Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2007 / «Природа личности Махапрабху»
«Наблюдатель не совершает поступков» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 июля 2006 года, Фестиваль "ETHNOLIFE", МО, СК Сорочаны. Душа, Гуру

«Природа личности Махапрабху»


«Природа личности Махапрабху» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 3 сентября 2007 года

https://www.youtube.com/watch?v=cvKxqpJwR8U

Природа личности Махапрабху

# 00:00

Основные вкусы и привкусы бхакти

Б. Ч. Бхарати Свами: Он рассказывал про мудрецов, которые собрались, что у них был фестиваль и, когда они вспомнили, что среди них есть Сута Госвами, который присутствовал на лекции Шукадевы с Парикшитом, они попросили его рассказать. О чем они там разговаривали, что было на той лекции, об этом Гурудев говорил. Про самосы говорил. (смех) Он говорил, что если кто-то любит самосы, ну самосы как блюдо, это значит, что будет также любить разные вкусовые добавки к этой самосе. Точно так же Кришна: Он любит, когда к Нему относятся с привкусом бхакти, когда к Нему с любовью относятся. Это означает, что преданные добавляют разные вкусы к этому бхакти, добавляют разные вкусы. Вот он перечислил, что есть пять основных видов бхакти, и у всех у них есть всевозможные вкусы. И Кришна на самом деле наслаждается больше вот этими привкусами. Вот он перечислил эти пять основных – это, как мы знаем, отношения пассивные или созерцательные отношения с Кришной, когда Кришна вступает с кем-то во взаимоотношения, а тот неактивен. Это трава, это река, это земля. То есть они как бы не реагируют на Его воздействия.

Слушатель: Это как называется?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вот нейтральные отношения. А дальше начинаются более высокие отношения – это отношения слуги. И там уже привкусы появляются. И вот он перечисляет семь привкусов: надменность, насмешка, отчаяние, страх… Их всего семь. Они могут смешиваться. И в отношениях любовных, отношениях гопи, внебрачных отношениях, эти все привкусы присутствуют. Так же в отношениях гопи и Кришны присутствуют все пять основных рас. Это могут быть пассивные, то есть нейтральные, там присутствуют отношения слуги и господина, присутствуют дружеские отношения, родительские, когда гопи относятся к Нему как к объекту внимания какому-то, заботятся о Нем, и также супружеские отношения. И при это там присутствуют все оттенки или все привкусы. Гопи иногда насмехаются над Ним, иногда боятся, что Он уйдет, иногда они надменны, вызывающе себя ведут, точнее. Это всё присутствует.

# 03:58

Новаторство Чайтаньи

И об этом беседовали Рамананда Рай с Махапрабху. Гурудев упоминает, когда Рамананда Рай дошел до зенита этих объяснений, он говорит: «Я вообще-то ничего не знаю, но ты задаешь мне вопросы таким образом, что я почему-то отвечаю на них, но сам я ответов этих не знаю. Что-то через меня проходит и я, значит, отвечаю на эти вопросы». И Махапрабху его просит рассказать: а что же, где же кульминация всех этих рас и подрас, этих вкусов и привкусов? Как это выглядит? В чем это выражается? Рамананда Рай начинает говорить, и тогда Махапрабху ему закрывает рот и говорит: «Нет, дальше не надо». Вот об этом Гурудев говорил. Да, Гурудев еще говорил, что до Махапрабху не существовало понимания Бхагавана – Всевышнего как Кришны. Не то что Махапрабху пришел и открыл это, а Гурудев говорил, что с Его приходом это было создано.

Есть известное понятие – Брахман, Параматма и Бхагаван. Брахман – это всё. Параматма – это вездесущее, то, что объединяет всё. Брахман – это всё сущее, а Параматма – это то, что объединяет всё сущее. Нужно уловить эту разницу. Потому что если мы возьмем совокупность всего и не будет некоего единого начала, объединяющего это всё, тогда всё будет разрознено, оно никак не будет связано. Очевидно, всё сущее или каждая часть всего сущего как-то связаны между собой, и вот это вот единое начало, эта единая связка называется Параматма. То есть некое начало, которое присутствует во всем, везде и всегда. И третье понимание, третья ипостась вот этого всего, высшая ипостась – это Тот, Кто стоит над всем, наблюдатель. Он присутствует везде, но это начало, в виде которого Он присутствует везде, оно является отражением вот этой верхушки. Как солнце своим светом пронизывает всё, но при этом солнечный свет – это тоже солнце. Но при этом солнце все-равно отдельно стоит. То есть солнечный свет, каждый фотон света или каждая частичка света – это отражение единого источника. И этот единый источник – солнце – присутствует везде в виде света. Точно так же Высшее Начало, или Бхагаван, присутствует везде в виде Параматмы. Параматма – это облик, в котором Он присутствует везде, или способ Его присутствия везде. И до Махапрабху существовало понимание Бхагавана, но не существовало понимания Бхагавана как Кришны. Гурудев сказал, что Махапрабху ввел это понятие, что это Кришна.

