Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Стихи 70-100. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 3 июня 2018 года.

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100

https://www.youtube.com/watch?v=iIhFzD97i74

Шри Чайтанья-чаритамрита. Ади-лила. Глава 6. Адвайта Ачарья. Стихи 70-100

#00:00

Любовное служение

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно, значит, тогда читаем.

Даже устраивая с Ним свару и катаясь на Нём верхом, они всё равно молятся на Него и преклоняются перед Ним.

«А утомившись, юные борцы ложились на траву в тени деревьев и засыпали, положив головы на колени товарищей, меж тем как другие овевали их опахалами из пальмовых листьев и растирали им стопы» («Шримад Бхагаватам», 10.15.17).

Даже девушки, возлюбленные Кришны, чьей пылью со стоп мечтает осыпать себя Уддхава, дороже которых у Кришны нет никого, и те полагают себя рабынями Кришны.

Слушатель: Читали мы сегодня.

Б. Ч. Бхарати Свами: Читали.

«Открой Свой лик, о благодетель Враджи! Разве мы не родом из Твоего племени? Почему же нас Ты обделяешь милостью? Умоляем, яви нам Свою улыбку, в сиянии которой меркнут притворные улыбки смертных. Что уж мы, если даже лотосы увядают без Твоего взгляда. О похититель женских сердец! Не оставляй Своих рабынь, открой нам Свой лик хотя бы на мгновение! («Шримад Бхагаватам», 10.31.6).

«О великодушный витязь, на этой самой колеснице Кришна укатил от нас в Матхуру. Теперь Он вряд ли вернётся. Но, может быть, Он вспомнит о преданных Ему душах, о верных друзьях и любящих отце с матушкой. Чела наши так тоскуют по Его нежным рукам, благоухающим ароматом агуру» («Шримад Бхагаватам», 10.47.21).

Что толковать о прочих женщинах Враджи, если даже непревзойдённая во всём Шри Радхика навеки пленившая Кришну узами Своей любви, преклоняется пред Кришной, служит Его лотосным стопам.

«Не покидай меня, мой повелитель! Вернись, любимый мой витязь, мой друг, моя душа! Вернись, сжалься над Твоею рабою!»

«В Двараке все царицы во главе с Рукмини тоже считают себя служанками Кришны («Шримад Бхагаватам», 10.83.8).

«Меня, – сказала Рукмини, – Кришна унёс, как лев – свою добычу, пред самым венчанием с ненавистным мне Шишупалою на глазах у всей свадьбы. А когда жених с друзьями и со всем их войском бросился вдогонку за нами, мой прекрасный похититель обратил их всех в бегство, и пришлось им с позором возвращаться домой».

Следующее тоже «Бхагаватам», 10.83.11: «Меня Кришна нашёл в лесу, – сказала Калинди, – где я проводила все дни в покаяниях и молитве о возможности хотя бы раз коснуться стоп моего Господа. Он появился со Своим другом возле моей обители и предложил мне стать Ему женою. И сейчас я самая счастливая женщина на свете, подметая Его дворец от пыли!»

Эта глава восемьдесят третья, где жёны Кришны каждая рассказывает свою историю, как она стала супружницей Его. Вот Он тут совратил монахиню. Ну а как? «Меня, – говорит, – Кришна нашёл в лесу, где я все дни свои проводила в покаяниях и молитве». Вот она сидела молилась, молилась, Он проник к ней в монастырь и похитил.

10.83.11: «Лишь отказавшись от своекорыстных притязаний, любезная Драупади, все мы стали наложницами и служанками самодостаточного Владыки».

Это тоже из «Бхагаватам»,10.83.39: «Немудрено, что все преклоняются пред Кришной, если Сам Баладева питает к Нему чувство дружбы и родительской любви. Баладева считает себя слугой Кришны как и все, кто единожды соприкоснулся с Прекрасным Владыкою».

