«Теория относительности»
«Теория относительности» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 24 ноября 2007 года (скайп каст)
- О квантовой физике. Все относительно (00:00)
- Мир есть число (11:02)
- Учение Адвайты (24:53)
- Нужно ли помогать человеку, если видишь, что он запутался (37:11)
- Наши ценности определяют наших наставников и положение (41:22)
- Что такое святое? (60:30)
https://www.youtube.com/watch?v=DCPS7L3_xYs
О квантовой физике. Все относительно
Б. Ч. Бхарати Свами: Это не физика, потому что физика рассматривает явления тел, которые можно подвергнуть чувственному опыту. Тела, над которыми можно поставить эксперимент, являются предметами для физики. А квантовая физика рассматривает материю своей основой, берется за предпосылку постулат, что материя квантована. Т.е. материя не плавная, а она квантована, или прерывная, точнее сказать. В современном электрооборудовании если увеличить звук, то вы не можете его увеличивать плавно, вам придется по цифрам увеличивать: будет один, потом два, потом три, а промежутков нет. Точно так же есть такое предположение, что материя квантована. Она не плавная, она прерывистая.
Кванты этой материи, основы материи, являются предметом рассмотрения квантовой физики. Мы часто пользуемся выражением «бред и бесконечность». Вот это как раз из квантовой физики. Например, квант обладает такой же энергией, как и несколько квантов. Если один квант сталкивается с несколькими квантами, он может их распулять в разные стороны, а сам продолжит свое движение. Тогда как в физическом мире это невозможно. Если тело имеет бóльшую массу, оно сильнее воздействует на другие тела при столкновении. Если корабль столкнулся с лодкой, то корабль продолжит свой путь и замедлит свою скорость на величину пропорциональную весу или массе лодки. Если два корабля одинаковых столкнутся, то они остановятся или разлетятся в разные стороны, а если огромный корабль и маленькая лодочка, то он чуть-чуть замедлит свой ход и продолжит дальше, тогда как лодка улетит.
В квантовом мире все по-другому: там один квант может столкнуться с другим, и они вместе полетят в одну сторону или пройдут друг через друга. Вес одного кванта вполне может быть равен весу всей Вселенной — то, что мы называем «бред и бесконечность».
Слушатель: Махарадж, т.е. там вообще никакие правила не действуют? Нет никаких, скажем так, законов, описывающих квантовый мир?
Б. Ч. Бхарати Свами: Физических законов нет. Понимаете?
Слушатель: А как же тогда вообще квантовая физика существует, если не за что вообще схватиться?
Б. Ч. Бхарати Свами: В том-то и дело, что это называется квантовая физика, но это скорее математика. Квант — это просто обозначение. Как мы говорим: «Электрон». Электрона не существует. Электрон — это вероятность, что здесь есть импульс, т.е. даже не сам импульс, а вероятность этого импульса. Обозначение вероятности. Вот так же и квант. Квант находится в сфере математики, а не в сфере физики. Если вы на листке бумаге столкнете две единички, они не будут подчиняться законам физики, т.е. жирная единица и тоненькая единица при столкновении, при написании будут иметь одинаковый вес. Понимаете, о чем я говорю? Когда вы пишете, например, жирно-жирно один плюс один, но вторую единичку маленькую-маленькую, то у вас все равно получается два.
Форма или обозначение кванта не играет роли. Это тот самый рубеж, где пытаются соединить физику и математику. Почему? Потому что физика с самого своего зарождения, со средних веков, в частности Ньютонова физика, тяготеет к математическим формулам. Физика не была бы точной наукой, если бы она не припала к стопам математики. Почему? Потому что чем оперирует физика? Физика оперирует массой, например, или физика оперирует инертностью. Но что такое масса? Масса — это величина давления одного тела на другое тело, но, скажем, из физики известно, что масса предмета на экваторе больше, чем масса предмета на Северном полюсе. Тогда какая масса у предмета? Как унифицировать физику, если такие вещи, как вес, масса, инертность — это не физические величины, а они зависят от нашего с вами восприятия? На помощь приходит математика.