Слушатель: А это (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То есть как бы Махапрабху изобрел Кришну или объяснил.

# 08:40

Кришна развлекается

Слушатель: Ну, а как же 5000 лет назад? Все эти персонажи в «Шримад Бхагаватам»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ну…

Слушатель: Как аватары Его, да, я понимаю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришну принимали как аватара, да. Махапрабху как бы открыл это, что на самом деле Кришна не является аватаром, а от Него все аватары исходят. Потому, что забава, она бесцельна. Кришна только забавлялся. Все остальные облики Бхагавана не только забавлялись, но они с какой-то целью приходили. Уничтожить злодеев, наградить праведников, восстановить справедливость, восстановить равновесие и т. д., какую-то задачу выполняли. А Кришна никакую задачу не выполнял, просто забавлялся, развлекался. И Махапрабху как раз объяснил, что Тот, Кто стоит над всеми, Он развлекается, Он не действует. Оно объяснил, что это Кришна. Кришна развлекается, потому что если у вас есть все и вам все подчинено, то все, что вы будете делать, – это развлекаться, потому что не осталось ничего, что нужно подчинить или что-то объяснить, доказать, что ты выше всех, потому что, когда твоему положению ничего не угрожает, ты будешь только развлекаться. А положению Кришны ничто не угрожает, потому что самим фактом своего существования Он сражает всех наповал. То есть Ему не надо прикладывать усилий, чтобы очаровать или сразить других наповал, потому что Он есть и этим все падают наповал. Поэтому всё, чем Он будет заниматься, – это развлекаться. И на основе писаний Махапрабху заключил, что среди всех аватар только один Кришна занимается развлечением. Все остальные о чем-то думают.

# 11:16

Чем занимается Господь Шива?

Когда Махапрабху беседовал с одним приверженцем Шивы, то приверженец Ему говорил, что Шива – Верховный Господь и об этом говорят все писания. Тогда его Махапрабху спросил: «А почему Шива все время такой задумчивый? Хорошо, Он самый высший, но о чем же Он все время думает? На что Он медитирует?» В писаниях сказано, что Шива медитирует на стопы Господа Вишну. Но это не так важно, а важно, что в принципе если ты о чем-то думаешь, на что-то медитируешь, то значит есть то, что ты желаешь, есть нечто, чего тебе недостает. Поэтому ты задумчивый. Есть о чем беспокоиться. А Кришна никогда не задумывался. Воровал, там грабил, убивал – не задумывался о последствиях.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Шива либо медитирует, либо Он отвечает на вызовы, реагирует.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч.Бхарати Свами: Ну там разные. Был один, он Его обидел. У Шивы был тесть Дакша, и тестя он обидел тем, что не встал, не поклонился ему, а Шива просто сел. Точнее, Шива просто зашел, Шива пошел домой к своему тестю. Тестю все кланяются, а Шива не поклонился и просто сел. А тесть стал ругаться, что вот дочь моя вышла за такого грязного, он весь в пепле вечно ходит, а вокруг него змеи, черти кружатся вокруг него, нечисть всякая. Вот он там с ними. Вот в какую компанию попала моя дочь. Ну Шива взял и ушел. А дочь обиделась на отца и покончила с собой за то, что мужа оскорбили. Шива разозлился и отрубил тестю голову. Тесть как раз собирался принести в жертву козла отпущения, жертвенного козла. Этому козлу обычно голову рубили. И когда Шива разозлился, ну не Он лично, а Его друзья отрубили голову тестю и голову этого козла отпущения поставили на место этому тестю, к телу прицепили.

Слушатель: Приросла?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, приросла. Он когда очнулся, сначала не понял в чем дело, потом увидел Шиву и стал Ему молиться. А потом понял, что у него голова козла. Ну он раскаялся, но с тех пор так и ходил с головой козла. То есть Шива как бы отвечает на…, реагирует.

# 15:03

Игры и забавы Кришны во Вриндаване

Кришна если убивает, то просто так, не потому, что Ему навредили. Неадекватно реагирует. Когда Он шел домой к дяде к своему, чтобы убить его, Он, значит, по дороге повстречал портного, который как раз шил, дошивал костюм его дяде. Кришна говорит: «Какой костюм замечательный! Можно Я его надену?» Портной говорит: «Нет, нет, нет. Заказ был от другого заказчика». Кришна взял и его убил. Он надел, они с братом надели костюмы, пришли к дяде. Дядя удивился, что они в его костюмах. И, когда он удивился, Кришна его и убил. В общем, так вот вся жизнь протекала.

