Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2007 / «Противостояние соблазнам»
«Йога» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 20 января 2008 года

«Противостояние соблазнам»


«Противостояние соблазнам» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 27 января 2007 года

https://www.youtube.com/watch?v=NMO28SRMtYI

Противостояние соблазнам

#00:00

Важность общения

Слушатель: Вопрос был: насколько сильно общение с непреданным влияет на этот образ жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если вкладывать душу в это общение, то очень сильно влияет.

Слушатель: Вообще, знаете, Махарадж, два дня можно просто посидеть вне храма, и уже так майа, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Эти образы, которые мы наблюдаем, слушаем, они у нас запечатлеваются в голове, и мы становимся привязанными к ним. В «Гите» есть стих, Кришна говорит, что сначала ты наблюдаешь объекты, а потом у тебя появляется к ним привязанность и вожделение. Поэтому очень важно общаться с преданными. Нет ничего нового в этом. Общение, имеется в виду, конечно, не… Общение с непреданными – это не столько в физической плоскости, а общение, имеется в виду принятие их интересов, их системы ценностей, войти с ними на одну орбиту, жить с ними одними интересами. Вот общение, там, где твоё сознание участвует активно, это пагубно для того ростка, который мы называем ростком преданности. Закрутиться в этой круговерти проблем, которые интересуют людей: кто прав, кто виноват, кто кого обманул, кто несправедливо поступил, чей это остров, какая пенсия, кто сколько наворовал. Вот недавно жуткая вещь произошла – осквернили еврейское кладбище. Ну какие-то негодяи сломали все камни. Общество, конечно, возмущалось. Вот что я имею в виду под общением – возмущаться по этому поводу. При этом физически не обязательно ты будешь с ними общаться. Или, например, тоже недавно была великая радость – Новый год. Все радовались этому. Это праздник своего рода. Вот жить вот этой волной – это и есть общение. Поскольку мы зависим от этого, то нам рекомендуется избегать такого общения.

Правда, не правда, события какие-то, праздники – это душу уже не интересует. Она живет уже в другой плоскости. Как Кришна в «Гите» говорит: «Йа ниша сарва-бхутанам». Что для одного ночь – для другого день, что для этого ночь – для первого день. Преданные и непреданные просыпаются примерно в одно и то же время физически. Утром просыпаются, вечером ложатся спать. Если под пробуждением и сном понимать не физический свет, ночь, день и ночь, а именно где ты активно, где ты бодрствуешь, в какой плоскости бытия ты бодрствуешь. То преданный живёт как раз ровно в противофазе с непреданным. Там, где преданный бодрствует, другими словами, то, что ему интересно, непреданному не интересно. Вот что имеется в виду под «день и ночь». Они физически пробуждаются и засыпают в одно и то же время, а по сути их разум, их сознания живут ровно в противофазе. Их интересы, их устремления, их идеалы, их ценности ровно в противофазе. Вот это и имеется в виду не общаться, то есть жить в другой фазе.

#04:29

Привязанность к деньгам и привязанность к идеалам

Слушатель: Махарадж, а вот когда речь идёт, например, о какой-то абстрактной пенсии, то это не вызывает привязанности. То есть человек может сказать: «Карми, материалисты, они говорят о пенсии». А вот когда речь идёт о твоей собственной пенсии, о личной пенсии человека, вот не привязываться очень сложно. Как вот с этим бороться?

Б. Ч. Бхарати Свами: К пенсии?

Слушатель: Вообще, там деньги или что-то у тебя забрали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если твоё сознание в противофазе с миром потребления, то эта пенсия тебе идёт не для того, чтобы самоутвердиться. Для чего нам деньги? Чтобы самоутвердиться, прожить дольше. А для того, чтобы служить какому-то своему идеалу. Ты привязан уже не к деньгам, а привязан к служению идеалу. А деньги лишь как средство. Деньги – это в любом случае средство, но в одном случае это средство самоутвердиться, а в другом случае это средство служить своему идеалу. И если ты привязан к деньгам, потому что они тебе позволят дольше жить, получить больший счёт, больше балов, то это ты привязан к себе, к пратиштхе, самоутверждению. Мотивация важна. И во втором случае, когда ты деньги рассматриваешь как средство служения, то приходит спокойствие. Потому что если ты служишь высшему Идеалу, то этот Идеал вправе взять у тебя эти деньги или дать эти деньги. То есть ты принимаешь это всё как Его милость. Он тебе дал, Он у тебя взял. То есть привязанность к служению Идеалу, а не к средству служения. Потому что тот, кто занимает положение раба, привязан к Господину, а не к своей должности в отношениях с этим Господином. Господин может сегодня сказать сегодня конюшни убирать, завтра – пойти сражаться, потом купить продуктов. То есть ты привязан к Господину, а служение для тебя – это форма отношений. И подчас привязанность к средствам служения нас отдаляет от Всевышнего.

#07:31

Привязанность к Господину, а не к действию

Если мы привязаны к Нему, хотим с Ним… Ну, скажем, мы хотим только такое служение, другое нас не устраивает, то мы остаёмся наедине с этим уже не служением, а с этим действием, и уже пошли на свою орбиту. Допустим, привязаны к служению на алтаре или там к переводу книг, например, мы привязаны. И, если нам гуру говорит, что сейчас это не актуально, нужно сегодня чем-то другим заняться, ты говоришь: «Нет, у меня есть служение, я буду этим заниматься», то ты уже в этот самый момент уже не служишь. Ты уже занимаешься деятельностью, но эта деятельность уже не рассматривается как служение. Ну это такие прописные истины.

#08:20

Борьба с соблазнами

Слушатель: Махарадж, почему так получается, что майа очень быстро захватывает ум, особенно если, например, люди материалисты и они очень сильно захватывают сознание, например, они очень привлекательны для тебя, и из-за этого совершено выпадаешь из Сознания Кришны буквально за короткий промежуток времени.

Б. Ч. Бхарати Свами: В чём вопрос?

