Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2. Стихи 110 и далее, Глава 3. Стихи 1-50. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 4 февраля 2018 года

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

https://www.youtube.com/watch?v=U8BZht9meyQ

Цитаты из лекции

Схожесть библейских и пуранических историй

https://www.youtube.com/watch?v=ulm-OGWBm0o

Джива на пути от Ваидхи к Рага Бхакти

https://www.youtube.com/watch?v=wuS2t3MBF2Y

«Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила

Глава 2. Шри Чайтанья – Всевышний в изначальном облике. Стихи 110 и далее

Глава 3. Формальные причины явления Шри Чайтаньи. Стихи 1-50

#00:00

Шри Чайтанья Всевышний в изначальном облике

Слушатель: Какая глава?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вторая глава. «Кришна – источник…» Это 109-й текст.

Кришна источник всех божьих воплощений, сын царя Враджи, ныне сошёл в зримый мир в облике Чайтаньи. Стало быть, Господь Чайтанья Высшая Истина. Если назвать Чайтанью Вездесущим Вседержителем Вишну, это не прибавит Ему величия. Однако в устах слуги Божьего эти слова не будут ложью. К Чайтанье приложимы все имена, ибо Он изначальный Господь.

Тут Кришнадас Кавирадж говорит о том, что по самой сути Господа Чайтанью нельзя назвать Вишну, потому что Вишну есть воплощение Кришны. Но поскольку все эпитеты, вообще все, все, все слова так или иначе обозначают Всевышнего… То есть вообще смысл бытия – это Господь. Смысл имеется в виду и источник, и цель, ради которой всё существует. Всё происходит из единого источника и ради этого же источника всё и существует. То есть нет такого, что что-то одно порождает мироздание и это мироздание существует ради чего-то другого. Тот, Кто порождает, Он порождает для Себя. То есть всё сущее исходит из одного и существует для Него. То есть всё исходит из одного и в Него же всё проистекает. Если сравнить бытие с повестью, с художественным произведением, то первое слово в этой книге – это Господь Бог Кришна и последнее тоже. То есть всё разворачивается из Него, проявляется, происходят какие-то движения, волны, происходят драматические столкновения, противоречия, и в конце концов все эти противоречия улягутся, нейтрализуются и придут к своему заключению.

И Кришнадас Кавирадж рассуждает: «Поскольку всё исходит из Него и всё в Него приходит, то всё промежуточное так или иначе о Нем. Иными словами, вот эта книга, которая называется бытием, начинается словом «Кришна», заканчивается словом «Кришна», а все остальные слова так или иначе относятся к Кришне. То есть это ассоциативный ряд всё равно. Глаголы, наречия, местоимения, прославление, хула, все знаки препинания – они так или иначе служат первому слову «Кришна» и последнему слову «Кришна». Поэтому, когда Господь Чайтанья открыл свою школу, обучал студентов, Он говорил, что все слова, которые есть во всех языках, они так или иначе как-то относятся к Господу Богу. Если бы слова не относились косвенно как-то к Господу Богу, этих слов бы не существовало. И здесь, значит, Кришнадас Кавирадж даёт отповедь тем, кто, так сказать, святее Папы римского. То есть, как говорят, нельзя Чайтанью сравнивать с Вишну, потому что Он выше. Но Кришнадас говорит, что поскольку вообще все слова про Кришну, то и слово «Вишну» тоже относится, оно ничем не хуже любого другого, как ложка, палка, все воплощения там.

Однако в устах слуги Божьего эти слова не будут ложью. К Чайтанье приложимы все имена, ибо Он изначальный Господь. Все воплощения Бога сокрыты в Его изначальном образе, потому при желании можно называть Бога именем любого из Его воплощений. Одни говорят, что Кришна это сам Нара-Нараяна, другие Вамана. Некоторые называют Кришну воплощением Вишну, возлежащего в молочном океане. Это тоже справедливо, как и все предыдущие утверждения. Его называют также Хари и Нараяна Владыкой духовного мира.

#06:05

Понтий Пилат и Чханд Кази

Хари означает вор. Вот мусульмане очень возмущались. Когда Господь Чайтанья стал призывать индусов петь: «Хари, Хари, Харибол!», то мусульман это очень возмущало, потому что это звучало как: «Держи вора, держи вора!» Они же пожаловались местному прокуратору, прокурору, местному Пилату, о том, что индусы ходят теперь и говорят про какого-то вора, призывают какого-то вора: «Держи вора, держи вора!» Нас это очень возмущает, потому что нервирует. Мы идём по улице, и вдруг толпа с барабанами кричит: «Лови вора!» и шествует дальше. Или толпа танцует, и бежит, и кричит: «Лови вора!» Нас это очень нервирует, поэтому сделай что-нибудь.

Вообще, в западной традиции «Ветхий завет», «Новый завет». «Новый завет» очень похож на «Чайтанья-чаритамриту», на историю с Нимаем Пандитом, а «Ветхий завет» – это очень пуранический, там много историй переплетаются с Пураной. Вот эта рыба, всемирный потоп, рыба, которая плавает, Маркандея Риши и прочее. А «Новый завет» очень похож на «Чайтанья-чаритамриту». Вот даже такие, вот Чханд Кази был не шахом, а он был наместником, прокурором. Как Понтий Пилат был прокурором или прокуратором Иудеи, наместником Рима, так же Чханд Кази был прокуратором, наместником великого шаха. И так же, как к прокуратору, пришли жаловаться сами иудеи. Иудеи ведь пришли жаловаться на Иисуса Христа. Иисус Христос что делал? Он ходил, пел, он устраивал пения в кругу, вокруг ходил со своими учениками и пения устраивал, нагорную проповедь, толпу собирал, говорил: «Там, где двое и трое соберутся во имя моё, там и я с ними», делал акцент. И история с Махапрабху та же самая. Он пропал, как и Иисус Христос, только тот пропал в восемь лет, а Махапрабху пропал где-то лет в двенадцать. Он ушёл путешествовать на юг, в южную Индию. Дошёл до самого Каньякумари, и на восток Он ходил, в Бангладеш. И потом Он появился, и у Него были признаки эпилепсии. Он часто падал в обмороки, терял сознание, говорил, что надо петь Имя Бога. Из какой-то Пураны, из «Мундака-упанишады», Он вытащил какой-то стих, который говорит:

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха
.

То есть взял какой-то стих из тысяч других и его сделал самым главным, говорит только петь харер нама, петь Имя Хари, только петь Имя Хари, и нет другого способа самоосуществления своих чаяний, или самореализации, постижения себя в век Кали, кроме вот этого. Стал говорить, говорить, говорить об этом. Одни индусы были против, но очень многие за Ним последовали. Он устраивал сначала у себя среди близких людей, среди близких своих приверженцев, которые поверили в это, киртаны, за закрытыми дверями которых не пойми что творилось. Крик, ор стоял, топанье ногами. А потом это Он вынес на улицу, и они ходили толпами по городам, по улицам Навадвипы, а потом ещё раз Он пошёл тоже по восточной Бенгалии, сейчас это Бангладеш, и заражал всех пением. Там, где Он приходил, там все начинали петь.

