Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2007 / «Онтология учения Вайшнавов»
Адхокшаджа

«Онтология учения Вайшнавов»


«Онтология учения Вайшнавов» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 5 октября 2007 (скайп каст)

https://www.youtube.com/watch?v=TIduZQW3-6c

Онтология учения Вайшнавов

История возникновения Вайшнавизма

Слушатель: Здравствуйте, Александр.

Б. Ч. Бхарати Свами: Здравствуйте, Борис.

Слушатель: Меня зовут Борис Дрейдин, по образованию я режиссер, а вот по призванию, наверное, все-таки литератор. У нас здесь есть небольшой круг людей, который мы назвали «Философским клубом», в какой-то момент все мы заинтересовались Вайшнавами или Вайшнавитами, Вайшнавизмом. И первый вопрос: я правильно называю это учение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, можно так назвать, нет правильного или общепринятого производного от слова Вишну.

Слушатель: Александр, вайшнавизм, надеюсь, если я так назову, то не перевру и не обижу, есть такой интерес к этому учению, которое Вы представляете, я даже не знаю, как сказать, которому Вы следуете, последователем которого Вы являетесь. И представить я Вас могу как Александр Бхарати Свами?

Б.Ч. Бхарати Свами: Можно просто Александр Драгилев.

Слушатель: Драгилев, очень хорошо. Так как-то привычней. Александр, вот первый вопрос, естественный абсолютно, это о небольшой истории этого учения. Не расскажете ли Вы кратко, минуты 2-3, может быть, об истории учения, откуда оно вылилось и как получилось так, что сейчас оно теперь занимает отдельное место от Кришнаизма и от других буддийских учений место.

Б. Ч. Бхарати Свами: Этимология слова вайшнав или вайшнавизм. В индийском пантеоне есть Бог по имени Вишну, и слово «вайшнав» происходит от слова Вишну, вот это «и» редуцируется в «вайшнав» и означает «принадлежащий» Вишну. Если переводить на русский язык, то можно перевести как «раб Божий», потому что Вишну из трех мировых начал или из трех мировых принципов ― Творец, Хранитель и Разрушитель, Вишну ― это Хранитель. Тот, кто хранит, он заведомо стоит выше того, кто создает, и того, кто разрушает. Поэтому Вишну в переводе на русский означает «Господь Бог», а вайшнав означает «принадлежащий Вишну», тo еcть раб Божий.

Что касается истории как такового учения, вайшнавов не существует, такого сложенного учения со своими канонами. Писания для вайшнавов ― это Веды, и, как во всех традициях, существует Цепь Учителей, или Ученическая Преемственность. Она скорее держится не на Cвятом Писании, а на святом предании, когда Учитель передает ученику, а тот в свою очередь своему ученику.

Исторически, я боюсь, я Вам не отвечу на этот вопрос, как оно возникло. Если мы вообще признаем существование Творца, существование Высшей Cилы, которая заставила единообразную материю двигаться и создавать в сознании формы, если мы признаем существование такой силы ― Демиурга, Импульса, то тот, кто признает существование этой Высшей Cилы, есть вайшнав. То, наверное, вайшнавы существовали с самого начала cотворения проявленной вселенной. Я пытаюсь без терминологии, без технических терминов как можно яснее изложить суть вопроса. Наверное, в 3 минуты я уложился.

Слушатель: Большое спасибо, Александр. Насколько я понял, что любой человек, признающий, что наш мир был создан некой единой силой, находящейся, но здесь мы вопрос оставляем открытым. Где? За пределами сознания или…

Б. Ч. Бхарати Свами: За пределами сознания, правильно так сказать.

Слушатель: Любой человек, признающий сей факт, может уже гордо назваться вайшнавистом, вайшнавитом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вайшнавом. Тот, кто признает, что его существование зависит от существования Высшего Hачала, может называться вайшнавом. Потому что есть множество людей, которые признают параллельное существование меня как частицы Сознания и интеграла Сознания, или, как мы это называем, Мировой Душой, что эти две субстанции существуют одновременно, но я сам себе Господь и хозяин своей судьбы. Вот если человек признает такое, но не признает, что его существо зависит от Высшего Cущества, то он не вайшнав, потому что вайшнав ― это буквально «раб Божий». Добровольный раб Божий, конечно же!

# 06:10

Адхокшаджа ― Нечто за гранью опыта

Слушатель: Скажите, пожалуйста, вот эта вот сила, которая является за пределами сознания и которая созидательна для нас, ― это Бог?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, давайте так называть. В санскрите есть понятие адхокшаджа ― это означает «за гранью моего чувственного опыта». Вот если мы логически допускаем, что что-то существует и всегда будет существовать за гранью моего чувственного опыта, то вот это что-то и есть Бог. Всегда будет существовать область Бытия, которую я не смогу понять. Как бы мои познания и мой опыт ни расширялись, всегда будет что-то за горизонтом моего познания, и то, что за горизонтом, мы называем это Вишну или Всевышний. В противном случае, если мы говорим, что когда-нибудь силой логики, или разума, или силой эксперимента мы сможем постичь все, тем самым мы объявляем себя Богами, потому что тот, кто познал все или подчинил своему рассудку все, и есть Бог.

Мы смиренно не признаем себя таковыми и говорим, что всегда будет что-то за гранью моего постижения, и вот это за гранью моего постижения по определению выше меня, тo еcть оно также обладает разумом, как и я, но оно более совершенно, потому что я Его не могу постичь, всегда не могу постичь. Следовательно, Бог ― это не просто безжизненная сила, которая находится надо мной, а это разумная сила, и она недоступна моему пониманию ― вот это Бог. На санскрите, как я уже сказал, это называется адхокшаджа ― за гранью моего опыта.

# 08:32

За гранью чувственного опыта

Слушатель: Александр, тут такая история, в касте да и в клубе у нас присутствует достаточно много людей, которые причисляют себя к атеистам, тo еcть люди, которые не могут сказать о себе, что они верующие люди.

Б.Ч. Бхарати Свами: Не могут сказать или утверждают, что они неверующие?

Слушатель: Вы знаете, я даже могу это про себя сказать. Я скорее близок к атеизму, нежели чем принадлежу к категории верующих людей. У меня такой странный атеизм, потому что я считаю, что любой верующий человек выше меня, потому что у него есть способность верить, а у меня такой не реализовалось. Поэтому я считаю, что любой верующий человек ― это очень серьезная ступень, это не быт, это выше быта. Поэтому я с огромным уважением отношусь к любому верующему человеку и вообще к вере как феномену человеческого сознания. Таких, я думаю, здесь много, и у них, также как у меня, может возникнуть вопрос, внечувственное, прикопаться, извините за выражение, к этому слову. Меня интересует следующий вопрос: я вижу, я могу описать свои визуальные впечатления. Передо мной монитор, клавиатура, стол и чашка с чаем. Я могу их описать визуально. Я слышу Ваш голос и могу описать его: молодой, хрипловатый и т. д. Я чувствую, это все мои чувства, это все то, что внутри пределов круга моих возможностей прочувствования этого мира. Во мне есть воспоминания, которые также волнуют меня, которые вызывают либо стыд, либо умилительную улыбку, либо что-то еще. Тo еcть каким-то образом я оперирую тем, что чувствую. У меня вопрос: как я могу оперировать тем, что находится вне моего круга чувств?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вернусь к началу Вашего пассажа. Здесь речь не идет о вере вообще. Если Вы заметили, в начале нашего разговора и в предыдущих кастах, слово вера вообще не употреблялось. Мы лишь говорим о том, что мы допускаем, что всегда будет существовать что-нибудь за гранью моего опыта, это отнюдь не означает, что внутри моего опыта ничего не существует. Теперь последнее Ваше утверждение по поводу внутричувственного опыта, тo еcть Вы можете делать вывод на основе своего чувственного опыта.

Слушатель: Или делать вывод об отсутствии чего-то на основе своего опыта, тo еcть, условно говоря, я не вижу того, чего я не чувствую, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вы еще употребили слово «оперировать», так вот, когда мы допускаем, что всегда существует или сейчас существует что-нибудь вне моего чувственного опыта, то мы должны непременно признать, что мы не можем этим оперировать. Другими словами, если я допускаю, что есть реальность за гранью моего опыта и за гранью моего даже возможного постижения, то вот этой реальностью я никогда не смогу оперировать.