Слушатель: И, вообще, почему так происходит и как с этим?.. Нужно общение с преданными?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, общение с преданными. Если это происходит, нужно помнить, что Вайшнавы – единственные, кто может нам в этом помочь. Единственные, кто может нас вытащить из мира эксплуатации – это те, кто не принадлежат этому миру. Бхактиведанта Свами говорил: «Как вы можете просить помощи у тех, кто тоже тонет? Если вы тонете, вас не спасёт тот, кто тоже тонет». То есть если кто-то в иллюзии живёт идеей потреблять, эксплуатировать в разных проявлениях этой идеи, то у вас нет навыка как выйти, он сам погряз в этой иллюзии. Только тот, кто находится на берегу, сможет вас вытащить. Это преданный. Единственный спаситель от иллюзии – это преданный. Вот это сермяжная правда. Он такой пример приводит, что если вы ищите спасения у материалистов, у эксплуататоров, то он утонет и вы тоже вместе с ним пойдёте ко дну, он вас за собой потянет.

#10:14

Общие указания гуру. Нейтральные и близкие отношения

Когда у нас с гуру нейтральные отношения, то есть мы как бы ученики, но на самом деле мы где-то там на своей орбите крутимся, то гуру нам даёт общие указания: соблюдать принципы, повторять мантру, вкушать прасад. Но когда отношения становятся более близкими, то появляется конкретное служение. От чего зависит это отношение? Когда он видит твою искренность, что ты готов его наставление принять и последовать ему. Если мы спрашиваем праздно: «Дорогой гуру, что мне делать?», и он видит, что это праздный вопрос, что от его ответа в вашей жизни ничего не изменится, то он будет вам давать общие наставления. Или как, например, если у вас общие или нейтральные отношения с главой государства, то что от вас требуется? Вести себя хорошо.

– Что мне делать, дорогой царь? Что мне делать?

– Веди себя хорошо.

И когда он видит в тебе искренность, то он может сказать тебе что-то конкретное сделать. А покуда это не произошло, просто соблюдай принципы, будь хорошим человеком, и не дёргай девочек за косички, и не езди по рельсам.

#12:37

Сжатая форма «Шримад Бхагаватам»

Слушатель: Упоминалось, что «Шримад Бхагаватам» раньше, как бы послание «Шримад Бхагаватам» излагалось в десяти слогах, как бы в очень короткой форме, а потом как бы это уже адаптировалось в сто тысяч стихов. А в чём заключается возможность? В чем заключается именно сжатая форма вот эта?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вы знаете как бывает, когда рекламируют какой-то фильм, то там такой вот видеоряд, то есть ты как бы получаешь представление, о чём будет идти рассказ. Вот сейчас на обратной стороне книг печатают там в десяти строчках о чём, или иногда на обратной стороне видеофильм там: «Джек приехал в Лос-Анжелес, и оказалось, что его мама – это его дочка. (смех) Он не ожидал такого поворота событий, смотрите, что будет дальше». Такое кратенькое примерное представление. Так же «Шримад Бхагаватам» изречён в десяти строчках. Тот, кто соприкоснулся, то есть тот, кто знает этот фильм, то этих десяти строчек ему достаточно, чтобы этот фильм снова воспроизвести у себя в голове, снова увидеть его, понять, оживить всё в памяти. А кто не знает, то ему нужно просмотреть этот фильм, и тогда эти десять строчек будут для него понятны. Так же «Шримад Бхагаватам» – сначала вообще был один звук всего-навсего. Звук был «Ом». Это семечко «Шримад Бхагаватам».

«Шримад Бхагаватам» как раз начинается со звука «Ом». Потом было одностишье, потом четыре стиха, потом весь «Шримад Бхагаватам». То есть Брахма произнёс этот звук «Ом», когда соприкоснулся с реальностью, с запредельной, трансцендентной реальностью, и из него просто это вылетело типа: «О-о!» Вот если мы с вами прочтём «О-о!», мы же не поймём по поводу чего человек воскликнул «О-о!» Но тот, кто соприкоснулся с этим, кто тоже впоследствии: четверо Кумаров, это Бхригу Муни, там мудрецы, которым довелось соприкоснуться с реальностью, которую Брахма пережил, вот им понятно, что такое «Ом». Они когда медитируют… их называют самореализованные души. Когда самореализованные души произносят звук «Ом», медитируют на звук «Ом», они воспроизводят эту реальность, с ней соприкасаются. Мы когда произносим звук «Ом» или «Харе Кришна мантру» (что одно и то же), для нас это некий тренинг. Мы не знаем, о чём, но мы просто произносим слова. Дальше идут те, кому «Ом» недостаточно, им нужна одна строчка. Это уже мудрецы категории Вьясадева. Одна строчка там. Просто «Ом» ему уже было недостаточно. Потом он передал своему сыну Шукадеву Госвами описание той самой реальности, но в десяти строчках. Вьясадева тоже соприкоснулся, получив это единостишье, но, когда он соприкоснулся, он в десяти строчках её написал. И потом Он передал через дровосеков своему сыну. Сын уже поведал весь «Шримад Бхагаватам», все вот эти сотни тысяч стихов, а Вьясадева потом за ним записал. Он слушал, когда Шукадева Госвами рассказывал и записывал. В таком виде этот «Ом» в виде «Шримад Бхагаватам» пришёл к нам. Но по сути между «Ом» и всем «Шримад Бхагаватам» нет никакой разницы. Как нет разницы между фильмом и аннотацией на обложке для того, кто видел этот фильм, он сразу вспоминает. Они, как сразу напоминают.

