«Мотивации преданных»
«Мотивации преданных» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 26 января 2007 года
- Мир света (00:00)
- Цель буддистов и цель Вайшнавов (00:36)
- Убеждения современной науки (02:59)
- Мир относительности. Неизменные реалии (06:34)
- Естественные отношения души и Бога (10:11)
- Бесконечное ничтожество. Смирение и терпение (12:19)
- Шанс человеческого рождения (14:23)
- Счастливые билеты от Махапрабху (19:02)
- Накопление на черный день (21:29)
- Мучительное перерождение (23:39)
- Успешная жизнь (26:46)
- Мерило долга – деньги (29:13)
- Отношения с миром долга. Страшный враг в роли ума (32:27)
- Избавление от иллюзии (36:18)
- Мир ноуменальный и мир феноменальный (38:44)
https://www.youtube.com/watch?v=E1h_rCG1Xao
Мотивации преданных
#00:00
Мир света
Б. Ч. Бхарати Свами: В нашем мире нет обозначений, нельзя показать. Можно сказать: «Вот это – колонна». А свет нельзя показать, поэтому… Мы называем это свет, но это…
Слушатель: В рамке понятие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что-то… это когда мир перестаёт существовать, нет теней, затененности сознания.
#00:36
Цель буддистов и цель Вайшнавов
Слушатель: Я вот еще хотел уточнить. Здесь была лектор, не помню названия, она сказала, что и Вайшнавы, и буддисты идут к одному. Я сказал: «Нет, неправда, потому что буддисты больше работают с собой, в результате чего просветляются и тоже приходят к Богу, к Кришне. А Вайшнавы напрямую идут к Кришне, не просветляясь». Вот?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Спрашивайте лектора. Как я могу комментировать лектора?
Слушатель: Не, вы как бы знаток ведической концепции…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаток, во-первых, а во-вторых, иносказательно Вайшнавы и буддисты идут от одного, но идут к разному. Одни убегают из тюрьмы, а другие бегут домой. Но на каком-то отрезке их пути совпадают. Одним главное – из тюрьмы убежать, а другим главное – домой попасть. Но путь от тюрьмы до ворот и у тех, и у других одинаковый. Я в кавычки беру «одинаковые». Методы могут быть разными или одинаковыми. Буддисты молитвы читают, «Харе Кришна» они читают или, может быть, не читают. Методы разные, цели разные. То есть цели разные, поэтому при кажущихся одинаковых методах буддисты хотят вырвать зуб, потому что болит, а Вайшнавы хотят вылечить, не удалять, а вылечить. И те, и другие идут к доктору. Один доктор вырывает им зуб. Всё. Нет зуба. Болел и не болит, а жевать им нельзя. Вайшнавы говорят: «Нет, не надо удалять. Оставьте его. Лучше, чтоб боль пропала. Мы тоже хотим, чтоб боль пропала, но – чтобы не уничтожать». Вот буддисты хотят себя уничтожить. Больно, потому что «я». Вот если себя уничтожить, то и боли не будет, потому что не будет того, кому больно. Вайшнавы говорят: «Нет, вы болезнь вылечите, пожалуйста, а я уж как-нибудь буду». В этом разница.
#02:59
Убеждения современной науки
Дядька какой дотошный, никак не угомонится там.
Слушатель: Махарадж, это его собственные теории какие-то или?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю.
Слушатель: Не он начитанный, он отвечает…
Б. Ч. Бхарати Свами: Не, я просто вдруг подумал, что современная наука же нас убеждает, что нас нет. Есть какие-то участки, отвечающие за разные функции, а вот тебя нет, участки есть…
Слушатель: А того, кто ощущает их, нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: А того нет, это всё.
Слушатель: Временный механизм как бы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, механизм есть. То есть участок, который отвечает за боль есть, а тот, кому больно, – нет. «Подождите, так мне же больно!» – «Нет, нет!»
Слушатель: Вам кажется!
