«Отход от духовного пути» 1981.03.08.B
Отход от духовного пути
Шридхар Махарадж: Но майа ставит ловушку, она предлагает отношения, которые не чисты, не любящи. Майа — это моя собственная карма, она также изошла из меня. С моей помощью, благодаря моему сотрудничеству она завела меня настолько далеко. Не следует забывать, что мое участие привело меня к тому, где я нахожусь сейчас, в иллюзорном мире. Моя крошечная свобода, любопытство привело меня сюда, дух колонизации. Майа предложила мне: «Здесь есть хорошая колония», и я попался в эту ловушку.
Мне предлагают множество наслаждений. Я пришел, чтобы насладиться и колонизировать эту новую землю, но я стал ее пленником. Перспектива оказалась ложной, мой план оказался ошибочным. Это нечто вроде того, когда ты женишься или выходишь замуж, нечто в этом роде. Конечно, большая часть живых существ следует этому пути, но есть некоторые, которые не хотят жениться или выходить замуж, стремящиеся к отречению, муктавадья, но они также не находятся в нормальном положении. Они стремятся к растворению в Брахмалоке, это вечный сон, вопрос женитьбы там не актуален, но это апатия по отношению к сотрудничеству с любовным принципом — в состоянии сна, но нет брака. Для нас, скорее всего, речь идет о противоположном браке, о браке с Кришной. Брак означает служение, не только тенденция наслаждаться, но в любой комбинации, в любой расе служения. Преданность, жертвенность — это критерий. Сотрудничество, в противном случае мы можем разрушить множество миров, и нас не посчитают преступниками. Внутреннее участие в качестве инструмента верховной воли. Я действую, тогда я не несу ответственность за свои действия, какими бы плохими или хорошими они ни были.
Преданный: В конце «Бхагавад-гиты» Прабхупады, в самом последнем предложении он говорит: «Когда вы достигаете Сознания Кришны, тогда джива достигает своего нормального состояния в потенции, дарующей счастье». Я всегда понимал потенцию, дарующую счастье, как хладини-шакти. Джива в чистом Сознании Кришны, обладает ли она связью с хладини-шакти?
Шридхар Махарадж: Только дух преданности может привести нас туда, према-бхакти. Мы можем достичь этого измерения посредством бхакти, не посредством кармы, гйаны и прочего. Бхакти означает жертвенность, сева. Тенденция служить — только она может привести нас в общество существа более высокого, чем я. Если я хочу этого общества, тогда я не могу наслаждаться им, я могу лишь служить Ему. Если я хочу связи с Высшим началом, я могу связаться с Ним лишь на пути служения. Если я хочу наслаждения, то оно обладает низшим статусом. Если я хочу поступать по своей сладострастной воле, я должен буду наслаждаться, но если речь идет о высшем обществе, которое выше меня, если я хочу Его общества, только посредством служения, лишь удовлетворяя Его, я могу достичь Его.
Моя связь с Ним зависит от Его воли, не от моей, если мы хотим возвысится, мы можем сделать это только благодаря служению, не наслаждение и не отречение, безразличие. Научный фундамент служения таков: любая связь с Высшим Существом возможна лишь тогда, когда я хочу Его удовлетворения. Он не станет удовлетворять меня. Это мое горячее желание встретить Его. Он занимает более высокое положение, но если Он удовлетворен, Он может пригласить меня, тогда я смогу войти. В противном случае это невозможно. Без духа служения какой-либо прогресс в высшей обители невозможен вовсе. Призыв Имени Кришны. Можно призывать Имя, но если отсутствует дух служения, это будут лишь упражнения, труд в рамках бренного мира, бренный звук. Кришна нама, рупа, гуна, лила. Ади означает Имя, звук, потом цвет, образ, Его качества и Его игры, все это суть апракрита высшего типа. Севонмукхйа. Когда нам присущ дух служения, тогда Он нисходит в наше сердце, и оттуда Он является на языке, в чувствах и в осязании, в обонянии, и мы можем переживать Его.
