Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2. Стихи 26-46. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 23 августа 2017 года

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

https://www.youtube.com/watch?v=KP6OzfzRM_U
 
English version
 

«ШРИ ЧАЙТАНЬЯ-ЧАРИТАМРИТА». АДИ-ЛИЛА, ГЛАВА 2. «ШРИ ЧАЙТАНЬЯ – ВСЕВЫШНИЙ В ИЗНАЧАЛЬНОМ ОБЛИКЕ», СТИХИ 26-46

#00:00

Брахман, Параматма, Бхагаван

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы остановились на 25-м стихе второй главы. Есть какие-то возражения по поводу прочитанного в «Чайтанья-чаритамрите»?

Слушатель: Через сколько лет после ухода Господа он писал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, 40 или 30.

Слушатель: Нитьянанда Прабху еще был тогда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. В гугле ничего про это не сказано? Может быть, есть книжка-биография Кришнадаса Кавираджа? Ладно.

Исповедующие путь познания (гьяну) и путь самовоздержания (йогу) восходят к Единой Истине, но первые постигают ее как беспредельное (Брахман), последние – как неопределенное (Параматму).

Мы уже не раз обсуждали этот текст. Всевышний имеет три главных фазы существования: Бхагаван, Параматма и Брахман. Они все имеют единый корень. Брахман – это беспредельное, предел там есть. Параматма – это высший наблюдатель, неопределенное, потому что ему даже нельзя дать никакого определения. И Бхагаван – это определенное. Парадокс в том, что определенное, то есть имеющее пределы, иными словами, определение, – это более высокая фаза.

Слушатель: Может, закрыть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, детям бесполезно говорить. Надо просто закрыть. Они же в другой реальности. Итак. Бхагаван – более высокое существо является более объемлющей фазой существования этого высшего. Но надо сказать, что не просто высшего, но единственного. Кроме Него не существует ничего. Все остальное есть проявление Его энергии. Также мы говорили о том, что Брaхман – всеобщее, существование, Параматма – это сущность, Бхагаван – это существо. Сущность – нечто неопределенное, а существование – способ нахождения этой самой сущности, функция сущности. Говорится, что Брахман не может быть без Параматмы, должен быть наблюдатель. Мы еще говорим: сат-чит-ананда. Сат и чит неразрывно связаны друг с другом. Сат – существование, чит – сознание. Сознание не может быть без существования, а существование немыслимо, если оно не отражается в сознании. Или как Шридхара Махарадж говорит, субъект неотделим от объекта. Предмет не существует, если за ним никто не наблюдает. Все предметы существуют только в сознании. Как только наблюдатель отсутствует, предметов нет. Из этого следует, что предметы есть функция сознания. Предметы не существуют сами по себе, это просто фазы существования сознания, одна из форм существования сознания. И соответственно, Брахман есть следствие существования Параматмы. То же самое пременимо к Бхагавану. Бхагаван – это уже не сущность, не существование, а существо, которое испытывает эмоции. То есть помимо наблюдения Он активен, а существование – это одна из форм Его активности. Бхагаван активен и испытывает эмоции. Параматма – это то самое существо, или активный, или лила, динамичный, но в застывшем, спрятавшемся состоянии, в состоянии просто наблюдения. Потому что Бхагаван не просто наблюдает, но и, так сказать, движется. Этот аспект наблюдающего требует того, что наблюдается. Таким образом, Господь является сат-чит-ананда – испытывающий эмоции наблюдатель, который наблюдает за существующим.

В этом стихе говорится, что разные мини-наблюдатели, или разные атмы, могут соприкоснуться с этим высшим существом по-разному, как бы заходя с разной стороны. Одно и то же единое существо одни воспринимают как нечто беспредельное, а другие – как нечто неопределенное. Гьяни постигают беспредельное, то самое бесконечное, единое нечто. А йоги, которые уходят в себя и в своей сердцевине вдруг обнаруживают того, кто за ними наблюдает. Естественно, они видят не глазами, а неким инструментом, который называется «чистый разум», или дивья-буддхи. Итак.

Исповедующие путь познания гьяну и путь самовоздержания йогу восходят к Единой Истине, но первые постигают ее как беспредельное, вторые – как неопределенное.

#08:24

Бесконечное всё

Так, следующий текст.

На примере с Солнечным Богом понятно, что разная степень сближения с Истиной открывает разные Ее лики. Кришна и Нараяна – одна личность в разных лицах. Первый предстает с двумя руками, в которых Он держит свою свирель. Второй – с четырьмя руками, в которых Он держит раковину, огненный круг, булаву и цветок лотоса.

Дальше идет цитатa из «Бхагаватам». Брахма обращается к Кришне после истории с воровством, с овцами, он украл там.

Слушатель: С телятами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Телятами, да. Дурацкая овца.

«Разве Ты не тот самый Господь Бог, Нараяна, покоящийся в водах вселенной, Душа одушевленных, поводырь сердца, свидетель всех дел? Нет. Ты источник Бога, Нараяны, Ты – Истина, а Он – твой сон, блестящее, сияющее сновидение!» (Шримад Бхагаватам», 10.14.14)

Этот диалог случился между Кришной и Брахмой. После того эпизода Брахма признается Ему в любви и говорит здесь: Ты даже не Нараяна, Ты выше, а Нараяна – это твой сон. Как устроено бытие Божие: индийский мальчик с флейтой, посмотрев очередной болливудский фильм, вообразил себя Богом, четырехруким, с диском. И так оно и есть. И мы просто живем во вселенной какого-то индийского мальчика. Наверно, есть и другие. Мне один преданный, после прозябания в одной большой организации, сказал: «На самом деле Кришн много: в нашей вселенной Кришна такой, в других вселенных есть еще Кришны. Просто в нашей вселенной мы считаем, что выше Кришны ничего нет».

Слушатель: Что можно этому противопоставить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего.

Слушатель: Соглашаетесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно забанить. Можно, например, сказать: а я и есть он. И что он возразит?

