Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 1 / Шримад Бхагаватам 1. Глава 14 «Арджуна приносит весть об исходе Кришны»

Шримад Бхагаватам 1. Глава 14 «Арджуна приносит весть об исходе Кришны»

Б. Ч. Бхарати Свами: В предыдущей Главе мы прочли о том, что Юдхиштхира стал замечать недобрые знаки вокруг, недобрые знамения, которые заставили его задуматься о том, что что-то поменялось в этом мире, что произошло некое событие, о котором он еще не знает, событие такого вселенского масштаба, что смогло повлиять на природу. Мы читали о том, что собаки перестали бояться людей, лают на людей, чего никогда не было, между друзьями воцарилось недоверие, происходит обман, времена года смешались, летом холодно, град выпадает, шакалы воют, коровы испускали кровавую мочу, какие-то ужасные вещи, совы постоянно, что они там, укают, угукают, вороны тоже.

И появляется Нарада Муни, который рассказывает Юдхиштхире о том, что его дядья покинули этот мир, ушли отшельниками в Гималаи — Дхритараштра, Видура и жена Дхритараштры, Гандхари. А также за ними отправился и Санджая – тот самый, который в «Бхагавад Гите» передавал Дхритараштре о том, что происходит на поле боя.

Глава 14 «Арджуна приносит весть об исходе Кришны».

Текст 1. Сута продолжал:

— Меж тем брат государя, Арджуна, решил наведаться в гости к своему старинному другу и благодетелю Кришне в стольный град Двараку, где тот княжил, и где обитали его родичи, Ядавы.

Текст 2. Шли месяцы, но Арджуна все не возвращался в Хастинапуру. Через несколько времени Юдхиштхира стал подмечать в природе и людях недобрые знаки.
Извините, я поторопился. Недобрые знаки будут в этой главе.

Текст 3. Времена года вдруг поменяли свой черед. В людях, чего раньше не бывало, стали выказываться жадность, лживость и злоба. А средства к существованию человек принялся добывать все более нечестными способами.

Текст 4. Среди товарищей царило недоверие, купцы повсеместно жульничали и обманывали друг друга. В семьях сделалось непонимание. Дети бранились с родителями, брат восстал на брата, подданные клеветали друг на друга, небывалое падение нравов обнаружилось в эти дни в обществе.

Текст 5. Но самое печальное было то, что мерзость эта нисколько не возмущала людей. Алчность, предательство и надменность стали видеться человеку как естество его. Не в силах сдержать более недоумения, государь однажды обратился к брату.

Текст 6. Юдхиштхира сказал:

— Послушай, Бхима, уж семь месяцев прошло с того дня, как Арджуна отбыл в Двараку.

Текст 7. По сей день мы не получали от него вестей. Мы не знаем, что сталось с ним, не знаем, как поживает брат наш, Кришна, и все Его многочисленное семейство.

Текст 8. Неужто сбываются слова Божественного прорицателя…

Это из предыдущей главы Нарада предсказывал. Он сказал, что промысел Кришна свой исполнил, и теперь Он волен покинуть этот мир. Нарада не сказал, что Он покинул, или что Он покинет, потому что мы не может гарантировать за Кришну. Как говорят «Богом не клянутся».
Поэтому Нарада не стал говорить, что «Кришна непременно покинет, потому что Кришна может изменить свою волю в любой момент». Или что Он «покинул», потому что Кришна еще не покинул. Поэтому Нарада очень дипломатично сказал «Кришна произволен покинуть»

…Неужто сбываются слова Божественного прорицателя и уже пришло время закончить Кришне и свите Его свое пребывание в земных пределах?

Текст 9. Милостью Его мы обрели все наши уделы и богатства, равные коим еще не знал род людской. И, вроде бы, все у нас хорошо – жены наши молоды и красивы, подданные данники преданы нам и послушны, наследник наш умен, тверд духом и добродетелью не уступает нашим великим предкам.

Речь идет о Парикшите. У них у пятерых был один наследник, потому что всех остальных поубивали, а внук чудом остался жив. Вот они все впятером, Пандавы, воспитывают его в арийском духе.

…Наследник наш умен, тверд духом и добродетелью не уступает нашим великим предкам. Жертвами своими мы заслужили лучшие миры в будущих жизнях.

Текст 10. Однако, с недавнего времени, о, лев среди людей, я с изумлением стал замечать на небе и земле и в человеческой природе знамения, которые возвещают о тяжких испытаниях, грядущих нашему государству.

Текст 11. С каждым днем все мрачнее делается мне на душе. У меня дрожит тело, подергивается левое веко, и голова моя будто в тумане. Порой страх охватывает меня столь сильно, что кажется – сердце вот-вот выпрыгнет из груди. Предчувствую, скорые беды предстоят нашему семейству.

Текст 12. А доводилось ли нам раньше видеть гиен, что обступили городские стены и подняли зловещий вой, исторгая к небесам языки пламени? Видел ли ты прежде этих огромных псов, что, утратив страх перед человеком, заливаются злобным лаем?

Текст 13. Коровы обходят нас по левую сторону, отовсюду слышится рев ослов, в небе кричат зловещие птицы, мои собственные кони с жалобным ржанием шарахаются от меня.

Текст 14. Слышишь, голубь воркует рядом? Не весть ли о смерти принес он нам на своих крылах? Совы тучами кружат над кровлями зданий, в сумерках слышен зловещий вой шакалов, и волки прибегают в город из лесов и воют по ночам у ворот дворца.

Текст 15. В ясном небе днем вдруг заблещет молния, и раздастся могучий раскат грома. Над землею тут и там заклубится желтая пыль, завеют яростные ветры, вырывая с корнями деревья и повергая жителей в трепет.

Текст 16. Содрогнутся незыблемые горы, пунцовые, как кровь, потоки прольются на поля, тьма вдруг днем заволакивает небо.

Текст 17. Солнце померкнет в небесной синеве, и звезды, будто сорвавшись с места, наплывут друг на друга, грозя поглотить собратьев. Твари земные воют и мечутся в ужасе, словно предчувствуя скорую смерть.

Текст 18. И видится мне, что месяц падает с небес на землю, и земля развергается, и море обнажает дно. Реки и озера взволнованы, как взволнованы умы людей. Масло не держит более жертвенного огня. Недобрые времена ожидают нас, брат мой, Бхима.

