Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2007 / «Отречение»

«Отречение»


«Отречение» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 27 февраля 2007 года

Длительность и содержание аудио и видео могут немного отличаться.

http://www.youtube.com/watch?v=8zMq7RQlmTA

Отречение

#00:00

Мотивы отречения

Слушатель: Махарадж, а вот какой мотив отречения, когда люди избирают такой путь, ну или там другие? Вот и отречение – это ум? Уму нравится это? Или откуда эта идея возникает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, отречение – это как раз не ум. Уму нравятся отношения. Ум питается уважением. Уважение – это самоуважение и уважение других, это пища для ума. Кришна в «Гите» говорит, что отречение – это зрелый плод знания. Потому что когда душа понимает, что все узы, все связи – это иллюзия, то результатом этого понимания является отречение. Не то что душа отрекается, прилагает какие-то усилия, а просто не находит в каких бы то ни было отношениях ничего притягательного для себя. Это и есть отречение.

Слушатель: То есть это как определённый этап, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Отречение – это свобода. Потому что душа в мире этих отношений пытается обрести некие связи, пытается овладеть кем-то, начиная от грубо физически и кончая овладеть умами, овладеть уважением других к себе, овладеть вниманием других к себе. А отречение является следствием понимания, что, когда ты пытаешься чем-то овладеть, ты становишься рабом этого. Ты на самом деле не хозяин тех, чьим уважением пользуешься, а ты их раб. Ты служишь их низменным интересам. И отречение – это порвать всякие связи, опять-таки не физически порвать связи, а внутри себя. Это значит разорвать, или как Кришна говорит: «Отказаться от всякого понятия долга, всякого понятия уз, связей». Это и есть отречение. Дальше Он говорит установить связь с Ним, но, поскольку у нас с вами сейчас идёт речь об отречении, то это отказ от всяких отношений, свобода. Но при этом свобода – это всегда одиночество. И в этом лежит основной парадокс: душа не хочет быть одинокой, но хочет быть свободной. А эти вещи совершенно несовместимы. Нельзя быть свободным и в то же время иметь с кем-то отношения. Свобода – это всегда одиночество. Но свобода, как вот кино было «Это сладкое слово – свобода!», свобода для нас такая сладкая вещь, потому что на нашем опыте любые связи, любые узы доставляют нам только страдания. Поэтому мы делаем ложный вывод, что страдания – это результат уз, результат отношений, результат того, что мы не свободны. Это ещё один, так сказать, ущерб рассудка.

Рассудок стоит гораздо выше ума, но если мы пользуемся рассудком, основанным на опыте, то мы придём к выводу, что всякое страдание, всякая печаль связаны с отношениями. Мы делаем этот вывод на основе опыта. Дальше мы делаем вывод, что именно отношения являются результатом страданий. Хотя на самом деле не отношения являются результатом страданий, а корыстные отношения являются результатом страданий. Майавади как раз говорят, что любые отношения. В какой-то степени они правы, потому что в этом мире любые отношения означают корыстные отношения. Поэтому говоря: «Любые отношения приводят к печалям, разочарованию и страданиям», они правы, но они не говорят, что не обязательно бывают корыстные отношения. Есть ещё бескорыстные отношения, любовные отношения. Поэтому они и говорят, что нужно порвать всякие узы, всякие отношения, тогда ты станешь свободным. Но свобода – это всегда одиночество. Свобода от уз. Если бы можно было совместить свободу и отношения с кем-то, тогда бы мы не ведали ни горя, ни печали. Но эти вещи нельзя совместить. Чем больше свободы, тем меньше отношений, тем больше одиночества. Чем меньше свободы, тем больше отношений, тем меньше одиночества. В одиночестве или в свободе нет печали, нет горя, но и нет радости, нет счастья.

#06:12

Что мы ищем?

Поэтому извечный вопрос: что мы всё-таки ищем? Избавления от страданий, то есть спасения, или радости, счастья? Что лучше: свобода или счастье? Недалёкие люди ставят знак равенства между этим: свобода и счастье. Но это разные вещи. Свобода – это одиночество, а счастье – это отношения, отношения в бхакти, во взаимном самопожертвовании.

Слушатель: А можно вопрос?

Б. Ч. Бхарати Свами: Хотите вопрос задать?

Слушатель: Да, вот тоже по этой теме. Я слушала лекции, и Госвами Махарадж говорил, что умереть здесь и родись там. Но вот если непонятно, что, если человек, например, не научился как-то жизни, которая там протекает, то есть как-то себя ограничить, и, как говорят, жить в одиночестве вот не научился, то как он может войти и туда попасть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никак не…

Слушатель: Он же притянется, его материальные желания же его опять притянут сюда, к Земле.

Б. Ч. Бхарати Свами: Обязательно.

Слушатель: Ну да. Поэтому, наверное, единицы только туда попадут.

Б. Ч. Бхарати Свами: Единицы, но зато какие единицы! И нет им числа этим единицам. Бесчисленное количество единиц.

Слушатель: Нам, наверное, вообще не светит в этой жизни куда-то там подняться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не должны же быть материалистами, надеюсь. Причём тут эта жизнь, не эта жизнь? Понимаете как, шансы. Очень всех беспокоит эта жизнь. Где-то в глубине души мы все думаем: «Ну ладно, доковыляем, а там уж на кривой козе». Так вот, шансы этой жизни такие же, как шансы этого дня. То есть какие шансы, что в конце этого дня, как вы говорите, туда уйти? Вот примерно такие же шансы этой жизни. Разницы-то нет, что это эта жизнь, что этот день.