#17:47

История Шукадевы Госвами. От логики к вере

А смысл этих десяти строчек заключался в том, что те, кто полностью… Существует такая реальность, она настолько пленительная и обворожительная, что даже те, кто вообще ни к чему не привязан будут бежать туда очертя голову. Это было скрытое послание сыну, Шукадеве Госвами. Шукадева Госвами как раз был из числа тех, кто вообще ни к чему не привязан. С самого начала он пребывал в состоянии безразличия, то есть для него материальный мир не существовал, формы материального мира для него не существовали, формы с их обозначениями. Он не знал, что это такое. Он не знал, что вот это, оказывается, женщина, а вот это, оказывается, мужчина, вот это небо, а это звёзды. Потому что между ними нет разницы. Между небом, мужчинами, женщинами, звёздами, деревом, ребёнком нет разницы – все электроны. И он пребывал в состоянии совершенного безразличия, в полном умиротворении – то, к чему стремятся все йоги, все медитаторы, все вот эти вот экстрасенсы, спиритуалисты – все они состояния этого ищут. Ему пришла весточка, что, оказывается, есть такое, что может тебя с ума свести. И Шукадева Госвами на слух стал искать источник. Если кто-то ему сказал, что есть то, что его сведёт с ума, от чего у него, так сказать, разум, голова будет кружиться, да, то он должен найти этого кого-то, хотя бы расспросить его, о чём идет речь. Вот он у этих дровосеков спросил: «Откуда вы это услышали, кто вам вообще об этом сказал?» И они ответили: «Нам сказал такой дяденька. Он живет там-то и там-то. И его все считают мудрецом».

И Шукадева Госвами пошёл за этим дяденькой, за этим дровосеками, попросил их отвести его к этому дяденьке. И когда он пришёл, он узнал, что это место, где он родился, а это его отец. И Шукадева Госвами принял, что отец не может быть недоброжелателем ему. Если отец передал ему эту весточку, поскольку отец не желает ему зла, то в этом есть какая-то правда, и он предался, он своего отца принял как своего духовного учителя, Шукадева Госвами. И он стал его слушать. Как только он его начал слушать, то он невольно перешёл в мир веры, в мир служения. Он вышел из мира логики, потому что в мире логики, если мы оперируем чистой логикой, то мы получаем зрелый плод этой мудрости. Логика или мудрость – это, собственно, одно и то же – отречение, или безразличие ко всему. Но, как только он начал слушать, он раздвинул рамки логики, он пошёл в другую область, несвойственную ему, в область веры. И только потом он соприкоснулся с той реальностью.

Потому что мы всегда говорим о ценности логики, но логика имеет свои пределы. Она, к сожалению, имеет свои границы. Дальше нас может вести только вера. С помощью логики мы можем понять о существовании чего-то, но мы не можем понять, что это такое и как оно выглядит. Как вот вы вчера рассказывали: какой-то дяденька разобрал двигатель трактора и стал собирать его обратно, а его друг в эту кучу деталей бросил что-то не относящееся к этому, какую-то деталь бросил. Тот собрал трактор, а эта деталь лишняя. По логике эта деталь должна быть там. Он снова разобрал этот двигатель, снова стал собирать, опять деталь лишняя, то есть всё собрано, а неспокойно на душе. Это тот самый пример границы логики. Логика нас доводит до такого предела, дальше которого она нас уже не может вести, там нужна вера. То есть предаться своему другу, друг ему скажет: «Это деталь не отсюда. Ты должен её выкинуть, она не принадлежит этому миру, вот этому твоему механизму». Вот логика как раз здесь без надобности, мы можем на логике зациклиться. Мы можем попасть, как это называется? В злобный круг, порочный круг, vicious circle, в порочный круг попасть и не выйти никогда, если у нас будет логика. Разорвать порочный круг логического умопостроения можно только верой, предавшись кому-то. А это очень сложно, во-первых. А, во-вторых, кому предаться?

Слушатель: Это же риск.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, риск. Конечно, это риск.

Слушатель: Вдруг не тому.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вдруг не тому.

Слушатель: Как разобраться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пойти на риск.

Слушатель: А-а.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не хочется. Логика. (смех)

Слушатель: Ну с другой стороны…

Б. Ч. Бхарати Свами: С другой стороны… (смех) С третьей стороны… Это и есть тот самый порочный круг.

Слушатель: Ну это как бы сумасшествие, собственно…

#24:50

Естественное положение

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы заняли правильное положение, или как Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Религия – это proper adjustment. Religion is proper adjustment. Религия – это занять правильное положение», или не то что правильное – естественное для себя положение. Если мы занимаем естественное положение, то мы не сделаем неправильного выбора, потому что как только мы занимаем естественное положение, то в понятии «естество» отсутствует понятие «правильно и неправильно». Если ты живёшь естественно, то там нет «правильно и неправильно». Это просто констатация факта. Ты просто живёшь естественно. Это для тебя одно. Как это может быть правильно и неправильно? Вот «религия – это есть proper adjustment», если ты занял правильное положение, то тебя ничто не собьёт с толку. Ты в принципе, не правильное, извините, естественное, или proper, положение, тебя ничто не собьёт с толку.

Слушатель: Естественное с точки зрения кармы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, естественное с точки зрения твоего естества. Твоё естество – это быть ниже нижайшего и тише тишайшего. Смирение и терпение, уважение других и отсутствие уважения к себе – вот это для нас естественно. Мы предназначены для такого. Вот как только мы занимаем такое положение, мы выкидываем из своей головы всякие подозрения о том, что мы что-то знаем или что-то из себя представляем, мы какие-то значимые единицы. Потому что значимая единица – это Господь, а всё остальное это дроби после запятой. А мы самые дальние. Понимаете? А Он целое.

Слушатель: Нужно понять, что мы временные как бы, данное могут и забрать. Вот к такому надо смыслу…

Б. Ч. Бхарати Свами: Следовательно, его нет.

Слушатель: Ну в этом смысле да, что ты можешь его потерять, может быть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, его нет.

Слушатель: Н-да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда ты занимаешь естественное положение, ты не можешь это потерять, то есть, когда ты самый маленький, ты не можешь стать меньше. Если ты на полу, ты не можешь упасть.