Текст 19. Горы извергают дым, с деревьев опадает листва, быки не радуются тучным пастбищам, коровы прячут вымя свое от молочных телят, и те со слезами в глазах жалобно взирают на своих кормилиц.

Тексты 20-21. Боги в алтарях исторгаются слезами и кровавой испариной, словно не желая более восседать в своих святилищах. Утратили былое благолепие города и села, сады и горные долины, омрачились обители отшельников. И все вокруг кажется мне осиротевшим, словно счастье навеки покинуло землю, коей выпала удача носить на себе стопы лотосоокого Владыки. Видится мне, брат мой, Бхима, минули в прошлое наши счастливые времена.

Текст 22. Сута продолжал:

— Не успел государь закончить свои речи, как во дворцовые палаты явился тот, на чьем стяге начерчен облик обезьяны.

Текст 23. Арджуна низко склонился пред Юдхиштхирою, касаясь ладонями ступней государя. И тут увидел Юдхиштхира тоску и слезы в глазах брата. Бледность покрыла его лицо, и в горести поник он головою.

Текст 24. Вспомнилось государю пророчество мудрого Нарады. Смущенный при стечении родных и сановников, он обратился к Арджуне с такой речью.

Текст 25. — Любезный брат мой, — молвил Юдхиштхира, — неутомимый витязь, скажи, благополучны ли друзья наши и союзники — Мадху, Бходжи, Дашархи, Архи, Сатваты, Андхаки? Все ли они здоровы, не приключилось ли беды с семейством Яду?

Текст 26. В добром здравии ли старейшина нашего рода, почтенный Шурасена?..

Это дед Кришны.

…Не приключилось ли какого несчастья с дядей нашим, Васудевою, и его братьями?

Текст 27. Все ли благополучно у тетки нашей, Деваки, и шести сестер ее? Счастливы ли их сыновья и невестки?

Тексты 28-29. Как поживает отец убиенного злодея, престарелый Уграсена и брат его Девака? Здравствует ли Хридика с сыном Критавармою, Акрура, Джаянта, Гада, Сарана, Шатруджит и заступник праведных Баларама?

Текст 30. Сопутствует ли, по-прежнему, удача великому военачальнику Вришней Прадьюмне? Все ли благополучно у богоподобного Анируддхи?

Это сыновья Кришны.

Текст 31. Довольны ли жизнью в Двараке сыны Кришны от Джамбавати — Сушена, Аришабха, Чарудешна, Самба и их сыновья?

Текст 32-33. Благоденствуют ли соратники Баларамы и Кришны — добронравные Шрутадева, Уддхава, Нанда, Сунанда и иные вожди союзных племен? Вспоминают ли друзья наши о нас, справляются ли о нашем благополучии?

Текст 34. Счастлив ли в окружении добронравных спутников наш Кришна Говинда — Покровитель земли и коров? Не омрачено ли каким-либо событием Его царствие в Двараке? По-прежнему ли вершит Он правосудие над нечестивцами и одаряет ласкою преданные Ему души?

Тексты 35-36. Ради спасения Вселенной Предвечный Господь и неизменная опора Его, змей Ананта, низошли в бренный мир в облике Кришны и Баладевы, вождей несметного семейства Яду, которое, должно быть, наслаждается жизнью как боги на небесах, оберегаемые двумя братьями?

Текст 37. Благополучны ли шестнадцать тысяч жен Кришны, прихоти коих Он ставит превыше закона, чести и долга? Помнишь, однажды, по желанию Сатьябхамы, Он вынужден был похитить для нее цветы из сада громовержца Индры, коим дозволен доступ только небожительницам.

Текст 38. Да и что дурного могло приключиться с Ядавами, если им неизменно покровительствует Кришна? Даже боги во главе со Всемогущим Индрою принуждены были отдать семейству Кришны свою гордость – свое самое большое сокровище, чудесный дворец благих решений, Судхарму.

Когда Кришна построил свой город, столицу своего княжества, то Он отобрал у богов, заставил богов отдать Ему дворец, который называется Судхарма – это дворец, где восседает на своем престоле Индра в окружении богов и его сановников, и они решают вопросы, связанные с управлением Вселенной. И однажды Кришна с Арджуною сделали доброе дело Майе, зодчему демонов, который также обслуживает, архитектор, дизайнер демонов, но он обслуживает и богов. Он Майю защитил от огня. Помните историю когда к Кришне обратился Агни, пришел к ним в виде человека, рыжего с огненной шевелюрой и с пунцовыми глазами, и сказал, что он голоден. Это был сам огонь, он сказал, что голоден, но из-за того, что на Земле все так замечательно, пожаров нет, и он проголодался, и он очень хочет есть.

И тогда Кришна с Арджуной поджег лес, и в пламени огня этот Агни со своими языками съел всех животных, всю живую тварь и все деревья. Таким образом насытился. В самый последний момент, когда вспыхнул огонь, там находился змей Такшака. Все змеи, вообще, вся живность в этом лесу погибла. Но демон Майя попросил за своего родственника, этого самого змея Такшаку, чтобы он избежал этой участи, чтобы он не сгорел. Кришна позволил этому змею спастись и самому Майе тоже позволил спастись. И Майя сказал, что он Ему обязан. Кришна ответил: -« Сейчас мне от тебя ничего не надо, но когда-нибудь я тебя попрошу об услуге». И когда Кришна построил свой город, Он вызвал этого самого Майю и сказал: «За тобой должок. Я хочу, чтобы ты небесный дворец Индры принес мне на Землю».

Майя исполнил это желание, но боги, и в том числе Индра, возмутились, что у них целый дворец похитили. И Арджуне было велено вступить в схватку с богами. Арджуна, имея лук Гандиву, полученный от Шивы, смог отразить нападки богов, и таким образом дворец в Двараке остался за семейством Яду. Тот самый дворец Судхарма. По преданию в этом дворце каждое решение было справедливым. Даже если царь был не в духе, но суд происходит в этом дворце, то всякое решение справедливо, даже если у царя плохое настроение, и он пристрастен – он не любит либо обвиняемого, либо он, наоборот, слишком любит обвиняемого. Все равно он не может вынести несправедливое решение. Такой вот дворец Судхарма. «Судхарма» переводится как «сверх благочестие, дхарма, сверхдхарма», то есть там всякое решение было правильное.