И вот индусы пожаловались прокурору на то, что Он исказил, Он несёт ересь, Он исказил наше учение, поэтому ты Его накажи. Точно так же, как иудеи Понтию Пилату сказали, что Он несёт какую-то чушь, в нашей иудейской вере это не указано, поэтому ты иди, ты Его накажи, распни Его. Толпа кричала: «Распни его!» И какая толпа? Не римляне кричали, не вот эта ветвь, которая потом стала арабской, мусульманской, а именно сами иудеи. Точно так же вместе с мусульманами жаловались и индусы, правоверные индусы. Мусульмане тоже жаловались, но у них жалобы были такого характера, массово причём жаловались на Махапрабху, на Нимай Пандита, дескать, я вот решил передразнить этих индусов, которые приняли новое учение Чайтаньи, и теперь у меня Кришна не сходит… Вот знаете, как вот пристанет мелодия, да, какая-нибудь там: «Остановите, остановите! Вите, Вите надо выйти!» И всё, и дальше уже не надо. «Остановите музыку, она не даёт покоя мужику!» И всё, и зациклились, невозможно уже.

И они приходят жалуются, мы, говорят, не можем: Кришна и Кришна! Они вот орут: «Хари, Хари! Гопал», что там они ещё кричат: «Кришна» и нас не… Ты, говорят, останови, иначе мы с ума сойдём, по ночам уже спать не можем. И в отличие от Пилата, Чханд Кази их всех домой отправлял. Он не заводил ни административных, ни уголовных дел. Потому что ночью однажды у него был страшный сон. Это было после самой первой жалобы, и он решил, когда ему в самом начале пожаловались, что уже невозможно, по ночам спать не можем, с утра не можем к работе приступить, потому что мы всю ночь не спали, а они там у себя все в своих домах кричат и бьют в барабаны. И вот он со своей дружиной явился в этот дом, на который пожаловались, и разбил барабаны. Ночью ворвался, разбил барабаны и сказал: «Ещё раз услышу –пожалеете!» Пошёл спать, и ночью ему приснился страшный сон: непонятное чудовище – это человек с головой льва, который прыгнул ему на грудь, тот оцепенел, не мог пошевельнуться, а это чудовище ухмыльнулось, вонзило когти в грудь, и сказало: «Больше чтобы этого не было! Никакого битья барабанов и вообще чтоб не трогал! Ну на первый раз я тебя прощаю, но в следующий раз уже пощады не жди!» И когда он в холодном поту проснулся, на груди увидел следы от когтей, и решил, что лучше не связываться. Он до утра не мог в себя прийти, поэтому все жалобы он спускал на тормозах. Всем говорил: «Да, да, да», выслушивал и отправлял: «Идите, я разберусь». В отличие от Понтия Пилата, хоть Понтий Пилат и не хотел Христа распинать, но толпа требовала, и пришлось приковать гвоздями Иисуса Христа к кресту.

Итак, «Его называют также Хари, Нараяной», вором. Нараяна означает тот, кто вмещает в себя всё, Нараяна, всех людей, вместилище или убежище всех людей – Нараяна. Яна – это вода, океан. Нара – это люди.

Его называют Хари, Нараяной, Владыкой духовного мира. К Шри Кришне приложимы имена Его любых воплощений. Низкий поклон всем, кто читает мою повесть. В заключении настоящей главы я должен сказать следующее: для искателей Истины не предосудительно пускаться в рассуждения и высказывать сомнения. Рассудительному уму легче сосредоточиться на Кришне. Философия помогает постичь величие Чайтаньи. Кто осознал величие спасителя, тот способен укрепиться в вере в Него. Дабы возвестить о величии Шри Чайтаньи, я предварительно живописую свойства Кришны. Господь Чайтанья это Кришна собственнолично, царевич Враджи. Припадая к стопам Шри Рупы Рагунатхи с молитвой об их милости, я, Кришнадас, повествую сию Чайтанья Чаритамриту.

Это конец второй главы. Можем сейчас третью начать.

#17:55

Формальные причины явления Шри Чайтаньи

Глава третья. «Формальные причины явления Шри Чайтаньи».

Я склоняюсь к стопам Шри Чайтаньи, чьей милостью даже последний глупец может извлечь бриллианты божественной любви в непроходимых залежах священных писаний. Слава Шри Чайтанье! Слава Нитьянанде! Слава Адвайте Чандре! Слава всем преданным слугам Гауры!

Итак, дорогой читатель, я дал разъяснение своего третьего стиха, теперь приступаем к четвёртому.

Да исполнится сердце ваше благодатью, исходящей от божественного Сына Шачи Деви. В сиянии чистого золота Он низошёл на Землю в нынешний порочный век Кали, дабы даровать миру то, что Господь Кришна не дал ни в одном из Своих воплощений, преданной любви к Богу в супружеской любви. Кришна сын царя Враджи это Бог собственнолично вечно предающийся забавам в Его надмирной обители Голоке, частью которой является Враджа. Так, раз в день Творца, Он нисходит в зримый мир, дабы явить здесь Свои божественные игры. Как известно, четыре века: Сатья, Трета, Двапара и Кали, сменяя друг друга образуют один великий круг времени югу. Семьдесят один такой круг составляет одну манвантару, царствие ману. Из четырнадцати манвантар складывается один день творца Брахмы. Нынешний, седьмой по счёту, ману Вайвасвата правит уже двадцать великих временных круга (сто шестнадцать миллионов солнечных лет) из отведённых ему семидесяти одного.

Правит уже двадцать, а править ему ещё пятьдесят один.

