Вы здесь:  / Bhakti Chaytanya Bharati Swami / «SPIRITUAL VARIETY: DIFFERENT ACHARYAS, DIFFERENT TEACHINGS, DIFFERENT LEVELS»
«Spiritual Variety: Different Acharyas, Different Teachings, Different Levels» | Talk with Sripad Bhakti Chaytanya Bharati Swami, Morning class on 21th of January 2019 at the Bhakti Yoga Institute of West London.

«SPIRITUAL VARIETY: DIFFERENT ACHARYAS, DIFFERENT TEACHINGS, DIFFERENT LEVELS»

https://www.youtube.com/watch?v=MQ4N-lOoQew

Духовное многообразие

 

Вишакха Даси: Если мы будем сидеть… [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Вишакха Диди. [улыбается] Будут ли какие-то знаки восклицания?

Слушатель (Рамананда Дас): Меня заинтересовала некая… [неразборчиво]. Я слушал, где описывался момент, когда Бхактисиддханта Сарасвати был готов покинуть этот мир, он пригласил Гуру Махараджа в… [неразборчиво] прочитать вместе с ним «Шри Рупа Манджари-пада». И другие преданные увидели в этом нечто особенное, передачу традиции. И кто-то прокомментировал это так: Бхатисиддханта Сарасвати Тхакур передал Шриле Гуру Махараджу эту рупануга-дхару. А затем, как мы знаем, Шрила Гуру Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасватх Матх в честь Господа Чайтаньи, Сарсвати Тхакура… И мы знаем, что есть так много различных… [неразборчиво], где проповедование, практика учения Гаудиа-Вайшнавизма. Могли бы вы прояснить моменты, в которых они отличаются? Потому что внешне они кажутся очень похожими, но между ними есть разница. Возможно, Вы могли бы… [неразборчиво], которые Гуру Махарадж впервые… [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Это очень обширная тема для разговора. Можно сказать, тема для докторской диссертации, на самом деле. Прежде всего я хочу сказать, что не знаю, как они заметили это, какая была лакшана – какие были симптомы передачи дхары. Какими были симптомы: святой дух или что еще? Я не знаю. И это слово дхара упоминает Махапрабху, когда Он дает указания Санатану Госвами и рассказывает такую историю: «Представь себе, на какой-то земле проживает свою жизнь в скитаниях один человек. Он беден, у него нет крыши над головой и так далее. А затем кто-то приходит к нему и говорит: «У тебя очень богатые родители… У тебя был очень богатый отец, который недавно скончался, и он оставил для тебя клад, спрятанный в одном месте. Но если ты подойдешь к нему с юга, то тебя укусит змея, если с севера, то сгоришь…» и так далее. «Но если ты подойдешь к нему с востока, то получишь свой клад.» А этот клад – это дхара. И Махапрабху говорит, что у дживы, души, есть эта дхара, которая была дадена ей Верховным Господом, а гуру – это тот, кто говорит ей, где находится клад и как к нему подойти. Поэтому очевидно, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати в этой истории играет роль человека, который приносит хорошие новости: «У тебя есть эта дхара, и ты можешь получить ее, но если ты подойдешь к ней с севера, юга или запада, то не достигнешь цели. Ты должен подойти к ней с востока». Поэтому он посылает Шрилу Шридхара Махараджа в Лондон – с востока. Я так это вижу. Но это все, конечно, спекуляция.

Что же касается того, в чем разница между доктринами и различными Вайшнавскими учениями… Мы знаем, что у каждого отдельного индивидуума, у каждого отдельного возвышенного Вайшнава свои отношения с Кришной. И насколько мы знаем, есть очень много толкований стиха об атмараме. Махапрабху выделяет шестьдесят одно из них, но он также говорит, что на самом деле их очень много и каждое из этих одиннадцати слов вы можете толковать абсолютно по-разному, а затем умножать друг на друга, так что получается неисчислимое количество вариантов, толкований. И это только один стих. Что же говорить о «Бхагавад-гите», учении Кришны? Вы можете толковать его абсолютно по-разному, в зависимости от вашей точки зрения, в зависимости от вашего положения, в зависимости от вашей дхармы, как говорил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Дхарма, или религия, – это правильное положение. Итак, каждому индивидууму присуща собственная точка зрения относительно слов Господа в «Бхагавад-гите», семисот стихов.