Слушатель: Это же не вопрос философского спора.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если говорить об истинe, то коль скоро существует множество, если Кришна не один, а их много и, может быть, называют их как-то по-другому, а когда есть множество, то есть понятие «всё». Множество неизбежно предполагает понятие «всё». Это когда дальше уже ничего нет. Как только мы из множества выводим понятие «всё», следующим вагончиком в этой цепи будет понятие «бесконечность». Всё – это обязательно бесконечное. Не может быть всё небесконечное. Почему? От обратного: если все когда-то заканчивается, значит, что-то мешает этому всему. Значит, уже есть что-то. Но мы когда говорим «всё», это уже включает всё-всё-всё. Если есть всё, это всё выше каждого отдельного. То есть, когда мы говорим, что существует много-много всяких Кришн (или как их там называют), это значит, что есть некое общее, и оно тоже обладает качествами индивидуального. Когда мы говорим о множестве, то свойство, присущее какой-то части этого множества, присутствует в объединении. Если хотя бы у одного из множества есть сила, это значит сила присутствует и у всего множества, то есть у множества эта сила проявляется в бесконечной степени. То, что объединяет, является объединяющим это множество имеет силу, привлекательность, еще какие-то свойства, присущие отдельно этим в бесконечной степени, то есть он всемогущий. Из идеи о том, что Кришна – только наш Бог, а в других, так сказать, образованиях (космических или еще каких-то там) есть другие Кришны, следует, что есть самый главный Кришна, потому что Он есть всё и имеет свойства, присущие хотя бы одному из членов этого множества. И мы говорим, что поклоняемся вот тому, не знаем, какой от там, но самый главный, который объединяет всех.

Слушатель: Получается, если кто-то говорит, что есть много Кришн, то опускает себя на уровень ниже, чем Бхагаван.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, если кто-то говорит, что есть много Кришн, он оставляет себе шанс стать одним из них. Этот человек ушел в поиски высшего разума, который стоит и над Кришной тоже, из которого Кришна тоже приходит. У него была такая идея, что есть некая цивилизация, которая высшая, над-цивилизация, супервселенская, галактическая какая-то там, которая присылает нам каких-то своих представителей. В данном случае это мальчик с флейтой, а в каком-то другом вселенском образовании это будет Арнольд Шварценеггер.

Слушатель: Я думаю, он посмотрел фильм «Красивая зеленая».

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Ну, в общем, вот так.

Слушатель: Такая мысль может прийти, если есть малое и еще больше и больше. Это первое, что приходит на ум. А вот вывести, что есть всё…

Слушатель: Так же думают, наверно, майавади, которые говорят, что Кришна из майи вышел.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это похоже, да.

Слушатель: И так же тот, кто безличному поклоняется как высшему и считает всех богов образованием безличного.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это похоже, да. Это очень удобно, потому что это самое высшее не имеет воли, а ты имеешь волю, значит, ты сильнее его и потом ты можешь стать им, высшим. Это очень удобно и очень пленительно.

#17:28

Бытие с позиции Брахмы

Но если мы принимаем авторитет творца… Конечно, это просто буквы, но если мы принимаем авторитет творца, он говорит этому маленькому Мальчику, который только что взломал программу… Что такое творец? Некая программа. Он сидит, как бог из фильма «Новейший завет» и пишет на своем Пентиуме коды, создает законы. Помните, когда ты становишься в очередь в супермаркете, она будет самая длинная? Это вот он всё написал. Представим себе, что творец Брахма – суперпрограммист, он создает нам текстуры, и мы в этих текстурах живем. Как в том анекдоте: «Ребята, кто-нибудь пробовал просыпаться после 12-ти? Там как, текстура прорисовалась уже?» Он создает текстуры и видит вдруг какой-то непорядок. Раз в день это у него происходит. Какой-то баг завелся, и он решает с ним побороться. Берет этот баг вырезает, потому что Мальчик какой-то маленький холм поднял, каких-то там демонов… В общем, непорядок. Завелся какой-то вирус в его программе, в его игре. Он берет и удаляет, а оно – бац! – и не исчезает, а Мальчик по-прежнему с телятами гуляет. Он их вырезал, спрятал, а ничего не происходит, не может справиться с этим вирусом. Целый год пытается с этим разобраться и потом говорит: «Вообще-то Ты, значит, не из моей игры».

То есть всё, что в этой вселенной, прописал Брахма. А тут появляется «червь», который не из его игры и вообще непонятно откуда. Но поскольку Брахма не с потолка взял эту реальность, эти все текстуры и взаимодействия. У него был первый опыт общения с Господом Нараяной, и Господь дал ему благословение и материал, все эти текстуры, чтобы тот творил. Брахма не творит ниоткуда, он творит из вещества, которое предоставлено Всевышним, и более того, оно еще раздроблено на пять грубых, три тонких, из чего он создает формы. Для него Нараяна – это Господь Бог, его ади-гуру, первый учитель, обучивший его творить. И в этом стихе Брахма осознает, что Ты даже не Нараяна, не тот, кто меня побудил все творить, не тот, кто меня обучил, показал, вдохновил, а выше Него. Брахма так и говорит: «Разве Ты не тот самый Господь Бог, Нараяна, покоящийся в водах вселенной?..» Помните, он увидел Нараяну в водах вселенной, лежащим на исполинском аспиде?

Слушатель: Это Брахма увидел?

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма, да, в самом начале на цветке лотоса.

«Разве Ты не тот самый Господь Бог, Нараяна, покоящийся в водах вселенной, Душа одушевленных, поводырь сердца, свидетель всех дел? Нет. Ты источник Господа Бога Нараяны, Ты – Истина, а Он – твой сон, блестящее, сияющее сновидение.»

Следующий текст.

Похитив у маленького Кришны друзей и телят, Творец вселенной позже взмолился к Нему о прощении за нанесенную обиду: «Я произошел на свет из лотоса, что пуповиною произрастает из Твоего живота. Ты и Отец мне, и Мать.»

Это тоже из «Бхагаватам», по-моему, 13 глава, десятой книги. Дальше Кришнадас поясняет:

Отец с матерью всегда снисходительны к шалостям своих чад. Не казни меня, мой Господин, но даруй милость.

«О Брахма, не Я твой отец, но Всемогущий Нараяна, – отвечал Кришна. – Я лишь дитя малое, пастух, прислуживающий в доме моих отца и матушки.»