#27:33

Отличие «Гиты» Шридхара Махараджа и Свами Махараджа

Слушатель: Мне иногда хочется родиться заново, потому что это естественно, что ты занимаешь это положение как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего, со временем это проходит. Дня через два ты уже требуешь мамку. ( смех) Сразу, через семь часов ты уже мамку требуешь. (смех) Кричишь. Да нет, сразу же кричишь, сразу. Поэтому если мы занимаем естественное, или proper adjustment, мы уже по определению не можем сделать неправильный или правильный выбор. Мы живём уже естественной жизнью. Это, кстати, одно из отличий «Гиты» Шридхара Махараджа и Свами Махараджа. В одном месте он объясняет, задаёт вопрос, и стих, где в «Гите» Свами Махараджа говорится, что тот, кто твёрд в своём разуме, тот чуть ли не возвращается обратно. Надо посмотреть, надо найти этот стих. Когда Кришна говорит об отречении или о свободе и называет эту личность дхира, то есть тот, у кого твёрдый разум. И непонятно вообще о чём здесь. Правильно? И Шридхара Махарадж, ему задают вопрос, он отвечает: «Нет, неправильно переведено: не твёрдый разумом, а proper adjustment». То есть тот, кто занял естественное положение, тот не вернётся обратно в этот мир правильно – неправильно, иллюзии – не иллюзии, мир двойственности. То есть там переводится: «Тот, кто твёрд разумом, тот не вернётся в мир двойственности». Шридхара Махарадж говорит: «Не твёрд разумом, а тот, кто занял естественное положение, тот не вернётся в мир двойственности». Одно из отличий. Там много, но это стихи другого совсем объяснения. Это одно из отличий. Дхира означает твёрдый, тот, кого нельзя сдвинуть. Дхира, естественно, напрашивается перевод: тот, кто твёрд в своём разуме, дхира-буддхи, то есть твёрдый разум. Шридхар Махарадж совсем не с санскритского словаря переводит, говорит: «Это тот, кто занял естественное положение, тому нет обратного пути в мир двойственности».

#30:11

Забыть о своей выгоде

Когда ты ведёшь себя естественно, не то что ты подчиняешься своим прихотям: что в голову ударило то и сделал, а действительно естественно, то это самое устойчивое, самое прочное положение, когда ты ни перед кем не играешь, особенно не играешь перед единоверцами. Ну, в общем, вы правы, если стараться, но стараться не играть, а стараться забыть о своей выгоде. Потому что мы играем или обманываем, когда на горизонте маячит выгода. Вот если забыть о выгоде, а это не просто сложно, а почти невозможно. Не просто сложно, это невозможно.

Слушатель: Так что мы должны сделать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Забыть о своей выгоде. Это всё равно что не думать о розовых слонах, тогда всё получится. Всё, начинаешь думать о розовых слонах. Понимаешь? То есть забыть о своей выгоде. Ты будешь постоянно вспоминать: «О чем же я должен забыть-то?» (смех) Сам факт этого, о чём я должен забыть, тебя будет возвращать к тому, что ты помнишь. Вот это забыться, отдать себя без остатка, конечно, это двадцать, тридцать лет мы слышим одно и то же: «Отдаться без остатка, предаться», за этой замыленной фразой стоит почти невозможное. Когда мы отдаёмся, тогда мы забываем, а когда мы думаем, что надо забыть, надо перестать играть, надо забыть о выгоде, это всё равно что пытаться себя вытащить за…

Слушатель: То есть позитивное и негативное заменить позитивным, не просто отказаться… (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Логика. Выгода. Поиск выгоды. Страх какой-то может быть. Страх, что не всё еще здесь сделал. Надо вот это завершить, и тогда я могу предаться. Чувство собственности, мне что-то принадлежит, соответственно, я должен об этом беспокоиться. То есть это надо не примитивно воспринимать: мне принадлежит там дом, дача, квартира, а мне принадлежит доброе имя – вот это самое сложное. И это не значит, что нужно становится негодяем, а надо просто не думать о том, что будет у тебя от этого доброго имя или не будет, что люди скажут, не создавать себе новый образ хорошего человека или плохого человека, не быть привязанным к образу, который мы себе создаём для себя или для других. Потому что это нам мешает видеть «правду жизни», если хотите («правду жизни» в кавычках).

#33:30

Стереотипы и несовершенные орудия восприятия

Например, у нас есть какие-то предубеждения, мы думаем о каком-то человеке, у нас сложилось какое-то мнение на основе его поступков. И вдруг он совершает что-то такое, что в нашем… Допустим, у нас сложилось мнение, что он плохой, и он совершает что-то такое, доброе что-то для нас, но у нас о нём есть уже образ. У нас уже есть некий в голове образ этого преданного или этого человека, и мы очень привязаны к этому образу. Когда его новые поступки ломают этот стереотип, мы сопротивляемся, мы привязаны к этому негодяю, который в голове у нас существует. Так мы себя окружаем образами преданных или образами людей, и со временем мы к ним очень привязываемся: вот этот негодяй, что бы он ни делал, он плохой. И к этому образу плохого мы привязаны. А этот хороший. Вот это нам мешает. Мы в голове создали стереотипы. Шридхар Махарадж… четыре недостатка живого существа. Вот один из четырёх недостатков именно так это объясняет, как я сейчас сказал. Несовершенные орудия восприятия и стереотипы, которые у нас возникли благодаря тому, что мы видим через призму «хорошего» и «плохого», через призму эгоизма, через призму эксплуатации. Через призму эксплуатации у нас создалась определённая картина мира: этот цвет красный, это мягкое, это доброе, это моё, это твое – определённая картина мира. И мы к ней очень привязаны. Мы не хотим этот мир разрушать, даже если этот мир нам враждебен, мы всё равно привязаны к этому миру. И нам вот эта вот привязанность мешает окунуться в мир веры, где нет предубеждений. Четыре недостатка – это предубеждение, несовершенные чувства, мы склонны обманываться и.. И что ещё? Четвёртый недостаток?

Слушатель: В иллюзию впадать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Склонность впадать в иллюзию, склонность обманываться. Да?

Слушатель: Совершать ошибки.

Б.Ч. Бхарати Свами: Совершать ошибки.