Джива Госвами даёт определение Господу, что это не тот, кто господствует, а это тот, кого вы хотите видеть своим господином. Это не тот, кто принуждает вас к повиновению, а тот, кто желанен вам, чтобы он вами повелевал. Это тот, перед кем вы хотите повиноваться. Не тот, кто принуждает, не Господь Бог… В этом мире Господь Бог принуждает нас к повиновению. Мы вынуждены, как в «Шримад Бхагаватам» говорится: «Каждая тварь в этом мире, как тот вол с продетым в носу кольцом, ходит по кругу, размалывая жернова кармы или семена». Вот эти жернова. В архаичном обществе волы ходили по кругу и мололи муку, зёрна в муку. Хотя вол очень сильный, но он не может убежать. Его маленькой тростиночкой погоняют, потому что у него кольцо, и это кольцо ему причиняет боль если дёрнуться. И он мощный, сильный бык, вол, но не может изменить ход своей судьбы, ход траектории. И он вынужден за горсточку зерна перемалывать тонны зерна. Хотя зачем ему перемалывать, да? Он может просто съесть то, что ему надо и дальше отдыхать. Но он ходит по кругу целый день, с утра до самого вечера. В этом мире все мы вынуждены подчиняться законам Всевышнего, закону кармы, вынуждены трудиться в поте лица. Как Господь говорит Адаму и Еве: «Ну не хотите, чтобы Я вас кормил, идите в своё свободное плавание, пожалуйста, но учтите, что будете трудиться в поте лица своего». То есть будете потеть. Сейчас вам ничего не надо – сорвал яблоко в Эдемском саду и поел, а теперь, чтобы это яблоко сорвать… Вы хотите в мир, где вы будете считать себя властителями? Ну тогда вы то же самое яблоко будете срывать, но, пролив литры пота, будете трудиться в поте лица.

Но есть мир, где мы Господу подчиняемся не потому, что Он заставляет нас, а потому, что очень хочется. Сил нет как хочется подчиняться Господу. Сил нет как. «А за ними пирожок: «Ну-ка съешь меня, дружок!»» Вот сейчас мы пирожки будем есть, да? Они ведь не хотят, чтобы их съели. (смех) Они же прощаются, они, когда с противня сходят (смех), они обнимаются, поют друг другу, клянутся, что никогда, говорят: «Я тебя никогда не забуду!» (смех) Да, они обнимаются и все вот эти вот черешни, мандаринки, зёрнышки риса плачут и говорят: «Сейчас мы погибнем, но память о тебе будет вечно жить в моём сердце!» – одно зёрнышко, одна черешенка говорит другой черешенке. А мы жестоко – хрясь её! И вторую.

Слушатель: И третью.

Б. Ч. Бхарати Свами: А есть такой мир, где они говорят: «Как бы нас съели!» Пирожки: «А за ними пирожок: «Ну-ка съешь меня, дружок!»» А дружок пляшет с павлиньим пёрышком. «Только съешь нас!» С павлиньим пёрышком в голове пляшет. И все вот эти сладости, которые они делят с друзьями, просят: «Только чтоб нас съели! Без остатка». Итак.

Баладева считает Себя слугой Кришны, как и все, кто единожды соприкоснулся с прекрасным Владыкою. Змей Санкаршана, обладающий тысячами уст, являющий Себя в десяти образах, служит Шри Кришне.

#10:22

Шива – самая яркая звезда

Рудра – зримая ипостась Садашивы в каждой из своих бесчисленных вселенных является образом Всевышнего и самой яркой звездой в плеяде Богов.