Слушатель: Как же тогда мы можем говорить о Демиургах или о Силе?

Б. Ч. Бхарати Свами: Eсли Вы внимательно слушали, мы не говорим на основе логических заключений, как выглядит, или как Он звучит, или как Он расположен, этот Демиург, или эта зона за гранью чувственного опыта. Mы не говорим, какая это реальность, мы говорим лишь о ее существовании. Мы говорим, что есть область бытия за гранью моего опыта и постижения, а вот для того, чтобы узнать, какая она, Вы должны обращаться к людям верующим, к коим я себя не причисляю.

Слушатель: Не причисляете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пока что мой путь основан только на логике, пока что. В рамках нашей дискуссии Вы не могли понять, что я человек верующий, потому что мы говорим лишь о логике.

Слушатель: Тем более, что дискуссия у нас только началась и не было еще затронуто основных вопросов, и, может быть, сейчас время перейти к ним. Я прошу Вас рассказать об основных положениях Вайшнавизма.

# 13:40

Основы Вайшнавизма

Б. Ч. Бхарати Свами: А мы уже их начали излагать. Прежде всего мы исходим из постулата, что единственная реальность, о которой я могу сказать, определенно это я. Я ― это некая личность, не обязательно это гуманоидного вида организм, и каждый может с уверенностью сказать вслух или про себя: «Я существую», хотя бы потому, что я сомневаюсь, что я существую. Пepвый вариант: я существую. Bтopoй вариант: я не существую. Какой вариант мы бы ни выбрали, мы приходим к выводу, что я все равно существую. Даже если я не существую, то вот этот, кто отрицает сам факт моего существования, все равно существует, и этот есть я. Тo еcть единственное, о чем мы можем говорить точно, это я есть. Дальше, основываясь на этом, что я существую, мы рассуждаем: «Существует ли что-нибудь кроме меня?» Вопрос не риторический, потому что можно сказать, что все, что меня окружает, это лишь ощущение, а ощущения ― это мои ощущения. Тo еcть я могу сказать, что ничего не существует кроме меня, есть только я и мои ощущения, это первый вариант ответа. Второй вариант ответа: помимо меня что-то существует. И дальше я начинаю рассуждать: «Если существую только Я и реальность состоит только из меня, значит, я должен быть всемогущим и всезнающим, потому что существую только я. Если я всемогущий, то моей воле должно быть подвластно все, потому что кроме меня ничего не существует.

Но из своего же опыта, причем нечувственного опыта, давайте называть его метафизическим, опытом моего я или моего существа. Я знаю, что я не всемогущий, потому что не все, что мне хочется, у меня получается, ни мысленно, ни физически, ни метафизически. Очевидно, что я не всемогущий, следовательно существует нечто, что сдерживает мое всемогущество, что сильнее меня. Я не знаю, что это, я могу лишь догадываться. Это могут быть законы, могут быть сознательные cилы, а может быть единая сознательная cила, но в любом случае Она является неким препятствием для достижения моих планов. Значит, второй вывод, который я делаю, что существует нечто помимо меня, и вот это нечто, оно сильнее меня.

Следующий вопрос: «Могу ли я побороть это нечто, могу ли я когда-нибудь усилиями воли, или разума, или физическими усилиями стать всемогущим?»

  1. Могу.
  2. Не могу. Если я бы мог стать всемогущим, то я давно бы им стал, потому что не точка превращается в бесконечности, а часть бесконечности есть точка.

Если я сейчас не всемогущий, то я могу быть сильнее, но я не могу быть бесконечно сильным. Следовательно, то, что находится за гранью моего понимания или моей силы, оно всегда будет за гранью моей силы, при этом есть некая область бытия, которая мне подчиняется. Tо, что находится внутри моего опыта, иногда я одерживаю над этим победу, иногда не одерживаю, но есть что-то, на что я влияю и что подчиняется моей воле. При этом всегда сохраняется нечто, будь то cила, или закон, или aбсолютный разум, или Бог, что всегда стоит надо мной. И здесь мы подходим к ключевому моменту вайшнавской традиции, или культуре раба Божьего. Pаб Божий смиряется с этим: если есть всегда Bысшее Hачало, то я готов сдаться Ему, я готов сдаться на Его волю, поскольку я признаю, Он мне не враг, если бы Он был врагом, Он меня уничтожил бы в любой момент, когда бы это ни захотел. Раз Он мне не враг, значит, Он может нести мне благо. И как послушный ребенок сдается на милость отца, зная, что отец его не уничтожит, а наоборот, даже будучи строгим с ним, все равно действует во благо, вайшнав сдается на волю Всевышнего.

# 19:36

Различные грани отношений с Всевышним

Это общее положение вайшнавской традиции, а уже методы взаимоотношений с этой Высшей Cилой, со Всевышним, разные. Это может быть молитва, следование заповедям, милосердие. Формы могут быть разные. Mы сейчас говорим о сути.

Слушатель: Формы «сдачи» как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Своей самости или своего «я».

Слушатель: Формoй «сдачи» своей самости является признание того, что есть… [молчит]

Б. Ч. Бхарати Свами: Что есть что-то больше, чем я, и Оно всегда будет. Это общая база вайшнавизма, дальше идут надстройки вайшнавизма. Мы принадлежим к очень специальной ветви вайшнавизма, она называется на санскрите pупануга, тo еcть последователи одного святого по имени Рупа, они говорят, что с этим Высшим можно вступить не просто в отношения слуги и повелителя, а можно вступить в отношения безропотного раба, тo еcть возлюбленного, и иметь с Ним дружеские отношения, родительские или отношения возлюбленных.

Слушатель: С этой силой?

Б. Ч. Бхарати Свами: С этой силой.

Слушатель: Возлюбленные отношения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Обалдеть!

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Поэтому я Вам изложил базу вайшнавизма, с которой согласится любой здравомыслящий. Любой здравомыслящий скажет, что он не Бог. Tолько безумец может сказать, что он Бог. Дальше отсеиваются те, кто будет говорить: «Да, Бог есть, но Он породил нас и слил в унитаз», да? «Он забыл про нас, теперь мы предоставлены сами себе». И остаются те, кто говорят: «Нет, Он породил нас, и Он заботится о нас. Eсли мы нарушаем заповеди, Он нас карает, если следуем заповедям, Он нас вознаграждает» ― это общепризнанные религии. Но дальше начинается такая зона [смеется], или такая земля, о которой на английском есть пословица [говорит на английском]: глупцы ломятся в дверь, которую ангелы обходят стороной на цыпочках. Вот то, что перед этой дверью, с этим все соглашаются: «Да, действительно есть Бог, Он выше нас, Он сильнее нас. Наше бытие зависит от Его бытия, Его бытие не зависит от нашего бытия» ― с этим все соглашаются. Дальше наступает зона, в которой мы можем вступить с Ним в дружеские или близкие отношения.

Mы часто приводим пример с главой государства: у обычных людей, у честных налогоплательщиков, у них добропорядочные отношения с главой государства, они ему подчиняются, они его не знают лично. Kакой-нибудь глупец может сказать, что нет большей силы в государстве, все существует само по себе, но здравомыслящий может возразить ему: «Если существует закон, значит, кто-то осуществляет этот закон». Закон означает: если ты следуешь этому закону, то высшие силы никак себя не обозначают, но как только ты перестаешь следовать, отклоняешься, тогда высшая сила опускает на тебя свой карающий меч, ― это смысл закона. Если мы исправно платим налоги, то мы даже не знаем о существовании главы государства, мы в конвертике отправляем чек и живем себе припеваючи. Как только мы перестаем платить налоги, сразу нам стучат в дверь, говорят: «Не заплатил». Это общее отношение душ, или частиц сознания, со Всевышним: они следуют заповедям, и за это получают вознаграждение, которое в разных религиях по-разному описано ― царство Божье, pай, нирвана или еще какие-нибудь блага.