Слушатель: Чувства несовершенны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Чувства несовершенны и предубеждения. Это я не помню, как классически называется, но Шридхар Махарадж говорил: предубеждения. Он так объясняет, что предубеждения – это в силу разных причин сложившаяся картина мира, которая застыла, закостенела, и мы к ней привыкли, к этой картине мира. И она стала для нас родной, и мы её не хотим разрушать. И вот это нам мешает, вот это вот отсутствие динамики нам мешает подвинуться к иной картине мира, где всё основано на доверии и любви. Это вот нам мешает как… Я просто не знаю ваше духовное имя, Сергей вас раньше звали.

Слушатель: Шука Кришна

Б. Ч. Бхарати Свами: А?

Слушатель: Шука Кришна

Б. Ч. Бхарати Свами: Шука Кришна. Вот эта вот картина мира нам мешает выйти в мир, где все друг другу верят. Мы сейчас все живём в мире, где всё враждебно, где мы вынуждены обороняться с помощью разных инструментов: либо знания (знания нам нужны для безопасности), либо сила, власть – какие-то инструменты. Всегда обороняемся от этого мира. Но есть мир, где не надо обороняться, где ты, так сказать, без кожи и тебе больно не сделают, то есть ты доверяешь всему. Такой мир есть. Но поскольку в нашем сознании есть мир, где все нам враждебны, то мы не готовы порвать этот мир, разломать этот мир, окунуться, где у нас нет враждебности. Это нам мешает довериться. Теоретически с помощью логики мы можем знать, если есть мир, где все друг другу враждебны, или относятся с опаской, или живые существа не доверяют друг другу, с помощью логики мы можем понять, что наверняка где-то есть прямая противоположность этому.

#38:22

Недоверие, иллюзии и страх. Мир доверия

Если есть недоверие… Недоверие – это искажённое доверие. Недоверие происходит от доверия. Это отсутствие доверия. Значит, есть где-то доверие. Если есть понятие «недоверие», значит, есть где-то доверие. Если есть полное недоверие, значит, есть где-то идеальное доверие. И довериться миру доверия нам мешает недоверие. Мы не доверяем. А вдруг нас обманут? Нас столько раз обманывали. Дело в том, что если мы полностью доверимся, тогда Истина нас возьмёт под своё крыло. Вот в чём всё дело-то. Почему? Потому что Истина сильнее лжи. Даже если мы готовы довериться Истине, то на миллион лжецов будет только один представитель Истины, то именно он вас найдёт. Если у вас искреннее доверие, то на миллион лжецов именно он вас найдёт. Чтобы обрести всё, нужно отдать всё. Как мы говорим: «Кто не рискует, тот не пьёт шампанское». Или как он говорил: «All risk, no game», то есть ты рискуешь всем, но ничего не получаешь. И дальше он продолжает: «Если призадуматься, то ты ничем не рискуешь, а получаешь всё». (смех) Главное – довериться. Понимаете? Потому что, если призадуматься, чем же ты рискуешь? Что у тебя есть в этом мире? Только две вещи – страх и недоверие. Это, по сути, одна и та же вещь. Страх и иллюзия. Он так объясняет освобождение. Как вот мы говорим: «Он достиг освобождения». Какого освобождения? Шридхар Махарадж всегда продолжает, что же это за освобождение и от чего освобождение. Не просто достиг освобождения, а достиг освобождения от страха и иллюзии. Другими словами, что за долгие жизни в этом мире мы с вами накопили? Страх и иллюзии. Вот он говорит, что если призадуматься, то чем вы рискуете? Своими страхами, фобиями и иллюзиями. То есть вы рискуете ложью для того, чтобы получить правду. Другими словами, вы ничем не рискуете, а получаете всё. Но, когда мы держимся за эти страхи и иллюзии, нам кажется, что мы всё сейчас пожертвуем, потеряем всё и ничего не обретём.

#41:14

Тебя никто не обманет, если ты себя не обманешь

Слушатель: По поводу недоверия. Придумали что-то, обманули один раз, второй раз, третий раз. И в результате обмана он стал умнее.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно. Не умнее, а стал меньше доверять. Умнее он не стал, он просто доверять стал меньше.

Слушатель: Ну он мог разрушить иллюзию, которую он сам себе напридумывал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Самая большая иллюзия… Он на самом деле не разрушил иллюзию, он новую создал, причём самую большую, что в этом мире кто-то к нему враждебно относится. Он сделал такой вывод на основании того, что его обманули раз, и два, и три. На самом деле его никто не обманывал, он просто ожидал другое. Кто ж тебя обманывал? Если ты вступаешь с кем-то в отношения, ты ждёшь, что это принц на белом коне, а в результате он оказался брачным аферистом. Так кто кого обманывал? Он? Или ты себя? Ты в голове построил что-то такое себе.

Слушатель: Ну чаще сам себя человек обманывает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И в результате этого он стал еще меньше доверять. Он стал видеть во всех брачных аферистов. Я когда сюда ехал, летел в Россию, в лондонской подземке, там, чтобы народ не буянил, потому что там негры ездят в основном, там разбрасывают газеты, и негры сидят и читают газеты. (смех) Ну и не негры тоже. (смех) Я утрирую просто. Там, где у нас храм находится, – это район, где живут пакистанцы, африканцы, бангладешцы. Все ходят в метро бесплатно, проламывают турникеты. И там, значит, есть такая газета, «Метро» называется, её разбрасывают, чтобы они не буянили, и они сидят и читают. И вот я там прочитал одну статью интересную, когда сюда ехал, в аэропорт ехал. Значит, женщину одну арестовали как брачную аферистку. Ей вынесли обвинение. Что она делала? Она выдавала себя за наследницу какую-то финансовой империи какой-то крупной сети торговой, единственную дочку какого-то там, но при этом больную раком, и ей остаётся жить шесть месяцев. Сама такая толстая, безобразная на фотографии была. И у неё много женихов было. И они, естественно, женились на ней «по любви», естественно (смех), а она никак не умирала. Ну она, естественно, не дожидалась этих шести месяцев…