Кришна нисходит на Землю в конце века Двапары двадцать восьмого великого временного круга, и вместе с Ним во всём великолепии нисходит Его вечная обитель Враджа. Любовное упоение, раса, в отношениях с Кришной возможно в четырёх видах: служение дасья, дружба сакхья, родительская ватсалья и супружеская любовь шрингара. Кришна упивается вечным блаженством в своей обители, окружённый слугами, друзьями, старшими родичами и возлюбленными. Но, бывает, в самый разгар безудержного раздолья Он сбегает в одиночестве и предаётся раздумьям о тяжкой доле сотворённой вселенной. «Сколько ещё, рассуждает Он, тамошний мир может существовать без любовной преданности Мне? Ведь без любви жизнь бессмысленна. Мир почитает Меня по указанным Мною правилам. Но соблюдение правил недостаточно, чтобы полюбить так, как любят меня обитатели Враджи. Сознавая Моё могущество, мир чтит Меня с благоговением, но такая преданность не приносит Мне сердечной радости. Кто служит Мне из почтения, тот возносится в Царство Божие, где обретает одно из четырёх видов спасения. Первое сариштья могущество, равное Моему; второе сарупья обличие, подобное Моему; третье самипья равенство со Мной; четвёртое салокья делить со Мной Мою обитель, и пятый вид спасения, саюджья, Моими слугами даже не рассматривается, ибо предполагает растворение во Мне. Я принесу в мир новый способ поклонения Мне соборное прославление Имени, Моего Имени. Пусть мир поет и танцует в радости, упиваясь четырьмя видами служения. Сам Я низойду в облике Моего преданного слуги, дабы примером учить людей преданному служению. Кто сам не служит Всевышнему, тот не может научить этому других». Так гласят «Гита» и «Бхагаватам».

«Всякий раз, когда в здешнем мире нарушается закон и порядок и воцаряется беззаконие, Я нисхожу из Моей обители, о потомок Бхараты». («Бхагавад-гита», 4.7)

«Я прихожу из века в век, дабы спасти праведных, покарать злодеев и восстановить закон, порядок и понятие о долге. В обществе воцарится смута. На свет народятся нечестивцы, и Я буду повинен в том, что испортил целое поколение. Обычно люди склонны подражать великим. Любое мнение влиятельного человека принимается за истину».

#23:37

Мнение влиятельного человека

Такой хороший стих: «Любое мнение влиятельного человека принимается за истину». То есть человек в какой-нибудь области, ну, например, актёр или актриса. В чём заключается их искусство? Вернее, в чём заключается их величие? В том, что их все видят. Вот все видят и потом уже спрашивают их мнение. Вот он прыгает, как человек-паук, его посмотрит миллиард, понаделают игрушек и книжек-раскрасок, потом снимают интервью и говорят: «Что вы думаете по поводу сирийского кризиса?» А человек просто на ниточке прыгал. Там же вот он летает, там есть такие подвязочки, и говорят: «Пошёл!», и моторчик заработал, и он на ниточке прилетел туда-сюда и потом его спрашивают…

Слушатель: На зелёном фоне.

Б. Ч. Бхарати Свами: На зелёном фоне в клеточку или просто… А потом его спрашивают: «А что вы думаете по поводу сирийского кризиса?» Вот это иллюстрация стиха из «Гиты», где Кришна говорит, что обычные люди склонны подражать великим, и любое мнение влиятельного человека принимается за истину.

#25:16

Рагхунатх Дас – образец соблюдения заповедей

«Для каждого века Я в одной из Моих ипостасей устанавливаю способ исполнения долга. Но даровать любовные чувства, свойственные обитателям Враджи, могу лишь Я самолично.» То есть Господь даёт дхарму воплощаясь. Существует десять главных воплощений, и в каждом из этих воплощений Он даёт текущую дхарму, или текущий завет, но когда речь идёт о том, чтобы принести не закон, но суть, потому что закон соблюдается для того, чтобы в сердце пробудилась любовь. И изредка Он приходит для того, чтобы сразу дать любовь, сразу говорит не о законе, а о любви. А вот приходит Господь Чайтанья, и одну часть Своего земного пребывания Он даёт закон, дхарму, – это пение Святого Имени, а другую часть – Он закон не даёт. Когда Он в Пури, Он не проповедует воспевание Святого Имени, Он не проповедует соблюдение каких-то правил. Он просто всё время находится в предобморочном состоянии или уже в обморочном состоянии и бредит. Он бредит постоянно.

То есть когда к Нему обращались: «А как мне поступать?»… Вот мы знаем историю Рагхунатха Даса, он регулярно донимал Махапрабху: «А как мне быть?» Он говорил, что вот «я не ем того-то уже много лет, питаюсь какими-то объедками, значит, хожу в рванье, что мне делать дальше?» Махапрабху говорит: «Слушай, отстань от Меня с вопросами: «Что мне делать?»! Вот есть Сварупа Дамодара, я тебя поручил его заботам, и у него спрашивай, что тебе делать». И это случай с Рагхунатхом Дасом! Как известно, Рагхунатх Дас является как бы образцом дживы-шакти – образцом дживы, ступившей на путь бхакти. То есть это джива, которая проходит путь бхакти от самого начала. То есть вот эта джива, при условии, что она добилась всего, о чём можно только мечтать в материальном мире. Он был наследником двух самых богатых людей, он был влиятельным, богатым, молодым и красивым – вот дано. Он добился всего, о чём простые смертные могут только мечтать. И вот в этом состоянии он вступает на путь бхакти, потому что преданным, вступившим на путь бхакти, так сказать, из жалости к ним могут сказать: «Ну вы вот отреклись или вы там вступили на путь, последовали за Чайтаньей, потому что вам чего-то хочется, вы чего-то не добились и, опустив руки, вот вы, значит, бросили этот мир, а здесь столько всего интересного». Мы видим на примере Рагхунатхи Даса, что он добился всего, и всё равно он это оставил. То есть он оставил не потому, что виноград зелен, а потому, что он действительно невкусный. Как лиса сказала: «Мне этот виноград не…», она его не достала и потом стала хулить виноград, что он всё равно не вкусный, чего за ним прыгать. Как она там сказала: «А зелен виноград!» Ну в басне Крылова. Виноград зелен, поэтому чего его доставать. Тут другая история: она попробовала этот виноград, и он оказался очень вкусным, и всё равно она говорит: «Не, не, невкусный виноград!» Вот так же и Рагхунатх Дас Госвами встал на путь бхакти и прошёл этот путь, весь путь заповедного служения, заветного служения, соблюдая все правила. Но так случилось, что в это время Господь уже не проповедовал никакие правила. А Рагхунатх к Нему подходил и всё донимал Его. И Он говорил: «Так, иди к Сварупе Дамодаре».

#30:29

Зачем следовать заветам?