Итак, Судхарма – чудный дворец благих решений.

..Даже боги во главе со Всемогущим Индрою принуждены были отдать семейству Кришны свою гордость – свое самое большое сокровище – чудный дворец благих решений.

Богам же нужно правильные решения принимать. Дело в том, что боги – последователи Эпикура, то есть они любят всякие утехи, всякие излишества, потому что им положено. Боги – это кто? Это те, кто были некогда людьми, потом стали героями, а потом стали богами. Как в древнегреческой мифологии – были боги, герои и люди. Совершая подвиги, то есть человек, становясь героем, либо благими поступками, либо доблестью на поле брани из человека он становился героем, полубессмертным, а потом становился богом – бессмертным. И там он наслаждался. Боги – это те, кто целыми днями, 24 часа в сутки наслаждается.

И когда ты наслаждаешься, ты не можешь принимать, порою, правильных решений, ты не можешь вершить судьбы мира справедливо, потому что ты погряз в неге, в удовольствиях. Каждый день принимаешь теплую ванну, чашечку кофе, бутылочку Hennessy XO. И поэтому им этот дворец совершенно необходим, потому что даже после вчерашней пирушки им нужно принимать правильные решения, а голова-то раскалывается. И если, например, перед тобой предстает обвиняемый, с которым ты вчера кутил, и у тебя первый позыв — это оправдать его, то в этом самом дворце ты не можешь его оправдать, потому что что-то ворочает твоим языком, и ты принимаешь правильные бесстрастные решения.

И Кришна похитил этот дворец, и боги были возмущены чрезвычайно, поэтому они всю свою рать послали, чтобы отобрать этот дворец, а Арджуна со своей дружиной отбил дворец. Я уж не знаю, как боги дальше продолжали без этого дворца, но после того, как Дварака была затоплена, погибла после ухода Кришны, дворец, естественно, вернулся богам обратно. Я как-то спросил Гурудева: «Как же боги без дворца правосудия были?» Гурудев сказал: «Кришна же был на Земле, и Он мог правильно все решать». Правда, не понятно, что, Кришна вершил правосудие на небесах? Ну, ладно, это не так важно.

Итак, следующий Стих.

Текст 39. Какая утрата, брат мой, омрачила твое лицо? Какой недуг поразил твою плоть? Или в дружественном княжестве тебе не оказали почтенного приема?

Текст 40. Быть может, недруги вновь ополчились на наше царство? Быть может, совесть укоряет тебя за то, что однажды немилостив ты был к просящему или не сдержал слова чести?

Представляете, он огорчился, Юдхиштхира допускает, что брат мог огорчиться, потому что кому-то не оказал милость. Наоборот. Не оказав милость, что мы? Мы розовеем, румянимся. Или не сдержал слово чести. Эка невидаль. Из-за этого еще и огорчаться. Но Юдхиштхира такой наивный, он спрашивает Арджуну: «Неужели ты горюешь из-за того, что не сдержал слово?»

Текст 41. Ведь не мог ты отказать в помощи старику, женщине, брахману, больному, ребенку или корове? Ведь не мог пройти мимо чужой беды! Прошу, не таись, Арджуна.

Текст 42. Может быть, совесть твоя не спокойна из-за связи с порочной женщиной? Или, не совладав со страстью, ты обесчестил чужую жену? Или случилось невозможное, на Земле нашелся смельчак, дерзнувший одолеть тебя в бою?

Текст 43. Быть может, проявил ты неприличную для воина жадность? Не разделил трапезы с ребенком или старцем, мучимых голодом? Быть может, совершил неподобающий царскому брату поступок?

Текст 44. От чего взор твой отуманен грустью? От чего ты бледен и испуган? Не потеря ли близкого Друга стала причиной столь ужасных перемен, произошедших с тобою? Прошу, не таись, Арджуна, поведай брату, что стряслось?
Все. Конец главы.

Юдхиштхира здесь намекает в последнем Стихе о потере близкого друга. А кто близкий друг у Арджуны? Кришна.

Есть какие-нибудь вопросы?

Слушатель: Да. Махарадж, скажите пожалуйста, в чём разница между Христом и Кришной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Честно говоря, я даже разницы не вижу.

Слушатель: Просто говорят, что Кришна — эгоист, а Христос -он любит. Не очень понятен этот вопрос – Кришна любит только своих преданных, а души, которые к Нему еще не пришли – Ему все равно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Именно так. Кришна чрезвычайно несправедливый тип – Он не добр, Он пристрастен, и, как Вы правильно сказали, Он эгоист. Это значит, что все, что Он делает, Он делает только из любви к себе. Тогда как Иисус Христос жертвует собой ради страждущих, ради спасения от мучений страждущих. Собственно, поэтому Иисус Христос и не достоин любви, потому что как можно доброго любить? Как можно любить хорошего? Это же скучно. Как можно любить хорошего мужа? Его можно уважать, боготворить, но любить его нельзя. А как у Вуди Аллена кино «Сладкий и гадкий». Там Шон Пенн играет гитариста. Вот он заслуживает любви. Потому что это совершенное чудовище с точки зрения нравственности. Только такого можно и любить. Христу можно быть благодарным, но любить Его… То есть, Его, конечно, можно любить, но тогда мы должны заметить, что любовь любви рознь. Если разные любви. Например, можно любить пончик с маком. Тоже говорят: «Я люблю пончики». То же самое слово «я люблю». Но почему? Потому что ты можешь им пользоваться. А можно сказать: «Я люблю людей», или «Я люблю маму», «Я люблю папу». Это тоже любовь. Но это не та же самая любовь, когда ты втайне любишь какого-то негодяя, какого-то порочного злодея.

Как была такая деятель революции Лариса Рейснер. Она любила Гумилева, а он был совершенный негодяй. Он был офицер, который позволял себе много и даже больше. Но она его любила, но вышла замуж она за комиссара какого-то, который был добр, начитан, красив. Но когда Гумилева расстреляли, она неделю плакала. Своего мужа она, оказывается, не любила. А того негодяя, который жуткие вещи с ней вытворял, она любила. Так же и Иисуса Христа. Да, можно Его любить. Но какая это любовь? Это низкопробная любовь. Это любовь, смешанная с благодарностью, любовь, смешанная с чувством долга, потому что он пришел принести жертву. Он принес жертву, Он собой пожертвовал ради нашего блага. И это омрачает чистому любви – некий долг. А Кришна… мы Ему ничем не обязаны, потому что Он ничего доброго нам не делает. Но эта любовь чистая, потому что она не смешана с другими эмоциями. Она не смешана с другими, во всяком случае, с чувством долга. Она происходит из-за того, что Он есть, а не из-за того, что Он что-то сделал.