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Как этот мальчуган, на котором верхом катаются друзья, может быть не то что даже над Нараяной, а даже Нараяной как он может быть?

Слушатель: То есть вместо того, чтобы разрулить, Он озадачил его еще больше.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: То есть это происходит каждый день Брахмы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Каждый день Брахмы.

Слушатель: И он каждый день забывает на утро всё?

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма на самом деле почти ничего не помнит. В каждый новый стирается очень много, и творение по-разному происходит.

Слушатель: «День сурка».

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Ни один день его не повторяется. Как мы каждый день просыпаемся, и что-то другое каждый день, в зависимости от того, сколько приняли накануне.

Слушатель: А когда Брахма пребывает во сне, то?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего нет. Всё входит в его тело.

Слушатель: А сам он?

Б. Ч. Бхарати Свами: Спит на лотосе. Он существует в сознании Нараяны. Когда Нараяна уходит в сон, все Брахмы в Его тело входят. Покуда Нараяна «снит», то Брахмы либо в активной фазе, в творческой фазе, либо в пассивной, засыпают. Когда они засыпают, то нет вселенной.

Слушатель: А когда Нараяна спит, кто его наблюдает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна. Нараяна – это сон Кришны, того мальчика. Если досконально, Нараяна – это сон Баларамы. У Баларамы очень болезненное, бурное воображение, брат этого Мальчика, поэтому он всё это выдумывает. Кришне даже не нужно утруждать себя выдумыванием. Ему остается только потреблять. Чукча не писатель, а чукча читатель. Кришна только читает, а пишут за Него все.

Брахма продолжал: «Ты лукавишь, Господин мой, Ты – собственно Вседержитель Нараяна, и я докажу Тебе это. Все живые существа в бренном и вечном мирах происходят из Тебя. Ты единая душа жизни. Как из земли происходит и в землю уходит вся глиняная утварь, так из Тебя происходят и в тебе упокоеваются все сознательные существа».

Доказательство номер два. Это все из 13-й главы «Бхагаватам». Это диалог Брахмы и Кришны. Брахма Ему доказывает. Он Ему говорит: «Как из земли происходит и в землю уходит вся глиняная утварь…» Действительно, то, что мы считаем посудой, на самом деле глина еще несколько дней назад и через несколько дней будет опять глиной. Нам просто кажется, что это не глина, а чашка. На самом деле это глина. Итак.

«Как из земли происходит и в землю уходит вся глиняная утварь, так из Тебя происходят и в тебе упокоеваются все сознательные существа.»

То есть джива как чашка. Ее не было не во времени и не будет. Дживы упокаиваются в теле Нараяны, когда заканчивается многоформенной бытие, все возвращается, так сказать, в бесформенное. Все происходит из безобразия и возвращается в безобразие. И джива перестает быть индивидуальностью, когда весь массив джив снова входит в тело Нараяны. Потом Он выдыхает, и из пор Его вылетают вселенные, в том числе все дживы, все формы и т. д.

#28:21

Творение мира

Слушатель: Мне непонятно. Когда Брахма создает этот мир, все дживы в него перед этим вошли, все потеряли индивидуальность, все растворились.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Брахме? Когда он уничтожает мир?

Слушатель: Да, когда засыпает. А потом он просыпается и начинает творить. Он же как бы одновременно создает там и прародителей, и Кумаров, и деревья, и траву, то каким образом происходит отбор из этих джив, которые все спят в Брахмане? Почему вдруг одна джива стала Кумаром, а другая травинкой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Из прошлой кармы.

Слушатель: То есть это помнится? Не полностью они?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда в Брахме засыпают – да. А когда в Нараяне, то там всё стирается, форматируется. Брахм огромное количество, и у каждого своя яйцеобразная вселенная, в которой они пребывают. Они все живут по-разному, то есть вселенные мерцают, причем все по-разному. Не то что все Брахмы – раз! – одновременно заснули, нет, там по-разному. А потом они все одновременно уходят в Нараяну.

Слушатель: Хорошо. Если на этаж выше поднялся, а потом, когда в Нараяну все входят, то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё заново.

Слушатель: А если какая-то джива становится Брахмой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, там всё начинается с нуля, все становятся Брахмами. Каждый становится творцом.

Слушатель: Джива стала Брахмой с нуля, нет памяти у нее, какие там дживы с какой кармой спят. Брахма начинает творить, и как получаются Кумары и прочие существа, например, травинки? Почему эта джива – Кумар, а эта – травинка?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сначала все Брахмы и быстро становятся на ступень ниже: Кумарами, травинками, и сознание у них становится ниже. Рождается Брахма и через какое-то время деградирует на ступеньку и становится…

Слушатель: Какое-то время до того, как он деградировал, он же творил и из него дживы выходили и занимали места в творимой вселенной. По какому критерию они?..

Слушатель: Он спрашивает: в первый раз откуда взялись низшие? Откуда взялись не Брахмы в первый раз?

Слушатель: Опылением.

Б. Ч. Бхарати Свами: Из Брахмы.

Слушатель: Они должны были все быть Брахмами, не должно было быть…

Б. Ч. Бхарати Свами: Они все стали Брахмами, и какие-то Брахмы стали на ступеньку ниже и родились у другого Брахмы как травинка.

Слушатель: А почему? За что?

Слушатель: Получается, первые Брахмы могут творить. А из чего они будут творить, если все Брахмы?

Слушатель: Ну да, первый раз, если все Брахмы, творить не из чего.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, надо подумать.

Слушатель: Получается, Брахма увидел Нараяну возлежащим и начал творить. А разве не Божественную Чету он увидел и начал творить?

Б. Ч. Бхарати Свами: В разных местах «Бхагаватам» говорится по-разному, немного меняется сценарий. В данном случае говорится, что Брахма увидел возлежащего Нараяну на Шешанаге. В каком-то случае он увидел Божественную Чету, которая явилась ему через звук. В «Бхагаватам» и в Пуранах тоже есть разные истории. Каждый день его пробуждения чуть-чуть меняется. Надо подумать над этим, почему вдруг одни живые существа рождаются травинками, а другие продолжают сидеть на лотосе.

Слушатель: Если карма сохраняется, то почему Брахма (неразборчиво) Кришна?

Слушатель: Он же все забывает.