Мы принимаем массу, скажем, как вымышленную единицу, или вымышленную величину. Скажем, в невесомости масса у предмета одна, а на Земле масса у предмета другая. Поэтому физика всегда тяготела к математике, но, продвигаясь, или больше себя окружая математическими формулами, физика в конце концов пришла к понятию «квант», или предельно малой величине объективного мира. И оказалось, что квант не подчиняется физическим законам. У кванта нет веса так же, как нет веса у единицы на бумаге, потому что это другая величина совсем. В этом и заключается секрет, почему мы не можем себя чувствовать уютно в материальном мире — мире, который мы наделяем чувствами. Потому что мы с вами из непрерывного мира или мы говорим: «Из духовного мира». Мы принадлежим миру сознания. Сознание непрерывно. Почему? Потому что сознание и есть та самая предельно малая частичка.
Есть два вида сознания: брахмáн, или огромное, вселенское сознание, оно неделимо, как неделима бесконечность, и есть с другой стороны предельно маленькая частичка сознания — это мы с вами. И мы тоже неделимы. Брахмáн, или общее сознание, неделим. Вот, Инициатив говорит, что «из школьного курса это называется весом». Это верно. В школьной физике используют понятие вес, но вес — понятие очень ограниченное. Вес существует только на Земле. В невесомости нет такого понятия, как вес.
Слушатель: Совершенно верно, потому что там нет понятия ускорения как такового. Я, наверное, не к месту как бы это сказал, но, во всяком случае, вес и масса — это две разные вещи. Масса неизменна не на какой планете. В невесомости и т.д. масса остается неизменной.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я с вами согласен. Вес…
Слушатель: А вес — это усилие, с которым, скажем так, вот это масса давит на…
Б. Ч. Бхарати Свами: У каждого предмета, соответственно, может быть очень много веса: на Луне у предмета один вес, на Земле у предмета другой вес, на Юпитере — третий.
Слушатель: На Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. На Солнце гораздо больше.
Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно, если мы будем пользоваться понятием «вес», то как мы вообще будем описывать явления, физические явления, если у предмета нет веса. На самом деле…
Слушатель: У предмета не может быть веса, на самом деле.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как вы тогда будете строить города?
Слушатель: Города не построим, потому что если нет веса, то нет притяжения.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как вы будете на Земле строить города?
Слушатель: Известно, никак.
Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому мы вынуждены ввести условное понятие «вес». Правильнее сказать, земной вес. И тогда вы можете и колесо построить, и города, и подъемные краны, и самолет построить. Понятие «вес» вводится только для утилитарных целей, чтобы конкретно что-то построить или что-то изменить. Как такового у предмета веса ну не то что нет, он всегда разный. Например, если предмет, известно, разогнать до скорости близкой к скорости света, то у него вес будет или тогда уже масса будет стремиться к бесконечности.
Слушатель: Одним словом, мы пришли к тому, что вес это не качество предмета.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы начнем разбираться дальше, то мы увидим, что и цвет тоже не качество предмета, и запах не качество предмета, и вкус тоже не качество предмета. А что же такое, в конце концов, предмет? Если у предмета нет ни веса, ни протяженности, да? Известно, что чем скорость выше у предмета, тем его протяженность или длина меньше. Так что же это такое? Что же мы с вами наблюдаем и где мы с вами живем, если мир, который нас окружает, или предметы, которые нас окружают, не имеют ни веса, ни запаха, ни цвета, ни протяженности? Как же тогда в нем жить? Поэтому мы вводим условные единицы. Мы говорим: «Это красное, это зеленое». Мы говорим, например: «Это стереофонический звук». Но это нонсенс, потому что стереофонического звука не существует. У нас просто есть два уха. Вот если у нас одно ухо, тогда не существует стереофонического звука. Стерео — это когда у тебя два уха есть. Трехмерное пространство — это когда у тебя два глаза. Горячее — это когда у тебя кожа. Цвет — это когда у тебя колбочки и трубочки реагируют на восприятие.
