Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2007 / «Взаимодействие с другими религиями»
«Махамантра» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 28 ноября 2010 года

«Взаимодействие с другими религиями»


  • «Взаимодействие с другими религиями» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 20 октября 2007 года (скайп каст)

    • Позиция неосуждения (00:00)
    • Степень близости к Богу (10:36)
    • Законы, мешающие быть Вайшнавом (23:42)
    • Ступени эволюции сознания (27:56)
    • Понятие «аватар» (32:38)
    • С какой целью аватар Бога воплощается среди людей (41:33)
    • Чтобы получать благо, нужно жертвовать (43:05)
    • Что влияет на желания людей? (52:14)
    • Служить Всевышнему не так просто (54:42)
    • Блиц вопросы, блиц ответы (59:56)
    • Бытие и со-бытие (65:05)
    • Жертва и самопожертвование (66:28)
    • Влияние энергий на человека (69:28)
    • Общение возможно в двух плоскостях (78:10)
    • Каковы правила вайшнавского учения? (82:33)

https://www.youtube.com/watch?v=uf1JEFjYJUM

Взаимодействие с другими религиями

# 00:00

Позиция неосуждения

Слушатель: …(неразборчиво) о которой вы говорите и которой сами привержены. Может ли эта позиция осуждать хоть что-либо, то есть считать что-то одно отличным от другого, там хуже или лучше? Вот в таком плане у нас. Позиция осуждения возможна ли в этой позиции?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы стараемся не считать, что в относительном мире что-либо хорошее, а что-либо плохое, потому что в мире иллюзии всё плохо по определению. Плохие не предметы и события, а плохо само пребывание в иллюзии. Это как когда мы видим…

Слушатель: Только что сказали, что ничего хорошего, плохого нет ведь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть это когда мы пребываем в сновидении. Когда мы видим сон, какие-то сны хорошие, какие-то сны плохие. Мы встречаем добрых персонажей и злых персонажей. И во сне лучше не делить персонажи на хороших и плохих. Плохо само пребывание во сне, или в иллюзии. То есть в этом мире нет ни хорошего, ни плохого. Само пребывание в этом мире нехорошо, потому что душа пребывает во тьме, в иллюзии.

Слушатель: То есть, по сути, позиция созерцания – это позиция неразличения, не так ли? То есть отрицание мира?

Б. Ч. Бхарати Свами: Позиция неразличения? Позиция неделения на хорошее и плохое, да, но это не значит неразличение. Различение, то есть мы признаем существование разнообразия, но в этом разнообразии нет ни хорошего, ни плохого.

Слушатель: То есть позиция неосуждения, все-таки так правильнее выразиться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно, совершенно верно. Эти понятия «хорошее», «плохое», «добро» и «зло» проистекают от нашего стремления к личной выгоде. Вот то, что не удовлетворяет нашим стяжательским желаниям, мы называем «плохо», что удовлетворяет…

Слушатель: Что удовлетворяет – «хорошо».

Б. Ч. Бхарати Свами: Что удовлетворяет – «хорошо». Поэтому мы стараемся смотреть, стараемся смотреть, конечно, на события этого мира как астроном смотрит на звезды. Одни звезды поглощают другие, происходят взрывы, рождение галактик, смерть галактик. Но мы на это смотрим безучастно, как на несвязанные с нами события. Да? Мы же не говорим, что когда гаснет звезда, сверхтяжелая взрывается, – это плохо. Так происходит. Вот точно так же события этого мира: если они происходят, то мы стараемся, чтобы они нас не затрагивали.

Слушатель: Вот в такой позиции, мне кажется, что следующим вашим шагом вполне логичным был бы вывод того, что и ваше учение не является чем-то хорошим и плохим. И вы его выделяете для себя как что-то хорошее лишь до тех пор, пока вы сами не пришли к тому, что ничего не является лучше одно, чем другое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Согласен.

Слушатель: И, возможно, следующим шагом, конечно, это не обязательно должно привести к отказу от учения и еще к чему-то. Ну, хорошо. Следующим шагом для вас, возможно, будет то, что раз уж все едино и для вас то, что безлично, оно не осуждаемо, то, возможно, вы придете к тому, что взрыв звезды, да, он вас не касается, его можно созерцать. Но то, в чем вы находитесь в этом мире, он все-таки вас касается, а созерцать его приятнее, еще и взаимодействуя с ним. Это вот такое более глубокое созерцание, получается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не понял. В чем ваш тезис тогда?

Слушатель: Мой тезис в том, что я вижу, что вы очень далеко зашедшие люди.

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: И попросту я наблюдал немало, там очень разные пути были, но почему-то они все очень похожи, вот эти вот. То есть со временем, сначала происходит отторжение мира, неприятие его, потом происходит неразличение добра и зла, и дальше происходит неразличение даже самого себя. Но вот термин слова «неразличение», неосуждение можно использовать. И дальше, как правило, после всего вот этого, когда становится совершенно понятным иллюзорность мира и прочее, после этого возникает это вот состояние радости и наслаждения. И уже начинаешь понимать, что все эти учения на самом деле ну к чему? Мы здесь в иллюзии, учение тоже иллюзия. А вот пока мы здесь, даны нам эти условия, это время, этот мир. И вот все эти условия, почему бы их не использовать сейчас? Почему бы не взаимодействовать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в чем ваш тезис?

Слушатель: Тезис в том, что, вероятно, вам, может быть, следует с этой позиции рассмотреть. Сейчас вы заявляете, что мир вам надоел, вы от него устали. То есть вы его все-таки осуждаете или вы считаете, например…

Б. Ч. Бхарати Свами: А в чем ваш тезис?

Слушатель: Я, может, не совсем понимаю слово «тезис»…

Б. Ч. Бхарати Свами: Что вы хотите сказать? Или что вы хотите сказать, на что я мог бы ответить?

Слушатель: То есть только путем вопросов мы будем общаться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Мы с вами общаемся, если мы вступаем в философскую дискуссию, то мы должны следовать правилам логики. Если мы вступаем в философскую дискуссию и не следуем правилам логики, то я прекращаю такой разговор. Это первое. Второе – мы можем вступать в два вида диалога: первое – вы задаете вопросы относительно нашей традиции, я на них отвечаю, второе – вы вступаете в философскую дискуссию, но, вступив в философскую дискуссию, вы должны следовать правилам философии. Иначе мне будет очень трудно ориентироваться.

Слушатель: Ну, вероятно, вы хорошо поняли, что я хочу сказать. На данный момент вы очень даже различаете и подмечаете, в общем-то, всё. У вас есть довольно жесткая позиция, в которой вы находитесь. И вы еще не пришли к позиции неосуждения. И, вероятно, если вы еще не достигли этого, то, может быть, чуть-чуть еще немного пройти дальше, а вот потом уже вести лекции.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо. Кто-нибудь еще, может? А вы мне позволите сейчас вести лекции или я должен отключиться буду?

Слушатель: А это не зависит от моего желания. Вы их ведете по своему желанию.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, хорошо. Тогда, с вашего позволения, я выслушаю чей-то вопрос или чей-то тезис философский.

Преданная: Тут надо перезагрузить сайт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста.

Преданная: Алло, ребята, я извиняюсь, мне нужно перезагрузить сайт. Давайте я сейчас через две минутки вам всем перезвоню. Хорошо?

Слушатель: Хорошо.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть все эти слова в результате свелись к одному – может, вам не давать лекции? Так я же не против! Всё это нагромождение слов, слов, слов. В конце концов: «Может, вы не будете давать лекции?»

Преданная: У кого-то если вопросы, пожалуйста.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если есть вопросы, пожалуйста, или тезисы. Наше общение не ограничено вопросами-ответами. Кто-то может выдвинуть какую-то идею. Но идеи типа «давайте перестанем говорить», по сути так сказал предыдущий участник. Может быть… В чем его предложение? «Может быть, пока вы не научитесь до конца, вы вообще не будете разговаривать здесь?»

Слушатель: Предложение вот в чем. Предложение в том, что все ваши утверждения, которые вы делаете, вы их делаете очень безапелляционно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот.

Слушатель: Предложение в том, чтобы ставить собственные мысли все под сомнение в любой беседе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, значит, предложения типа: давайте вы не будете говорить, потому что так-то и так-то или предложения…

Слушатель: Нет, я не говорю, давайте не будем говорить. Я говорю: давайте лишь не утверждать однозначно…

Б. Ч. Бхарати Свами: Или другие предложения, значит. Супер016 у меня к вам большая просьба в таком формате мы с вами не сможем разговаривать, я вынужден буду вас отключить. Вы меня простите.