Преданный: Но разве здесь не говорится «севонмукхе хи джихвадау»?
Шридхар Махарадж: Звук на языке, и Его образ в глазе, таким образом. Сам по Себе Он нисходит, являет Себя. Тонкая энергия нисходит, чтобы установить связь с грубой энергией, и, покоряя грубую энергию, Имя танцует. Если присутствует связь, электричество, тогда лишь, в противном случае все это имитация. Сотни миллионов мы можем имитировать, но так и не получить плод. Лишь с помощью садху мы можем приглашать, нечто вроде электрической связи. Если Он захочет, удовлетворенный, низойти в это тело, тогда оно может трудиться и являть бхакти, в противном случае это лишь имитация. Имитация не приведет нас туда, поэтому садху-санга. Динамо необходимо для того, чтобы вентилятор крутился. Это севонмукхата, дух служения, бхакти.
Преданный: Христиане хотят наслаждаться Богом, иными словами они рассматривают Бога как исполнителя их просьб.
Шридхар Махарадж: Иногда Бог может дать нам хлеб насущный, но это ловушка, призванная уловить обычных людей. В начале эти люди могут выпросить хлеб, а затем они могут узнать что-то большее, это некий начальный этап образования. Это также возможно, чтобы привлечь их, подобная ловушка должна быть поставлена. «Господи, хлеб наш насущный даждь нам днесь», но затем более высокие стадии возможны. Мы должны быть справедливы и в отношении Библии также. Когда же речь идет о более глубоких концепциях, то их невозможно найти во многих местах. Христос своим духом жертвенности показал, что есть Бог, есть Высшее начало, старайтесь прийти к Нему. А какова концепция Бога? Здесь наши представления расходятся с христианским. Если они говорят о богоотцовстве, то мы говорим о богосыновстве. Он не только Отец, но и Сын. Он не есть туманное и смутное нечто. Мы можем обрести Его конкретным, осязаемым образом.
Преданный: В одном комментарии к 3-й главе «Бхагавад-гиты» Прабхупад говорит: «Понимая насколько Сознание Кришны является безотлагательной необходимостью, человек может ругулировать свои чувства, понимая, насколько он нуждается в Сознании Кришны». Я хотел узнать, как можно усилить это чувство того, что ты отчаянно нуждаешься в Сознании Кришны?
Шридхар Махарадж: Садху, шастра, крипа. Священные писания есть и живые священные писания, садху. Общаясь с ними в духе служения, мы можем обрести от них энергию, тогда мое сознание может быть возвышенно, потребность может возрасти. Шрадха, вера. Там, где присутствует вера, я черпаю у них эту веру, у тех, у кого она есть. Все слушают, у них нет вопросов? Вы представляете их всех.
Преданный: У них, возможно, тоже есть вопросы. Иногда люди покидают миссию, уходят. Прабхупад объяснял, что их ситуация отличается от ситуации обычного карми. То, что происходит с этим человеком, отличается от ситуации с материалистом. Бхакти.
Шридхар Махарадж: В целом нам предписывается определенный долг — это косвенная связь с Господом. Главным образом нам рекомендуют выполнять тот долг, который соответствует нашему естеству, но это очень ограниченная и далекая связь с Богом. Но каковы средства этого выполнения долга? Речь идет о варнашрама-дхарме. Дхарма, артха, кама. Кама означает чувственное наслаждение, артха означает деньги, возможность сделать чувственные наслаждения постоянными. Если я трачу деньги, то я могу купить чувственные наслаждения: наслаждения языка, наслаждения осязания, я могу жениться, я могу пойти в кондитерскую. Затем дхарма, долг. Эта дхарма, долг, означает раздачу чувственных наслаждений другим, материальных чувственных наслаждений. И каков результат? Я кладу что-то на свой счет, а когда необходимо, я беру деньги со счета. Нечто в этом роде. Я раздаю разные материальные блага разным людям, и все это записывается на мой счет, а после эти реакции в качестве блага возвращаются ко мне в этом теле или за пределами этого тела. Мое эго получит их обратно в качестве реакции, то, что я раздаю другим, но в качестве чувственных наслаждений, поэтому дхарма, артха, кама — все это крутится вокруг чувственных наслаждений, противоположное же явление — мокша, отречение, отказ от всех чувственных наслаждений в разных формах. Несохранение, ненакапливание чувственных наслаждений и не их переживание — это мокша.