Рудра – это, по сути, Полярная звезда. В нашей вселенной мы называем «Дхрува». «Дхрува» означает устойчивый. Полярная звезда – это место, это область, вокруг которой всё вращается. Она самая устойчивая. Самая устойчивая – это что? Это центр. Когда мы юлу запускаем, самая устойчивая – это ось. Всё остальное шатается. Да? Вот Дхрува означает ось на санскрите. И это же Шива, обитель Шивы. То есть Шива находится в самой вершине материального мира, на вершине Кайласа, или на вершине Сумеру. Сумеру и Кайлас – это одно и то же. Всё остальное вокруг него вращается. Вот этот Шива – это есть Господь Вишну, который погрузился нижними конечностями в этот мир. Вершина Кайласа, или Сумеру, самая устойчивая. Всё остальное вокруг неё вращается. И этот самый Рудра, то есть этот Шива, самый устойчивый, самый неколебимый в мироздании, Он сам вращается вокруг. Оказывается, звезда Дхрува тоже вращается вокруг какой-то чёрной дыры, какого-то чёрного тела, у которого, говорят, в кудрявых волосах – перо. Метафорически это мы читаем как: Шива всегда находится в состоянии медитации. И, когда природа спрашивает, природа говорит: «Я вращаюсь вокруг Тебя, всё вокруг Тебя, – Парвати спрашивает. – Всё живое вокруг Тебя, Владыка мой. А ты, закрыв глаза, о чём-то думаешь, что-то там сосредоточился». И Шива говорит: «Я сосредоточился на лотосные стопы своего Прекрасного Господина». И Парвати говорит: «Ну это совсем запредельно. То есть ты сосредоточился, значит обходишь кого-то». Вот как у вайшнавов и вообще в ведической традиции есть обряд обойти вокруг, обойти вокруг Джаганнатха. Джаганнатх – это Господь на алтаре. Есть храм Джаганнатха, а вообще каждое Божество – это Джаганнатх. И есть традиция обходить кругом, то есть показать Ему, что Он стержень, Он центр, а я вокруг Тебя вращаюсь. То есть я – величина относительная, а Ты – величина абсолютная. Это символ обхождения вокруг святыни какой-то. Когда преданные прощались с Махапрабху, они обходили вокруг Него и уходили.

И Парвати говорит: «Всё вокруг Тебя вращается. Ты стержень. Ты Шива. Вокруг Тебя всё сосредоточено. Всё движется вокруг Тебя. Ты Дхрува. А сам Ты тоже вокруг чего-то вращаешься. Если ты думаешь о чём-то, значит Ты тоже какой-то круг совершаешь». И Шива говорит: «Я вокруг чёрной дыры по имени Кешава-Шьямасундара». Вообще у этой чёрной дыры очень много имён. Её никто никогда не видел, потому что она всегда исчезает. В неё вообще всё ухается и ничего оттуда не вылетает. Я вокруг чёрной дыры вращаюсь. Единственное я знаю, что эта чёрная дыра облачена в золотистые одежды и у неё павлинье перо в голове. А больше я ничего о ней не знаю. И то с павлиньим пером может быть вопрос. Это тоже вероятность. Итак.

Рудра – зримая ипостась Садашивы – в каждой из бесчисленных вселенных является образом Всевышнего и самой яркой звездой в плеяде Богов. Но и Он одержим желанием служить Кришне. Шива повторяет снова и снова, что Он слуга Кришны. Он опьянён восторгом любви к Кришне и в наплыве чувств, не прикрыв тело одеждой, танцует и поёт о доблести и забавах Кришны.

#15:41

Лучше быть слугой

Любые чувства к Кришне, будь то отеческие, материнские, дружеские или покровительственные, пронизаны духом служения. Такова природа любви к Кришне. Кришна – Господин и Владыка вселенной, и каждому подобает служить Ему. Воистину, все одушевлённые существа – слуги Его слуг. И тот Самый Кришна низошёл на Землю в облике Чайтаньи, потому каждый человек суть слуга Чайтаньи. Его можно признавать Всевышним, можно не признавать, но сознательно или бессознательно все являются слугами Шри Чайтаньи. Кто отвергает Его, тот совершает грехопадение. «Я слуга Чайтаньи, слуга Его слуг!» – пел громовым голосом пританцовывая Шри Адвайта, а потом замолкал, едва сдерживая слёзы. Первоначально позыв служения исходит от Баларамы. Все исходящие от Него Божьи ипостаси проникаются Его настроением служения Кришне. Первый производный образ от Баларамы – Санкаршана – полагает Себя безусловным слугой Кришны. Другая Его ипостась – Лакшмана – прекрасный Владыка несметных богатств служит Рамачандре в Его забавах. Вишну, что возлежит в Причинном океане, тоже есть воплощение Санкаршаны, потому Он, как и другие, ощущает Себя слугой Всевышнего. Адвайта Ачарья – Его особая ипостась. Он непрерывно служит всевышнему словом и делом. Адвайта называл Себя слугой Чайтаньи…