Б. Ч. Бхарати Свами:
– Тебе не больно. Это участок, участку больно.
– То есть участку больно. А мне почему больно? Участку, Бог с ним, участок меня не больно беспокоит, мне-то больно!
– Не, тебя нет. Ты есть совокупность разных участков.
– Хорошо, когда участок этот подавить, например, анестезией, значит, меня нет что ли? Участка нет уже, который отвечает за боль, то есть и меня теперь нет?
Слушатель: Будет, но не долго, если боль.
Б. Ч. Бхарати Свами: Или я буду другой? Но это же я, я же помню, что моему участку было больно.
Слушатель: Боль – это сигнал обратить в той или иной…
Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё понятно, это всё механизмы, а вот я-то сам существую или нет?
Слушатель: А кто ж тогда под анестезией?
Б.Ч. Бхарати Свами: Кому… участок под анестезией. (смеются)
Слушатель: Ну, хорошо участок…
Б. Ч. Бхарати Свами: А кто думает, что он под анестезией?
Слушатель: Ну да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Другой участок. То есть они там между собой…
Слушатель: Который отключился. (смеются)
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот сам я есть? Кто я – это совсем другой вопрос. А вот существую ли я? Они говорят: «Нет. Это материя всё».
Слушатель: Вот кто во что верит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не, мы говорим, про ученых, они ж не будут врать. У них же нет заинтересованности, они же не заинтересованы, чтобы врать. Не они же нам лекарство дают.
Слушатель: Не, они верят в то, что можно доказать. А если это доказать нельзя, потому что как еще, недоказуемо.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не, ну то, что участок есть, – это явный факт.
Слушатель: Факт.
Б. Ч. Бхарати Свами: А вот я есть?
Слушатель: Не доказано, вопрос, вот в науке, получается, так.
Б. Ч. Бхарати Свами: А?
Слушатель: Да, для науки получается так: то, что не доказано, того не существует. Существует только то, что можно доказать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, они на самом деле найдут скоро участок, который отвечает за «я».
Слушатель: Те самые девять грамм, которые покидают тело, когда… Типа взвесили же душу…
Слушатель: Отлично.
#06:34
Мир относительности. Неизменные реалии
Б. Ч. Бхарати Свами: Что такое вес? Вообще в физике не существует понятия «вес», существует понятие «масса». Вес – это масса на Земле. Вот у этого есть масса. Вот на Земле у него масса. Вес – это земная масса. Тогда надо сказать: земной вес, лунный вес, такой вес. Вот у этого предмета есть вес по отношению к любому объекту во вселенной. По отношению к какой-нибудь звезде в туманности Андромеды у него тоже есть масса. Ну так он тоже ведь притягивается. Но просто настолько ничтожна, что мы не считаем это массой. А вот в теории относительности каждый предмет имеет разную массу относительно разных объектов. Но существует такое нечто, у которого масса всегда одинакова относительно всего, независимо от того, где он находится. Это что? Это предельно малая величина, та, которую уже нельзя раздробить, и предельно большая величина. У бесконечно большого масса не меняется. Потому что относительно чего она будет меняться? И предельно малое, потому что оно одинаково, просто самое маленькое. И поскольку эти вещи, реалии не безотносительно массы на скорость, потому что масса и скорость взаимосвязаны, то они не от мира сего. То, что не меняет свою массу и скорость… Не менять скорость – это не значит, что оно двигаться побыстрее стало, нет. Это значит, что оно могло вот так вот находиться и менять свою скорость. Например, относительно какой-нибудь звезды оно уже меняет скорость. Если мы посмотрим к звезде, то одна скорость, к солнцу – другая скорость. Вот мы наблюдаем движение массы относительно скорости. Так вот, то, что никогда не меняет массу и никогда не меняет скорость, точнее, всегда имеет одну и ту же, называется не от мира сего. Потому что в этом мире всё относительно, а это не относительно, оно не от мира сего. Или в кришнаитском понимании абсолютна, то есть «я». Ну это смело говорить: бесконечно малая частица, которая не имеет веса, массы и скорости, есть «я», частица духа. И как бы там ни было, она не меняет массу, то есть она не от мира сего, она не принадлежит этому миру. И Господь тоже не принадлежит этому миру, или бесконечно большое. «Я» – бесконечно малое, Господь – бесконечно большое. Мы не из этого мира. В этом мире всё меняет массу и скорость, а «я» – нет и Он – нет.
