«Храм в каждом сердце» 1981.03.06.X
«Храм в каждом сердце» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 6 марта 1981 года
- Истинный смысл веданты (00:00)
- Пракашананда Сарасвати оставляет школу майавады (07:57)
- Две категории джив (11:06)
- Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи (23:06)
- Положение врагов и друзей Кришны (26:26)
- «Падение» с Вайкунтхи (29:31)
- Эксплуатация и жертвенность (35:38)
- Зарождение ложного эго (39:36)
- Проявление Единого Начала во множестве (47:19)
- Жертва, которая не нужна Кришне (59:24)
- Полная амнистия (56:57)
- Положение живого существа в играх Кришны (59:51)
- Храм в каждом сердце (01:05:31)
Храм в каждом сердце
#00:00
Истинный смысл веданты
Шридхар Махарадж: Харе Кришна. Харе Кришна. Гоур Харибол. Тамал Кришна и другие принимают участие в собрании?
Преданный: Да, собрание начинается.
Шридхар Махарадж: Чару Свами приехал?
Преданный: Нет, он еще не вернулся из Калькутты. Возможно, сегодня он вернется.
Шридхар Махарадж: А Бхавананда и Сарвабхавана? Он был болен, я слышал. Ты не знаешь?
Преданный: Я не знаю, выздоровел ли он.
Шридхар Махарадж: Харе Кришна. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Новый друг из Мексики, да?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Харе Кришна. Харе Кришна.
Преданный: Махарадж, можем мы вам задать вопрос?
Шридхар Махарадж: Да.
Преданный: Я слышал, это лока-хита. Даже если наши вопросы могут не быть лока-хита, но ваши ответы всегда лока-хита. Лока̄на̄м̇ хита-ка̄ринау. Чайтанья Махапрабху сказал: «Я чувствую Себя глупцом. Мой Гуру Махарадж сказал Мне: «Томара-муркха. Ты глупец»». Я даже не знаю, каковы правильные, уместные вопросы.
Шридхар Махарадж:
гуру море мӯркха декхи’ карила ш́а̄сана
мӯркха туми, тома̄ра на̄хика веда̄нта̄дхика̄ра
‘кр̣ш̣н̣а-мантра’ джапа сада̄ эи мантра-са̄ра
В Бенаресе, в собрании майавади Махапрабху признался, исповедался. Когда эти санньяси заявили Ему:
— Ты один из нас, Ты принадлежишь к клану Кешавы Бхарати, Ты получил от него санньяс. [В их среде были Его духовные братья.] Ты один из светил нашей сампрадаи, но Ты не приходишь к нам, не встречаешься с нами. И не только это, но мы слышим, что Ты поешь, танцуешь и делаешь так много всего разного. Ты не принимаешь участия в серьезных дискуссиях, обсуждениях веданты и медитации. Как это понимать? Но, видя Твой образ, Твою фигуру, я не могу подумать, что Ты лицемер или Тебе не достает неких качеств. Твой образ свидетельствует о том, что Ты благочестив, сияние исходит из Тебя, Ты светишься. И теперь мы хотим знать: почему Ты этим занимаешься (танец, пение) и не совершаешь медитацию, не обсуждаешь онтологию веданты?
Тогда Махапрабху сказал:
— Мой Гурудев хотел, чтобы Я продолжал воспевать Имя Кришны. Он сказал: «Люди Кали-юги, массы наделены меньшими достоинствами, у них нет качеств, позволяющих обсуждать столь глубокое явление, как веданта. Они должны призывать Имя Господа».
— Да, — ответили Ему санньяси-майавади. — Это не плохо, призывать Имя Кришны. Но почему Ты поешь, танцуешь и делаешь все это?
Тогда Махапрабху сказал:
— Когда подобные чувства стали возникать во Мне, то Я спросил у Моего Гурудева: «Как это понимать? Когда Я призываю Имя Господа, то подобные чувства, сантименты возникают во Мне». И Гурудев сказал Мне: «Да, Ты очень удачлив. Подобные симптомы возникают в Твоем теле и уме». И также Гурудев процитировал фрагмент «Шримад Бхагаватам»:
эвам̇-вратах̣ сва-прийа-на̄ма-кӣртйа̄
джа̄та̄нура̄го друта-читта уччаих̣
хасатй атхо родити раути га̄йатй
унма̄да-ван нр̣тйати лока-ба̄хйах
«Когда реальная преданность нисходит в сердце преданного, тогда эти симптомы неизбежно возникают в нем, поэтому тебе настолько повезло, что ты обрел эту кришна-прему, ты достиг пятой цели жизни». И я продолжаю, — сказал Махапрабху.
Таким образом зашел разговор о веданте, начался диспут, и Махапрабху сказал:
— Истинный смысл веданты не сводится к имперсональной концепции. Но речь идет о персональной, личностной концепции. Почему вы утверждаете, — спросил их Махапрабху, — что Брахман есть высочайшая концепция Абсолюта?
Имперсональное представление: атха̄то брахма̄-джиджн̃а̄са̄, как говорит веданта. Все исходит из этого Начала, все сохраняется Им, поддерживается Им, и все в конечном счете входит в это высшее Начало, дух. Таковы симптомы, характеристики. Савишеша, не нирвишеша, многочисленные дифференцированные, специфические характеристики присутствуют в Нем. Он не может быть имперсональным, нирвишешей, лишенным качеств или признаков». Определенная группа этих санньяси была обращена.