Слушатель: Он Ему сильно насолил?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, нет, не особенно. Он убил восемь сестер Кришны, донимал Его во время Его детской жизни во Вриндаване, донимал Его постоянно, отца с матерью в тюрьме держал восемь лет. Нет, больше, лет 30, наверное, в тюрьме сидели.

Слушатель: В тюрьме? (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну там просто у Камсы свита была – комсомольцы, они молились на него.

Слушатель: Кришна Бхагаван только во Вриндаване, а эти вот все остальные Кришны – в Матхуре Кришна и в Двараке – это не Кришна уже?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

# 16:48

Ипостаси и силы Всевышнего

Слушатель: Аватары?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, аватары или еще называют вайбхавы, ипостаси. Есть понятие вибхути, то есть сила, или качество. Например, мы говорим сильный – это означает, что у этого человека есть какая-то сила. Например, у главы государства есть вооруженные силы. Да? Они как бы представляют его, или правоохранительные силы, вооруженные силы. Он с помощью этих сил может производить какие-то действия: напасть на другое государство. Мы говорим, что он напал на страну какую-то, но он же лично не бежал там и никого не колошматил. У него есть вооруженные силы. С какой-то точки зрения вооруженные силы – это он, потому что они его часть, он ими повелевает. Но при этом вооруженные силы, то есть каждая единица этой вооруженной силы, – это отдельная личность, независимая личность, но она подчиняется главной личности. Вот примерно по такой аналогии можно представить взаимоотношения Кришны и вайбхав. Вибхути – это сила, а вайбхава или вайбхути – это личность этой силы. То есть президент владеет силами. А каждая из этих сил имеет личностную характеристику: глава генерального штаба или начальник там какого-то министерства. Это все его вайбхавы или аватары для выполнения какой-то роли. Так же у Кришны есть аватары, или вибхути, или вайбхавы – это Шива, это Брахма – множество, множество Вишну. Все они Его силы какие-то, вооруженные или правоохранительные. Это все аватары называются. Но при этом Сам Он отличен от них. Как глава государства отличен от своих министров, так же и Кришна отличен от всех Вишну, от Шивы и от Брахмы.

Слушатель: Ну то Вишну, Шива и Брахма, а то Кришна в Двараке?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это тоже вайбхавы.

# 19:43

Кришна не покидает Вриндаван

Слушатель: А тут еще такая игра, где Господь Джаганнатх покидает Двараку, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: И возвращается во Вриндаван?

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: Он что, получается, вайбхава, когда в Двараке?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Когда возвращается во Вриндаван?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он никогда не покидает Вриндаван.

Слушатель: Гопи кажется, что Он вернулся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они с Ним встречаются. Им кажется, что Он вернулся. Но Кришна никогда не покидает Вриндаван. Так же, как глава государства, если он едет куда-то с официальным визитом, на самом деле никогда не покидает своей резиденции, хотя может показаться, что он отправился в другую страну или в какую-то провинцию. Он надел на себя мундир, надел регалии власти, но на самом деле он всегда с теми, кто ему дорог. Он никогда не покидает их. Посторонние видят, что он выехал, но на самом деле он там и остался.

Слушатель: Значит, получается, что Кришна в Двараке сделал вид, что Он уехал во Вриндаван, а Кришна во Вриндаване сделал вид, что Он там есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна во Вриндаване сделал вид, что Он поехал в Двараку.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.

Слушатель: А потом, что Он вернулся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Или как солнце всегда в одном месте, но нам кажется, что оно восходит, что солнце сейчас в России, потом в Америке. На самом деле оно никогда не покидает своего места. Так же и Кришна. Он никогда не покидает Вриндаван. Потому что Ему там нравится больше всего. Он тот, кто обладает полной властью, имеет право находиться там, где Ему нравится. Поскольку Вриндаван – это не какая-то географическая точка. Вриндаван – это место, где собрались те, кто очень дорог Кришне. То есть это не пространственное определение. Вриндаван – это не духовный и не материальный мир. Это место, где собрались те, кто очень дороги Кришне. Поэтому, когда Он, кажется, покидает Вриндаван, на самом деле Он все равно со своим близким кругом, с теми, кто Ему очень дорог, уходит. Они все вместе снимаются с лагеря и перемещаются в другую точку пространства, при этом переодеваются. Но им даже и этого не нужно делать. Просто они переодеваются, надевают какие-то новые маски, в новый реквизит переодеваются, и, кажется, они переместились.

