Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.05.06.A «Игры Абсолюта»
Что есть дом? Это место, где мы можем увидеть себя окруженными нашими доброжелателями. Если мы не заботимся о своём благе, многие другие позаботятся о нас – всё окружение проявит заботу о нас, и этот дом – царство Абсолюта. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Рукмини, Кали Дас

«Игры Абсолюта» 1982.05.06.A

Игры Абсолюта

# 00:04

Сильнее всего ограниченное может приблизиться к Безграничному во Вриндаване

Шридхар Махарадж: Служение, приходящее к нему из разных областей. Старшие Кришны, Яшода говорят: «Принеси воды, очисть это место». Дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья, постепенно все выше и выше — ватсалья и мадхурья. Мадхурья занимает более высокое положение. Особенно эти три расы присутствуют во Вриндаване. Другие расы присутствуют в других местах, но такого рода, как сакхья, ватсалья и мадхурья, не присутствуют нигде, кроме Вриндавана. Они столь прекрасны, интенсивны, велики. Подобную степень невозможно найти в иных местах. И идеал Кришны также должен быть такого типа, Кришна, который привлекает к себе. Дружеское и родительское служение, родительское и супружеское служение зависит от идеала и также от параферналий. Дасья плюс доверительность образуют сакхью. Сакхья — это также служение. Все является служением. Яшода, которая наказывает Кришну, также служит Ему. Без служения никто не может приблизиться…

Все это служение, но служение различных типов. Родители также служат. Внешне Кришна носит на голове деревянные сандалии Нанды, но Нанда служит. Кришна носит его сандалии на голове, тем самым Нанда служит Ему, он помогает. Все это дух служения, без духа служения ничто не может проникнуть в то царство. Друзья иногда взбираются на плечи Кришны, Баладев шлепает, а Яшода наказывает Его, но все это служение, мы должны это понять. «Этот дерзкий мальчишка не знает, как обрести в жизни благо, я должна преподать Ему урок», — подобное воспитание в духе служения. Служение принимает различные прекрасные, сладостные формы, и это явление демонстрируется во Вриндаване. Служение может иметь подобное сладостное развитие.Слуги могут занимать подобное положение, это возможно исключительно в Кришна-лиле, нара-лила. Из всех игр Кришны игры в человеческом образе являются высочайшими, самыми сладостными. Это явление присутствует там. Они подобны жизни этого бренного мира, максимальное приближение Безграничного к ограниченному, крайняя степень приближения. Безграничное приближается к ограниченному, подходит настолько близко. В крайней степени это явление присутствует во Вриндаване. Он играет, Он становится куклой в руках своих слуг — крайняя степень приближения Безграничного к ограниченному. Поэтому это самое прекрасное явление, самое достойное и источник величайшей перспективы. Это явление уникально.

# 04:43

Матхура выше Айодхьи

Преданный: Махарадж, Айодхья находится в Голоке Вриндавана?

Шридхар Махарадж: Нет, она находится на полпути. Ватсалья-раса присутствует в Айодхье, но ее нет в Вайкунтхе. Вайкунтха — это полусфера. Шанта, дасья и половина сакхьи присутствуют в Вайкунтхе, но там нет ватсальи. У Лакшми Деви нет родителей, у Нараяны также нет родителей, но у Рамачандры, как мы видим, есть родители. у Ситы Деви до известной степени есть родители. Но у Рамачандры есть родители… Родительское служение, служение в родительской любви мы находим там, в Айодхье. Затем Матхура после Айодхьи. Почему Матхура выше Айодхьи? Потому что там происходит церемония, рождение. Этот элемент добавляется в Матхуре,не на Вайкунтхе. Служение более высокого типа можно найти в Матхуре. С точки зрения градации расы Матхура занимает более высокое положение, чем Вайкунтха, потому что там раса более разнообразна и интенсивна. Оценка высшего или низшего, градации будут зависеть от расы и от степени экстаза, который переживают слуги. Максимальное приближение Абсолюта к ограниченному мы находим во Вриндаване, поэтому Вриндаван столь велик для нас. Это нечто изумительное. Йоги, гьяни и другие искатели прилагают максимум усилий для того, чтобы найти Его, а Его нигде нет. А здесь, во Вриндаване, Он нисходит, сосет грудь матери, она наказывает Его, Он ворует и так далее и тому подобное. Это непостижимо, немыслимо, это то, во что невозможно поверить. Авишасья — это то, во что мы не можем поверить, то, во что нельзя поверить, не заслуживающее доверия, находящееся за пределами нашего доверия. Остановимся сегодня на этом.