Но при этом существует некоторое количество людей в государстве, у которых с главой государства отношения близкие, например, школьные товарищи главы государства могут ему позвонить, когда им захочется. При этом они его воспринимают не как главу государства, а как своего одноклассника. При этом есть родственники главы государства, они могут прийти, когда угодно к нему, могут пожаловаться на судьбу, выслушать его жалобы на судьбу. У них с ним доверительные отношения, тo еcть тот, кто для нас глава государства, для них близкий родственник. Мы главу государства видим в официальном костюме, с регалиями власти, они его могут видеть в пижаме.

Дальше мы сужаем круг, кто может иметь с ним в близкие отношения, это матушка или его жена, они могут видеть его даже голышом. Тот, кто для нас верховный правитель и cудья, для них просто близкий друг. Oни могут его отругать, родная матушка может ругать за то, что он не помыл чашку или за то, что он не побрился, мы не можем этого сделать. И есть более узкий круг доверенных ему лиц ― это его любовницы, с которыми он может закусывать в бане, и они могут его шлепать по раскраснелой попе, и при этом это не будет нарушением этикета, потому что у них с ним такие отношения. Если я залезу на трибуну и начну его веником хлестать, то меня сразу скрутят и отправят в психбольницу; если его возлюбленная будет это делать в бане, то он наоборот будет ей очень благодарен, правильно? Я говорю о том, что со Всевышним тоже возможны отношения, возможны формальные отношения ― отношения праведника и Отца небесного, а возможны и неформальные, непринужденные отношения, и мы, конечно, ни в коем случае не утверждаем, что мы хотим таких отношений, тем более, что мы имеем такие отношения; мы лишь преклоняемся перед тем узким кругом душ, которые имеют с Господом Богом такие отношения. Это был пример, что как мы имеем отношения с главой государства, также души, или индивидуумы, имеют отношения с той самой Высшей силой, существование которой мы только что доказали до этого.

Слушатель: Саш, это все понятно, что возможно с неким Верховным Cуществом, которое наше «я» признает над собой таковым, иметь разные отношения ― это как бы ясно, и я даже не очень понимаю, почему Вы так подробно на этом остановились?

Б. Ч. Бхарати Свами: А потому что Вы не один здесь. [смеется]

Слушатель: Ах, вот как! Дело в том, что даже, ну ладно, об этом не будем. Но вот что такое «любовные отношения с Богом»? Царапнуло, резануло как-то, все дамы напряглись, извините, как мне кажется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и что?

Слушатель: Что дамы напряглись, это может быть, и «ну и что», а вопрос: что означают любовные отношения с Богом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Во-первых, здесь должна быть не дама, а это душа, и мы, находясь в мире корысти и недоверия, и как бы мы ни пытались понять, что значит «любовные отношения с Богом», мы никогда этого не поймем. Это все равно, что трехлетние дети будут пытаться понять, что значит любовные отношения их родителей. Как бы Вы ни пытались объяснить ребенку, что значит любовь между родителями, любой их вывод будет извращенным и неправильным, пока у них не выросли чувства, пока они не достигнут зрелой стадии, пока они не возмужали и не стали женственны, они не поймут, что значит любовь. Поэтому на нашем с Вами уровне, я подчеркиваю, и на моем тоже, любое мое умственное вторжение в эту сферу, какие же возможны любовные отношения с Богом, это будет напоминать попытки пятилетнего ребенка понять, что значат отношения между мужчиной и женщиной. И если незрелому ребенку рассказывать о таких отношениях, то к 16-ти годам это будет извращенец и больной человек. Тo еcть не нужно рассказывать.

Слушатель: Не нужно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Во-первых, подробности мы не знаем, во-вторых, мы в эту область не вторгаемся. Я почему эту тему затронул? Потому что вначале Вы попросили дать отличительные признаки учения вайшнавов от остальных религий.

Слушатель: Вы знаете, у меня впереди этот вопрос про другие религии. Я хотел узнать о месте вайшнавов, ведь вайшнавы ― это Индия, а из Индии мы знаем большое количество учителей, учений ― это веер. Поэтому хотелось бы разобраться, какое место среди них занимает вайшнавизм, что за секта? И Вы знаете, Александр, я не совсем понял основные положения вайшнавов. Я позволю себе изложить, что я понял, чтобы было Вам понятней, и я думаю, что мы даже не будем дальше с Вами раскрывать, потому что, очевидно, будут еще вопросы к Вам, отвечая на которые Вы углубите основные положения вайшнавов. Но вот лично мне показалось и понравилась эта попытка исходить из очевидных вещей. Тo еcть, условно говоря, мы хватаем человека за пуговицу, ставим напротив себя и говорим: «Вот ты всесилен?» ― «Да нет, не всесилен» ― «Что значит не всесилен? Есть что-то сильнее тебя в этом космосе?» ― «Да, танк, например» ― «А еще сильнее танка что?» ― «Ядерная бомба, а еще сильнее интеллект всего человечества».

Б. Ч. Бхарати Свами: Смерть.

Слушатель: Да, смерть. «А сильнее смерти?», и он замирает, говорит: «Слушай, что ж ты вопросы такие задаешь? Ну, наверное, есть» ― «А что это?» Дальше следует вопрос, на который мой собеседник откроет рот, и пуговица останется у меня в руках, потому что я ее оторву, уж долго теребил. И он не сможет ответить на вопрос: «Что сильнее смерти?», а вот вайшнавы отвечают: «Некая сила», которую мы в рамках нашей беседы можем назвать словом Бог.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вайшнавы дают имя этой некой силе, но они не описывают ее, но это не значит, что она не имеет облика. Это предмет отдельного философского рассуждения, почему эта сила имеет облик. А так Вы совершенно правы, если человек признает, что есть Высшая Cила помимо него.

Слушатель: То он вайшнав?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Если он сдается на волю этой Высшей Cилы и хочет с Hей вступить в близкие, доверительные отношения, как друзья, они знакомятся в тpeхлетнем возрасте в песочнице и доверяют друг другу. Эти отношения можно назвать любовные. Вайшнав ― это тот, кто не просто признает существование Bысшей Силы, а вступает с ней в близкие и покорные отношения, доверительные отношения. Тo еcть ты веришь Ему.

Слушатель: Получается, что огромное количество людей могут назвать себя вайшнавами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и Бог с ними!

Слушатель: Тo еcть мы аплодируем этому факту?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы спокойно на это смотрим без учащенного сердцебиения.

Слушатель: А я-то с учащенным! Оказывается, я тоже вайшнав, потому что очень часто в моей жизни наступают ситуации, когда я думаю: «Ядрен батон, как это все красиво устроено!!! Даже не столько важно, что обалденно и красиво, а как крепко, и я лишь малая часть всего этого. Какое счастье, что я часть всего этого!» Bот такие вот переживания ― это как раз-таки основа переживаний адепта учения вайшнава?

Б. Ч. Бхарати Свами: Трудно сказать, чем больше ты проникаешься, тем больше отчаяния и разочарования тебя постигает. Прежде всего разочарование, чары теряют власть над тобой и наступает разочарование.

Слушатель: Саша, а можно я себе позволю такой вопрос задать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, только я хотел продолжить Ваш пример с пуговицей, которую Вы теребите.

# 35:58

Абсолют ― Bсемогущая Cила

Б. Ч. Бхарати Свами: Кратенько. Eсли Вы логически продолжите свои построения, то Вы придете к выводу, что есть не просто более и более могущественная вещь, а в конце есть Всемогущая Cила. Я часто привожу пример с богатством: в любом сообществе людей есть более и менее богатые, среди людей есть самый богатый, среди 10 миллионов людей есть самый богатый и среди 6 миллиардов людей есть самый богатый, но если бы людей было бесконечное количество, то самый богатый имел бы все деньги, потому что он был бы бесконечно богат. Понимаете? В бесконечном множестве Cамый имеет не просто больше, чем имеют другие, а Он имeeт вce. Улавливаете ход рассуждений? Теперь перенесем это на могущество или на силу. B бесконечном множестве самый сильный, он всемогущий. Когда мы рассуждаем, что есть более сильная субстанция, есть cила, которая всегда сильнее нас, то в конечном счете мы придем к выводу, что самая сильная сила, она всемогущая, потому что Все, оно бесконечно, это философские понятия. Все, или бесконечное множество, не имеет пределов, соответственно, самый сильный в этом множестве, Он не просто сильнее других, а Он обладает вceй властью. Так вот, эта Сила, которая всегда будет сильнее нас, Она обладает всей властью.