#10:11
Естественные отношения души и Бога
Разница – и Он, и я бесконечен – я бесконечно малое, а Он бесконечно большое. Установив такие с Ним отношения, мы займём естественное для себя положение. Иначе, если мы себя считаем материальным телом, не именно вот этим, а просто считаем себя частью материи, мы будем находиться в относительном мире, мы будем постоянно страдать. Потому что относительно одного это так, относительно другого – так. Мы будем, перенося центр наблюдения куда-то вовне, иметь разную массу, разные скорости, разные отношения. Или это называется нестабильность. Вот когда мы попадем в абсолютное, надо подчеркнуть – абсолютно ничтожное состояние, состояние абсолютного ничтожества, не состояние абсолютного ничто, а ничтожества. Ничтожество существует, а ничто не существует. Майавади говорят: «Надо стать ничем». Нет, мы говорим: «Надо стать ничтожеством». Это близко к ничто, просто это самое маленькое.
Слушатель: Прежде чем исчезнуть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. (смеются) Либо есть, либо нет. Вот это и есть «я», душа. Если мы такое положение займём – ничтожество, если мы бесконечное ничтожество, то это будет очень устойчивое, мы выскочим из мира относительного, или мира двойственности. Относительный мир и есть мир двойственности, тройственности, четверственности, миллионственности, потому что всё разное. Если мы станем ничтожно малыми по отношению к бесконечно большому, вот это и станет нашим естественным положением.
#12:19
Бесконечное ничтожество. Смирение и терпение
То есть это и есть настоящая религия – занять правильное положение. Properly adjusted – занять своё естественное положение – бесконечное ничтожество. Если переводить это в язык сознания, ну в плоскость сознания, то что значит ничтожество? Это значит бесконечное смирение, терпение, уважение к другим и неуважение к себе. Вот это если перевести в термины сознания. Что значит ничтожество? Это не значит представлять себя маленьким-маленьким. Мы же сознание, к нам неприменимы размерные величины. Мы можем пользоваться по отношению к себе терминами сознания. Ничтожное – это значит смиренное и терпеливое. Как только мы займём такое положение, тогда мы сможем вступить в отношения с бесконечно большим. И, чем ничтожнее мы, тем больше Он. И, может быть, наступит такое мгновение, когда Он вдруг станет не бесконечно большим, а видимым. Мы с Ним сможем вступить в отношения, когда Он как бы равен нам. То есть близость будет… чем дальше мы удаляемся от Абсолюта, тем ближе мы к Нему. То есть чем меньше мы, тем больше Он. То есть мы как бы правильнее, правильнее и правильнее Его воспринимаем. То есть Он всё больше, больше и больше. И вдруг наступает такая степень отдалённости, когда Он равен тебе. (смеётся) Вдруг Он являет Себя. Великое становится равным тебе, может тебя обнять. Как Гопа Кумар был в руках подлинного Кришны.
#14:23
Шанс человеческого рождения
Слушатель: Можно спросить? Скажите, вот как бы вопрос простой, но я нее могу дальше читать, потому что я не понимаю. На каком этапе душа входит в человека? То есть когда происходит одухотворение?