#07:57
Пракашананда Сарасвати оставляет школу майавады
Затем, по прошествии нескольких дней, когда Махапрабху, совершив омовение на Ганге, отправился к Божеству Бинду-Мадхавы в Вишну-мандир, там Он начал петь и танцевать. То было неподалеку, вблизи ашрама Пракашананды Сарасвати. И некоторые студенты Пракашананды Сарасвати сообщили учителю о том, что Чайтаньядев танцует и поет неподалеку Имя Кришны: «Не хотели бы вы отправиться с нами посмотреть на Него?» И Пракашананда Сарасвати в обществе своих учеников пришел в то место, увидел эту сцену и был впечатлен. Он оставил школу майавады и стал учеником Махапрабху и последователем теории вайшнавизма, савишеша, Кришна превыше всего, Кришна-концепция Бога является высочайшей. И некоторые говорят: «Но мы не признаем это мнение, не соглашаемся с этим мнением». Прабодхананда Сарасвати, тот Прабодхананда, который написал множество вещей о Махапрабху, о Навадвипе («Радхараса-судханидхи», «Вриндавана-шатака»). Шишир Гхош, основатель «Амрита-базар-патрики», и другие вышеупомянутые люди считают, что Пракашананда и Прабодхананда Сарасвати Тхакур — это одна и та же личность. Дескать, Пракашананда Сарасвати был настолько впечатлен личностью Махапрабху, что написал все эти произведения. Но мы считаем, что это не так. В «Бхакти-ратнакаре» мы находим: Прабодхананда был дядей Гопала Бхатты, тамильским брахманом, а в Кришна-лиле он есть Тунгавидья. Он не может быть майавади. Тот, кто в Кришна-лиле является столь важной фигурой, не может быть майавади Пракашанандой, никогда. Так или иначе Пракашананда утратил свое положение в школе майавады, присоединился к школе преданности Шри Чайтаньядева и отправился во Вриндаван, где провел последние дни своей жизни, призывая Харинам. Он был лидером майавада-сампрадаи тех дней в Бенаресе. Харе Кришна, Харе Кришна, Гоур Харибол, Гоур Харибол, Нитай-Чайтанья.
#11:06
Две категории джив
Преданный: На днях вы говорили о потенциальном состоянии джив в брахмаджйоти, в Брахмалоке, и также вы говорили о том, как кто-то вступает в духовный мир и пробуждает свою идентичность. Его сознание было словно рассеяно, разбросано. Он словно находился в безумии и не помнил свое духовное тождество, подобно безумцу. В духовном мире, вы говорите, кто-то может словно забыть свое положение и его сознание словно отвлечено. Он словно стал безумен до поры до времени. Как мы можем понять то обстоятельство, что дживы исходят из махат-таттвы? Из Брахмалоки они приходят в саюджья, сарупья или салокья?
Шридхар Махарадж: Я сказал, что существует две категории джив, которые приходят в этот материальный мир. Одна категория — это те живые существа, которые уже пришли из Вайкунтхи, и их приход вызван потребностью, необходимостью нитья-лилы Кришны. Они приходят сюда. Это часть лилы, потребность, необходимость, возникающая в ходе лилы. И другая категория — это те, кто из Брахмалоки. Баланс, состояние эквилибриума нарушается каким-то образом, и начинается движение в Брахмалоке.
Преданный: Начинается движение в брахмаджйоти, да?
Шридхар Махарадж: Да, в брахмаджйоти. И затем благодаря влиянию этого движения свободная воля начинает свое действие, начинает двигаться буквально. Вначале движение общего характера, акхара, то, что зовется акхара, становится кхарой. Акшара-кшара, акхара-кхара начинается. Вначале то было нечто недифференцированное, и затем начинается дифференциация. В действительности есть измерение сознания. Джйоти означает «свет, свет сознания, имеющий природу сознания». Начинается дифференциация и движение в этом однородном нечто. И возникает (так сказать, возникает) индивидуальное сознание. Вначале (так сказать, вначале) отсутствие спецификации, затем возникает спецификация и, так сказать, возникает индивидуальное сознание. Сознание наделено свободой воли, и в силу свободы выбора из буферного состояния, маргинального, пограничного положения эти живые существа, индивидуальности могут принять ту или иную сторону. Две стороны: сторона эксплуатации и сторона жертвенности, преданности. Используя свою свободу воли, они начинают движение. И в результате мы видим: одни приходят в мир эксплуатации, другие приходят в мир преданности. Если мы проанализируем это явление пристально и глубоко, то мы увидим вещи в таком свете.
Ана̄ди-бахирмукха. Анади означает «то, что не имеет начала», анади. После того как начинается эксплуатация, начинается время и пространство. Вначале как таковые концепции времени и пространства материального мира отсутствуют. Вначале бахирмукхата. Бахирмукха означает «тенденция, склонность к эксплуатации». Первое, что происходит, — принятие стороны эксплуатации, а когда джива вступает в мир эксплуатации, то возникают факторы времени и пространства бренного мира. Мы говорим, что кто-то из живых существ выбирает сторону эксплуатации, кто-то отправляется в Вайкунтху. Таким образом, эквилибриум нарушается и начинается движение, динамизм этого мира, стороны эксплуатации, ложной стороны, негативной стороны. Когда живое существо вступает в царство эксплуатации, то оно берет и принимает на негативной земле, на земле займа, и в результате становится проигравшим. Живое существо думает, ошибаясь, что благодаря эксплуатации оно будет выживать, но в действительности оно становится проигравшим и рабом материальных соображений. Понимаешь? Я ясно выражаюсь?