Слушатель: Он забывает, но у джив-то карма остается, значит, какое-то распределение кармы. А за карму уже не Брахма отвечает, получается. Яма, Ямарадж. Поди их разбери еще.

Слушатель: В самый начальный момент, когда Брахма появился и ему нужно творить, чтобы творить у него есть какое-то представление, как создавать свою игру? Он смотрит на высший мир.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шаблон.

Слушатель: А то, как они воспринимают высший мир, одинаково или нет? Один может принять так, а другой извращенно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всевышний сам решает, как Его воспринимают. Может быть, там есть какая-то оптимизация, всем одинаково показывают. Мы попадаем в чужую страну, и у каждого свое впечатление. Один проехался по бедным кварталам, другой – по богатым, третий просто в аэропорту посидел и улетел дальше. Его спросят, как выглядит Испания, он скажет: «Испания – это большой аэропорт». Так же и Брахма. Духовный мир, Вайкунтха или Голока, бесконечна, а материальный мир очень маленький по отношению ко всему бытию. Каждый Брахма по-разному воспринимает какой-то аспект.

#35:11

Деградация Брахмы

Слушатель: А критерий падения, деградации у Брахмы в чем заключается? Он может возгордиться? Он исполняет волю Господа, творит. Получается, он выполняет служение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он просит Его: «Можно, я буду Тебе служить?»

Слушатель: И во время служения он деградирует?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, он несовершенно выполняет. Как только он свое эго привносит, что я творец, попадает в иллюзию того, что он самостоятельное существо.

Слушатель: Попадает в иллюзию из-за недобросовестного служения или благодаря Кришне?

Б. Ч. Бхарати Свами: Благодаря Кришне, Он так хочет. Брахма – это ади-гуру, первый гуру в Брахма-сампрадае. В средние века разгорелся спор по поводу того, разве гуру может быть в иллюзии. Как Брахма, он же первый гуру, как же он может быть в иллюзии? Кто-то из учителей объяснял, что так хочет Господь Бог. Брахма и не впадал бы в иллюзию, но Кришна хочет, чтоб Его слуга впал в иллюзию и тем самым показал пример. Если бы Брахма не впал в иллюзию, не было бы этой замечательной лилы с похищением телят и друзей Кришны. В иллюзию впадают и четверо Кумаров, в иллюзию впадает Шри Лакшми, впадает и Шива. Все первые учителя четырех линий (сампрадай) тоже впадают в иллюзию. Эта иллюзия по воле Кришны. Брахма еще по ходу творения впадает в иллюзию: то он с вожделением посмотрит на собственную дочь, ужаснется этому, остальные его дети скажут: «Что ж ты творишь?!», и он отбрасывает это тело.

По поводу этого вопроса, почему одни рождаются травинками. На первом этапе рождаются только совершенные существа. Это боги просветленные, которые уже достигли освобождения – это Нарада, четверо Кумаров, Шива. Брахма их вначале создает. Он впадает в иллюзию, и тогда он погибает. Мы читаем в «Бхагаватам», что в ходе творения он несколько раз умирал, несколько раз отказывался от своего тела. То есть творение идет своим чередом, а Брахма – раз! – и умер, потом снова…

Слушатель: Он делает это по своей воле? Он понимает, что делает это для Кришны? Или он это автоматически?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда-то понимает, когда-то забывает. Но когда во вселенной случается переворот, асуры когда наступают, боги приходят к Брахме как к главному арбитру. Когда-то главный арбитр может разрулить, а когда-то не может ничего поделать, так уже все запущено, и они все вместе идут на берег Молочного океана, где возлежит Нараяна, возносят Ему молитву, и Нараяна говорит: «Ладно, Я уже сам приду». Он впадает в иллюзию, ошибается, и когда уже не может сам исправить, идет к Нараяне. Тут нужно понимать, что в изначальном самом источнике все это Господь задумал. Он задумал, что любая система подвержена деградации, разрушению. Он так задумал. Он мог бы создать так, что система работает без сбоев, но задумал так, что она сама будет сбиваться для того, чтобы Он приходил и чинил ее.

Слушатель: Нужен повод для красивого выхода.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, можно показать, что ты крутой рыбак, а щука уже там как-то подплывет. Водолаз в штатском ее тебе подведет. Тебе нужно показать, что летать умеешь, и тут откуда ни возьмись стерхи взлетают. Или тебе нужно показать, что ты крутой ловец кувшинов, и они тут как тут. 2000 лет их не могли найти у берега, а тут – раз! – и нашли.

Слушатель: Тело если прерывается у Брахмы, программу тоже перезапускают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они продолжают существовать. Ему говорят: «Папа, ну что же ты!» Помните, он из сомнений или из чего-то такого создал деви какую-то. И так она ему понравилась, он просто на нее взглянул с вожделением. А те, кто были уже созданы, Шива, Нарада, сказали: «Что ж ты вообще творишь?!»

Слушатель: То есть его творения начинают жить своей жизнью?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну какое-то время…

Слушатель: По инерции? Если его не поддерживать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну Господь поддерживает, наверно. Но в течение творения несколько раз он лично перегружается. Помните, однажды на Брахму напали какие-то бесы, которых он создал из собственной тени. Черти какие-то появились. Они стали хватать его за всякие места. Ему стало неприятно, и он это тело отбросил, а они набросились на тело и стали пожирать.

Слушатель: Непонятно, что он отбросил.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тело свое.

Слушатель: А тело у него какое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Из рассудка, из ума, тонкое тело. У него нет грубого тела.

Слушатель: Если Брама кончает с собой, все исчезают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Шива, Нарада, Кумары, Сарасвати, все остаются. Он получает новое тело и продолжает творить.

Слушатель: Сознание остается, а тело просто меняется.

Слушатель: У него тело и есть сознание.

Б. Ч. Бхарати Свами: У него тело есть рассудок, а не сознание. Само сознание остается неизменным.

Слушатель: То есть он один из пользователей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он создатель этого мира с его законами.

Слушатель: Вишну же поддерживает мир.

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма творит.

Слушатель: Он же не единый в системе. Есть Шива, Брахма и Вишну.

