Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Стихи 59-83. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 1 марта 2018 года. Навадвипа, Индия.

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

https://www.youtube.com/watch?v=SjTGOdf2nsU

«Шри Чайтанья Чаритамрита». Ади-лила.
Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

#00:00

Если умножить всё до бесконечности

Б. Ч. Бхарати Свами: Четвертая глава, стих 59. Итак здесь Кришнадас Кавирадж говорит о том, что Кришна и Радха соединились и образовали единую сущность. Эта сущность и есть Шри Чайтанья. И вот, чтобы понять суть Шри Чайтаньи, Кришнадас говорит: «Поскольку Он состоит из двух аспектов, давайте мы разберём свойства одного, свойства другого, и тогда вы сможете понять свойства их соединения».

Итак, Радха-Кришна – единая сущность, предстающая в двух лицах. Вместе Они упиваются движением любовных чувств. Ныне Они соединились в облике Чайтаньи Госани, дабы испытать вкус соития. Потому первым делом я опишу отличительные черты Радхи и Кришны отдельно, дабы, соединив их, ты, мой читатель, мог иметь представление о сущности Шри Чайтаньи. Радхика являет собой движение любовных чувств Кришны. Она Его неотрывная природа, Его наслаждение. Благодаря присущему Ему свойству наслаждаться, Кришна пребывает в состоянии непрерывного блаженства. Эта же природа питает жизненной силою Его любящих слуг. Собственно, образ Кришны есть блаженство, сознающее Своё существование.

Итак, Кришна – это блаженство, сознающее Своё существование. Его ещё называют сат-чит-ананда. Сат-чит-ананда пурна кришнера сварупа.

Собственно, образ Кришны есть блаженство (ананда), сознающее (чит), Своё существование (сат). Сат-чит-ананда. Его единая сила самосознавания чит-шакти проявляется в трёх ипостасях. Его наслаждение как непрерывное блаженство…

В трёх ипостасях, здесь мы выключили…

Его единая сила самосознавания чит-шакти проявляется в трёх ипостасях. Наслаждение проявляется как непрерывное блаженство, бытие как всеобщее существование, знание как всеведение. Так я полагаю.

Тут можно сравнить с нашим собственным опытом: мы тоже наслаждаемся, мы тоже имеем некое знание, и мы понимаем, что мы существуем. Мы наслаждаемся, мы знаем, то есть имеем опыт, и мы ощущаем собственное существование. То есть если кто-то не ощущает собственное существование, то он и не существует. Вот это так нужно понимать. А теперь наслаждение, существование и знание давайте произведём в абсолютную степень, сделаем бесконечным. То есть, если наслаждение мы увеличим до бесконечности, что получится? Здесь Кришнадас Кавирадж пишет: «Я так полагаю». Он говорит: «Его наслаждение проявляется как непрерывное блаженство, бытие – как всеобщее существование, а знание – как всеведение». То есть Он имеет такую же природу, как и мы, вернее, наоборот, мы имеем такую же природу, как и Он, но мы по своему опыту знаем, что мы испытываем какие-то удовольствия, мы существуем и мы что-то знаем. И дальше Кришнадас нам говорит: «А если это умножить всё до бесконечности, то наслаждение превращается в блаженство. Если наслаждение увеличить до бесконечности, оно принимает качественно иную форму, иную природу, оно становится блаженством. Бытие если увеличить до бесконечности, то получится всеобщее существование, то есть Брахман. А если знания, у нас есть у каждого знания, если знания увеличить до бесконечности, оно становится всеведением. Итак, Кришна имеет такие же свойства, как у нас, но в бесконечной степени. Это называется блаженство, вездесущесть или вездесущность и всеведение. И вот он подытоживает свои заключения, Кришнадас говорит: «Так я полагаю».

#06:14

«Зло» как движущая сила

Дальше идёт текст из «Вишну-пураны».

Всё бытие зиждется на Твоих ипостасях: наслаждении, сознавании и существовании. А все свойства, явленные от смешения наслаждения и воздержания, не оказывают на Тебя воздействия.

Мы с вами вчера или позавчера говорили о том, что из неподвижного, тем более из вакуума, пустоты не может произойти нечто, не может произойти движение. Мы так заключили. Наоборот, из движения может произойти неподвижное. Неподвижность – это результат остановки движения. Но остановка, то есть недвижимость, не может из себя произвести движение. Мы об этом говорили. А теперь давайте порассуждаем: а что же является движущей силой, что является топливом для движения? Вот мы знаем, что происходит лила. А за счёт чего она происходит? Мы так же знаем, что существует две реальности. Шридхара Махарадж, наши учителя говорят, что существует три реальности. Это высшая реальность – служение, или Прекрасная Реальность, и реальность справедливости. То есть есть мир справедливости, а есть мир Красоты, или мир Любви. Есть третий мир – это такая прослойка между ними. Она называется Брахман, или там, где идёт однородное течение, река Вираджа, нечто, некий вакуум, некая пустота, или некая однородность. Мы, конечно, можем разбирать все три мира, но в данном случае, поскольку между игрой, между миром Милости, Любви и Красоты, и миром справедливости и эксплуатации находится нечто неподвижное, то мы это неподвижное просто не будем рассматривать. И в мире Любви и Красоты, в Прекрасной Реальности, происходит движение. И это движение чем-то подстёгивается. Должны быть некие предпосылки для движения. И в мире кармы, в мире эксплуатации, тоже происходит движение и тоже что-то является движущей силой.

И мир эксплуатации можно назвать миром этики, где существует «добро» и «зло». Что такое этика? Этика – это наука или доктрина, разбирающая что такое «хорошо» и что такое «плохо». И есть мир эстетики. В мире эстетики, или в мире искусства, или мире поэзии, вообще никого не интересует добро и зло. Там другие категории. Там красиво и некрасиво. Вот в мире этики что является движущей силой? Что является импульсом для движения? Здесь же всё движется. Правильно? Что является? «Зло». «Зло» порождает движение. Когда нечто сталкивается с чем-то, а без столкновения, или, как Шридхара Махарадж говорит: «Без диалектики движение невозможно. Тезис, антитезис и синтез». Вот мы берём нечто, оно движется, и оно ещё не имеет окраса «добра» и «зла». И вот то, что является препятствием над ним, мы просто называем «зло». Это в мире этики.

И, когда в результате преодоления или столкновения появляется синтез, появляется нечто, оно снова является «добром». И оно движется и, когда встречает препятствие, происходит опять соединение, синтез, и новое движение. Так всё время. Вот эта динамика – тезис, антитезис, синтез – все время происходит. Так вот, движущей силой является «зло». «Зло» является ключом к каждому художественному произведению. Если нет «зла», то нам читать не интересно, нам смотреть не интересно. Когда нет противостояния, нет препятствий, это не интересно. Допустим, мы сняли фильм, где всё хорошо. Каждый день он приходит с работы, отдаёт зарплату, ест макароны с кетчупом, ложится спать, смотрит новости, (смеются) утром встаёт, опять идёт на работу… Мы даже не будем смотреть. В каждом произведении есть некая завязка, где нам показана обычная жизнь героя, и потом происходит какое-то событие, выводящее его из колеи. Там сбили кого-то или зарплату урезали – что-нибудь такое, что становится препятствием в его повседневной жизни. И вот тогда это интересно. А когда препятствий нет, вот представьте себе: два часа мы будем смотреть, как всё хорошо. (смеются)

Слушатель: Арт-хаус.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, что они даже до этого не дошли. Когда нет антитезиса, нет движения, а если нет движения, то всё замирает, и мы не будем смотреть, будет сказка про белого бычка. Представьте себе фильм «День сурка», но каждый день абсолютно одинаков. Вот там же, помните, каждый раз что-то новенькое происходит, и нас это захватывает. А представьте себе: ничего не происходит и каждый раз одно и то же. Мы смотреть не будем. Так вот, в мире эксплуатации «зло» является двигателем. А в мире эстетики, в мире Любви и Красоты, что является?