Слушатель: Разве это аргумент без беседы? Я могу не разговаривать, а просто послушать вас, если вы не можете со мной разговаривать. Это опять же позиция осуждения – то, что сейчас проявляется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте удалим из общества, из контакта. Есть какие-нибудь еще вопросы? Или предложения?

# 10:36

Степень близости к Богу

Слушатель: Добрый день!

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, пожалуйста. Куальдо, добрый день еще раз.

Слушатель: Ага, вечером общались.

Б. Ч. Бхарати Свами: У вас сейчас вечер, да?

Слушатель: Нет, нет. Я имею в виду, не знаю, даже как назвать. Мы общались сегодня, но это было как бы в час ночи, объективно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, поскольку это было до того, как мы ушли почивать, можно сказать, это было вчера.

Слушатель: Вчера, да. Ну, ладно. У меня возник вопрос, связанный с наличием разных религий. Вот как ваше учение относится к тому, что существуют разные религии?

Б. Ч. Бхарати Свами: Спокойно относится.

Слушатель: Ну, в общем-то, это приятно слышать. Есть ли у вас желание того, чтобы на планете осталась одна религия, как хотят многие из религий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Понимаете, по большому счету мне до планеты нет никакого дела. И поэтому всё, что связанно с планетой, или с религией, с людьми, мне, по сути, безразлично. Вот.

Слушатель: А. Я так пытаюсь пока понять, что это значит в моей терминологии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ага, ну вот, как говорил наш учитель Шридхара Махарадж: «Пусть люди делают все, что им угодно, пусть они создают, ломают, разрушают, верят»…

Слушатель: То есть, тогда получается, что у вас нет задачи воздействовать на людей как-то своими идеями? Или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Воздействовать-то, у меня точно нет такой задачи. Просто те, кому интересно послание наших учителей, я могу просто этим поделиться. Это как, знаете, кто-то сходил, посмотрел интересный фильм, и потом он просто делится. Если его спрашивают: «А что было интересного, что ты посмотрел, что тебя занимало в этом фильме?» И человек просто делится своим впечатлением.

Слушатель: Угу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Старается ли он воздействовать на кого-то? Да вряд ли. Просто для того, кому интересно, он рассказывает, кому не интересно, он не рассказывает.

Слушатель: Правильно ли я понял, что, в общем-то, навязывать свое учение вы никому не хотите, но когда о нем спрашивают, то вы с удовольствием о нем рассказываете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно.

Слушатель: А вот если отойти от слова «навязывание», просто как бы нет ли у вас желания ненавязчиво знакомить с ним окружающих людей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну все это словоблудие, извините. Если кому-то интересно, я готов поделиться, если кому-то неинтересно, я не готов делиться.

Слушатель: Ну активность вы ведь проявляете? Получается, ведь фактически, делая объявление в интернете о том, что вы можете поделиться, вы как бы приглашаете послушать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, кому интересно, кому интересно. Как только человек…

Слушатель: Значит, это у вас все-таки можно назвать потребностью поделиться тем, что вы знаете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, что кому-то это может быть интересно, и этим людям я рассказываю.

Слушатель: Вам нравится это делать.

Слушатель: А вы тут мне написали послание, что это не ваша инициатива, а что ваша видимо…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну какая разница, чья это инициатива? Если кому-то интересно, я готов поделиться. Неужели этот разговор существенен?

Слушатель: Ну вопрос просто у меня был: является ли это вашей потребностью или вы как бы идете уже на поводу у тех, кто к вам ломится в двери со своими вопросами?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть…

Слушатель: Односторонняя ли эта активность тех, кто к вам стучится, или вы тоже как бы эту активность считаете для вас интересной со своей стороны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, есть менее тяжкие вопросы?

Слушатель: Для вас тяжкий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ага.

Слушатель: Ага. Не, ну, просто как бы я этот вопрос задаю для того, чтобы понять, как мне быть с тем вопросом, который я пока еще не совсем понял, закончен ли на него ответ или нет? Это речь о других религиях.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, давайте.

Слушатель: На планете как бы очень много разных религий, и многие из них, ну какие-то высказывают очень похожие идеи друг другу. И, в принципе, в этом же можно было бы сотрудничать людям, но у вас как бы, получается, ваше учение вам все равно, плохо ли живут люди на планете, хорошо ли. Что предлагают другие религии вам, в общем-то, безразлично, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда апельсиновый сок начинает сотрудничать с водой, получается бодяга.

Слушатель: А апельсиновый сок в данном случае – это кто?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это мы.

Слушатель: А все остальные религии – это вода?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: А можно чуть-чуть как бы…

Слушатель: Сейчас, по сути, осуждение…

Слушатель: Нет, нет, я не обязательно считаю, что это осуждение. Это может быть констатация факта с точки зрения, высказывающего эту идею. Он ведь не осуждает солнце, что оно греет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Или когда солнце начинает сотрудничать с предметами, получается тень.

Слушатель: Плохо слышно. Вы не в микрофон, наверное, говорите.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда свет начинает сотрудничать с тенью, получается темнота. Или, когда золото начинает сотрудничать с другими металлами, получается alloy. Как это по-русски? Сплав.

Слушатель: Если говорить про свет и тень, то сотрудничество вообще-то даже невозможно, по-моему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот, поэтому мы и не можем сотрудничать с другими религиями. Надо понять одно, что под религией мы понимаем не группу людей, под религией мы понимаем не какую-то философию, какую-то догму или свод правил. Под религией мы понимаем накал или близость в отношениях с Богом. Поэтому мы делим религии не на мусульманство, христианство, буддизм или еще какие-то религии, а мы делим эти религии по уровню сближения с предметом веры.

Слушатель: А можно спросить, вы допускаете, что кто-то может тоже быть, из каких-то последователей других религий, ближе в этом накале к вашим идеям?

Б. Ч. Бхарати Свами: В этой связи не существует такой религии, как христианство, и такой религии, как кришнаизм. Хотя внешне люди могут носить одинаковые одежды, креститься одинаково или кланяться у алтаря одинаково формально, но по сути они принадлежат к разным религиям. Если один, обращаясь к Всевышнему, просит у Него земных благ, просит Его избавить от болезней, или защитить ближнего, или спасти родину от врага, то другой обращается к Всевышнему с просьбой, чтобы Он принял его своим рабом. И несмотря на то, что они формально совершают одни и те же действия и изрекают одни и те же молитвы, они принадлежат к разным религиям. Один бескорыстно предлагает себя, другой хочет что-то взамен. Поэтому мы религии делим, если хотите, не по меридианам, а по параллелям.

Слушатель: Ну, я понимаю, кажется, о чем вы говорите.

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому что я могу сказать? Независимо от…

Слушатель: С вашей точки зрения, только ваше учение и вот группа, назвать ее религией можно или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно, конечно, у нас религия.

Слушатель: Только ваша религия обладает вот этим самым высоким накалом и является апельсиновым соком? Мне уже кажется, что да.

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашей религии об этом говорится. Я не знаю, насколько те, кто говорят, придерживаются этих идеалов, потому что мне просто не дано видеть.

Слушатель: Угу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но, по крайней мере, в религии Вайшнавов, в единственной религии, говорится о таких высоких идеалах, как быть возлюбленным…

Слушатель: Ну, это высокие идеалы, действительно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: А вы какие-то другие религии вообще изучали или философские учения? Наверное, да? Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: К сожалению, не изучал, нет.

Слушатель: Вообще никакие?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никакие.

Слушатель: И даже не задумывались, о том, что среди них тоже может быть какое-то очень достойное учение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Задумывался.

Слушатель: Но потребности все-таки что-то другое посмотреть не было, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, потребности не было.

Слушатель: Это, наверное, связано с тем, что все, что вы искали, нашли уже вот в этом учении? Тогда зачем искать что-то еще, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Видимо, так, да.

Слушатель: Это возможный вариант и, кстати, для многих последователей других религий это, в общем-то, то же самое происходит. Они находят, причем их отличает от вас немножко даже другое. Вы нашли даже не ту религию, которая подвернулась как бы, потому что храм рядом с домом стоит, а вы как бы что-то все-таки нашли такое, чего рядом и нет у всех под боком. А некоторые просто потому что родились, например, в Пскове, они православные; родились на Тибете, они буддисты; родились там где-то в арабских странах, они мусульмане. Но в принципе они уже ничего другого не ищут. Я вот как бы слышал такое утверждение от своих коллег по работе, причем очень такое настойчивое, они мне утверждали, что если ты родился в России, то ты обязан быть православным, ну, если ты русский и как бы не в Казани там живешь. Как вы к этому относитесь? К таким утверждениям?