Преданный: Наши старые братья, которые потеряли связь с ISKCON… Мы можем просить их о самом минимуме: собираться, совершать Харинамсанкиртан, читать «Бхагаватам» и раздавать прасадам. Мы не можем ожидать от них большего, поскольку после того, как они ушли…

Шридхар Махарадж: То есть обращаться к ним в умеренном духе?

Преданный: Да, в умеренном духе, когда речь идет об организации в целом.

Шридхар Махарадж: Да, эти люди приходят к вам, и вы должны принимать их так. Вы должны быть умеренны в своих просьбах. Вчера один джентльмен прислал мне письмо.

Преданный: Вы читали это письмо? Этот джентльмен — мой старый друг, Гопешвар. Мы присоединились к движению в один день 11 лет тому назад.

Шридхар Махарадж: Механическая жизнь, мы должны искренне искать истину.

Преданный: Махарадж, есть люди, в обществе которых я живу, они хотят получить посвящение от Вашей Божественной Милости.

Шридхар Махарадж: Вы будете давать посвящение в целом, но в каких-то конкретных случаях вы можете обращаться ко мне.

Преданный: Понимаете, многие из этих людей знали что-то о нашем Гуру Махарадже, и они хотят обрести духовного учителя равной природы.

Шридхар Махарадж: В целом люди, живущие в вашей стране… Я уполномочиваю вас взаимодействовать с ними (давать посвящение).

Преданный: Да, я понимаю это.

Шридхар Махарадж: Но в особых случаях вы можете посылать людей ко мне.

# 11:24

Письмо Шридхару Махараджу от Мукундамала Виласа

Преданный: У меня есть одно письмо, адресованное Вашей Божественной милости от Мукундамала Виласа.

«Его Божественной милости Шриле Шридхару Деву-Госвами Махараджу.

Дорогой Гурудев,

пожалуйста, примите мои почтительные поклоны. Я надеюсь, что вы хорошо себя чувствуете.Мы всегда молимся о вашем хорошем здоровье и о долгой жизни по милости Господа. Лишь удовлетворяя вас, мы можем надеяться удовлетворить Кришну, ибо без вашей милости нам конец. Мы работаем над изданием книги, содержащей ваши лекции, и это единственное утешение нашей жизни, поскольку мы живем в разлуке с Вашей Божественной Милостью здесь, в Нью Гупта Говардхане. Я надеюсь, что Вашей милостью мы сумеем осуществить первоклассную публикацию и она окажет значительную помощь Преданным, живущим во всем мире, которые страстно стремятся к глубокому пониманию и преданному служению Кришне.

Пожалуйста, благословите нас, чтобы мы сумели успешно служить вам таким образом и всегда помнить ваши наставления относительно духовной жизни. Вы распространяете жизнетворный нектар Сознания Кришны, поэтому мы думаем, что вы осуществляете величайшую работу по облегчению страданий других, направленную на благоденствие всех живых существ. Пожалуйста, вдохновите нас наслаждаться вкусом этого нектара и раздавать его, чтобы весь мир был одухотворен, полон этого нектара. Подобно тому, как Шримати Радхарани говорит: (цитирует санскрит). Мы хотим поклоняться, пытаться умилостивить время с помощью гирлянд и чанданы, чтобы время застыло и позволило вам остаться с нами навсегда. Тогда мы сможем наслаждаться нектаром Хари-катхи Вашей Божественной Милости и вечно пребывать в сени Ваших лотосных стоп. Мы всегда молимся о Вашей милости.

Остающийся вашим смиренным слугой, Мукундамала Вилас».

# 14:00

Бхакти-лата биджа — Кришна-концепция в концентрированной форме.

Бхакти-лата биджа, разве это не концептуальное явление?