Слушатель: Ну вот если ты не выучил урок, тебя же не пустят там туда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если ты не прихорошился, тебя не пустят. Надо прихорошиться, и очень важно иметь чувство такта. Тут дело не в уроках. Ну это всё равно что играет оркестр музыку барокко, а ты туда с аккордеоном. Ну то есть нет чувства такта у тебя. Дело не в уроке. Ну, в общем, это всё сказано-пересказано сто раз.

#09:39

Эксплуатация

Слушатель: Махарадж, получается, одно другое не подразумевает, то есть вот эта ступень отречения, да, на каком-то этапе отречения, и тоже, как говорит, что бхакти – это как бы более высокая ступень. Но так случается, вот как раньше, да, спрашивали Шридхара Махараджа, что там разные школы, которые в принципе подводят к отречению, пониманию каких-то вещей, а потом уже после того, как ты уже всё это там, тогда уже можно заниматься бхакти. Ну такой вот стереотип. То есть получается, что некоторые люди могут сами по себе природно, да, практиковать практики там разные… То есть они не привязаны к названиям, и они там никогда не стремятся к какой-то эксплуатации…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не стремиться к эксплуатации – это как раз отречение, потому что преданный эксплуатирует. Вопрос: что он эксплуатирует и кого он эксплуатирует? Когда преданный срывает цветок, он убивает, то есть он эксплуатирует, но он эксплуатирует низшее ради высшего. Мы-то в этом мире живём и эксплуатируем высшее ради низшего. Мы молимся Богу для того, чтобы дольше жить. А дольше жить для чего? Для того, чтобы получать больше удовольствий. Что значит больше удовольствий? Это значит есть других больше. Не просто индюка съесть, а индюка с яблоками. То есть ещё и яблоко убить к тому же. Так что вопрос не в эксплуатации, потому что эксплуатация – это всё равно… Наше каждое дыхание – это эксплуатация. А ради чего мы эксплуатируем и кого мы эксплуатируем ради кого? Так что отречение, в общем, стоит от бхакти дальше, чем эксплуатация, потому что в бхакти всё равно происходит эксплуатация.

#12:00

Проблески освобождения

Слушатель: Уже как бы заданная вектором.

Б. Ч. Бхарати Свами: Господь Капила говорит в «Бхагаватам», что если человек живёт в обществе садху, в обществе гуру, то он неосознанно минует стадию свободы, освобождения. Сам того не желая, он становится свободным, тогда как другие, йоги и гьяни, прилагают неимоверные усилия для того, чтобы обрести свободу. Они отказывают себе во многом, они усмиряют плоть, совершают подвиги, подвижничество, то есть их путь очень труден, тернист. Тогда как, если душа предаётся Всевышнему под руководством гуру, то вот этот вот отрезок до отречения она очень легко преодолевает. Но вот сама по себе чистая преданность очень трудна, конечно. Отказаться от всего, даже от идеи свободы, это очень трудно. Но вот этот этап, к которому многие идут жизнями целыми, бхакта преодолевает не то чтобы быстро, а он не замечает, как он вдруг начинает испытывать совершенное безразличие к вещам, которые у других вызывают восхищение, восторг или какую-то заинтересованность, например, проголосовать за нужного президента. Хотя нам это сейчас уже непонятно, но многие этим живут. Кто будет президент? Для кого-то это важно. Правда?

Слушатель: Навязано ещё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Для кого-то это важно: кто же, какая фамилия будет президентом, и что все эти вельможи и министры – предатели родины. Вот кому-то это очень интересно. Или кто первый развязал войну? Ну или какая-нибудь ещё вещь. Что сейчас носят? Не знаете, что сейчас носят? Вот так вот часто спрашивают: «Так ты в Лондоне был? А что сейчас там носят?» (смеётся) Вот так, оказывается, есть люди, им интересно, что сейчас там носят. (смеётся) Всё, в общем, носят, что и раньше. Всегда одно и то же носят. А преданный, сам того не замечая, вдруг просыпается и понимает, что ему это не интересно. Или, например, катастрофа грядёт – глобальное потепление, Земля может престать существовать и наши дети не увидят будущего. И вдруг преданный ловит себя на мысли: «А какая разница? Дети итак будущего не увидят». Или вот важная новость: оказывается, Наполеон не был отравлен мышьяком, он умер от переизбытка алкоголя, то есть от цирроза печени, оказывается. Представляете? Не знали этого?

Слушатель: Я – нет. Я знаю только, что Гитлер недавно умер. (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Недавно умер Гитлер. Представляете? Вот возмутительный факт! Вдруг ловишь себя на мысли: «А какая разница, собственно, что там носят? А что он носил перед смертью? Вот это и есть такие проблески того самого освобождения, когда всё меньше и меньше тебя интересует, что носят. Как вот: «Шёл трамвай тридцатый номер по Садовому кольцу. В нём сидело и стояло сто пятнадцать человек. Люди входят и выходят», а потом обратно входят. Факт любопытный, но, в общем, не интересный. Это вот та самая свобода, или мукти, она незаметно подкрадывается к преданному, а всё благодаря тому, что преданный способен, слушая рассказы о Господе, о Его преданных святых, вкусить более тонкий, более притягательный нектар испить, ощутить этот глоток упоения, перед которым все остальные суррогаты на какое-то время меркнут (вкус этих суррогатов). Но потом снова, если не питаться качественным продуктом, потом снова суррогаты: вдруг начинает интересовать глобальное потепление или что в двенадцатом году комета может упасть на нас.