Б. Ч. Бхарати Свами: А если в Казани живу?

Слушатель: А там, скорее всего, мусульманином.

Б. Ч. Бхарати Свами: А если я живу на окраине Казани?

Слушатель: А там могут уже как бы возникнуть вопросы, наверное, лояльности, потому что там есть и русские и…

Б. Ч. Бхарати Свами: А если чуть-чуть поближе?

Слушатель: Это же не географически определяется… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: А если на 22 метра ближе к Москве? (смеется)

Слушатель: Вот в том-то все и дело, что, когда я на эту тему думаю, мне тоже как бы важно… Что, что? Реплика, по-моему?

Слушатель: Вера семьи. Вера семьи, по-моему, в первую очередь, определяет религию человека чаще всего.

Слушатель: Ну, да, да, я это имел в виду. Но семья находится на какой-то территории, а территория, например, Псков, и тогда там, вот 100% попадание в то, что это православное будет.

Преданная: Ребят, давайте так, если у вас есть вопросы, можно спрашивать. Если вы хотите подискутировать, вы же можете, в принципе, встретиться отдельно. Тут никто ничего не навязывает. Просто мы как бы Махараджа пригласили для того, чтобы его послушать.

Слушатель: Да, да.

Преданная: Если вам этот формат не подходит, то…

Слушатель: Не, я согласен перейти к вопросам.

Преданная: Просто это уже надоело повторять…

Слушатель: Пусть ведущие, вы правильно делаете, что пресекаете, потому что нужно за этим следить. Это как на дороге, знаете, машина, вот если светофора нет, они тяготеют сами пропихнуться куда-то.

Преданная: Да, да, вы правы… (смеется)

Слушатель: Поэтому будьте светофором и ограничивайте наше на светофоре…

Преданная: Ну вы просто поставьте себе галочку.

Слушатель: А мы с этим согласны. Вы просто…

Преданная: Хорошо, хорошо, договорились.

Слушатель: Угу. А тему можно продолжить про другие религии?

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно.

Слушатель: Мне просто интересно, потому что я очень много других религий изучал, и там, на мой взгляд, не только просят, последователи многих религий просят, но не все. Так может быть с теми, кто не просит, можно сотрудничать? Или для вас это неинтересно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Для меня это неинтересно.

Слушатель: Ага, понятно. Хм. Но в этой позиции…

Слушатель: Я очень постараюсь…

Слушатель: Эта позиция мной не осуждается, я просто интересуюсь.

# 23:42

Законы, мешающие быть Вайшнавом

Слушатель: Просто я почему как бы это, я пытаюсь сформулировать новый вопрос. Просто на Земле очень многие мешают людям нормально жить по-человечески. А есть те, кто создают какие-то религии, группы, организации, кто наоборот предлагают установить законы, по которым людям было бы намного легче жить. И вот мне казалось, что таким людям надо объединяться, чтобы законы эти стали доминировать.

Б. Ч. Бхарати Свами: (в сторону) Мы, наверное, нагрешили в прошлой жизни очень много, за это нам такие страдания.

Слушатель: А сейчас те законы, которые очень сильно мешают. Вот, например, многие законы, наверное, вам мешают быть Вайшнавом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, закон тяготения.

Слушатель: Или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мешает, конечно, закон тяготения мне очень мешает.

Слушатель: А что за закон?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тяготения.

Слушатель: Тяготения к чему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ко всему. Ко всему материальному. Закон тяготения к славе, деньгам, власти.

Слушатель: А как ваша религия отвечает, для чего человек вообще воплощается в плотные формы? И возникает вот это тяготение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что хочет обладать.

Слушатель: Чем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Властью, удовольствиями, добрым именем, богатствами.

Слушатель: А если бы он этого не хотел, он бы и не воплощался в плотной форме?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не-а. Если вы хотите что-то брать, то когда-нибудь у вас появятся руки, если вы хотите ходить или перемещаться, то у вас появятся ноги или колеса. Поэтому мы…

Слушатель: Плохо слышно, наверное, не в микрофон говорите.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, я говорю, что если вы хотите брать, то у вас когда-нибудь появятся руки. Душа, которая хочет стяжать, получает тело, в котором может осуществлять свои потребности, свои желания – желания стяжать, корыстные желания. Сама по себе душа чиста и непорочна.

Слушатель: А заканчивается ли развитие человека после того, как он отказывается от всех этих желаний?

Б. Ч. Бхарати Свами: Заканчивается развитие человека?

Слушатель: Власти, стяжания? Ну и всего этого…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, заканчивается развитие.

Слушатель: Заканчивается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Так у него тогда, получается, нет никакой перспективы достичь очень-очень высоких ступеней, только вот этой ступени, когда ничего не хочется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Получается, что…

Слушатель: Это самая высокая разве ступень?

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая?

Слушатель: Вот когда не хочется уже ничего.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Самая высокая – это когда хочется счастья.

Слушатель: А там есть какой-то прогресс в этом желании счастья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, есть прогресс. Сначала мы думаем, что счастье возможно через посредников: с помощью денег, с помощью богатства, власти, удовольствий. А потом, когда мы понимаем, что счастье не достижимо ни с помощью умственных, ни спомощью физических усилий, мы начинаем молить его о том, чтобы оно низошло до нас. И дальше глубина молитвы лишь нарастает, и это и есть прогресс, о котором вы говорите.

Слушатель: А это вы говорите про существование в плотном теле?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ой, я плотное тело вообще даже не рассматриваю. Понимаете, это что-то…

Слушатель: На Земле мы же в плотном теле. Или без него тоже как бы там происходит развитие?

Б. Ч. Бхарати Свами: Плотное тело вырабатывает экскременты, в основном, и другие секреты, поэтому судьба плотного тела меня интересует, но в меньшей степени, чем что бы то ни было.

# 27:56

Ступени эволюции сознания

Слушатель: А тогда о чем вы сейчас говорили? О личности?

Б.Ч Бхарати Свами: Я говорил о личности, об эволюции сознания.

Слушатель: А эта эволюция возможна вне плотного тела?

Б. Ч. Бхарати Свами: Возможна.

Слушатель: Между воплощениями, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос специальный. Но давайте считать, что возможна.

Слушатель: Даже после смерти, да, так называемой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, во сне.

Слушатель: Ну, все это как бы временное отключение, а я говорю о смерти, как о более длительном. Там тоже возможна? Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это просто длительный сон.

Слушатель: Да, более длительный, там тоже возможна, да? А учение как-то рассматривает, в каких формах там возможно развитие?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не рассматривает.

Слушатель: Не рассматривает? Просто констатирует, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы подходим к этому вопросу теоретически, потому что все остальное – это вопрос суеверия и верований.

Слушатель: Угу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто кем родится, в каком теле?

Слушатель: Я это спрашиваю для того, что я так понял, что, когда человек достигает такой высокой ступени, у него уже нет желания власти и вот тех прочих, как это вожделение и прочего, то он уже, наверное, и не рождается в плотном теле? Так?

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно. Тогда он уже не рождается в плотном теле и тогда начинается его субъективная эволюция.

Слушатель: В более тонких мирах, да? Или как вы их называете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы делим мироздание, точнее, бытие, на три области. Это область корысти, она может быть тонкая и грубая корысть. Грубая корысть – это плотские удовольствия, тонкая корысть – это удовольствия, связанные с разумом, с умом, с рассуждениями – удовольствие, получаемое математиком от логических заключений.

Слушатель: Шахматисты…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это все удовольствия. Я как бы беру два крайних удовольствия, но между ними есть огромное количество смешений. Этот мир называется материальный мир или мир стяжательства. Затем идёт мир безразличия, или сфера безразличия, ее ещё называют нирвана, когда ты никому не должен и тебе никто не должен, ты пребываешь один, ты растворился своим бытием в свете. И над ним есть мир самопожертвования, мир, когда твоё самопожертвенное «я» больше твоего стяжательского «я». И вот та эволюция, или духовная эволюция, происходит, когда стяжательское «я», которое ещё осталось, конечно, оно ещё до конца не сгорело, постепенно уменьшается до пигмейских размеров, а самопожертвенное «я» увеличивается. То есть когда примеси в нас уменьшаются, покуда мы не достигнем почти что чистоты золота, 99,99% содержания золота. И область, где бескорыстие или самопожертвование переходит в стадию самозабвения, эта область называется Вриндавана. Это мир, где обитает Абсолютная Красота, которая всё поглощает, которая ничего не даёт взамен, но поглощает всё, и ужиться с ней можно, только отдавая всё. Этот мир – Голока Вриндавана, там живет Абсолютная Красота, Шри Кришна, Прекрасная Реальность. Это и есть ступени эволюции сознания. К религиям, к учениям, к хорошим и добрым, злым, плохим это не имеет никакого отношения. К мусульманам, христианам и т. д. Мы говорим об идеалах, а не о том, кто чем занимается в этой навозной куче, именуемой человеческим обществом. Какие-то, может быть, сомнения есть ещё?