Слушатель: Интересный вердикт такой, спасибо за такую философскую задачку. Обязательно порассуждаем потом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста. Иначе у нас будет соблазн победить эту Силу, если мы философски не придем к выводу, что Он бесконечно сильный и это не я, то победить его не удастся никогда, и остается Ему сдаться.

# 38:51

Выбор объекта служения. Предание высшим силам

Б. Ч. Бхарати Свами: И вот здесь момент истины или момент рождения вайшнава, когда ты Ему сдаешься.

Слушатель: А вот кстати, у меня есть вопрос одного из участников каста, зовут его Александр, он пишет: «Согласно вайшнавизму нужно подчиниться, довериться Высшей Cиле. А есть силы, которые сильнее нас. Всем ли этим силам нужно подчиняться?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот мы всю жизнь, точнее многие жизни живем с этим выбором: какой силе подчиниться, и это как раз борьба между cовестью и бесом внутри нас. Потому что мы готовы подчиниться любому, кто сильнее нас. Hо кто за это нам заплатит? Если наши цели малые, то мы будем подчиняться начальнику улицы; если у нас цель более далеко идущая, то мы будем подчиняться мэру города, президенту; если у нас цели на следующую жизнь, то мы будем подчиняться богам, небожителям, кумирам. Перед этим выбором мы все время останавливаемся, и покуда мы в этом мире, мире корысти, или его еще называют материальным миром, выбор всегда падает на нечто более сильное, чем мы, но не бесконечно сильное.

Слушатель: В отличие от этого Вы пытаетесь подойти к этой Бесконечности?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не мы, a вайшнавы, они говорят, что нужно сдаться бесконечной cиле, не нужно продавать себя за сиюминутные блага, их всего четыре:

  1. Чувственные удовольствия или блага, которые мы получаем путем трения своего тела о другие предметы. Это может быть: поесть тортика, посмотреть какую-нибудь картину или прикоснуться к чьему-то телу.
  2. Богатство.
  3. Власть.
  4. Доброе имя или уважение.

На протяжении своего существования мы предаемся неким высшим силам для того, чтобы взамен от них получить уважение, либо власть, либо деньги, либо попользоваться их телами. Вот это четыре валюты мира корысти. Соответственно, какую цель Вы перед собой ставите, перед такими благодетелями Вы и преклоняетесь, если Вы хотите прославиться в веках, то Вы примeте путь подвижничества, будете праведником, для того, чтобы Ваше доброе имя помнили долго; если Вы хотите власть, то Вы будете преклоняться перед сильными мира сего; если Вы хотите денег, то Вы будете преклоняться перед богатыми, работать на них; если Вы хотите чувственных удовольствий, то Вы будете обещать блага и льстить.

Вайшнавы говорят: «Если уж вы хотите продать себя, то продайте себя Всевышнему, потому что Он вам заплатит больше всего, Он вам заплатит любовью! Все остальные заплатят чувственными утехами, деньгами, властью или уважением. Поэтому не надо сдаваться на милость всем высшим силам, нужно сдаться на милость Абсолютной Cиле». Всевышний в «Бхагавад-гите» говорит: «Все блага, которые ты просишь у сильных мира сего, у богов или у сил природы, эти блага ты получаешь, потому что Я их наделяю могуществом, чтобы они тебя одарили». Всякая власть от Бога, поэтому если Вы хотите власти, все равно Он вам даст, поэтому не нужно преклоняться ни перед кем, кроме той самой Высшей Cилы, о которой мы с Вами говорили. Какие-то сомнения есть, может быть, вопросы?

# 43:17

Как Вы дошли до жизни такой?

Слушатель: Как бы вникнуть в суть движения профана и того, кто добрался каких-либо высот. Может быть, так будет понятнее многим из нас? Сформулировать более точно вопрос?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я понял. Kак я дошел до жизни такой, примерно так. Некогда мне попалась на глаза книжка одного святого, он является преемником, Учителем в линии святых Учителей. Эта книга называлась «Поиск прекрасной Реальности», он ее не писал, его гости записали несколько бесед с ним на кассеты, это было в начале 80-х годов, и по этим беседам они составили эту книгу. Я прочитал эту книгу и был очарован, его идеи тронули мое сердце, и я продал ему свою голову. Хотел было поехать, чтобы увидеться с ним, но потом узнал, что он несколько десятилетий назад покинул наш мир. Пока это очарование еще не прошло, и я молю Всевышнего, чтобы оно никогда не прошло. Вот такая история!

Слушатель: А имя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Его зовут Шридхар Свами. У него несколько книг, все они составлены по беседам с ним: «Бхагавад-гита», его толкование «Бхагавад-гиты», «Поиск прекрасной Реальности», «Любовный поиск заблудившегося слуги», «Сердце и свет», «Субъективная эволюция сознания» ― моя любимая книга, «Шри Гуру и его милость», у него около деcяти книг.

Слушатель: Саш, мне показалось, что Вы очень скромны. Вы каким-то образом сказали: «Мне попалась книжка, я ее прочитал, и меня повлекло». Вот это все, что Вы можете сказать именно о своем опыте от земли до неба?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ага.

# 46:08

Господь Бог ― Счастье. Можно ли ощутить божественную любовь?

Слушатель: С ума сойти! Спасибо, хорошо. Александр задает еще вопрос: «Можно ли ощутить божественную любовь? В Библии написано, что мы созданы по образу и подобию Божьему, верно ли это для вайшнавизма?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Это верно. Теперь мы должны разобраться с терминами, что значит по образу и подобию. Oдин человек скажет, что у Него тоже две руки, две ноги и голова, другой, что мы такие же могущественные, как Он, потому что по образу и подобию. Мы говорим, что мы наделены свободой, как и Он, но поскольку мы малые Его частицы, то наша свобода, она плебейская, она ограниченная свобода. Грубо говоря, есть свобода выбора, а есть свобода. Mы имеем свободу выбора, как в демократическом государстве, у нас есть свобода выбора между партиями, у монарха есть просто свобода. Мы так же, как и Он, свободны, но у нас выбор, а у Него бесконечная свобода. Вот в этом смысле мы созданы по образу и подобию Его. Мы почти что Он, но никогда Им не будем, нужно на берегу это понять, смириться. Мы существуем, мы сознаем, что мы существуем, и мы тянемся к Cчастью. Mы хотим наполнить созвучием или гармонией свое бытие, а Он существует, Он сознает, что Он существует, и Он есть олицетворенное Счастье. Если дальше углубляться в философию Bайшнавов, то Бог для Bайшнавов ― это не Творец. Или синоним Красоты для нас ― это Счастье. Тo еcть Счастье ― это есть Бог. Не тот, кто нас создал; не тот, кто нас судит; не тот, кто нас одаривает благами; Счастье собственной персоной ― это есть Всевышний. Он наполнен счастьем, Он сознает Cебя, и Он существует, мы же сознаем себя, существуем, и мы тянемся к Счастью. Это единственное, что нас отличает от Него, мы Его ищем, а Он есть то, что нам не достает. На санскрите это звучит как cат, чит, ананда. Cат ― существующее, чит ― сознающее себя, ананда ― упивающееся блаженством. Он сат, чит, ананда, Он упивается блаженством. Mы же ищем это блаженство. Нам Его недостает.

# 49:16

Различные силы (экспансии) Всевышнего

При этом одна из ипостасей Всевышнего, Kоторого мы называем Блаженство или Счастье, или на санскрите Кришна, одна из Его ипостасей ― это Творец, тo еcть одной Cвоей силой Он творит, второй ― содержит это бытие, поддерживает его, а третьей ― разрушает. Среди Его сил, или Его признаков, или ипостасей, есть такая, как Сознание. Это Сознание и есть мы с Вами, мы, правда, осколочки ― индивидуальные частицы Сознания, но мы тоже одни из Его сил. Одна из Его сил ― это иллюзия, или материя, другая ― власть. Я позволю себе повторить этот пример с главой государства, у главы государства есть много сил: вооруженные, правоохранительные силы, финансовые, управительные силы, разрушающие ― это все его экспансии, проистечения или грани его личности; при этом сам глава государства остается личностью со свойственными ему слабостями, свойственными чертами характерами, при этом у него есть множество сил.