Слушатель: А вы не смотрите Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я хочу, но у меня не работает телевизор.

Слушатель: А-а. По воскресеньям по «России».

Б. Ч. Бхарати Свами: У меня, к сожалению, что-то с телеприёмником. (смеётся) И что там?

Слушатель: Ну вот в последней этой третьей-четвёртой серии интересно про то, что носят там, когда они под гипнозом ходили в магазин и выбирали себе одежду, а потом вышли оттуда и опять голые.

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: Вот посмотреть или почитать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно.

#18:57

Соблазны, проявленные иллюзией

Слушатель: Ну всё равно в процессе жизни люди же делают выводы, в следующей жизни они другое качество какое-то осваивают, накладывают на себя какие-то аскезы там, в следующей жизни ещё там какие-то, и постепенно они, так сказать, растут, наверное, продвигаются к этой свободе, как вот вы говорите.

Б. Ч. Бхарати Свами: Свобода, да, или спасение ещё это называется.

Слушатель: Спасение, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: У христиан, да, это спасение называется. Видимо, какой-то опыт накапливается у нас. Душа рождается в новом теле, и что-то её заведомо уже и не привлекает. Привлекает что-то другое. Беда в том, что вот эти соблазны, которые нам предлагает иллюзия, их бесконечное количество. Здесь все вот эти игры новые компьютерные, они на первый взгляд кажутся разными, но потом начинаешь понимать, что движок, основа одна и та же. Текстура меняется, а в основе всё одно и то же. Враги приближаются, их надо убить; друзья приближаются, их нужно привлечь, чтобы убивать врагов. Хм, вот и всё. Добро – зло, добро – зло. И вот эти облики добра и зла меняются, они могут принимать бесконечное количество очертаний, добро и зло. Поэтому и говорится, что это дерево иллюзии временно, но при этом вечно. То есть конкретная форма иллюзии временна, но сама по себе иллюзия вечна. Мы никогда не переберём всех вариантов. Как вот, например, говорят:

– Что делаешь?

– Смотрю телевизор.

Вот мы так не задумываемся: «Смотрю телевизор». Комбинации этих вот точек, если приблизиться очень близко к самому экрану, то мы увидим, что просто какие-то лампочки, там много, много, много лампочек. Если отдалиться на определённое расстояние, мы увидим какой-то смысл, что это, оказывается, не лампочки, а там «Мастер и Маргарита» идет. Если совсем далеко отодвинуться, то это просто будет одна точка. Тоже нет смысла. Поэтому нам надо держаться от этой иллюзии на каком-то расстоянии, тогда мы будем смысл в этом улавливать. Но, независимо от всех этих бликов, от этих цветовых гам, в которых мы вдруг находим какой-то смысл, мы всё равно смотрим телевизор, мы просто смотрим экран. Там всё одно и то же. Что бы нам ни показывали, мы смотрим телевизор. Вот освобождение, или ещё это называют прозрением, – это когда ты понимаешь, что экран не горит. Ты просто смотришь –«Сони». Ты не смотришь «Мастер и Маргарита», а просто экран. Это и есть прозрение. Это то, к чему стремятся йоги, мистики, гьяни, мудрецы. Во всём этом разнообразии, во всей этой цветовой, шумовой, звуковой, обонятельной мешанине вдруг увидеть просто телевизор. Ничего нет.

#23:25

Уникальность пути бхакти

Слушатель: Махарадж, а как это получается? Допустим, вот нам дают наставление там, служение, ну какая-то там потусторонняя эта связь. Все мы подозреваем, что когда-нибудь надо служить, да, а мы начинаем вкладывать какие-то там понятия и пытаться от этого уйти, начинаем где-то это кино задействовать там как-то…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего страшного, это нормально. Мы же привыкли смотреть телевизор, просто нам начинают с помощью звука, именно звуковой вибрации, объяснять смысл того, что идёт по телевизору. Уникальная отличительная особенность пути бхакти – нам не говорят перестать смотреть телевизор, отречься от него, что всё это иллюзия, всё это майа, а нам с помощью звука начинают комментировать, нам накладывают «гоблинскую» дорожку, звуковую дорожку. И то, что до этого казалось таким серьёзным, понимаете, например, Россия остров Тузлу хотела отбить у Украины, или НАТО приблизилось к нашим границам, и вот то, что до этого казалось таким серьёзным, грозящим опасностью, вдруг в «гоблинском» переводе кажется таким лёгким, смешным, весёлым. Вот это и есть путь бхакти через звук. Господь Капила в «Бхагаватам» говорит, что с помощью звука мы понимаем смысл происходящего. С помощью языка, носа, глаз мы никогда не поймём смысла происходящего, а именно звук даёт нам представление о смысле, вот этот самый – звуковая дорожка. Поэтому духовный учитель нам даёт звуковую вибрацию, то есть мантру. Когда преданный слушает о Кришне, когда он повторяет святое Имя Господа, то вдруг он начинает понимать или под другим углом начинает видеть трагичность событий. Слова забыл.

Слушатель: А вы сейчас книжки переводите?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я «Бхагаватам» перевожу.

Слушатель: Перевод? «Шримад Бхагаватам», да? То есть без комментариев, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, там без комментариев.