Слушатель: Свобода?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Что противостоит? Противостоит некрасивое что-то. Или какой у нас ещё есть синоним?

Слушатель: Уродливое.

Б. Ч. Бхарати Свами: И ещё? Безобразие. То есть есть образ, у Господа, как вы сказали, постоянно меняющийся образ. Что является противопоставлением этому постоянно меняющемуся образу?

Слушатель: Застывшая форма.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Застывшая форма. То есть застывшая форма является «злом» в духовном мире. Как что-то застывает это что значит? Это нечто мешающее лиле, мешающее виласе. Лила – это постоянное движение. И, когда что-то призывает или заставляет движение остановиться, то есть некую законченную форму предлагает, это является там «злом», или противостоянием. И лила, ломающая что-то застывшее, движется дальше. Вот это есть застывшая форма, или рупа. Рупа – является антитезисом лиле. Что-то застывшее, лила ломает это, видоизменяется от столкновения, и происходит новое движение, и опять что-то меняется. Что хотите?..

Слушатель: Может ли вообще там быть какая-то форма, если она сразу выпадает из неё?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть. То есть, когда мы хотим, чтобы что-то застыло, когда мы говорим: «Остановись мгновение! Кришна, вот ты такой, и больше мне ничего не надо!» – это есть «зло». Кришна меняется постоянно, Он не даёт застыть.

Слушатель: Но застывает, а лила уже ушла.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пытается, да, пытается. Не, она не ушла. Она это сносит. То есть внутри лилы что-то хочет остановиться. Стоп. А лила идёт дальше. То есть как бы волна сама хочет встать, а другая волна, вернее, не другая, а она же в другой своей ипостаси продолжает движение.

Слушатель: Значит, лилу ничего не останавливает просто?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, конечно.

Слушатель: Тогда какое «зло»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это в кавычках «зло». Нет, зло – это безобразие, то есть нечто, что или лишает Господа совсем образа, или придаёт Ему некий застывший образ. Господь всё время меняется. И что-то Его побуждает меняться. Вот это вот нечто, что говорит: «Давай так и останемся!», а Он: «Нет, нет, нет!» и меняется. Или когда кто-то утверждает: «Вот Ты такой!», и Он меняет утверждение и тем самым преодолевает его. Вот это вот есть лила. Значит, в свете того, что мы сейчас сказали, опять про это прочитаем текст «Вишну-пураны»:

Всё бытие зиждется на трёх свойствах: наслаждение, сознавание и существование. А все свойства, явленные от смешения наслаждения и воздержания…

Сейчас я поясню.

не оказывают на Тебя воздействия.

Итак, существует наслаждение, а есть воздержание. В «Вишну-пуране» вот этими терминами наслаждение и воздержание обозначают то, что мы сейчас с вами озвучили как лила, и безобразие, или как «добро» и «зло». То есть наслаждение – это добро, воздержание – это зло. Концептуально, философски. В материальном мире, на самом деле, наоборот. В материальном мире воздержание – добро, наслаждение – зло. В духовном мире наслаждение – добро, а воздержание – зло. Воздержание – это как раз призыв Кришне остановиться, застыть. «Кришна, то есть будь таким, и всё! Лишись образа, застынь!» И Кришна ломает вот этот стереотип, становится другим. То есть Его призывают к воздержанию, здесь в «Вишну-пуране» говорится, а Он отвечает: «Нет. Будет наслаждение». Вот ещё раз.

Все свойства, явленные смешением наслаждения и воздержания, не оказывают на Тебя воздействия.

В материальном мире, как мы сказали, это «зло» и «добро». И вот от сочетания концептуального «зла» и «добра» возникает всё разнообразие мира. Мы с вами сказали, что «зло» является движущей силой в мире эксплуатации. «Добро» является тезисом, «зло» является антитезисом. И от соединения их в разных пропорциях появляются всевозможные концепции и всевозможные формы. Само понятие трансформируется в звук, запах и т. д. А звук, запах, цвет трансформируется уже в формы, которые мы с вами осязаем. И здесь говорится, но вся вот эта чехарда с «добром» и «злом», наслаждением и воздержанием, на Тебя не оказывает никакого влияния. То есть все хитросплетения этого мира – «добро», «зло», тезис, антитезис, синтез – на Тебя вообще не влияет. Ты такой, как есть. Итак, есть какой-нибудь вопрос?

#20:09

Восприятие Божеств и лил Господа

Слушатель: Божества – это застывшая форма или всё-таки это?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Это застывшая форма.

Слушатель: Это зло, получается, для Кришны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Божества… Господь принимает застывшую форму. Божества существуют только в материальном мире. И в силу нашего с вами несовершенства мы Божества видим как застывшие формы, и, безусловно, на первом этапе это добро. Лучше смотреть на застывшую форму Господа, чем на камень, горы, на небо. Хотя Господь говорит: «И камень, и горы, и небо – это всё Я. Горы – это мой хребет, лес – это волосы у Меня на теле». Да? Ведь всё в этом мире так или иначе связано с Господом. Если что-то не связано, то этого даже и нет. Мы всё это даже не смогли бы зачать в сознаниях. Но по мере нашего сближения с Центром, со Всевышним, застывшее мурти становится сдерживающим, не дающим двигаться дальше фактором. Если мы привязываемся к чему-то застывшему, то мы в конце концов не можем дальше продвигаться. Но в начале лабать гаммы – это прогресс. Но если ты всю жизнь будешь гаммы лабать, то, да, это, наоборот, будет отсталость.

Слушатель: Надоест уже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И я вот недавно, переводя «Чайтанья-чаритамриту», вдруг обнаружил, что тут, когда Господь находился в Пури, нигде не указано понятие мурти, то есть изваяние, форма. Там везде в общении Господа Чайтаньи, Его преданных и между преданными всегда говорят: «Джаганнатх». Они никогда не говорят: «Божество Джаганнатх». Они не говорят: «Пойду посмотрю на Божество». Они говорят: «Мы пойдём предстанем пред Ним, покажемся». Они не говорят: «Мы покажемся Божеству». Мы покажемся Самому Джаганнатху, потому что Божество Джаганнатха – это как раз что-то застывшее, мурти, форма. Но они говорят о Джаганнатхе, то есть для них Джаганнатх – это что-то живое. Они Ему еду предлагают, Махапрабху с Ним общается, Он льёт по Нему слёзы, то есть Он видит не как мы, что-то застывшее, а Махапрабху, который видит Джаганнатха, – это Радхарани, которая встречает Кришну на Курукшетре. И вот Махапрабху разговаривает. Мы с вами что будем видеть? Культяшки вот эти деревянные. А Махапрабху разговаривал с Кришной. Махапрабху слёзы лил и говорил: «Давай возвращайся!» То есть там вот интересно, да, не «Божество» используют слово, а просто Джаганнатх. Джаганнатх – это уже личность. Они уже вообще с Ним общались. Так же, как и панды в Пури, они же не мурти служат, они служат Джаганнатху. Джаганнатх к панде приходит и говорит: «Сегодня Я хочу такую-то еду, завтра – такую-то еду. Сегодня Меня оберните в такую-то…» То есть для них Он не Божество, для них Он Джаганнатх. Сомнения какие-то возникли? Для трения в Сознании Кришны? (смеются)

Слушатель: Божество связано с какой-то историей, тот же Джаганнатх.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, для нас это Божество в храме. Для нас это Божество поклонения. Но для преданных калибра Сварупы Дамодара – это не Божество, а это Джаганнатх, Кришна. Они с Ним разговаривают.