Б. Ч. Бхарати Свами: Человек – это очень неодухотворённое существо. Человек – это как бы удачливое рождение. Это просто хороший шанс. В человеческом рождении нет ничего хорошего, если вы хотите наслаждаться. Ни плотские удовольствия недоступны в таком количестве и в таком разнообразии. Есть какие-то ограничения религиозные, нравственные. Например, в носу нельзя ковыряться (смеются) или чесаться. В Англии можно плюнуть, но если ты чешешься прилюдно, то это ну как бы проступок. Но сейчас, поскольку понаехали негры, индусы, то это не преступление, но вплоть до викторианских времён, то есть до короля Георга, в двадцатые годы двадцатого века, совсем недавно, почесаться – это было преступлением, и тебя в полицию, но, может, и не убивали, но это криминальный случай (criminal case). Поэтому в человеческом рождении очень много глупых каких-то ограничений: не почешешься, не сплюнешь. Если, например, вступил в половую связь с мамой, осуждают (смеются), с дочерью – осуждают. В собачьем – никаких проблем и никто не осуждает. (смеются) В голубином – так вообще они этим могут заниматься то ли десять раз в час, ну что-то такое, тут какие-то астрономические цифры совершенно. И никто не осудит. Например, или плод под сердцем понести – неудобно. А в курином теле прямо каждый день – раз. Человеческое рождение даёт шанс осознать, что ты не человек. Во всех других рождениях этого нет шанса. Они тоже имеют шанс осознать, что они не человек, но у них нет шанса осознать, что они не бегемот, не кузнечик, не крокодил. (смеются) У нас есть шанс осознать, что я не человек, что я искра великого света.
Слушатель: Почему душа забывает свои предыдущие воплощения?
Б. Ч. Бхарати Свами: И поэтому, когда душа не использует этот шанс, то святым грустно. Просто святые видят в каждом живом существе сознание, и они понимают, что все выстроились в очередь обрести человеческое тело. Настолько это ценно. Это выигрышный билет. У всех есть билет, но не у всех есть выигрышный билет. И для того, чтобы реализовать этот билет, тебе просто нужно пойти туда, где раздают призы. То есть ты уже выиграл билет, тебе посчастливилось родиться человеком, то есть осознать, что ты есть не тело, то есть не вещество, не участок в коре головного мозга. Осознать это, что ты есть не от мира сего, что ты бесконечно малое, неделимое или не анализируемое (анализ – это деление). Не анализируемые реалии осознать можно в человеческом теле. Ты уже вытащил билет, и ты это можешь сделать. Но ты этот билет выкидываешь на помойку, берёшь какие-то фантики и идёшь играть с теми, кто билет не выиграл, вступаешь с ними в какие-то отношения. И им это грустно, потому что ну билет есть. Тут же написано, что у тебя приз, только нужно подойти и получить его.
#19:02
Счастливые билеты от Махапрабху
Слушатель: С этой точки зрения увеличение народонаселения Земли – полезная вещь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Сколько счастливых билетов Господь Шри Чайтанья Махапрабху раздал. Пришёл в шестнадцатом веке и сказал: «Так, все билеты счастливые! Сегодня разыгрываем так, что все билеты выигрышные. В этом розыгрыше все билеты», но без обмана. Потому что есть лотереи, там вот видели в каждом билете автомобиль. Мы думаем, что в каждом билете автомобиль, значит, каждый билет выиграет автомобиль. Нет. Там тебе даётся сорок девять или пятьдесят пять клеточек и в них буквы А, В, Т, О, М, О, Б, И, Л, Ь – их нужно все стереть, чтобы выиграть, чтобы все открыть, «АВТОМОБИЛЬ», тогда ты получаешь автомобиль. Но реклама какая? В каждом билете автомобиль. Жульё! (смеются) Махапрабху говорит: «В каждом билете!» То есть как бы ты ни стёр, ты можешь получить автомобиль. А мы не делаем этого.
Слушатель: Скажем так, это шанс, можно воспользоваться.
Б. Ч. Бхарати Свами: Шанс. Шридхара Махарадж приводил пример с футболом, что вот когда у тебя мячик отняли, скажем, на середине поля, то стадион молчит, ну всякое бывает, но, когда ты перед воротами и у тебя мячик отняли, стадионы ревут, потому что был шанс и не использовал. А что: тут мячик отняли и там мячик отняли. То есть что такое мячик отняли? Умер. Там кузнечик умер. Ну со всяким бывает. Человек умер и не реализовал возможность понять, что он не человек. Грустно. Стадионы святых ревут! Да.