На самом деле Вриндаван – это внутренний круг Кришны. Там те, кто Ему дорог. Он никогда без своих преданных никуда не отправится. Как Гурудев никогда не путешествует один, вокруг него всегда свита: Сиддханти Махарадж, Ямуна, Гопал. Они там могут меняться, но все-равно свита всегда с ним одна и та же. Так же и Кришна, Он не уезжает из Вриндавана и кого-то там оставляет. Они все переодеваются, вот эти все многочисленные жены Кришны, законные жены Кришны – это вайбхавы тех самых пастушек Вриндавана. Они просто переодеваются, и «Как будто давайте мы будем Его женами». И вот появляется Дварака, вот они играют, как будто они в Двараке или как будто надо уничтожить Хираньякашипу, – давайте в эту игру поиграем. Вот они одеваются: один – в злодея, другой – в такого-сякого. Они снова начинают играть. Каждый день во что-то играют. Как глава государства имеет своих близких спутников, и они с ними играют в непринужденной атмосфере. Могут там в карты сыграть, могут там еще в баню сходить. Но когда нужно поехать куда-то в провинцию и показать, кому принадлежит власть, вот тогда один надевает костюм солдата, другой там прокурора, он тоже царский костюм надевает. Вот они едут туда и показывают, кто самый главный. Но при этом между ними отношения все-равно остаются дружеские, и отличие в том, что Кришна всегда помнит, какие отношения их связывают. Даже когда Он покидает Вриндаван, естественно, со своей свитой, то его свита забывает, какие их подлинные отношения, что их связывало в точке отправления. А Кришна всегда это помнит.

# 25:24

Проявления Шримати Радхарани

Как в «Бхагавад-гите» Кришна Арджуне говорит: «Мы с тобой неразлучны. Мы с тобой живем всегда. Прожили не одну жизнь, мы с тобой проиграли не одну игру. Но ты не помнишь предыдущих игр, а Я помню все». То есть Кришна всегда помнит, какие отношения Его связывают с партнером по игре в изначальном месте. Например, Арджуна – это одна из гопи, одна из подружек Кришны во Вриндаване. Но вот в этой игре эта душа, эта гопи, играет роль солдата. При этом она не помнит, какие отношения у них изначально в деревне Вриндаван, а Кришна помнит все. Поэтому, вы спрашиваете, когда Кришна возвращается из Двараки во Вриндаван, это как бы можно представить, что его спутники в Двараке на какой-то миг вспоминают, какие их изначальные отношения.

Слушатель: Забывают про Двараку.

Б. Ч. Бхарати Свами: Забывают про Двараку. Потому что жены Кришны в Двараке – Сатьябхама, Рукмини, Джамбавати и так далее, там много – они все ипостаси девушек-гопи, пастушек во Вриндаване. И вся эта игра управляется Шримати Радхарани. Все гопи Вриндавана – это ипостаси или какие-то качества Шримати Радхарани, какие-то олицетворенные качества. Она одна собирает в себе все качества, а так же эти качества существуют по отдельности: неприступность или, наоборот, покорность, юмор, да, много качеств. Мы уже говорили, любовь аккумулирует в себе бесконечное количество оттенков, привкусов. И все эти оттенки имеют личностное выражение, все гопи индивидуальны, то есть какие-то качества Шримати Радхарани. Она чувствует, что Ему надо, Она предугадывает Его желания. Может быть, даже не знаю, что Ему еще надо, но Она все предугадывает. Поэтому создает мизансцену битвы или семейной жизни или Он вдруг надевает на Себя шкуру вепря-кабана, поднимает Землю. Она все эти игры устраивает. Они какие-то Ее игры.

# 28:53

Сахар, который хочет познать свою сладость

Слушатель: Получается, что он Ей подчиняется, но это от Него происходит желание?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, Он подчиняется. Кришна говорит: «Я покоряюсь тем, кто покорен Мне, Я слуга своих рабов». Вот это было в беседе Рамананды Рая. Вот этот накал, когда круг замыкается. В громкоговорителе есть резонанс, да? Он все выше, выше, выше, прямо уже невозможно. Вот этот вот круг самопожертвования, самозабвения, отдавания, он все больше, больше и больше и, когда уже невозможно, Махапрабху ему рот закрыл и говорит: «Нет, дальше не надо». Уже на уши давило. В этой связи Гурудев говорил, что в высшей сфере игр там игра в одни ворота, то есть Кришна всегда проигрывает, потому что если Он что-то даст преданному, то преданный в два раза больше Ему отдает. И вот перед Ним дилемма: если дать еще в два раза больше, то Ему еще вернется. И поэтому Он обманывает преданных: Он становится одним из них – становится преданным и хочет ощутить, но и ощущает, а как это, с чего это вдруг Я им даю, у меня же всё есть, Я им даю всё, а они Мне в два раза больше отдают. То есть во Вриндаване нет долевых отношений. Там либо всё, либо ничего. И Он принимает их служение, принимает их верность, их любовь, но Он не понимает как это вообще возможно. Тогда Он их как бы обманывает, Он становится одним из них, входит, что называется, в шкуру преданного, и от этого испытывает еще большее блаженство. Или, как Шридхар Махарадж говорил: «Это нужно представить, что сахар вдруг подумает: „А как я на вкус? Какой у меня вкус?“» Потому что все могут сахар попробовать. Но сахар может сам себя попробовать? И вот Махапрабху – это как раз сахар, или нектар, блаженство, или счастье собственной персоной, блаженство, которое вдруг хочет само себя испытать. И когда это происходит, то вот этот вот самый резонанс наступает, и Господь начинает танцевать. Вот этот танец Махапрабху, Он все время танцевал. Этот танец олицетворяет блаженство, когда Господь пребывает, когда блаженство само себя испытывает, то Он начинает танцевать, не может остановиться, Он пляшет, а при этом Он еще и поет, а петь, когда Он поет, – это означает, что Он вот это блаженство, которое само себя испытывает, раздается еще и другим, выплескивается. Вот это и есть санкиртана. Махапрабху – это Кришна, который Сам Себя раздаети и при этом еще вкушает, наслаждается собою. Махапрабху отличает два качества: Он поет и танцует. Танцует – это Он радуется, а поет – это Он раздает другим эту радость.

