Шримад Бхагаватам 1. Глава 19 «Явление блаженного Шуки»
Б. Ч. Бхарати Свами: Глава 19-я, 1-я Книга «Шримад Бхагаватам». Глава называется «Явление блаженного Шуки». Здесь на сцене появляется тот самый Шука, блаженный юнец.
Текст 1. Сута продолжал:
– Итак, по пути домой государь горько жалел о том, что обошелся с древним старцем в высшей степени непочтительно. И, не находя оправдания своему поступку, он думал, как искупить вину.
Текст 2. Господь, — размышлял Парикшит, — определил своим наместником на земле оберегать духовное сословие, я же преступил Божью Заповедь, и мне нет и не может быть оправдания. Так пусть же постигнет меня кара Божья – чем скорее обрушит Он гнев на раба своего, тем скорее искуплю я свое прегрешение.
Имеется в виду не на какого-то раба, а на себя — он сам искупит свое прегрешение. Понятно, да?
Слушатель: А, он про себя говорит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, что не на какого-то абстрактного раба Божьего, благодаря которому он искупит свой грех.
Текст 3. Пусть лишит меня Господь всех богатств и власти. Пусть отберет и самое мою жизнь, и тем преподам я последний урок своим подданным. Пусть знают они, что ожидает всякого, кто нерадиво исполняет свою должность, и кто покушается на благополучие служителя духа.
«Служитель духа» — это по-русски «брахман». Брахма — означает «дух». «Брахман» — «духовный», ну, или «служитель духа».
Текст 4. И когда Парикшиту донесли о том, что юный брахман приговорил его к смерти от укуса летучего змея, Парикшит принял это проклятье как благословение свыше, как дозволение Господа скинуть с себя опостылую ношу и умертвиться для мира.
Текст 5. Парикшит немедля призвал к себе своих советников и объявил им, что сей час покинет царские чертоги, что остаток дней своих он намерен провести на берегу Ганги в посте и думе о лотосных стопах Кришны.
Текст 6. Да найдет всякий смертный свой последний час убежище в водах, благоухающих от листьев туласи, смешанных с пылью лотосных стоп Кришны, — в тех водах, что омывают вселенную, коснувшись чела ее невозмутимого владыки Шивы.
Мы в прошлый раз говорили, что у Господа стопы пахнут листьями туласи. И эти четверо юных отроков – старцев, которые не смогли вырасти, остались… Есть такая болезнь, когда ребенок не вырастает. Вот и у первых сыновей Брахмы, видимо, было генетическое отклонение. Их назвали «сан», то есть «дитяти». Хотя они по возрасту вторые после Творца, тем не менее, они выглядят как четырехлетние дети. И они склонны были к умствованию, к размышлению, к «кабинетному философствованию». И когда они решили исследовать просторы Вселенной, а для мудреца исследовать просторы Вселенной – это не значит с рюкзаком ходить на Альфа-Центавру и на кораблях летать, он разумом своим постигает мироустройство и тем самым он постигает Вселенную.
И в своих думах они наткнулись на пределы Вселенной, на некую оболочку — дальше разум уже был бессилен идти. Они заключили, что это есть пределы Вселенной, потому что разум уже не может идти дальше. И каким-то образом они смогли «протолкнуть» эту оболочку своим рассудком. И вдруг они почувствовали запах. То есть они рассудком исследовали Вселенную, и вдруг им почувствовался запах. Это был приятный запах, пульсирующая музыка, какие-то непонятные брызги благоухающего блаженства, и они решили пойти туда. И навеки предались Кришне. То есть они к Кришне не понаслышке, а по запаху пришли.
Это первая часть истории. Вторая часть, когда Господь, явился в облике карлика и спросил у врага своего брата, врага Индры, клочок земли для себя и, получив разрешение, Он двумя шагами разбил Вселенную. Первым шагом он покрыл от дна до середины Вселенной, до Земли, а вторым шагом от Земли метнулся к высшим сферам и пальцем ноги пробил оболочку. И оттуда хлынула вода, которая омывает стопы Вишну. Та самая вода, запах которой прислышался этим кумарам. Она хлынула в это отверстие и, чтобы не смыть всю Вселенскую конструкцию , Господь Шива принял эту воду на свою голову. Господа Шиву рисуют, как на Него падает струя воды, и потом она уже не так стремительно ниспадает вниз. Это та самая Ганга. И она пахнет туласи.
Здесь Рупа Госвами говорит: «Я желаю, чтобы всякий в свой последний миг, почувствовал запах этой воды, воды, пахнущей туласи. Чтобы он нашел убежище в благоухании в этой воде, чтобы эта вода его унесла. Отсюда традиция в Индии- люди перед смертью приходят в Праяг или в любое место по течению Ганги и свои дни проводят на берегу Ганги. Это та самая Ганга, которая ниспадает с чела Шивы, придя со стоп Вишну. Они проводят свои последние дни перед смертью у Ганги, а потом их прах развеивают. Это традиция. И чтобы эту традицию оправдать, естественно, креативный индийский народ придумал эти истории. Мы же серьезные люди, мы же серьезно в это не можем верить? Что какие-то воды льются, Шива какой-то… Мы же не верим в эти сказки.