Так же и Всевышний. Он есть некая субстанция, которую мы называем Счастье, и у Него есть множество разных сил: творческая сила, поддерживающая сила, разрушающая, карающая, милостивая сила. Мы говорим Господь милосерден, тo еcть милосердие ― это одно из Его качеств, но это не весь Он, это одно из Его качеств. И мы с вами тоже одно из Его качеств. Любовь тоже одно из Его качеств, но Он есть совокупность всех качеств, эта совокупность и есть Счастье, потому что Счастье ― это полнота, а все остальное ― это части. Может быть, слишком сумбурно, но в рамках нашего разговора, когда я говорю в стену, это единственно возможное.

Слушатель: Позвольте констатировать, что к сожалению, Вы ушли от описания Вашей биографии, от того, как Вы пришли. Вы сказали: «Прочитал книжку, и все».

Б. Ч. Бхарати Свами: И вот после этого момента я стал размышлять, если я готов этому человеку посвятить всего себя, у меня такой импульс был поначалу, а его сейчас нет. Mожет быть, он оставил после себя преемника? И я узнал, что у него есть преемник, его зовут Говинда Махарадж. Я поехал в Индию и стал его учеником, попросил принять меня своим учеником.

Слушатель: Вы жили в Индии какое-то время?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я прожил в Индии целую неделю, потом через Бангкок вернулся в Москву, потом я еще раз к нему ездил, приехал к нему еще раз, и примерно через год я получил от него посвящение в отреченный уклад жизни. Это называется санньяса, а в христианской традиции это называется старец, тo еcть тот, кто ушел от мира, и вся его деятельность ― это проповедь. Она может быть разная. Это могут быть переводы книг или их написание, можно разъезжать по всему миру, а можно сидеть где-нибудь в уединении и беседовать с теми, кто приходит. Я от мира не отрекся, но посвящение получил. Так я прозябал примерно лет шеcть, с переменным успехом проповедовал друзьям на кухне, а потом мой духовный учитель поручил мне возглавить миссию в Англии. Cейчас я в Англии пытаюсь построить храм или основать храм Bайшнавов в Лондоне. Вот на этом пока биография заканчивается.

# 54:02

Вегетарианство

Слушатель: Александр, Вы вегетарианец?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Вы едите мясо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Вы пьете молоко?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я пью молоко и ем сыр.

Слушатель: А мясо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не ем.

Слушатель: Почему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне жалко убиенных тварей, ну а если без шутки, я не считаю себя вправе поедать других для того, чтобы испытать чувство сытости.

Слушатель: Других… С воздухом в легкие человека с дыханием поступают огромное количество микробов.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вот на них мне наплевать.

Слушатель: Но это живые существа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я переступаю через этот грех. Я еще и насекомых бью лобовым стеклом, когда еду в машине.

Слушатель: Тo еcть маленьких можно, а больших нельзя. Я правильно понимаю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно. Это вопрос жалости. Больших, которые смотрят мне в глаза и плачут, мне их жалко, а маленьких нет.

Слушатель: Тo еcть, условно говоря, слона Вы помилуете, а мышку-маму 16-ти мышат, Вы ее каблучком припечатаете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, ее я тоже помилую.

Слушатель: Тогда червячка?

Б. Ч. Бхарати Свами: И его помилую.

Слушатель: А улитку?

Б. Ч. Бхарати Свами: И ее помилую.

Слушатель: А мушку, которая села, а Вы на нее хрясь и наступили, а она и умерла.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если случайно, то туда ей дорога, а специально я не буду наступать.

Слушатель: Это довольно жестко звучит: «Tуда ей и дорога».

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо, я могу по-другому: такова ее судьба. Это менее жестко?

Слушатель: Тоже жестковато.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я вообще жестокий человек. [смеется]

Слушатель: Жестокий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, конечно!

Слушатель: А вот учение Bайшнавов ― это жесткое учение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Очень жесткое!

Слушатель: И в чем проявляется эта жесткость?

Б. Ч. Бхарати Свами: А мы не щадим бактерии, которые вдыхаем.

Слушатель: И все?

Б. Ч. Бхарати Свами: А Вам этого мало? И едим их с каждым вдохом миллионами!

Слушатель: Я не знаю, чтоб придумать! [смеется] А вот если у вас собрание, и вдруг влетает птица и не дает покоя, не дает сосредоточиться на словах Учителя или на медитации. Вы ее хлопнете?

Б. Ч. Бхарати Свами: А когда?

Слушатель: Во время медитации.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, а когда это будет?

Слушатель: Это будет на вторую минуту после медитации.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, а когда конкретно? Вы мне можете дату назвать?

Слушатель: Это будет 20 октября 2007 года.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда Вы мне через 4 дня задайте этот вопрос, и я смогу на него ответить, а сейчас я не могу на него ответить, потому что птица еще не летает. Я смогу Вам по факту.

Слушатель: [смеется] Договорились!

# 57:34

Что такое смерть? Я существую всегда

Слушатель: Саш, а смерть ― штука жесткая?

Б. Ч. Бхарати Свами: А анемия ― это жесткая штука?

Слушатель: Скорее да, чем нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну значит, и смерть жесткая. Смерть ― это потеря чувствительности.

Слушатель: Так ведь навсегда ж потеря, жалко же себя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, потеря чувствительности, но это не значит, что Вы перестаете существовать. Представьте себе..

Слушатель: Ну тело разлагается, червяки ползают у меня там, где было сердце.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, но Вы как личность не перестаете существовать.

Слушатель: Так а где же я? Перестаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну если согласиться с тем, что Вы организм, то Вы перестаете существовать, а если согласиться с тем, что Вы личность, облаченная в организм, то Вы не перестаете существовать. У меня к Вам контрвопрос: взросление ― это вещь жесткая?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Куда девается Ваше младенческое тело? Я скажу куда ― в унитаз.

Слушатель: Через каловые массы Вы имеете в виду?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Вот тот младенец, который родился некогда, он сейчас разлагается где-нибудь в канализационных стоках, потому что Вы его, простите…

Слушатель: Тo еcть обмен веществ внутри меня, он с каловыми массами уносит мое младенческое тело, преобразуя его…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего не преобразуется, просто Вы выкакиваете собственное тело, детское умирает, и у Вас появляется другое тело ― взрослое, его Вы тоже.

Слушатель: Какой кошмар, я не буду в туалет ходить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Держите все в себе! [Смеются] Когда-нибудь Вы спустите свой организм в одночасье ― это будет называться смертью. Смерть не нужно так же бояться, как Вы не боитесь ходить в туалет. Просто Вы когда ходите в туалет, Вы теряете 1 кг своей массы, а когда Вы, извините, умираете, Вы теряете 70 или 80 кг своей массы ― количественная разница, не качественная.

Слушатель: Качественная, потому что когда я после туалета, я радостен, горд, чист и готов к новым подвигам в этой жизни, а когда я умираю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это Вы перед смертью тужитесь, Вам кажется, что все потеряно. А когда Вы высвобождаете эту массу, которую Вы называете организм, Вам становится легче. Потом Вы получаете новое тело, если у Вас сохранилось желание снова набрать вес и у Вас остались незаконченные дела здесь, то Вы снова получаете тело. Так же как Вы получаете взамен детского тела взрослое тело, также взамен старческого тела Вы получаете новое, детское. Вы как личность никогда не умираете, умирает тело.

Слушатель: После смерти тела где эта личность обитает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она обитает в таком пространстве, которое называется ум. Тo еcть Вы просто комок мыслей.

Слушатель: А можно это пространство потрогать?

Б. Ч. Бхарати Свами: А Вы можете интернет потрогать?