Шрила Шридхар Махарадж представляет тот клан Рупануги, клан манджари, группу манджари. Он обладает взглядом определенного характера, уникального типа. Поэтому он издал «Бхагавад-гиту» под названием «Великое сокровище сладчайшего Абсолюта». Он не говорит, что это «Бхагавад-гита как она есть». Это также не значит, что великое сокровище сладчайшего Абсолюта не такое, как оно есть. Это значит, что он выделяет сладостную составляющую Абсолюта, прекрасную составляющую, привлекающую составляющую Абсолюта. В то время как другие выдающиеся Вайшнавы подчеркивают истину, представляют Абсолют как наивысшую правду. «Бхагавад-гита как она есть», означает правду, подлинную истину «Бхагавад-гиты. Но Шрила Шридхар Махарадж подчеркивает: «Нет-нет, правда нам безразлична, нас заботит сладость». Мы не привлечены истиной в Абсолюте, нас привлекает сладость. Поэтому он и назвал свою версию «Бхагавад-гиты» «Великое сокровище сладчайшего Абсолюта». Потому что он рассматривает этот предмет с точки зрения его сладости, а не истины, заключенной в нем. Поэтому в каждом отдельном толковании выдающихся Вайшнавов вы можете заметить небольшие различия… Даже Бхактивинод Тхакур толковал «Бхагавад-гиту» как минимум два или три раза, если я не ошибаюсь, с разных точек зрения. В этом и есть отличия.

И в учениях Господа Чайтаньи, Он говорит, что у каждого отдельного предмета есть внутренние, или, как говорит Шридхар Махарадж, онтологические характеристики и внешние характеристики – его поверхность, то, что можно увидеть со стороны. Каждый отдельный предмет, который мы можем воспринять, имеет свои внутренние, вечные или скрытые характеристики – гупта-лакшана, и внешние характеристики, которые можно увидеть. Затем он говорит, что внутренние характеристики каждого отдельного предмета – это симптомы, как отметки на теле… Он говорит о Кришне, итак, у Кришны есть два вида лакшаны, два вида симптомов. Например, отметки на теле, затем, мне кажется, слова и Его внешние характеристики. А внешние проявления – это то, как Он Себя проявляет, Его поведение. Поэтому, когда мы говорим о различиях в том, каким Вайшнавы видят объект бхакти, мы также можем выделить внутренние и внешние характеристики. Итак, внешние – это их деятельность, а внутренние – тело, в котором они проявились. Это такие тонкие вещи. Итак, мы можем увидеть отличия. Вначале мы привлекаемся их длительностью, потому что это то, что мы можем увидеть на поверхности. Мы привлекаемся количеством храмов, которые они строят, сколько последователей они привлекли, сколько у них книг, лекций, чего угодно. Этим мы привлекаемся сначала, а затем мы привлекаемся тем, как они выглядят. В некоторых случаях мы привлекаемся их айшварьей, роскошностью, но нас так же может привлечь их простота. Нас может привлечь богатство их алтарей, того и этого. А может нас привлечет очень простая палочка или простая веранда без кондиционера. Это зависит от индивидуальных склонностей, от внутренней дхармы. Поэтому, когда вы спрашиваете, в чем различия, – есть различия в поведении, количественные – сколько книг, сколько храмов. А есть качественные различия – в том, насколько это привлекательно. Принимая во внимание эти два критерия, вы можете составлять свое суждение о разных доктринах и учениях, разных цветах или же оттенках различных великих ачарьев и Вайшнавов. Это лишь то, как я могу объяснить.