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Не-не, она просто воровала кредитки, деньги списывала. И так несколько раз. Её наконец поймали. Кто же обманщик? Почему её судят? Они что на ней женились по любви? Они же женились на умирающей дочке финансовой империи. Их надо судить. Они сами себя обманывали, а потом возмущались, что она с их кредиток там 20 тысяч, 40 тысяч фунтов списывала. Подавала объявление в газете, кто-то находился, она говорила, что «я скоро умру, у меня много денег, вот мне хочется любви». Он говорит: «Да это я пожалуйста». (смех) Она: «Да, правда? Ты меня правда любишь?» – «Правда люблю.» (смех) И первую или вторую ночь все деньги обналичивала с кредиток и… Так кто виноват? Не она же их обманывала. Они сами хотели заработать. Они хотели дождаться её смерти и стать наследниками тех денег огромных. Их надо судить, ну осуждать. Вот так же и мы. Мы ждём чего-то, мы хотим, строим какие-то планы, строим виды на будущее, и эти виды на будущее мы связываем с кем-то: с государством, с женихом, с невестой, как в этом случае. А оказывается, что нашим планам не суждено сбыться. Так кто виноват? Тот, в кого мы поверили, что он нам даст благополучие и счастье? Или мы сами, которые строили эти иллюзии? Мы виноваты. А результатом становится, что мы никому не доверяем. Просто нужно не связывать своё счастье, свою судьбу с тем, что обречено на провал.

Слушатель: Ну планы правильные?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не обманывать. А правильные планы – это знать, что в этом мире всё бренно, в этом мире, мире корысти и корыстных отношений, ты никогда не будешь счастлив. Мы же ищем счастье, но в этом мире, мире корысти, мы никогда не будем счастливы. Даже если мы станем самыми богатыми, самыми знаменитыми, самыми сильными, властными, мы всё равно не обретём счастье. А что мы обретём? Мы обретём иллюзию и страх. Если мы станем властными, сильными мира сего, мы будем бояться, что мы это потеряем. Страх. И мы будем пребывать в иллюзии, что нам это принадлежит. В результате власти, силы и богатства мы только сковываем себя страхами и иллюзиями. А кто в этом виноват? Мы сами. Так вот, если мы не строим иллюзий, не строим планов, тогда тот, кто посланник мира доверия, мира любви и милости, он нас найдёт. Если мы, как в случае с этими обманутыми мужьями, если бы они искали бы «любви» (в кавычках), если бы они не хотели денег от неё, а…

Слушатель: Они бы не обманулись, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они бы не обманулись. Так кто виноват в этих страхах и иллюзиях?

Слушатель: Сами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они сами виноваты. Так же и мы, если не ищем денег, власти, богатств, доброго имени, уважения к себе, то мы не обманемся. Кришна в «Гите» говорит: «Кто себя не обманывает, того никто не обманет». Нахи калйана-крит кашчид. Шридхара Махарадж рефреном повторяет часто эту фразу.

Слушатель: А если себя воспринимать как просто управленца, да, ну ты управляешь…

Б. Ч. Бхарати Свами: А, ну вот. Вот оно и пошло. Я управленец.

Слушатель: Не управленец, а звено, через тебя просто, понимаешь, что тебе ничего не принадлежит, но ты выполняешь какую-то миссию что ли, и у тебя многое получается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно и так сказать, да. Может, так оно и есть. Кто себя не обманет, того не обманут. Никто не сможет его обмануть. А что значит «никто не обманет»? Это значит, что он будет близко к истине. Но мы живём в иллюзиях и страхах, поэтому мы боимся довериться. Вдруг ещё обманут нас. Но если мы проанализируем, в чём обман: мы строим планы захвата власти, захвата самоутверждения доброго имени, конечно, нас обманут. Но кто нас обманет? Не они, а мы сами себя обманем. Но если мы не строим этих планов, нас никто не обманет. Если мы не ищем ни власти, ни богатств, ни доброго имени, то нас никто не обманет. И мы найдём истину. Она к нам придёт. Представитель истины, представитель мира доверия, мира веры. Если мы сами себя не обманем, он нам протянет руку. А если мы себя обманываем, то мы отвергнем эту руку, потому что мы подумаем: «Ага, ему чего-то от меня надо», начнём искать, что же ему надо от меня, и не будем понимать, кто перед нами. «Просто так же милость не дают, что-то ему надо», и будем его со всех сторон рассматривать, в его действиях видеть какой-то подвох. Это, значит, мы будем по-прежнему пребывать в мире страха и недоверия. А это и есть иллюзия. Такая вот сермяжная правда.

Слушатель: Человек же не сам всегда обманывает. Или в первую очередь это вина системы? Или, может, это майа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Система виновата. Вот с семнадцатого года это всё пошло. (смех) Ну, когда революция…

Слушатель: Может, это с того самого года, когда вообще люди начали писать стихи о любви и снимать фильмы?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Это да. Ну да, с рождением кинематографа. (смех) Раньше всё по-другому было. Ну, то есть, когда первобытные люди стали только-только писать стихи, ну там письменность появилась, вот тогда и майа возникла, иллюзия.

Слушатель: Но человеческое общество существовало всегда, и всегда, например, у человека если рождался ребёнок и он смотрел на старших, воспринимал окружающий мир, и ему казалось: «Вот эти люди счастливы». И что он видел, что, например, кто-то прямо счастлив, а он сам несчастлив. И из-за этого он ожидал, что он так же будет счастлив, как другие.

Б. Ч. Бхарати Свами: А почему он рождался человеком?

Слушатель: Потому что он прошел через 8 400 000 жизней.

Б. Ч. Бхарати Свами: А почему он прошёл через все эти?

Слушатель: Потому что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что он хотел быть счастлив в мире корысти.