То ли дело – космонавты летают и смотрят в свой телескоп и говорят нам, что темная материя, взрыв сверхновый, маленькие карлики, синие карлики, ну, они навыдумывают. Я недавно читал, что Земля гораздо больше, чем она нам кажется. Ученые просчитали массу, и оказалось, что такая масса не способна быть в таком объеме, как Земля. Последний тренд. Поэтому, пусть они там разберутся как мир устроен, пусть они придут к единому мировоззрению, и мы с удовольствием это примем, а пока мы будем «верить в сказки». Это же красивее, чем телескопы- воды стремительно ниспадают на владыку мира, Шиву, омывают все ярусы Вселенной, а Вселенная – это стебель лотоса, на вершине которого блестящий лотос с тысячами лепестков золотистого цвета, в центре которого восседает четырехликий Брахма. По разные стороны Его обители сидят Бог Луна, Бог Варуна, Шива и Бог Смерти, судья. Это же красиво.
Текст 7. Там, на берегу Ганги, в молитве Единому Спасителю, царственный отшельник приготовился встретить посланца своей смерти – страшного змея Такшаку, и тем навсегда освободить себя от бремени мира.
Текст 8. Случилось так, что в то же время, также на берегу Божественной реки сошлись в многочисленном собрании великие старцы и пророки, мудрецы и царственные подвижники, волхвы, вселенские патриархи, кои одним своим присутствием способны преобразить всякое место на земле в святилище Божье.
Если какой-то великий человек посетил какое-то жилище, то там вешают памятную табличку. Тем самым он одним своим присутствием освящает это место, например, место, где трагически погиб Хорст Вессель. Или место на Таганке – там напротив нас кожно-венерологический диспансер, и там висит табличка, что «в этом месте, возле этого дома в 1905 году погиб рабочий Астахов в борьбе с казацкими дружинами, защищая правое пролетарское дело». Одним своим присутствием этот рабочий Астахов освятил этот дом, и так он стал святилищем, так он превратился в кожно-венерологический диспансер.
Здесь подобная история, только там, на берегу Ганги, северней Дели своим присутствием освятили это место старцы, пророки, мудрецы, царственные подвижники, волхвы, вселенские патриархи. Как раз туда пришел царь отрекаться от мира.
Тексты 9-10. Были среди них и Атри с Васиштхою, и Чйявана с Шарадваном, и Ариштанеми, Бхргу, Ангира, Парашара, Вишвамитра, Парашурама, Утатхйя, Индрапрамада, Идхмаваху, Mедхатитхи, Девала, Арштишена, Бхарадваджа, Гаутама, Пиппалада, Mайтрейя, Аурва, Каваша, Кумбхайони, Двайпайяна Вьяса и вечный скиталец и певец истины Нарада.
Текст 11. Приблизившись к месту своего последнего подвига, царственный отшельник увидал, что оно полно мудрецов, небожителей, могучих волхвов и повелителей высших миров. Немало изумленный, государь низким поклоном приветствовал диковинное собрание.
Текст 12. Истинно, в тот час берег Ганги сиял животворящим светом, точно небо в звездную ночь…
Те, кого мы сейчас перечислили, к ним относится восемь Васу, мудрецов. Они, на самом деле, звезды. Мы их видим нашим физическим зрением, мы видим их ночью, как звезды, но мы не способны видеть их лики, мы не способны видеть их движение, мы не способны видеть их антураж. Нашему видению они предстают как звездочки на небе. Но как у яркой лампочки мы не способны видеть ее пружинку, видеть очертания стеклянной колбы, мы видим просто свет, мы не способны проникнуть в детали. Так же эти святые. Кстати, по ним и составляют гороскоп, когда ребенок рождается. Кто покровительствует в этот момент или кто отсутствует в этот момент, с какой стороны, то там, то сям, в каком доме, куда он уходит, куда он приходит. То есть этот мудрец не просто присутствует, а в это время он направился куда-то. Все это у звездочета рассчитывают.
Звезды – это личность, так же как в нашем обыденном опыте мы говорим «звезда эстрады» или «звезда науки», «звезда мудрости» — это те самые звезды, которые своим несовершенным физическим взглядом мы воспринимаем как лампочки. Здесь такая метафора, что «берег Ганги сиял животворящим светом, точно небо звездной ночью», то есть когда все звезды присутствуют. Парикшит увидел личности этих звезд, и он удивился, что пришел уединяться, а тут все звезды концерта, гала-концерт. Правильно? Итак.