Пока, пока! (говорит попугаю)

Адвайта называл себя слугой Чайтаньи и мыслил себя Его слугой. Он поклонялся Всевышнему, поднося Ему воду Ганги и листья Туласи. Возвещая о преданном служении, Он тем самым даровал спасение всему миру. Змей Шеша Санкаршана, на главах которого покоятся все ярусы вселенной, воплощается в многочисленных образах во имя служения Всевышнему.

Из этого Змея Санкаршаны исходят все аватары. Он исторгает из Своего тела образы аватаров.

Все воплощения Кришны служат своему первообразу и мыслят себя Его преданными рабами. Писания называют их воплощениями в образе слуг. Такие воплощения полагаются самыми возвышенными.

А холм Говардхан – это тоже воплощение в образе слуги. Это Кришна, который принял облик слуги для того, чтобы Кришне было приятно пасти коров на его склонах.

Кришна – источник всех воплощений, что являются Его полными или частичными ипостасями. Разумеется, что часть соотносится с целым как низшее с высшим. Источник воплощений ощущает Своё превосходство, сознавая Себя Господином. А подчинённость Он ощущает, когда осознаёт Себя преданным слугой. Быть слугой Кришны куда завиднее, чем быть с Ним на равных, ибо Кришна любит слуг Своих больше Себя Самого.

Поэтому вот это вот освобождение – быть с Ним равным: иметь с Ним один и тот же облик, находиться с Ним в одних обстоятельствах, иметь равные с Ним богатства – они признаются преданными, но не желанны. Преданный говорит: «Ну, если надо, я, конечно, приму облик одного из Вишну или буду иметь равные с Ним богатства, если надо, но не хотелось бы. Но, если надо, то пожалуйста!» Но преданные хотят всегда слугами оставаться, потому что слуга, во-первых, всегда отличен от Своего Господина, имеет другой облик: цветочка, телёнка, речки, пирожка, сладости. Но, также говорится, что Кришна любит своих слуг больше, чем Себя. А все эти виды свободы, которые приравнивают нас к Господу, то есть делают нас такими же, как Он, не так желанны для Него. Ну не очень хочется всё время находиться в кругу Себя, то есть окружить Себя зеркалами. Поэтому Кришне хочется как-то быть среди других, то есть Ему любезнее быть среди преданных, чем среди таких же, как Он. Вот об этом этот стих.

Быть слугой Кришны куда завиднее, чем быть с Ним на равных, ибо Кришна любит слуг Своих больше Себя Самого.

Всё, закончили сотый стих. В следующий раз со сто первого начнём. Есть какие-то, может, возражения? Говинда, хотели что-то возразить? Не согласны вы?

Слушатель: А не по теме можно вопрос?

Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте.

#21:51

Наказание Чхоты Харидаса

Слушатель: Вот Чхоту Харидаса Господь Чайтанья наказал. А вот за что конкретно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Чхоту Харидаса, то есть младшего Харидаса, Он наказал за то, что тот подумал с вожделением о какой-то там женщине. Он сказал: «Мне не нужно, чтобы здесь, в Моём кругу, сидели люди с грязными мыслями. Иди». Тот ушёл. И сколько он потом ни просил милости Господа и другие ни умоляли, Господь так к нему никогда и не смилостивился. Потому что хуже греха нет, чем тот, что он совершил. Или я ошибаюсь и милость Он ему потом оказал? Или нет? (смех) Нет, скорее всего, нет.