Вот здесь Кришнадас говорит, вернее, Кришнадас приводит слова Кришны, что «Я прихожу и приношу дхарму, закон веры». Дхарма переводится как закон веры или завет. «Я прихожу и приношу завет.» Но для тех, кто задастся вопросом: а для чего нужен вообще завет, ради чего вообще соблюдать все эти правила? Да, мы можем быть благочестивыми, мы можем в каждую эпоху следовать этому завету, который Господь Бог дал. А смысл в чём? Смысл этого? А смысл – это чтобы преисполниться любовью. Все эти правила нужны, чтобы поставить нас в некие русла, река. Река, прежде чем стать океаном, она должна пройти в русле, она должна ограничить себя некими берегами, и только тогда она достигнет океана, где нет берегов. Точно так же преданный, соискатель Истины, слуга Божий, ограничивает себя правилами и так движется какое-то время. Но, если река всё время находится в русле, вот она по кругу гоняет, то это бессмысленно. Смысл – ограничить себя берегами для того, чтобы найти океан. Вот этот океан – это и есть рага, то есть беззаконное… Рага-бхакти – бхакти, подчиняющееся настроению; беззаконное, беззаветное служение. Есть завет, но на каком-то этапе мы нарушаем завет, мы приходим к беззаветному служению, то, к чему глупцы, ломящиеся в дверь, хотят прийти сразу. Если река себя не ограничивает берегами, то что она? Она просто всосётся в почву и исчезнет. Почему? Она растворится. Если нет берегов, она становится неглубокой, она мельчает и мельчает, мельчает и в конце концов просачивается в почву и исчезает. Только если её ограничить берегами, причём чем больше её ограничить, тем она стремительнее, тем она быстрее несётся к океану. Да? Если бы Ганга не была ограничена там, у подножия Гималаев, она просто бы не потекла, она опять ушла бы в грунтовые воды. Чем уже берега – она несётся быстро, чем берега шире – тем она медленнее. В конце концов она впадает в океан Самудру.

#33:46

Шри Чайтанья взламывает тайный ларец

И Господь говорит, что Я делегирую Своим воплощениям, вот этим десяти, сколько их там основных, или кому-то из своих шакти-авеша воплощений, уполномочиваю кого-то дать закон, то есть дать берега. Но, когда наступит время о безбрежном служении, любовном служении, Я это, говорит, никому не могу поручить, я должен только Сам это показать. Но Он показывает, Он не учит, а Он показывает. Он показывает, что это такое. Это Махапрабху в Пури демонстрировал что происходит, когда река становится океаном, впадает в океан. Но на внешнем уровне мы считаем, что у Него (Его внешние признаки), у Него выворачивало суставы, Он превращался в непонятную массу, такую, как полусдутый шарик, такой аморфный, непонятный, такой колобок теста. Он падал в обморок, Он бился головой о стены Гамбхиры, царапал себя до крови, и слуге приходилось Его удерживать. Вот здесь Господь говорит, что вот такую любовь безбрежную могу принести только Я. И только Чайтанья. Даже Кришна держит в тайне. Вот эта любовь беззаветная сравнивается с ларцом, с сундуком, и доступа к нему нет никому, потому что тот, кто получает доступ к ларцу беззаветной любви, обретает власть над самим Богом. Своей преданностью он покоряет, он подчиняет себе самого Бога. Поэтому этот ларец закрыт, и ключ находится только у Лалиты Деви, потому что у Шримати Радхарани нет времени ещё и с ключом возиться. Лалита Деви – главная ключница, или Сварупа Дамодара. И доступа к этому ларцу любви нет ни у кого. Но когда приходит Чайтанья, Он просто берёт фомку и взламывает все эти замки, Он просто рушит, открывает этот сундук и раздаёт всем налево и направо. Лукавлю, не всем, а только достойным.

И только Господь Нитьянанда бортует Его вежливо, и вот Он раздаёт всем. Так, ладно, Нитьянанда Прабху. Однажды Чайтанья сказал: «Ты же пришёл раздавать любовь, а почему ты одних считаешь достойными, других недостойными? Кто вообще достоин? Поэтому давай-ка ты в стороне там постой, а я справлюсь с этой задачей». И Он начинает давать всем. Но требуется только одно – желание получить. Он не может дать тому, у кого нет желания. То есть тому, у кого есть желание, – пожалуйста. Грешники, не грешники, праведники – все получают.

«Для каждого века Я в одной из Своих ипостасей устанавливаю способ исполнения долга предо Мною. Но, даровать любовные чувства, свойственные обитателям Враджи, могу лишь Я самолично. Всякое сошествие Бога несёт в себе благодать, но только Кришна способен наградить душу чистой любовью.» («Лагху-бхагаватамрита» Билвамангала Тхакура)

«Я низойду на Землю вместе с Моими возлюбленными и явлю миру наши забавы.»

Опять, это из «Бхагаватам», вырезали цитату. Это цитата из «Бхагаватам» или из «Лагху-бхагаватамритам».

#38:37

Распределение ролей среди преданных

Так размышлял Кришна на исходе века Двапары в преддверии Кали, прежде чем низойти на Землю в краю Надии в облике Чайтаньи. Спаситель из Навадвипы был силою подобен льву. Грудь Его была, как у льва, широка, и львиным рыком звучал Его голос.

Чайтанью тоже называют спасителем, Мукундой. Так же, как спаситель из Вифлеема. Только евреи всё напутали в «Новом завете». Они в одну кашу всё смешали, а на самом деле Спаситель не страдал на кресте, а страдал Его преданный Харидас. Харидаса три дня били, таскали по площадям, по всем двадцати двум площадям Навадвипы и били, били, и били. И только когда дружинники Кази сказали ему: «Слушай, но мы просто на третий день уже не можем вернуться и доложить своему господину, что ты так и не умер, потому что нас заподозрят в симпатии к тебе. Поэтому у нас к тебе смиренная просьба – умри». И тот из жалости к тем, кто его бил на двадцати двух площадях, бил смертным боем (то есть там у них не было задания побить, у них было задание – убить, и вот чтобы у них не было неприятности, потому что семьи всё-таки надо было прокормить, ну такая работа – палачи), он взял и умер. А потом ожил. Они его выбросили в Гангу, он проплыл несколько километров и ожил.

То есть тут роли разделились. Если у иудеев, у переписчиков «Чайтанья-чаритамриты», которые написали «Новый завет», у них всё в одном лице: и Спаситель, который говорил: «Возлюби врага своего!», он же и страдал, он же и давал любовь. В подлиннике Нитьянанда раздавал любовь, Махапрабху призывал к любви, а Харидас Тхакур страдал на кресте и под ударами палки. А Васудева пришёл к Махапрабху и сказал: «А давай я все грехи людей возьму на себя». В «Новом завете» это тоже всё вложено в уста одного. Он пришёл, чтобы взять на себя все грехи людей и спасти их. А здесь это Васудева Датта, не Харидас Тхакур. Харидас Тхакур страдал, а все грехи взял на себя Васудева Датта.

Слушатель: По воде гулять пошёл.

Б. Ч. Бхарати Свами: Васудева Датта?

Слушатель: Нет, тот.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, тот спаситель?

Слушатель: Нет, Чайтанья Махапрабху и Иисус.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Но Чайтанья топиться пошёл, а Иисус…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он топиться пошёл, но Его вытащили, Его…

Слушатель: Почти апостол Андрей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Его вытащил Харидас и Нитьянанда. Так что, все роли распределены среди преданных были.