#43:43

Случайные прохожие в играх Господа

Слушатель: Еще вопрос. Когда Господь приходит на Землю, боги становятся в очередь, чтобы попасть в Его окружение. А Господь приходит со своим окружением, то есть вся игра заполнена только Его ближайшими слугами?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не только. По дороге встречаются и случайные прохожие. В этом-то и красота. Есть близкий круг, который приходит вместе с Ним, его ближайшие слуги из четырех рас: дасья, ватсалья, сакхья и мадхурья. Они все приходят вместе с Ним, самый близкий круг. Следующий круг – это боги, которые просят Его, это преданные более дальнего круга. Следующий круг – простые прохожие, мимо шли. И Господь спасает всех.

Слушатель: То есть это чистая случайность или все же Он появляется в определенном месте, где живут определенные люди? Значит, им разрешили?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, это случайность, иначе не было бы красоты. Если как один современный президент недавно по парку шел, и все прохожие были не случайные. Большинство мужчин, которые слонялись по парку, оказались в костюмах, женщины все со строгими лицами работниц ФСИН. Потом он поехал на рыбалку, встретил рыбаков, они вместе ухи поели, а дотошные блогеры этих же самых рыбачек и рыбаков на фото 2-3-5-летней давности, их же, но в других костюмах, другой мизансцене, тоже видели. Они же рыбачки с рыбаками, они же и работники заповедника со стерхами. Одну нашли, она возмущенная гражданка Донбасса, которая требовала ввести ей и помочь. И он, значит, ввел и помог. И она такая со счастливым лицом. Там такая вот ряха, значит. Она вот кочует. Со Всевышним все не так, там действительно появляются случайные персонажи, иначе какая это игра?

Слушатель: Махарадж, есть такая еще аллегория, когда гопи срывают какие-то цветы и преподносят их. Перенесение есть: гуру приходит и срывает души как цветы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да.

#48:02

Доказательства Брахмы

Итак, Брахма говорит: «Как из земли происходят и в землю уходит вся глиняная утварь, так из Тебя происходят и в тебе упокоеваются все сознательные существа».

Слово «нара» обозначает всех живых существ в совокупности, «айана» – прибежище. Ты душа всего живого, стало быть, Ты – изначальный Нараяна. Таков мой первый довод.

Это говорит Брахма, у него есть веские причины считать Его душой всего живого, потому что Кришна непонятно откуда взял живые души, потому что Брахма не может души создавать. Брахма создает формы, а бог судьбы уже распределяет, в какие формы эти живые существа попадут. Кстати, Яма тоже был создан в самой первой кагорте вместе с Брахмой, вечным странником Нарадой, Кумарами, Ямой и Сарасвати. Их там целое…

Слушатель: Говорят, что Брахма появился один, никого вокруг не было.

Б. Ч. Бхарати Свами: Эти существа приходят, они уполномочены. Иногда говорится, что Вишну становится Ямараджем, иногда говорится, что Вишну становится и Брахмой, когда совсем нет кандидатур.

Слушатель: Когда они познакомились?

Б. Ч. Бхарати Свами: Брахма их создает. У Брахмы иллюзия, что он создал детей, Кумаров своих.

Слушатель: А Ямараджа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тоже он создает. И получается, что в этой самой игре с телятами у Брахмы все души наперечет, а тут непонятно откуда появляются еще целая группировка друзей и целая группировка телят. Он понимает, что этот Мальчуган ими манипулирует. Он украл у Мальчугана телят и друзей, а Он взял и создал себе еще таких же, целый год ходит с ними на водопой, играет, а родителей этих мальчиков и коров, которым принадлежат эти телята, прямо плющит от этого. Кришна себя мультиплицировал в телят и своих друзей и тем самым позволил душам брахманских жен ощутить ватсалья-расу, потому что только матушка Яшода могла кормить молоком, обнимать Кришну, а Кришна позволил, чтобы те чувства, которые испытывает к Нему матушка Яшода, испытывали другие женщины этой деревни. То же самое с телятами и коровами. И Брахма видит, что в его программе, в его игре сбой какой-то происходит, и виной всему этот Мальчик. Оказывается, этот Мальчик научился работать с душами, мультиплицирует их как-то, убирает, увеличивает, уменьшает количество.

Слушатель: Он пренебрег как бы своими друзьями, которые там лежали где-то в пещере.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что делать, пусть лежат.

Слушатель: Ну они же, другие, настоящие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они настоящие. Они же спали там, да? Что они делали?

Слушатель: Спали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это не страшно. И те, и другие поспали. Подумаешь, там год. Вообще, год очень быстро пролетает. Брахма понял, что этот Персонаж работает с душами, может увеличивать количество душ, поэтому он говорит: «Ты душа всего живого, стало быть, Ты – Нараяна, который прибежище всех душ». Таков его аргумент.

Слушатель: Эти пастушки же не простые.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Брахма увидел, что Кришна не просто где-то позаимствовал мальчиков и телят в Турции или Сирии и перенес сюда для антуража. Брахма смотрит: все на месте, во всей вселенной все как было, так и есть, а этих больше. И он делает вывод: «Ты душа всего одушевленного, стало быть, Ты – изначальный Нараяна. Таков мой первый довод».

Творец Брахма, хранитель Вишну и разрушитель Шива, пуруша-аватары, повелевают всей жизнедеятельностью вселенной. Ты же превосходишь их могуществом и достояниями. Потому я полагаю Тебя предвечным владыкою, прародителем всех и каждого. Трое главных божеств поддерживают мироздание властью, дарованной им Тобою. Потому как Ты покровительствуешь Вселенской Троице, у которой все живые твари находят убежище, Ты – изначальный покровитель Нараяна. Наконец, мой третий довод. Несть числа сотворенным и несотворенным вселенным, и везде Ты свидетель дел всех и каждого в прошлом, настоящем и будущем. Ты ведаешь помыслы и деяния всякой живой твари. Мироздание существует, лишь покуда Ты наблюдаешь его. Благодаря Твоему взгляду происходит всякое движение и деяние. Твоему взору открыты все пути всех живых существ, потому Ты их изначальный покровитель Нараяна.

На сегодня заканчиваем, позже начинаем с 47-го стиха. Может, есть сомнения какие-то?

Слушатель: Всё непонятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я согласен.