Слушатель: Ну а, если любовь в принципе начинается из-за того что мы страдаем, потом когда она становится свершенной, ты же любишь не потому, что.. , а как личность.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты Его любишь как личность, ты Его любишь потому, что у Него борода такой формы, как личность. То есть ты Его любишь как мужчину.

Слушатель: Ну, не знаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это очень важно, потому что… Значит, это не чистая любовь. Но если вдруг вы воспылаете любовью к Христу не как к мессии, который творил добро, а как к мужчине, как Мария Магдалена, если ее чувства были не замешаны на благодарности, тогда можно говорить о чистой любви, ведь к Кришне Его окружение испытывает любовь не потому, что Он добро им сделал, наоборот, независимо от того, добро или зло Он делал.

Помните историю, когда Он отобрал у пастушек одежду, когда они купались в реке, а Он у них отобрал одежду. По сути дела, Он их обесчестил тем самым. Он издевался. Если читать диалог, который произошел, Он сидел на дереве, а они в студеной воде, голые, просили Его вернуть одежду. А Он издевался. «Нет», говорит,- «сделайте то, сделайте это, поднимите руки кверху».

Если вы сможете говорить о любви к Кришне, зная о том, как Он поступает, то есть вы проникнетесь любовью, извините, если это слишком пошловато, если вы проникнетесь любовью к Кришне, зная все это, тогда это, может быть, любовь. Возможно ли, чтобы Христос себя так вел с женщинами? Нет, конечно. Испытывали бы вы или вся христианская масса к Христу чувство любви или хотя бы те же самые чувства, о которых они говорят, если бы узнали, что Христос, когда Он, помните, у Всеволода Иванова «Явление Христа народу», Иоанн Креститель, толпы людей, и вот появляется Христос, и все обращают к Нему взор, и это тот самый миг, когда Иоанн Креститель должен сказать: «Я кто? Вот – Он». Иоанн Креститель крестит людей водою, Иванов нарисовал картину за миг до того, как он скажет: «Я вас водою крещу, а Он – Святым Духом будет». Это тот самый миг, когда он должен эту фразу произнести. Картина, которая художественными средствами показывает, что испытывают люди, что говорит Иоанн Креститель. То есть не словами, а мазками показывает, что Иоанн Креститель должен сказать. В глазах, в мимике, в полужестах он говорит: «Я вас водою крещу, а этот – Святым Духом».

И вот происходит невероятное. Он произносит эту фразу, и Иисус Христос вместо грациозного жеста или своей речи ворует одежду у женщин и начинает над ними прилюдно издеваться. Тут Его представили верующим, а Он такие вещи вытворяет – у женщин забирает одежду и говорит: «Поднимите руки, выйдите из воды, возьмите-ка свою одежду». Они только выходят, а Он на дерево залезает с ней. Боготворили бы вы Его после этого? Испытывали бы те же самые чувства? Вы – возможно, но основная масса христиан – вряд ли. И не был Он уже Богом в глазах христиан, в глазах верующих.

С Кришной – другое дело. Потому что Он так себя ведет, мы Его боготворим.

Кришна – не Бог. Иисус Христос – сын Божий. Есть отец. Иисус Христос должен быть добрым, Он должен быть добрым. Он не может вести себя в рамках своей миссии, поэтому Он и мессия. Он пришел как Спаситель, Он должен был крест нести, Он должен был добро людям делать. Помните, Он пятью хлебами накормил, потом рыбу запустил в Галилейское море. Там до сих пор рыбы столько, что ты если идешь, она «тыкается» в тебя. Причем, море интересное – оно соленое внизу, а сверху – пресное. Там есть вся рыба морская и речная. Он туда эту рыбу и запустил с тех пор. И напоил людей.

А Кришна ничего доброго не делал – дядю убил, слона убил, девушек обесчестил, похождения совершал с замужними женщинами. Жен своих Он украл – 16000 жен – у одного витязя украл, только потому, что Ему показалось, что с Ним им будет лучше, чем с законным мужем.

Слушатель: Но, Кришна это в представлении делал и например душа, ставшая Чайтаньей начала бы здесь такое вытворять.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот такого Он не делал, но Он сошел с ума… Чайтанья, как мессия, Он пришел как Иисус Христос, Он делал добро, Он принес благо людям Века Кали. Но последние годы жизни, находясь в Пури, Он сбросил с себя маску мессии, Он сошел с ума, и Он читал только любовные стихи. Он только любовную поэзию читал. Он толком и не разговаривал, мы знаем, что Он от мук менял формы своего тела – Он превращался в массу плоти, похожую на тыкву, несколько раз порывался покончить жизнь самоубийством, и Ему это удавалось, но Его вытаскивали. Это было безумие.

Слушатель: Ну вот, Христа любили не потому, что Он был Богом, а потому что Он им нравился.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как мужчина?

Слушатель: Как друг, может быть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это другое. Что значит как человек? Это как понять?

Слушатель: Просто испытывать к нему симпатию.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как к другу. Вообще, миссия Иисуса Христа – это показать жертву, которая потрясет, которая растопит каменное человеческое сердце. И апостолы были гармоничны с этой Божественной миссией. Если Он пришел показать жертву, то их задача, их миссия была восторгаться этой жертвой и донести людям величие этой жертвы. А если Он пришел с задачей показать свою жертву, а они Его полюбили как мужчину, то это некий диссонанс. Понимаете? Выходит за рамки пьесы. И апостолы, все-таки, относились к Нему не как к другу, не как к брату, а как к Учителю. Поэтому они Его называли Учитель, и любили они Его как Учителя. Тут не может быть никаких «если», они Его любили как Учителя. Они называли Его «Рэбби» — «Учитель».