#51:32

Система чуждых ценностей. Сомнения и здравый смысл

Слушатель: Можно такой вопрос практический? То есть фактически технический, можно сказать. Просто повседневная ситуация какая-то, и я сравню на примере с программным обеспечением. Мне так удобно. И, значит, мозг тебе выдает, например, как когда драйвера в ХР ставишь, и ставишь по умолчанию какой-то, ну как бы из базы данных взял. И тебе говорят какие-то на ситуацию ответ там или действия предлагают, а ты это как бы засёк, и в принципе по инерции тянет, да, как бы нажать «ок», и всё, пошёл сам устанавливаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Вот. А намного сложнее там сидеть чего-то. Ну это такое сравнение. А именно логически как можно, какие можно задать вопросы, например, чтобы выйти на понимание того, что как бы тебе это не надо. Ну не то что тебе не надо…

Б.Ч. Бхарати Свами: В этот момент мы даже не вспоминаем, что нужно это подвергать вопросу.

Слушатель: Ну да, но иногда же как бы… Есть выбор обычно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Анализировать это на предмет корысти: что мне это предлагает, а не просто нажать «ок». А что я в результате этого получу? Ради чего я это делаю? Чтобы у меня было больше власти, денег, уважения?

Слушатель: Система будет лучше работать, производительность возрастёт. Куча программ будет…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну просто видите, когда по умолчанию нажимаешь, то система будет работать для себя лучше. Не для тебя. Чтобы ей хорошо было. Чтобы разработчику хорошо было, а не тебе.

Слушатель: И ей хорошо. Она же работает, и ей хорошо…

Б. Ч. Бхарати Свами: Что-то ломается, и ты обязательно обращаешься за помощью к ним. Они тебе новую предлагают. Только они говорят: «Ты купи более быстрый компьютер. Мы можем эту проблему решить, но для этого тебе нужно вот у него купить компьютер более мощный, с большим жёстким диском». Ты покупаешь. И тогда действительно эта проблема решается. Тебе надо ещё что-то. Игры разума.

Слушатель: Не, а вот не знаю, правильно, не правильно, просто эти этапы – это как ребёнок учится ходить и он падает. И совершенно естественно ошибки. Да, человек ошибается, и эти ошибки, он начинает действовать, потом обламывается, опять действует, опять обламывается. Так как-то начинает искать, вот в храме оказывается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно.

Слушатель: Постепенно, совершенно естественно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это совершенно естественно. Это есть благо, которое нам даёт здравый смысл, логика. Логика – это сомнения. Когда мы сейчас с вами обсуждали такие вещи, как сомнения и недоверие, нужно понимать, когда это полезно, то есть когда это приносит благо, а когда нет. То есть когда ты пришёл к выводу на основе здравого смысла, что есть мир доверия где-то. Ты не знаешь, откуда он может тебе открыться, откуда прийти, кто его может принести, но он точно есть. И вот тогда нужно довериться. А до этого момента, пока ты не осознал, мы идём, конечно, сомнениями, здравым смыслом. Первое существо во вселенной, Брахма, с помощью логики пытался понять, как всё устроено, откуда он взялся. То есть он пытался с помощью логики понять то, что находится до того, что существовало до его появления. Когда он понял, что это невозможно, он предался. И тогда высший мир открылся ему. Как в случае с тем, который подбросил детальку к двигателю трактора. С помощью логики ну никак не поставить эту детальку. Когда ты понимаешь, что вдруг существует то, что не является частью этого двигателя, допускаешь. Вот всё, двигатель работает без сбоев. Вдруг возможно, что эта деталь вообще не от двигателя. Тогда ты предаёшься, тогда ты начинаешь искать, откуда же она взялась. Ты ищешь откровения свыше. Тогда ты можешь его найти. Если ты не предался, не пошёл за откровением, не оторвался от этого двигателя, то тогда ты будешь эту деталь вечно пытаться всунуть в этот двигатель.

Слушатель: Ну можно взять схему посмотреть, разобраться, при желании.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет схемы. Нет схемы.

#56:20

История про Брахму, пастушков и Кришну

Вот так господь Брахма, когда, помните, Кришна у него похитил овец…

Слушатель: Мальчиков.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мальчиков. (смех) Кришна он знал всё, у Него была полная, вернее, у Брахмы была полная схема, которую мы называем вселенная, всё было. И тут появляется какая-то деталь, которая не вписывается, вот не так вот что-то. Он убрал мальчиков, а всё работает. Откуда они новые взялись? Брахма же не просто взял, похитил, это же надо понимать, что это системно произошло. Он просто реестр вычистил, а система работает, нормально функционирует. То есть появились такие же мальчики, но Брахма же их не создавал, этих мальчиков. Брахма контролирует каждую форму жизни. Он повелитель всех форм жизни, всех видов жизни. Эти мальчики без его ведома не могли появиться. А всё работает. Когда он догнал, что, может быть, эти мальчики как раз привнесены миром, который не подчиняется ему, Брахме, вот тогда он стал искать, откуда и с кем играют эти мальчики. Он увидел Кришну. Он понял, что Кришна не его создание. Эти мальчики тоже не его создание.

Слушатель: Его сознание просто расширилось. Как бы стало расширенным, он присутствовал там…

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна как бы сам… Телята и мальчики – это были не телята и мальчики, это был сам Кришна. Поэтому матери этих мальчиков чувствовали невероятное, в течение этого года они не понимали, откуда у них любовь растёт всё больше и больше к своим детям. А это были вовсе не их дети. Это был сам Кришна. То есть Кришна… Ну это старая история, когда мудрецы просили, чтобы Он стал их сыном. Только матушка Яшода и Нанда Махарадж… Ватсалья-раса, она очень ограничена как бы. Но здесь Он себя расширил в виде многих, и Он вступил в ватсалья-расу со многими-многими женщинами, обитателями Враджи. Но это совсем другая история. Но, в общем, Брахма понял, что это не от мира сего, он это не мог создать. И он стал искать и понял, что это Кришна. Кришна – генератор, вот этого вот источник того, что не создано Брахмой. И он припал к Его ногам, и вот эти вот молитвы Брахмы Кришне, они известны. В «Шримад Бхагаватам» Брахма, после того как похитил мальчиков, потом молится Кришне. Так вот, если бы Брахма логически стал думать, он бы никогда не нашёл ответа. Единственным выходом было предаться. Предаться – значит с молитвой обратиться.