# 32:38

Понятие «аватар»

Слушатель: А в вашем учении есть понятие «аватар»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть. Аватар означает сошествие. Мы с вами воплощённые существа, а Всевышний нисходит или посылает своего вестника, чтобы протянуть нам руку. И вот этот вестник или Он Сам называется аватар. Поэтому перевод слова аватар как воплощение не совсем правильный, потому что они не воплощаются, они нисходят, сошествие…

Слушатель: Много было аватаров?

Б. Ч. Бхарати Свами: Больше, чем людей.

Слушатель: На Земле?

 Б. Ч. Бхарати Свами: Ой, а вы опять про Землю? В творении.

Слушатель: Да, ну, я же на Земле живу.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, в творении.

Слушатель: А, вы называете Землю творением, где люди находится, да? Я, просто, в терминологии ещё не совсем знаком.

Б. Ч. Бхарати Свами: Творение. Всевышний творит мир, Земля – это узкий пласт этого мира. И сошествий Всевышнего было больше, чем людей, и больше даже, чем душ, потому что Всевышний в одном из своих обликов, или в одном из своих аватаров, находится в центре нашей души у каждого, как солнце присутствует в каждой стране. Или одно и то же солнце находится в каждом городе. Так же и Господь находится в каждом атоме мироздания и в каждом сердце живого существа. И вот тот облик, в котором Он находится, – это тоже аватар.

Слушатель: Это как бы, получается, два разных аспекта аватара? Один, который внутрь человека входит, а другой, который входит, в плотном теле среди людей появляется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, видимо, да.

Слушатель: А меня больше интересует тот, который появляется в плотном теле среди людей. Таких много было?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Ну, кто это были? Это был Рама, Рамачандра, это был Будда.

Слушатель: Будда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Будда. Это…

Слушатель: Опять не в микрофон, наверное…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это был Будда, это Матсья — Божественная Рыба, Курма – Божественная Черепаха. Да, это аватары.

Слушатель: Это все только в Индии, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, вы знаете, вот однажды Он пришёл в облике кабана, вепря, и Он на своих клыках поднял Землю из вод причинного океана, поэтому вряд ли это было в Индии, потому что на одном клыке уместилась вся наша планета.

Слушатель: Ну я-то спрашивал именно про тех аватаров, которые среди людей появлялись, а кабан – это все-таки не среди людей появился.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я вам говорю вообще об аватарах, а среди людей…

Слушатель: Ну я-то более узкий вопрос задал, потому что он меня больше интересует.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы считаем, что всякий, кто помогает нам приблизиться к Господу Богу, есть аватар, или посланник, или вестник в той или иной степени.

Слушатель: В чем отличие между вот таким посланником и Кришной или Буддой?

Б. Ч. Бхарати Свами: А посланник, он ведёт нас к Кришне. Будда ведёт нас к Кришне. А Кришна – это тот, к кому ведут. В этом и отличие.

Слушатель: А Кришна тоже же воплощался среди людей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Он воплощался среди людей.

Слушатель: Один раз?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он воплощается раз в день Брахмы. Так гласит наше учение.

Слушатель: Ага. А это долго?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это там какие-то безумные цифры – 14 миллиардов лет или ну что-нибудь в этом роде. Я просто не силён в нулях.

Слушатель: А когда написана «Бхагавад-гита» была, это Он воплотился как раз в один из таких дней?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это было последнее воплощение именно Кришны. Оно считается очень специальным, потому что Он не воплотился, а пришёл Сам. Это можно сравнить с главой государства. Иногда он посылает своих уполномоченных в другую страну, послов, а иногда он туда приезжает с деловым визитом. Вот все аватары – это Его послы или вестники. А иногда Он приходит Сам с деловым визитом. И очень редко Он приходит с дружественным визитом. И уж совсем редко Он приезжает самолично, чтобы встретиться со своей школьной любовью.

Слушатель: Ну каждый раз это называется словом аватар? То есть различий не делается в терминологии?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это аватар, за исключением того, когда Он лично приезжает, чтобы встретиться со своей школьной любовью. Это уже называется Сваям Бхагаван, то есть Всевышний собственной персоной. Он не наделяет никого полномочиями. И Он Сам Себя не обликает в полномочия, Он просто Сам приходит.

Слушатель: И вот к Арджуне как раз Он явился Сам, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: К Арджуне? Его отношения с Арджуной – это Он был аватаром. Не аватаром, или самолично, Он был в играх с девушками-пастушками, девушками деревенскими во Вриндаване. Вот Он был самолично.

Слушатель: Когда Он там танцевал с ними?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Только им Он готов открыть Самого Себя. Со всеми остальными Он надевает ту или иную маску, которая так же прекрасна, как и Он Сам. Но это не Он. Как ваша матушка: с отцом она ведёт себя не так, как ведёт с вами, и с начальником по-другому, и с пассажирами тролейбуса она тоже ведёт себя по-другому. Это одна и та же личность, просто она надевает маску на себя.

Слушатель: Да, конечно, да. Мы все играем кучу ролей

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, но иногда мы сбрасываем с себя все маски, когда мы остаёмся наедине с самым-самым близким нам человеком. И мы тогда уже маски не надеваем. Но если даже с ним мы надеваем маски, тогда горе нам. Потому что с кем-то мы должны сбросить все свои маски. И вот Господь сбрасывает маски со своими самыми близкими возлюбленными.

Слушатель: Угу.

Б. Ч. Бхарати Свами: И это уже не аватар. Это уже Он самолично.

Слушатель: А предсказывают ещё появление аватара?

Б. Ч. Бхарати Свами: А там не надо предсказывать. Это все регулярно. Вам это не грозит. Нам с вами это не грозит.

Слушатель: Ага.

Б. Ч. Бхарати Свами: Следующий запланированный аватар будет через четыреста с чем-то тысяч лет. Придет Он с узкой миссией для того, чтобы убить всех. Так что, я и не знаю, что вам…

Слушатель: Увидеть или убить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Убить.

Слушатель: Убить, то есть лишить физических оболочек, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Поэтому я и не знаю, что вам посоветовать: ждать Его или не ждать?

Слушатель: Ну такой большой срок мы, наверное, не доживем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну тогда чего беспокоиться?

Слушатель: Не беспокоиться. (смеются).

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, какие-то возражения от потусторонних, в смысле от посторонних?

Слушатель: Боюсь возражать сейчас, выкинут опять.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, выкинут, если возражение будет не основано на философии, не основано на логике. Если возражения превратятся в простую перепалку и предложение закрыть тему вообще.

Слушатель: Ну, логика у каждого своя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот это утверждение противоречит законам логики.

Слушатель: Ну вашим законам, вашей логике.

# 41:33

С какой целью аватар Бога воплощается среди людей

Слушатель: А с какой целью аватар воплощается среди людей?

Б. Ч. Бхарати Свами: В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что Он нисходит для того, чтобы восстановить закон и уничтожить беззаконие.

Слушатель: А ученики не должны к этому стремиться?

Б. Ч. Бхарати Свами: К чему?

Слушатель: Установить закон и уничтожить беззаконие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Мы эту прерогативу поручаем, делегируем Ему. Пусть Он…

Слушатель: Получается, надо как бы ждать аватаров каждый раз?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да нет, Он может, Он восстанавливает закон, не обязательно нисходя в каком-то человекообразном или животнообразном облике. Он устанавливает закон в виде времени или в виде смерти. Смерть приравнивает всех, смерть рассуждает всех, смерть разводит друзей и врагов по красному и синему углу ринга.

Слушатель: А может Он как-то влиять на мысли правителей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Смерть есть тоже аватар, потому что в этом мире Господь приходит в облике времени. А смерть является завершающей точкой времени. Поэтому каждый раз, низвергая нас в небытие, Он вершит свой суд, то есть устанавливает закон.