Также отличия в доктринах и учениях разных Вайшнавов заключаются в публике, к которой они обращаются. Если вы обращаетесь к широкой аудитории, вы должны снизить планку качества. Когда вы обширно проповедуете, вы должны обращаться к среднестатистическому человеку. Но когда вы обращаетесь к ограниченному количеству слушателей, вам не нужно упрощать доктрины Вайшнавов. Это как два человека, которые обладают одинаковым опытом, к примеру, школьные учителя. Но один из них работает в начальной школе, следовательно, его учение очень простое, хотя он и обладает теми же знаниями, что и тот, кто работает в университете, преподает в университете. Но когда он преподает в начальной школе, он должен упрощать предмет. Это не говорит о его опыте в целом, но он должен упрощать свои учения. А что касается учеников, мы также должны понимать, что как только мы закончим младшую школу, мы можем уважать нашего учителя из младшей школы, но мы не должны следовать его инструкциям, мы не должны. Потому что, если вы не покинете вашу начальную школу, вы не сможете развиваться дальше.

Например, в начальной школе мы учим, что существует закон гравитации, существует три закона открытых Исааком Ньютоном, мы все знаем эти три закона. Вы знаете? Но когда мы заканчиваем школу и поступаем в университет, если вы поступаете на факультет физики, первая вещь, которую вас заставляют запомнить, – это то, что все законы Исаака Ньютона ошибочны, они не работают. И у вас есть два варианта. Первый – сказать: «Нет-нет, я выучил в школе, что это всеобщие законы, поэтому извините, но я с вами не согласен», и тогда вас выгоняют из класса. Потому что, для того чтобы продвигаться дальше, вы должны отвергнуть знание, которое получили ранее, отвергнуть ваши прошлые предубеждения. В школе мы также проходим лучи света, которые падают на поверхность и отражаются под тем же углом, знаете? Но это все неправильно, не существует вообще никаких лучей света, это только волны. Не существует лучей, это только электромагнитные волны. Затем вы двигаетесь дальше – поступаете на последипломное образование, где вы учите, что и волн никаких не существует, не существует таких вещей, как электромагнитные волны, они просто воображаемые. Вас обучили неправильным вещам. Все это только…

Слушатель: Энергия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, это четвертый уровень. Но хорошо, вы правы, энергия. Не существует ничего, кроме энергии. Итак, вначале мы учим, что существует масса, что-то признанное во всем мире. Например, у этого телефона есть масса, и она неизменна. У него также есть длинна, ширина, высота, размер. У него также может быть различная скорость. Но когда Вы продолжаете обучение дальше, Вы узнаете, что все эти универсальные понятия, как масса и размер, относительны, а скорость абсолютна. Вся ваша парадигма меняется, когда вы углубляете ваши знания. Так же и в культе вайшнавов. Мы учим что-то, что кажется нам абсолютным, неподвижным. Затем мы понимаем, что есть нечто выше этого, и нам приходиться отвергнуть предыдущие знания. Шрила Шридхар Махарадж говорит [демонстрирует брасс]: «Когда вы плывете, вы должны брать (руки погружаются глубже в воду и вытягиваются), а затем отвергать (руки разводятся друг от друга ладонями наружу, кисти поворачиваются вниз ладонями и отталкивают воду назад). Если вы не отвергаете то, что получаете, вы не сможете плыть дальше, продвигаться». Поэтому мы как садхака, или же те преданные, которые находятся в процессе продвижения на этом пути, на определённых этапах встречаем разных проводников.

Знаете, когда вы бежите марафон, когда вы на длинной дистанции, на определенных контрольных пунктах вы видите ассистентов, их называют волонтерами-ассистентами. На разных контрольных пунктах, обычно это пять, десять километров, они помогают вам с различными вещами. Вначале они просто голосуют: «Давай, давай!» А потом, уже на десяти километрах они могут дать вам небольшой кусочек соленого хлеба. На следующем контрольном пункте они уже могут дать вам апельсин или мед с имбирем. Они знают, что и на каком этапе вам нужно. Подобно этому мы продвигаемся на пути бхакти. [прерывается]

Одежда или что делать, чтобы быть смиренным. Нет, это что-то изнутри. Вот так. Плюс, я думаю, вы подразумевали, в чем разница между ISKCONом и Шри Чайтанья Сарасват Матхом?