# 33:21

Махапрабху открыл нам Кришну

Слушатель: Получается, что Махапрабху (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну принято считать, что существует Всевышний, Нараяна, и все аватары из него исходят. Но Махапрабху объясняет, что Нараяна тоже исходит от кого-то. Вот этот от кого-то – это Кришна. Махапрабху открыл нам Кришну. Открыл как высшую ипостась, не просто как одного из десяти аватаров, как изначальную сварупу. Как актер – у него множество масок. А какая первая маска? Как определить? И вот в индуизме споры постоянно: кто более высокий? Один аватар более сильный, другой – более мудрый, третий – справедливый, как Рамачандра. Вот кто из них? Кто из них первый? А Махапрабху говорит: «А какая разница?» Если у актера много масок, то у него должно быть лицо. Маска повторяет лицо. Понимаете? Если у маски есть там вырезы для глаз, это значит, что у актера есть глаза. Маски могут быть разными: с усами, с большим носом, с маленьким носом, с большими ушами или без ушей, там с рогами. Маски могут быть разные. Но любая маска всё равно повторяет форму изначальной головы или изначального лица актера. Если есть аватары, значит есть тот, кто нисходит в этих обликах. Если есть образ, значит есть тот, кто этот образ источает из себя. Как говорится, мы там созданы по образу и подобию, значит, у Него есть образ какой-то. Вот какой, мы не знаем. Но точно он есть. Если актер надевает маски, значит у актера есть лицо. Махапрабху объясняет, что изначальный актер – это Кришна. Все остальное – маски, или аватары.

Слушатель: Как бы каждый или день Брахмы обязательно нисходит Кришна. Но обычно аватары, а какие-то определенные (неразборчиво) Он Сваям Бхагаван.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Похоже очень (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Каждый, по-моему, двадцать восьмой день Брахмы. Ну это, в общем, не так важно.

Слушатель: Ну да. То есть получается, что каждый празднует свое – кто-то как аватара, а кто-то как Сваям Бхагавана.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, так оно и есть.

Слушатель: Вопрос везения, что каждый двадцать восьмой день Брахмы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос везения, кто будет праздновать как аватара Кришну, а кто будет праздновать Его как изначального Бхагавана. В этом разница.

Слушатель: А если (неразборчиво) не слышал о…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что, значит, не повезло! Если повезет, то Он даже после сотого услышит.

# 37:33

Кому надоело жить, предаются Кришне

Слушатель: А почему (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Защиты ищут. Жить хочется. Им еще жить не надоело, поэтому. Кришна привлекает только тех, кому жить надоело. А кому жить не надоело, они ищут какой-то защиты: «Спаси и сохрани меня, Господи», – они говорят. Вот кому жить не надоело, они обращаются к Высшему Началу как к какой-то силе, которая защитит. Ну защитит – это значит продолжит, продлит существование. Защитить – это значит продлить существование. Вот хочется подольше пожить, значит мы обращаемся к кому-то и предаемся ему. Он нам помогает подольше пожить. Тому, кому жизнь надоела, они, естественно, не будут обращаться за помощью, чтобы жизнь продлили. Про таких Шридхар Махарадж говорил: «Умереть, чтобы жить». То есть им жить надоело, отряд самоубийц „suicid squad”, такой особый эсэсовский отряд, фашисты.

# 38:58

Кто появляется раньше – Радхарани или Кришна?