Слушатель: А то вот сегодня спрашивали преданные уже, с Украины нам звонили, говорили: «Когда выйдет «Шримад Бхагаватам» у вас?» Хорошо, что вы сказали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я думаю это не скоро, потому что я сейчас заканчиваю третью песнь.

Слушатель: Эта «Бхагаватам» откуда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это Шрила Вьясадева поведал.

Слушатель: А это вот не то, что Шрила Прабхупада переводил? Или что-то другое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это то, что переводил Шрила Прабхупада. Но я перевожу на русский язык.

Слушатель: Непонятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну в принципе на русский.

#27:20

Причины оставления духовного пути

Слушатель: Махарадж, а как это получается, что человек, допустим, посредством какого-то анализа разумного приходит к каким-то определённым выводам? Вот он их принимает и потом через время, как вы говорите, он всё равно опять привлекается суррогатом. То есть если затишье, тогда…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не узнаёте вопроса? В «Гите» Арджуна спрашивает Кришну: «А как так бывает, что человек сначала привлекается, а потом снова отходит с этого пути? Что с ним будет?»

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он спрашивает: «Почему это происходит и что с ним будет?» Что с ним будет Кришна говорит: «Да, собственно, в следующий раз он начнёт с того пути, с той точки, с которой сошёл с дистанции». А почему это? Это похоть, то есть желание обладать. Это обладать или самоутвердиться. Вот два наших врага – это «я» и «моё». Желание самоутвердиться и желание обладать – это коренные, так сказать, причина того, что мы сходим с пути самопожертвования. Кришна говорит: «Похоть. Всепожирающая похоть заставляет живое существо снова окунуться в пучину стяжательства, самоутверждения». С этого начинается творение материального мира, когда совокупное сознание внедряется в совокупную материю, и в этот момент появляется самомнение. Самомнение без знака плюс или минус, просто самомнение, то есть некое мнение о себе. Дальше это самомнение обрастает всевозможными обозначениями: я такой-то, я сякой-то. А каждое обозначение подразумевает обладание чем-то. Если ты говоришь, что я жена или я мужчина, это автоматом подразумевает, как бы автоматом отделяешь себя от объекта обладания, то есть ты чем-то… Если я жена, то у меня есть муж; если я мужчина, значит, у меня есть жена; если я ребёнок, значит, у меня есть родители. То есть если я старый, значит, я отделён от молодых. То есть вот это самомнение вызывает в нас, оно как бы ведёт нас или указывает нам на объект обладания. Вот это является причиной того, что мы сходим с пути самопожертвования. То есть самомнение, потом обладание. Если ты себя как-то обозначил, значит, у тебя есть предмет обладания. Майа нам подставляет всевозможные образы, и в этих образах мы видим своё отражение. Майа нам какой-нибудь соблазн показывает, и в этом соблазне мы как-то себя отождествляем, то есть появляется самомнение. Например, ты идёшь, видишь какую-то новую вещь, ты её сразу на себя примерил, как ты будешь выглядеть в обществе того, того, того, тех, тех, тех. Всё, возникли отношения. Из-за чего? Из-за желания обладать чем-то.

Слушатель: А откуда эти желания берутся? (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Из самомнения.

Слушатель: А самомнение откуда?

Б. Ч. Бхарати Свами: А самомнение – от соприкосновения с внешним миром. То есть, когда сознание сталкивается с материей, происходит вот этот вот, технически это когда прадхана превращается махат-таттву. (смеётся) Прадхана – это материя в невозбуждённом состоянии. Сознание, это называется хиранмайа, по-моему. Когда они вместе соединяются, сознание с материей, появляется вот эта вот самая махат-таттва, то есть такая жижа, где у нас есть самомнение. В этой жиже мы начинаем видеть образы и хотим обладать этими образами. От соприкосновения с внешним миром появляется желание обладать образами этого мира. Откуда это происходит? Когда вы смотрите телевизор и по телевизору показывают обед, вам хочется есть тоже. Вы идёте на кухню и едите. Появляется желание того, что мы наблюдаем. Если призадуматься, что мы наблюдаем? Мы наблюдаем горящие точечки. Зерно меняет свой цвет, а у нас возникает реально желание поесть. Понимаете? Вот так же душа видит объекты этого мира, иллюзорные объекты, и у неё возникает реальное желание пользоваться этим. Потом действие. Мы идём, что-то берём. За это мы должны платить.

#33:43

Свобода – отсутствие самомнения

Вот с чего мы начали сегодня. Свобода – это как раз отсутствие самомнения. У тебя нет мнения о себе. Ты просто осознаёшь, что ты существуешь, то есть это, так сказать, самоочевидность некая. Самость есть, а вот кто ты, ты не знаешь. Да и тебя не интересует, просто есть. Свобода. Ты никак не связан самомнением. Хотите спросить что-то, да?

#34:17

Мы постоянно меняем своё тело

Слушатель: А вот хотел спросить: что значит «следующий раз»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Следующий раз? Ну мы меняем своё тело. Каждый раз меняем. Вот сегодня у нас 27-е, 28-го у нас будет другое тело. Нам кажется, что это то же самое тело, но это другое тело. Если фотографировать каждый день, делать одну фотографию, то можно понять, что у нас каждый раз новые тела. В следующий раз – это чаще всего в следующей жизни.