Слушатель: В общем, [неразборчиво] …и какой именно аспект этого учения Гуру Махарадж полностью понял и перенял от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если вы спрашиваете о том, как это произошло…

Слушатель: Не как это произошло, а что это было.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что? Это линия Рупануги, это определенное настроение, определенная группа слуг. Он говорил о шестой расе, о которой никто не говорил. И помимо мистического аспекта передачи этого… Я не очень разбираюсь, не очень понимаю эти мистические аспекты, но Шрила Шридхар Махарадж написал стих, в котором объяснял, как это передавалось от Махапрабху… Вообще-то, от Мадхавендры Пури через Махапрабху другим ключевым фигурам в этой линии. И когда Сарасвати Тхакур прочитал этот стих, он сказал: «Теперь я знаю, что хотя бы один человек на этой планете может нести и передать дальше по линии это наследие». Так он сказал после прочтения этого стиха, сложенного Шрилой Шридхаром Махараджем. Также тот факт, что некоторые статьи Сарасвати Тхакура на самом деле были написаны Шрилой Шридхаром Махараджем. Сарасвати Тхакур просто читал их и ставил свою подпись. Это значит что то, как они думали, их линии точек зрения были идентичны. Потому что, когда кто-то ставит свою подпись под вашей статьей, это значит, что его взгляды идентичны вашим. Исходя из этого, я понимаю, что произошла передача знания, не по каким-то мистическим признакам. Если вы говорите о мистических аспектах этой передачи, то лучше адресовать этот вопрос тем, кто присутствовал при этом. Потому как, возможно, они видели какой-то божественный свет или еще что-то, я не знаю. Да, Диди?

Слушатель: А что значит слово «мистический» на самом деле? Столько вещей считаются мистическими в нашей жизни, и мы не можем толком их объяснить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Знаете, под словом «мистический», я понимаю такие явления, как, например, Иисус Христос после того, как умер, был похоронен и оставался мертвым три дня… Его последователи увидели некий божественный свет, и Иисус Христос вознесся в Божью обитель. Вот что я подразумеваю под «мистическими» событиями. Или то, как Иисус Христос накормил целую толпу всего пятью рыбками.

Слушатель: Разве это не чудеса?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мистические или чудесные события.

Слушатель: Мистические, чудесные… [неразборчиво] …столько всего.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это очень и очень индивидуально, но если мы обратимся к татастха-вичар – к чему-то объективному, чему-то, что мы способны осознать… Поэтому для меня это подпись Сарасвати Тхакура под статьями Шридхара Махараджа, а также эта история, когда один выдающийся Вайшнав написал о дне явления Лакшмиприи или Вишнуприи и Нитьянанды Прабху. Тогда Шридхар Махарадж сказал: «Нет, даты нужно изменить. Одна идет за другой». Тот выдающийся Вайшнав ответил: «Нет, откуда ты знаешь? Я выдающийся, весь такой джйоти (достигший джйоти), очень образован в литературе, но ты как можешь знать это?» Тогда они пошли к Сарасвати Тхакуру, и тот Вайшнав продемонстрировал свои энциклопедические знания в этом предмете, на что Шридхар Махарадж ответил: «Но онтологически один должен следовать за другой – исчезает одна, появляется другой» Знаете, мне кажется, это была Лакшмиприя. Вначале она ушла, потом явился Нитьянанда Прабху. Кажется так. Я, возможно, ошибаюсь.

Слушатель: Лакшмиприя была первой женой Шри Чайтаньи, а Вишнуприя уже второй.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, верно. И Сарасвати Тхакур сказал [Шридхару Махараджу]: «Помимо аспекта джйоти ты прав, потому что ты прав онтологически». И это не что-то мистическое, это очевидно для нас – татастха-вичара.