Слушатель: Махарадж, а, получается, импульс вот есть те, которые могут радовать Его, дарить Ему удовольствие. Это есть всегда в сознании: одно начало наслаждающееся, а другое или это когда-то рождается импульс, есть кто-то первичный, тот, кто устроил ну это? (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ну это вопрос глубокий, из тайной доктрины. Шримати Радхарани рождается раньше, чем Кришна, то есть Она старше Его по возрасту, так вот, если по земному исчислению. И Она как бы ждет Его появления. Вот этот вот импульс любить, ну это опять-таки вопрос такой из области тайной доктрины, потому что импульс любить, он первичный, но как может исходить импульс любви, если нет того, на кого он направлен. Любовь может быть направлена только на Абсолютную Гармонию, на Абсолютную Красоту. То есть Абсолютная Красота все равно присутствует, все равно раньше. Но при этом любовь появляется раньше. Но если она появляется раньше и она уже любовь, она же должна быть направлена на кого-то. Этот вот кто-то, значит, уже был раньше. Вот непонятно! Как Шридхар Махарадж говорит: «Как стрелки часов или как день и ночь – что было раньше? День или ночь? Непонятно». Что раньше – Махапрабху или Кришна? Непонятно. А Шридхар Махарадж говорит: «На самом деле Махапрабху. Потому что, – говорит, – я Его человек. I am His man». Кто что предпочитает.

# 41:14

Сон жизни

Слушатель: Махарадж, вы в прошлый раз как бы сказали, нас здесь нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я уже не помню. Вы бы, может быть, еще обрастили бы это и сказали, что когда вы были в Хабаровске последний раз и сказали: «Нас», что вы имели в виду?

Слушатель: Я же не знаю, что вы имели в виду.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверно, я имел в виду, что этот мир – сон и нас здесь нет. Потому что мы те, кто мы – мы спим, мы видим сон. Или проще: мы смотрим на киноэкран, и нас там нет, на киноэкране, но при этом мы все там, мы живем там. Мы болеем за то, что там происходит. Причем кино всегда одно и то же. Мы смотрим всегда одно и то же кино, и всякий раз дух захватывает, как бы чего ни случилось. При этом случится всегда одно и то же в конце – конец фильма. (смех) Да? И титры: «В фильме участвовали главные действующие лица: там наши враги, друзья, родственники, начальники, подчиненные». Все одни и те же. А конец всегда один и тот же – конец фильма. Но посередине нас очень сильно захватывает, мы все беспокоимся, как бы чего не вышло, как бы боком не вышло. Вот так вот в этой жизни. Финал всегда один и тот же – конец фильма и восемь цифр. Четыре цифры, четыре и между ними черточка. У всех финал такой, но посередине мы очень беспокоимся, как бы жизнь наперекосяк не пошла. Вот, может быть, я это имел в виду, что на самом деле нас здесь нет, в этом кино нас нет.

Слушатель: Но дух-то захватывает? Чей дух-то захватывает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Наш.

Слушатель: Многие выходят из этого фильма?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как, никто не выходит. Снова потом, вторую серию смотрят. (смех) Всё, повторение, краткое содержание предыдущей серии.

Слушатель: Даже краткое содержание не показывают!

Б. Ч. Бхарати Свами: Не показывают?

Слушатель: Нет.

Б. Ч,. Бхарати Свами: Ну краткое содержание можно посмотреть там: помидор вырос – его съели. Нас здесь нет, мы в этом кино участвуем, но мы зрители. Нам отведена роль беспокоящихся, но не игроков. Для нас всё как театр теней. На стене показывают, как две собачки ругаются, и в какой-то момент мы захватываемся этим зрелищем. Мы думаем, что мы сейчас укусим кого-то, съедим. Кришна говорит, что душа, сознание, не может ни умертвить, ни быть умерщвленной. Сознание не может ни причинить смерть кому-то, ни умереть, ни умертвить кого-то, ни быть орудием смерти, ни убить никого само, ни само умереть. Вот в этом театре теней, здесь вот мы руками машем, а там на экране кажется, что мы кого-то едим, а на самом деле мы так вот показываем что-то, а там это отражается, как будто кусается. Вот мы души, мы как бы спим, мы погрузились в эту майю, сон. И сами мы не можем никого убить, никому причинить зло, ни умертвить никого. Но мы смотрим не друг на друга, а мы смотрим на экран, то есть на свои проекции, а эти проекции, вот это вот тело, физическое тело, трехмерное тело, вот эти тела сталкиваются, они ругаются, они локтями расталкивают друг друга, чтобы залезть на вершину пирамиды государственной власти, или внутри предприятия какого-то, или внутри стаи, или косяка. А сами мы не принимаем участия, мы только наблюдаем, руками машем. Или лучше сказать эмоциями машем, а эти эмоции в физическом мире проявляются как войны, столкновение интересов.