…Истинно в тот час берег Ганги сиял животворящим светом, точно небо в звездную ночь. Сложив ладони перед лицом, государь известил присутствующих о своем решении встретить смерть в покаянии и молитве.
То есть вот пришел и говорит: «Я буду каяться и молиться». Они, собственно, его и не спрашивали даже об этом. Парикшит пришел, увидел собрание предков и говорит: «Здравствуйте, я решил встретить смерть в покаянии и молитве».
Текст 13. О, почтенные мужи, – сказал Парикшит, – ни одному земному царю еще не выпадала удача лицезреть столь представительное собрание духовных вождей Вселенной. Чем обязан я столь высокой милости? Не про вас ли ходит молва, что вы бежите общества власть имущих, сторонитесь сильных мира сего, как ямы с нечистотами.
Текст 14. Я оказался здесь, дабы, покойно, вдали от суеты мира встретить смертельное проклятье, любезно ниспосланное мне юным жрецом. Я здесь, дабы стряхнуть с себя оковы страха, что удушают всякого мирянина. Но что заставило вас, в высшей степени существ отрешенных, собраться в нынешнем месте?
Текст 15. Все то время, что отведено мне прежде, чем ядовитый аспид – исчадие ада свершит брахманское проклятье, я желаю провести в думах о чудных играх Спасителя. И да поможет мне матушка Ганга очиститься духом, и да поглотит она мою бренную плоть.
Текст 16. Если же смерть не принесет мне спасения и принужден я буду снова родиться в зримом мире, все, о чем молю я вас, о, могучие волхвы, благословите меня, чтобы я не забывал о Всевышнем во все дни свои, был добрым другом всем чадам Божьим и всегда оставался скромным слугою для рабов Его.
Здесь Парикшит говорит о том, что, если смерть не принесет ему избавления, то он хочет всегда помнить о Господе, хочет быть добрым ко всем живым существам и не питать к ним ненависти, зависти и всегда быть возле преданных. Скромно — подле рабов Его. Молитва Парикшита. А если смерть принесет ему избавление, естественно, чему быть, слугой возле рабов Божьих и быть добрым к живым существам.
Текст 17. Сута продолжал:
– С этими словами прежний властелин великого царства Куру, ныне взятого под опеку его старшим сыном, опустился на циновку из священной осоки, и обратил весь слух свой к мудрому собранию.
Текст 18. Тот же час на южный берег Ганги — супруги великого океана, из Поднебесья пролился благоуханный дождь цветочных лепестков, и под бой райских барабанов зазвучали хвалебные песнопения.
Подле четырехаккордной сирены. Небесные девы, обольстительницы, это то, что в греческой мифологии «сирены». Они поют такими многоаккордными голосами.
Слушатель: А правда, что они не моргают, и у них какой-то запах с тел, который за несколько километров распространяется?
Б. Ч. Бхарати Свами: Запах – да, но не моргают – не могу сказать.
Слушатель: Ну, они смотрят, у них глаза не моргают.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но они и не отбрасывают отражение в зеркале. Они чрезвычайно обольстительны – это факт. Была история, когда они пытались обольстить мудрецов-отшельников Нару и Нараяну, сыновей Атри. И они всем своим кагалом спустились к мудрецам Наре и Нараяне, который в Гималаях по сей день вершит свой подвиг. Господь явился в двух лицах – Нара и Нараяна. И они стали Его обольщать песнопениями, своими формами. И тогда Господь Шива вышел из себя, Он гневом рассеял всех этих обольстительниц. Господь Шива способен гневом любой соблазн от себя отвести. Но сам гнев Он не сможет сдержать. Отшельник благодаря своему воздержанию обладает такой силой, что может одолеть гневом любого врага. Но усмирить свой собственный гнев он не может.
Гнев – это некое существо и оно персонифицировано в Ведах именем Кродха. А Нара и Нараяна не возмутились в отличие от Шивы. Они стали из своих тел стали извлекать, расширять, выдавать красавиц пуще тех, кто их обольщал , и тем стало стыдно.
Слушатели: смех.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они стали красивые женственные формы дублировать из себя и те просто от стыда разбежались. Никакие пристальные взгляды и музыка не помогла.
Текст 19. Похвальными возгласами отозвались великие учители на желание Парикшита разорвать узы мира. Сердце мудреца всякий раз возликует, прознав о том, что некий мирянин вознамерился отвратиться от гнусных прелестей – богатства, власти, нежных утех, дабы в трудах духа стяжать блаженную вечность.
Мудрецы всегда радуются, когда мы решаем отказаться от утех, богатства, власти.
Текст 20. – Как радостно нам, о потомок Пандавов, что ходили в друзьях с Самим Кришною, видеть тебя без знаков власти и величия. Как радостно нам слышать, что не мил тебе более твой престол, сплавленный из доспехов и шлемов поверженных тобою бесчисленных царей.