Слушатель: Я также имела в виду, что если у вас есть вера, тогда вам не нужны все эти доказательства того, что что-то является чудом. Если у вас есть вера, то она закрывает собой все остальное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Также существуют косвенные доказательства, не прямые, а указывающие на что-то косвенно. Например, то, что Шриле Шридхару Махараджу поклонялись его духовные братья. Я не знаю, что они увидели, когда Сарасвати Тхакур ушел из этого мира, что они увидели физически, но после этого обе стороны… Знаете, Гаудия Матх разделился на две части, но обе стороны приняли авторитет Шрилы Шридхара Махараджа. И я не знаю, что они видели, но очевидно, что это было не случайно. Они все приняли его. И многие из них, после их гуру-пуджи, в конце дня, приносили дакшину своих последователей Шриле Шридхару Махараджу. Что-то?

Слушатель: Они вроде бы расспрашивали его, кто же будет ачарьей, и тогда Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Ачарья сам проявит себя, и это будет очевидно, это выплывет на поверхность».

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знал этого.

Слушатель: Да, это случится само собой. Это логично. Если он дает все свои учения своим последователям, и столько из них становятся выдающимися Вайшнавами, лучшими слугами, то это станет понятно само собой по его поступкам, по его любви и само это уже и будет доказательством передачи знания.

Б. Ч. Бхарати Свами: Также еще одним доказательством для меня является то, что молитва Гуру, Сарасвати Тхакуру, которую приняли все Гаудия-Вайшнавы, молитва «Вандана», которую мы читаем, написана Шрилой Шридхаром Махараджем. Фактически любой последователь Шрилы Сарасвати Тхакура мог написать эту молитву и предоставить его последователям. Но все они приняли именно версию Шрилы Шридхара Махараджа. Это тоже доказательство.

Слушатель: Он написал и другие стихи, о Бхактивиноде Тхакруе и… [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Что же… есть ли у кого-то какие-либо сомнения? Или, возможно, какая-то критика?

Слушатель: Вишакха, скажите что-нибудь…

Слушатель: Нет-нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, пожалуйста. Вы осведомлены в очень многих вопросах, пожалуйста..

Слушатель: [неразборчиво]

Слушатель: [неразборчиво] Говорят, что восемьдесят процентов своего времени Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проповедовал нечто, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Что не было Сознанием Кришны?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: И только один процент – то, что является Сознанием Кришны.

Слушатель: Да, но это проповедование, это было больше, чем просто разговор, так? Это не было разговором или выводом, который представлен в формальной философии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Было ли это действием? Да, определенные действия также являются проповедованием, как и реакции на определенные события. Мы говорили об этом вчера. Существует язык тела, язык немых. Они совершают действия, но они общаются с помощью них, эти действия являются их языком. Они молчат, но то, что они делают [показывает жесты руками], – это их язык. Поэтому это язык действий, но он представлен только движением рук. Но ваше тело, конечности тоже действуют определенным образом, который можно трактовать как язык. По какому пути вы идете, не обязательно то, что вы говорите, но то, когда вы говорите, и когда вы молчите, – все это язык. Знаете, когда кто-то говорит шутку и все смеются, но один человек не смеется. Это свидетельствует о том, что он мудрый человек. Если он не реагирует на плохие шутки, несмешные шутки. Все это является различными проявлениями личности. Это не только то, что он непосредственно говорит, это также то, как он реагирует на определенные вещи. То, над чем человек смеется, говорит о его мозге, о его развитии. Над чем он смеется, а на что не реагирует, оставаясь молчаливым, – это говорит о нем больше.