Слушатель: Общаются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они общаются, да.

Слушатель: Вот теперь, допустим, эта история прошла где-то или говорят, что она вечная, значит, она всё время где-то происходит. Она происходит как вот? В сознании кого?

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая история?

Слушатель: С Джаганнатхом связанная.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как Он явился?

Слушатель: Ну, допустим, да, допустим, например, как явился Джаганнатх, мы знаем, то есть восторг. Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Есть разные…

Слушатель: Он остаётся в этой форме всё время и испытывает восторг, или Он уже закончил это делать и мы видим просто остатки его?

Б. Ч. Бхарати Свами: Господь Джаганнатх живой. Для нас Он застыл. Так же, как есть лила Господа, допустим, Он спас крокодила от слона этого злобного. (смеются)

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? (смеются) А у нас это просто картинка.

Слушатель: Ну да, ну Он спас, и для Него это в прошедшем времени или для Него это повторяется бесконечно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Эта лила всё время происходит. Он одновременно все свои лилы исполняет и новые, чтобы было не скучно. Но тут вряд ли мы своим умом сможем понять это, как все лилы одновременно происходят.

Слушатель: Отчасти форма застывает, но какая-то форма остаётся?

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашем сознании…

Слушатель: В нашем сознании.

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашем сознании остаётся картинка, как кадр из фильма. Вот фильм, да, мы его смотрим, потом вырезаем один кадр, и вот он остался, этот кадр. Но по этому кадру мы можем восстановить весь фильм, ну в своём уме. Так же мы делаем мурти, картинки, но Господь никогда не застывает. Его лила продолжается всё время.

Слушатель: Этот кадр как-то нас может связать с лилой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, да, если мы переходим в иную плоскость сознания, в иную плоскость бытия, если мы, что называется, эволюцинируем в своём сознании, духовная эволюция, субъективная эволюция сознания. Есть сознание эксплуататора, если мы приходим в сознание отдающего, жертвенного, то мурти, вообще все застывшие кадры превращаются в движение. Мы приводили пример с вами с двумя реальностями. Одна реальность – там скрепки какие-то, коробочки, спичечки, да? Потом это всё дело подсвечивается, а на листе это проецируется как корабль, как силуэт военного корабля. Видели эту картинку?

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть такое хобби – люди включают источник света, ставят чистый лист бумаги или экран и на столе начинают сооружать из подручных предметов что- то. А там, причём в разных плоскостях, что-то ближе, что-то дальше от источника света, то есть что-то становится больше, что-то меньше, а на экране это принимает совсем другой силуэт. То есть если ты посмотришь на стол сверху, то увидишь просто гору каких-то предметов: скрепки, коробки, спички, колёсики, там всё такое. А здесь это у тебя просто военный корабль или портрет кого-то. Вот вопрос: а что является истинной картинкой? Нагромождение вот этих предметов или военный корабль? Что является истиной? Что на самом деле? Давайте подумаем.

Слушатель: От наблюдателя, наверное, зависит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Вот из этих двух что-то имеет более высокое положение в иерархии, что-то…

Слушатель: Свет, наверное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Из этих двух. Из двух, я вам подсказываю. Из двух. Есть нагромождение скрепок и есть картинка. Что более приближено к истине?

Слушатель: Образ.

Слушатель: Ну, конечно, отражение, потому что ради него всё делалось.

Слушатель: То, что задумывал автор.

Б. Ч. Бхарати Свами: Из этих двух?

Слушатель: Отражение этих.

Б. Ч. Бхарати Свами: Отражение во сколько мерной реальности?

Слушатель: В двухмерной.

Б. Ч. Бхарати Свами: А скрепки?

Слушатель: Трехмерной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, оно ближе к истине, потому что это – трёхмерная реальность, а это – двухмерная реальность.

Слушатель: Ну хотя на первый взгляд кажется, что корабль.

Б. Ч. Бхарати Свами: А просто нам нравится корабль. Он красивый. А это нагромождение непонятно чего. А корабль имеет какую-то связь с тем, что мы когда-то наблюдали. Но корабль – это двухмерная реальность, то есть она более ущербная. А нагромождение скрепок – это трёхмерная реальность. Но теперь представим себе, что есть четырёхмерная, есть пятимерная. На самом деле есть просто следующее – это время, и следующее измерение – это ум, то есть сознание. Вот если мы прогрессируем в своём сознании, происходит духовная субъективная эволюция сознания, то на примере того, как скрепки являются ближе к истине, чем картинка, если мы добавляем новое измерение реальности, то есть добавляем сознание, то то, что мы видим, оно ближе к истине, чем вот эти скрепки, а тем более чем этот корабль. То есть если наше сознание прогрессирует по духовной шкале, то мы уже видим с вами не трёхмерное вот это вот, чушка вот эта вот, вот эта вот чурка с культяпками, да, которую мы называем мурти Джаганнатха, а мы видим за этим: Господь с нами общается.

Слушатель: Божество.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не божество, а сам Господь, сам Джаганнатх. Если мы переходим из трёхмерной или четырёхмерной реальности в духовную реальность, то мы видим не Божество, а мы видим самого Джаганнатха. Какие-нибудь вопросы?

Слушатель: То есть в материальном мире это «Веды», книги, да, а в духовном это сама реальность?

Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно верно. Так, ладно, следующий текст.

#32:02

Существование, знание и блаженство

Существование есть чистый свет. Этот чистый Божий свет суть вместилище всего.

Это известный стих из «Бхагаватам». Существование начинается со света. Там, где свет замедляется, он становится тенью, там, где он останавливается, он становится тьмой. И вот это в самом начале «Шримад Бхагаватам» говорится, что всё есть саттва, раджас и тамас. Есть свет, тень и тьма. Или всё есть газ, жидкость и твёрдость. Из их сочетания появляется всё это разнообразие. В разных пропорциях они соединяются, и получается всё разнообразие зримого мира. Но изначально всё происходит из света. То есть не тьма, каким-то образом изгалившись, из себя выпускает пучок света. Такое невозможно. Тьма не может породить свет. Холод не может породить огонь. А вот огонь загаснув может породить холод. Свет притухнув может породить тень или тьму. Но никак не наоборот. Из трёх законов термодинамики, значит, есть один парадокс, который до сих пор физики не могут решить, – это если мы соединяем холодное и горячее, то горячее остывает, а холодное…

Слушатель: Нагревается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Холодное, да, то есть у них температура нагревается, но если мы соединим горячее и чуть-чуть менее горячее, то почему-то менее горячее не сделает более горячее ещё более горячим, а наоборот.