Слушатель: То есть, когда мы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда вот эта игра заканчивается, когда мы отлетаем от тела и понимаем, что всё, чего мы искали, всё, чего мы добивались, не имело никакого смысла, rто здесь прав был, кто виноват, друг. Или как в стихах говорится: „Foe and friend. We were all equal in the end“. То есть врагов и друзей, мы между всеми ними поставим знак равенства в конце. Когда душа отходит, она понимает, что всё, к чему она стремилась, бесполезно, то есть не имеет ценности. Это был какой-то сон. Она как бы снова… В периодах между жизнями мы помним предыдущие периоды между жизнями. То есть в каждую конкретную жизнь мы не помним предыдущую жизнь, но когда эта жизнь заканчивается и есть какой-то период, прежде чем мы снова родимся в грубом теле, то во время этого периода между жизнями мы помним другие периоды между жизнями. То есть, если так сказать, «междусмертье» не прерывается, оно всегда одно и то же. А вот эти вот жизни – это как будто ты ныряешь в воду, видишь что-то новое, потом выныриваешь, и ты на берегу вспоминаешь, что ты до этого нырнул, а вот когда ты нырнул, ты не помнишь предыдущего нырка. Когда мы умираем, то есть оставляем это тело, то мы понимаем всю бессмысленность. Когда мы заново рождаемся, то мы сталкиваемся с идеей. Преданный, который сошёл с пути (как бы в кавычках), то в следующей жизни он снова встречается с этой идеей и снова к ней приобщается. Потом он снова может отказаться. Но каждый раз он начинает свой путь с того места, где он закончил, откуда сошёл.

Слушатель: А вот это «междусмертие» – это какое-то мгновение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Но его, так сказать, во времени трудно заметить.

Слушатель: Ну просто, если он видел все свои жизни…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не жизни видел.

Слушатель: Ну он как бы понимает, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не-не, нет. Он понимает, что он столько раз нырял. А вот что он там видел во всех этих нырках, нет, не обязательно он помнит. А то, что он нырял, потому что это одна и та же реальность. Вот это «междусмертье» – это одна и та же реальность, а новый нырок – это всегда другая реальность. То ты лягушкой родился, то собакой, то человеком, и вот в это рождение ты не помнишь, что было в прошлое. Но когда ты умираешь, ты помнишь, что было перед нырком.

#38:11

История об Аджамиле

Слушатель: Махарадж, а вот если, в этот момент «междусмертия» наступает отчаяние, ну, я думаю, оно и наступит, потому что ты понимаешь, что ты опять сгниёшь и всё по-новому. И в какой-то этой форме логики может быть какая-то перерегистрация?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если ты… Да, вот есть в «Бхагаватам», в шестой песни, история об Аджамиле. Он позвал своего сына Нараяну, и к нему пришли слуги Нараяны. Они его вернули снова в эту жизнь, вернули его из клинической смерти, и он какое-то время жил. Он уже всё как бы понимал, понимал, что вот эта реальность… ну как человек после клинической смерти. Всегда человек, переживший клиническую смерть, очень поверхностно относится к тому, что здесь происходит. Потому что то, что с ним произошло, вот этот опыт, он перевешивает все вот эти страсти: кто победил в кубке UEFA например. (смеётся) Как правило, те, кто пережили клиническую смерть, уже не футбольные фанаты, потому что это уже настолько неинтересно. Аджамила пережил этот опыт, но к нему по милости Всевышнего пришли слуги Господа Вишну, и они ему дали какое-то время пожить ещё в этом теле для того, чтобы закончить этот путь и ос…

Слушатель: Закончить путь можно только в теле?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, потому что «междусмертие», как мы говорим, это всё-таки судилище. Там ты только пожинаешь плоды. На суде ты ничего сделать не можешь. Ты оправдываешься и выслушиваешь приговор. А когда тебя наказывают, то есть когда тебя отправляют отбывать наказание, то там ты уже что-то можешь делать. Вот это «междусмертие» – это судилище у христиан называют или чистилище. Там душа не действует, она только выслушивает. Ей зачитывают приговор и за что. В «Бхагаватам» говорится, что писари Ямараджа тебе диктуют, что ты неправильно совершил, они говорят, за что ты будешь наказан, и говорят, какое тело ты получишь. Поэтому там понятие о времени другое. Это нельзя сказать «длится секунду или…», непонятно. Там всё как во сне складывается. Ты можешь одновременно пережить. Время ведь это переживание, это не секунды и часы. Время измеряется насыщенностью переживаний. Так вот, когда у нас нет грубого физического тела, то переживания загружаются быстрее. Понимаете?

Слушатель: Сразу – раз, да?

Б. Ч, Бхарати Свами: Раз, да. И ты сразу всё пережил. И по ощущениям это может быть десятки тысяч лет. По ощущениям. То есть ты можешь (в кавычках) «за секунду» пережить столько без тела, сколько в теле тебе пришлось бы переживать там семьдесят лет. Как во сне: у нас нет тела, но при этом мы способны пережить многие-многие часы, дни, недели, месяцы, а длится это всего долю секунды, сам сон здесь длится. Намёк на это Кришна приводит, в «Гите», приводится, когда Кришна показал вселенную Арджуне. Говорится, что Арджуна одновременно увидел в одной точке пространства в одно мгновение, как родилась вселенная и умерла. Со всеми вот этими: зевы, которые поглощали этих царей, то есть он видел будущее, прошлое, настоящее, что все они в пасти этих языков времени, ртов времени гибнут. Всё Арджуна это увидел буквально за секунду.

Слушатель: Просто ему как-то стало плохо.

Б. Ч. Бхарати Свами: (смеётся)

Слушатель: Сразу только раз!