Слушатель: Махарадж, можно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

#22:56

Сукрити и пожертвования

Слушатель: А вот говорится, что, допустим, если человек жертвует садху какие-то денег, средства там, ну не важно, он получает сукрити. А что происходит, если садху жертвует человеку деньги ну или что-то? Человек уходит в минусовой баланс или как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Садху лишается сукрити. (смех) Если человек… я уж не знаю, какой у него там баланс, важно же не деньги, а что ты реализовал с помощью них. Если человек совершает недоброе дело, воспользовавшись этими деньгами, то садху несёт ответственность. И этот человек тоже несёт ответственность. То есть жертвователь косвенным образом разделяет ответственность за поступок: хороший или плохой. Если вы пожертвовали садху, а садху купил себе Ламборгини, то вы так же участвуете в грехопадении. Если Феррари, то нет. (смех) Ну я чтобы разрядить. Если вы жертвуете садху или не садху, не важно, потому что садху – понятие относительное. Человек может служить Кришне, и в этот момент он садху, а потом нет, и он уже не садху. Садху в идеале – это тот, кто всегда находится в состоянии служения. Но есть, так сказать, всплески садху, когда мы служим, когда мы моем храм Джаганнатха, то мы садху. Или, когда мы совершаем какое-то служение, то в этот момент мы садху, если мы в сознании это делаем. Если человек жертвует кому-то, а тот совершает неблаговидный поступок, то жертвователь тоже несёт ответственность. Нет, если вы подаёте нищему, а нищий закидывается алкоголем, то вы несёте за это ответственность. Если вы жертвуете садху на Курском вокзале, смотря на что он потом употребит эти деньги.

Но благочестивый, добродетельный человек жертвует всем. Он скорее несёт благо, чем воздерживается от поступков. Потому что можно сделать вывод, что неизвестно, что он там совершит, поэтому лучше я ему не дам. Вдруг он совершит какой-то злой поступок, и на меня будет возложена часть ответственности. Это не гипотетически. Это так. Если вы даёте деньги убийце, то вы повинны в убийстве косвенно. Если вы едите мясо, то есть вы платите убийце, вы платите мяснику. Вы сами едите это мясо, и вы ещё платите, то есть вы несёте ответственность. И это не гипотетически, это действительно так. И человек может подумать: «А чего я людям буду жертвовать, если всё равно в большинстве своём, да вообще все употребят на зло?» Но добродетельный человек всё равно это делает, потому что он как бы расставляет сети, он всем делает добро, и вдруг среди тех, кто получит это добро, хотя бы один будет садху. Поэтому говорится: благочестивый человек роет колодцы вдоль дорог к местам паломничества, устраивает шалы, ночлежные дома, где паломники могут получить отдых. Он устраивает кормление людей, жертвует, и понятно, что миллион человек – это обычные люди карми, за помощь которым потом тебе воздастся. Но вдруг среди них будет один садху. Вот поэтому благочестивый человек жертвует всем в надежде, что в эти сети попадётся один садху, и он подлинный, настоящий святой, и он окажет услугу этому святому. Вырыл колодцы, из этого колодца пьют все – и убийцы, и прелюбодеи, и один святой испил. Так вот, это благо, которое он принёс святому, перевешивает все, все, все кармические реакции за помощь негодяям. И вот он идёт на такую жертву (тот, кто исповедует путь кармы, то есть делает добро другим) он идёт сознательно. Это и есть его жертва.

Жертва – это не отдать что-то от себя. Нужно правильно понимать, что такое жертва. Это не оторвать от себя что-то и дать другому, а это оторвать от себя и дать другому, зная, что за это ты понесёшь ответственность, ты жертвуешь собой. То есть я знаю, что я даю вам, я делаю вам добро, а это мне обернётся злом, потому что вы выпьете из этого колодца и пойдёте зарежете кого-то; вы выпьете из этого колодца, чтобы убавить сушняк после вчерашнего и чтобы вечером опять сушняком не мучиться; вы возьмёте эту воду, чтобы разогреть на ложечке вещество и потом закинуться этим. Я за это буду нести ответственность, но я иду на это, потому что среди таких, как вы, ещё может быть один, который святой. И вот я жертвую собой, я жертвую своим благополучием, но вдруг среди негодяев будет один святой, и благо, которое я получу от жертвования ему, в миллионы раз перевешивает то зло, которое я получу в результате неправильной жертвы. Вот в чём жертва, исповедующего путь добра. Их пренебрежительно называю карми. Вот карми – это те, кто жертвует собой.