# 11:02
Мир есть число
Поэтому Пифагор говорит, что «мир — это число». Что он имел в виду? Мир — это число. Это значит, что мир, который нас окружает по природе своей не физический, а математический, т.е. это число. Пифагор первый, кто ввел, на самом деле, квантовую физику в Европе, в нашей цивилизации. Он предположил, что свойства предметов принадлежат не предметам, а принадлежат мне, воспринимающему. Стереофонический звук — это только потому что у меня два уха. Точно так же желтый цвет — это только потому что у меня глаз так устроен. Не существует в природе ни желтого цвета, ни стереофонического звука, а существует мое некое восприятие. Мир не сам по себе. То, что я называю миром, — это просто мое восприятие чего-то. Квантовая физика, придя к заключению, что все в этом мире относительно: бессмысленно взвешивать предметы, бессмысленно замерять их скорость, бессмысленно замерять их протяженность, начинает относиться к предмету как к числу. Грубо говоря, диван мы называем 285. Камень мы называем 481. Все можно оцифровать, но единственное, что нельзя оцифровать — это квант, потому что квант — это единичка.
Все предметы — это просто совокупность квантов, или единичек. Но поскольку квант — это цифры, то окружающие предметы это уже не цифры, а числа. Поэтому я и говорю, что все есть число. Каждый предмет — это просто число. Современному человеку это понять проще. Мы на экране компьютера видим изображение, на экране компьютера двигаются предметы. Когда я смотрю на компьютере ролик из youtube, то я вижу, как движутся предметы, а ко мне-то приходят не предметы по интернету, ко мне приходит просто числовой сигнал, просто комбинация чисел. Но для моего восприятия эта комбинация чисел представляет собой предмет. Понимаете? А на самом деле это просто цифры летят: 1 0 0 0 1 1, а я это вижу как движущиеся предметы. Квантовая физика рассматривает только числа, или кванты.
Слушатель: Махарадж, получается, у них есть бесконечное количество вариантов возможных поведения этого кванта, и они берут какие-то любые из этих вариантов и начинают обрабатывать их с помощью математики?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Заниматься этим можно бесконечно, правильно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что… Поймите меня правильно, я не силен в квантовой физике. Я знаю основу ее, чем она занимается. Я знаю, что квантовая физика основана исключительно на математике. Но как они там все это строят?.. Это просто математика. Причем математика, в которой возможно все. Математика, в которой можно делить на ноль, например. Из нашей с вами школьной математики мы знаем, что на ноль делить нельзя. Также нельзя делить на бесконечность, умножать нельзя на бесконечность, нельзя прибавлять ноль, нельзя отнимать ноль. Нам об этом говорят с самого начала, в самом первом классе, когда мы только начинаем изучать математику: «На ноль делить нельзя». И все, мы это принимаем, и дальше у нас все сходится. Почему нельзя делить на ноль? Откуда взялось это «на ноль делить нельзя»? У нас рука отсохнет или у нас голова взорвется?
В квантовой физике они предположили или Лобачевский со своей «неевклидовой» геометрией предложил: а что, если параллельные прямые сходятся? А что, если можно делить на ноль? Как только он предположил, что можно делить на ноль, можно умножать на бесконечность, можно делить на бесконечность, тогда картина мира, или математика, совершенно изменилась. В квантовой физике четыре может быть равно пяти. Поэтому я и говорю: я не знаю, как они с этим обходятся, как они это все укладывают вместе. Четыре может быть равно пяти. Почему? Потому что четыре разделить на бесконечность. Сколько у нас будет? Ноль. Пять разделить на бесконечность? Тоже ноль. Ноль равен нулю. Следовательно, начало уравнения «четыре равно пяти» тоже вполне оправдано. Точно так же с нулями. Можно поделить на ноль и получится, что четыре равно пяти и т.д. Ноль равен бесконечности.