Как в сетевой игре мы смотрим на компьютер и убиваем кого-то там, а сами по себе сидим на клавиши нажимаем. И он там тоже на клавиши нажимает. А там, где в киберпространстве сталкиваются эти картинки, пиксели мы видим, что война идет. Вот мы примерно так же. Каждая душа – это лучик света, лучик сознания. Он не может ни убить никого, ни погибнуть, потому что лучик вечно связан с солнцем, с Бхагаваном, с Господом. Он не может погибнуть. Но когда мы отходим от Него дальше, дальше, дальше, мы Его уже не видим. Чем дальше мы от солнца, оно все меньше, меньше и меньше. Здесь у нас появляются какие-то интересы, лучики начинают сражаться друг с другом. Вот мы всегда там, в солнце. Лучик имеет свой корень в солнце. То есть мы там. Но наше сознание, или наш интерес, сюда обращен, поэтому кажется, что мы живем в этом мире, но на самом деле это просто игра теней. Может быть, в этом смысле нас здесь нет.

# 48:15

Одна большая сетевая игра

Слушатель: Это касается только физического мира или всего материального мира?

Б. Ч. Бхарати Свами: Материального. Но в нашем нынешнем состоянии, как обитателей Кали-Юги, мы воспринимаем только физический план бытия. Поэтому для нас сейчашних материальный мир сводится к физическому миру. Больше ничего мы не воспринимаем. Мы не воспринимаем мысли друг друга, эмоции не видим. Мы все воспринимаем физически. Если мы хотим что-то узнать о человеке, мы его препарируем. Хотим что-то узнать о мироздании, мы пробуем химический состав этого.

Слушатель: Махарадж, а (неразборчиво) ну, вот пример очень близких отношений: дружеские отношения, любовные отношения. Между одним и другим человеком разве не может быть (неразборчиво) физически человек может не чувствовать (неразборчиво)?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это все там же, это все в этом кино: любовные, дружеские.

Слушатель: А какая это область?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это все то же самое. Это просто в ролевой сетевой игре команда есть, а есть враги. Вот они… понимаете, все тыкают на кнопки, но одних тыкающих вы воспринимаете как друзей, а других – как врагов. Любовь, дружба, ненависть, гнев. Кришна в «Гите» говорит: «Эти все состояния Я создал для обусловленных душ. Для тех, кто в иллюзию погрузился, Я создал такие состояния, как знание, то есть понимание как бы чего-то, ненависть, гнев, неприязнь, симпатию, антипатию». Он много перечисляет: «Все эти состояния Я создал для участников сетевой игры».То есть то, что нам кажется дружбой, любовью, – это все из той же оперы.

Слушатель: Чтобы интересней было. Ну да, захватывающе. Если их убрать, останется иллюзия только?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, иллюзия в этом… Если их убрать, то останется умиротворение.

Слушатель: То есть это и есть все иллюзия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, все вот эти отношения, эмоции – это все иллюзия. Если их убрать, то останется умиротворение или сон, вернее, не сон, а погружение в забытье, это будет Брахман.

# 50:49

Что нас привлекает в идее преданности?

Слушатель: Махарадж, а также говорится, что первое соприкосновение с преданными высшего мира начинается с дружбы или симпатии к преданному. Это же реальные отношения, получается, с сущностью, а не майя уже, не иллюзия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я не вижу противоречий.

Слушатель: Ну то есть отношения – это иллюзия, наши отношения. А если начинается служение, то служение – это уже не иллюзия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Служение – это не иллюзия.

Слушатель: Но ведь оно начинается с отношений.

Б. Ч. Бхарати Свами: Каких отношений?

Слушатель: Ну вот дружба, симпатия.

Б. Ч. Бхарати Свами: А если в этом присутствует служение, то преданные могут, как бы они пользуются отношением, они пользуются обстоятельствами этого мира. Как Авадхут Махарадж может устраивать большие фестивали, там индийские танцы, флаги. Люди будут этим привлекаться, и за этим они могут соприкоснуться с идеей преданности.