Нарада сказал Вйасе: «Все, чему ты научил мир, смыслом всего этого являются чувственные наслаждения — либо косвенные, в плане накапливания денег, либо чтобы раздавать эти наслаждения окружающим». Дхарма, артха, кама и мокша. Ты указал, как избавиться от этих явлений, но ты не указал на позитивное достижение, поскольку отстраненность от этих явлений не подразумевает вечное блаженство. Однако существует вечное блаженство, и ты обманул все человечество, сидя на троне великого ачарйи. Ты совершил великую ошибку. Таким образом Нарада укорил Вйасадева, и затем Вйасадев пришел в чувство. Он сказал: «Ты очень специфичен, но люди должны постепенно прогрессировать, иначе существует опасность падения». Нарада сказал: «Какое благо находится в этом порочном круге?» Вверх-вниз, вверх-вниз, нечто подобное колесу, сейчас ты на вершине этого колеса, завтра ты внизу. Вечно вверх-вниз, какая польза подниматься таким образом? Лишь для того, чтобы в следующий момент опуститься вниз.
Если, пытаясь выбраться из этого порочного круга, человек совершает резкий, рискованный шаг, то малое, что он приобрел на пути, ведущему к этому освобождению, это реально, тогда как воображаемые взлеты и падения с незапамятных времен лишены всякой ценности. Поэтому тот, кто оставил свою жизнь домохозяина и принял санйас, но не смог вести подобный образ жизни непрерывной Кришна-бхакти, Гуру-севы и упал, снова женившись и т.д., то время, пусть это было несколько дней, есть ниргуна. Это невозможно сравнить с потерями и приобретениями этого мира. То, что он обрел в течение дня или года, природа которого отличается от реалий этого мира, оно есть ниргуна, и оно останется навеки, оно непреходяще. Даже малая толика этого явления высочайшего качества есть великое благо в путешествии его вечной жизни, но эти взлеты и падения лишены всякой ценности. Взлет лишен ценности, поскольку за ним последует падение. Взлет означает, что в следующую секунду последует падение.Это лишено всякого смысла и значения, но человек, который принял санйас, но не сумел остаться санйаси, женился, общество говорит: «Он падший, он захотел удовлетворить свои желания, не смог сохранить чистоту подобного образа жизни и упал, его следует отвергнуть», но это бессмыслица. Обвинения в том, что он сделал, бессмыслены. Он пошел на риск, и то малое, что он сделал, он сделал правильно. Служение этого качества способно спасти тебя от ужасающего будущего.
Преданный: Юдхиштхира Махарадж вынужден был увидеть ад, он был великим Преданным, но был вынужден увидеть ад.
Шридхар Махарадж: Иногда, когда речь идет о таких личностях, как Юдхиштхира и Арджуна, не следует понимать, что в их жизни присутствует какой-то изъян. Иногда для того, чтобы преподать другим урок, нечто вроде спектакля, и этот эпизод следует рассматривать в таком свете. Юдхиштхира Махарадж известен своей правдивостью, но Кришна выше правдивости и выше закона. Я уже говорил об этом на днях, Кришна выше закона. Его сладостная воля выше закона. Закон применим на определенной стадии нашей жизни. Но когда присутствует прямое указание Кришны, когда надо сделать что-то, то шаранагата-бхакта сделает это, не предавая никакого значения закону, который также дан им для представителей низшей категории. Что есть истина? Это следует проанализировать и понять прежде всего. Кришна — Высочайшая Истина. Истина означает удовлетворение Кришны, то, что приводит к удовлетворению Кришны, высочайшего авторитета, — это истина, а все остальные истины были даны нам, чтобы привести нас на более высокий уровень, — туда, где мы сумеем полностью обратиться к удовлетворению Кришны. Именно такую ценность следует придавать закону.