Б.Ч. Бхарати Свами: Понял. Сколько времени понадобилось, чтобы понять? Это вне времени. Ну вот этот вот как бы мистический опыт, мы его называем, он в «Бхагаватам» описан. Он разбросан по разным песням: что испытывает душа в момент смерти, что она испытывает в момент рождения, до рождения; все вот эти ужасы, как её баграми вытаскивают (смеётся), она сопротивляется её баграми вытаскивают из тела, агония происходит.

Слушатель: Почему, когда человек входит в состояние гипноза, он вспоминает то, что было, свои прошлые жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, мне трудно сказать. Я лишь, понимаете, основываюсь на том, что прочёл в книжках, в «Бхагаватам». Про состояние гипноза я не читал. Мне незнакомо, просто меня никогда не гипнотизировали.

#43:36

Настало время призадуматься

Вот, а поэтому «Бхагаватам» начинается со слов: «Настало время призадуматься…» (смеётся) Над чем? Зачем всё это? Есть ли во всём этом смысл? То есть мы живём, живём, преследуем какие-то цели, куда-то торопимся, куда-то спешим, думаем: «Ну я вот это сделаю, и тогда наступит настоящая жизнь. Мне главное – вот это сделать». (смеётся) А «Бхагаватам» говорит: «Подожди, остановись! Призадумайся, зачем всё это. Куда ты торопишься?» Неужели так важно, какую отметку ты получишь в этой четверти? Неужели так важно, сколько людей тебя будут уважать? И сколько они тебя будут помнить после смерти? Неужели так важно, считают они тебя хорошим или плохим? Остановись, подумай! Неужели действительно так важно?

Слушатель: Ну, а может быть, они считают, что жизнь у вас же не одна, а в следующей жизни опять придётся родиться…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вероятно.

Слушатель: И говорят, что мы встречаемся опять с теми же людьми.

Б. Ч. Бхарати Свами: Неважно, что они там говорят. Мы встречаемся с ситуациями, которые должны пережить. С теми людьми или не с теми, это не так важно. То есть если ты кого-то убил, то тебя должны убить. Не так важно, он, эта душа в новом теле, тебя убьёт или соседка. Ты должен будешь пережить то, что причинил другому. Это да, потому что в замкнутой системе каждое действие вызывает реакцию. Замкнутая система – это как финансовая система. Если ты взял доллар и сжёг его, ты повлиял на всю финансовую систему страны. Незначительно, но всё равно влияние есть. Потому что он не пошёл в оборот, соответственно, кто-то меньше получил, значит, он меньше отработал и т. д. То есть всё равно какое-то влияние, даже если ты один цент взял, в землю закопал, это повлияет на финансовую систему. То есть никакая финансовая операция в этом финансовом мире не проходит бесследно, она обязательно ведёт за собой реакцию. Точно так же в мире отношений между душами никакое действие не проходит бесследно. Малое действие вызывает малую реакцию, большое действие – большую реакцию. Если ты причинил какое-то большое горе, значит, ты будешь за это отвечать, маленькое – значит, тоже будешь отвечать.

Слушатель: Ну вот (неразборчиво) взял и отпустил там несколько стран в валюте. Он теперь будет за это отвечать?

Б. Ч. Бхарати Свами: С финансовой точки зрения это повлияло на него тоже. Я финансовую систему или финансовую замкнутую систему привёл как пример. Вот если у вас есть, допустим, миллион долларов, вы можете его раздать, а можете организовать производство и нанять людей и будете этот же миллион тоже раздавать. Реакция будет разная на это. Если вы просто раздадите деньги, это по закону Адама Смита, если вы унаследовали большие деньги и раздали своим слугам, то они обеднеют. А если вы раздали и отпустили, они обеднеют, и страна в целом обеднеет. А если вы заставите их работать за эти деньги, тогда они станут богаче, и вы станете богаче. Такой вот закон Адама Смита есть в финансах. Точно так же в мире кармы, в мире отношений, какое бы действие вы ни произвели, это будет иметь реакцию на вас, ответное действие, будет реакция. Плохо или хорошо – это уже понятия оценочные, хорошо будет или плохо. Понятно, плохо – это когда меньше денег, да? Если что, все деньги раздать?

Слушатель: Не, как эти действия совершать и после этого противно.

Б. Ч.Бхарати Свами: Да. Ну, не то чтобы в ад, а страдать за эти вещи, если ты причинил страдания. Хороший человек – это тот, кто удовлетворил чувства; плохой человек тот, кто не удовлетворил чувства других.