Слушатель: Причем если раньше как-то всё понятно было, теперь вообще ничего не понятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что именно? Вам же говорят: всё.

#55:46

Джива, Шива и гуру

Слушатель: Я слышала от преданных раньше, что есть три сущности, которые невозможно осознать, их положение. Это джива, гуру и Шива. Как с дживой это происходит, как она поднимается, опускается, в общем, как она…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как она поднимается и опускается, понятно, а вот имеется в виду, что дживу нельзя разложить. Что значит понять? Разложить на более понятные составляющие. Например, чтобы понять, что такое телефон, я начну объяснять, и в этой серии объяснений я буду пользоваться более простыми понятиями, нежели телефон. Я могу сказать, что телефон – это экран плюс материнская плата и т. д. Каждое последующее толкование оперирует более простыми вещами. Если вы спросите, что такое экран, я скажу: это стекло, к которому подведены провода. Вы спросите, что такое провода. Если я начну объяснять, я опять опущусь на более простые понятия, пока я не упрусь в то, что не поддается разложению, расслоению на более простые понятия. Вот джива не поддается более простым объяснениям. Джива – это предел. Точно так же с Шивой. Это дживы в совокупности. Это единая джива, которая потом дробится.

Слушатель: А гуру?

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру – тот, кто над Шивой находится, это Садашива, он тоже не дробится на более простые. Давайте закончим на этом. До вечера.

Транскрипция: Елизавета

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

 
 

ADI-LILA. Chapter 2.  The Supreme Lord in His Primordial Form

Verses 26-46. Reading and Comments

Bhakti Chaitanya Bharati Swami, August 23, 2017

BHARATI MAHARAJ: Here is Verse 25 of Chapter 2. Any objections on what we previously read?

LISTENER: When did the author write it? How many years after the Lord’s departure passed?

BHARATI MAHARAJ: Perhaps, 40 or 30 years.

LISTENER: Was Nityananda-Prabhu there at that time?

BHARATI MAHARAJ: I don’t know. Did you try to google it? There might be a written biography of Krishnadas Kaviraj.

Verse 26.

The followers of gyana, the path of knowledge, and yoga, the path of self-restraint, rise up to the Universal Truth, though the former perceive it as Brahman, the infinite, and the latter as Paramatma, the indefinite.

We’ve already discussed these words. The Supreme Lord has three main phases of existence, i.e. Bhagavan, Paramatma, and Brahman. All three come from one root/source. Brahman is limitless; Paramatma is indefinite because it’s impossible to define it in any way; Bhagavan is definite. The paradox is that the definite, Bhagavan, which is limited and defined, stands higher and is the overwhelming phase of existence of the Supreme and Only. Nothing exists but Him. All the rest existing is manifestation of His energies. We also discussed that Brahman is general existence, Paramatma is an essential entity, and Bhagavan is a personality.

We say: sat-chit-ananda. Brahman cannot be without Paramatma. Sat and chit cannot be disconnected. Sat is existence, chit is consciousness. Consciousness cannot be without existence and existence is impossible when not reflected in consciousness. As Sridhar Maharaj says, the subject is inseparable from the object. No object exists if it isn’t observed by someone. The only place where objects exist is the mind. No observer – no objects, consequently, all objects are the function of consciousness. Objects do not exist as such; they are phases of existence of consciousness, one of forms of existence of consciousness, hence, Brahman is the result of existence of Paramatma. The same is applicable to Bhagavan. Bhagavan is an entity with sense experience. He is active and existence is one of forms of His activity. Bhagavan doesn’t just observe but also moves. The aspect of the observer demands what is being observed. Thus, the Lord is sat-chit-ananda, the observer with certain emotions who observes the existing things.

This verse tells that various mini-observers and atma(s) can get in touch with the Supreme differently, each in its own way. By some of them, the same thing can be conceived as something while the others may see it as indefinite. The gyani apperceive the limitless. The yogis shrink into themselves to suddenly discover the one who is observing them. Naturally, they cannot see that one with their eyes but only through an instrument called the pure reason, buddhi. Once again:

The followers of gyana, the path of knowledge, and yoga, the path of self-restraint, rise up to the Universal Truth, though the former perceive it as Brahman, the infinite, and the latter as Paramatma, the indefinite.

The next verse:

(27)        The example with the Sun God shows that different degrees of approaching the Truth reveal different faces of the Truth.

(28)        Krishna and Narayana is the same person in different images.

(29)        The first One appears with two hands holding His flute. The second One has four hands holding a conch, fire disc, mace, and lotus flower.

Here comes a quote from the Bhagavatam, when Brahma addresses Krishna, in the story of the calves’ theft.

‘Are You not that very Lord Narayana resting on the Universe waters, the Soul of the living, guide of the heart, witness of all deeds? No, You are the source of Lord Narayana, You are the Truth, and He is Your dream, Your brilliantly shining dream.’ (Srimad-Bhagavatam: 10.14.14)

After this episode, Brahma tells Him about his love emphasizing that He is not Narayana but higher than Narayana while Narayana is only His dream. That’s how the Lord’s world goes on: an Indian boy with a flute, having watched a Bollywood film, imagined he is a god with four hands, a fire disc, etc. And it is the truth because we live in the universe of that Indian boy. There might be other boys. I met a devotee who told me that actually there’re many Krishna(s) and we know Krishna of our universe while in other places they’re different ones. We believe that in our universe there’s nothing higher than Krishna.

LISTENER: What’s the way to oppose this?

BHARATI MAHARAJ: You can ban the guy. Or you can say, I am that boy. Suppose, Krishna is not one and only, then there’re many of them with different names, and when there are multitude of them we can talk about the concept ‘all’. Multitude inevitably implies this concept of all and, consequently, the next part of this chain will be the concept of infinity. ‘All’ is inevitably limitless. It cannot be vice visa. Why? Think on the contrary; if ‘all’ ultimately comes to the end it means that something interferes; there is already something. Provided there is ‘all’ it must be higher than any separate thing. So, when we say there’re many other Krishna(s) we mean there is something general which includes qualities of individuals. Talking about multitude we know that any quality essential for a part of multitude is kept in general. If a thing in multitude has some energy this means such energy is present in the whole multitude, i.e. for many things it is manifested to the infinite degree. The one that unites all has energy, attraction, and some other unlimited properties, which means He is almighty. So, we say we’re worshipping Krishna who is the highest of all. I think if a person is saying there’re many other Krishna(s) he purportedly gives himself a chance to become one of them. That man had an idea of some highest civilization, a sort of super-universal, galactic civilization which sends its special representatives for us. In our case, it is a boy with the flute. For some other place it might be… Schwarzenegger.