Слушатель: То есть это уже не будет простым… иллюзией?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это иллюзия, которой пользуются преданные, но если за этой внешней мишурой дальше ничего не последует, не последует дальнейший интерес проникновения, тогда это иллюзия. То есть когда вам иллюзионист показывает фокус и вы очарованы этим фокусом, тогда это иллюзия, даже если иллюзионист Сам Господь Бог. Но, когда вы думаете: «Ничего себе! Какой фокус! Может быть, тот, кто показывает этот фокус, гораздо интереснее, чем то, что он показывает, эту майю». И вас уже начинает интересовать личность иллюзиониста, вот тогда вы перешагиваете через эту иллюзию. То есть она как приманка, такое, да, есть. Вот Кришна и говорит в «Гите», что ко Мне ведут много путей, вот эти все пути – это своего рода какая-то иллюзия. Путь кармы, путь гьяны. Кришна также в «Гите» говорит, что на заре творения для сбитых с толку существ, для душ, создал принцип взаимного служения и изложил это в Ведах, в первом звуке в Ведах, и наказал им, что если вы чего-то желаете, желаете обрести какие-то плоды в виде удовольствий в виде власти или какого-то обогащения, то вы должны служить и преклоняться пред тем, у кого это есть. Если вы хотите власти, тогда пусть вашим кумиром будет тот, у кого много власти. Служите ему, преклонитесь перед ним. Вот этот вот принцип Кришна изложил. Поскольку у всех душ есть склонность к накапливанию, то Кришна показал, каким способом нужно накапливать, но в этом способе заложена идея: если тебе нужно чего-то много, если тебе чего-то нужно, служи тому, у кого этого много.

Понятно, что само накопительство порабощает душу. Чем больше у тебя есть, тем большим рабом этих вещей, или власти, или денег ты становишься. Но вот в этом действии накопительстве заложена идея служения, что чтобы накопить, нужно кому-то послужить. Понимаете? И вот в этом как бы порочном накопительстве присутствует чистое начало: способ накопительства – служение. И, когда за всей этой порочной идеей накопительства вдруг в какую-то из многих-многих жизней нам покажется, что способ лучше, или этот способ накопительства – служение тому, у кого больше – более привлекателен, более симпатичен, чем то, что будет в конце, тогда начинается преданное служение, тогда начинается бхакти, потому что если ты понял, что отдавание возвышенней, чем получение, тогда ты будешь постепенно подниматься по этой ступеньке, кому отдавать, пока не достигнешь понимания, что нужно отдавать Кришне, Абсолютной Реальности, Абсолютной Красоте. Вот Кришна заложил вот эту бомбу замедленного действия. Если вы хотите накапливать – накапливайте, служа другим. И Он в Ведах, значит, описал богов, всевозможных небожителей, силы природы, духов, царей. Вот служите им, и они дадут вам то, что у них есть. Но вот сама идея: служите им, она, так сказать, уловка Кришны. Благодаря этому служению ты можешь прийти к Нему.

Поэтому, когда мы сталкиваемся с идеей преданности или с носителями этой идеи, с Гуру, с Вайшнавами, то нас может привлечь что-то. Вот как вы говорите, дружба там или еще что-то, отношения, партнерские отношения, но если за этим не последует дальше вопрошение, что же следует, что же он хранит там. Если нас привлечет какой-то внешний аспект, это хорошо, но если за внешностью нас не будет интересовать суть, тогда мы останемся рабами внешних форм. Потом нам понравятся какие-то другие формы и другие образы, до поры до времени, через многие жизни нам снова предоставится возможность соприкоснуться с идеей преданности, обличенной в какую-то гламурненькую оболочку – это танцы индийские, фестиваль индийской независимости или еще что-нибудь в этом роде. Ну уж какая там будет потом, кто будет или какая земля будет носителем идеи преданности, мы же не знаем. В нашем нынешнем рождении – это какая-то теплая страна, чистые райские города – Калькута, Мадрас. Нас привлекает по-началу красота индийских городов, а потом мы понимаем, что за этим стоит что-то более красивое, более возвышенное, чем индийские улицы очаровательные. Давай тогда на сегодня всё.

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2007-01-08

«Природа объективного мира»

2007-01-22

«О философии»

2007-01-26

«Мотивации преданных»

2007-01-26

«Наше положение по отношению к Господу»

2007-01-27

«Противостояние соблазнам»

2007-02-19

«Истина и иллюзия»

2007-02-21

«Теория эволюции»

2007-02-27

«Отречение»

2007-03-16

«Природа Души»

2007-03-17

«Самомнение»

2007-03-21

«Смерти нет»

2007-03-25

«Мир умирает со смертью наблюдателя»

2007-04-01

«Любое движение божественно»

2007-04-08

«Когда старое встречается с новым»

2007-05-01

«Радха и Кришна никого не защищают»

2007-05-06

«Трансцендентные величины»

2007-05-13

«Между истиной и дурманом»

2007-09-02

«Враг внутри»

2007-09-02

«Непостижимое»

2007-09-03

«Природа личности Махапрабху»

2007-09-16

«Природа предавшейся Души»

2007-10-05

«Онтология учения Вайшнавов»

2007-10-14

«Одиночество»

2007-10-20

«Взаимодействие с другими религиями»

2007-10-27

«О молитве»

2007-11-03

«Субъективная эволюция сознания»

2007-11-05

«Субъективный мир»

2007-11-12

«Вопрос о Махамантре»

2007-11-14

«Внутренняя реальность»

2007-11-24

«Теория относительности»

2007-12-22

«Природа смерти»