Слушатель: Выравнивается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Почему?

Слушатель: Энтропия.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Почему энтропия? Это необъяснимо, это просто принимается как аксиома. То есть некий факт, который нужно просто принять и от него уже отталкиваться. Сам он ни из чего не исходит. Просто это наблюдение. Хотя оно тоже горячее, но оно почему-то не нагреет другое горячее, а, наоборот, нагреется от другого горячего. Вот такой вот интересный факт. Итак.

Существование – есть чистый свет. Этот чистый Божий свет суть вместилище всего. Мать Кришны, Его отец, местонахождение, дом, ложе, сидение и прочее суть видоизменения Его чистого света.

«Взор мой вечно прикован к чистой светлости, именуемой Васудевою, Единосущим, который происходит из высшего мужеского существа. В том Единосущем свете сокрыт Всевышний, недоступный чувствам и уму» («Шримад Бхагаватам», 4.3.23).

Сознавание есть сознавание того, что Кришна – Всевышний Собственнолично. Всякое другое знание, в том числе знание о сущности бытия Брахмана, есть производное от этого первоначального знания.

Здесь Кришнадас расшифровывает понятия «существование», «знание» и «блаженство». Значит, знанием он называет только то, что Кришна, то есть неотразимая мужеская сущность, является высшей точкой. Выше Него ничего нет. Это знание. Все остальные виды знания, всё что мы знаем, являются производными от этого.

#36:44

Высшее чувственное состояние – Шри Радха

И третье, Кришнадас говорит:

А наслаждение Всевышнего есть, в сущности, любовь, према. Любовь в сущности – чувственное состояние (бхава)…

Значит, любовь – это любовь в своей сущности.

Любовь в своей сущности – чувственное состояние (бхава), имеющее своё высшее выражение (махабхаву).

Итак, Господь – это наслаждение, сознавание и существование.

Наслаждение Всевышнего – это любовь, према. Любовь в своей сущности – это чувственное состояние (бхава), имеющее своё высшее выражение (махабхава). Госпожа Шри Радха – Высшее чувственное состояние собственнолично.

То есть у Кришны есть некое состояние. Это состояние здесь именуется махабхава. Вообще, если брать санскрит, то бхава – это просто состояние такое неопределённое, это состояние, включающее в себя всё, бхава. Бхава – это не блаженство, это не радость, а это вот всё вместе – бхава. Может быть бхава любви, бхава ненависти, то есть бхава – это эмоция, чувственное состояние.

Слушатель: А настроение? Нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Настроение – рага. Ну, можно сказать, бхава – это и настроение. Я просто рага называю настроение. Иначе просто будет смешение терминов.

Слушатель: А рага как увлечение? Нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно. Кстати, интересно! Влечение, да. Ну, в общем, бхава – это чувственное состояние. Это эмоция.

Слушатель: Влечение – это прити.

Слушатель: Увлечение.

Слушатель: А, увлечение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Тут запутаться можно.

Б. Ч. Бхарати Свами: А мы в любом случае запутаемся, потому что в санскрите вот этих вот полуоттенков такое количество, что в русском не хватит синонимов. Можно, конечно, искусственно набрать синонимов, но они уже будут из ненормативной лексики. (смеются) Поэтому, если мы хотим в рамках нормативной лексики… Нет, не обязательно нецензурное что-то. Ну, например, деньги, монеты и бабки. Как говорит один из нас, он всё время деньги называет бабками, а еду – хавчиком. (смеются) Это не является матерными словами, по это моветон, это понижение тона. Вот, если мы хотим в неких рамках находиться, то в русском языке не хватит синонимов вот этого спектра чувств: према, бхава, снеха, рага. Просто в русском не хватит. Ручи

Слушатель: Настроение № 1.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Настроение № 1, в кульминации которое является махабхава – настроение № 0. Вот махабхава – это всё вместе. Это ааах!!! Вот так! И вот это называется Шри Радхарани. Она является Его махабхавой. У Кришны есть некая кульминационная эмоция, и вот эта эмоция называется Шри Радха. У Неё есть вполне зримый образ, но не нами зримый, конечно.

Слушатель: Почему Он тогда не знает, что Она чувствует? Почему Он как Махапрабху должен явиться, чтобы почувствовать это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Его эмоция есть личность, то есть Он её испытывает. Он испытывает эту эмоцию, но что испытывает при этом Сама эмоция? Вот, например, мне хорошо, а каково вот этому «хорошо»? (смеются)

Слушатель: Причём сейчас.

Слушатель: Он работает, чтобы нам было хорошо. (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот это «хорошо» – это и есть эта махабхава, или Шри Радхика. Что Она испытывает? Что испытывает вот эта вот эмоция? Сама эмоция что испытывает? Она ведь что-то испытывает. И вот Он этого не понимает, потому что Он же не может в Её шкуру залезть.

Слушатель: То есть Он уже не Всезнающий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в этом смысле Он не Всезнающий, потому что в «Бхагаватам» говорится, что Он Сам Себя не может познать. Он как только познаёт, Он сразу больше становится. В этом Его динамика. Но Он даже Сам не может ограничить Себя. Потому что значит «познать»? Это значит познать границы, познать пределы. Я узнал это, то есть я узнал пределы чего-то. Начало и конец – свойства. Да? А Ему Себя невозможно познать, Он всё время расширяется. В хорошем смысле.

Слушатель: От обратного: если Он познал бы Себя, Он бы остановился.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это было бы «злом». А Он преодолевает это «зло» и идёт дальше. В «Шримад Бхагаватам» в нескольких местах говорится, что Господь Сам Себя не может познать, не может познать глубину Свою Сам. Итак.

Госпожа Шри Радха – высшее чувственное состояние Собственнолично.

Если Кришна – это Счастье Собственнолично или Красота Собственнолично, то Радха – это Его наслаждение Собственнолично.

Она вместилище всех свойств, самый драгоценный самоцвет в любовном ожерелье Кришны. Из этих двух женственных особ Радхика…

Это «Удджвала-ниламани» – это стихотворение Рупы Госвами.

Из этих двух женственных особ Радхика лучше во всех отношениях. Она собственно образ высшего настроения и превосходит…

А вот здесь я, кстати, бхаву перевёл как настроение, как сказала Каника.

Из этих двух женственных особ Радхика лучше во всех отношениях. Она собственно образ Высшего настроения и превосходит всех Своими достоинствами. Её мысли, чувства и самое существо насыщены любовью к Кришне. Она Его сила, осуществляющая Его забавы.

Осуществляющая – значит приводящая, делающая существующим, воплощающая. Следующий текст из «Брахма-самхиты».

Слушатель: Махарадж, секундочку!

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. (смеются) Ну да, это «Чайтанья-чаритамрита».

#44:37

Вечно расширяющееся Блаженство

Слушатель: Если Кришна Сам Себя не может познать, значит, есть кто-то кто выше Него. Кто это? Кто создал то, что Он не может познать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никто не создал.

Слушатель: Нет, что двигает Его?

Слушатель: Это та же самая аналогия, как говорим про большой взрыв, а почему он взорвался, на него кто-то же должен был повлиять. Точно так же и говорить, что Кришна Сам Себя не может познать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не совсем так. Потому что большой взрыв – это что такое? Это нечто существовавшее до времени, когда не было… Время – это фиксация движения. Время и движение неотделимы. Без движения не может быть хода времени. Так? Вот они утверждают, что существовало нечто без движения, и вдруг оно взорвалось. И мы вправе спросить: а что на это повлияло? Что недвижимое привело в движение? А что привело в движение уже движущееся, мы не можем сказать. Это категорическая разница. Недвижимое взорвалось, пришло в движение, и движимое как двигалось, так и двигается. Это всё равно что когда спрашивают: а что заставляет недвижимое вечно находиться недвижимым? Что его заставляет? Да ничего. Вот представим себе некую субстанцию, а эта субстанция – всё. То есть это всё, которое было до большого взрыва. Оно «всегда» таким было («всегда» в кавычках), то есть оно было. Потом взяло и взорвалось. Это ладно, мы эту глупость сейчас за скобки вынесем, а вот что его заставляло долгое время? Ой, ну вот опять «время». Что его заставляло не взрываться? Почему оно не взрывалось?

Слушатель: На него никто не бросал взгляд. (смеются)

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну ладно. А почему оно взорвалось? А по кочану! (смеются) А вот не взрывалось, для этого не было причин. Оно не взрывалось, и всё. Дальше мы спрашиваем: а почему оно взорвалось? Но мы сейчас не об этом. Мы говорим, что точно так же, как мы не в праве спросить, почему оно не взрывалось, мы не в праве спросить: а почему оно движется? Оно всегда двигалось. Но сегодня мы всё равно сказали: оно двигалось всегда. А что является движущей силой движения? У вас же вопрос: что заставило Его двигаться?

Слушатель: Нет, нет. Мой вопрос, что вот есть некий отрезок. Вот половина этого отрезка, мне известно, из чего она состоит. Вторая половина этого отрезка мне неизвестна. И вот эта часть отрезка начинает двигаться, то есть оно начинает осознавать уже то, что уже существует…

Б. Ч. Бхарати Свами: Так. И как только доходит да границ, оно понимает, что дальше ещё что-то.

Слушатель: Да, и пошло, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: И так вечно.

Слушатель: И так вечно. А вот эта часть, что в данный момент неизвестна, по чьей воле существует?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она не существует. Только когда Он доходит до границ, Он понимает, что есть что-то, и это что-то появляется.

Слушатель: То есть Он сам…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это кот Шрёдингера. Кот Шрёдингера, то есть живой он или мёртвый, появляется только в момент, ну там взрыва, да, или в момент смертельной причины. А так мы не знаем.

Слушатель: То есть есть отрезок, а этого нет. Он дошёл как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он дошёл, и тогда появляется нечто, потому что Он понимает, что границ не может быть. Оно появляется, только когда Он это осознаёт.

Слушатель: А Он хочет, чтобы это появлялось, или оно само появляется, получается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он вечно расширяется. Блаженство. Он, в смысле блаженство, вечно расширяется.

#48:59

Форма Земли

Слушатель: Как сюда ещё эту концепцию цикличности добавить? Юги? И так дальше.

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже на Земле юги не существуют. Только в Бхарата-варше, на 1/9 части суши юги существуют. И то на одном острове. Земля – это семя. Это блин Джамбудвипа, дальше шесть островов кольцевых видно. И Кали-юга существует только на Джамбудвипе и только на 1/9 части. А там, за горными хребтами, там за Гималаями, там нет Кали-юги. Так гласит «Бхагаватам». Конечно, часто спрашивают: «Ну как же, мы же летаем над Гималаями! И вообще, как там? Там же эти ровные хребты?» Описано, что ровные хребты такие. Да? Опять пример с крейсером и скрепками. Мы с вами смотрим на крейсер.

Слушатель: Я недавно пытался разобраться с…

Б. Ч. Бхарати Свами: А Земля – это вот скрепки…

Слушатель: Перельман доказал…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как?

Слушатель: Перельман, знаете такого?

Б. Ч. Бхарати Свами: А, ну да, он трёхмерную…

Слушатель: Трёхмерную Землю, какое-то непонятно что. Земля какая-то другая.

Б. Ч. Бхарати Свами: Там сфероид у него, кончик такой.

Слушатель: Ну да, кончик, все эти кончики. В итоге просто мы пытаемся сферу, а она на самом деле совсем другая. Ну просто какая-то другая, в каком-то другом измерении.

Б. Ч. Бхарати Свами: В зависимости от нашего с вами сознания. Сознание иерархично. Если мы с вами смотрим в двухмерной реальности, то мы видим корабль; если мы сместились, то мы видим нагромождение скрепок. Для разного уровня сознания Земля имеет разную форму. В «Бхагаватам» она описана как, помните, вселенная описана как летящий, выпрыгнувший дельфин, потом корова, потом просто человекообразное существо, потом лотос.

Слушатель: В связи с этим вопрос: шарообразная Земля – это откровенный?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Это выдумка. Это выдумка.

Слушатель: Это откровенный обман?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это выдумка.

Слушатель: Либо какой-то пласт сознания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шарообразная Земля существует действительно в кабинете географии в виде прикрученного глобуса. Это точно. Я сам видел. (смеются) Кроме кабинета географии и заставки Universal Pictures перед фильмом, (смеются) шарообразной Земли не существует. Для человеческого сознания, для нашего с вами, не для муравьиного, не для собачьего, а для человеческого сознания с набором пяти вот этих чувств – Земля плоская. Так говорится в «Бхагаватам», в пятой книге. И вот хоть тресни! И это доказывает наш чувственный опыт. Вы берёте бинокль, смотрите из окна самолёта. Самолёт на высоте 10 километров, бинокль охватывает десять, ой, сейчас я скажу, то ли семь тысяч, то ли восемь, некий отрезок, где окружность уже должна была быть. И когда вы смотрите из самолёта в бинокль, горизонт абсолютно ровный, но то расстояние, которое охватывает бинокль, на этом расстоянии уже должен быть виден изгиб, а его не видно. То есть нашим человеческим глазам Земля плоская.

Слушатель: Вот и я говорю, там вам скидывал про эксперимент, который хотят провести над каким-то озером: пустить луч, и вот буквально в эти месяцы это должно происходить уже, так что мы через пару месяцев узнаем экспериментальное подтверждение этого всего.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ой, ну экспериментально! Но вот есть же старый фильм пятьдесят шестого года, где американцы испытывают какой-то сверхзвуковой истребитель ещё до возникновения NASA (космического агентства). И там стоит камера у него, ещё кинокамера. Она снимает горизонт. Высота 96 км. Горизонт совершенно плоский. Ну и всё, конечно, упирается в фотографии. Можно? Шара? И всё. А дальше не важно. Эксперименты, знаете… Фотографии просто покажите.

Слушатель: В общем, тема уже разжевана.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, просто… Фото предъявят – будем рассуждать. Но вопросы всё равно сохранятся. Даже если они предъявят фото, то есть такой монтаж, что мы уже…

Слушатель: Как они сделали?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вопрос такой: а почему раньше не предъявили? Вы семьдесят лет летали… Мы обсуждали с Рама Бхактой. Вот останавливает вас полицейский: «Ваши документы». Вы – раз – ему паспорт, он смотрит и говорит: «Это поддельный паспорт». Вы говорите: «Ой, извините!». Раз – ещё один (смеются), опять поддельный, вы ещё один. Он: «Опять поддельный». А теперь представим ситуацию, что вы на двадцать пятый раз достаёте настоящий (смеются), действительно настоящий паспорт такой-то, такой-то. Он смотрит: «Да, всё». У него какая реакция? Он все двадцать пять отдаёт и говорит: «Спасибо» или у него возникнут вопросы?

Слушатель: А почему сразу не показал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Скорее всего, он пригласит в отделение. Здесь точно так же: они семьдесят лет нам гонят фальшивку, и наконец в 2018-м. У них, конечно, была попытка в 2015-м, когда, помните, обратная сторона Луны облетает Землю? Но она оказалась неудачной. И, допустим, в этом году они нам предъявят настоящую фотографию земного шара. Там на фоне летающего Roadster Tesla. (смеются) Не подкопаешься! Действительно настоящая. Но вопросы-то остаются: а почему раньше-то были фальшивые паспорта? Ладно, дальше. Это другая, неинтересная тема. (смеются)

#55:46

Возлюбленные Кришны

«Я преклоняюсь пред Говиндою, извечным владыкою чувств, Кто состоит целиком из сознающего Себя блаженства и Кто ежемгновенно упивается мёдом переживаний от проявленных образов, Кто есть самое суть всякого бытия» («Брахма-самхита», 5.37).

Здесь, дорогой мой читатель, необходимо пояснить как возлюбленные Кришны помогает Ему упиваться мёдом любви и каково их место в Его играх. У Кришны есть три вида возлюбленных: Богини Удачи, Его законные жены и Его полюбовницы.

Коханки. (смеются)

Последние милее всего сердцу Кришны. Все они суть ипостаси Радхики.

Слушатель: Коханец, коханицы…

Б. Ч. Бхарати Свами: А, коханица?

Слушатель: Не, не. Коханец. Любовник – коханец, а любовница – коханка.

Б. Ч. Бхарати Свами: Итак.

У Кришны есть три вида возлюбленных: Богини Удачи, Его законные жены и Его полюбовницы.

Полюбовницы – это ипостаси Радхарани. А остальные – это ипостаси Лакшми.

Как все Божьи воплощения происходят из Кришны, так все любящие Его слуги происходят из Радхи. Богини Удачи суть члены Её тела, законные жены – отражение Её образа и отражения отражений. Богини Удачи – это подвижные образы Её чувствования, законные жены – образы Её состояний.

Я просто тут перешел, а дальше уже надо разбираться. В общем Богини Удачи – Лакшми – подвижные образы. Они действительно подвижные. Там же лила происходит тоже какая-то. Богини Удачи – это подвижные образы Её чувствований, а законные жены – образы Её состояний.

Женщины Враджи – это зримые образы Её нрава, Её производное орудие, коими Она усиливает Его любовное упоение. Потому как без многообразия праздник любовных переживаний прервётся, Она распространяет Себя в бесконечном множестве образов, которые суть Её чувственные состояния.

То есть каждое Её состояние становится неким человекоподобным образом. Не человеческим, а человекоподобным, потому что мы же знаем, что женщина – это не человек. Вы, кстати, обратили внимание, что в Индии у женщин нет астрологических… У всех мужчин видели по миллиону перстней?

Слушатель: Угу, угу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сатурн какой-нибудь там, на этом пальце жемчуг должен быть в серебре, здесь он в золоте, в общем, у них там все эти заморочки, а у женщин ничего нет, потому что им даже гороскопов не составляют.

Слушатель: Браслеты есть…

Слушатель: Нет, составляют.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, ну браслеты. А, ну, конечно, сейчас-то составляют. (смеются)

Слушатель: А как же они тогда замуж выходят? Им мужей подбирают по гороскопам. Они по гороскопу совмещают ее и его.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, согласен, да, виноват. (смеются) Но у них нет вот этих камней, то есть джйотиш им не подбирают вообще.

Слушатель: У них только золото, чтобы чем больше, тем лучше! (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, потому что есть там есть старая ведическая традиция: выгнал, в чём есть, в том и пошла. И поэтому они носят…

Слушатель: Надо всё с собой носить.

Слушатель: Логично.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я вот недавно смотрел ролик десятиминутный: свадьба цыгана и цыганки в Закарпатье. Мальчику лет четырнадцать и ей лет тринадцать. Там, значит, она в золоте, она еле ноги…

Слушатель: Волочит. (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Не смотрели?

Слушатель: Махарадж, конечно же! (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: У неё фата из золота. Видели? А поскольку цыганская свадьба, а это нанятый оператор, и, значит, весь ролик занимает…

Слушатель: Невеста.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и там парню тоже что-то, какие-то часики золотые, но всё занимает, значит, она. Она крутится, ближним планом показывают, какие у неё часы, какие серёжки. Репортаж со свадьбы, то есть просто такая витрина ювелирного магазина.

Слушатель: А ещё там должен быть один момент, когда они деньги так…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это я не видел, потому что под конец… он десятиминутный ролик, и на девяти минутах пятидесяти секундах я уже устал (смеются), решил дальше не продолжать. Я пришлю ссылочку, можете посмотреть, очень смешно.

Слушатель: Всем посмотреть цыганские свадьбы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, какие-то цыгане из Закарпатья.

Потому как без многообразия праздник любовных переживаний прервётся, Она распространяет Себя…

В многообразии.

…в бесконечном множестве образов, которые суть Её чувственные состояния.

То есть все Её сакхи, все Её сопровождающие, все Её подруги – это Её какие-то эмоции. Она вместе со Своими эмоциями приходит.

Слушатель: Сакхи – это?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну подруги.

#1:02:07

Говинда собирает, а Махапрабху раздает

Дабы разнообразить сладость Его удовольствий, Кришну во Врадже окружает множество любящих слуг, объединённых в кланы по настроениям. Он – чувственный, Говинда, Она – ублажительница Его чувств.

То есть Он чувственный, Он чувственное начало. А Она, чувства не могут существовать без объекта. То есть я не могу смотреть, если не на что смотреть, глаза потеряют смысл. Поэтому Он говорит: «Для Меня преданные – это сама жизнь. Я без них не могу». Потому что Он есть чувственность, концентрация высшей чувственности. Вернее, Он есть ощущающий, а Она предмет ощущения. И чтобы его разнообразить, Она дробится и множится. Итак, Он чувственный. Чувственный в санскрите переводится как Говинда. Говинда означает чувственный. Если уж точно переводить, буквально переводить, то Говинда означает собиратель чувств. Го-винда – означает собиратель чувств, ну или собиратель земель.

Слушатель: Мы слышали «владыка чувств».

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Говинда – означает собиратель. То есть Он хочет, Он собирает все чувства, Он хочет съесть всё сразу: и сладкое, и кислое, и всё сразу запихнуть в рот. В этом смысле Говинда. Он никому не оставляет шанса наслаждаться, в Его присутствии Он никому не оставляет шанса наслаждаться. Он всё забирает. Он всё в Себя вбирает – Говинда – собиратель чувств, собиратель всех эмоций. И Он ненасытный. Он пожирает, пожирает, пожирает, и Говинда трансформируется и становится Хари.

Слушатель: Вор.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вор. То есть там, где добровольно уже не дают, Говинда упирается в некий предел, где уже не предлагают, и Он превращается в вора, Он бежит и ворует у соседок масло. И когда Он забирает столько… Он ворует сердца. Хари ворует всё, в том числе и сердца.

Слушатель: А одежду зачем? (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё, что под руку попадётся. (смеются) Вот подумайте сами, вот залезли вы в квартиру. И что вы возьмёте? Да всё, что увидите, самое ценное забрали и напоследок смотрите: одежда еще (смеются).

Слушатель: Обои.

Б. Ч. Бхарати Свами: Обои. Всё, что под руку… Хари. Всё, что под руку, всё сворует. Но, естественно, Шримати Радхарани всё это знает, и, конечно, Ему кажется, что он всё ворует. На самом деле Она в поддавки. Ему хочется почувствовать Себя вором, забрать непрошенное, забрать непредложенное. И, конечно, Она Его обманывает там, Он тоже находится в йога-майе, в иллюзии, что Он ворует. На самом деле всё Она организовывает. И когда Она уже Ему столько даёт, что Он даже не может это переварить, то Он начинает раздавать это другим. И Хари превращается в Чайтанью, Гаурангу. То есть отдаёт. Он говорит: «Ну всё. Столько одежды Я не унесу. И куда?» (смеются) Он приходит в этот мир и начинает раздавать. Говинда всё забирает, а Махапрабху раздаёт, что Говинда забрал.

Слушатель: Что с этими эмоциями происходит, которые Он пожрал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Которые что?

Слушатель: Которые Он пожрал?

Б. Ч. Бхарати Свами: А они снова появляются.

Слушатель: Новые лилы, новые игры?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И этому нет конца. Он пожирает и расширяется, пожирает…

#1:06:43

Вопрос первичности

Слушатель: В вопросах первичности: кто первичнее – Махапрабху или Кришна? Сначала нужно раздать, чтобы потом это можно было забрать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вечный диалектический вопрос, и каждый преданный отвечает на него сам, Кришна первичнее или Махапрабху первичнее.

Слушатель: А что забирать, если ничего нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхара Махарадж отвечал на этот вопрос так: «Ещё непонятно, кто первичнее». (смеются)

Слушатель: Пауза.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не знаем что. Как-то его спросили: «А почему? Ведь в «Мандукья-упанишаде» сказано, там мантра эта приводится: «Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе»». Вот у Шридхара Махараджа спросили, и он говорит: «А какая разница, когда вы начали говорить. Что там первично, что вторично, уже неважно». Оно закрутилось. Так.

Он чувственный, Говинда. Она ублажительница Его чувств, Радха. Она ублажает Его, служит Ему, чарует Его.

То есть обманывает, очаровывает.

Она всё для Него и всюду. Она самый драгоценный камень в Его венце.

#1:08:13

Подготовка к дню явления Шри Гауранги

Всё, на этом можно закончить, 83-й стих, потому что сегодня много раз мы произносили это слово (смеются), так что 83-й стих. Мы завтра с вами будем читать 13-ю главу «День явления Махапрабху». Вообще эту главу поют. Помните?

Слушатель: 13-ю главу?

Б. Ч. Бхарати Свами: 13-ю «Ади-лилы». Это джанма – рождение Махапрабху. Так что завтра будем петь.

Слушатель: Все с текстами являемся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, тексты, только надо будет как-то на своих айфонах… Мы так ещё и не решили, где отмечается день явления?

Слушатель: Авадхут Махарадж едет… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Он там будет отмечать? Ну и мы тогда отметимся и вернёмся. Тут просто лучше. Тут Гурудев всегда отмечал. Шридхара Махарадж. А там, там на шоссе.

Слушатель: А как сюда возвращаться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, завтра ближе к делу…

Слушатель: О, тогда будем цветные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да?

Слушатель: Будем цветные. Тогда надо попроще одеваться. Ура!

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, бы тут лучше, но надо…

Слушатель: Девушки любят краситься, потом фоткаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно, ну кто такой экстремальный, можно отметить в Йога-питхе.

Слушатель: Почему экстремальный?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, как вариант.

Слушатель: Ну круто. Мне нравится.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну посмотрим. Завтра во сколько? В шесть тридцать, да? Или во сколько?

Слушатель: А это далеко или не далеко до Нрисимха?

Слушатель: А обратно как?

Б. Ч. Бхарати Свами: От Йогапитха? Далеко.

Слушатель: Там есть свободное место?

Б. Ч. Бхарати Свами: В Йогапитхе?

Слушатель: Да. А то там будет всё забито полностью.

Слушатель: Там уже не протолкнуться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас?

Слушатель: Да. Уже сейчас.

Б. Ч. Бхарати Свами: А там они на понятных языках говорят? На понятных языках там, в Йогапитхе? Вдруг там толкутся те, кто должны толкаться?

Слушатель: Там такое место очень живое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да?

Слушатель: Каждый раз они поют вживую.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, при Говинде Махарадже мы всегда пели в Натх-мандире. Правильно? Гурудев 13-ю главу всё пел. Потом, когда произошли здесь события, конфликты, Ачарья Махарадж вот здесь пел, у пруда. Сейчас вообще непонятно где. Но в любом случае мы отметимся там, потом можем удалиться.

Слушатель: Махарадж, а сегодняшняя встреча на Эльбе – это конфиденциальная информация?

Б. Ч. Бхарати Свами: Где? Какая Эльба?

Слушатель: Ну сегодня.

Б. Ч. Бхарати Свами: В смысле Авадхут Махарадж что ли?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не, ну, просто: «Как дела?»

Слушатель: Вопрос витал в воздухе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не, просто: «Как дела?» Спрашивал про йогу. Так, ну что, тогда на сегодня, уже, наверное, поздно. Сколько? Между прочим, уже десять часов. Да?

Слушатель: Какой план на завтра?

Б. Ч. Бхарати Свами: А?

Слушатель: Во сколько завтра встаём?

Б. Ч. Бхарати Свами: Завтра у нас свободный день до восхода Луны.

Слушатель: Если мы поедем в Нрисимха-пали завтра, тогда во сколько? К шести?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Давайте с группой Авадхута договоримся.

Слушатель: А мы хотели на посвящение пойти.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, это только утром. Утром в десять можно.

Слушатель: А инициация когда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Там где-то, это же быстро. (смеются) В смысле это просто Гаятри-мантра.

Слушатель: Ну да.

(говорят неразборчиво)

Слушатель: В 05:03.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что? Восход?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, в 05:03 начинают петь 13-ю главу. До этого тоже поют там мантру, «Хари хараю». Вообще долго, могут час петь, даже два, а потом начинают 13-ю главу.

Слушатель: А стоп, это сегодня был восход.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще надо спросить. Обычно это в районе шести. Потому что когда Махапрабху родился, было затмение и все пели: «Хари, Хари». Следуя этой традиции, мы тоже поём.

Слушатель: Махарадж, где-то в 06:05.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, да, обычно где-то в шесть часов.

Слушатель: Я могу отправить в общий чат 13-ю главу, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Ну что всё?

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.

Слушатель: Так странно, все из матха уезжают. Одни в Нарисимха-пали, другие в Йога-питх.

Б. Ч. Бхарати Свами: А в Йогапитх кто уезжает? Я же предлагаю. Говорю, что есть такой вариант, но он слишком экстремальный.

Слушатель: Ну да, это получается не в матхе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это совсем не в матхе. И потом это не в нашей традиции.

Слушатель: Вы всегда говорили, что возле Гурудева.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может и Ранжит обидеться. Но он поймет, конечно. Мы к Ранжиту приехали, живём, живём.

#1:15:21

Порядок парикрамы

Б. Ч. Бхарати Свами: Но в следующем году, если мы приедем, то мы уж точно будем ходить парикраму как заведено было Гурудевом. Это первое место – Майапур. Что бы там Ачарья Махарадж ни менял в днях парикрамы, мы будем делать как Гурудев, потому что это неправильно на самом деле. Первый день – это Майапур, сторона Майапура, там, где родился Махапрабху. То есть мы начинаем парикраму с Йога-питхи. Мы, конечно, заходим в матхи, и к Свами Махараджу, и Госвами Махараджу, и Мадхусудану Махараджу, кланяемся, но просто потому, что это по дороге. Дань почтения отдаём этим преданным. А парикраму по Надии, ну по Навадвипе, нужно начинать, поклонившись Махапрабху. Мы Ему кланяемся и дальше уже четыре дня ходим по другим священным местам. Точно так же, как мы начинаем парикраму, поклонившись Гурудеву, Шридхаре Махараджу, Божествам, и уже потом, получив их благословение, идем парикраму. Так же Махапрабху парикраму мы начинаем с Йогапитха, мы кланяемся, получаем благословения и идём по всем местам. То есть тут менять нельзя, так же как и Ратха-ятру. Она не из Гундичи едет в Джаганнатх-мандир, а наоборот. Тут всё имеет смысл.

#1:17:12

Смысл Ратха-ятры

Слушатель: В Майапуре там сейчас Ратха-ятра вовсю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Где?

Слушатель: Ну в Майапуре.

Б. Ч. Бхарати Свами: Серьёзно? Ратха-ятра?

Слушатель: В ISKCONе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да ладно!

Слушатель: Каждый раз так, каждый день.

Слушатель: Каждые выходные гоняют.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но наши учителя это осуждали. Шридхар Махарадж осуждал. Ну как, он говорил: «Ну если для паблисити, ну, конечно, катайте». Но смысл Ратха-ятры – это Кришна покидает, уезжает из Вриндавана, вернее, Кришна возвращается во Вриндаван, но не в сам Вриндаван, они встречаются с жителями Вриндавана на Курукшетре.

Слушатель: Почему-то самое сокровенное они отметают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Это неправильно. Это смысл. Иначе всё превращается в катание кукол. Там Кришна сбегает от своей семьи. Там на Курукшетре собрались, там солнечное затмение было, собрались все народы и племена тогдашние Земли. В «Бхагаватам» перечисляется кто приехал. Такие и сякие, кто там откуда только ни приехали посмотреть солнечное затмение. И, естественно, Нанда Махарадж со своим племенем, ну и Кришна тоже. Это как повод был. И Кришна сбегает фактически от своей семьи и ночует в шатре племени Нанды. И в Гундичи тоже. В Гундичи, там во время Ратха-ятры, то есть когда Кришна на неделю уезжает из Двараки и встречается с женами пастухов. Там эти Божества, им служат. Там им служат дикие цыгане. Каких-то набирают с дикого какого-то племени девушек. И храмовое поклонение осуществляют эту неделю они, не брахманы. Брахманам, панду туда нет доступа в Гундичи. Там только вот эти девицы. Что они там, как они там предлагают, что они там предлагают, это вообще непонятно. И к ним не вмешиваются.

Слушатель: А панды при этом уверены, что Он едет к тёте, то есть до этого они даже не знают той информации, что они…

Слушатель: Да ладно! Им русские не сказали?

Б. Ч. Бхарати Свами: А? Так вот мы были вместе у Рамананды Рая, а Рамананда Рай, в его обязанность входило учить вот этих диких девчонок, которые неделю должны будут служить Джаганнатху…

Слушатель: А он этих девчонок учил?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, нет, он других учил. Он учил танцовщиц у Джаганнатха и в храме, но этих он учил, как танцевать, как служить перед Кришной. И дальше он не вмешивался. То есть вот он им показал, как, чего, и неделю они там прислуживали. Может, они вообще там ничего не готовили. Может, они там разваливались и спали. Никто не знает. Туда нет никому доступа. В этом смысл Ратха-ятры – Кришна уезжает и полностью отдаётся во власть пастушкам, они же не брахманы никакие. То есть Ему во Вриндаване служат неотёсанные вот эти девчонки. И потом Его забирают. И в этом смысл Ратха-ятры, что Кришна отдаётся на милость тех, кто служить толком не умеет, кто не знает, в какой руке лампаду надо, как ковырять в носу, ничего не умеют.

Слушатель: Непрофессионалы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Кришна им отдаётся, и все панды, все профессионалы уходят. Даже вот эти панды традиционные вообще туда не лезут. Ратха-ятра. И с этим настроением мы провожаем Кришну. Мы радуемся, что Кришна едет наконец в то место, о котором Он мечтает всю жизнь, живя семейной жизнью. (смеются) Как говорил в «Бриллиантовой руке» Папанин…

Слушатель: Папанов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Папанов?

Слушатель: Папанов. «Нет ни одного женатого человека…»

Б. Ч. Бхарати Свами: «…который не хочет на время стать…»

Слушатель: «…хоть на минуту стать холостым».

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Когда в этой гостинице «Атлантика»…

Слушатель: «Атлантик», да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Отель «Атлантик». (смеются) Кришна едет туда, в этот отель «Атлантик», и…

Слушатель: В отпуск, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: В отпуск, да. А катание туда-сюда по берегу кукол это вообще не стоит.

Слушатель: «Видела я твоё секретное задание!» Жена ему.

Б. Ч. Бхарати Свами: А! (смеются) «Это откуда?»

Слушатель: «Оттуда!» (смеются)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что тогда? Расходимся?

Слушатель: Так, а завтра полный пост?

Б. Ч. Бхарати Свами: Завтра до прасада. Прасад будет, наверное, часов в восемь.

Слушатель: Вечера?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вечера.

Слушатель: Это где? В каком месте прасад?

Б. Ч. Бхарати Свами: Завтра по ходу решим.

Слушатель: Я думаю, что мне прасад будет уже всё равно в каком месте.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вы сегодня поститесь?

Слушатель: Ну вы же сказали!

Б. Ч. Бхарати Свами: Я сказал? Я сказал: «Как чувствуете».

Слушатель: Нет, вы сказали поститься.

Слушатель: На сухую?

Слушатель: Воду пил. Не, воду пил. Ну это с ума сойти в такую жару.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, всё нормализовалось?

Слушатель: Да, я себя отлично чувствую.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно.

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-06-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 1-10

2017-06-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 11-60

2017-07-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 61-96

2017-08-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 1-11

2017-08-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

2017-08-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-151

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120

2018-05-20

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 120 и далее

2018-05-27

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 1-70

2018-06-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100

2018-06-10

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 100 и далее

2018-06-17

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 1-40

2018-06-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 40-100

2018-07-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 100-130

2018-07-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 130-140

2018-07-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 140 и далее