LISTENER: The mayavada might be thinking in the same way when saying that Krishna emerged from maya.

BHARATI MAHARAJ: It might be so. The impersonal doesn’t have will and you do that’s why you can become the highest one, which sounds rather tempting. If we take the Creator as authority, he is talking to that little boy who has just hacked the program… What is a creator? It is a program. He sits like that ‘god’ in The Newest Testament movie writing codes on his Pentium; he creates laws (When you take a line in a supermarket it shall be the longest). Let’s imagine that Brahma the Creator is a super programmer who writes textures for us and we live within these textures. He writes textures and we detect some disorder which happens once a day. There’s a bug there and the god tries to fight it and cuts it out; there’s a little boy lifting a hill… an unbelievable disorder.

He thinks it’s a program virus and cuts it out but the bug doesn’t disappear, the boy goes on tricking with the calves. Contrary to the movie character, Brahma didn’t take his reality from the blue; he had a meeting with Narayana and the Lord gave him the blessings and the substance, all the textures ready to create. Brahma doesn’t create randomly, he creates from the matter given by the Supreme Lord; the matter is divided into five solid and three subtle elements for creating forms. For Brahma, Narayana is his Adi-guru, his first master who taught him how to create. In this verse, Brahma grasps that the One he is addressing now is higher than his guru who inspired him to create. That’s why he is saying,

 ‘Are You not that very Lord Narayana resting on the Universe waters, the Soul of the living, guide of the heart, witness of all deeds? No, You are the source of Lord Narayana, You are the Truth, and He is Your dream, Your brilliantly shining dream.’

The next verse:

Having stolen Krishna’s playmates and calves Brahma, creator of the Universe, begged the Lord to forgive him for the offense.

This is also taken from the Bhagavatam, Chapter 13 of Canto 10, if I’m not mistaken.

‘I came into the world from the lotus growing from Your navel. You are both my Father and Mother.’

 ‘Parents are always indulgent to pranks of their children so please, do not punish me, my Lord, and bestow Your mercy.’

Krishna answered, ‘Oh Brahma, your father is Almighty Narayana and not Me. I am just a kid, a little shepherd serving at my parents’ home’.

How come this little boy riding friends on his back can be Narayana and even higher than Narayana?

LISTENER: Does Brahma forget what’s going on every day or ..?

BHARATI MAHARAJ: Actually, Brahma hardly remembers anything. Each day, many things fade away and the creation goes on in a different way. His days do not resemble one another. Same with us, each day we wake up to see something different happen… depending on what you did and drink before going to bed, of course.

LISTENER: Where does Brahma exist?

BHARATI MAHARAJ: In the mind of Narayana. When Narayana goes to sleep all Brahmas enter His body. Everything goes within. No universe exists at that time.

LISTENER: When Narayana is sleeping, who observes Him?

BHARATI MAHARAJ: Krishna does. Narayana is the dream of Krishna, that boy. More precisely, Narayana is the dream of Balarama. Balarama has a very morbid imagination that’s why he invents all this. Krishna doesn’t need to bother Himself inventing something; His only business is to consume.

Brahma went on, ‘You are cunning, my Lord. You are Narayana the Almighty personally and I am going to prove that to You’.

‘All living beings in the mundane and eternal realms are born of You. You are the One and Only Soul of life.

Here is the way to prove it.

As all clay pots come from the earth and return into it, all conscious beings come from You and find peace in You.

Proof No. 2 is also from 10.13 of the Bhagavatam. What we consider pottery is actually earth; it was clay only a few days ago, and will be clay again in a time. We just believe it to be a pot and not clay. Again,

As all clay pots come from the earth and return into it, all conscious beings come from You and find peace in You.

Djiva is like a pot. It didn’t exist and will not. Djivas find peace in the body of Narayana when the multiform existence cease and everything returns to formless condition. All comes from formless and returns to non-figurative existence.  Djiva ends as individuality when the whole massive of djivas return into the body of Narayana. Then He exhales letting out universes, including all forms, djivas, etc. Every universe has its own life as well as each Brahma does. Universes live as if flickering; Brahmas don’t ‘go to bed’ all together. They return into Narayana all at a time.

LISTENER: Djiva becomes Brahma, from zero, it has not memory. Brahma starts creating, then in what way Kumaris and other entities like, for examples, grass appear?

BHARATI MAHARAJ: I should thin over why one living entities are born as grass and other continue sitting on the lotus. The Bhagavatam describes it differently in its different parts; the script slightly changes. Here, we read that Brahma saw Narayana resting on Sheshanaga. In other story, he saw the Divine Couple, through a sound. There’re different stories in the Puranas. Every day of Brahma’s waking up is a bit different.

LISTENER: In the very first moment, when Brahma appears to create, does he have any idea of how to create his play? Do all Brahmas perceive the supreme world in the same way or differently?

BHARATI MAHARAJ: It’s up to the Supreme Lord to decide how to be perceived. There might be some optimization when everything is shown in the same way. When we happen to be in a foreign country each of us has his/her own impression of it. One might visit the slums, one can stay with the rich, and the third one might not leave the airport. When asked about Spain, the latter will say that Spain is a very big airport. Same with Brahma. The spiritual world, Vaikuntha or Goloka, is infinite while the material world is too small compared with the whole being. Each Brahma perceives different aspects in his own way.

LISTENER: What is the criterion for Brahma’s degradation? Is it when he gets too proud? He creates, he does the Lord’s will which means he serves the Lord. Can he degrade when doing his service?

BHARATI MAHARAJ: At first, he is asking for permission to serve the Lord. As soon as he inputs his ego into the service he’s caught by illusion and thinks he is an independent entity.

LISTENER: Is trapped by illusion because of his imperfect service or under Krishna’s will?