# 43:05

Чтобы получать благо, нужно жертвовать

Слушатель: А Он может влиять на мысли правителей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, что Он может влиять на чьи угодно мысли.

Слушатель: И, значит, тогда Он, может быть, и через них может влиять на то, чтобы законы изменились?

Б. Ч. Бхарати Свами: Через кого угодно. Законы не людские, а законы мироздания. Есть закон: для того, чтобы получать благо, нужно жертвовать, нужно чем-то делиться. Поэтому всегда во всех религиях в писаниях рекомендуются те или иные формы жертвенности или добровольного отказа от удовольствий. Это может быть форма поста, это может быть форма милосердия, это раздача милостыни ближнему, то есть какая-то жертва. Для того, чтобы стяжать блага, нужно жертвовать. В Ведах есть способы жертвоприношения, они для разных эпох даются разные. В первую эпоху жертвоприношением является медитация, или самососредоточение. В следующую эпоху жертвоприношением является принесение в жертву животного. Следующая эпоха – это храмовое поклонение. И в нашу эпоху, которая называется Кали, век Кали, век лжи, жертвоприношение – это произнесение Его Имени. Потому что в нашу эпоху мы не можем ни уходить внутрь себя, мы не можем совершать жертвенные убийства животных по всем правилам, мы не можем правильно служить в храмах, потому что для этого требуется много ресурсов. Но что мы можем, у нас есть язык, у нас есть мысли. Мы приносим себя в жертву тем, что подчиняем свои мысли, подчиняем свои органы чувств Всевышнему, насколько это возможно. И самый лучший способ – это произнесение Его Имени, потому что в молитве царь чувств, или ум, сосредоточен на Всевышнем. А это и есть жертва. Жертва – это когда ты жертвуешь что-то высшей силе или Всевышнему для того, чтобы потом получить что-то. И в век разногласий, или в Кали-югу, высшей жертвой является принесение ума, или принесение мыслей и чувств, Всевышнему. Взамен мы получаем какие-то блага. Но Вайшнавы нашей традиции вторую часть опускают, они просто приносят себя в жертвует Всевышнему, не ожидая ничего взамен. Ну это так, к слову. В основном, мы молимся, люди молятся для того, чтобы что-то получить у Него.

Слушатель: А жертва может приносить удовольствие?

Б. Ч. Бхарати Свами: Жертва может приносить удовольствие.

Слушатель: А что тогда называется жертвой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это, как знаете, когда мы получили, выиграли приз или с нами случилась какая-то радость, мы идём и отмечаем это, то есть мы как бы жертвуем. Вот вы выиграли много денег и… Пожалуйста, отключите кто-то колонки или микрофон, потому что идёт эхо. Спасибо. Когда мы заработали много денег, когда нам выпала удача, мы приглашаем друзей и отмечаем это, да, мы тратимся. Мы приглашаем, или дарим подарки, или накрываем стол для всех. Это есть…

Слушатель: Зачем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это есть форма жертвоприношения, да, так принято в человеческом обществе. С нами случилось что-то хорошее, и мы делимся этим с друзьями. Мы полагаем, что обязательно нужно принести что-то в жертву, часть своего заработанного или выигранного плода мы должны отдать друзьям, поделиться. Да? Вот это и есть как бы одна из форм жертвоприношения. Когда для того, чтобы получить, для того, чтобы сорвать большой куш, мы делимся с Богами, мы делимся с небожителями, с силами природы, с друзьями, с прародителями, с родственниками, с родителями. Да?

Слушатель: Это традиция, но не все придерживаются этой традиции.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, но это все происходит, это все лежит в нашей внутренней потребности. Нам никто не говорил, что даже если у вас удача, если у вас что-то сложилось, выгорело дело, нужно пригласить друзей и порадоваться вместе с ними, все равно мы внутренне чувствуем, что это нужно сделать. Вот это стремление принести жертву или поделиться, оно заложено в нашей природе. Такими нас создал Всевышний, наш Творец. Но при этом есть более высокие формы жертвоприношения и пигмейские, низкие формы жертвоприношения. Самая высокая форма жертвоприношения – это делиться или жертвовать самому Всевышнему, от которого исходят все блага, потому что Он Вседержитель. В терминологии христиан Вседержитель означает тот, кто держит всё. Соответственно, всё, что с нами происходит хорошего, в высшем смысле отдает нам Он. Поэтому поделиться с Ним или отметить вместе с Ним – это и есть форма жертвоприношения. Это самая лучшая форма жертвоприношения. Потому что если Всевышний не соизволит, то никакие друзья, никакие правители, никакие силы природы не позволят вам добиться желаемого, если не хочет этого Высший Повелитель. Иначе бы…

Слушатель: Может быть, вот…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ваш вопрос не принимается и реплика тоже. Иначе, если бы все зависело только от нас, тогда самому трудолюбивому доставались бы все плоды. Но мы видим, что на самом деле бывает, что человек трудится-трудится, а ему ничего не достаётся, а достается тому, кто просто щелкнул пальцем по компьютеру и выиграл огромные деньги. Или купил билет за два фунта и выиграл 56 миллионов фунтов. То есть всё происходит по воле Всевышнего, поэтому и жертвовать нужно Ему. Об этом Кришна говорит в «Бхагавад-гите», говорит, что для того, чтобы стяжать блага, ты должен удовлетворять тех, от кого зависит это, дать тебе или не дать. Но на самом деле высшим дарователем благ являюсь Я, поэтому пусть все твои жертвы будут обращены ко мне.

Слушатель: Ну вот вы говорите, что наградой за труд…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос Супер16, пожалуйста.

Слушатель: Спасибо. А может быть, вот то, что я вам сейчас пытаюсь в чем-то возражать, когда особенно вот в чем-то категорично не согласны, может, это тоже является намерением Всевышнего?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть. Следующим вашим утверждением будет: «А это и является намерением Всевышнего».

Слушатель: Я рад, что вы хотите сказать, что, возможно… Возможно, ваше отвержение любого мнения является отвердением намерения Всевышнего.

# 52:14

Что влияет на желания людей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Возможно. Так, Каника спрашивает: «Прошу прощения, мне интересно про желания людей. На них влияет что-то несознаваемое, например гуны, или все-таки человек может ими управлять? И как можно реально подключиться к плану служения? Или зависит полностью от Всевышнего?» Мы можем изъявлять желания, а Всевышний может отвечать на эти желания, а может и не отвечать. Вот изъявить желание целиком зависит от нас, хотя бы потому, что он нас наделил способностью изъявлять желания и этой способности Он нас до сих пор не лишил.

Слушатель: Скажите, а все ли наши желания являются нашим порождением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Наши желания являются нашим порождением.

Слушатель: Например, желание любви. Мы его сами порождаем, такое желание?

Б. Ч. Бхарати Свами: Желание любви? Мы его, оно в нас заложено, конечно, мы…

Слушатель: То есть, получается, заложено кем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Заложено объектом любви. Если у нас появляется желание любить…

Слушатель: А если объект любви – Бог?

 Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, Им и заложено, да.

Слушатель: Значит, Он все-таки закладывает нас?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Желание любить в нас Он закладывает, это даже не желание, а это необходимость или потребность любить. Вот это Он закладывает, а желание не желать больше ничего, кроме этого, мы сами порождаем, мы сами куём эти желания. А это ластик? Ну, это такой сложный вопрос.