Дело в том, что если мы будем строить свои отношения с окружающим миром на квантовой механике или на математике Лобачевского, мы не сможем здесь жить. Потому что в квантовой механике можно… Известный афоризм из квантовой механики «не собака машет хвостом, а хвост машет собакой», хвост крутит собакой. С точки зрения квантовой механики это вполне реально. Нет разницы между тем, что собака хвостом виляет или хвост виляет собакой. Тогда как, если у нас собака с вами заболеет и мы повезем ее к ветеринару, и ветеринар на наше горе окажется приверженцем квантовой физики, он собаку не вылечит, потому что он будет хвост лечить. Он будет думать, что хвост крутит собакой. А не дай Бог, если рабочие или инженеры будут приверженцы квантовой механики, то все дома будут рушиться. Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа? Одинаково. Следовательно, с точки зрения квантовой механики вата и железо — это одно и то же. Следовательно, можно построить подъемный кран из ваты.
Поэтому в физике в девятнадцатом веке был принят такой принцип утилитарности. Если мы будем пользоваться такими понятиями, как реальная масса, то мы не сможем в этом мире существовать. Вводится такое понятие, как вес. Вес — это масса вещества на Земле. Тогда мы можем на Земле нормально существовать. Но если мы приверженцы истины, то мы не должны идти на компромисс, мы должны понять, что такое действительно масса, мера инертности. Мы прервались. Инициатив задал вопрос. О чем мы говорили? Квант не является частью физического мира. Почему? Потому что он не поддается законам физического мира. У него нет веса вкуса, запаха, протяженности. Точно так же сознание, или мы с вами, тоже не принадлежим физическому миру. У нас нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, ни веса, ни протяженности. Просто мы принадлежим совсем другой реальности. В этой реальности другие обстоятельства. Мир, к которому мы, как кванты, принадлежим, характеризуется такими понятиями, как воля, чувствование и мышление.
Слушатель: А вы не знакомы с трудами Циолковского?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.
Слушатель: Он жил в библиотеке всю жизнь и проштудировал всех: Спинозу, Аристотеля и Сократа, и всех остальных философов. И он издал такой труд по космологии. Как же он называется… Что-то там про Вселенную. Там тоже пишут про неделимость души, про атом. Я бы вот всем порекомендовал почитать, потому что он там перерыл огромную кучу всей философии за все время, которое было напечатано с древности, и потом изобрел ракету, чтобы человек смог расселяться на другие планеты.
Б. Ч. Бхарати Свами: Понятно. Ну что же, достойный результат осознания того, что душа неделима и вечна. Судя по тому, что он осознал природу души и изобрел ракету, значит, действительно разобрался в смысле бытия. Зрелым плодом его душевных изысканий стала ракета, наверное, он действительно понял смысл существования.
Слушатель: Да, он говорит о том, что надо расселяться.
Б. Ч. Бхарати Свами: Исходя из того, что душа вечна, человечество должно расселиться на другие планеты. Да?
Слушатель: Он говорит как бы так, что это самой собой разумеется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Правда?
Слушатель: Он пытался доказать.
Б. Ч. Бхарати Свами: А вот, например, Шрила Вьясадева. Плодом его душевных изысканий, его духовных поисков стало написание «Шримад Бхагаватам». Он смог описать мир Абсолютной Красоты или попытался описать игру Абсолютной Красоты.
Слушатель: В какое время жил?
Б. Ч. Бхарати Свами: Жил много тысяч лет назад.
Слушатель: Он понял наших предков, которые летали.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот-вот, он точно понял. А Циолковский в результате своих духовных поисков изобрел ракету.
Слушатель: Теперь мы боремся с Америкой.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, должны победить, потому что планет на всех не хватит. Каждому россиянину по планете.
Слушатель: Он там посчитал, что всем всего хватит вообще по горло. Все это байки. Он посчитал, как жить будут люди, сколько триллионов Земля будет жить, сколько там бананов с молоком съедят. Про индийцев там писал тоже, что всем места хватит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Правда?