Кришна не был ни учителем, не был ни Спасителем. Он был кому-то другом, кому-то сыном, кому-то возлюбленным, кому-то мужем. Мать Иисуса Христа, там уже ее отношения с Иисусом Христом приближаются к бхакти высшего разряда – это уже материнские чувства. Или любовь отца к Иисусу Христу – тоже это родительские отношения. Или любовь Якова, брата Иисуса Христа, к нему – тоже это дружеские или братские, можно сказать, отношения. Но в христианстве на этом не делается акцент, и поэтому вы не прочтете про отношения Иакова с братом со своим, ни про отношения матери, ни про отношения отца. Хотя, это, по сути, важнее, чем отношение Его учеников, Его апостолов к Нему.

Для преданных Сознания Кришны, для преданных Кришны эти отношения проливают больше света на Божественную природу Иисуса Христа. Пролили бы. Но в христианстве на этом не акцентируются, это не так важно. То есть личные отношения с Иисусом Христом не так важны. Важны отношения с Христом как с человеком. Важны отношения с Христом как с Богом, как со Спасителем, как с мессией. Поэтому все христианство вокруг этого и вращается.

Слушатель: Скажите тогда, каково отличие между идеальным преданным Иисусу и идеальным преданным Кришне? Вообще, оно есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы, конечно, имеете в виду не внешнюю разницу, да?

Слушатель: Да, внутреннюю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Рупа Госвами и Джива Госвами пишут, что преданность – это наука. Это никакие не эмоции, это, действительно, наука. И в рамках этой науки есть законы. Один из законов этой науки гласит, что объект преданности диктует форму преданности. Дальше от глубины преданности зависит и объект преданности. Другими словами, если ваша преданность чрезвычайно глубока, то она не может быть направлена на что-то низменное. Если вы действительно испытываете любовь, то эта любовь не найдет своего вместилища, этой любви будет тесно, скажем, в собаке. То есть глубочайшая преданность не может быть направлена на милого щенка, потому что чем глубже преданность, тем образ объекта преданности все более и более и более напоминает Кришну.
Понимаете?

Поверхностная преданность не может быть направлена на Кришну. Глубочайшая преданность не может быть направлена на пончик, она обязательно будет стремиться к Кришне. И когда, как Вы говорите, идеальный преданный. Идеальный преданный – это преданный, для которого нет условностей никаких. То есть он еще не знает Кришну, но его преданность… Допустим, он не знает Кришну, но его преданность совершенно безусловна. Она не зависит от внешних обстоятельств, она не будет поколеблена, случись так, что объект преданности оказался подлецом . То есть никаких условий для этой преданности не существует. Вот это идеальный преданный. И если в нем, если в преданном вот такая верность, то эта верность будет обязательно направлена на Кришну. Кришна не сможет скрыться от такого преданного. Он захочет убежать, но эта преданность поймает его в свои сети. Кришна становится рабом таких преданных.

Тогда как, если преданность, хоть каким-то образом, обусловлена, например, обусловлена вашими представлениями о добре и зле, то эта преданность не сможет встретиться с Кришной. Эта преданность – это благородная преданность, но она, как недостаточно большое пламя из огнемета, она не достигнет самой дальней цели. Она достигнет какой-то близкой цели, и эта цель может быть Господь Вишну, как Совершенная Справедливость, или Иисус Христос как Совершенная Доброта. Или какие-то иные ипостаси Бога.

Если эта преданность еще меньше, то она будет направлена на какие-то силы природы, воплощенные в богах. Если она еще меньше, то будет направлена на земного тирана, земного правителя. Если еще меньше, то на какое-нибудь домашнее животное. Если еще меньше – то на себя или на члена своей семьи, а потом на себя. То есть чем меньше преданность, тем больше эгоизма.

И когда твоя преданность направлена на совершенного эгоиста, тогда этот совершенный эгоист является тебе. Он не сможет скрыться, ведь окружающий мир, я беру не только зримый, но и мир духовный, который как бы находится внутри нас, но мы его все равно можем называть окружающим, потому что он не есть «я», он не есть «мы». Его видение зависит, скажем, видение окружающего мира зависит от нашего с вами состояния. Другими словами, нужно делать четкое различие между реальностью и тем, как мы ее воспринимаем. Каждый разумный человек понимает, что есть мир, а есть то, как я его воспринимаю. Даже физически – есть эта комната и то, как я ее воспринимаю. Даже наш глаз устроен таким образом, что он не воспринимает окружающий мир подлинно. Он воспринимает… там есть какие-то колбочки, как они еще называются, ямочки, трубочки. Потом это все отражается на клеточном уровне, где-то там на задней стенке глаза, и потом это превращается в электрические сигналы, и эти электрические сигналы воспринимает тот, кто видит.

А наука не дает объяснений – кто же это видит, наука может сказать где там колбочки, где ямочки, а кто их воспринимает, наука не говорит, потому что с точки зрения науки сознания нет, меня нет. К чему я говорил? Есть мир, а есть то, как я, будучи человеком, этот мир воспринимаю. Меняя себя, я меняю восприятие мира и, соответственно, я меняю мир. Другими словами, чтобы мир стал хорошим, нужно самому поменяться. Ты меняешься сам, ты меняешь свое восприятие. А что такое восприятие? Восприятие есть мир. Чтобы мир стал хорошим, надо самому измениться. Это не новая истина, но мы сейчас некую логическую цепочку выстроили.

Теперь переносим этот пример в мир преданности. Чтобы увидеть Кришну, чтобы воспринять Кришну нужно поменять себя, поменять свое восприятие таким образом, чтобы преданность твоя была безгранична. Когда преданность твоя безгранична, Кришна не может убежать, Он попадет в твои сети. Кришна сам говорит: «Я становлюсь рабом своих преданных». Конечно, каких преданных? Тех, кто населяет Вриндаван. Мы знаем историю, когда Кришна сбежал от пастушек, а сбежал каким образом? Они Его перестали видеть. Нужно понимать, что Он не просто сбежал, а у них изменилось восприятие, и поэтому им показалось, что Он сбежал. Потому что Он говорит: «Я же никуда от вас не деваюсь, просто вы меня не можете видеть». Но на физическом уровне кажется, что Он куда-то в лес убежал.

На самом деле, что предшествовало тому, когда Он сбежал? Они танцевали с Ним и вдруг каждой из них показалось, что только ее Он избрал, и исполнилась каждая из них гордости, гордыни исполнилась. И говорится «Кришна почувствовал эту гордыню». На самом деле ничего Он не почувствовал, а просто их восприятие изменилось таким образом, что они оказались в одиночестве. Себя, деревья, друг друга они видят, а вот Его они не видят. Почему? Потому что появился маленький-маленький налет гордыни. И вот они отправились на поиски Его. Опять, на физическом плане они шлепают по лужицам, болотцам, среди клещей, комаров и ищут Кришну. Ну а как, в лесу же клещи.

Слушатель: Энцефалитные?

Б. Ч. Бхарати Свами: Энцефалитные, конечно.
Они промокли, босиком, кроссовки промокли у них, и они Его ищут. И как только они отчаялись, как только всякая гордыня, всякий след гордыни исчез в их сердце, тут Кришна предстал перед ними. Не то, что Он появился, из леса вышел, а мы должны на метафизическом плане понимать, они Его увидели, потому что из их преданности ушла всякая гордыня. Другими словами, как только в нас нет совершенно никакой гордыни, тогда это называется Безусловная Преданность, и Кришна обязательно выйдет из лесу, Он обязательно покажется.

Но если есть хоть немножечко гордыни, я уж не говорю о такой гордыни, которую мы с вами носим, то мы будем испытывать преданность, мы будем испытывать влечение к Богу, но, согласно закону бхакти, то есть глубина твоей преданности задает твое видение Бога. Если наша преданность смешана с гордыней, мы будем видеть какую-то другую ипостась Бога. Как я говорил, это может быть любая из ипостасей Вишну, любая из других Божественных ипостасей. Это может быть бесформенный Великий Бог, Аллах, это может быть персонифицированный Сын Божий, это может быть выдуманный или воображаемый Бог Отец, который, как Его рисуют там, в небесах, Творец, как у Микеланджело, или там две руки, помните в Нокиа. Нокиа, когда включаешь, там две руки, видели? Это картины. Connecting people, это значит рука Бога и рука подключившегося. Это картина в Ватикане, где Бог протягивает руку. Но в Нокии только две руки. Там такие пальцы.

То есть глубина преданности определяет какой ипостаси Бога ты будешь предан. Если преданность чистая, то только Кришне. Поэтому Ваш вопрос: «Есть ли разница между преданностью христианина и преданностью раба Божьего бхакты» — конечно, разница есть, и эта разница в глубине преданности. Если объект преданности для христианина – это Святой Дух, это Иисус Христос, то его преданность качественно более худая, менее качественная, чем преданность идеального бхакты, преданного Кришны

Слушатель: Кто любит Христа приходит в рай, а ад это то, что его не удовлетворяет, что же Он постоянно следит, получается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Это надо спросить у христианина. Думаю, да. Есть некий стандарт, за который Иисус Христос… некие рамки, за которые Он не может выйти. Я не знаю, Вы этот вопрос задайте святым отцам, старцам, спросите: «Если вдруг перед Вами явится Христос, снимет трусы и начнет бегать, будете ли Вы к нему так же относиться?»

Слушатель: смех.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вам скажут, что «Этого быть не может». Тогда Вы спросите: «Так что, Иисус Христос не может делать, чего хочет? То есть вы Иисуса Христа ограничиваете? А вдруг на Тайной Вечере Он хлебнет большего?» Может? Может. И пустится в пляс по этому столу. Видели, там стол такой, да? Начнет метать тарелки, безобразничать. Вы так же будете к Нему относиться? Вряд ли. Вернее, они сразу эту идею отметут, потому что Он не может голый плясать на столе.

Слушатель: Махарадж, а может изображение быть Христа с бородой уровень служения как Кришне?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не может. Джива Госвами определяет, один из законов бхакти. Глубина преданности определяет тот облик Бога, который тебе является. Мы видим на примерах в «Бхагаватам» когда Кришна вошел в царский двор в Камсе, и все присутствующие перед битвой увидели Его по-разному. Кришна на кулачных боях дрался с двумя кабанами, амбалами. Как его? Муштика… и какой-то второй там был. И когда Он вышел на ринг, все Его увидели по-разному. Неверующие Его увидели в виде смерти, вышел на ринг Кришна, а неверующие, они думали, что это баба в черном плаще с косой. То есть там Кришна стоял, а они думали, что баба с косой. Родственники увидели Его своим соплеменником и стали Его подбодрять «Давай, давай, давай, малой, давай», а те девы, которых Он обесчестил в юности, видели в Нем Прекрасного Похитителя своих сердец. Камса увидел в нем громовую молнию. Все увидели Его по-разному. То есть в зависимости от, Кришна же, Он один, но в зависимости от нашего отношения, от нашей преданности Ему, мы Его видим по-разному — От Смерти до Похитителя Сердец.

Слушатель: Махрадж, может быть это потенциал преданности, то, на что способна душа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, преданность.

Слушатель: Ну, пример в проекте изображение одно, а …

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Про изображение говорили. На заборе тоже написано, а доску отодвинешь – там все бурьяном заросло.

Нужно понимать, что изображения, которые мы вешаем на алтаре, это не изображения Кришны. Это может быть изображен Кришна, но мы видим в нем не Кришну, мы видим в нем доброго мальчугана, который спасет нас от тревог, хлопот, некой надежды. Если мы будем Ему верны, мы попадем в эту самую картинку, соответственно, на алтарь. Кришна же на алтаре, если мы попадем во Вриндаван, то мы тоже будем на алтаре. А на алтаре хорошо – че, сидишь себе и стоишь, тебе подносят, благовония тебе раскуривают.

Слушатель: То есть, человеку заранее предопределено, в какую религию его тянуть будет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Предопределено, но предопределено его настроением. Это не то, что всех расписали.

Слушатель: Ну, я понял.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если твоя преданность обусловлена, то есть ты объекту преданности ставишь какие-то условия или какие-то рамки, то в зависимости от ширины этих рамок ты видишь Бога, так или иначе. Если ты Богу ставишь чудовищные рамки, ты Ему говоришь: «Вот таким я Тебя принимаю, как Бог, а вот таким не принимаю», то Он будет вообще каким-нибудь истуканом шаманским. То есть чем дальше ты раздвигаешь рамки своей преданности, тем больше и больше Господь является. И когда рамок вообще нет, то это Кришна.

Слушатель: А возводить рамки это значит практика…

Б. Ч. Бхарати Свами: Опыт, отчаяние, следующий шаг за отчаянием, это когда ты Ему не ставишь никаких рамок, потому что у тебя надежды не осталось. И эта цепочка «надежда – желание – мысль». Надежда формируется в желание конкретное, конкретное желание уже в мысли. Когда ты отметаешь мысль, желание по отношению к Богу, то есть ты Его не ставишь в рамки своих мыслей, ты не задаешь Ему своих желаний, и следующий бастион последний рушится, что и надежд у тебя с Ним никаких не связано, ты уже не надеешься ни на что. Соответственно, когда кончается надежда, что наступает? Отчаяние. Вот когда наступает отчаяние, тогда Господь является как Он есть. А покуда есть хоть какие-то надежды, то это вплоть до Господа Рамачандры или даже Кришна Дваракеша, то есть Кришна – Повелитель Двараки.

Но Изначальный Господь, Кришна, с пастушками во Вриндаване, требует, чтобы рамок никаких не было. Сегодня как раз День Явления Лалиты. Лалита как раз та самая ее функция она – правая рука Шримати Радхарани, она уничтожает последние рамки преданности. Шридхар Махарадж говорит, что она порой ходит по домам во Вриндаване и вербует души, которые с Кришной в каких – то отношениях, вербует их в возлюбленнические отношения. Она стучит. «Кто там?» «Это Лалита». «Что надо?» «Вы к Кришне как относитесь?» «Как к соплеменнику, я пастух – он пастушок». «Нет, нет, нет. Ты должен влюбиться в Него».

И если ей удается, то этот самый пастух, старший, соплеменник, становится пастушкой. Это выглядит как? Помирает. Ногу сломал и умер. Или с дизентерией – водой напился отравленной и умер. Но появилась какая-то другая пастушка, вдруг, откуда, чья-то дочка. И так всегда и была. Не то, что все собрались «А ты откуда взялась?» Все уверены, что она всегда такой была. То есть Лалита вербует в мадхурья расу. Ее задача.
Какие-то еще возражения?

Слушатель: А в духовном мире опять нужно работать над собой, ну над эгоизмом, спокойствие там..?

Б. Ч. Бхарати Свами: Спокойствие. С Кришной – нет, не будет. С Вишну и с Иисусом Христом точно будет. А там же Иисуса Христа и не видишь. Ты получил спасение, а дальше Он тебе не нужен.

Слушатель: Но, ты же с Богом.

Б. Ч. Бхарати Свами: С Богом, но не с Иисусом Христом.

Слушатель: Но это же три ипостаси.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они втроем сидят там, что ли?

Слушатели: смех.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, нет. Иисус Христос сидит в судилище, и когда наступит последний день… У Него есть книга, кадастровая, там все записаны кто, 144 000, они все записаны. Наверно, там сейчас, в связи с новыми технологиями, носителей больше, там уже гигабайты пошли и имен больше. Но Иисус Христос тебе говорит попал ты в рай, духовный мир или не попал. Если попал, значит ты проходишь. Идешь туда, тебя ангелы под ручки тащат, потому что тебя, значит, после вчерашнего…

Слушатели: смех.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они тебя доставляют. А дальше ты уже наслаждаешь. А Иисус Христос так и сидит в предбаннике. Он тебя либо в ад, либо в рай. Если ты прошел Судилище, то ты там уже наслаждаешься, а Он, извините, свою работу, свой крест по-прежнему тащит.

Слушатель: Нет, Он не отличен от Бога, Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, это одно и тоже лицо.

Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем их втроем тогда рисуют? Если это – одно и то же лицо. Тогда у христиан последний козырь «Вы просто этого не понимаете». Ну, ладно.

Слушатели: смех.

Б. Ч. Бхарати Свами: Действительно, как бы, люди…

Слушатель: Понятно же, что Божество и Кришна – это одно и то же? Как же так?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы не говорим, что это – одно и то же. Мы говорим, что Кришна явился в облике Божества.

Слушатель: А, почему вы решили, что божество это то же самое, что Кришна?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это то же самое, но у Кришны есть ипостаси. Иерархия ипостасей. Вы можете и камню кланяться. Это тоже один из обликов Кришны, но какой облик Кришны? Очень-очень далекий от изначального. Это как есть оригинальная денежка, а дальше вы с нее делаете ксерокс, с нее делаете ксерокс, с нее делаете. И миллионный оттиск тоже будет каким-то образом напоминать оригинальный, но миллионный и второй – они разные. Точно так же, например, божество в храме – это тоже оттиск Кришны, тоже ипостась Кришны. Но гуру, преданный, тоже оттиск Кришны, но он ближе к Кришне, чем божество в храме. То есть в этой иерархии мы преданному отдаем большее предпочтение, чем изваянию в храме.

А камню отдаем еще меньше предпочтение. Книге отдаем еще там какое-то предпочтение в иерархии. Есть целая иерархия. Иисус Христос – это тоже облик Божий, но это может быть какой-то сотый или двухсотый.

Слушатель: А Чайтанья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Чайтанья – это сам Господь, но это Радха и Кришна вместе.

Слушатель: Получается, что он одновременно был там и был здесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не понял.

Слушатель: Одновременно Кришна был во Вриндаване и при этом Он был здесь как Чайтанья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Когда вы смотрите телевизор, и ведущий говорит… Он одновременно в вашей комнате и там, на студии. Или когда вы устраиваете видео-чат с кем-то, он у вас здесь сидит в комнате, но он же и там сидит. Это его облик.

Слушатель: А с Христом такое не возможно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Христос – это облик Всевышнего. Это один из обликов Всевышнего.

Слушатель: Получается это Бог.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но если вы говорите, что Бог – это Иисус Христос, плюс Святой Дух, плюс Отец, тогда Бог не полон, потому что Его можно на части разделить. Значит, Иисус Христос – это неотъемлемая Его часть, это Его ипостась, другими словами. Если, например, мы берем Троицу. Если мы, вообще, Иисуса Христа уберем, Бог останется, или Он уже будет ущербный?

Слушатель: Вообще-то нельзя, потому что это как целое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это целое, единое. Вот я и говорю, что Иисус Христос – это один из обликов.