Слушатель: Ну просто чтобы понять, что у тебя есть шанс, надо как-то вырасти. Вопрос времени.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сам факт, что ты человек – это значит, что ты уже вырос.
#21:17
Накопление на чёрный день
Слушатель: Махарадж, но не все же знают о том, что они люди и должны…
Б. Ч. Бхарати Свами: Так скажите!
Слушатель: А есть люди умные…
Слушатель: О будущем надо думать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Копить на будущее, на чёрный день. Копить на чёрный день. (смеются) Нужно накопить на чёрный день, потому что если что… У меня мама на чёрный день накопила четыре тысячи долларов. Я говорю:
– А когда он будет?
– Ну, похоронишь меня на эти деньги.
Я говорю: «Нет, эти денежки я себе возьму». (смеются)
Слушатель: Но хоронить придется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не-а. Не придётся. Понимаете как, если выволочь на улицу за ногу, всё равно ж заберут. (смеются) Они же не оставят на улице.
Слушатель: Ну они же будут принуждать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кого принуждать? Скажу: «Не заплачу!»
Слушатель: Оштрафуют.
Б. Ч. Бхарати Свами: Оштрафуют? Нет. Скажут: «Какой же ты негодяй!» Я скажу: «Да». (смеются) Понимаете, просто не честно, вот жалко на труп деньги тратить.
Слушатель: Не получится за такие деньги…
Б. Ч. Бхарати Свами: Не получится. Тем более сейчас какие цены! (смеются)
Слушатель: Одно место только сколько стоит на кладбище!
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно! Это же сколько вкалывать надо! Это же надо грести сколько! (смеются) Извините за цинизм, я так просто экстраполирую.
Слушатель: Ну всё правильно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, конечно, правильно. Понимаете в чём проблема человеческого рождения? Родились бы мы собачками, у нас бы не было этих моральных аспектов: похоронить мать. Собачка не задумывается хоронит мать. Наоборот, если голодно, то можно и съесть. А мы думаем: «Ну как это так? Мать всё-таки».
Слушатель: Придётся хоронить.
Слушатель: Тело же уже… допустим. Прошу прощения, я… вашими… (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Не, я о будущем думаю в основном. (смеются)
#23:39
Мучительное перерождение
Слушатель: Скажите, душа, когда попадает в человека, у неё стирается память о прошлом, об ощущениях и опыте, переживаниях. Как это происходит? Механизм неизвестен или всё-таки есть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Механизм известен, он подробно описан в третьей песни «Шримад Бхагаватам». Дай Бог, мы издадим первые три песни. Там подробно, как она в моче, в кале купается в животе ребёночком. Всё описано там по этапам.
Слушатель: Там стирается всё?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну там происходит шок болевой, кома.
Слушатель: А если кесарево сечение делается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это меняет дело! (смеются) Ногами выходят всё-таки просветлённые. Ну это же факт научный.
Слушатель: Нет, как раз наоборот, нерекомендуемое рождение.
Б. Ч. Бхарати Свами: А! Но больше всего масла в огонь подливает забота родственников. Вот Господь Капила своей матушке Девахути объясняет: после всех этих мучений она вдруг… сначала она в моче, в кале, в крови вся, вот эта вот гадость, её отмывают, и потом она видит, что над ней склонились и говорят: «Уси-пуси», и она забывает обо всём. Она Господа молила о том, что, я когда выйду, только избавь меня, она ж в грязи в этой вся, вот в этих всех выделениях девять месяцев, причём на четвёртый месяц у неё есть сознание, то есть она всё понимает. И вот эти вот несколько месяцев она там бултыхается и молит Господа в темноте кромешной, в смраде, просит: «Освободи! Я буду Тебе молится, я буду тебе служить!» Но потом, когда она видит, что вроде тепло, сухо, папа, мама, как Армстронг поёт: «Your dad is strong and mother would looking so sleepily to baby«. Он видит, что папа сильный и мама хорошо выглядит, всё вроде нормально, жизнь налаживается. Но перед смертью она опять плавает в моче и испражнениях. Перед самой смертью, когда ты не можешь ничего удержать, ты попадаешь как бы в этот вот круг, замыкается круг локальной человеческой самсары. Ты в моче, кале ты родился и завершаешь там же. Всё то же самое.