BHARATI MAHARAJ: It’s due to Krishna, according to His wish. Brahma is the first guru in Brahma-sampradaya. In the Middle Ages, an argue took place whether guru is apt to be in illusion; you cannot assume your first guru might be trapped by illusion. One of the masters argued then this was what the Lord wanted. In case Brahma doesn’t get into illusion we cannot have this wonderful Lila with Krishna’s friends and their calves’ theft. This illusion is under Krishna’s will. Brahma gets into the trap of illusion even during the act of creation when he lusts for his own daughter; his other children are shocked with such behavior and Brahma gets rid of his body.

Getting back to your question about grass, at the first stage of creation, only perfect entities get birth. These are enlightened gods that already got freedom like Narada, Four Kumaris, and Shiva. Brahma starts with them. Then he is trapped by illusion and dies. In the Bhagavatam, we read that he dies several times during the creation and rejects his body several times, i.e. the creation is going on while Brahma dies and appears again.

LISTENER: Is he aware of what he does? Is he doing this for Krishna?

BHARATI MAHARAJ: Sometimes he does and sometimes forgets. When the demons are attacking, when  a coup d’état is on the universe agenda, they come to Brahma as the chief arbiter. Sometimes Brahma can cope but when he cannot, when the things are too bad, they all go to the Milk Ocean where Narayana lies and give their prayers to Him asking Him to come down. When Brahma is deep in illusion and cannot change things on his own we should remember that this is the Lord’s plan. Within His concept, any system tends to degrade and destruct itself. This is His plan. He could have made a perfect system but made it so that it fails, for Him to come and repair it. […] Remember, how Brahma once was attacked by demons he created from his shadow? They started grabbing his joints; to stop that he threw away his body; the demons followed the body and devoured it.

LISTENER: What kind of body ?

BHARATI MAHARAJ: Brahma doesn’t have a material body; it consists of mind and reason.

LISTENER: When Brahma kills his body do all the others disappear?

BHARATI MAHARAJ: No. Narada, Kumaris, Saraswati, and all are there. He gets a new body for him and goes on creating.

LISTENER: When the Supreme Lord descends to the earth the gods queue to join his close circle. Does the Lord come with his own circle to plays with his closest devotees?

BHARATI MAHARAJ: Not exactly. Accidental passers-by happen. The Lord’s closest circle accompanies Him; these are his devotees from four rasas; dasya, vatsalya, sakhya, and madhurya. They all come together with Him. The next circle consists of gods that ask for His grace. And then comes the circle allowing just ordinary passers-by; the Lord saves all of them.

LISTENER: Are they random people or those who got the permission?

BHARATI MAHARAJ: I believe, without random/accidental choice there would be no Beauty. When you see the president walking in the park you hardly suppose there’re accidental people there to shake hands with him, right? It’s quite opposite with the Supreme Lord; only with random people involved you can call it a game.

So, what Brahma says is:

As all clay pots come from the earth and return into it, all conscious beings come from You and find peace in You.

Next verse:

The word ‘nara’ denotes all living beings in total and ‘ayana’ means refuge.

You are the Soul of every living being, hence You are primordial Narayana. This is my first argument.

Brahma has his weighty reasons to consider the Lord the Soul of every living being. Brahma cannot create souls and doesn’t know where Krishna gets them. Brahma creates forms; then the god of destiny decides what forms will take the living beings. By the way, god Yama was also created on the first place, with Brahma, Narada, and Kumaris. Sometimes it is said that Vishnu becomes Yamaraj; sometimes Vishnu becomes Brahma, when no other candidates for the position are found. Brahma has the illusion that he creates Kumaris, his children. In the game with the calves, when Brahma can count all existing then souls, he cannot figure out how that group of boys and calves appear. He can understand that he is been manipulated by that boy. He has stolen that boy’s friends and calves and the boy managed to create the same bunch again. Krishna multiplied Himself into his friends and calves allowing the souls of brahmans’ wives feel vatsalya-rasa. Before this mercy, it was only Yashoda, His mother who could cuddle and feed him; Krishna allowed same emotions towards Him for other women of the village. Brahma can detach some program fail in the game; he can see the boy is the reason of this fail. Brahma guessed that He could manage the souls and increase them in number, etc., that’s why he comes to the conclusion: You are the soul of every living being, You are Narayana giving refuge to all souls. These are Brahma’s arguments.

You are the Soul of every living being, hence You are primordial Narayana. This is my first argument.

Brahma the Creator, Vishnu the Sustainer, and Shiva the Destroyer are purusha-avatars who rule the life of the whole universe. But You are higher in power and perfections, so I consider You the primordial Lord and Father of all and everyone. Three superior gods maintain the universe by power You bestowed on them.

 You patronize the Universal Trinity, the refuge of every living being, so You are the primordial patron, Narayana.

And here is my third argument. In the countless number of created and non-created universes You witness what everyone does in the past, present, and future. You know what every living being thinks and does.

The Universe cannot exist but when You observe it. Every move and deed is possible due to Your look.

Your eyes can see all paths of all living beings, so You are their primordial patron, Narayana.

That will do for today. Next time we’ll start with Verse 47. Any doubts? […]

LISTENER: I heard there’re three entities we cannot conceive; these are djiva, guru, and Shiva. How does it go with djiva? What about the ups and downs?

BHARATI MAHARAJ: Regarding djiva’s ups and downs, it’s quite clear. What is not clear is that we cannot decompose it into more conceivable elements. For example, to give you the understanding of what a phone is I’ll use more simple notions than a phone. I’ll tell you that a phone is a screen, a motherboard, etc. You can ask me what a screen is. I’ll tell you it’s a piece of glass with wires. You can ask about the wires and I’ll again use more simple words. But we cannot explain what djiva is using more simple explanations. Djiva is a limit/bound. Same is with Shiva. They are taken in total; then, one djiva is divided/split up into many.

LISTENER: What about the guru?

BHARATI MAHARAJ: Guru is above Shiva and doesn’t split up into more simple parts. That will do for today.

Translator Elizabeth D.

Другие материалы раздела

2017-06-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 1-10

2017-06-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 11-60

2017-07-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 61-96

2017-08-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 1-11

2017-08-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

2017-08-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-151

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120

2018-05-20

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 120 и далее