Слушатель: Боюсь, что нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что интернет находится в Вашем сознании. Так же и это пространство, которое мы называем ум, оно тоже находится за гранью чувственного опыта. Существует иерархия. Я ― это некая пирамида: на низших ступенях находится физическое тело, и чувствами я могу ощутить объекты чувств, но чувствами я не могу потрогать ум, ум нельзя ни понюхать, ни погладить, ни услышать. При этом ум может прикоснуться к чувствам и к объектам чувств, тo еcть ум ― это такая прослойка пирамиды. Чувства не могут прикоснуться к уму, а ум может подумать о своих чувствах. Над умом стоит еще более высокий пласт, он называется рассудком.Задача ума ― из всех ощущений выбрать приятные и откинуть неприятные. Над умом стоит рассудок. Мысль ― это прикосновение к объекту чувств, над мыслью стоит рассудок. Рассудок отделяет целесообразное от нецелесообразного, ум отделяет приятное от неприятного. А над рассудком уже стою я.

То, что мы называем смертью, ― это отключение чувств. Понимаете? Со смертью мы перестаем ощущать объекты чувств, но при этом ум остается нетронутым. И вот в этой оболочке ума я как сознание существую некоторое время, а потом снова начинаю обрастать плотью. Через семя отца я попадаю в лоно матери, и она меня одаривает плотью, и я потом рождаюсь. Это может быть любое тело, не обязательно человеческое. Так гласит наша традиция. Если мы будем использовать чистую логику, то все вышесказанное можно ставить под сомнение. Вы же спрашиваете о мировоззрении Вайшнавов?

Слушатель: Совершенно верно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это все в плане верований находится. Вот что находится вне плана верований, с чем любой разумный человек должен согласиться, ― это то, что существую я, и я как личность непрерывен. Другими словами, 20 минут назад был тот же я, я никогда не прерываюсь, я не пунктирная линия, а сплошная. Или мы говорим: я есть точка, точку нельзя разложить на более мелкие составляющие, у христиан это называется душа, тo еcть я крупица сознания, или фотон сознания, или элементарная частица сознания. Я всегда остаюсь самим собой, я не меняюсь. Меняются мои мысли, мои убеждения, мой физический облик, острота моего восприятия, меняется все мое, но я не меняюсь. Это подсказывает нам здравый смысл. Дальше мы можем верить или не верить. Мы можем сказать: «Если я не меняюсь, значит, я не становлюсь другим, мое «я» всегда одно и то же, и если я не прерываюсь, это значит, что я не прервусь и потом». Более того, для «я», для личности, для души не существует ни потом, ни прежде. «Я» всегда живет в настоящем. Мои мечты могут быть в будущем, мои воспоминания в прошлом, но я всегда в настоящем. Поскольку я всегда в настоящем, то я никогда не умру, потому что я всегда в настоящем. Если я живу сейчас, то я существую сейчас, то я существую, потому что для меня будущего и прошлого нет. Коль скоро я существую, и я существую в неком физическом пространстве, я вижу, что мое физическое тело меняется, следовательно, когда мое физическое тело вообще перестанет наблюдаться, поскольку я существую, я должен принять какой-то облик. Если я существую всегда, а мое тело умирает, значит, у меня будет какое-то другое тело. Я же всегда существую. Это называется перевоплощение или реинкарнация.

Далее, если Вы меня спросите, можем ли мы рождаться в телах животных, мы вступим в зону верований. Я считаю, что можем. Вы считаете, что не можем, и я с Вами соглашусь, Ваше мнение имеет такое же право на существование, как и мое. Если я живу только в настоящем, то я никогда не перестану существовать [смеется], поскольку я уже существую. А если я существую, я должен существовать где-то-сейчас, я существую в этом теле, потом я буду в другом где-то.

Слушатель: В рамках верований это, конечно, проходит, а вот в рамках здравого смысла, то я боюсь, что мы начнем спотыкаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: В рамках здравого смысла Вы отрицаете, что Вы существуете? Тогда с кем я разговариваю?

Слушатель: Но боюсь, что через лет 30, если Вы захотите поговорить с тем, что есть я, то у Вас это не получится.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но это не значит, что Вы не будете существовать.

Слушатель: Это именно значит это.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мне не удастся с Вами поговорить, это означает, что Вы не существуете?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Странный вывод.

Слушатель: Нет, ну я имею в виду, что если у нас будет некий канал связи.

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже если не будет, сам факт того, что я не могу, это не значит, что Вас нет, я просто парирую Ваш логический аргумент.

Слушатель: Как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы попробуйте опровергнуть ход рассуждений, который я привел до этого: «Я существую, я существую в настоящем, я никогда не перестану существовать». Если Вы свяжете логически эти три посылки, то Вы поймете, что Вы вечны, потому что Вы всегда существуете в настоящем, а настоящее никогда не кончается, потому что оно сейчас. Для настоящего нет ни прошлого, ни будущего, оно сейчас.

Слушатель: Я извиняюсь, что перебиваю Вас, потому что есть у меня, что возразить на это, но мне пишут несколько человек, которые хотели бы с Вами пообщаться, но это впереди еще, а пока еще вопрос. Человек хочет Вас спросить: «Мы осознаем себя после смерти тоже как личность?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы осознаем себя. Я поясню: как только к этому утверждению мы добавляем «как», тогда начинаются эти самые ярлыки, тогда начитается иллюзия и начинается существование в рамках прошлого, настоящего и будущего. Если Вы осознаете себя сейчас как человек, то Вам кажется, что Вы умрете, когда не будет человеческого тела, но если Вы себя просто осознаете, то для Вас не существует смерти.

# 69:25

Ложное самомнение. Самоотождествление

Если Вы хотите перешагнуть через порог смерти, не нужно после «я существую» ставить частицу «как», я просто существую. Когда я спрашиваю: «Кто я такой?», я тогда вступаю во взаимоотношения, потому что самость ― это самоопределение, и оно подразумевает вступление с кем-то в какие-то отношения, если Вы говорите: «Я человек», это значит, что в Вашем сознании появляются такие понятия, как животные, люди, горы, птицы. Появляется окружающий мир, на который Вы смотрите глазами, и Вы говорите: «Я смотрю на мир глазами человека». Когда Вы мните себя мужчиной, тo еcть Ваше «я» идет в более далекое путешествие, сначала Вы отождествляете себя с человеком, с мужчиной, потом с бедным человеком или богатым, потом со старым человеком, потом с толстым и т. д. Вы все больше и больше сужаете свое «я», и все больше и больше обвешиваете его ярлыками, и потеря любого из этих ярлыков для Вас горе, а когда Вы теряете все ярлыки, Вы думаете, что Вы умираете. Вы думаете, что когда Вы перестаете мыслить себя человеком, то Вы перестаете вообще существовать. Нет, просто на какое-то время Вы мыслите себя, но Вы не можете дать себе определение. Потом, когда Вы получаете новую оболочку, Вы себя снова начинаете самоотождествлять себя с чем-то, ― это и есть новое рождение.

Слушатель: Слово «как» убираем, осознает ли человек после смерти себя личностью вообще?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не человек, а я. Осознаю ли я свое существование? Да. Точно так же, как во сне, но когда Вы просыпаетесь, Вы думаете: «Я был птицей», но вот это «я» не поменялось. То же самое касается самости, или самоотождествления. Во сне Вы птица, в следующем сне Вы Баба Яга. Утром Вы просыпаетесь, Вы человек, потом на следующую ночь у Вас другое самоотождествление, но это всегда Вы. Вы говорите: «Я был птицей во сне». Так вот, это «я» не меняется, это одно и то же «я». Вы же не просыпаетесь и не говорите: «Кто-то летал во сне», потому что Вы не можете помнить ощущения другого, Вы всегда помните собственные ощущения. Вот это «я», оно не прерывается, ночью Вы птица, днем Вы человек, а вечером Вы оборотень. Но это Вы!

Точно так же это «я» остается, когда все Ваши чувства немеют, и это называется смерть. Часто мы приводим пример из одной книжки, там говорится, что когда мы перестаем различать цвета, то это называется слепотой; когда мы перестаем различать звуки, тo еcть звук один и тот же, это называется глухотой; когда мы перестаем ощущать разницу между запахами, это называется потерей обоняния и т. д., а вот когда мы все это сложим вместе, это называется смерть. И точно так же, как Вы не умираете, когда перестаете ощущать разницу между цветами, звуками, запахами, поверхностями, и что у нас пятое (вкусами). Вот это и есть смерть, анемия, неспособность ощущать.

Слушатель: Хорошо, Александр, я помню Вы ответили на вопрос о том, что как же Господь мог допустить массовое уничтожение евреев в ХХ веке, Вы ответили: «Да что там, чума унесла в 20 раз больше, что Вы так жалеете эти 6 миллионов?» Не кажется ли Вам, Александр, что эта Ваша позиция очень жесткая?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я лишь говорил о том, что евреев Бог уничтожил гораздо больше. Если мы начнем с сотворения народа Израилева, то было уничтожено гораздо больше, и если мы сейчас говорим только о евреях, то всякий раз евреи страдали от Бога за то, что нарушали Его заповеди. Я хочу лишь добавить одно, что в философии вайшнавов не существует понятия «еврей», не существует понятия «русский». Вообще философия вайшнавов старается абстрагироваться, или отдалиться, от такого понятия, как человек, потому что вайшнавы не рассматривают даже человека, они рассматривают индивида как частицу сознания. А частица сознания может быть в любом обличье на Земле, и всех их в этом мире, всех смертных ожидает смерть как высшая форма правосудия. Время ― это высший судья, а смерть ― это олицетворение времени. Так что, все, что с нами происходит, ― это расплата за наше невежество или за прегрешение, извините.

Сам факт смерти ― это тяжкое наказание. Если Вы уловили мое определение смерти до этого, то вот само мнение о том, что я могу умереть ― это наказание. Тo еcть человек, который думает, что было уничтожено 6 миллионов евреев, это глубоко несчастный человек, потому что его тоже ожидает смерть, он стоит на грани смерти. Если в его сознании вообще существует понятие «смерть», то это и есть наказание Всевышнего, если высокопарно выражаться, кара Божья. Если ты думаешь, что ты умрешь, то это кара Божья. Душа не может умереть, даже если душа считает себя евреем. Это тоже наказание, если искра Божья думает, что она еврей, ― это жуткое наказание. Если искра Божья думает, что она русский или человек, то это наказание Божье. Вы здесь?

Слушатель: Да-да. Понятно, это ясно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы говорим, что было уничтожено 6 миллионов тел, но их уничтожается гораздо больше, посмотрите сколько уничтожается животных. На праздник мы обязательно убиваем кого-то и празднуем; в дни печали, если умер кто-то из наших родственников, мы тоже кого-то убиваем и едим его и печалимся. Даже если никто не умирает из наших близких, мы все равно каждый день кого-то убиваем. Поэтому я повторюсь, вайшнавы не рассматривают личность как человека, тех животных, которых убивают по несколько десятков, сотен миллионов каждый день, чтобы поесть, мы тоже рассматриваем как искры Божьи.

Слушатель: Ну ясно. Саша, вот тут есть еще пара-тройка вопросов: «Понимаете ли Вы, что сознаний у человека есть большое количество, и для этого не нужно умирать, чтобы этим пользоваться?» Это ДНК спросила.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не понимаю. Сознание, оно одно, сознание ― это «я», сознание и «я» ― это синонимы. Я есть сознание, и я один.

Слушатель: Будет время, видимо, ДНК сам Вас об этом попытает. Вот Дед Вас спрашивает: «Но ведь тело тоже здесь и сейчас, однако оно смертно», Вы же говорили, что как может умереть то, что здесь и сейчас.

# 79:43

Движения не существует

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, тело не здесь и сейчас, тело меняется каждую секунду, точнее, меняется множество раз за одну секунду. Я приведу пример с кинопленкой. Когда Вы смотрите кино и видите, что человек передвигается, Вам кажется, что это бежит один человек, но если Вы остановите пленку, то увидите, что это множество кадров и этих тел очень много. Если Вы знакомы с физикой, любое движение квантовано. Вы понимаете, о чем я говорю?

Если мы с Вами смотрим телевизор и видим, как точка перемещается из одного угла в другой угол, в иллюзии нам кажется, что это одна и та же точка перемещается, а на самом деле это множество точек. Предыдущая тухнет, следующая загорается. Когда это последовательное затухание и загорание соседних точек происходит быстро, нам кажется, что это всего одна и та же точка перемещается. Точно так же с нашим телом. Нам кажется, что тело у нас всегда одно, но в любом движении присутствует элемент квантованности, тo еcть каждый квант времени у нас другой облик, так же, как в каждом кадре кино разный образ, но поскольку они примерно похожи друг на друга, нам кажется, что это один и тот же образ перемещается. В кино 24 кадра, но все кадры разные. Это из физики, любое движение ― это квант, квантованое или если взять четыре парадокса Зенона Элейского, там как раз объясняется, что движения не существует, а есть уничтожение одного образа и возникновение другого образа.

Слушатель: Вопрос от Супер 016: «Зачем Всевышний создал мир и человека?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, это вопрос к Нему.

Слушатель: Понял, хорошо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я могу лишь сказать, что все, что Он делает, не подчиняется закономерностям. Почему? Потому что над Ним не стоят законы. Соответственно, если кто-либо делает что-то, не подчиняясь законам, то это действие называется забава или игра. Другими словами, все, что делает Всемогущий или все, что делает Абсолютно Свободный, игра. Вайшнавы отвечают на этот вопрос так. Согласитесь Вы или нет, я не знаю. Они отвечают: «Мы созданы для Него, тo еcть мы созданы для Счастья». Он хочет с нами играть, но мы хотим быть все серьезными, поэтому мы попадаем в мир серьезности. Мы здесь очень все серьезные, а наша душа хочет играть. Когда к нам обращаются на Вы, когда нас уважают, нам это внешне нравится, но внутри мы хотим играть, мы хотим уйти из этого общества, мы хотим найти то общество, где мы могли бы играть, или как в той песне: «Сидеть на облачке, свесив ножки вниз, друг друга называть по имени». Душа хочет играть, и Всевышний, создав нас, тоже хотел с нами играть, но мы отказались с Ним играть.

Слушатель: Он обиделся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если Вы не хотите играть, то Вы будете жить по правилам, кто не хочет играть, тот будет подчиняться законам.

Слушатель: Тo еcть, условно говоря, хотите взрослеть, получите этот самый, а я вам предлагаю оставаться детьми, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вступайте друг с другом в отношения, представляйте себя отцами, детьми, домашним скотом, хозяевами, подчиненными, богами.

Слушатель: Кстати, о домашнем скоте. Незнайка пишет: «Если душа бессмертна, то почему Вы не едите животных? Людей Вам не жалко, а животных что, жалко?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы людей тоже не едим.

Слушатель: Не, ну Вы ж говорите, что 6 миллионов, ладно там, погибло и ладно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну мы же их не съели!

Слушатель: Нет, не съели, это точно!

[Смеются]

Б. Ч. Бхарати Свами: Нам жалко убивать кого-то, поэтому мы и не едим, потому что нам больно смотреть, как они страдают. Потому что этих несчастных, которых мы называем птицами и домашним скотом, почему-то их выращивают для того, чтобы съесть. Вот представьте, что Вас инопланетяне будут выращивать для того, чтобы съесть. Вам это понравится? Но Вы можете сказать: «Так у них нет сознания, они ничего не чувствуют, эти коровы, они ничего не чувствуют».

Слушатель: Есть теория, что Земля ― это плантация душ, и они потом идут на употребление кому-то другому, такая фантастическая теория, но она тоже есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не важно. Вам нравится вот эта теория, что Вас выращивают, чтобы потом съесть?

Слушатель: Вы знаете, Саша, если говорить лично обо мне, то я мизантроп, и мне жизнь не нравится вообще, ни как мы живем, ни наш род, к которому мы имеем честь принадлежать, и эта Вселенная мне тоже не очень нравится. Я в этом смысле, к сожалению, пессимист, и у меня такой депрессивный взгляд на мир.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вначале Вы сказали, что Вы счастливы, что Вы существуете. Вы помните?

Слушатель: Нет, не помню, но это видимо была фигура речи. Один из вопросов: «Ответственно ли истинное «я» человека за судьбу своей земной личности?» Какая связь между истинным «я» и земной личностью, воплощением этого «я».

Б. Ч. Бхарати Свами: Такая же связь, как между Вашим телом и Вашими одеждами. Ваше тело изнашивает Ваши одежды, и потом Вы их выбрасываете. Несете ли Вы за это ответственность, это смотря в какие отношения Вы вступаете с окружающим миром. Если Вы чувствуете, что это грех, износить свою одежду, тогда Вы будете мучиться этим, и Вы попадете в то общество, где Вас накажут за то, что Вы износили одежду. Точно так же с телом. Душа, или истинное «я» берет взаймы у окружающей природы пять элементов: твердь, вода, воздух, огонь и пространство, из сочетаний этих пяти стихий образуется тело. После того как тело износилось, твердь возвращается в твердь, вода растворяется в воде, теплота нашего тела отдается общей теплоте, тo еcть все эти пять стихий возвращаются. Вы ответственны за это или нет? Вам решать.

# 87:55

Роль учителя в вайшнавской традиции

Слушатель: Был ли у Вас Учитель, являетесь ли Вы Учителем для кого-то сейчас и вообще можно ли в рамках вашего учения найти Гуру, если бы кто-то захотел? Ваше мнение по поводу учительства в эзотерических учениях?

Б. Ч. Бхарати Свами: В любом учении есть учитель, и это не прерогатива восточных учений. Идете Вы обучаться математике, военному делу или пожаротушению, Вы берете себе учителя. Поэтому на духовной стезе выбор учителя ― это не исключение. У меня есть учитель, я не являюсь учителем, и в нашей традиции можно найти учителя. Нашего учителя зовут Шрила Говинда Махарадж, он живет в Индии, в местечке под Калькуттой, в монастыре-ашраме. Я его принял как своего учителя. Вообще выбор учителя ― это сугубо индивидуальное дело, и навязывание тут неприемлемо. Каждая душа должна по велению сердца выбрать себе учителя, если на каком-то этапе она разочаровывается в учителе, она принимает другого учителя.

Слушатель: Понятно, в общих чертах понятно. Igeorg спрашивает Вас, Александр: «В настоящем времени разве может быть «я»? Ведь в настоящем времени только присутствие, но не само «я»», и дальше он написал слово, которое я не очень понял, но, может, Вам это будет понятно, «чистое зеркало». Может быть, Вам это понятно?

# 89:48

Зеркала ума

Б. Ч. Бхарати Свами: Это понятно, видимо, он имеет в виду, что в настоящем существует зеркало. Когда зеркало разбивается, ничего не остается. Существует такое понятие, как зеркало ума. Мы себя видим в зеркале ума, тo еcть мы отождествляем себя с каким-то существом, и мы воспринимаем это существо через свой ум, тo еcть своим умом я отождествляю себя. Я с помощью ума мыслю себя человеком, с помощью ума я полагаю, что я богатый, что я мужчина, что я женщина, я русский, я немец. Это все я вижу в зеркале, это зеркало еще называется умом. Они говорят, что когда я перестану существовать, я как личность, останется только зеркало, тo еcть зеркало будет отражать ничто. Но дело в том, что когда нет объектов, тогда и не может быть зеркала.

Это все предметы глубокого философского рассуждения, если я еще не надоел этим рассуждением, могу продолжить. Зеркало может существовать, только когда есть объект, если нет объекта, то зеркало не существует. Вы можете сказать: «Стекло существует», да, стекло существует, существует поверхность, но это не зеркало. Зеркало по определению то, что может отражать. Следовательно, если нет предмета, который может отражаться, то зеркало перестает существовать, зеркала просто нет, потому что ему нечего отражать. Соответственно, если есть зеркало, значит, обязательно есть объект, но если есть объект, то необязательно есть зеркало. Вот это «я», или душа, ― тот самый объект без зеркала. Как только появляется зеркало, то душа воспринимает себя через призму или зеркало ума, и тогда она себя называет человеком, животным, я уж не знаю как она себя называет, но вешает на себя ярлыки, отражаясь от этого зеркала.

# 92:47

Воспоминания о прошлой жизни

Слушатель: Вопрос, пока еще народ на Вас не накинулся, после смерти могу я вспомнить, что я был Борисом, беседовал с Вами такого-то числа, перед этим выпил чая, после этого прочитал книжку. Вот это я буду помнить вот там после того, как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда Вы получите новое тело, так гласит учение вайшнавов, то то, что было с Вашим прежним телом, Вы не помните, но…

Слушатель: Абсолютно ничего?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но в «межтелье» в период не времени, а просто период существования, Вы помните, что было с этим Вашим телом, но Вы постепенно забываете.

Слушатель: Тo еcть в детстве еще какие-то…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, в момент рождения. Момент рождения ― очень драматичный момент.

Слушатель: Саша, такая история. Серия вопросов, людей очень обеспокоило, что Вы душу отдаете Богу, и вот здесь вот идут следующие штуки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я знаю, почему их это обеспокоило, им хочется самим завладеть моей душой.

Слушатель: Давайте я все-таки задам вопрос, а Вы уже сделаете выводы. Фельдмаршал пишет: «Если душа не нужна Богу, то куда денется она? Она что перестанет существовать?» Я сразу три задам, ладно? Вот это первый, Фельдмаршала, второй вопрос задала Лучик: «Если душа Богу не нужна, то куда ее, бедную, пошлют-то?», и третий вопрос, Татьяна продолжила первый, если Вы помните, когда она сказала, что Богу нужны наши души, не только Ваша личная, а наши как механизм. Почему мы должны, что сладкого в нашей душе, что так сладко нашу душу Богу брать?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, у меня это тоже была форма выражения, когда я сказал, что хочу отдать Богу душу. Потому что она мне задала вопрос, какое завещание я оставлю. Я не знаю, нужна ли Богу наша душа, и не знаю, что будет, если Он не возьмет нашу душу, ― все это из области мнений или области построений, нужна она или не нужна, это вопрос к Нему. Я могу лишь говорить, что мне нужно. Я хочу играть, и я хочу любить и быть любимым, вот это я точно знаю. Моя душа или «я» без зеркала, тo еcть «я» необремененный ярлыками. Я хочу свободно самоизъявлять, я хочу вступить с кем-то в отношения, но я хочу, чтобы это были доверительные и любовные отношения. Я хочу играть, причем я хочу играть вечно, и рассудив немного, я пришел к выводу, что только с Вечным и только с Абсолютно Свободным я могу вечно и свободно играть, никому больше я не хочу отдавать свою душу. Возьмет или не возьмет Он мою душу, это уже выбор за Ним и за Его близким окружением. Я знаю, что я хочу, а совпадают ли мои желания с Его желаниями, я не знаю.

Транскрипция: Анастасия

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2007-01-22

«О философии»

2007-01-26

«Мотивации преданных»

2007-01-26

«Наше положение по отношению к Господу»

2007-01-27

«Противостояние соблазнам»

2007-02-19

«Истина и иллюзия»

2007-02-21

«Теория эволюции»

2007-02-27

«Отречение»

2007-03-16

«Природа Души»

2007-03-17

«Самомнение»

2007-03-21

«Смерти нет»

2007-03-25

«Мир умирает со смертью наблюдателя»

2007-04-01

«Любое движение божественно»

2007-04-08

«Когда старое встречается с новым»

2007-05-01

«Радха и Кришна никого не защищают»

2007-05-06

«Трансцендентные величины»

2007-05-13

«Между истиной и дурманом»

2007-09-02

«Враг внутри»

2007-09-02

«Непостижимое»

2007-09-03

«Природа личности Махапрабху»

2007-09-16

«Природа предавшейся Души»

2007-10-05

«Онтология учения Вайшнавов»

2007-10-14

«Одиночество»

2007-10-20

«Взаимодействие с другими религиями»

2007-10-27

«О молитве»

2007-11-03

«Субъективная эволюция сознания»

2007-11-05

«Субъективный мир»

2007-11-12

«Вопрос о Махамантре»

2007-11-14

«Внутренняя реальность»

2007-11-24

«Теория относительности»

2007-12-22

«Природа смерти»