# 54:42

Служить Всевышнему не так просто

Б. Ч. Бхарати Свами: Зависит ли, чтобы войти в область служения, зависит ли это полностью от Всевышнего? Вообще, Господь Шива говорит, что удостоиться чести служить Ему не могут даже те, кто расстался с иллюзиями и познал суть бытия, познал истину. Даже те, кто познал истину, не могут удостоиться чести служить лотосным стопам Абсолютной Красоты. Но если мы служим тем, кто служит Всевышнему, то Господь может смилостивиться над нами и позволить нам служить вместе с ними Ему. Мы уже об этом говорили, что служить Всевышнему – это не так просто. Шридхар Махарадж сравнивал это, как если бы мы хотели бы прикурить от солнца или зажечь свечку от солнца, мы бы сгорели вместе со свечкой и сами бы сгорели. Вот служить Абсолютному Самодуру, который подчиняется только своим прихотям, – это все-равно что прикурить от солнца. То есть это нужно быть настолько бескорыстным, настолько отказаться от самости своей, настолько быть самозабвенным, чтобы устоять в этом бушующем пламени. Поэтому Господь по своей милости не допускает нас в сферу интимного служения Ему. И поэтому искренним душам Он посылает учителя, который служит Господу. Мы принимаем духовного учителя, и мы воспринимаем его как духовного учителя, как наставника. Но он в отношениях со Всевышним, он близкий Его слуга, возлюбленный Его слуга или возлюбленная Его слуга. И в этой связи есть пример. Если мы хотим расплавить металл, то мы его потеряем, если мы не поместим его в емкость, которая способна не расплавиться под огнём. Мы руду помещаем в железный ковш. Железный ковш может устоять в огне. Руда расплавляется, и оттуда появляется металл. Если мы руду просто бросим в огонь, то она будет уничтожена, она сгорит, и мы не получим чистого металла. Поэтому нам нужен какой-то посредник, в данном случае это ковш. В этом ковше мы можем избавится от примесей. Все примеси сгорят, улетучатся, и останется чистый металл. Так же и душа, она смешана со всевозможными корыстными желаниями, но если ее поместить непосредственно в область служения Абсолюту, то она исчезнет, она сгорит там, она перестанет существовать, или растворится в этом свете. Но если у неё есть духовный учитель, то духовный учитель как емкость, в которой душа может принять необходимую форму. И при этом в этой огромной температуре все корыстные желания, все примеси улетучатся, и душа примет ту же самую форму, что и ковш, или формочка этого ковша. Поэтому духовный учитель представляет ту или иную область служения Абсолюту или ту или иную форму служения Абсолюту. И когда мы служим тому или иному духовному учителю, то мы принимаем подобный ему облик служения, и мы можем вместе с ним под его началом служить тому самому Высшему Абсолюту. Мы как бы формируемся, у нас появляется форма. На санскрите она называется сварупа. Духовный учитель отливает из нас, смешанных с корыстными желаниями, необходимую форму. Не просто избавляет нас от корыстных желаний, а ещё и придаёт нам форму, свою собственную форму или подобную ему.

# 59:56

Блиц вопросы, блиц ответы

Слушатель: Скажите, пожалуйста, в процессе жизни, пути поиска Бога или вообще любого человека все обстоятельства вокруг него, так как все это полностью управляется Богом, все это формируется Богом не так ли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Так ли.

Слушатель: Скажите, пожалуйста, не является ли одной из целей вашего учения в том, чтобы, освободившись от разума, от рамок ума… То есть рамки – это мысли, не так ли? То есть освободившись от мыслей, мы синхронизируем по сути уже свои желания, тогда они начинают все более синхронно работать с желаниями Бога, Создателя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я с вами согласен.

Слушатель: Скажите, пожалуйста, так как вы познаете, что любая мысль является рамками ума, то не являются ли ваши мысли о вашем учении ограничением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, являются.

Слушатель: Скажите, пожалуйста, не является ли вашей целью освобождение от любых рамок, даже и от рамок вашего учения с целью освобождения самого себя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Является, я с вами согласен.

Преданная: Тут у человека просто нет микрофона, и Махарадж отвечает Канике на вопросы. Поэтому если пауза, это просто размышление. Каника, мы тебя слушаем. (Разговаривают между собой).

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос: «Я слышала два тезиса об объективном мире: в реальности объективного мира нет, его творим мы своим сознанием, а второе – он есть, он неподвижен, как кадры фотопленки, а мы его сознанием соединяем. Как же все-таки на самом деле?» Второе. Объективный мир – это мир событий. То есть это мир движения. Если ничего не движется, то мы ничего и не увидим и не услышим. То есть мы можем видеть и слышать, осязать, обонять только то, что находится в движении. Это называется событие. Есть два понятия: бытие и со-бытие, то есть событие. Бытие – это та самая пленка, напичканная всевозможными картиночками. Она неподвижна. Когда мы глазами начинаем бегать по этой пленке, то кадры приходят в движение. И это уже называется событие. То есть бытие неподвижно, его ещё называют Брахман, он неподвижен, но мы приводим его в движение своими, если хотите, «взглядами» что ли. «Взглядом» я беру в кавычки. Бегая глазами по статичным картинкам, мы их оживляем, мы начинаем видеть события. Мы событиям придаём окраску, хорошее оно или плохое.

Слушатель: То есть своими мыслями мы можем влиять на события, происходящие вокруг?

Б. Ч. Бхарати Свами: Каника, если я не ответил на ваш вопрос, черкните пару строчек. То есть мир событий существует в нашем сознании. Мир как таковой существует независимо от нас. Другими словами, вода существует независимо от нас, а волны в этой воде создаём мы. Так вот, за этими волнами мы перестаём видеть воду. Мы не видим бытие, мы видим события, или со-бытие, или сиюминутное бытие. Событие – это от слова «сиюминутное», то есть появляющееся и исчезающее бытие. События проходят. Бытие не проходит. Мир событий существует только в нашей голове.

# 65:05

Бытие и со-бытие

Слушатель: Вы, Александр, идя по пути своего учения, конечно же, замечали проявление в себе способности к тому, чтобы подчинять мир своим мыслям без вмешательства действий.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вопрос?

Слушатель: Да, это вопрос. Замечали…

Б. Ч. Бхарати Свами: Замечал. Я на все вопросы буду отвечать: «Да».

Слушатель: И, вероятно, это замечали большинство духовно ищущих и, вероятно, тогда, когда мы освобождаемся от своего разума и синхронизируем себя в своих желаниях с желанием Создателя…

Б. Ч. Бхарати Свами: (просит отключить слушателя) Если вам не трудно, потому что я не вижу смысла общения с ним. Есть у нас ещё Куаль и есть Артур. Есть ещё Татьяна Паргус и все. Очень…

Слушатель: Вот расскажите чего-нибудь без вопроса, типа как лекции, интересно послушать.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, простите, это Артур?

Слушатель: Да.

# 66:28

Жертва и самопожертвование

Б. Ч. Бхарати Свами: А, да, ну хорошо. Просто у нас сегодня очень узкий круг общения. Сейчас у нас всего четыре человека, даже три с половиной, потому что Каника не может говорить.

Слушатель: Мне, например, очень интересно вас послушать. Но у меня нет никаких вопросов, потому что мне всё интересно.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, ну хорошо.

Слушатель: Чтобы вести речь, конечно, нужно задавать вопросы, а у меня это не получается, поэтому мне интересно вас послушать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, тогда посидим просто. (смеются)

Слушатель: А если жертва доставляет удовольствие, разве это как? Это уже можно назвать жертвой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это усечённая жертва, но тем не менее. Вы что-то отдаёте от себя и что-то получаете. Это жертва, но она не бескорыстная, но это тоже хорошо. Как говорил наш учитель, Шридхара Махарадж: «Научитесь хотя бы жертвовать мусор». То есть пусть ваша рука научится протягиваться вперёд и открываться.

Слушатель: А это не корысть, случайно, когда ты жертвуешь для того, чтобы удовольствие получить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Корысть. Но ты же жертвуешь.

Слушатель: А чего ты жертвуешь, если удовольствие получаешь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что, если у тебя 1000 килограмм золота и ты отдаёшь два грамма, то вот эти два грамма, это жертва.

Слушатель: А если всю 1000 отдаёшь и получаешь удовольствие?

Б. Ч. Бхарати Свами: О! Ну это очень высокие материи. Это называется самопожертвование. И жертва…

Слушатель: А если это не считается чем-то, что тебе неприятно? В чем тогда жертва?

Б. Ч. Бхарати Свами: А тогда это не жертва. Если тебе не жалко, это не жертва.

Слушатель: Не жалко, например.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда это не жертва, тогда ты ничего не жертвуешь.

Слушатель: Жертва – это только когда тебе что-то жалко и ты отдаёшь?

Б.Ч Бхарати Свами: Жертвовать – это, значит, отдавать то, что считаешь своим. А если ты не считаешь своим, то это не жертва, а это самопожертвование, потому что ты своим уже ничего не считаешь.

Слушатель: Ну такие люди, по-моему, тоже есть, которые своим ничего не считают. Они считают, что им дано на время. Пользуются какими-то благами, то есть имущество, может быть, так…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да мы сейчас не про имущество. Таких мы называем святыми или учителями, которые не просто что-то своё жертвуют, а жертвуют самого себя и автоматически всё, что ему принадлежит, тоже отдаётся. Но к таким святым относились пророки библейские, к таким святым относились святых много. Да я не знаю, их во всех религиях много. Это птицы высокого полёта, и если нам удастся таких встретить, то мы принимаем их своими учителями. Встретить физически или встретить их высказывания, встретить их писания.

# 69:28

Влияние энергий на человека

Слушатель: А вы бываете когда-нибудь на природе?