#26:46
Успешная жизнь
Слушатель: А эти ощущения, интересно, душе не важны?
Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, да, но мы привязаны к этому. Кто осмелится сказать: «Для мне это не важно»? Мы вступаем во взаимоотношениями с другими. То есть удачная жизнь – это когда ты накопил много должников, когда тебе многие должны. А мерилом долга мы прозвали монету, или money, таньгу, – это мерило долга. Вот успешная жизнь – это когда у тебя много есть единиц долга. Это называется «успешно добежал до финишной прямой», причём чем медленнее ты добрался, тем тоже считается лучше. Чем медленнее добрался до финиша, ну как бы в табеле об успехах это, так сказать, заслуга. Чем медленнее дошёл, чем медленнее добрался и чем больше должников скопил, это, значит, признак успеха. Даже если у тебя меньше должников, но ты за сто лет добрался до финиша, – это лучше, если у тебя много должников, но ты за двадцать лет. Переводя на общественный язык: лучше бедным прожить до ста лет, чем богатым до двадцати. Но на наш язык, в нашей терминологии лучше медленнее добраться до финишной прямой, чем быстро добраться, но с большим количеством долговых обязательств. А долговые обязательства для чего нужны? На чёрный день. (смеётся) Потому что в последний момент я вытащу их, и они мне все должны будут. Но ты не понимаешь, что они ничего тебе не должны, они просто это возьмут, и им уже будут должны. И так вот эта эстафета передаётся. (смеются) «Sumer time…«
#29:13
Мерило долга – деньги
Слушатель: А всё-таки по поводу денег: может ли человек не зависеть от денег? Не отказывается, а…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если он вступает в отношения с другими людьми (подчёркиваю: людьми), то он не может избавиться от этого. Деньги – это просто мерило долга. Отношения подразумевают долг. Если у вас отношения с другими жертвенные, отдающие, тогда вы не зависите от денег. Но если ваша цель – чтобы у вас было больше должников, чтобы они на вас смотрели с открытым ртом, с уважением, делали что-то для вас, то у вас должна быть единица долга. Единица долга называется «деньга», неважно там доллар, рубль, просто единица долга. И чем у тебя больше единиц долга, тем тебе либо один человек много должен, либо мало должны, но многие. Если ты вступаешь с ними в отношения потребления, эксплуатации, то тебе необходимы единицы долга, единицы облигаций. Понимаете? Что такое облигации, obligation? Облигации – это долг, обязанность, когда государство издаёт, печатает государственные облигации. Они называются облигации, то есть они тебе дают бумажки, государство даёт тебе бумажки и с бумажками говорит: «Я тебе должно», не понимая о том, что ничего оно тебе не должно. Те, кто издали эти бумажки, они издали их для того, чтобы ничего тебе не дать. Ты им будешь давать.
Слушатель: Деньгой.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, потому что ты должен будешь следовать законам, которые они установили, для того, чтобы в нужный момент получить этот долг от государства. То есть они тебе говорят: «Вот мы тебе должны». Государство говорит в лице царя или президента: «Вот, на. Я тебе должно, но при одном условии: если ты будешь выполнять мои законы. Если ты себя будешь плохо вести, я это у тебя отберу в виде налогов, штрафов или тюрьмы, или конфискацией имущества это ещё называется. Поэтому я тебе должно, но не безусловно, только если ты будешь делать то, что я тебе скажу». Или, другими словами, если будешь следовать закону. Но, переводя в человеческий язык, если ты будешь делать то, что я тебе скажу. Они говорят: «Вот закон». Другими словами, это то, что я хочу от тебя. То есть если ты будешь делать то, что я тебе скажу, я свой долг смогу перед тобой исполнить, то есть ответить по облигациям. На самом деле ты становишься должником. Они формально дают тебе деньги или бумаги, облигации, называя себя должником, но при этом, поскольку ты будешь работать на них, чтобы свои облигации потом получить в виде каких-то благ, то ты становишься должником.