Преданный: Есть один момент, который приводит меня в растерянность, в недоумение…
Шридхар Махарадж: Что именно?
Преданный: На днях Тамал Кришна Госвами спрашивал о том, как живое существо входит в Вайкунтху или Голоку. Вы сказали, что родственники, скажем, видят, что это живое существо всегда было там, но какое-то время оно было в безумии и теперь пришло в себя.
Шридхар Махарадж: Это другая сторона. Когда баддха-джива (порабощенная, падшая, обусловленная душа) входит в необусловленную область бытия, тогда… Они не проводят различий, поскольку речь идет о вечности. Они склонны думать, что эта дружба, которая существует, носит вечный характер: «Мой друг, ты известен мне». Об этом идет речь. Они говорят или Кришна говорит: «Друг Мой, ты Мой друг! Я всегда знал тебя, но был потерян, ты заблудился (или как-то так), и теперь ты наконец-то вернулся. Но ты всегда Мой». Вечный аспект, когда они встречаются, то они думают: «Мы связаны вечно, но на какое-то время наш друг потерялся, его не было с нами временно». Когда речь идет о вечности, то возникает такого рода представление, концепция: «Ты отсутствовал. И почему? Мы не можем понять. Долгое время, ты оставил Меня, покинул Меня, и как ты мог жить? Как ты мог влачить существование?» Когда новый друг по прошествии долгого времени возвращается, то ему говорят: «Ты мой старый друг. Где ты был? И как ты мог жить, оставив меня (или оставив нас)? Я чувствовал великую боль разлуки с тобой. Теперь ты вернулся, это очень хорошо». Таким образом, подобные события мы видим в этом измерении, поскольку речь идет о вечности. И они думают, что эта разлука была временной; временной в вечном времени, с точки зрения вечности, в вечности.
Преданный: Наш Шрила Прабхупада объяснял, что изначально мы все были существами, сознающими Кришну, но, поскольку мы забыли это сознание, мы…
Шридхар Махарадж: Речь идет о забвении. [речь идет об обитателях Брахмалоки] Но мы никогда не были с Кришной. Я говорю, что существует две категории. В лиле иногда все устраивается таким образом, что некоторые из них приходят сюда. Они не помещаются в Брахмалоку, это часть лилы. И существует другой класс, другая категория – приходящие в этот мир из брахмаджйоти, Брахмалоки. Мы видим две категории: двумя способами джива приходит к Кришне в Голоку.
Преданный: Наш Прабхупад…
Шридхар Махарадж: Скажем, какой-то высокопоставленный государственный чиновник может быть отправлен в провинцию, в глубинку, чтобы выполнять какие-то обязанности, а провинциальный чиновник может быть вызван в столицу и поставлен на высокую должность. Нечто в этом роде.
#23:06
Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи
Преданный: Прабхупад написал одну книгу под названием «Кришна» — это его изложение десятой песни «Шримад Бхагаватам» как синопсис, как совокупность описаний. Он говорит, что тот эпизод в Кришна-лиле, когда Варуна похищает Нанду Махараджа, впоследствии Кришна явил обитателям Вриндавана Голоку… Прабхупада говорит: «Некоторые из спутников Кришны низошли с Ним, а другие впервые увидели Кришну, и Кришна впервые показал им проблеск духовного мира».
Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи. В нашем достижении Высшего Начала вначале мы проходим стадию сварупа-сиддхи и затем — васту-сиддхи. Мы становимся пригодны, мы становимся достойны занять определенный пост в полной мере. А васту-сиддхи — это та ситуация, когда мы непосредственно играем эту роль, выполняем эту функцию. Скажем, экзамены прошли, тест сдан, тест на квалификацию, на должность работника ЦРУ. Но человек еще не назначен. Сварупа-сиддхи — это сдача экзамена. После сдачи экзамена наступает вступление в должность — васту-сиддхи. Человек признан годным, пригодным, квалифицированным, и затем ему дается шанс войти во Вриндаван. И там, в прапанча-лиле, он принимает первое участие в играх (в прапанче, в земных играх). А затем он входит в Голоку, в вечную лилу. Я ясно выражаюсь?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи. Вначале человек становится квалифицированным играть эту роль, затем, когда Кришна приходит на Землю, в земных играх Кришны он впервые вступает в кришна-лилу как таковую. Там происходит первое соприкосновение с вечной лилой, и затем он принимается навеки, в вечности. Васту-сиддхи. Вначале Земля, затем Гокула, затем Голока. Как-то так, нечто в этом роде.
#26:26
Положение врагов и друзей Кришны
Преданный: Есть одна шлока в Ади-лиле «Чайтанья-чаритамриты», «Бхакти-расамрита-синдху», и также в «Лагху-бхагаватамритам» Рупы Госвами она присутствует.
йад арӣн̣а̄м̇ прийа̄н̣а̄м̇ ча
пра̄пйам экам иводитам
тад брахма-кр̣ш̣н̣айор аикйа̄т
киран̣а̄ркопама̄-джуш̣ох̣
Шридхар Махарадж: Да, это важная шлока, в ней заключены многие истины. Причем противоположные истины приведены в ней в гармонию, ка̄ма̄д двеш̣а̄д… «В разных местах говорится, что те демоны (Камса, Шишупала и другие), убитые Кришной, вступили в Его измерение, и люди, которые следовали путем преданности, также вступили в измерение Кришны. Но это не одно и то же», — говорит Рупа Госвами. Почему же шастры утверждают, будто бы демоны и преданные достигли одного и того же?
йад арӣн̣а̄м̇ прийа̄н̣а̄м̇ ча
пра̄пйам экам иводитам
В писаниях мы находим: «Враги, убитые Кришной, и Его друзья достигли одного и того же места». Как будто бы на поверхности так сказано в писаниях, но в действительности их ситуации различаются. Здесь приводится следующая аналогия: солнце и солнечные лучи. Солнце и солнечные лучи суть одно, но в то же время это разные явления. Вайкунтха и Голока суть одно, но в то же время это разные явления. Сурья и киран — это солнце и его лучи. Солнце — изначальное тело, а его джйоти или кирана, то есть свет или лучи, исходящие от солнца, в определенном смысле идентичны солнцу. Таким образом, враги, убитые Кришной, вступают в Его джйоти, Его свет, тогда как Его преданные достигают самого «солнца». Общий смысл этого утверждения и других аналогичных утверждений именно таков: в значении, когда брахмаджйоти и Вайкунтха рассматриваются как нечто единое. В действительности же судьбы этих личностей различны.
#29:31
«Падение» с Вайкунтхи
Преданный: В своей бхашье, комментарии, Прабхупад говорит, он цитирует Парашару Муни, говорящего с Майтреей: «Не думай, что Джая и Виджая в каждом тысячелетии, эпоху, югу падают из Вайкунтхи и становятся асурами, демонами». Мы не должны думать так. Мой вопрос таков: возможно ли для вайкунтхабаси (обитателей Вайкунтхи) упасть из Вайкунтхи в этот материальный, оскверненный мир? Это необычно, нетипично.
Шридхар Махарадж: Следует здесь в расчет принять два момента. Джай и Виджай — вайкунтхадхари, стражники Вайкунтхи, хранители врат. Тот, кто стоит на вратах, стоит по ту сторону ворот, это еще не Вайкунтха в точном смысле слова. По ту сторону Вайкунтхи Брахмалока или Шивалока, в этом смысле. И падение из этого состояния возможно. Это один момент. Второй момент таков: те, у кого есть некое дело. Как я сказал выше, две категории: представители одной категории — те, кто приходит в силу лилы, игр, в рамках игры. В широчайшем смысле все пребывает в Вайкунтхе или Голоке. Но Голока означает «всеобъемлющая Кришна-лила», она объемлет все сущее, включая низменные реалии. Скажем, убийство, низменное, отвратительное убийство. В драме, в спектакле убийство не носит столь низменный, отталкивающий характер. Как часть игры, как часть представления актеры разыгрывают убийцу и убитого, но когда происходит спектакль, то зрители в аудитории испытывают глубокие чувства. В лиле Кришны все может присутствовать, быть объято Кришна-лилой, быть включено в Кришна-лилу. Но это явление отлично от явлений бренного мира. Вы понимаете?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Все может сохранять свой динамичный характер там, подобно тому как говорит Рупа Госвами:
ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати
ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет
Подобно тому, как змея ползет естественным образом, зигзагообразно, извилисто, не по прямой; змея никогда не ползет по прямой, но всегда зигзагообразно. Аналогично этому естественный поток премы, любви, извилист. Ато хетор ахетош́ ча — с причиной или без причины, ма̄на удан̃чати — временами существует причина, временами причины нет, и многочисленные чувства ревности или гнева возникают, «прорастают» в возлюбленных. Необходимость сохранять динамичный характер Голоки, и поэтому никакие реалии не следует винить, принижать там. Даже убийство не является убийством как таковым. Когда речь идет об изображении, о портрете, то можно сделать фотографию убийцы, но убийство как таковое, реальное убийство в этом изображении отсутствует. Нечто подобное, аналогичным образом в Голоке. То, что показывается, то, что демонстрируется, то, что происходит там, — все это не есть низменно, все это вкусно и целостно, здоро́во, поскольку сам фундамент не есть фундамент эксплуатации, но фундамент жертвенности, преданности. Состязание, борьба, конкуренция присутствует там, но какого рода конкуренция? В рамках преданности – это лучшая конкуренция, которая только может быть. Поэтому все присутствует там, но фундамент таков, что все хорошо и здо́рово. Все целостно и здоро́во, поскольку фундаментальное измерение — это измерение жертвенности, не измерение эксплуатации, не измерение эгоизма. Ты понимаешь?
Преданный: Да.