Б. Ч. Бхарати Свами: А это что?

Слушатель: На природе? Это когда там нет ничего построенного руками людей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так глаза закрыть, и там нет никаких людей.

Слушатель: И самих людей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно глаза закрыть, и там нет ничего построенного и самих людей.

Слушатель: Но там есть излучение от предметов, которые нас окружают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Я когда закрываю, я ничего не вижу.

Слушатель: Вы не видите, но это не значит, что этих излучений нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне ж главное – не видеть. В лесу, наверное, тоже есть эти излучения.

Слушатель: Ну вы, наверное, просто как бы сейчас хотите сказать, что я не точно вопрос задал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вы точно задали вопрос, я к тому, что если вам хочется отстраниться от людей, не обязательно уходить на природу, можно глаза закрыть.

Слушатель: Но, я имел в виду не именно от людей, а и в том числе от их излучений и от излучений, которыми насыщены города. Ведь у вас есть такое понимание, что на предметах проступает информация…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не настолько чувствителен. Я закрываю глаза и ничего не вижу. Я просто нечувствительный, у меня толстая кожа.

Слушатель: Хорошо, тогда такой вопрос: а вы бывали в тех местах, которые люди называют природой? Ну, например, в горах где-нибудь?

Б. Ч. Бхарати Свами: В горах? Ну я картинки видел.

Слушатель: А.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это же то же самое?

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему? А что, там цвета другие?

Слушатель: Ну вот я был в горах. А картинка и быть в горах – это не одно и то же.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? По-моему, это одно и то же.

Слушатель: Вы считаете, что быть с вашим любимым учителем и читать книжку, которую он написал – это одно и то же?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я считаю, что читать книжку, которую он написал, даже важнее, чем быть рядом физически с ним.

Слушатель: Ну я понимаю. Я поэтому об этом спрашиваю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что я человек нечувствительный…

Слушатель: Я имею в виду, не просто физически присутствовать рядом молча, и он молчит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так я же вам уже говорил вчера, что мысли человека нам дают большее представление о нем, чем физическое присутствие. Например, микроорганизмы, которые живут внутри тела моего учителя, они не то, что рядом с ним, они вообще в нем. Находятся они рядом с ним или нет? Это вопрос.

Слушатель: Ну вот просто я почему этот вопрос задаю. У меня есть представление такое, что иногда человек, побывав в каком-то месте, и даже не понимая своим умом, что это место ему дало, он получает какие-то накопления, богатства духовные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вероятно. Просто я повторяюсь: я не такой…

Слушатель: Например, в ашраме?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не такой чувствительный человек. Мне как-то все-равно, где быть.

Слушатель: Для вас нет разницы, в ашраме находиться или в толпе людей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне?

Слушатель: У какого-нибудь там пивного ларька?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну в ашрамах? Разница есть, конечно. У пивного ларька запахи там.

Слушатель: В чем она, если можно закрыть глаза и уши, то нормально?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вы хотите закрыть глаза или быть в ашраме? Для того, чтобы быть в ашраме, не обязательно в него ехать. Для этого можно проникнуться духом служения.

Слушатель: Можно поближе к микрофону?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ашрам – это место, где монахи служат некой идее или учителю. Это ашрам. Для того, чтобы служить учителю, не обязательно быть физически рядом с ним. Можно быть на Луне и выполнять его миссию. Как разведчик, он находится не на территории своей страны, поэтому он служит своей стране.

Слушатель: Я с вами полностью согласен.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну тогда в чем дело?

Слушатель: Ну все-таки как бы ашрамы для чего-то строят? Для чего тогда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Для тех чувствительных натур, для которых физическое присутствие в каком-то месте играет важную роль.

Слушатель: Угу. Вы к таковым не относитесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я нечувствительный человек.

Слушатель: А, тогда такой вопрос: а может ли это место воздействовать, даже если ты его не чувствуешь положительно, на человека? А какое-то место, даже если он не чувствует, воздействовать отрицательно? Какие-то, говорят, геопатогенные зоны там и т. д. Чернобыль вот. Человек же не чувствует, что там радиация идет, он из книжек об этом узнал. Но если он там поживет, у него там волосы выпадут или рак какой-нибудь появится. Бывает же воздействие, которое не чувствуешь, но которое влияет на человека. И, значит, может быть, и духовные воздействия могут каким-то образом положительно влиять? А какие-то негативные, которые он сейчас не чувствует, отрицательно. Значит, есть разница, где он находится или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть.

Слушатель: Но вы как бы для себя этой разницы не чувствуете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не чувствую.

Слушатель: И, соответственно, не стремитесь уехать из каких-то мест, которые могут быть там отрицательно влияющие?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не стремлюсь.

Слушатель: Угу. Ну я просто хотел уточнить это. Просто есть учебник, в котором высказывается такая мысль. Я хочу спросить, согласны вы с этими высказыванием или нет? Что человек, например, уехав из города, который считается густым скоплением негативных мыслеформ, устремляющих человека к животной программе, такой самой примитивной, если он из этого места уезжает куда-то в красивое место природы, в горы, и даже как бы из низины, считается важным подняться на более высокое какое-то место, то там ощущается связь с божественным внутри себя, и даже как бы с учителем снаружи.

Б. Ч. Бхарати Свами: (говорит в сторону) Вы тоже задавали такое бред? Нет она не могла такое задавать. Я бы вас убил!

Преданный: У меня и запись есть.

Преданная: Куальдо!

Слушатель: Вы с этим согласны или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: (говорит преданным) Согласен, скажите, что согласен.

Преденная: Махарадж говорит, что согласен. Просто, если у вас есть вопросы неземного характера, я не знаю как это называется, потому что вы никак не выберетесь из области этой.

Слушатель: А если для меня именно земная наиболее интересна?

Преданная: Махараджу просто не интересно общаться в этой плоскости. Вы же можете, в принципе, информацию в интернете найти, там или ну…

Слушатель: Но ведь я спрашиваю о связи в горах с учителем, это разве земное?

Преданная: Ну как раз – да.

Слушатель: Земное с вашей точки зрения?

Преданная: Ну да.

Слушатель: Я просто этого не знал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я на вас переложил… Я молю вас! Я не подкалываю.

Преданная: Просто, если есть у вас вопросы какие-то в другой плоскости, то…

Слушатель: Не земные?

Преданная: Ну, я не знаю, как это. Я вмешалась просто. На самом деле извиняюсь. Просто ну да, это из другой области…

Б. Ч. Бхарати Свами: (говорит преданной) Да нет, на самом деле молодец. Ану Кришна, я вас умоляю, ну поговорите…

Преданная: (говорит Махараджу) Ответьте, Махарадж,..

Б. Ч. Бхарати Свами: (говорит преданной) Да я не могу на это отвечать. Поговорите, можете…

Преданная: Махарадж не будет отвечать на такого плана вопросы. Я просто вспоминаю себя, я тоже поначалу как бы там геопатогенные зоны, торсионные поля, все эти вещи…

Б. Ч. Бхарати Свами: (говорит преданным) Да не могли вы такое! (смеются)

Преданная: Просто это немножко другая область.

(преданные и Махарадж смеются, разговаривают между собой)

Преданная: Да, там феншуй,

Б. Ч. Бхарати Свами: (говорит преданной) Феншуй?

# 78:10

Общение возможно в двух плоскостях

Преданная: Ну много разных интерпретаций на тему. Если у вас есть другие вопросы не о жалости, то…

(преданные и Махарадж разговаривают между собой)

Слушатель: Супер16 просит чайнику поинтересоваться у Махараджа уместно ли мое присутствие здесь в качестве говорящего? Или, быть может…

Преданная: Нет, говорящего нет.

Слушатель: Простите, пожалуйста, это решение ваше или Махараджа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я хочу пояснить. Общение возможно в двух плоскостях. Первое – философский спор, второе – задавание вопросов. В любых плоскостях есть свои правила. Если вы хотите спорить, то это должен быть философский спор, это должен быть спор, основанный на логике. Если вы хотите что-то узнать, то вы должны слушать и то, что вы услышите, либо принимать на веру, либо не принимать. Другими словами, если у вас нет на руке часов…

Слушатель: (неразборчиво)…

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно я продолжу? Я хочу пояснить это Супер16, пояснить раз и навсегда, просто смиренно прошу вас понять. Если, допустим, у вас нет часов на руке и вы у кого-то спрашиваете сколько времени, вы должны принять то, что он вам скажет. Обманет он вас или не обманет, это уже другой вопрос. Но раз вы поставили себя в положение вопрошающего, то вы обязаны слушать ответ или, если вы считаете, что у вас есть часы и они показывают правильно, вы должны спорить с ним. Но если вы будете спорить с ним, вы должны показывать, сколько у вас времени на часах. Если просто вы будете говорить: «Я считаю, что сейчас четыре часа», а он вам скажет: «А вот мои часы показывают пять», а вы будете продолжать: «Нет, я считаю, что четыре» и не будете показывать своего циферблата, то этот спор будет бессмысленный, и в такие споры я вступать не хочу. Итак, подытожим: либо вы спорите на основе логики, и это будет называться философский спор, либо вы просто спрашиваете и принимаете на веру или не принимаете. Всё.