Итак, Шрила Гурудев. У меня нет никакого личного опыта общения со Шрилой Шридхаром Махарджем, но у меня был некий опыт общения со Шрилой Гурудевом. Когда кто-то заговаривал с ним о чем-то неважном, он не отвечал. Он просто поворачивался к своему телевизору и включал его. Кто-то сказал: «О Гурудев, я только что вернулся из Вриндавана, и там было так, и так…», было понятно, что этого человека чрезвычайно впечатлил опыт пребывания во Вриндаване. Но Шрила Гурудев просто повернулся к своему телевизору и «без коментариев». В данном случае это значит, что опыт пребывания во Вриндаване данного конкретного человека ничего не стоит. Это просто…

Слушатель: Эмоции?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не эмоции… ничто. Не о чем говорить, не на что реагировать. Поэтому Гурудев просто включил свой телевизор… И однажды другой преданный тоже вернулся из Вриндавана и сказал: «Гурудев, я купил (ну пусть будет) карандаш». И Гурудев ответил «О, хороший карандаш». Тот преданный не говорил о своем опыте в Радха-Дамодаре или Мадан-мохане или о бризе на берегах Ямуны. Нет, он просто сказал: «Гурудев, я купил этот карандаш… сувенир». И Гурудев ответил: «О, милый сувенир». Гурудев особенно любил коров. «О Гурудев, я купил эту медную корову» – «О, милая корова…» И ставит ее напротив себя. Так эти неуловимые вещи характеризуют личность. Гурудев мог сказать: «Что, правда? Вы действительно ощутили этот бриз на берегах Ямуны?» – «Да… Он веет от одежд Шримати Радхарани, этот нежный бриз…» Знаете, просто чтобы поддержать чувства, эмоции преданного. Но нет, он просто включил свой телевизор и смотрел крикет. Он любил крикет.

Итак, еще какие-либо… кто-либо хочет задать вопрос по поводу своего образа жизни? Или о доктринах Вайшнавов? У кого-либо есть вопросы? Кто-либо хочет признать, что Шри Чайтанья не Верховный Господь? Ну, возможно, я же не знаю, вдруг у кого-то есть какие-то сомнения. Да?

Слушатель: Верховный Господь… [неразборчиво] – это очень интересный вопрос, но… Махапрабху распространил это учение вокруг, но на разных этапах своей жизни Он пребывал в разных настроениях, так как именно изменилось его настроение и в чем разница между первой и второй половинами Его жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда он был ребенком, там не было настроения. Иногда Он ел глину или прятался от мамы в том месте, где находился мусор, куча мусора. Так что, какое там настроение у него было?

Слушатель: Кастрюли…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да-да. Или разбрасывал битые кастрюли.

Слушатель: Кастрюли, которые используют для приготовления пищи, моют по-другому…

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо, ну другие кастрюли… Махапрабху человек сомнительный на самом деле. Он дал свое учение мусульманам – Сакармалику и… Какое было второе имя? Рупы Госвами… Дабиркану или Дабиркасану… И Он открыл всю свою доктрину према-бхакти, учение о према-бхакти, не просто о бхакти, но према-бхакти – наивысшей форме бхакти, основанной на любви. Он обычно цитировал «Шримад Бхагаватам» в толковании Шридхара Свами, который находится в Шива-сампрадае. Он не отсылался к Мадхвачарье, который находится в нашей линии, но обращался к толкованиям «Шримад Бхагаватам» Шридхара Свами, который находится в линии Шивы, в сампрадае Махадева, – это очень странно.

Слушатель: Но на самом деле, это ведь не было… Было ли это… Это отражало Его настроение – то, что он читал столько писаний, не так ли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он был ученым. В возрасте шестнадцати лет он…

Слушатель: Нет, я имею в виду после.

Б. Ч. Бхарати Свами: После? Нет, после… Вообще он отверг такой путь садханы – изучать писания. Это было «нападение» санньяси, которые следовали традициям, на Него. Они сказали: «Ты должен изучать писания, иначе как ты поймешь Брахман – объединяющее начало всего существования? (Мы зовем это Брахман.) Как ты поймешь это, если не будешь читать, если не будешь изучать?» И Он сказал: «Что ж, мой Гуру Махарадж сказал мне, что мне недоступно понимание вещей, так что я и хотел бы изучать их, да не могу. Я только плачу и повторяю Имя Кришны. А понять я не могу». Хотя у Него была собственная школа до того, как Он принял санньясу. И у Него были сотни последователей, сотни учеников. Поэтому это, на самом деле, забавно, что Он ссылался на Шрилу Шридахара Свами, а не на Мадхавачарью.