#35:38
Эксплуатация и жертвенность
Шридхар Махарадж: Ты должен понять это различие между землей эксплуатации и землей жертвенности. Нам рассказывали: один мусульманский джентльмен тайно подкидывал кошельки с деньгами во дворы бедных людей. В Хугли (это округ Калькутты) жил один мусульманин, он был очень щедрым человеком, склонным к благотворительности. Когда он слышал о том, что какой-то человек беден и в то же время этот бедный человек стесняется просить подаяние, милостыню, то этот мусульманин (Хаджи Мухаммад, так его звали) по ночам подходил к заборам дворов этих бедных людей и перекидывал через забор кошельки с деньгами тайно, воровски, украдкой. Это также свое рода воровски, тайно, но такого рода тайные уловки не достойны порицания, но достойны всяческой хвалы. Поэтому в измерении преданности воровство, ложь и все остальное — все это возвышенно, а на земле эксплуатации все плохо, все низменно. Хорошие вещи также плохи на земле эксплуатации, дурны.
Немецкий философ Кант говорит: «Никакое благо в этом мире не может быть совершенным благом». По его мнению, лишь добрая воля — вот что делает некую реалию благой. Только благая воля. Но грубое проявление дурно. Но мы утверждаем, что в этом измерении, на земле эксплуатации, даже благая воля также дурна, благая воля, доброе намерение. И какой стандарт благости, хорошего мы должны приобрести? Этот стандарт извращен здесь, на земле эксплуатации. Земля эксплуатации – что бы я ни делал, все это принесет дурную реакцию в ответ, и иначе быть не может. Я подхожу к ложу пациента, и я лечу его, даю ему лекарство, но лекарство получено из растений, из минералов, которые я убиваю. Я назначаю диету, но диета подразумевает убийство многочисленных джив в форме растений, или кустов, или чего-то в этом роде, поэтому никакое действие не может быть абсолютно благим на земле эксплуатации. Каждое действие рассматривается в качестве дурного, ложного и неблаготворного, плохого. Приносит дурной эффект любое движение здесь.
#39:36
Зарождение ложного эго
Преданный: Есть одна шлока в «Бхагаватам»…
Шридхар Махарадж: Это ясно, что было сказано?
Преданный: Да. В этой шлоке говорится:
махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д
бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т
крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас
три-видхах̣ самападйата
Это слова Капилы Муни.
Шридхар Махарадж: А в какой песни?
Преданный: В третьей песни. И Прабхупада объясняет, что вначале присутствует чистое Сознание Кришны, а затем первое осквернение «прорастает».
Шридхар Махарадж: А затем?
Преданный: Первое осквернение приходит, ложное эго, аханкара. И он говорит: «Мы также видим в действительности, в реальной жизни: кто-то действует в рамках Сознания Кришны, а затем внезапно его поведение изменяется».
Шридхар Махарадж: Вновь повтори это. Как начинается?
Преданный: Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д.
Шридхар Махарадж: Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д.
Преданный: Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т.
Шридхар Махарадж: Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т.
Преданный: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас, три-видхах̣ самападйата.
Шридхар Махарадж: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас, три-видхах̣ самападйата. Как Свами Махарадж переводит это?
Преданный: Это не перевод, но объяснение.
Шридхар Махарадж: А что он говорит в объяснениях?
Преданный: Он говорит: вначале присутствует чистое Сознание.
Шридхар Махарадж: Так, чистое Сознание.
Преданный: Чистое Сознание Кришны.
Шридхар Махарадж: Чистое Сознание Кришны. Как Сознание Кришны отклоняется, превращается в сознание майи?
Преданный: Да, да.
Шридхар Махарадж: Махат-таттвад… Какое первое слово? Махат-таттва̄д…
Преданный: Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д.
Шридхар Махарадж: Первое развитие пракрити на негативной стороне известно как махат-таттва. Пракрити развивается на негативной стороне — первый шаг, и в этом состоянии это явление известно как махат-таттва. Затем что говорится?
Преданный: Викурва̄н̣а̄д.
Шридхар Махарадж: Викурва̄н̣а̄д. Затем, когда начинается движение, первая негативная позиция, проявление в сторону негативного мира. Курванад означает движение, крия, или творение. Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д. Затем?
Преданный: Бхагавад-вӣрйа.
Шридхар Махарадж: Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т и махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д.
майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам
ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄
В «Бхагавад-гите» сказано. Пракрити. «Я, — говорит Верховный Господь, — помещаю семя в лоно пракрити, и начинается движение, развитие на негативной стороне». Возникает материальный мир, иначе говоря. Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д. Это движение негативного характера. Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т, и причина — это бхагавад-вӣрйа, потенция Господа, самбхава̄т. Дальше?
Преданный: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас.
Шридхар Махарадж: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас. Затем эта материальная субъективная характеристика рождается из выше обозначенных явлений. Материальная индивидуальная тенденция работать на земле эксплуатации порождаема в подобном вышеописанном процессе, в рамках этого процесса. Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т, первая негативная стадия — это махат-таттва, а из махат-таттвы рождается негативная деятельность, аханкара, и принимает характеристики этого материального эго, «эгоистического» эго, индивидуальности, и это эго начинает жить здесь, на этой земле, в различных стадиях, в различных измерениях: бхур, бхувах, свах и так далее, вплоть до Сатьялоки. Так джива возникает и живет в материальном мире, баддха-джива (порабощенная душа с ее аханкарой, эго). Здесь описан процесс происхождения эго эксплуататора. Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т. Майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣ сӯйате… ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄. В «Гите» сказано: происходит зачатие, и, так сказать, пракрити приходит в движение, равновесие нарушается, и начинается постепенный процесс, в ходе которого возникает материальное субъективное, эгоистическое существование — сознание того, что «я хочу быть владыкой природы, я хочу быть владыкой многочисленных реалий, я хочу наслаждаться». Такого рода эго господина, аханкар рождается постепенно из этого состояния эквилибриума, от эквилибриума постепенный переход к индивидуальному образу, индивидуальной аханкаре. Подобное явление здесь описано.
#47:19
Проявление Единого Начала во множестве
Преданный: В Ведах присутствует утверждение: эко баху шйам.
Шридхар Махарадж: Эко ‘хам баху шйам.
Преданный: Говорится: «Эко баху шйам, Кришна единый, и Он проявляет Себя во многих, во множество». Материально говоря, кажется, что это указание на некий момент, когда происходит генезис.
Шридхар Махарадж: В Голоке, в Вайкунтхе Его единство подразумевает то, что Он раджа, царь. Раджа, и есть праджа, то есть поданные, многочисленное, субъекты власти. Сваям Бхагаван. Существует вечная органическая целая система служения Единому в рамках органичного целого, а в случае материального мира — эко ‘хам баху шйам. Эко ахам означает «Мое джйоти, сияние». Таков смысл, здесь смысл ахам — джйоти, поскольку джйоти — это тоже «Я» Верховного Господа. Баху шйам. Брахман — это также часть Его существа. И постепенно из этого Брахмана в состоянии равновесия начинается развитие, и возникают многочисленные субъекты в пракрити, в материальном мире. Таким образом можно объяснить этот процесс. А в Голоке (в вечном мире) уже вечно существует система «единое — множество». Неха нанасти кинчана. С одной стороны – единое, с другой стороны – множество, поскольку это единство и множество пребывает в гармонии. Нана, здесь, с одной стороны, нет множества, есть только единство, есть только Единый, поскольку есть единая унифицирующая потенция. И в этом смысле никакого множества нет, но в то же время оно есть, поэтому мы говорим о множестве, многообразии в единстве. С одной стороны, есть множество, но, с другой стороны, в действительности есть Единый, единство, Один, поскольку это множество суть проявление или порождение Единого. Неха нанасти кинчана.
Сарвам̇ кхалв идам̇ брахма. Шанкарачарья говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу только Брахман». Но в данном случае Шанкарачарья принял лишь одну половину истины, поскольку он говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу Брахман». Он принимает лишь Брахман, но он не принимает сторону «куда бы», «все». Но Махапрабху принимает и то, и другое: Бога и порождаемое Им бытие. Эко ‘хам баху шйам. Речь идет о том, что в Голоке присутствует органическое целое, порождаемое Единым Началом, неха нанасти: Единое Начало и множественные проявления Начала. А в материальном мире эко ‘хам баху шйам означает, что Брахмалока, баланс, эквилибриум нарушается, и порождаются, создаются многочисленные индивидуальные материальные аханкары. Эти истины упоминаются здесь Капилой, в этом стихе. Единый, как Брахма, — это эквилибриум практически, и затем происходит толчок, и бхагавад-вӣрйа — начинается движение, и столь многие частицы выходят, так сказать, из Брахмалоки.
майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам
ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄
В «Бхагавад-гите» сказано. Как из Единого возникло множество? Как многие выходят из Единого? Как, каким образом? Один в состоянии эквилибриума, а когда эквилибриум нарушается, то начинается дифференциация, прогресс, развитие. Различные индивидуальные аханкары, эго создаются, бесконечное число, и они наполняют собой бытие. Они входят в материальную концепцию, в этот поток.
#59:24
Жертва, которая не нужна Кришне
Преданный: Что произошло? Васудева Датта взмолился, обращаясь к Махапрабху: «Пусть вся вселенная освободится, все дживы будут спасены, а я приму бремя их кармы на себя».
Шридхар Махарадж: В данном случае применима гегелевская теория панантеизма или теория Ауробиндо Гхоша, его система близка гегелевским представлениям. Существует как обусловленная, так и необусловленная стороны бытия. Абсолютное познается обусловленным началом. Безграничное и ограниченное. Ограниченное начало есть необходимая часть безграничного; обусловленное — необходимая часть необусловленного. Обусловленное существует для того, чтобы подчеркнуть совершенство необусловленного, абсолютного. Эта система известна как панантеизм. То, что говорит Васудев Гхош, где-то близко этой линии мысли. Он просит: «Все души могут быть освобождены из этой материальной брахманды. Я готов принять бремя их грехов, их карму на себя и готов отправиться в вечный ад, расплатиться за всех. Я не в силах терпеть, видя страдания джив в этом мире. Поэтому моя молитва, обращенная к Тебе, Махапрабху, — спаси их всех! А все грехи могут быть возложены на мою голову, и позволь мне отправиться в ад и страдать там вечно за всех них». Так говорит Васудев Датта.
На что Махапрабху отвечает: «Кришна не банкрот. То, что ты, Его преданный, желаешь, уже исполнено Им, и Он при этом не обанкротился. Тебе не нужно печалиться, не нужно скорбеть, тебе не обязательно выступать в качестве гаранта. От тебя не требуется страдать от их имени. Такая жертва не нужна от тебя Господу. Он может спасти всех, Он обладает подобным могуществом».
кот̣и-ка̄мадхену-патира чха̄гӣ йаичхе маре
ш̣ад̣-аиш́варйа-пати кр̣ш̣н̣ера ма̄йа̄ киба̄ каре
Даже если вся майическая система уничтожается, то для Кришны в этом нет никакого ущерба, для Его лилы в Голоке. Вся майа, иллюзорный мир, может быть вычеркнута, но для Него ничего не происходит. В определенный момент времени все тюрьмы могут быть опустошены. Может быть объявлена глобальная амнистия, и всех заключенных выпустят на свободу. Махапрабху, отвечая на утверждения Васудева, говорит: «Вся брахманда может быть опустошена, все дживы могут выйти на свободу, но затем вновь эта тюрьма наполнится заключенными, и вся брахманда вновь будет полна порабощенных джив». Все пациенты могут быть излечены, и тогда в больницах не будет необходимости. Больницы нужны только потому, что есть больные, но когда в обществе все здоровы, тогда нет необходимости в больницах. Больницы могут быть закрыты, и все пациенты могут быть вылечены. Но постепенно с течением времени вновь могут поступить новые больные, и лечение вновь будет необходимо. Подобно этому.
#56:57
Полная амнистия
Преданный: Когда Кришна лично был в этом мире, были ли все освобождены? Это правда? Я так слышал.
Шридхар Махарадж: Рамачандра забрал всех из Айодхьи с собой, когда покинул этот мир. Харидас Тхакур также сказал в случае Санатаны или еще кого-то: «Ты уже пообещал Васудеве как материальное царство, так и царство души. Всё материальное царство было превращено в царство души, все были спасены благодаря Твоему санкиртану». Махапрабху опять же сказал в ответ на это: «Как эта брахманда продолжает существовать? Почему она все же продолжает существовать? Потому что, хотя все старые обитатели спаслись, новые обитатели заступили на их место». Они были, так сказать, приглашены, чтобы занять места амнистированных. И так происходит: брахманда опустошается, и кто-то выходит на свободу, и приходят новички.
Преданный: А как насчет западных стран? Когда Чайтанья Махапрабху был здесь, в Индии, то люди, которые жили в Европе, тоже были освобождены?
Шридхар Махарадж: Да, мы можем так думать. Даже животные – олени и тигры – могли уловить влияние воспевания святого Имени Махапрабху, что уж говорить о вопросе дистанции, о том, что кто-то жил в Европе или где-то еще. Вибрация столь тонкая, что волна коснулась каждой души повсюду, не только в одной брахманде, но многие брахманды были спасены. На тонком эфирный плане эта вибрация распространяется повсюду, чтобы помочь всем и каждому. Брахманда не ограничивается только человеческой формой жизни, но насекомые, деревья. Тончайшая вибрация может проникнуть куда угодно, подобно эфиру. В этом нет ничего невозможного.
#59:51
Положение живого существа в играх Кришны
Преданный: Мы обсуждали в нашем храме, была дискуссия. Кто-то сказал, что живое существо исходит из брахмаджйоти, а другие говорили, что живое существо изначально находилось в мире Сознания Кришны.
Шридхар Махарадж: И то, и другое одновременно правда. Это необходимо в лиле, в играх Кришны, подобно тому, как у нас здесь происходит спектакль. Как это называется по-английски? Кто-то играет в прятки, кто-то прячется, а кто-то ищет — это игра в прятки. Вы знаете про эту игру? В лиле Кришны может быть такого рода игра в прятки, когда им нужно спрятаться, то Он приходит. Один прячется в материальном мире, так сказать, а другой приходит за ним, чтобы искать его. Это один случай.
Преданный: Это особый случай?
Шридхар Махарадж: Да, это особый случай. Освобожденные души могут играть в прятки. Лила подобна игре в прятки, такого рода природа в Голоке. И в рамках такой игры человек может прийти сюда. Это одно явление. А другое явление, когда живое существо приходит из Брахмалоки…
Преданный: А они говорят, что у всех были раньше взаимоотношения с Кришной.
Шридхар Махарадж: Врожденные отношения с Кришной неизбежны, их невозможно отрицать, естество. Они глубинные, врожденные, естественные. Врожденные, или глубинные, взаимоотношения с Кришной всего сущего невозможно отрицать никогда.
Преданный: А как они могут быть врожденными? Я не понимаю.
Шридхар Махарадж: Что?
Преданный: Я думал, что в материальном мире наши отношения с Кришной проявляются, но, когда мы были в духовном мире, они были проявлены.
Шридхар Махарадж: Речь идет о том, что есть отношения разных стадий. Взаимоотношения с Кришной сохраняются и существуют повсюду, поскольку Он абсолютно единый, но на различных стадиях: в Брахмалоке отношения одного характера; в пракрити, в материально мире — другого характера. В разных измерениях по-разному.
Преданный: Потому что мы думали в терминах начала и конца…
Шридхар Махарадж: Вода — это материя, эфир — это материя и воздух — это материя, но это все материя в разных состояниях.
Преданный: Так в Брахмалоке эти отношения спящие, дремлющие?
Шридхар Махарадж: Да, татастха – это состояние эквилибриума.