Шридхар Махарадж: Этот мантрам. Да, он содержит добрую волю, содержит Кришна-концепцию. Его наставления содержат в зародыше идею, представление о реальности. По желанию Кришны Гурудев дает то, что приходит от Кришны, Гурудев дает концепцию Кришны в концентрированной форме. Вначале в концентрированной форме он дает концепцию Кришны, живое явление, а затем оно питается, взращивается и растет.

Преданный: В таком случае, возможно, биджи (семена) разного качества, соответственно качествам человека, который является носителем этой концепции?

# 15:33

Разные ипостаси Кришны

Шридхар Махарадж: Да, и постепенно это проявится, какого рода Кришна. Кришна бывает разный: Сваям Бхагаван, Сваям Пракаш, Сваям Вилас, концепция Васудева Кришны, концепция Кришны Вриндавана. Во Вриндаване также присутствуют разные концепции Кришны. Затем паракия, зенит любви во Вриндаване, мирской Кришна, нара-лила, человекоподобные игры. Кришна во всей своей сложности, изощренности. Кришна — Сваям Бхагаван, который наделен человеческой сложностью.

# 16:47

Кришна наслаждается воруя

И также паракия, речь идет об этом. Речь не идет о законном наслаждающемся, но о Том, Кто наслаждается украдкой, воровски. В целом Кришна не удовлетворен, когда Он ест как все добрые люди. Но когда Он ест, воруя пищу, тогда Он наслаждается больше. Такова Его природа. То, что принадлежит Ему по праву, а в действительности, все принадлежит Ему, но Его это не радует. Когда Он ест что-то, что принадлежит другим, — это такого рода не только человеческая, но аморальная игра. Он хочет играть роль аморального человека, для него это явление очень вкусное. Это дает Преданным высочайшее возможное удовлетворение.

# 17:57

Положение Преданных в ватсалья- и мадхурья-расах

Яшода говорит: «Люди говорят, что Он не мой сын. Как это понимать? Они не знают, что Он мой ребенок, и говорят, что Он занимает некое сверхъестественное положение. Приходил Гарга Риши и другие, и они говорят, что Он Бог и что Он Сын Васудевы. Что они говорят? Он мой Сын». Подобные опасения делают любовь Яшоды необычайно интенсивной. «Если окажется, что Он не мой Сын, какая судьба меня ждет? Как я сумею жить, не думая, что Он мой Сын? Как я смогу продолжать жить?» Подобное чувство усиливается и поглощает, ватсалья-раса становится также редким явлением, подобный элемент возникает, степень концентрации возрастает.

Положение Радхарани самое плачевное, Она в полной мере отдает себя, и полная степень неуверенности. Она отдает себя в полной мере, но Тот, Кому Она себя отдает, непредсказуем. Тем не менее Она не способна отказаться от Него. Она не знает вначале, что портрет и Тот, Кто изображен на портрете, — это одна личность.

Преданный: Когда Кришна говорит: (цитирует санскрит), Он имеет в виду, что нужно думать о Нем определенным образом?

Шридхар Махарадж: Это низшая стадия. Они достигли высшей стадии, а здесь говорится: «Просто иди в этом направлении». Это рекомендация.

Весь день на этой жаре им придется остаться в автобусе, но постепенно будет становиться прохладней, да?

Преданный: Да, прохладней и будет легче.

Шридхар Махарадж: А другой автобус приедет завтра утром?

Преданный: Да, это материальное существование порождает во мне чувство ненависти к этому миру, но также это часть плана Кришны.

# 21:03

Молитва шуддха-бхакты

Шридхар Махарадж: На небесах или в аду, куда бы Он ни поместил меня: в рай или в ад, не имеет значения. Имеет значение лишь моя интенсивная молитва: «Моя Преданность Тебе, вера в Тебя, пусть они присутствуют, мой Владыка». Вся концентрация молитвы будет такой: «Мои взаимоотношения покорности Тебе, пусть эти взаимоотношения сохранятся. Остальные реалии могут варьироваться по Твоему желанию. Я прошу минимум: я прошу о связи с Тобой, потому что без этой связи я не могу жить. Я не готов лишиться этой связи, это минимальное требование с моей стороны. А все остальное — Твоя прерогатива, Твоей сладостной воли».

Преданный: Шуддха-бхакта, это его молитвы.

Шридхар Махарадж: Да, он не просит: «Освободи меня, посели меня в своем обществе». Нет, он не ставит подобные условия. Условие лишь одно, одна молитва: «Связующая нить, звено с Тобой. Все остальное — как Ты захочешь. Я в полной мере нахожусь в Твоем распоряжении. Но минимальная просьба в том, чтобы сохранить эту связь. Лишиться ее я не в силах, требование должно быть минимальным. Без этого я не смогу жить, все остальное — как Ты захочешь. У Тебя есть всяческие права, абсолютные права на меня, я Твой вечный раб. Ты можешь предъявить ко мне любые требования».

Преданный: Я только что читал об Индре и Вишварупе в «Бхагаватам», 6 песнь. Они говорят, что девы, когда сталкиваются с опасностью, тогда они молятся Кришне о том, чтобы Кришна спас их. Они становятся очень преданны в это время, в час испытаний и молятся о защите, но наш Гуру Махарадж пишет: «Шуддха-бхакта не будет молиться Кришне таким образом».

Шридхар Махарадж: Шуддха-бхакта не станет молиться ни о чем другом, кроме связи с Кришной в качестве Его раба.

Кто?

Преданный: Надия Прабху, ученик Джаятиртхи Махараджа.

Шридхар Махарадж: Как поживает Джаятиртха Махарадж? Как он себя чувствует, хорошо?

Преданный: Он совершает пуджу Говардхану.

Шридхар Махарадж: Гирирадж Говардхан пуджу?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: А где Бхарати Махарадж?

Преданный: Я видели его во время мангал-арати, после этого я его не видел.

# 24:59

Самбандха, абхидхея и прайоджана.

Преданный: Махарадж, мы сейчас готовим эту книгу, публикацию. Вы сказали однажды, что можно сделать три раздела в этой книге: самбандха, абхидхея, прайоджана. Я думаю, что я способен понять самбандха-гьяну. Вы говорите о мире эксплуатации, затрагиваете подобные темы, но абхидхея-гьяну я не понимаю. Как различить?

Шридхар Махарадж: А что вы подразумеваете под самбандха-гьяной?

Преданный: В качестве примера я могу пояснить, когда Вы говорите о мире эксплуатации…

Шридхар Махарадж: Эксплуатация, отречение и Преданность — три измерения жизни. Преданность, основанная на правилах и предписаниях и спонтанная Преданность. В Земле Преданности есть два измерения: Вайкунтха — мир правил и предписаний, а выше Вайкунтхи — земля спонтанного служения, Голока. Там присутствует Кришна, а здесь присутствует Нараяна. Также есть земля отречения: Вироджа и Брахмалока. Удел буддистов — Вироджа, а удел шанкаритов — Брахмалока. А в этом мире бхух, бхувах, свах и далее, вплоть до Сатьялоки, различные измерения материального бытия и многочисленные детали всего этого. Карма, гьяна, йога и бхакти, видья-бхакти и рага-бхакти. Абхидхея означает средство, ведущее к цели, а прайоджана означает цель, место назначения. Положение деваты, для тех, кто занят эксплуатацией, карми, — это хорошее положение, позволяющее эксплуатировать в этом мире. Затем для стремящихся к освобождению — прайоджана, их высшая цель есть саюджья . Затем шанта, дасья и толика сакхьи, правила и предписания в низшем полушарии, в Вайкунтхе. А в высшем измерении — сакхья, ватсалья, мадхурья, Кришна и каршна. Каршни означает цель Кришны, Прадьюмна. Прадьюмну называют каршни, но каршна означает Вайшнавы, Преданные Кришны. Тот, кто связан с Кришной, есть каршна, а Вайшнавы связаны с Вишну.

Преданный: Это сказано в «Прапанна-дживанамритам» (цитирует санскрит). Вы слышали письмо от Мукундамалы Прабху, от Дхира Кришны Махараджа?

Шридхар Махарадж: Дхира Кришна Махарадж приедет туда раньше, чем ваше письмо. Мы должны воодушевить его. То, что он написал, Мукундамала, это письмо с ним.