Слушатель: Да, ответ понятен. Можно спросить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это будет вопрос или спор?

Слушатель: Это будет вопрос, который, как обычно, перерастает в спор.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо, давайте спрашивайте.

Слушатель: Вы сейчас рассказали свою логику ведения беседы, и, наверное, я ее сегодня еще не нарушал, но вы почему-то все время приукрашиваете. И вопрос такой: согласны ли с тем, что логика, собственно, у каждого человека своя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не согласен. Есть еще вопросы?

Слушатель: Тот пример, который вы сейчас привели, для меня является нелогичным. Не означает ли то, что логика у меня своя по этому вопросу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не означает. Это значит, вы не связаны с логикой.

Слушатель: Но можете ли вы это точно знать? Вы даже не знаете меня.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне не обязательно вас знать. Если человек говорит, что у каждого своя логика, это значит, он не логичен.

Слушатель: А, может быть, это значит, что это просто не соответствует вашей логике?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть и так. Я прошу прощения Супер16, что мне нужно сделать, чтобы вы не разговаривали со мной?

Слушатель: Я хотел показать вам свой циферблат, но вопрос с самого начала тут стоял такой: если мое присутствие в качестве говорящего совершенно не уместно, так как моя логика не соответствует вашей, то, конечно, же я покину вас. Единственно, что я хотел спросить: могу ли я присутствовать как говорящий, потому что я хочу показать вам свой циферблат?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вы можете спорить на основе логики… (Махарадж говорит преданным) Потому что это ну тупиковый. Он говорит: «Это ваша логика?» Я говорю: «Это наша логика». Он: «А может быть, вы не правы?» Я: «Может быть, я не прав». Ну а смысл какой? Ну болтовня просто, мне просто неинтересно, я же не в трамвае! (смеются)

Преданная: Ребят, есть вопросы?

# 82:33

Каковы правила вайшнавского учения?

Слушатель: А существуют какие-то правила приличного поведения? Вот как светские правила существуют…

Б. Ч. Бхарати Свами: Существуют.

Слушатель: Вот в вашем учении есть такие правила, которые называются, что вот так вести себя хорошо, а так плохо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Быть смиренным, терпеливым – это хорошо, быть надменным и нетерпеливым – это плохо.

Слушатель: Мне очень нравятся эти правила. А можно уточнить насчет терпеливости? Я сейчас как бы не осуждаю, просто возня в качестве примера, вот эта ситуация, которая сейчас возникла. Я даже как бы правильно считаю, что вы так поступили. Но является ли это проявлением терпения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не является.

Слушатель: А можно узнать, почему все-таки вы, зная, что лучше быть терпеливым, все-таки отключили? Хотя я поддерживаю это решение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что я решил необходимым пожертвовать одним слушателем, чтобы другие имели возможность нормально общаться.

Слушатель: А можно воспринимать это как правило: жертвовать меньшим ради большего?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, можно.

Слушатель: Такое правило есть, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, таких правил нет. Я просто счел необходимым.

Слушатель: А, это ваше как бы решение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Вы же спросили меня.

Слушатель: Ага.

Б. Ч. Бхарати Свами: Иначе общение было бы под угрозой. У нас бы была просто трамвайная, превратилось бы все в трамвайную болтовню. А мне просто неинтересно это.

Слушатель: Я просто могу по поводу Супер, он как бы очень часто сознательно идет на нарушение. Мне он, например, начал откровенно хамить. Я сказал, что если вы будете хамить, то я с вами общаться не буду, он сказал, что ладно не буду, но несмотря на это через пять минут опять начинал хамить. Я сказал, что тогда не будем общаться, он сказал: «Ладно, не буду…»

Преданная: Супер уже не с нами. Давайте…

Слушатель: Да? Ну просто я хотел это сказать.

Преданная: Бросьте вы это дело.

Б. Ч. Бхарати Свами: На самом деле все нормально. Мы уже…

Слушатель: Ну, по-моему, с таким человеком лучше не общаться. Действительно правильный метод. Он не несет же никакой агрессии?

Преданная: Куаль, у вас есть вопросы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, все уже.

Слушатель: Вопросы? Столько много ответов было, что сразу так даже…

(Махарадж говорит преданной, чтобы она пообщалась, а он бы отдохнул)

Преданная: Ну тогда, может быть, мы перенесем продолжение дискуссии?

Слушатель: Да, наверное. Просто надо еще переварить как бы некоторые аспекты…

Преданная: Ну, да, да. Просто, если какие-то вопросы у вас есть, можно их написать более внятно.

Слушатель: В какое место лучше написать?

Преданная: Можете в чат писать, или скоро форум будет, там тоже очень много ответов, вопросов.

Слушатель: А вы пошлете мне в чат адрес форума?

Преданная: Да, да, обязательно.

Слушатель: Спасибо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Куаль, а вот, знаете, Анечка Чайка, она была в Непале, она очень много гор повидала. Хотите, она вам расскажет о своих горных переживаниях.

Слушатель: Если ей это интересно? Мне было бы интересно.

(Махарадж говорит преданной, чтобы она рассказала про горы, пообщалась с участниками каста)

Преданная: Куаль. Это шутка такая. (преданные смеются)

Слушатель: Ну, хорошо.

Преданная: Ребят, ну тогда собираемся попозже, да? Назначим, узнаете время, я брошу в чат. Куаль, вы же у нас участник?

Слушатель: Я в вашем чате, по-моему, есть.

Преданная: Ага, ну тогда, если мы все-таки организуем каст, то я сброшу возможность.

Слушатель: Хорошо. У меня, правда, не всегда бывает возможность. Но так с удовольствием.

Преданная: Ну ничего страшного. Наше дело – предложить, ага. Ну всё, спасибо огромное. До свидания.

Слушатель: До свидания. Спасибо Махараджу.

Преданная: Махарадж, не делайте звук, пожалуйста, у нас начало загружаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что?

Преданная: Ребят, может, у кого-то вопросы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я хотел посмотреть, насколько глубоко вставляется.

Преданная: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Из-за этого?

Преданная: Не знаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну давайте я сейчас продолжу. Нет, я включу, и он продолжит.

Преданная: Махарадж. Я не поведусь на вашу… (смеется)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ану Кришна, вы зря! Во-первых, я не шучу, и мне было бы интересно послушать. С другой стороны, нельзя же все время философию такую жесткую давать. Просто поделиться впечатлениями про горы. Вы по-прежнему думаете, что я подкалываю?

Преданная: Я просто не думаю, я уверена. (смеются)

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+2

Другие материалы раздела

2007-01-26

«Наше положение по отношению к Господу»

2007-01-27

«Противостояние соблазнам»

2007-02-19

«Истина и иллюзия»

2007-02-21

«Теория эволюции»

2007-02-27

«Отречение»

2007-03-16

«Природа Души»

2007-03-17

«Самомнение»

2007-03-21

«Смерти нет»

2007-03-25

«Мир умирает со смертью наблюдателя»

2007-04-01

«Любое движение божественно»

2007-04-08

«Когда старое встречается с новым»

2007-05-01

«Радха и Кришна никого не защищают»

2007-05-06

«Трансцендентные величины»

2007-05-13

«Между истиной и дурманом»

2007-09-02

«Враг внутри»

2007-09-02

«Непостижимое»

2007-09-03

«Природа личности Махапрабху»

2007-09-16

«Природа предавшейся Души»

2007-10-05

«Онтология учения Вайшнавов»

2007-10-14

«Одиночество»

2007-10-20

«Взаимодействие с другими религиями»

2007-10-27

«О молитве»

2007-11-03

«Субъективная эволюция сознания»

2007-11-05

«Субъективный мир»

2007-11-12

«Вопрос о Махамантре»

2007-11-14

«Внутренняя реальность»

2007-11-24

«Теория относительности»

2007-12-22

«Природа смерти»