Слушатель: Все будут в круглых домах жить, чтоб тепло… Куча всяких таких сумасшедших вещей. Это было написано в девятнадцатом веке. Мне кажется, он то ли слепой, то ли глухой был.
Б. Ч. Бхарати Свами: И жил в библиотеке.
Слушатель: Он глухой был, не слепой.
Б. Ч. Бхарати Свами: Понятно. Обязательно надо прочитать.
Слушатель: «Космическая философия» называется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что ж, надо обязательно прочитать.
Учение Адвайты
Слушатель: Можно еще вопрос?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Я узнал недавно об «адвайте», такое понятие. Меня познакомил один человек, случайный знакомый. Я так подумал: «Почему же я раньше об этом не слышал?» Что это такое интересное? Была и йога, адвайта… Вы знаете об этом?
Б. Ч. Бхарати Свами: Адвайта — это философия неделимости. «Двайта» означает двойственность. Адвайта — это отрицание двойственности, т.е. все едино.
Слушатель: Я почитал, мне понравилось.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет ни справедливости, ни несправедливости, нет ни добра, ни зла. Все едино.
Слушатель: Нет двух путей, есть один путь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это по части адвайты.
Слушатель: Есть advayta.org что ли сайт. Я там прочитал. Они там про ариев пишут, что наши предки были не индийцами, не пахарями, а были богами, которые летали по небу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так.
Слушатель: Это чисто их?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, и что дальше?
Слушатель: Стих есть такой про ариев…
Б. Ч. Бхарати Свами: А дальше что? Вывод какой? То, что наши предки летали, а мы теперь…
Слушатель: Они сворачивали время с пространством, словно боги.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так, и что?
Слушатель: Просто, что надо знать всем, что наши предки были не обезьянами и не пахарями, не прятались в пещерах, а были богами, летали по небу.
Б. Ч. Бхарати Свами: А это лучше, чем ползать по земле?
Слушатель: По-моему, это намного лучше.
Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, это не адвайтисты, это жулики. Потому что если вы действительно приверженец философии адвайты, то вам без разницы — летаете ли по небу и сворачиваете пространство или вы сидите в норе. Тогда они просто…
Слушатель: У них там куча лекций с 96-го года, аудиолекций.
Б. Ч. Бхарати Свами: А я не сомневаюсь. Мы же сейчас говорим не про кучу лекций, мы говорим, о том, что они проповедуют. Значит, они что говорят? Что мы пали в результате каких-то процессов?
Слушатель: Я не видел такого, что мы падали.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но если мы с вами ползаем по земле, а они летали. Это значит, что мы находимся ниже их. Правильно?
Слушатель: Нет, я думаю, что они хотели только сказать то, что мы заблуждаемся, когда думаем, что предками нашими были какие-то существа типа обезьян.
Б. Ч. Бхарати Свами: Понятно. А предки наши не заблуждались?
Слушатель: Предки наши… Смотря кем они были.
Б. Ч. Бхарати Свами: Предки, которые летали по небесам, заблуждались или нет?
Слушатель: Я думаю, они не заблуждались, а мы заблуждаемся. Многие из нас заблуждаются.
Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте без «многие». Мы с вами заблуждаемся в общем, человечество? А те не заблуждались. Правильно?
Слушатель: Да но…
Б. Ч. Бхарати Свами: Я повторяю вопрос: следовательно, мы находимся на более низкой ступени развития, чем они?
Слушатель: Мне кажется, я вас понимаю, основной тезис.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так вот, если вы такое предполагаете, то вы не адвайтист, потому что адвайтист, это которому все безразлично. Все едино: мы не можем ни заблуждаться, ни не заблуждаться. Мы с вами не можем ни по небу летать, ни по земле ходить, ни в норах ползать, потому что все едино, есть единый брахмáн. Деление на тех, кто более продвинут и менее продвинут, это только в нашей голове, в нашем воспаленном воображении. На самом деле нет ни более продвинутых, ни менее продвинутых.