#42:41

Различные воплощения Господа

Да утвердит могучий лев Чайтанья власть Свою в чащобе наших сердец и грозным рыком разгонит слонов наших пороков! В пору Его ранних игр Его величали Вишвамбхарою, ибо Он спасал всех живущих на Земле, наводняя мир нектаром преданности.

Вишва – это всё. Амбхара – это благодетель.

Слово амбара происходит от глагола

А это Чайтанья пишет.

Слово амбхара происходит от глагола дубхрим, что означает питать, хранить. Так божественной любовью Шри Чайтанья питает и хранит все три мира. В Его зрелые годы Его называли Шри Кришна Чайтанья, ибо Он принёс миру знания о Шри Кришне и Его счастливых забавах. Во время обряда наречения именем звездочёт Гарга сообщил родителям Кришны о том, что их сын воплотиться в грядущем веке в облике Шри Чайтаньи.

Это Гарга Ачарья пришёл к Нанде, когда родился Кришна, и читал по рукам, по звёздам и говорил, что твой сын уже воплощался красным, зелёным, там ещё каким-то цветом. Сейчас Он воплотился чёрным, а в грядущем веке Он вообще воплотится без цвета. А без цвета – это золотой. Золото не имеет цвета, потому что оно в себе таит все цвета одновременно. Золотой – это все цвета вместе взятые, то есть это неопределённый цвет. Он светит всеми цветами. Вот все цвета мы воспринимаем как золото. Так же и Кришна пришёл в золотом виде, чтобы раздать то, что Кришна… Он же в чёрном виде, чёрный всё прячет, а золотой отдаёт. Вот Гарга сказал, что сейчас Он пришёл черный, чтобы всё забирать, а в грядущем веке Он придёт без цвета, чтобы всё отдавать в облике Шри Чайтаньи.

Чудесный сын Яшоды в своих прежних рождениях в другие века имел три тела. Имел тела белого, красного и жёлтого цветов. Теперь же Он родился на земле чёрным потому и нарекается Кришною. («Шримад Бхагаватам», 10.8.13)

Господь Вседержитель, супруг Удачи, являет Себя в трёх веках: Сатья, Трета и Двапара. В трёх разноцветных обликах: белом, красном и жёлтом.

Рамачандру изображали зелёным, но Он чаще красный. Да, Рамачандра красного цвета. Его иногда красным изображают… А?

Слушатель: А откуда у Него тогда появился салатовый цвет? Ну на картинках?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он и зелёный тоже. Просто Он приходит каждый раз, но вот, видимо, в этот раз Он приходил салатового, зелёного цвета. А вообще Он иногда красный. Есть же несколько вариантов «Рамаяны». Вот и считается, что академические учёные, санскритологи считают, что просто переписывали и переписчики невнимательны были, поэтому есть разночтения: то Он красный, то Он зелёный. А преданные верят в то, что просто Он приходит в разные века и совершает одни и те же игры, но с небольшими вариациями, с небольшими импровизациями. И поэтому тот, кто записывает за Ним, записывает эти игры, – это разные люди. То Валмики, потом, может быть, тоже Валмики, но другая личность, записывает чётко следуя вот этой лиле. А всегда лилы чуть-чуть отличаются, потому что это каждый раз спектакль, а не киносеанс. В кино там нет отличий. Вы, сколько ни смотрели бы один и тот же фильм, он всегда одинаковый, кино. А в спектакле, сколько бы вы ни ходили, там всегда Гафт что-то напутает. Или какие? Есть еще какие-нибудь актёры?

Слушатель: Боярский.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Боярский, да. Итак.

Чудесный сын Яшоды в своих прежних рождениях в другие века имел тела белого, красного и жёлтого цветов. Теперь же Он родился на Земле чёрным и потому нарекается Кришной. Господь Вседержитель, супруг Удачи, являет Себя в трёх веках, Сатья, Трета и Двапара, в трёх разноцветных обликах: белом, красном и жёлтом. В минувший век Двапары Господь низошёл в облике чёрного цвета. Так гласят древние Пураны. В век Двапары Всевышний является в темно-синем облике, облачённый в жёлтые одежды. Грудь Его отмечена знаком удачи. В руках Он держит Своё извечное оружие. («Шримад Бхагаватам», 11.5.27)

#49:13

Внешность и характер Шри Чайтаньи

Закон Божий для века Кали – прославлять Бога Его Именем. Дабы исполнить сей закон, Он низошёл в зримый мир в жёлтом облике Шри Чайтаньи. Его могучее тело сияло словно золото в лучах солнца. Раскатистый голос заглушал рокот грозовых туч. Ростом в четыре локтя и с таким же размахом рук, Он неизменно выделялся среди людской толпы. В наружности Чайтаньи присутствовали все черты незаурядной личности. Его облик свидетельствовал о наличии всех добродетелей. Руки Его достигали колен, глаза были прекрасны, как лепестки лотоса, нос – как цветок кунжута, лицо – как полная луна. Он был благонравен, умиротворён, сдержан и предан Кришне, благоволил слугам Божьим, ко всем же остальным был беспристрастен.

Ну да, знаем, как Он был сдержан и беспристрастен! Однажды к Нему пришёл студент и сказал: «А что ты поёшь? Ты нас всю жизнь учил петь Имя Кришны, а теперь прославляешь гопи». И Махапрабху набросился на него с дубиной, с бамбуковой палкой. Тот выскочил на улицу, пустился наутёк, а Махапрабху от него не отставал, бежал. Нет чтобы прогнать и успокоиться, а Он прям бежал, и только преданные за локти Его схватили, подоспели вовремя, успокоили, домой вернули. А тот так в школу и побежал, наябедничал. Сдержан Он был! Потом мы читали: в детстве Он мутузил соседских детей просто так. По крайней мере ни Вриндаван Дас, ни Кришнадас нам не говорят, за что Он бил детей. (смеются)

Он был благонравен, умиротворён, сдержан, предан Кришне, благоволил слугам Божьим, ко всем же остальным был беспристрастен. Чело Его было умащено сандаловой мазью. На запястьях и щиколотках позванивали изящные браслеты, когда Он танцевал под пение Имён Кришны. Мудрец Вайшампаяна приводит имя и внешние черты Чайтаньи в «Вишну-сахасранами». Земное пребывание Господа Чайтаньи делится на два одинаковых отрезка: Ади-лила – ранний и Шеша-лила – поздний. В обоих у Него было по четыре имени.

Так, ну что, давайте на этом закончим тогда.

#52:21

Воскрешение из мертвых

Вот так же, как Иисус Лазаря из мёртвых воскресил, и Лазарь пошёл себе и бессмысленно жил до конца. Махапрабху тоже из мёртвых воскресил сына Шривасы, младшего сына. Он умер от лихорадки во время киртана. Махапрабху киртан устраивал в доме Шривасы. Мы во время парикрамы посещаем это место. Я не уверен, что это тот же самый дом, но место то. Это в первый день.