#32:27
Отношения с миром долга. Страшный враг в роли ума
Слушатель: А если человек не зависит, скажем, да? Он может…
Б. Ч. Бхарати Свами: Он должен быть вне человеческого общества.
Слушатель: И играть с этим государством, пользоваться его законами…
Б. Ч. Бхарати Свами: Его не обманешь. Если ты…
Слушатель: Как с украшения, да, вот есть и есть, ушло, пришло. Совершенно как бы равнодушно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если ты вступаешь в отношения, ты обязательно будешь должен. Ты не обманешь. Причём нет, не они виноваты, а ты виноват. Ты вступаешь в отношения, ты считаешь государство, что оно тебе должно. То есть ты работаешь и ждёшь деньги. То есть, другими словами, ты…
Слушатель: Ты понимаешь, что они могут тебя обмануть…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ты не понимаешь этого.
Слушатель: Да?
Слушатель: Обманываешься?
Б. Ч. Бхарати Свами: Никто этого не понимает. Это тот самый мистер Голд (смеются) – это ум. Он тебя всегда обманет. Как только ты вступаешь в отношения и эти отношения хоть немножечко окрашены, что тебе кто-то что-то должен, ты будешь, как в «Бхагаватам» говорится: «Ты будешь сильный, как бык, но с кольцом в носу». Бык сильный, но маленькое колечко водит его куда… (смеются)
Слушатель: Ну почему? Вот есть люди, например…
Б. Ч. Бхарати Свами: Потому!
Слушатель: Человек нашёл любимую, да, вот не знаю там работу, к примеру. Вот он с удовольствием её делает, независимо заплатят там или не заплатят, он просто делает, потому что не может ее не делать. Вот, например, Кустурица снимает кино, и это кино пользуется спросом. Он взял эти деньги и деревню построил. И там люди живут и радуются жизни. И вот онкак бы…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Эмиру Кустурице удалось обойти ум.
Слушатель: Не, я не говорю, что как бы… Если человек всё-таки нашёл себя, то…
Б. Ч. Бхарати Свами: Этот ум можно называть государство, мистер Голд. Он в тебе сидит. Это враг, который уже внутри тебя. Ты его впустил в свою крепость. Он уже там орудует. Ты его не обманешь, потому что у него есть страшное оружие: он тебя убедил, что он – это ты.
Слушатель: Тогда есть два варианта: или оставаться просто нищим, или…
Б. Ч. Бхарати Свами: Он не ты, но он убедил тебя, что он – это ты. Это тень, которая убедила тебя, что это ты. Ты подходишь к зеркалу… Не тень, а отражение. Ты подходишь к зеркалу и украшаешь себя. На самом деле ты украшаешь своё отражение, потому что смотришь, и всё. Ты думаешь, что ты себе что ли губы красишь? Ты украшению красишь. Не украшению, на отражение смотришь. Серёжки вешаешь, причёску делаешь. Этот мистер Голд, ум здесь, он убедил тебя, отражение убедило тебя, что оно – это ты. Поэтому ты так о нём беспокоишься, ты подходишь к зеркалу и украшаешь своё отражение и думаешь, что себя, потому что оно тебя убедило. Поверь уму. Это самый страшный враг – ум. Ум заставляет нас искать новых должников, новых обожателей, новых последователей, новые предметы удовольствия. С этой не получилось, с этой получится. С этим не получилось, с этим получится. Это мистер Голд заставляет нас, и мы становимся его слугами. Мы ему служим, этому уму.