#49:20

Хорошая и плохая карма

Шридхар Махарадж давал такое определение: хорошая карма – это когда ты удовлетворяешь чувства большого количества живых существ, или удовлетворяешь понемножку, или много удовлетворил чувства одного живого существа – это хорошая карма; плохая карма – это когда ты не удовлетворил чувства живых существ, и ты за это будешь нести ответственность хорошую или плохую. То есть ты удовлетворил чувства, значит, и они тебе будут удовлетворять твои. Замкнутая система. Мы не можем быть за гранью этого. Только избавившись от понятия карма, от понятия долга, мы способны выйти за грань этого. Только порвав отношения с другими живыми существами, мы, даже причиняя им зло, не будем нести за это ответственность. То есть избавление от этой так называемой кармы лежит в сознании, поэтому Кришна в «Гите» говорит: «Мечом знания ты должен срубить это дерево или узел». То есть, однажды поняв, что ты совершено не связан с ними, ты не несёшь за это ответственность. Но, когда Кришна объяснил этот путь Арджуне, путь отречения, Арджуна сказал, что это ещё труднее, чем остановить дыханием ветер. (смеётся) Перестать вступать с кем бы то ни было в какие-то отношения, это ещё сложнее, чем остановить дыханием и изменить направление ветра, подув на него. (смеётся) Поэтому Кришна говорит, что путь бхакти заключается в том, что ты все свои действия предлагаешь Ему. Он возьмёт ответственность за тебя как родитель несёт ответственность за поступки, за проступки несовершеннолетнего ребёнка, а ребёнок не несёт за это ответственность. Так же, если мы предлагаем всё бесконечности, Всевышнему, то мы не несём за это ответственности, а Он несёт ответственность. Один нюанс: мы действительно должны это делать ради Него, а не говорить или думать, что мы это делаем для Него. Вот такой маленький нюанс, но он меняет картину полностью.

#52:25

Жертва ради Него или ради себя

Какие-то вопросы у вас?

Слушатель: А где эта граница для себя или для Него? Как её почувствовать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Её никак не почувствуешь. Это Он сам решает. Вот в этом вся сложность, что это зависит не от нас. Делаем мы ради себя или ради Него, это Он сам решает. Поэтому совершенно бесполезно пытаться определить, ради Всевышнего ты это делаешь, или ради себя, или своих близких, ты жертвуешь ради Него или ради себя собою. Поэтому нам советуется обратиться к мастеру, или гуру, к духовному учителю обратиться, приняв его представителем Всевышнего.

Слушатель: От нас ничего не зависит, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не, от нас зависит старание, усилие зависит. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что результат не зависит от тебя, потому что не ты раздаёшь результаты. Результаты раздаёт устроитель лотереи. От тебя не зависит, какой билет ты вытянешь, от тебя зависит усилие. Поэтому нельзя сказать «ничего не зависит». От нас зависит усилие, но не результат.

#54:11

Усилие и вдохновение

Слушатель: Махарадж, а как усилие призвать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что усилия?

Слушатель: Ну призвать его?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сгенерировать его очень трудно, потому что такая вещь, как усилие, попытка, она не складывается из вещественных факторов. Но оно может посетить. То есть желание приложить усилие или сделать что-то от души может нас посетить. Посетить оно нас может в определённом окружении. Когда мы общаемся с теми, у кого есть какие-то общие ценности, то вдруг нам хочется быть как они что ли («как они», условно говоря). То есть мы заражаемся вот этим вдохновением. Поэтому так важно общение с теми, для кого бескорыстное является ценностью. Или момент вдохновения на какое-то бескорыстное действие является очень ценным моментом. Те, для кого вдохновение на самопожертвование, какое-то бескорыстное действие является ценным, и они ждут этот момент, вот если мы в их круге общаемся, то есть большая вероятность, что мы ощутим это вдохновение сделать что-то так не за награду, не за уважение, а просто как глоток воздуха, как некую потребность. То есть когда желание послужить Единому Бесконечному, Кришне, как потребность появляется у нас, как желание дышать, как потребность дышать. Это очень ценная вещь. Если мы общаемся среди таких, кто ждёт это желание, кто стремится к этому желанию, то у нас оно появится. Большая вероятность. Это называется на специальном языке садху-санга – общение с преданными. Это такие тонкие темы, тонкие вопросы.

#56:46

Усилие – это атрибут сознания

Слушатель: А эти усилия все душа совершает?

Б. Ч.Бхарати Свами: Да. Усилие – это работа души. Поэтому усилие так ценно. А внешне нельзя отличить, с усилием ты делаешь или нет. Например, если я вот два действия: вот так и вот так. Одно я с усилием произвожу, а другое без усилий. (смеётся) Внешне никак не отличить.

Слушатель: А и по результату нельзя?

Б. Ч. Бхарати Свами: И по результату нельзя. По внешнему результату нельзя. Тело не совершает усилий. Тело не совершает ни усилий, ни устаёт. Тело – это просто механизм, тень. Это наша тень и инструмент. Инструмент не совершает усилий. Инструмент совершает движение. А усилие совершает душа, или сознание. Усилие живёт в сознании, а движение живёт в теле. Но, когда сознание живёт в теле, тогда и усилия мы тоже в теле производим какое-то. То есть, если мы на них смотрим глазами, а не рассудком, тогда нужно окружить себя обстановкой, которая напомнит нам о Всевышнем. Понимаете? Физически окружить, потому что мы же смотрим через вот эти вот объективы и не можем заглянуть внутрь себя. Мы можем рассудком посмотреть на этот мир. Поэтому мы окружаем внешне себя атрибутами преданности: храм, какие-то ритуалы, какие-то обряды. Мы окружаем себя обстоятельствами места и времени, которые напоминают нам о бескорыстии, о служении Всевышнему. И на это не нужно смотреть свысока, что, мол, это всё ритуалы, это всё лишнее и ненужное. Да это всё лишнее и ненужное, но для кого? Для того, кто смотрит на всё глазами мудрости, да, или глазами преданности. Но для нас с вами, кто смотрит на мир глазами физическими, чувственными, вот этими органами зрения, для нас это всё важно: ритуалы, обряды, одежды и т. д. Это всё важно.