Вайшнав просто выбирает обстоятельства жертвы. Он не просто всем жертвует, а он математически рассчитывает вероятность, что, скорее всего, в районе храма Джаганнатха если я буду жертвовать, то процент того, что я пожертвую садху, значительно увеличивается. Или если я вырою колодец недалеко от Кедарнатха… Хотя там зачем рыть? Там река течёт. Или колодец возле Экачакры, то вероятность того, что святой попьёт из этой воды, больше, чем если я вырою колодец по пути из Мадраса в какой-нибудь там Кевалан. Или колодец вырою на Рублёвке. Вероятность того, что святой выпьет из той воды, меньше гораздо. Вот это вот стремление сделать добро, тогда, например, в западном мире преобразуется в такие формы, как завещать скамейку после себя в каком-нибудь парке. Вы садитесь в парке, и на скамейке выгравировано, что её установила чета Шульцев, на деньги, пожертвованные муниципалитету Шульцами, мы поставили эти скамейки, чтобы ты, уставший путник, мог здесь отдохнуть. Но вероятность того, что святой отдохнёт в парке в Шварцвальде (смех) меньше. Хотя в Шварцвальде находилась резиденция фюрера, то, конечно, может, в Шварцвальде вероятность того, что святой там отдохнёт, увеличится во много раз, а если в каком-то другом лесу, то меньше. Но вероятность того, что в Шварцвальде благо от этой скамейки получит святой меньше, чем вероятность в окрестностях Джаганнатха Пури или в окрестностях Вриндавана. То есть если вы хотите путнику сделать какой-то навес, какую-нибудь лавочку, то скорее всего сделаете это в Пури, Навадвипе, во Вриндаване, в Экачакре, в Хапании, в Бамунпаре, можно перечислять множество… В Тирупали, да, а не где-нибудь на Рублёвке. Ну что, всё тогда на сегодня, да? Какие-то?..

Слушатель: Вопрос есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, давайте.

#33:55

Кришны нет без общества преданных

Слушатель: Почему Кришна говорит, что Он самодостаточный, но при этом любит Своих преданных больше себя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что Кришна самодостаточный и Он говорит, что Он любит Своих преданных больше Себя. Причём здесь «почему»? Кришне ничего не нужно, но Он не может жить без преданных. Вопрос «почему» вообще неуместен. Потому что Кришна существует только в сознании преданных. Кришна вообще не существует, Самого по Себе Его нет. Его называют самодостаточным, это означает, что тот, кто может существовать без посторонней помощи. Никто не может существовать без посторонней помощи, кроме первопричины. Она существует сама по себе. Всё остальное является следствием. Следствие не может существовать без причины, ну или без посторонней помощи. Только самая первая причина может существовать сама по себе. И эта первопричина, как мы все знаем, – это Красота, это Кришна. Но, оказывается, и первопричина не может существовать сама по себе, ей обязательно нужны преданные. Кришна без преданных не существует. Это миф, иллюзия. Шридхар Махарадж говорит: «Если вам вдруг явился Кришна без преданных, перекреститесь», (смех) чтобы чёрт этот исчез. Его нет. Это иллюзия. Это дьявол. Кришны вне бхакта-ганы, то есть вне сообщества преданных, нет. Другими словами, Кришна существует только в сознании преданных. Ну что, всё тогда? Раз все вопросы прояснены, все белые пятна изведаны в пространстве Сознания Кришны. Не осталось белых пятен на земле Вриндавана?

#36:08

Угасание чувственного опыта

Слушатель: Махарадж, а вот такой вопрос: в одной из прошлых своих лекций вы раскрывали тему чувственного опыта, давая определение голоду.

Б. Ч. Бхарати Свами: Голоду?

Слушатель: Да. У меня вопрос такой: если мы с вами будем поедать один и тот же фрукт, мы будем вместе чувствовать одинаковый вкус или у нас всё-таки будет разное понимание?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы в человеческом теле, то примерно одинаковый. Нет, одинаковый не будет никогда, потому что все мы по-разному и вкусы ощущаем.

Слушатель: Музыка, вкус, цвет – всё по-разному.

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто у живых существ, кардинально отличающихся друг от друга формами, и вкус кардинально различается. А те, кто принадлежат более-менее к одному виду, у них и вкусы одинаковые. То есть у нас примерно, у людей, одинаковый вкус, но нюансы всё равно различаются. А вот у людей и свиньи – разные, у людей и мух – тоже разные.

Пока, пока! (говорит попугаю) Пока, пока! У попугаев и людей одинаковый вкус. (смех) Да и языки одинаковые.

Слушатель: То есть получается, что и само общество преданных санкиртану слышит по-своему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нюансы есть, конечно. Все по-разному. Если вы в уши затычки вставите, вы будете по-другому слышать. Или если у вас с возрастом высокие убавляются… С возрастом высокие подбираются и низкие подбираются. Вот послушайте, включите какую-нибудь музыку и уберите верхний и нижний ряд, допустим, и почувствуйте, как старики слышат. В детстве у нас всё ярко мы чувствуем, все ноты, все звуки, все вкусы, всё разнообразие цвета. Потом это всё жухнет. Цвет жухнет, вкусы. Вот наш известный соотечественник Иван Крылов, который басни всё писал, он так любил есть, что он мог… Вот он в последний свой день перед самой смертью съел девяносто пирожков. (смех)

Слушатель: Геноцид пирожков.

Б. Ч. Бхарати Свами: Геноцид? (смех) А незадолго до этого он потерял вкус. Он уже не чувствовал. Представляете, ужас какой? Человек, который любил жрать как никто другой, теряет вкус. То есть он ест, и он не мог отличить там горькое, то есть, может быть, какие-то там совсем горькое от совсем сладкого мог, но в целом он просто вот ел вату. Он страдал чрезвычайно от этого. И когда мы теряем ощущение, нам хочется количественно добавляться, чтобы… Мы же помним, как вкусно было. А сейчас ты ешь и ничего не чувствуешь. Тогда надо ещё раз съесть, ещё раз съесть. Ты думаешь, что с количеством пирожков вкус пирожков увеличится. И вот он девяносто съел и умер. А так бы он ещё про зелен виноград нам написал. Что там стрекоза говорит: «А зелен муравей?» Да? Ну что, всё давайте на сегодня. Прасад сейчас.

Транскрипция: Читралекха Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-151

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120

2018-05-20

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 120 и далее

2018-05-27

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 1-70

2018-06-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100

2018-06-10

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 100 и далее

2018-06-17

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 1-40

2018-06-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 40-100

2018-07-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 100-130

2018-07-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 130-140

2018-07-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 140 и далее

2018-07-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 8. Наказ Гуру и Кришны

2018-08-12

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 9. Древо желаний

2018-08-12

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 10. Ветви древа желаний. Стихи 1-93

2018-08-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 10. Ветви древа желаний. Стихи 93 и далее

2018-08-26

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 11. Ипостаси Нитьянанды

2018-09-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 12. Ветви Адвайта Ачарьи и Гададхара Пандита

2018-09-09

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 13. Рождение и младенчество

2018-09-16

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 14. Детство

2018-09-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 15 Отрочество, 16 Юные годы

2018-09-30

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 17. Юность. Стихи 1-165

2018-10-14

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 17. Юность. Стихи 165-275

2018-10-28

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 17 Юность. Стихи 275 и далее