Слушатель: А приобретение опыта?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это другое дело. Ну тогда да.
Слушатель: Вы приобретаете, и тогда…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это аргумент!
Слушатель: Ну а как иначе?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, действительно, я сразу об этом не подумал.
#36:18
Избавление от иллюзии
Слушатель: Махарадж, у Роберта Шекли есть рассказ, называется «Стекло». Не читали?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я всего не читал, но в детстве, в шестом классе, всё не помню.
Слушатель: Там просто как раз в один прекрасный момент человек начинает видеть в людях не что-то такое живое, он понимает, что у них какие-то механические процессы, то есть все их чувства наиграны, что это не они сами. Они улыбаются, что-то говорят, что-то делают, но это всё механически. И в конце концов разрушается весь этот мир.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, всё равно это игра ума, потому что само понятие «улыбка» – это уже ум. Мы видим, смотрим: он улыбается. Это уже иллюзия. Что значит улыбка? Мышцы что ли натянулись? Если он увидел улыбку и воспринимал её по-другому, то он избавился от иллюзии. Избавиться от иллюзии – это сбросить все понятия, все названия с объектов. Например, видишь расширенный рот, и у тебя название – «улыбка» или понятие – «улыбка». Когда ты видишь это и у тебя нет понимания, не то что понимания, а нет обозначения, – вот это и есть разрушение мира. Например, ты видишь стадион, все улыбаются, но они не улыбаются, просто что-то натянулось. Вот освобождение или просветление – это когда ты видишь что-то происходит, но этому нет названия. Это не улыбка и не грусть. Это не натягиваются мышцы, и мышц нет. Какие мышцы? Это и есть просветление – цель майавади. Они разрушают этот мир анализом, они проникают в суть этого мира и понимают, что этот мир существует лишь в моём обозначении. Когда я перестаю это обозначать, его нет просто. То есть у того, что я наблюдаю, нет названий.
#38:44
Мир ноуменальный и мир феноменальный
Поэтому есть любопытная мысль у Сарасвати Тхакура. Бхактиведанта Свами пишет в каком-то из комментариев, он называет ноуменальный мир и феноменальный мир. Может быть, кто читал в «Бхагаватам», что там в одном месте приводится такое понятие, как ноуменальный и феноменальный. Это пошло, по-моему, от Гегеля или Шопенгауэра: ноуменальный мир, то есть мир названий, мир ярлыков, а феноменальный – это сам по себе, суть. И вот мы живём в ноуменальном мире, то есть мы сталкиваемся с тем, у чего нет названий и даём этому название: улыбка, рука, ресторан, страна, мама, папа. А это просто волна какой-то энергии, а мы этому даём название, ноумен, то есть имя. От слова nаmа, ноумен, ноуменальный мир. И вот когда наступает просветление, эти ноумены, или названия, пропадают. Как вот мы смотрим в океан, шторм, и мы даём каждой волне название. Вот примерно так всё есть движение какой-то энергии. Причём эта энергия стоит, а я двигаюсь в разные стороны, и кажется, что она движется. То есть какие-то волны. И вот каждой волне мы даём какие-то названия: вот эту волну мы называем «мать родная», а эту «твою мать», а эту мы говорим «русский народ». (смеются) Волны в океане, пена какая-то, а я каждой волне говорю: «Вот это – русский, это – хохол, еврей, это – Гитлер, а это – Сталин». А это как называется? Татарские полчища. (смеются) А это просто пена. Вот просветление – это пена спала. Но, если мы продолжаем наблюдать эту пену, мы всё равно будем как-то называть, мы опять в ноуменальном мире появимся. То есть мы не уйдём из него. Чтобы выйти из этой пены, мы должны нырнуть глубоко, там не будет этих волн. Мы не сможем давать названия, потому что этого нет. Ну всё на сегодня.
Транскрипция: Читралекха Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.