Слушатель: (неразборчиво) …обо мне.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, например, приводил я в прошлый раз такой: если я, например, беру, смотрю на свою руку, если я переверну ладонь и смотрю только чувственными глазами, то я сделаю вывод, что это совершенно разные предметы, потому что они выглядят по-разному. Если я добавляю к этому рассудок, то я понимаю, что это один и тот же предмет, просто с разной стороны. То есть разум, или мудрость, нам даёт более правильное представление об окружающем мире. То есть если я только чувствами смотрю, то мир теряет смысл, то есть мир становится большей и большей иллюзией для нас. Поэтому мы с вами смотрим чаще всего на мир с точки зрения чувственного опыта и немножко рассудка. То есть то, что мы эту руку воспринимаем как один предмет, а не разные, это не говорит о том, что у нас большой рассудок, просто у нас немножечко добавлено рассудка. Например, прозревший не просто две грани руки воспринимает как один предмет, а он воспринимает предметы, книгу, микрофон, руку, звезду, жену, собаку, собакоеда, как один и тот же предмет. Как мы с вами, если мы увидим, например, волну в океане, то мы скажем: «Это волна, и с другой стороны это та же волна, но с другого ракурса». Но мудрец скажет, что это не волна, это просто вода. Он не волны воспринимает с разных точек зрения, как мы с вами, а он воспринимает воду. Для него это не волна, а просто вода, одна и та же вода. То есть все предметы, которые нас окружают, все понятия – это всё одно и то же. Почему-то мы говорим, что вот это и вот это – один и тот же предмет, а вот это и вот это – разные предметы. Но это тоже один и тот же предмет, просто с разных граней, с разных точек зрения, но это всё материя, одна и та же материя, просто разные её состояния. Земля, звёзды, машины, отношения, вот всё, все понятия и предметы, которые нас окружают, – это всё одно и то же. Просто мы смотрим на них с разных точек зрения. Почему? Потому что мы ищем в этом смысл. Как безумец думает, что одна волна поглотила другую. Говорит: «Это плохая волна!» Почему? Потому что она съела маленькую волну. (смеётся) Плохая волна! А она не плохая и не хорошая, это одна и та же вода.

#62:55

Иллюзия

Так же и в этом мире: события, которые нас окружают, – это всё одно и то же событие, имя которому – иллюзия. Здесь нет ни хорошего, ни плохого. Но, коль скоро мы оказались в рабстве вот этого – зло, добро, хорошо, плохо, волна покрыла какую-то другую волну, немцы напали на русских, потом русские – на немцев, хорошо, плохо, плохо, хорошо, в эту иллюзию к нам приходят святые и говорят, и показывают нам в этой иллюзии какие-то картины или образы, которые напоминают о другой совершенно реальности, где такие же волны, но там нет хорошо и плохо. Там просто красиво и не красиво. Её называют Прекрасная Реальность. И вот эти образы нам напоминают о Ней. Звуки имени Всевышнего, запахи благовоний, чётки, изваяния, картинки нам напоминают о другой Реальности. Поскольку мы воспринимаем всё чувствами, то нам для чувств дают вот эти самые картинки в действиях, ритуалы какие-то, шнуры брахманские, чётки и т. д. Всё это наполняется каким-то смыслом и имеет смысл. Не то что искусственно наполняется, это имеет смысл. Просто нам ту Реальность преподносят в таких образах. Если кто-то говорит, что «это не надо, это всё иллюзия, все вот эти. Зачем носить эти одежды? Зачем эти образы? Зачем картинки? Бог везде», то тем самым он не избавляется от иллюзорных образов. Он отвергает образы мира преданности и окружает себя образами мира корысти всё равно.

Слушатель: Во мнениях?

Б. Ч. Бхарати Свами: А?

Слушатель: Это говорится во мнениях? Якобы ты можешь отличать религии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу. Они говорят: «Да не надо! Без фанатизма! Кришна в сердце, давайте без фанатизма!»

Слушатель: А они к какой категории относятся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Я забыл слова.

Слушатель: Гьяни или там?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Нечестивцы. (смеются) Лжепросветлённые или нечестивцы, мракобесы. Сомнения какие-то у кого-то? Ну ладно тогда, если больше нет поводов продолжить беседу, тогда специально мы не будем искать эти поводы и на этом закончим. Всё тогда.

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+2

Другие материалы раздела

2007-01-08

«Природа объективного мира»

2007-01-22

«О философии»

2007-01-26

«Мотивации преданных»

2007-01-26

«Наше положение по отношению к Господу»

2007-01-27

«Противостояние соблазнам»

2007-02-19

«Истина и иллюзия»

2007-02-21

«Теория эволюции»

2007-02-27

«Отречение»

2007-03-16

«Природа Души»

2007-03-17

«Самомнение»

2007-03-21

«Смерти нет»

2007-03-25

«Мир умирает со смертью наблюдателя»

2007-04-01

«Любое движение божественно»

2007-04-08

«Когда старое встречается с новым»

2007-05-01

«Радха и Кришна никого не защищают»

2007-05-06

«Трансцендентные величины»

2007-05-13

«Между истиной и дурманом»

2007-09-02

«Враг внутри»

2007-09-02

«Непостижимое»

2007-09-03

«Природа личности Махапрабху»

2007-09-16

«Природа предавшейся Души»

2007-10-05

«Онтология учения Вайшнавов»

2007-10-14

«Одиночество»

2007-10-20

«Взаимодействие с другими религиями»

2007-10-27

«О молитве»

2007-11-03

«Субъективная эволюция сознания»

2007-11-05

«Субъективный мир»