Преданный: Точно так же мы должны принять Гуру и следовать его указаниям. Если мы становимся непослушны и не выполняем обеты, которые мы дали в служении Гуру, то какова наша участь?
Шридхар Махарадж: Мы должны понять Гуру должным образом. Если мы понимаем Гуру, говоря то-то и то-то, он хочет от меня определенных вещей, мы должны делать это. Но если я думаю, что, говоря нечто, он подразумевал многое, я должен делать это. Я должен быть искренен в понимании указаний моего Гуру. Бхакти.
Преданный: Я не понимаю.
Шридхар Махарадж: Гуру дал определенные указания. Один ученик думает, что это указание подразумевает одно, другой думает, что другое. Таким образом существуют различия в понимании его указаний. Если это так, то что делать? Искренне, конечно, не искусственно. Например, он говорит: «Набери воду из пруда», и я думаю, что не стоит брать воду из пруда, поскольку она не очень чистая, есть лучше. Второй подумает, что надо набрать воду, выполнить указание буквально. Третий подумает, что эта вода не подходит для питья. Таким образом, понимание может различаться.
Преданный: Да, но он говорит во время дикши: «Не принимай интоксикации», а ученик в силу материальных связей принимает интоксикации?
Шридхар Махарадж: Чтобы судить об этом тонким образом, я скажу так: существует множество измерений. Тот, кто способен выполнять указания в высшем измерении… Отказ от интоксикаций не настолько важен, понимаете? Поскольку если есть человек, который не признает Кришну, но он свободен от интоксикаций, нам такой человек не интересен. Но в то же время человек, который имеет некоторую привычку употребления интоксикации и имеет веру в Кришну, мы будем восхищаться им, поскольку у него есть подлинная вера в Кришну, но эта дурная привычка, которая со временем исчезнет. Атеист может быть свободен от интоксикаций и привязанности к ним, но мы станем его избегать.
Преданный: Но как мы можем различить? Есть пракрита-сахаджа, которые принимают интоксикации и асат-санга, свободно общаются с противоположным полом. Мы не хотим общаться с ними, разве нет?
Шридхар Махарадж: Если у меня есть внутреннее зрение, я способен видеть. Вамшивас Бабаджи был подлинным Преданным, признанным нашим Прабхупадой, но для того, чтобы обмануть других, обмануть толпу, он имел обыкновение курить иногда, а иногда он разбрасывал рыбьи кости вокруг своего ашрама, чтобы люди не приходили к нему. Он избегал толпу. Иногда он использовал эти вещи. Поэтому мы должны знать, иметь лучшее представление об этом явлении: или это имитация для того, чтобы отпугнуть обычных людей, или человек действительно привязан к интоксикациям. Но в целом мы будем как внешне, так и внутренне вести чистый образ жизни. Это будет благом для нас, мы всегда будем искать такое общество. Но в то же время мы можем думать, что человек, привязанный к интоксикациям, это поверхностно, однако у него может быть реализация очень высокого порядка, так может быть. Но в целом мы, последователи Гаудия Матха, стремимся к внешней и внутренней чистоте.
Преданный: Есть один бенгальский поэт, Гхош, он написал историю о Кали-юге. Он жил во времена Бхактивинода Тхакура.
Шридхар Махарадж: А кто он, Гириш Гош?
Преданный: Да, Гириш Гош.