Слушатель: А Чайтанья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Разные Чайтаньи. У Чайтаньи есть облик или аватар – это проповедующий Чайтанья. А есть Чайтанья, когда они вместе со Шримати Радхарани, Кришна и Шримати Радхарани. То есть Кришна во Вриндаване без Шримати Радхарани, но когда они вместе, то это Чайтанья. Это все равно, что как монету увидеть, вот мы можем видеть либо орел, либо решку. Вот если вы умудритесь увидеть одновременно и орел и решку, то это будет Чайтанья – Шримати Радхарани и Кришна. Если вам удастся вместе увидеть, то это будет Чайтанья.

Поэтому, как вы говорите, Чайтанья был связан некоторыми правилами. Почему? Потому что объект преданности, Кришна, не связан никакими правилами. Он совершенно взбалмошный тип. А вот Его преданная действует по правилам. Шримати Радхарани, ее любовь, она привязана к Кришне, поэтому мы говорим, что, вот Чайтанья, он не вел себя как Кришна, потому что в нем еще и Шримати Радхарани была. Она не позволяла Кришне вести себя безумным способом. Точнее, Кришна был «обличен» в Шримати Радхарани, были некоторые рамки поведения.
А в чем Ваш вопрос был, я так и не ответил?

Слушатель: Нет Вы ответили, про то что, Шри Радха и гопи, все любят Кришну…

Б. Ч. Бхарати Свами: Всегда придется с этим бороться. Дело в том, что преданность нужно доказывать все время. Это такая теорема, которая требует ежесекундного доказательства, не то, что «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Это один раз доказали и достаточно. А здесь каждый раз надо доказывать. Как бы еще сказать, что если вы не сделали, если вы не делаете для Кришны все, каждое мгновение, то вы делаете для Него недостаточно.

Слушатель: Там все-таки будет лучше, чем здесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Там точно не будет покоя. А там как будет я не знаю. Там покоя не будет.

Слушатель: Сам Он не устает от этого?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть устает, но вида не показывает. Нет, там есть периоды отдыха, когда пастушки были похищены Брахмой, целый год они ничего не делали, отдыхали. Кришна стал этими самыми пастушками, которых похитил Брахма. Брахма, помните, похитил? Кришна не стал с Брахмой спорить, все-таки Брахма – это гуру. Он первый гуру в нашей сампрадаи, и Кришна с Ним не стал спорить, Он просто себя «продублировал», и Он, в виде этих многочисленных пастушков и телят приходил вечером домой после пастбища, после дневных обязанностей, и дарил любовь своим этим новым матерям. У Кришны же мама – Яшода, да?

Возникает вопрос «Так что, только одна матушка Яшода имеет с Кришной родительские, материнские отношения?»

Нет. В это самое время, в этот самый год Кришна со всеми пастушками Вриндавана имел сыновьи отношения, позволил им испытывать любовные отношения к Нему, как к матерям, и отцов как к своим чадам.

Это вечное детство, по-моему, это самое прекрасное, что может быть. Ведь что такое духовный рост? Что такое преданный? Как Шридхар Махарадж, у него книга есть «Поступательные движения предавшегося слуги», мы поем эти молитвы из его книги, прогрессивная преданность.

Ведь что такое «поступательные движения к Кришне? Это возвращение себе невинности. Только в отношениях с Кришной можно быть совершенно невинным. И Кришну привлекает только наша невинность, как только мы, или как только или покуда, мы еще, как это называется, «дамы с прошлым», Кришну это не интересует. Покуда, у нас есть немножечко матерости, Кришну это не интересует. Его интересует совершенная невинность.

Возвращение к Кришне – это возвращение невинности. И как только мы начинаем, даже если, вернув себе невинность, мы начинаем немножечко «матереть», то Кришна исчезает.

 

Транскрипция: Людмила
Корректор: Мария Борцова

 

Аудиокнига Шримад Бхагаватам 1. Читает Сергей Русскин

 

Другие материалы раздела

2011-01-23

Шримад Бхагаватам 1. «Вступление» Текст 1

2011-01-30

Шримад Бхагаватам 1. «Вступление» Тексты 2 и 3

2011-02-02

Шримад Бхагаватам 1. Глава 1 «Вопросы мудрецов»

2011-02-13

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 1–11

2011-02-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 12–22

2011-02-27

Шримад Бхагаватам 1. Глава 2 «По ту сторону зримого бытия» Тексты 22–34

2011-03-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 1–30

2011-03-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 3 «От непроявленного к проявленному» Тексты 31–44

2011-04-10

Шримад Бхагаватам 1. Глава 4 «Раздумья Вьясы»

2011-04-24

Шримад Бхагаватам 1. Глава 5 «Беседа Нарады и Вьясы» Тексты 1–16

2011-05-08

Шримад Бхагаватам 1. Глава 5 «Беседа Нарады и Вьясы» Тексты 16–40

2011-05-22

Шримад Бхагаватам 1. Глава 6 «Судьба Нарады»

2011-05-29

Шримад Бхагаватам 1. Глава 7 «Наказание сына Дроны» Тексты 1–11

2011-06-12

Шримад Бхагаватам 1. Глава 7 «Наказание сына Дроны» Тексты 12–58

2011-06-19

Шримад Бхагаватам 1. Глава 8 «Спасение Парикшита и молитва Кунти»

2011-06-20

Шримад Бхагаватам 1. Глава 9 «Исход патриарха Бхишмы»

2011-06-26

Шримад Бхагаватам 1. Глава 10 «Отбытие Кришны в Двараку»

2011-07-17

Шримад Бхагаватам 1. Глава 11 «Стольный город встречает своего Повелителя»

2011-07-24

Шримад Бхагаватам 1. Глава 12 «Рождение Парикшита»

2011-08-21

Шримад Бхагаватам 1. Глава 13 «Дхритараштра покидает дом»

2011-09-04

Шримад Бхагаватам 1. Глава 14 «Арджуна приносит весть об исходе Кришны»

2011-09-05

Шримад Бхагаватам 1. Глава 15 «Уход Пандавов»

2011-09-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 16 «Беседа Земли и Закона»

2011-09-07

Шримад Бхагаватам 1. Глава 17 «Наказание и помилование вздорного простолюдина Кали»

2011-09-08

Шримад Бхагаватам 1. Глава 18 «Сын брахмана проклинает махараджа Парикшита»

2011-11-06

Шримад Бхагаватам 1. Глава 19 «Явление блаженного Шуки»