Слушатель: Махарадж, [неразборчиво] Брахма-мадхья-гаудия…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мадхва.

Слушатель: Мадхва… что-то другое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, то же самое. Брахма – это Господь Брахма, Мадхва – это…

Слушатель: Гаудия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Гаудия означает Махапрабху… из Гаудадеша.

Слушатель: Но если Он цитировал толкование Шрилы Шридхара Свами то… [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Это другое, это Шива-сампрадая, не Брахма… Есть четыре сампрадаи: Брахма, Шри, Чатухсан (четыре Кумара) и Махадев – Шива. Наша сампрадая начинается с Брахмы. Он составитель Вед.

Слушатель: А Махапрабху цитировал?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Махапрабху ссылался на Шиву [сампрадаю].

Слушатель: Да, но имя звучит так: Шри-Брахма-Мадхва-сампрадая, но не Шива…

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что Шива-сампрадая – это не Брахма-сампрадая.

Слушатель: Но, цитируя «Бхагаватам», он ссылался на коментарии Шрилы Свами, который находился в Шива-сампрадае?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Забавно.

Слушатель: Да… так почему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю… Я не знаю. Потому что он считал их более мудрыми, более глубокими. Я думаю так. А вы как думаете, Вишакха? Почему Махапрабху ссылался на Шива-сампрадаю, объясняя «Шримад Бхагаватам»?

Вишакха Даси: Потому что, где бы мы ни находили правду, мы подчеркиваем ее и отшелушиваем все остальное. Махапрабху принял инициацию в линии Мадхвачарьи, от Ишвары Пури, который был в этой линии. Так что формально он получил ее в этой лини, но… [неразборчиво] В Гуру-парампаре есть также и те, кого принято считать шикша-гуру… [неразборчиво] Они принимали посвящение, дикшу, из другой линии, но потом следовали шикша-гуру из этой, возможно, принимая это как нечто высшее… [неразборчиво] И потому их принято считать частью шикша-гуру-парампары, хотя формально они принимали инициацию в другой линии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так же Гуру Шрилы Сарасвати Тхакура – Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж – получил дикша-инициацию от Вамшидаса, кажется. Вамши Госвами… Но точно из какой-то другой линии. Но потому что он слушал объяснения «Бхагаватам» от Бхактивиноды Тхакура, он находится в этой линии. Он не получил инициацию от Бхативиноды Тхакура формально. Он не дал ему четки и не сказал: «Теперь ты такой-то и такой-то Дас». Нет, только потому, что он [Бабаджи Махарадж] приходил к нему [Бхактивиноде Тхакуру] каждый день. Он [Бабаджи Махарадж] был слеп, но каждый день приходил в Годруму и слушал, как Бхактивинод Тхакур обьяснял «Шримад Бхагаватам». И Шрила Шридхар Махарадж объясняет это так: «Тот факт, что он слушал «Шримад Бхагаватам» от Тхакура Бхактивинода, означает, что он является его последователем». Только этим одним фактом он уже заявляет, что является его последователем. Так что, формально Махапрабху воспользовался обьяснениями из Шивы-сампрадаи. Не формально, а на самом деле. Или, возможно, Мадхвачарья не комментировал «Шримад Бхагаватам». Я не знаю. Я не эксперт в этих вопросах. Возможно, он дал комментарии к Ведам, ведь он дал всю эту философию двайты. Возможно, он не был…

Слушатель: Он дал комментарии, потому что в «Любовном поиске слуги» Шрила Шридхар Махарадж упоминает, как он не комментировал то, как Брахма впал в иллюзию.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, да. Так, значит, он…

Слушатель: Он дал комментарии к «Бхагаватам».

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо.

Слушатель: Как Брахма попадает в иллюзию.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, как Гуру в линии может быть обманут иллюзией, может упасть в мир иллюзии. И Махапрабху объясняет, почему и как. Он говорит, что есть разные аватары. И один из них – это шактьявеша-аватар, он получил определённую шакти, определенную силу от Верховного Господа. Он представляет определенный аспект. И в этом определённом аспекте он полностью представляет Господа, а в других аспектах может и нет, там он может ошибаться. Вот почему мы читаем истории о том, как два аватара Вишну сражаются друг с другом.

Слушатель: Представлять Господа во всей его полноте здесь невозможно…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, есть амшри, сарвамшри. И есть анга – какая-то часть. Брахма представляет способности и возможности Верховного Господа творить. Что же касается других качеств, аспектов Верховной Личности, они могут не проявляться в Нем. Он является экспертом в создании живых существ и является их лидером, лидером существ. Он так же является экспертом в молитвах Богу во времена беспокойства, когда он не справляется. Когда у него получается сохранять равновесие между белым и черным, между добром и злом, тогда все нормально. Но иногда он не справляется, и тогда он идет к берегу молочного океана и молится, чтобы Господь спустился и навел порядок. Но, что касается других вещей, это просто не его функции. Там он может и ошибаться. Так что, хотя он и является изначальным (первым) Гуру нашей линии, но под воздействием уловок Йогамайи Кришны он теряет всякую силу. Когда Кришна хочет поиграть в свои игры, Брахма, Индра или какая бы то ни была верховная личность, даже Вишну, попадают под воздействие иллюзии Кришны. Что уже говорить о Брахме? Даже Лакшмидеви также впадает в иллюзию Урукрамы. Урукрама означает «тот, кто творит чудеса». Даже Господь Шива. Шива – это вообще-то Сам Вишну, проявление Садашивы, проявление Вишну в этой реальности. Так что формально он и есть Сам Вишну. И все равно он может быть очарован иллюзией, он становится жертвой Мохана. Мадан-мохан – тот, кто способен обмануть даже бога любви Камадева.

Что же, какие-либо еще… Кто-то хочет отметить, насколько он устал в этой жизни?

Слушатель: Устал от чего?

Б. Ч. Бхарати Свами: В принципе.

Слушатель: Или голоден… Как мы можем остановить это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ниргрантха – мы можем привлечься Господом, когда мы ниргрантха. Когда у нас нет никаких планов и нет багажа.

Слушать: Ниргрантха?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ниргрантха.

Слушатель: Узы сердца?

Б. Ч. Бхарати Свами: Узы, или… Есть разные толкования, в целом это отсутствие планов на будущее, уз или… Грантха значит, что у вас есть что-то в вашем уме или в вашем сердце, что-то тяжелое, как планы. «Я хочу сделать…», и вы строите планы, грантха. Так что, есть у кого-то планы на то, что нужно успеть перед смертью? Что-то весомое ради благополучия общества?

Слушатель: У кого такие планы?

Слушатель: [неразборчиво]. Пустая трата времени.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет. Ведь в таком случае люди будут вечно помнить о вас.

Слушатель: Ах, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они будут вечно хранить ваше имя в своих сердцах.

Слушатель: Да… [неразборчиво].

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда у вас будут государственные похороны, как у сэра Винстона Черчилля.

Слушатель: Скучно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет, очень даже неплохо. Вы мертвы, а за вами идут все корабли и люди с берегов Темзы бросают цветы. Мне кажется, это очень яркая перспектива.

Слушатель: Шрила Махарадж говорил: «Они сделают вашу статую и поставят на городской площади, и голуби будут…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, но ведь государственные работники все это будут убирать, так что не переживайте. Или они опутают все прутьями, такими колючими проволоками. Знаете, на станциях метро они ограждают проволокой, чтобы голуби не садились туда.

Слушатель: [неразборчиво].

Б. Ч. Бхарати Свами: Именно. Так что, всегда найдется способ этого избежать. Что же, леди и джентльмены, нам пора заканчивать.

Перевод: Алина

Корректор: Вишнуприя Д. Д.