Шридхар Махарадж: Прославленный драматург. Он написал одну пьесу о Чайтанйадеве и хотел, чтобы Бхакти винод Тхакур открыл эту пьесу, представление. Но Бхактивинода Тхакур отверг это предложение. Одна вешйа, проститутка, была выбрана играть роль Чайтанйадева. Винодини ее звали. И Гириш Чандра Гош хотел пригласить Бхактивинода Тхакура, чтобы он произнес приветственное слово или нечто в этом роде, но Бхактивинод Тхакур заявил, что не желает касаться этого явления, имитации. Парамахамса Рамакришна отправился, был зрителем в том спектакле, и эта женщина настолько ему понравилась, что на следующий день он пришел в гости к той Винодини, проститутке. Он сказал: «О, твоя игра очень впечатлила меня». Она была пристыжена и сказала… На что Рамакришна отвечал ей: «Ты пробудила Преданность в сердцах многих, люди лили слезы, видя твою игру. Ты необычный человек». Так Рамакришна прославил ее, но мы не принимаем в этом участия, мы не признаем этого. Бхактивинод Тхакур отверг эту имитацию. Это явление не поможет нашему реальному прогрессу. Бхакти.
Тот, кто отвергает шрути, смрити, Веды, многочисленные писания. Смрити, писания, составленные риши на основе Вед, в которых содержатся предписания для нашей повседневной жизни. Пуранади, многочисленные нравоучительные истории о жизни хороших людей, облаченные в форму исторических повествований, и Панчаратрика. Есть еще одна категория писаний, источником которых является Шива-последователи. Есть «Нарада Панчаратра», есть сатвика, раджасика, тамасика этих писаний. В них содержаться повествования относительно высшей жизни. Пренебречь ими, создать новый путь и демонстрировать крайнюю Преданность. Тот, кто поступает так, лишь вносит хаос и смуту в жизнь общества, и такой человек должен быть отвергнут, таков смысл этого стиха (цитирует санскрит). Преданность нового типа, которая не санкционирована предыдущими ачарйами, такого рода преданность должна быть отвергнута тем, кто хочет блага себе.
Преданный: Со времен Махапрабху и шат-госвами, как это возможно, что сампрадая пришла в такой упадок за столь короткий промежуток?
Шридхар Махарадж: Все равно мы будем думать, что хорошие явления редки. Они должны быть редки в этом мире, благие явления, и это нормальная ситуация. В бренном мире редко можно найти высокие реалии. Высокая субстанция не столь дешева здесь, конечно, в этом мире. Она дешевая в своем собственном царстве, высокая субстанция, кала-дхарма. Махапрабу в первой части Кали-юги учредил это явление, и мы должны действовать в соответствии с указаниями и внутренним знакомством с этим явлением, но не имитацией этого явления. Мы не должны пытаться обманывать себя, самообман всегда должен быть отвергаем, тогда, конечно, мы можем надеяться на светлое будущее. Самообмана следует избегать, если мы спасаем себя от самообмана, мы однозначно скоро войдем в Царство Любви.
Столь многие друзья приехали издалека. Откуда они приехали?
Преданный: Этот из Америки, я живу во Вриндаване,
Шридхар Махарадж: Нава-Вриндаван?
Преданный: Нет-нет, Вриндаван в Матхуре.
Шридхар Махарадж: Вы живете во Вриндаване?
Преданный: Да, Джагад Гуру Махарадж его зовут.
Шридхар Махарадж: А Гопал Кришна Махарадж?
Преданный: Он возглавляет GBS Северной Индии, иногда его посылал в Россию Свами Махарадж. Он из Пенджаба, этот джентльмен. Россия сейчас на стороне Индии, поэтому он посещал Россию.
Шридхар Махарадж: А еще один… Как его звали?
Преданный: Яшода Нандана? Он в Америке.
Шридхар Махарадж: Он канадец?
Преданный: Да, франко-канадец.
Шридхар Махарадж: Он приходил сюда, он хороший человек. Сейчас он стал несколько безразличен к ИСККОН. Так я слышал?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Но почему эти хорошие люди покидают ИСККОН?
Преданный: Мы надеемся на то, что они вернутся, присоединятся к ИСККОН и встанут под стяг Махапрабху.
Шридхар Махарадж: Это просто изумительно, то, что сделал Свами Махарадж.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.
Бхакти Йога, Бхактивинод Тхакур, Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж.