Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2. Стихи 55-67. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 6 ноября 2017 года

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

https://www.youtube.com/watch?v=a6zQ8ZVMRRM

«Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила. Глава 2 «Шри Чайтанья – Всевышний в изначальном облике». Стихи 68-110

#00:00

Первичность Ипостасей Господа

Слушатель: «Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила. Глава 2. 47, на 53-й остановились. А нет, вру, на 67-й.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы как раз сегодня этот текст из «Бхагаватам» читали. Какую главу мы сегодня читали?

Слушатель: Первую книгу, третью главу, наверно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь надо будет подставить. Я его как раз узнал, мы его сегодня читали. А какой?

Слушатель: А, там нет ссылки? А, вы же убирали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы будете подставлять?

Слушатель: Мы соединим.

Слушатель: Мы вернем старый.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тут в двух главах. По-моему, в третьей я уже не убирал. Итак.

«Вышеназванные обличия Высшего Существа суть либо полные, либо частичные проявления Его личности. Но среди них Кришна первоначален. Он сам себе причина. Он собственно Всевышний. Он принимает разные обличия из века в век, дабы усмирить злодеев, дерзнувших пошатнуть порядок, установленный Вселенским Владыкою.»

Текст 68-й.

«Бхагавата-Пурана» в самом начале приводит признаки и описывает деяния Божьих воплощений, к которым относит и Шри Кришну. Чтобы обособить Кришну от Божьих воплощений, Сута Госвами далее описывает подробно отличительные особенности каждой из них. Все Божьи воплощения суть полные или частичные производные Его Личности (пуруши), но Кришна – Бог собственнолично, источник всех воплощений.

Это известный текст, его часто цитируют.

аватара саба – пурушера кала, амша
сваям-бхагаван кришна сарва-аватамса

Все Божьи воплощения суть полные или частичные производные Его Личности (пуруши), но Кришна – Бог собственнолично, источник всех воплощений. Ты, дорогой мой читатель, можешь возразить, дескать, это мое произвольное толкование древнего текста, а на самом деле Нараяна – Верховный Бог, владыка надмирного царства. Дескать, в действительности, всемогущий Нараяна воплощается в облике пастушка Кришны. Однако такое толкование противоречит закону священных текстов, а значит, не может служить доказательством в богословии. Определение не может идти раньше утверждения, как сооружение не может строиться без основы.

Тут логическое построение: сначала идет тезис, потом уже его толкование. Не может быть толкования раньше утверждения. Итак.

Определение не может идти раньше утверждения, как сооружение не может строиться прежде фундамента. Без утверждения (темы) невозможно пускаться в определение (рему). Второе необходимо следует за первым. Утверждение содержит то, что уже известно. Определение сообщает нечто новое.

Поэтому здесь и говорится, что сначала идет утверждение, а потом идет определение. Утверждение – это что-то известное. Мы не можем на неизвестном строить известное. Итак.

Утверждение содержит то, что уже известно. Определение сообщает нечто новое. Например, мы говорим: «Этот книжник – большой ученый». Здесь «книжник» – утверждение (тема), а его ученость – определение (рема). Известно, что этот человек книжник, но насколько он учен, мы еще не знаем. Поэтому сначала мы указывает на человека, а потом сообщаем об его образованности. Так что в случае с рассматриваемым текстом, воплощения – то, что известно, и им дается определение, нечто новое. «Они» – утверждение, «полные или частичные производное Его Личности» – определение. Так упоминание Кришны в числе других воплощений не содержит определенного знания о Нем. «Кришна» – утверждение, за которым следует определение: Бог собственнолично. Таким образом, Кришна – Бог самолично, а не Божья ипостась. Будь Кришна ипостасью Бога, а Нараяна Богом самолично, Сута, поведавший «Бхагавату», сказал бы так: «Нараяна – источник всех воплощений, Первопричина, Бог собственнолично, явился в мир в облике Шри Кришны». Но слово святого всегда точно и лишено изъянов чувственного восприятия и иных несовершенств. Ставить определение прежде утверждения является смысловой ошибкой, не могущей вызвать ничего, кроме раздражения. Лишь источник может именоваться Бог Собственнолично (сваям-бхагаван). Свечу, от которой зажглось множество других свечей, я полагаю первоисточником. Так Кришна – первоисточник Бога во всех Его ипостасях. Теперь в подтверждение моих слов я приведу еще одно доказательство из писаний.

«Вследствие той беседы Нарада поведал Вьясе: (1)…

Это из «Бхагаватам». По-моему, где-то в самом начале «Бхагаватам»… или в конце? В 12-й книге приводится 10 тем, которые «Бхагаватам» обсуждала.

Слушатель: Мне кажется, это в начале «Бхагаватам».

Б. Ч. Бхарати Свами: В конце тоже есть, потому что я это запомнил бы. Вернее, не потому что я бы… Но в «Бхагаватам» это есть, я это запомнил, может быть, и в начале.

«Вследствие той беседы Нарада поведал Вьясе: (1) о возникновении первичных стихий; (2) об их взаимодействии, которое приводит к появлению предметов; (3) о ярусах сотворенного мира, где размещаются существа разного уровня сознания; (4) о высшей воле, коей подвластно всё сущее; (5) об образах Сверхсущества; (6) о природе времени и сроках вселенских властителей, ману; (7) о природе Сверхсущества; (8) о родимом отечестве всякого живого существа; (9) об освобождении и (10) об убежище – Безусловной Истине – Любви и Красоте» («Шримад Бхагаватам», 2.10.1-2).

Чтобы обозначить высшее прибежище всего сущего, автор «Бхагавата Пураны» сначала перечисляет девять иных предметов. Источник, из которого происходят эти девять предметов по праву называется их прибежищем. Кришна – прибежище и обитель всего сущего. В Его теле покоятся все вселенные в совокупности.

#08:33

Троица

Десятая Книга «Бхагавата Пураны» описывает десятый предмет – Господа Бога самолично, неотразимую Красоту, коя есть прибежище всех предавшийся Ему душ. Его именуют Шри Кришною. Он первопричина всех вселенных. Я в почтении склоняюсь пред Ним.

Это тоже из «Бхагаватам», а вот что там?

Слушатель: У меня написано, что это цитата из комментария Шридхары Свами к «Шримад Бхагаватам», (10.1.1).

Б. Ч. Бхарати Свами: Этот комментарий Шридхара Свами звучит на санскрите:

дашаме дашамам лакшйам ашриташрайа-виграхам
шри-кришнакхйам парам дхама джагад-дхама намами тат
.

Кто постиг подлинный образ Кришны и трех Его сил, тот не обманется ложным.

Тут говорится о триединстве Господа. Господь един, но Он троица – Кришна, Баларама и Шримати Радхарани. Он приходит всегда троицей. Когда Он приходил как Рамачандра, это был Рамачандра, Лакшман и Сита. Мы говорим, Господь един, но Он состоит из трех начал. Это действенное начало; это начало, на которое направлено действие и которое предстает в образе ощущения для третьего начала, то есть действенное начало – это начало, которое влияет, воздействует, – это Баларама. Воздействует на нечто – это Шримати Радхарани. И вот этого воздействия Кришна – третье начало – испытывает ощущение и осмысливает, то есть происходит на Него влияние видоизменившегося начала (Шри Радха), видоизменившегося от влияния на нее действенного начала Баларамы. То есть Кришна становится Баларамой – начинает действовать, а ощущающий Господь от своих ощущений приходит в движение, начинает действовать (Баларама). Этим действием Он производит движение или влияет на еще одно начало, которое называется Шри Радха, и вот Радха дает ощущение, или воздействует на Шри Кришну обратно. От этого воздействия Кришна снова меняется, и вот это изменение Его есть опять Баларама, который может принимать любой образ. Во всех аватарах существует Баларама в разных образах. Меняется Господь от ощущений, которые вызывает в Нем Шримати Радхарани, и меняется Баларама, который может предстать в виде Нитьянанды, Лакшмана. И во всех аватарах есть Господь Бог, есть Лакшми и есть спутники Господа Бога. И этот круг воздействий непрерывен. От ощущений меняется Господь. Этот видоизмененный Господь становится Баларамой. Баларама воздействует на Радхарани. Она меняется, и ее изменения вызывают ощущения у Кришны. От этих ощущений Он меняется и снова становится новым Баларамой. Вот такой вечный круг всевозрастающего блаженства на санскрите называется виласа. Виласа – не совсем круг, это по форме напоминает пружину.

Слушатель: Спираль.

Б. Ч. Бхарати Свами: Спираль, да. Это круг, который не замыкается, а который еще в движении идет вперед. Иногда виласой называют движение змеи. Как посмотреть, если в фас – получится круг, если развернуть вбок – получится зигзаг, как у винтика спираль. Вот эта конструкция – спираль или пружинка – на санскрите называется виласа. Словом виласа описывается движение Господа, не физические движения, а движения Его эмоций. Эти эмоции возвращаются, если смотреть в фас, но на самом деле на какой-то шаг они другие уже. Постоянное движение вперед, как по спирали, всё увеличивается, потому что в круге не происходит увеличения, а в спирали происходит. Это понятие виласа. И в этой виласе участвуют три Его ипостаси: Господь чувствующий называется Кришна, Господь действующий – Баларама и Господь, на которого воздействуют, и это воздействие вызывает у чувствующего Господа новые эмоции, новые ощущения. Баларама воздействует на Радхарани, и чувствующий Господь от этого приходит в новый восторг и меняется, снова становится новым Баларамой, который снова воздействует на Шримати Радхарани и так происходит эта виласа.

Слушатель: А троица Баладева, Субхадра и Кришна – это из другой истории?

Б. Ч. Бхарати Свами: Субхадра метафизически это воплощение (амша), полное проявление Шримати Радхарани. Радхарани от Кришны никогда не отходит, просто в разных играх, в разных фазах этой единой игры она предстает в разных ипостасях и в разных отношениях с Ним. Она может быть Ему сестра, жена или большое количество жен в Двараке.

Слушатель: И еще Нараяна, Шеша и Лакшми.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Нараяна, возлежащий на Шеше, и Лакшми, которая гладит стопы Нараяны.

Слушатель: Там Лакшми с Шешей встречаются, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не уверен. Она прижалась к его груди? Может быть. Это все триединство, или троица. Когда Господь Чайтанья приходит, это тоже троица: Чайтаньядев, Нитьянанда и Адвайта Ачарья, они тоже втроем, но еще Гададхара и совокупная энергия служения, которая принимает обличие Шривасы.

#18:09

Мир смерти

Кто постиг подлинный образ Кришны и трех Его сил, тот не обманется ложным.

Что такое ложное? Все, что имеет начало и окончание, есть ложное. Потому что подлинное не имеет начала и окончания. Почему этот мир называется иллюзорным или бренным? Потому что здесь все имеет окончание. Если мы возьмем какой-то предмет, который не имеет окончания, мы этот предмет даже не заметим. В этом мире нет не оканчивающихся предметов, потому что здесь они не могут существовать. Более того, этот мир просто собран из предметов, которые имеют начало и окончание. Мы просто берем и делим все бытие на то, что не имеет начала и окончания, и то, что имеет начало и окончание. Берем две корзинки. В одну складываем то, что не имеет начала и окончания, а в другую – то, что имеет начало и окончание. Вторую конзинку мы просто называем материальный мир. Не то что есть материальный мир и в него запихали предметы, имеющие начало и окончание. Просто предметы, имеющие начало и окончание, мы называем материальным миром. Совокупность этих предметов. Почему? Возьмем какую-то вещь или предмет. Это может быть звуковой, обонятельный, осязательный, зрительный или вкусовой предмет. Если нет границы, отделяющей этот предмет от фона или от другого предмета, то мы этот предмет даже не заметим. Сладкую вещь мы заметим потому, что до этого у нас во рту не было сладкой вещи. Как только мы берем конфету, мы говорим: это сладкое, потому что до этого ее не было. А если эта сладость никогда не пройдем, мы тоже ее не заметим.

Слушатель: То есть материальный мир – это фиксация изменений.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это граница или пределы – определения. В духовном мире невозможно дать ничему определения, потому что там нет пределов. Собственно, мы называемым духовным миром то, где нет пределов. Так вот, если мы возьмем какой-то предмет визуальный, и у него нет окончания, границы, отделяющей этот предмет от соседнего, от фона. Например, берем зеленый листок. Мы его видим только потому, что вокруг него что-то не зеленое – снег, небо, что-то другого цвета. То есть он имеет границы, начало и окончание. Если нет окончания, это уже не листок, мы даже не увидим его, потому что он будет сливаться с фоном. То есть всё имеет окончание, и поэтому этот мир называется тленным, бренным. Всё имеет пределы, благодаря которым мы эти предметы видим, и эти же пределы являются убийцами этих предметов. Потому что предмет заканчивается, не важно зрительный или звуковой, звук заканчивается – и его уже нет, поэтому этот мир называется бренным. Сам факт того, что здесь есть границы предметов, говорит о том, что здесь всё обречено на окончание, то есть на смерть. Это мир смерти. Искать убежища здесь бесполезно, потому что все пять видов предметов здесь оканчиваются. Если б они не оканчивались, мы бы из даже не заметили.

#22:52

Философский камень

Мир, где нет этих определений, называют духовным. И мы как наблюдатели, сознательные существа, мы своей природой принадлежим миру, где нет начала и окончания. Душа не имеет начала и окончания. Она не принадлежит миру, где всё начинается и заканчивается. Душа бессмертна, ее нельзя убить, разрезать, высушить, нельзя прекратить ее существование. Но душа не единственная, кто обладает таким свойством. Есть целый бесконечный мир, где всё состоит из энергии сознания. Его называют чинтамани. Где чит – сознание, где всё состоит из неначинающегося и неоканчивающегося. Чинтамани еще переводят как «философский камень». Чинтамани – это подвижное сознание. Мани – это камень, чин – это энергия сознания. То есть это подвижное сознание, оно переливается, но не имеет ни начала, ни окончания. Мы дети этой субстанции, Мы дети этого бытия, где всё без ограничений. Но это сознание, чинтамани, сознательная субстанция, частичкой которой мы являемся, не имеет определений, как океан, который не имеет пределов. Он всё время движется, но пределов у него нет. Он бесконечен. Почему он все время движется? Что приводит энергию сознания, чинтамани, в движение? С чего это вдруг оно всё начинает двигаться. А некая сила, которая называется ананда, или гармония, или блаженство. Кришна – абсолютная Красота, прекрасная Реальность приводит в движение это сознание. И Кришна тоже не имеет определений. Благодаря этой виласе он постоянно иной, принимает разные формы блаженства.

#26:11

В поисках Красоты

Слушатель: Махарадж, а если сознание не от мира сего, не материальной природы, говорят про всякие вещества, воздействующие на сознание, или они не на сознание воздействуют? Почему материальная природа, по-хорошему, грубая совсем субстанция, влияет на вибрацию той, более тонкой? И почему мы вообще тут ограничены? Почему мы осознаем это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сознание вообще подвержено влиянию. Просто оно подвержено влиянию либо Высшего, ананды, либо низшего, сат, или майи. Сознанию свойственно попадать под влияние, то есть видоизменяться. На само сознание повлиять нельзя, а вот на форму сознания можно. Например, мы берем какую-нибудь идею. Дом как идея, его сломать нельзя, саму идею, а вот форму, когда идея «дом» принимает какую-то форму, например, норы, дупла, хижины, дворца, это уже застывшая идея, это форма. Форму уже можно сломать, достроить, видоизменить, так же и сознание как идея не подвержено влиянию. Оно чисто. Но форма сознания подвержена влиянию. В данном случае у нас форма сознания, видимая как человек или попугай. Это такая форма сознания. То есть сознание видоизменяется, и органами восприятия это видоизмененное сознание воспринимается как Лорочка, которая требует, чтобы ее постоянно гладили.

Слушатель: То есть, если мы что-нибудь употребим, то Лорочка может нам будет казаться Лорочкой, а крокодильчиком каким-то.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть сознание не подвержено изменению, а форма сознания подвержена. Благодаря чему сознание принимает форму? Благодаря воздействию Высшего. Вот это стремление к ананде. Господь воздействует на сознание не прямо, а косвенно. Господь вкладывает в сознание желание испытать ананду, то есть соприкоснуться с Ним. Господь закладывает в нас вечный поиск Красоты. И этот вечный поиск Красоты видоизменяет нас, воздействует на нас. Если мы хотим найти Красоту и эксплуатировать Ее, употребить Её, то наше сознание соответственно изменяется. Живя из жизни в жизнь, мы соответственно пребываем в поисках Красоты. Люди это называют «поиск истины», там еще чего-то, поиск единой формулы, бесконечности, свободы. Этими эвфемизмами, этими подменами он называют на самом деле поиск Счастья, то есть Красоты. Они говорят:

– Мы ищем истину.
– А зачем она вам нужна? Что вы будете делать, когда вы истину нашли?
– Мы будем счастливы.

То есть они все равно в конце концов ищут Счастье – Кришну. Или.

– Мы ищем свободу. Нам главное – свободу.
– А что вы будете с этой свободой делать?
– Когда мы будем свободны, мы будем счастливы.

Нам свобода нужна для счастья, нам истина нужна для счастья. Сама по себе истина бесполезна. Истина – это как некий факт. То есть поиск Красоты, ананды, Гармонии, Счастья заложен в нас. И этот поиск как раз видоизменяет. Если, пройдя длительный цикл этих поисков, мы осознаем, что Счастье не для потребления, не для эксплуатации, а для служения, тогда сознание опять-таки меняется, но в диаметрально противоположную сторону. Если мы ищем Счастье для того, чтобы служить Красоте, то Красота нам открывается всё больше и больше. И не просто открывается, а открывается все ближе и ближе к своему истинному виду, своему истинному облику.

Слушатель: Первоисточнику.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Чем глубже и искреннее наше стремление служить Красоте, тем больше Красота становится самой собой. Так мы обнаруживаем, что Красота есть Кришна. Не Нараяна, не какие-то другие формы Бога, не спаситель, Мукунда, а именно Кришна.

#32:32

Океан сознания

Кто постиг подлинный образ Кришны и трех Его сил, тот не обманется ложным. Кришна предстает в шести первичных Ипостасях, которые делятся на причинные (прабхава) и могущественные (вайбхава). Его Воплощения бывают двух видов: частичные (амша) и наделенные властью (шакти-авеша). А Сам Он предстаёт в двух возрастах: в детском (бала) и отроческом (пуганда). Юный Кришна – Собственно Господь Бог, источник всех Воплощений. Представ в шести первичных Ипостасях, Он господствует над вселенной. Шесть Божьих Ипостасей проявляются в бесконечном множестве образов. Но все Они суть одно, между Ними нет разницы. Сознательная сила Всевышнего, которую еще именуют собственной или внутренней силою, предстаёт во множестве образов. На ней зиждется всё царство Всевышнего, Вайкунтха, и все его принадлежности.

Вайкунтха как раз состоит из этого чинтамани. Всё есть мир сознания – Вайкунтха. А маленькие осколочки Вайкунтхи – это мы, частички этого бесконечного сознания.

Ворожащая сила Всевышнего (майа), которую еще называют внешнею силою, порождает на свет бесчисленные вселенные вместе со всем разнообразием предметов.

Тут можно так представить, что Вайкунтха – это бесконечный океан сознания, или толща, глубина океана, и на поверхности Вайкунтхи появляются какие-то волны. Эти волны, хотя они часть океана, имеют какие-то формы, потому что толща океана не имеет формы, не имеет начала и окончания. Как Шридхар Махарадж говорил, что материальный мир – это тонкая пенка на толще молока, или тонкая пенка в океане сознания. На поверхности океана сознания возникает тоненькая пенка, или в нашем случае это образы. То, что мы с вами наблюдаем, существует в нашем сознании. То есть образы, которые мы с вами наблюдаем в желании эксплуатировать ананду, Блаженство, Красоту, есть предметы материального мира. Материя существует на границе нашего сознания. То есть это предметы, которые мы с вами наблюдаем, имеющие начало и окончание. Так же как в океане, вот идет волна, и кажется, что это что-то сформировавшееся, потом — раз – она исчезает. И оказывается, что сама по себе волна – это тоже иллюзия, потому что брошенная туда щепка не движется. Волна вздымается, но конкретный предмет никуда не движется, он там находится на одном месте. А что движется? Даже вода не движется, а движется подъем и опускание этой воды. И у нас ощущение, что идет волна. Мы берем идеальную волну.

Слушатель: То есть идет вибрация, а количество все то же.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Каждая конкретная капелька этого океана как была, так и осталась на месте. Но их совокупность создает впечатление, что плывет некое образование из них, эти волны то туда, то сюда. Это есть внешняя сила, она находится на границе океана сознания. Она еще называется ворожащая, или майа-шакти.

#37:39

Ученые исследуют вселенную

Ворожащая сила Всевышнего (майа), которую еще называют внешнею силою, порождает на свет бесчисленные вселенные вместе со всем разнообразием.

Имеется в виду предметов. То, что мы с вами видим, – это результат иллюзии, или обмана. Существует единое энергетическое поле, но мы с вами видим компьютеры, птиц, дома. На уровне энергии это всё энергия. На уровне атомов мы не отличим, это кирпич или вода. На субатомном уровне это перетекание из одного состояния в другое. А как только мы начинаем отдаляться, на каком-то расстоянии мы уже видим предметы, людей. Я читал заметку недавно, что ученые пришли к выводу, что вселенная не может существовать. Они еще не говорят, что она не существует. Они говорят, что проверили все формулы, произвели множество экспериментов, и вселенная просто не может существовать.

Слушатель: Не может существовать вселенная, значит, мы тоже не можем существовать. Но мы существуем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они говорят про вселенную. Дело в том, что с точки зрения науки нас не существует, мы материя…

Слушатель: Которая скоро умрет.

Слушатель: Которая по каким-то непонятным причинам мыслит, чувствует.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Они говорят, что это все психология, сами разбирайтесь, но вообще вас нет. А тогда их спрашивают: «А вас тоже нет?» И кто мне говорит, что меня нет? Тот, кого нет? И почему я должен слушать пустое место? Потому что, раз он говорит, что меня нет, значит, его тоже нет. Его нет, но я-то знаю, что я есть. Получается, что то, чего нет, говорит тому, кто есть, что его нет. Я, конечно, всё это ужал. Но они проводили множество экспериментов, и после большого взрыва произошла материя и как ее зеркальное отражение – антиматерия, которые должны были поглотить друг друга, аннигилироваться. Материя и антиматерия, соединившись, должны полностью уничтожить друг друга. Но каким-то образом наша вселенная существует. Современные физики говорят, что это потому, что в момент разделения на материю и антиматерию единое вещество выбросило по ту сторону, которую мы называем материей, чуть-чуть больше, чем по эту сторону, которую мы называем материей. И то, что чуть-чуть больше было выброшено, мы и называем вселенной. Потому что, если бы выбросилось совершенно одинаковое количество материи и антиматерии, они бы друг друга схлопнули. А так и произошло: они друг друга схлопнули, но по какой-то причине материи оказалось больше, и она не схлопнулась. Оно потом в газ какой-то превратилось, потом планеты, солнце. Это такая гипотеза, но в науке гипотеза требует экспериментального подтверждения, иначе она остается гипотезой, а не теорией. И вот они исследовали-исследовали, вычленяли антиматерию и исследовали свойства. Чтобы при возникновении материи и антиматерии осталась часть материи, она должна по свойствам своим отличаться от антиматерии. Они исследовали антиматерию, она абсолютна одинакова, как и материя. На прошлой неделе в результате всех экспериментов они сказали, что материя не может существовать. Но мы будем верить, потому что они никогда же не ошибаются. Даже когда они говорили, что материя может существовать, они не ошибались. Теперь, когда они говорят, что материя не может существовать, они тоже не ошибаются. И что бы они нам ни сказали, потому что у них есть дипломы, будет правдой.

#42:57

Три сущности Вишну

Между этими двумя силами располагается пограничная сила…

То есть внутренняя энергия Бога и внешняя энергия. Внешняя энергия – это то, что кажется, майа. Внутренняя энергия – это то, что есть. Между тем, что кажется, майей, тем, что есть, Йогамайей, находится тоненький промежуточный слой. Этот слой и есть мы с вами. Мы можем обратить взор и жить в мире, который кажется, в мир, который называется майа, и мы можем обратить свой взор в мир, который есть. Сейчас мы об этом и будем читать.

Ворожащая сила Всевышнего (майа), которую еще называют внешнею силою, порождает на свет бесчисленные вселенные вместе со всем разнообразием предметов. Между этими двумя силами располагается пограничная сила, состоящая из неопределённого числа живых сущностей. Таковы три основные силы Всевышнего, и каждая из них проявляется в бесконечном многообразии. Высшее Существо являет Себя Самолично или посредством трёх Своих сил. Он Кришна, Высшая Истина. Все Божьи Ипостаси и три главные силы бытия покоятся в Нём. Три Существа Вишну (пуруши) порождают бесчисленные вселенные. Сами же они происходят из Кришны, Кто есть Первоисточник всего сущего.

Итак, три сущности Вишну порождают бесчисленные вселенные. Три сущности Вишну – пуруши. Эти три сущности – это кто? Это Махавишну, Гарбходакашайи Вишну и Каранодакашайи Вишну. Махавишну – это сущность Кришны, которая возлежит. Из Его пор вылетают пузыри, которые есть вселенные, наполовину наполненные водой. В этой воде лежит Вишну, Он же. Этот огромный Вишну входит в каждый отдельный пузырь и тоже там возлежит, поэтому Его называют Гарбходакашайи, и из Его пупа вырастает лотос, на вершине которого сидит творец. И творец творит в стебле этого лотоса, создает ярусы. Потом этот Вишну входит в каждый атом, или неделимую частицу, этого мира и наблюдает. Вы спросите: Вишну что, в камнях сидит, в деревьях? Нет. Что такое атом вселенной? Кто есть атом вселенной? Кто является неразрушимой и неделимой частицей? Это мы с вами. И Господь Кришна в «Гите» так и говорит: «Ты, Арджуна, есть истина, или душа. Тебя нельзя разрезать, иссушить, утопить». То есть атом означает то, что неделимо, атман. Атма уже неделима. И Господь входит в каждую атму. Атма есть сердце, или центральный наблюдатель мира вокруг себя. А внутри этого центрального наблюдателя находится еще супернаблюдатель. Это и есть тот самый Каранодакашайи Вишну. Кширадокашайи – это тот, который лежит в молочном океане. Кшира – это молочная смесь.

Слушатель: Гарбходакашайи – это какой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Гарбходакашайи, который во вселенной, а Кширадокашайи…

Слушатель: Какой-то, который самый главный.

Б. Ч. Бхарати Свами: Гарбха во вселенной. Карана – это причина. Он же входит в каждую душу и наблюдает. То есть он внутри каждого атома. Атом – это и есть душа. Атом – это не то что эти электроны, протоны, нейтроны, а атом – это каждый из нас. Все предметы, которые мы как наблюдатели видим, существуют вовне.

Слушатель: То есть атом живой, он не присутствует в материи, как нас учили в физике?

Б. Ч. Бхарати Свами: Где присутствует?

Слушатель: Живая, неживая материя, эти атомы, которые составляют.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Это внутри?

#48:36

Мир в нас

Б. Ч. Бхарати Свами: Этот мир только в нашем воображении существует. Этот мир есть пенка на поверхности сознания.

Слушатель: То есть атомы – это только мы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Угу. Это мы.

Слушатель: Только наблюдатель.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как в «Бхагаватам» говорится, я есть истина, а то, что я наблюдаю, – это есть отражение моего «я». То есть, собственно, мы видим не мир, а свое отражение. И весь мир состоит из сознания в том смысле, что он есть отражение моего сознания. Весь мир сознателен не потому, что дома, кирпичи сидят и думают, а каждый из нас видит этот океан сознания, частицами которого мы являемся, в виде каких-то предметов. То есть мы все наблюдатели, но мы друг друга видим как людей птиц, животных, кирпичи.

Слушатель: Но то, что Он говорит в «Гите», насколько я помню, что Он есть в живом и в неживом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит? В живом и в неживом?

Слушатель: Нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: По-моему, там нет такого. В одушевленном и неодушевленном?

Слушатель: Да. То есть в неодушевленном тоже Он.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он в нас. Материя есть комбинация ощущений. Что значит: я вижу какой-то предмет? Я испытываю какие-то ощущения. И сочетания каких-то ощущений я называю именами. Поэтому в 11-й книге «Бхагаватам» Кришна в конце говорит, что на самом деле мир – это определения, которыми ты оперируешь. Я что-то испытываю и даю этому название. Название все равно в моей голове. Это, конечно, трудно понять для неподготовленного слушателя.

Слушатель: А подготовиться невозможно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда ему говорят, что то, что видишь, не ты в мире, а мир в тебе.

Слушатель: Тогда винить некого.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То, что ты видишь, это просто отражение твоего «я». Не то что мир был и ты в нем родился. Нет, ты живешь единое существование, и разные фазы этого существования ты называешь началом жизни, окончанием, радость, печаль, горе, потери, приобретения. А на самом деле ты плещешься в волнах ощущений и этим ощущениям даешь разные названия. По сути дела, ты просто в волнах фраз плаваешь. Шридхар Махарадж часто повторял, что не мы в мире живем, а мир в нас. Он цитировал епископа Беркли.

Так гласят все Писания: Кришна – Бог Собственнолично. Кришна – прибежище всего сущего. Кришна – верховный Владыка. «Кришна Говинда, Собиратель чувств, – верховный Властелин. Он чистый Образ бытия, сознания и блаженства. Он безначальное Начало всего сущего. Он причина всех причин.» Если, дорогой читатель, тебе известно это, но ты продолжаешь возражать, то вызываешь у меня лишь чувство досады.

Как всем известно, что Земля плоская, но кто-то продолжает возражать, и это вызывает чувство досады.

Кришна, источник всех Божьих воплощений, Сын царя Враджи, ныне сошел в зримый мир в облике Чайтаньи. Стало быть, Господь Чайтанья – Высшая Истина. Если назвать Чайтанью Вездесущим Вседержителем (Вишну), это не прибавит Ему величия.

Транскрипция: Елизавета и Вишнуприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+3

Другие материалы раздела

2017-06-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 1-10

2017-06-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 11-60

2017-07-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 61-96

2017-08-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 1-11

2017-08-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

2017-08-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-151

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120

2018-05-20

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 120 и далее

2018-05-27

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 1-70

2018-06-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100

2018-06-10

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 100 и далее