Логика должна была остановиться на том месте, когда Брахма понял, что эти мальчики, эти телята не от мира сего, дальше ты уже предаёшься. Но до этого момента логика очень важна. С помощью логики он пришёл к выводу, что эти мальчики не от мира сего и телята, они не созданы. И он понял, что есть иной мир, который привнёс это сюда, и этому миру можно только предаться. И в результате этого предания были молитвы, которые он вознёс Кришне. Если бы он продолжал, пройдя вот эту линию или достигнув эту линию, он продолжал бы логически размышлять, откуда эти мальчики, как они сюда попали. Вот механизм этого, как тот вот дяденька с деталью от трактора, он бы так бы никогда и не нашёл. Потому что всё, что связано со Всевышним, находится за гранью нашего опыта и нашей логики. Этому можно только предаться. Вот это произошло в случае Брахмы, и неоднократно. Брахма часто попадал в такие переплёты. Происходило что-то, что не вписывалось в его операционные системы, тогда он вспоминал, что я же когда-то соприкоснулся с Радхой-Говиндой, Говиндам Ади Пурушам, с Предвечным Существом, там ахам бхаджами – я сдаюсь Ему.

#61:21

Брахму не легко обмануть

Слушатель: Как это то, что нарушает обычные физические законы, которые хранят, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, нас-то обмануть легко, вот Брахму не легко обмануть. То есть для нас чудес очень много.

Слушатель: Ну которые с чувствами тоже чудеса делают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть мы, находящиеся в состоянии исключительно иллюзии, почти любое явление будем воспринимать как чудо. Например, если кому-то там двести лет назад показать, что самолёт летит, он будет это воспринимать как чудо. Он скажет, что это божественное. «Это Боги летают», – он скажет. Да. А Брахма, с ним сложнее, потому что он знает, он, собственно, и создал эту операционную систему, он знает, как работают все вот эти вот записи в реестрах: вот это вот Age, как там? (неразборчиво) Всё знает.

Слушатель: Все ходы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Про записи в реестре он всё знает. Вот его удивить чем-то. То есть его не удивляет, когда какой-то демон сто тысяч лет находится в состоянии смирения плоти и в результате этого обретает страшную силу. Его это не удивляет, он знает, как это устроено, и знает, как с этим бороться. А когда в «Бхагаватам» есть история, когда Дити понесла в своём чреве двух близнецов-демонов, то солнце стало гаснуть, свет во вселенной стал пропадать, и все Боги встревожились. Они говорили: «Наша деятельность уменьшается. Останавливается наша деятельность. Когда нет света, наша деятельность останавливается». Как птицы засыпают в темноте, так же и они тоже. Они первым делом к Брахме побежали. Брахма им объяснил: «Это вот Дити. В её чреве уже сто лет (сто лет Богов) находятся два демона. Они когда выйдут, вам не поздоровится, поэтому она пытается удержать их в своём чреве». То есть Брахма знает, как всё устроено. Его удивить очень сложно. Вот тогда, когда, казалось бы, ну что такого, пропали телята и мальчики, а Брахма прибежал к Кришне и стал молиться. Да потому что узнал, что это… Вот это было чудо! Если бы по небу летали самолёты величиной с солнце, его бы это не удивило, ну мало ли чего. А вот когда мальчики пропали в пещере, вот это да! Он сразу вспоминает о Всевышнем.

#64:18

Чудеса, да и только!

Для нас-то трамвай – это чудо. Бхактиведанта Свами Махарадж говорит, что когда в Калькутте пошёл первый трамвай, то это было такое чудо. Ну представьте себе, что железяка без лошадей едет. И он подумал, он посмотрел, значит, ага, рога там, вот эта железяка, значит, к проводам пристёгивается, поэтому едет. Что он сделал? Он взял палку, прислонил к этим проводам и думал, что он сейчас побежит. (смех) Вспоминает это. Логика. Трамвай едет почему? Потому что прикоснулся к проводам. Если я прикоснусь к проводам, то я сам побегу. Логика. Не произошло. Вот это чудо! Вот это божественное было! (смеётся)

Слушатель: Но с этим просто. Это физические законы, если их постепенно изучаешь, то просто…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.

Слушатель: Как будто, ну да. А вот священный огонь там в пещере нисходит? С этим как быть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Чудо. Я ж не спорю. Чудо. Но не для Брахмы. Подумаешь, огонь низошёл! Мы знаем из ведических писаний, что мудрецы зажигали огонь заклинаниями. Они клали хворост и…

Слушатель: Как «Отче наш».

Б. Ч. Бхарати Свами: Лили масло, произносили слова, и вспыхивал огонь. Чудо. Для нас. А для них не чудо, это естественно. Потому что что такое огонь? Это вибрация определённая. А что такое звук? Звук тоже вибрация. Просто нужно на определённую волну настроиться, и у тебя это вспыхнет. Как, знаете, певцы или певицы, если достигают определённой частоты вибрации, лопаются бокалы хрустальные. Да?

Слушатель: Лампочки взрываются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Лампочки взрываются. То есть они своей вибрацией вводят материю в такое состояние, что она не выдерживает, разрушается.

Слушатель: Ну это тоже резонанс, физические законы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот пример, мы не знаем, как работает, когда мудрецы зажигали огонь, но это было устроено по таким же принципам. Они разрушали, это загоралось благодаря вибрациям. А были случаи, когда самые первые походы англичан в Индию, когда они нагло грабили храмы, то были случаи, когда брахманы на берегу произносили мантры, и корабли тонули. Говорят, у берегов Ориссы, там, где Джаганнатха Пури, там были самые богатые храмы. Там в море очень много золота, потому что они Божества грабили. Тоже заклинаниями.

Слушатель: Так англичане завоевали Индию ведь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они не завоевали. Их там было совсем чуть-чуть. Они просто поссорили между собой князьков местных. Князьки, чтобы защищаться друг от друга, искали защиту у англичан.

Слушатель: Нанимали англичан, чтобы они их охраняли.

Б.Ч. Бхарати Свами: За это платили им.

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.