Преданный: А эта раса…
Шридхар Махарадж: Пракрити и Вайкунтха — чистое сознание и материальное сознание, и буферная зона — это Брахмалока, или татастха-лока.
Преданный: Взаимоотношения с Кришной, раса, в брахмаджйоти эти отношения потенциальны? Они спят, дремлют?
Шридхар Махарадж: Да, в дремлющем состоянии и также недифференцированного характера, поскольку неясно, неотчетливо, кто в какой расе находится. Это все в дремлющем состоянии, не проснувшемся. Харе Кришна.
Преданный: Подобно семенам? Бхакти Чару Свами сказал мне, что вы однажды привели пример семян. Скажем, семя манго, зерно яблони и так далее, они все похожи внешне, но в один прекрасный день они прорастают. А по внешнему виду нельзя сказать, какой плод вырастет из этого ростка.
Шридхар Махарадж: Да, возможно, зерна на глаз невозможно отличить, но по ростку уже можно различить.
Преданный: А в духовном мире эти различия присутствуют?
Шридхар Махарадж: Да. В реальном духовном измерении различия присутствуют, они завершенные. Различные расы: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья. И в этом завершенном, совершенном положении эти спутники, слуги совершают свое служение. Но мы выше говорили о недифференцированном состоянии, когда эти взаимоотношения есть, но они скрыты, или подавлены, или неразвиты. Который час?
#1:05:31
Храм в каждом сердце
Преданный: Удивительно то, что Прабхупада написал столь великое множество книг.
Шридхар Махарадж: Конечно. И напечатал их. Показывали по телевидению или что-то в этом роде, как они печатали, паковали и грузили в грузовики. Все это показывали, был репортаж. Я не видел это, я не мог увидеть, но я слышал. Я рассказываю вкратце, в двух словах, но там был подробный репортаж об этих событиях.
Преданный: Да, это все происходит под руководством Рамешвары Махараджа.
Шридхар Махарадж: Он лидер этого, да? Начальник? И он достиг больших успехов в этом, в деле публикации книг ISKCON. Это очень большое явление, значительное. Наш Гуру Махарадж также называл публикацию книг брихад-мридангой. Мриданга создает некий звук, который приглашает окружающих людей прийти и присоединиться к призыву и слушанию Божественного Имени. А книги также передаются от человека к человеку, из дома в дом, и рассказывают о том, что «подобные события происходят, приходите и присоединяйтесь к нам». Звук мриданги и звук книг, так сказать. Книжный звук более действенен, более эффективен, нежели звук глиняной мриданги. Приглашение посредством книг более интенсивное и более совершенное, нежели обычная мриданга. И мриданга попросит, так сказать, людей.
Один джентльмен написал статью, в которой прославлял нашего Гуру Махараджа. А именно он сказал: «Сарасвати Тхакур учредил даже ежедневные газеты», «Надия Пракаш». Один из общественных лидеров Индии сказал: «Это нечто удивительное – ежедневная религиозная газета». В этом бренном мире есть великое множество журналов и газет. Нам рассказывали, что в Америке есть не только утренние газеты, но и вечерние газеты также. И они печатают какие-то новости этого мира, но новости Вайкунтхи, приходящие в этот бренный мир… Все издания этого мира посвящены новостям бренного мира. Есть издание, ежедневная газета, журнал, посвященный новостям Вайкунтхи. Насколько это удивительно! Столь многие новости приходят из мира Вайкунтхи и наполняют собой этот бренный мир посредством средств массовой информации Вайкунтхи. С одной стороны, ограниченное явление, с другой стороны – безграничное. Ограниченные новости и безграничные. Когда безграничное нисходит в ограниченный мир, насколько это удивительно! Харе Кришна. Харе Кришна. Он напечатал эти строки в одной еженедельной газете, одной из ведущих газет того времени. Этот джентльмен так выразился. «В целом, — сказал он, — обычно живые существа, обитатели этого мира, находятся в состоянии сна, или в состоянии невежества, в заблуждении. И, для того чтобы разбудить их, была учреждена ежедневная газета преданности, которую раздают от двери к двери, и она содержит новости Вайкунтхи. Этот журнал есть вестник Вайкунтхи, новостей безграничного мира, приходящий к нам.
К нам в дверь стучится почтальон, и мы открываем ему двери, и он доставляет нам эти новости: «Проснись, пробудись, нет времени! Ступай, иди вперед. Иди в абсолютное царство. Ты спишь здесь, в этом мире, в невежестве. Как это понимать, что это такое? Подобная великая перспектива есть у тебя». Громко он провозглашает, декларирует: «Выступи, выйди и прими служение Кришне!» Таковы новости этого журнала или этой газеты. Весть. [называет имя этого человека] Он был одним из лидеров Индии тех дней. И также другой политический деятель. Он также заметил, что другой политик сказал: «В каждой деревне должен быть центр вашей миссии», — заявил он Сарасвати Тхакуру. На что Сарасвати Тхакур ответил: «Нет-нет, вы неправильно меня понимаете. Я хочу утвердить храм не только в каждой деревне, в каждом городе, но в сердце каждого живого существа. Чтобы сердце каждого живого существа стало обителью служения Кришне. Я хочу учредить храм Господа, — сказал Гуру Махарадж, Шрила Сарасвати Тхакур, — в каждом сердце, в сердце каждого». Харе Кришна. Харе Кришна.
Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.