Слушатель: В Майапуре.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Майапуре, да, в Майапуре. И сын его умер. А они сидят, поют, пляшут, веселятся, слёзы льют в экстазе, и тут сын умирает. А Шриваса не стал подавать виду, чтобы не портить настроение гостям. Махапрабху узнал об этом, и Он призвал душу. Уже мёртвыми устами этот сын матери и родне поведал о нетленных истинах, о том, что вечная душа, она странствует, блуждает в этом мире, вы не беспокойтесь. А Шриваса так и продолжал петь с остальными в соседней комнате, веселился. А чего прерывать веселье? Чего футбол прерывать? Подумаешь, сын умер! (смеётся) Всё равно, мёртвый, он говорил. Ну потом, правда, закончил, умолк. Тоже история. Если так вот «Чайтанья-чаритамриту» пройтись, то это вот, собственно, «Новый завет», а «Бхагаватам» – это «Ветхий завет». Мартин Лютер начал своё движение реформации, преобразование христианства, догматичного христианства, папского христианства, когда родился Махапрабху. Прям совпадает годами.

#54:55

Схожие события в священных писаниях

Слушатель: Махарадж, а вот, ну такой исторический вопрос: как это впечатление по всему миру может быть одинаковым?

Б. Ч. Бхарати Свами: А оно неодинаковое.

Слушатель: Ну вот вы провели параллели между двухтысячелетними событиями давности, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: А!

Слушатель: То, что проходило во время лилы Христа, так скажем.

Б. Ч. Бхарати Свами: А мы даже не знаем, когда это было.

Слушатель: Ну вроде как две тысячи лет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот.

Слушатель: Восемнадцать лет.

Б. Ч. Бхарати Свами: А?

Слушатель: Две тысячи восемнадцать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Две тысячи восемнадцать?

Слушатель: Ну сейчас же 2018.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, да, да. Вот непонятно. Со средними веками вообще непонятно. Вот есть такое мрачное средневековье. Вообще там ничего… Вот вы что-нибудь слышали про?.. Вот Римская Империя, там четвёртый век, да? Мы знаем, последняя рухнула Римская империя, значит, в триста каком-то там году. И Константин принял христианство в двести каком-то и переехал, основал новую восточную Римскую Империю, Константинополь. А потом вообще непонятно чего было. И вот снова появляются средние века, спустя полторы тысячи лет, что-то такое. Я к тому, что вот с этой летописью там всё вообще непонятно. Я ничего не утверждаю, но если считать, что мир цикличен, то ничего удивительного в том, что совпадают события через какое-то время. Потому что параллели, если мы принимаем, что Махапрабху родился в тысяча четыреста восемьдесят шестом году или тысяча четыреста шестом по их летоисчислению шакабда, там…

Слушатель: Но от чего они отчисляли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шакабду от чего? А я вот не знаю. Это по летоисчислению индусов, есть такое у них летоисчисление – шакабда, это был тысяча четыреста шестой год. Вайшнавы после Махапрабху Его год рождения взяли за основу.

Слушатель: Гаурабда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, гаурабда. А шакабду я не знаю. Может, буддийский, а нет, вряд ли, не знаю. А христиане вот. Иудеи вообще считают от сотворения мира. Миру сейчас что-то почти шесть тысяч лет. Поэтому все считают по-своему.

Слушатель: Китайцы вон вообще…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Тёмный лес.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но вот эти странные, подозрительные совпадения. Вот лилы Чайтаньи очень похожи на лилы Христа. Вот помните, Он преданных накормил едой, так же как Христос. Там, правда, не рыбой, а едой, когда они шли, Он сделал так, что они все насытились. Что вы хотели?

#58:40

Какое Имя давал Нитьянанда Прабху?

Слушатель: А вот есть такое, то есть Нитьянанда Прабху, когда Он пришёл, скажем, в ту же Бенгалию и стал проповедовать…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он вернулся из Пури.

Слушатель: Да. И Он, в отличие от Махапрабху, давал Имя Чайтаньи. То есть у меня такой вопрос: ну как бы говорится же, что помимо Имени, то есть, да, это может быть Имя Рама, а может быть, то есть они имели в виду не того как бы Раму…

Б. Ч. Бхарати Свами: А.

Слушатель: То есть выходит, что Господь Чайтанья давал Имя Кришны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так.

Слушатель: А Господь Нитьянанда давал Имя Господа Чайтаньи. То есть по факту Он…

Б. Ч. Бхарати Свами: Бхаджа Гауранга, да?

Слушатель: Ну да, какое Имя Он давал? То есть Он давал ту же мантру или там что Он вкладывал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он говорил: «Прославляйте Гаурангу!» Нитьянанда ничего не имел против Кришны. (смеются) Но Он говорил: «Только Гауранга вас приведёт к… Према-бхакти возможна, только если будет вам милость Гауранги». Просто вот там петь: «Кришна, Харе Кришна», поклоняться Божеству, предлагать прасад. Нет. Припадите к стопам Гауранги, и тогда вы очнётесь во Вриндаване. Вы потеряете сознание, а очнётесь уже во Вриндаване. А наши учителя говорят: «Только через Нитьянанду!» Шрила Шридхар Махарадж слышал голос Нитьянанды в Экачакре, звук. Его Господь Нитьянанда направил в Коладвипу, там, где сейчас наш Матх, поклоняться Чайтанье. Но, похоже, вы хотите сказать, что Нитьянанда не давал людям мантру «Харе Кришна», да, а призывал петь Гаурангу?

Слушатель: Может быть, и давал мантру «Харе Кришна», но кого Он имел в виду, когда давал мантру?

Б. Ч. Бхарати Свами: А-а. А, кого? Кришну. Но Чайтанья и Кришна – это одно и то же лицо. Просто в первой ипостаси это жадный, Кришна чёрный, Он ничего никому не отдаёт, Он только всё забирает, а в другой ипостаси, обратная сторона медали – Чайтанья. С одной стороны эта медаль чёрная, а с другой стороны – золотая. Но это одно и то же, одна и та же личность. Просто каждая личность, все мы, проявляем разные грани. Иногда мы гневаемся, иногда улыбаемся, иногда мы жадничаем, иногда щедры, и это накладывает отпечаток на внешний вид, на мимику по крайней мере. Когда человеку хорошо, у него одно выражение лица, когда ему грустно – другое выражение лица. Когда он получает, он радуется, он светится счастьем; когда он отдаёт, он, наоборот, грустит. И точно так же, когда Всевышний забирает, Он выглядит как Кришна, Кришна – Сын Яшоды. А когда Он отдаёт, Он вдруг выгладит как Чайтанья – Сын Шачи. Но это одно и то же, это одна и та же личность. Как начальник иногда бывает злой, а иногда добрый, но это один и тот же начальник. И то, что мы не узнаём его, это не значит, что он не имеет больше власти. Так же и Господь: Он иногда как Кришна, а потом как Чайтанья. И иногда Нитьянанда призывал петь Имя Кришны, Гопа, Шьямасундры, иногда – Шачинандана, Кришна-Чайтанья.

