть ли какие-то знаки восклицания или вопроса? Угрозы?

Слушатель: Как мы можем найти лидера группы, за которым нам лучше идти? [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Что же, это происходит само собой. Это не то что кто-нибудь скажет вам: «Отныне это лидер вашей группы». Нет. Это подобно тому, как, когда мы дети, у нас есть естественные склонности к какой-то креативности: кто-то любит рисовать, кто-то водить. Знаете, некоторые дети любят игрушечные поезда, некоторые любят кукол или еще что-то. Так что это приходит к нам естественным образом. Старшие Вайшнавы, старшие рабы Бога, могут слегка направить вас. Или они могут показать вам ваши собственные наклонности. Но это естественно, это находится внутри вас, сидит в вас. Определенного рода особые чувства.

У Махапрабху есть целые беседы, посвященные этим расам, бхавам, или подрасам. Он говорит о том, что существует пять основных наклонностей. Это как основа. Но на этой основе есть еще некие постройки, которыми являются мгновенные чувства, мгновенные эмоции. И еще эмоции, надстроенные над эмоциями. Так что это приходит естественно. Он говорил, что, когда влечение к Кришне становиться чистым, это значит, что нет больше никаких влечений к чему-либо в вашем сердце. К примеру, в нашем состоянии ума, состоянии сознания, мы чувствуем некое влечение к Кришне, у нас есть некая склонность. Никто не осмелиться сказать: «О, я целиком и полностью привлечен Кришной, и ничто не является столь же привлекательным» (как говорил Шрила Шридхар Махарадж, он использовал термин «привлекательный»). Ничто не привлекательно для меня в этом мире». Нет, это неправда. У нас есть и то, и то – некое влечение к Кришне и также влечение к этому проявленному миру, проявленному, ментальному миру. Но, когда это влечение к Кришне занимает все больше и больше места в нашем сердце и выгоняет другие пристрастия, влечения к чему-то противоположному, то это называют духовным развитием или субъективной эволюцией сознания. И тогда мы достигаем той стадии, на которой нас уже ничего не привлекает в этом мире, а только Кришна и то, что связано с Кришной. Под Кришной мы подразумеваем не только Его, но и всё Его окружение – лилы, гуны и преданных – все составляющие. Когда мы привлекаемся только этим, это называют чистой бхавой. Это значит очень чистое, несмешанное с чем-либо еще. И уже с того момента мы можем начинать пробовать варианты.

Лидер нашей группы – она или он, лучше говорить Она. Она показывает варианты и проверяет вас. Помните, Шрила Шридхар Махарадж в качестве примера вспоминал, как Шрила Сарасати Тхакур срашивал своих учеников: «Какое у вас любимое место? А ваше какое любимое место? А ваше?» И Шрила Шридхар Махарадж ответил, кажется, он ответил: «Курукшетра». И Срасвати Тхакур сказал: «Да, это твое место!» Мне кажется, это была Курукшетра. Шридхар Махарадж вспоминает, что затем Шрила Сарасвати Тхакур объяснил, что на самом деле «служить» означает делать то, что требуется в первую очередь. Шримати Радхарани на Курукшетре, когда все люди и племена пришли посмотреть на солнечное затмение, Она также пришла туда вместе с племенем пастухов Нанды Махараджа и Яшоды. И Она была в наиболее взволнованном состоянии ума, потому что Она увидела там Кришну, но не могла разделить с Ним их прошлые времяпрепровождения и насладиться ими вместе, когда Кришна был простым пастухом. Но теперь Он принц династии Яду, глава рода Вришни, рода Яду, родов других земель. И Она была крайне огорчена, потому что Она хотела быть с Ним, но Она не могла, потому что Он явно изменился. И Шрила Сарасвати Тхакур сказал: «Поддержать Ее в этом – это высочайшая преданность». Не тогда, когда они с Кришной вместе, потому что в такие моменты Ей особо не нужна ваша поддержка. Когда они вместе, как вы Ей сможете помочь? Но, когда Она хочет быть с Кришной и не может, не может поделиться своими чувствами и эмоциями и находится на грани того, чтобы прекратить свое существование, поддержать Ее тогда очень важно.

Мы видим пример, как Вайшнав, Сарасвати Тхакур, проверял склонности к определенным лилам или играм на игровой площадке. В определенное время это приходит автоматически. Также наши лидеры не говорят нам читать… Они не поощряют чтение нами возвышенной литературы. Не то что они бы сейчас в нашей группе сказали: «Теперь вы начинайте читать «Говинда-лиламриту», или «Удджвала-ниламани»» или что-то еще. Но однажды это произойдет естественно. Тем или иным образом те, кто сверху указывают нам путь в нашей духовной жизни, поставят нас в такое положение, где это произойдет естественным образом. Когда мы готовы понять эти вещи, это придет само собой. Это было на одной записи Шрилы Шридхара Махараджа. Один преданный спросил: «Когда я уже буду готов? Я читаю то, я читаю это, я практически все знаю наизусть. Когда я буду готов прочесть эту возвышенную литературу?» И Шрила Шридхар Махарадж ответил: «Мы не атеисты. Это значит, что мы верим в то, что Кришна и Его близкие преданные сами устроят всё таким образом, чтобы мы соприкоснулись с этой литературой. Момент, когда мы будем готовы, когда мы сможем вынести бурю эмоций, выраженную Рупой Госвами, и Билвамангалом Тхакуром, и Санатаной Госвами, когда мы будем готовы выдержать это, тогда они представят нам эту литературу». Он сказал: «Мы не атеисты. Мы верим, что однажды, когда мы будем готовы, они дадут нам это». В этом также проявляется терпение. Мы должны вынести это ожидание.

Иногда под терпением мы подразумеваем способность выдержать беды, которые Господь посылает нам. Нет, мы также должны дождаться того момента, когда Он даст нам эту особую милость, не просто милость в общем, а особую милость. Когда мы являемся детьми, мы не читаем определенную литературу, потому что она нас развратит. Мы станем извращенцами. Если в том, неподготовленном состоянии ума, мы начнем читать или пытаться разобраться в определённых темах, то мы станем извращенцами. Но когда мы готовы, это приходит естественно, когда мы взрослеем и созреваем. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос: «Как знать, за кем идти?», – это придет само. Мы не атеисты, однажды это придет к вам. Но проблема в том, что… Вернее, не проблема, а ситуация такова, что чем выше квалификация лидера группы, тем больше возможностей он предлагает душам, которые ведет за собой. Как школьный учитель в начальной школе… Чем большим количеством навыков обладает учитель, тем больше возможностей он вам предлагает. Если ваш школьный учитель может играть на пианино и ездить верхом на лошади, тогда он может предложить вам только такие варианты. Но когда тот, кто ведет нас, является экспертом во всех видах деятельности, то у вас больше шансов сделать правильный выбор, выбрать именно то, что подходит вам, что гармонично именно для сути вашего естества, вашей души.

И мы верим в то, что лидеры нашей группы – Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж –представляют собой наивысшее проявление преданности, так что они, указывая нам путь, могут дать нам наибольшие шансы выбрать правильную расу, или правильную эмоцию. Шрила Шридхар Махарадж однажды сказал, что врач, который лечит детей, младенцев, которые не могут говорить и объяснить, что с ними, является наиболее квалифицированным. Потому что он может лечить пациентов, которые не могут объяснить, где у них болит. У него должна быть наивысшая квалификация, у этого врача. Так он это объяснял. Поэтому мы сознательно выбрали этого врача – Шрилу Шридхара Махараджа – главу, основателя нашей группы. Что же, мне кажется, говорить тут больше нечего, в этой жизни. Да?

Слушатель: Кроме того, именно Гуру дает форму своим последователям.

Б. Ч. Бхарати Свами: Форму? Да.

Слушатель: То есть, после всех этих размышлений о том, кем же мы там станем, только Гуру в итоге будет решать, какую форму нам придать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это очень сокровенный момент. Когда мы на самом деле преданны лидеру группы… Говорят, что душа как золото. Когда мы добываем золото, изначально оно грязное, оно смешано с почвой, грязью, знаете. И у него также непонятная форма. Знаете, когда вы находите золото, у него нет никакой формы, это просто камень из метала. И задача Гуру – взять эти камни уродливой наружности с золотым потенциалом, расплавить их. Наше сердце тает – в процессе придания он плавит его, сердце-золото, и оно теряет всякую форму, оно становится жидким. И тогда он придает ему новую форму. Знаете, мы носим ожерелья, кольца и так далее. Это всё тоже золото, но уже в другой форме. Но, какая именно это будет форма, решает лидер вашей группы, проводник. И обычно эта форма повторяет его собственную форму. В теологическом смысле, если его (Гуру) форма – это ожерелье, то и этот камень станет ожерельем. Поэтому, хоть я и говорю, что он дает вам возможности, на самом деле, если вы действительно ему преданны, он не дает вам вариантов. Вы принимаете его форму. Потому что вы стремитесь к тому, чтобы быть как он. Поэтому Вайшнавы говорят: «Коро море атма-сатха». Правильно? «Позволь мне быть как ты.» Но это не обязательно произойдет.

Однажды я был свидетелем того, как один преданный остался в Навадвипе на шесть или более месяцев. И мы, санньяси, сидели со Шрилой… Это было в Калькутте. Мы сидели со Шрилой Гурудевом, и вдруг пришел этот преданный, поклонился и сказал: «Гурудев, я все еще ищу самого великого Вайшнава. Можете указать мне на того, кому я могу предаться? Где я могу найти чистого Вайшнава?» Он спросил это у Шрилы Говинды Махараджа: «Где мне найти чистого Вайшнава?» Это все-таки было в Навадвипе, на веранде. И Шрила Говинда Махарадж сказал: «Конечно, иди туда, по направлению к океану, там и найдешь». Так что ему он свою форму не придал. Он сказал: «Хорошо, иди к какому-нибудь ювелиру, он и придаст тебе форму». Такое тоже случается.

Но, конечно, на нынешней нашей стадии существования первостепенная задача, первое испытание – это растопить наши сердца. Потому что, только когда золото в жидком состоянии, вы можете очистить его от вкраплений грязи. Когда оно твердое, вы не можете выбрать эти вкрапления, они все равно остаются в нем, какие-то примеси других металлов, грязь… Это очень высокие темы – форма нашего сердца. Как в песне Стинга. «Форма моего сердца» (Shape of my heart) Знаете эту песню? Очень красивая песня.

Слушатель: Стинга?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Стинга. Очень хорошая песня – «Форма моего сердца». Что там? Пики, потом червы… Итак, в этом материальном мире у нас есть четыре – пики, трефы… Только четыре расы. Но в духовном мире у нас их пять. Они играют в карты с пятью расами. Как вы называете это – четыре разновидности карт?

Слушатель: Там крест, сердце, ромб…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как вы называете их на английском? Вы не знаете? Когда вы играете в карты, на них есть…

Слушатель: Пики, трефы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, пики, трефы… Но как вы в общем их называете? Эти подразделения, четыре подразделения…

Слушатель: Не знаю, не приходит в голову.

Слушатель: Масть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Масть? В этой реальности у нас только четыре масти, но в духовном мире – пять. И какой масти будете вы, назначит вам лидер вашей группы.

Слушатель: Если честно, [неразборчиво] Гурудев, Гуру Махараджей, лидеров групп, но физически они не находятся здесь. То есть мы следуем их инструкциям, но после того, как они уходят из физического мира, как группа… [неразборчиво]?

Б. Ч. Бхарати Свами: Обычно они оставляют лидера после себя, наследника. Того, кто наследует сокровище. Как король, когда он покидает этот мир, он оставляет кого-то вместо себя.

Слушатель: То есть мы должны понять, кто с ним больше всего резонирует или…[неразборчиво]?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он обычно говорит: «Такой человек и такой человек… Я полностью удовлетворен» или «Я больше всего удовлетворен его служением мне». Его, их, одним человеком или группой людей. «Если вы будете следовать за ним, это значит, что вы будете следовать за мной». Так это работает. Когда Рагхунатх Дас Госвами наконец встретился с Махапрабху и сказал: «Я в отчаянии. Я был преданным в течение двадцати лет, я отверг всё. Но теперь я понимаю, что ничего не достиг. В моей жизни нет никакого прогресса». И Махапрабху сказал ему: «Выметайся отсюда. Я говорил тебе двадцать лет назад, десять лет назад, что Сварупа Дамодар – твой лидер. Иди и задавай вопросы ему. Почему ты продолжаешь приходить ко мне?» Хотя он приходил к Махапрабху каждые десять лет, не каждый день… И когда Махапрабху покинул эту реальность, Рагунатх Дас Госвами пришел к Сварупе Дамодару, чтобы спросить, что делать дальше. Но Сварупа Дамодара тоже покинул этот мир. Он не мог вынести разлуку с Махапрабху. И когда он пришел к Сварупе Дамодару, того уже не было здесь. Тогда он решил пойти во Вриндаван и убить себя. И когда он в конце концов добрался туда, он увидел, что Махапрабху полностью проявлен в двух людях, не в одном, а в двух. В Санатане Госвами, который дает практические наставления, и в Рупе Госвами, который указывает на ориентиры, ведущие к конечной цели, на последнюю Полярную звезду.

Знаете, когда люди путешествовали в средние века и в древние времена… Когда моряки путешествовали, у них было два ориентира – полярная звезда, потому что она всегда находится в одном месте, она никогда не меняет положение, и практические указания капитана. Вам нужны оба. Рупа Госвами как Полярная звезда, чье положение неизменно. А Санатана Госвами дает практические инструкции. Если вы моряк, вы уже знаете, куда держать курс, глядя на Полярную звезду, – направо, на север, на юг. Но что именно вам делать, какое положение ваш…

Слушатель: Компас?…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, тогда еще не было компаса. Какую позицию должен принять руль, как повернуть парус, куда грести, – таких познаний у вас нет. Поэтому ваш ориентир на корабле, на вашем судне – это тот, кто может дать вам практические указания, что делать, в какую сторону проворачивать руль. Но вы также можете видеть, куда идти по Полярной звезде. Поэтому ваш практический наставник дает вам инструкции, и вы им следуете. Но потом вы осознаете, что на самом деле вы далеко от Полярной звезды. Тогда вы думаете: «Что-то здесь не так». Знаете, иногда мы следуем инструкциям некого старшего Вайшнава и следуем за ним, но потом мы понимаем: «Что-то не так». Потому что мы отдаляемся от нашей цели. Такое случается. Шрила Шридхар Махарадж и это объяснял. Он говорил: «Если Вы коммунист, но вам приходится жить в капиталистической стране, однажды они придут к вам и скажут: «Либо Вы возвращаетесь в свою коммунистическую страну, либо меняете свои взгляды и себя». Что вы выберете?» Как-то так.

Шрила Рагхунатха Дас Госвами осознал, что оба – Санатана Госвами и Рупа Госвами –те, на кого надо полагаться и в практических и в теоретических аспектах духовного пути. Потому что Рупа Госвами в основном не дает никаких практических наставлений. Когда он объясняет чувства, которые душа испытывает в разлуке с Кришной, это не практические наставления для нас. Это не то что: «О, теперь я знаю как себя вести. Нужно кататься по земле, плакать, смеяться и чернеть от горя». Иногда их эмоции настолько сильные, что они чернеют.

– Теперь пора говорить с оленёнком.

– Почему? – потому что мне так Рупа Госвами сказал.

Нет, это признаки, но не указания, это симптомы. Но что нам делать в нашей повседневной жизни, это дает нам Санатана Госвами.

И он увидел Махапрабху в этих двух – в Рупе и Санатане. И он передумал, он решил не убивать себя. Он подумал: «Если я буду следовать им, я буду следовать Махапрабху». Поэтому мы всегда должны быть на чеку и следить, идем ли мы верной дорогой или немного отклоняемся от курса. Что же, я думаю, мы должны остановиться на этом, потому что больше нечего сказать о пути преданности.

Перевод: Алина

Корректор: Вишнуприя Д. Д.