#1:03:30

Захотеть бхакти

Слушатель: То есть Господь Нитьянанда раздавал всем, но с одним условием, что ну как бы нужно захотеть. Следующий вопрос: а как захотеть?

Б. Ч. Бхарати Свами: (усмехается) Да.

Слушатель: И чего захотеть? То есть ты как бы когда там типа очередь стоит, и ты типа ну там, и я тоже встану или это надо как-то осмысленно хотеть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Захотеть бхакти.

Слушатель: Как можно захотеть того, о чём у тебя нет представления?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Я не буду лукавить, я не знаю. Как можно захотеть? Проблема в том, что даже если у нас есть представление, всё равно оно неверное. Потому что как можно захотеть то, о чём нет представления? Ну даже если оно есть, это всё равно представление не о том, о чём надо. Поэтому надо просто захотеть бхакти. (смеются)

Слушатель: Может быть, расхотеть всё остальное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Да, хотеть от противного. Чего нет, того хочет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Махапрабху говорил, что вы просто пойте Имя Кришны, просто окружите себя Именем Кришны, и ваше сердце подскажет чего оно жаждет. Сейчас сердечная жажда покрыта желаниями. Чаяние, покрытое желаниями. Это как испорченный телефон: мы передаём один сигнал, а через посредников приходит другой сигнал. Происходит искажение, ну как вот в детстве. И Шрила Шридхар Махарадж тоже приводил этот пример, что первый говорит одно слово… Он рассказывал, что, когда он учился в школе, учитель ставил эксперимент. Он ставил, говорит, нас в ряд, произносил одно слово и повторял его второму, тот третьему, а в конце ряда человек произносил совсем другое слово, происходило искажение. И точно так же наше сердце говорит одно, но в силу разных причин: это осквернение ума, склонность к самообману, прошлая карма, разные причины приводятся, а это чаяние сердечное – желание любви, оно на каждом звене чуть-чуть трансформируется, и вот это вот желание любви в конце концов в уме уже превращается в желание власти, богатства, здоровья и известности. И дальше всё это уже вперемешку, и разные получаются варианты в той или иной степени смешанности этих четырёх основных ингредиентов. Такой винегрет желаний получается. Вот Махапрабху говорит: «Вы пойте Имя Бога, воспевайте Имя Хари, и это позволит вам услышать то, что сердце в начале сказало. Не через искажающую призму, а то, что оно сказало непосредственно. Просто пойте Имена Кришны».

А чтобы петь Имена Кришны, нужно быть терпеливее дерева, смиреннее соломы, тринад апи суничена, смиреннее соломы, терпеливее дерева, не быть тщеславным, честолюбивым. Аманина – это не столько желание славы, это часть, а это общий большой принцип честолюбия. То есть как вот честолюбив человек, да? Поступать не для славы, а для одобрения других, чтобы вписываться в представления людей о том, что такое хорошо и что такое плохо. Это честолюбие. То есть ты попадаешь в какую-то группу, и в этой группе есть представление о том, как поступать правильно и неправильно. Как, например, ты попадаешь в девятнадцатый век, и ты попадаешь в группу, в офицерское собрание. Вот это ты честолюбив, как этот офицер, ты поступаешь: тебе плюнули в лицо, а ты утёрся, ну как положено офицеру. Да? (смеётся) Нет, ты не утёрся, ты вызвал его на дуэль. А если ты купец такой-то гильдии, сякой-то гильдии, то ты поступаешь соответствующим образом – держишь слово, то есть слово чести, то есть честолюбив. Ты соблюдаешь честь, как она принята в каком-то кругу: в религиозном, в кругу единомышленников по интересам или по профессиональным признакам или там в какой-то семье, в какой-то касте.

И вот Махапрабху говорит: «Забудьте о честолюбии. Не будьте честолюбивыми!» В нашей интерпретации это: не ищите славы, не ищите одобрения других. Если вас одобряют, ваши поступки одобряют, в этом нет ничего плохого. Это не должно быть мотивом ваших поступков. То есть действовать не для того, чтобы одобрили твои действия, а если уж ты действуешь и они одобрили, то ничего в этом зазорного нет. Это не значит, что отныне нужно поступать наперекор другим, то есть делать движущей силой своих поступков неодобрение других и при этом одобрять, то есть одобрять действия других – имеется в виду принимать как оно есть. То есть если кто-то так-то поступает, значит, на это есть причины. Принимать со смирением поступки остальных. Махапрабху говорит, что, чтобы услышать чаяния своего сердца, не своего ума, желаний, а именно сердца, нужно быть смиренным, терпеливым, не быть честолюбивым и уважать остальных, уважать поступки, действия их, и тогда ты услышишь, что твоё сердце говорит, и оно потянется к тому сокровищу, которое Нитьянанда Прабху и раздаёт.

#1:12:34

Пешки в руках игрока

Слушатель: Махарадж, а первые два пункта они относятся ко всем или только к практикующим? Смирение и терпение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Оно относится к твоему положению относительно хозяина – Господа Бога. То есть к Нему нужно быть терпеливым и смиренным, с Ним нужно быть терпеливым и смиренным. Смирение и терпение – это качества твоих отношений с Господом Богом. И только когда ты осознаешь, что Господь везде, тогда ты смирение и терпение будешь исповедовать в отношениях с другими. Ты поймёшь, что они просто пешки в Его руках. Они фигуры на этой доске, которая называется твоя судьба. Эти пешки, слоны, ладьи –просто фигуры в руках того, кто с тобой играет. Господь Бог играет с нами в Своём обличии судьбы, или времени. Судьба в этой партии расставляет перед нами врагов и друзей. Друзья – это вот эти наши пешки, и слоны, и ладьи, а враги – это противоположного цвета, это чёрные. Если мы играем белыми, то судьба даёт нам фигуры наших (в кавычках) «друзей» и фигуры наших (в кавычках) «врагов». Если мы этого не осознаём, то мы злимся на чёрные пешки. Мы злимся на слона, который не так ходит. Мы злимся на них за то, что нашу пешку съели. Но если мы, как Шридхар Махарадж ставил в пример стратегию Наполеона. Он говорил, что Наполеон не воевал с армией, не воевал с солдатами, офицерами, он воевал со своим визави, со своим врагом. То есть он разбивал своего врага, а это всё, какие-то там, пушки, пехота… То есть он воюет с ним. Он понимает вот мой враг, он там, а это всё антураж, сцена. И он не потерпел ни одного поражения. Наполеон не потерпел ни одного поражения.

Слушатель: Как же так?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ватерлоо? Это не он. Он опоздал. Фельдмаршал Даву с Мюратом опоздали. Наш Ньяси Махарадж – прямой потомок маршала Даву. Вот наш Ньяси Махарадж – его прямой потомок. Они запутались там, так же как и первая дивизия СС в Арденнах, в тех же местах запутались, заблудились. Ну не важно, это всё ничего. Шридхар Махарадж ставил пример Наполеона. Наполеон сражался не с армиями, а сражался с главнокомандующими. И когда преданный понимает, что наши друзья, враги лишь пешки и фигуры в руках судьбы, как только это понял, он понял, что судьба – это и есть Кришна, что вот эта вот судьба Ямарадж, что это не Ямарадж никакой, а он просто агент Господа Бога. Что всё Господь, как только я Ему предался или захотел предаться, то Господь расставляет эти фигуры для того, чтобы я пробрался в дамки, выиграл. Он мне помогает. И чёрными, и белыми Он делает так, чтобы я… Он на моей стороне.

Ну что, всё тогда? Поскольку вопросов-то и быть не может. На этом мы закончим тогда. Переходим к самой приятной части нашего собрания – прасаду.

#1:17:44

Танец свободы

Слушатель: Есть вопрос, тут спрашивают, что вы обещали про фильмы, раздел с фильмами прояснить на сайте.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что там прояснить? Мы прояснили, что фильм «Любовь», который был заявлен, это не тот. (смеются) Это порнографический оказался фильм. (смеётся) «Любовь» я имел в виду с Жан Луи Трентиньяном. Это продолжение фильма «Мужчина и женщина». Только там романтическая история, как вот этот гонщик встречается с этой Одри Тату, ой, Одри Хепберн…

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Там не Хепберн играет?

Слушатель: Нет, конечно.

Б. Ч. Бхарати Свами: А кто там играет?

Слушатель: Не помню, но это французская актриса…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да?

Слушатель: Надо посмотреть…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ладно, ладно, хорошо, не важно. Там тот же самый Луи Трентиньян, вот они встречаются на вокзале, потом какая-то собачка бегает по берегу, болонка какая-то бегает. И вот проходит пятьдесят или сколько лет, они уже глубокие старики. И вот эта «Любовь» как раз вот тот фильм, а не тот, что оказался… (смеётся) И он вот в этом фильме в конце концов её душит подушкой. (смеются) Это последняя, когда они уже старички девяностолетние, он понимает, что дальше бессмысленно, и душит её подушкой, свою возлюбленную, ту, с которой он обнимался на вокзале, целовался сто пятьдесят лет назад. Вот так.

Слушатель: Надо посмотреть, одним словом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Сначала первый посмотрите, потом второй.

Слушатель: Это, наверное, она его попросила?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, она с ума сошла, она не могла, она ничего не помнила, в овощ превратилась. Она каждый раз его спрашивала: «Кто ты?» У неё прогрессировала деменция старческая. И он решил, чтоб не мучить ни её, ни себя, задушить её подушкой.

Слушатель: А сам?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сам он сидит на кухне и попивает коньячок. (смеются) Продолжение следует. Луи Трентиньян ещё жив. Так что такие фильмы. Вчера вот мы замечательный фильм смотрели «Танго либре». Про то, что жизнь – это танго, а в танго множество эмоций. Вот это весь фильм фактически они танцуют танго. Там одна танцует, а все остальные её партнёры по танцу. Кто-то злой, кто-то добрый, кто-тот вспыльчивый, кто-то рассудительный, вот этот охранник он очень привязан к правилам. Помните фильм начинается с чего? Там очень интересный первый кадр, очень интересный. Помните? Он останавливается на безлюдном перекрёстке со светофором, и машина на десять сантиметров выезжает за линию, за стоп-линию. Нет никого, это вообще чистое поле. Там почему-то стоит светофор, и он опасается того, что он нарушил правила, он сдаёт немножко. Машин вообще нет! То есть настолько он педантичен. Да? И «Танго либре» – танго по имени свобода. И этот человек, который на безлюдном перекрёстке опасается, что он на десять сантиметров выехал за стоп-линию, в конце концов освобождает своих партнёров по танцам, которым одному дали десять лет, другому двадцать тюрьмы, и сбегает с ними. Вот всё это такое большое танго, большое танго, и он это понимает, когда аргентинец принципам танго учит заключённых. Конечно, такое там, там есть злость, там есть желание убить, желание смириться. Все эмоции, которые существуют, они и в танго есть, только нужно себя освободить – рага-бхакти. Но для того, чтобы себя освободить, нужно учиться, нужно научиться вот этому вот шагу. Помните, он их учит? А когда этот аргентинец танцует со своим партнёром, вот с этим вот…

Слушатель: Десять лет которому?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, со своим партнёром, аргентинец, помоложе который. Там вообще правил никаких нет. Они, значит, просто порхают. Для них уже неважно куда они там шаги эти переставляют. Но чтобы так танцевать, нужно… То есть это для сведения, это инструкция бхакти, инструкция, что такое есть рага-бхакти, – танец свободы. Рага – это настроение свободы. Так что, вот.

Слушатель: Тут скорее вопрос был о разделе на сайте.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, я не знаю что. Я ж не знаю, что там. Там какие-то фильмы, о которых я даже и не слышал. (смеются)

Слушатель: Вообще-то надо посмотреть, не знаю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Хороший вот фильм «Мадам Эдуар». Помните там все сумасшедшие, кроме одной девушки. «Мадам Эдуар и инспектор».

Слушатель: Французский?

Б. Ч. Бхарати Свами: Естественно! А какие ещё? Не французских хороших фильмов нет!

Слушатель: Да ладно тебе!

Б. Ч. Бхарати Свами: «Мадам Эдуар и инспектор Леон». Вот и хороший ещё фильм, там играет актёр, который во вчерашнем фильме вот этого эмоционального заключённого, вот такой со смешными бачками, бакенбардами. Фильм называется «Друг Гари, который желает вам добра» по-моему. По-моему, так. Вот он там же играет. Ну что, всё тогда? Из вас кто-то вопросов, я не думаю, что…

#1:25:00

Нама-санкиртана

Преданные поют «Нама-санкиртана».

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-06-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 1-10

2017-06-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 11-60

2017-07-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 61-96

2017-08-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 1-11

2017-08-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

2017-08-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-150

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120

2018-05-20

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 120 и далее

2018-05-27

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 1-70

2018-06-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 70-100

2018-06-10

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 6. Адвайта ачарья. Стихи 100 и далее

2018-06-17

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 7. Панча-таттва. Шри Чайтанья в пяти идеях. Стихи 1-40