Преданный: Пожалуйста, вдохновите нас. Люди, которых я упоминал прежде в смысле дикши, я не думаю, что они сумеют приехать в Индию.

Шридхар Махарадж: Вы должны как-то разрешить этот вопрос.

# 29:21

Посвящение в Харинам и ягья

Преданный: Иногда наш Гуру Махарадж повторял на четках и давал Имя, а его представитель совершал ягью, отдавал четки и сообщал имя инициируемому, а в исключительных случаях сообщал его по почте.

Шридхар Махарадж: Это возможно. Мы видим, что наш Гуру Махарадж… Лишь однажды это произошло. Был один важный человек в Даке, этот человек умирал. Вначале они возражали, но впоследствии они признали и попросили Харинам у Гуру Махараджа. Было устроено так, что по телефону он дал Харинам этому человеку. Были посланы четки, представитель передавал. В особых случаях да, это можно устроить.

Преданный: Он также проводил агнихотра-ягью для Харинама. Обычно здесь, когда дают людям Харинам, огненная ягья не проводится, лишь в том случае, когда дают Гаятри.

Преданный: Да, когда людям дают упавиту, потому что Харинам очень-очень милостив. С Харинамом любые формальности не имеют места. Его милость превыше всего. Хари удовлетворен просто именем. Это особый грант жителям Кали-юги, потому что обстоятельства этой эпохи слишком негативны. Поэтому Его милость обращена к самым падшим. Но одно обстоятельство должно присутствовать, и это шраддха, это своего рода вера. Все остальное отвергается, всему остальному нет места. Место есть лишь одному явлению — вере. Если присутствует вера, тогда присутствует все. Все эти формальности лишь призваны помочь нам-бхаджану. Дикша, ягья лишь призваны воодушевить наше сердце. Усилить, создать веру, убедить ум, что нечто произошло, потому что когда нам легко, дают некое высокое явление, то нам тяжело поверить в то, что это действительно произошло. Поэтому некая пышность необходима для того, чтобы помочь человеку поверить.

# 33:02

Звучание Харинама важнее ягьи.

Преданный: В Кришна-Баларам-мандире наш Гуру Махарадж… Пришли брахманы, когда открывался храм. Они совершали продолжительную ягью, а в это время мы, его ученики, совершали Харинамсанкиртан. Позже он написал в своей книге, в одном из комментариев к «Бхагаватам»: «В действительности одного санкиртана было достаточно, но для того, чтобы местные жители признали этот мандир как нечто аутентичное, была проведена эта пышная ягья».

Шридхар Махарадж: Ягья. Звук всегда играет ведущую роль, мантрам, звук, и Имя, мантрам. Если убрать имя Нараяны и заменить Его именем Шивы или Кали, то этот мантрам будет обращен в ином направлении. Имя — это все и вся в мантрам и ягьям. Помощь звуку — это императив, этого нельзя избежать. Что бы ты ни делал, звук может существовать сам по себе. Но если ты делаешь что-то другое, в других явлениях, помощь звука, мантрам, обязательна.

# 34:34

История Кали Даса

Преданный: Махарадж, также Свами Махарадж менял имена Преданных, когда давал Харинам, а здесь вы не делаете этого.

Шридхар Махарадж: Потому что здесь имена уже практически связаны с деватами, там же, на Западе, это отсутствует. Поэтому вначале он менял имя на связанное с Вишну-дасьей. В лиле Махапрабху мы находим многочисленные имена, которые не связаны с Вишну-дасьей.

Был один Кали Дас который был дядей Рагхунатха Даса и был великим Преданным. Его особенность состояла в том, что он находил Вайшнавов и принимал остатки их трапезы. Этот Кали Дас однажды пришел в Пури. Когда Махапрабху входил в храм Джаганнатха, Он омывал стопы у входа в храм. Эту воду собирали. Махапрабху дал строгое указание своему слуге Говинде, что никто не должен касаться этой воды. Но однажды Кали Дас пришел туда, когда Махапрабху омывал стопы. Три раза он брал воду из этого сосуда на глазах у Махапрабху, а в третий раз Махапрабху сказал ему остановиться на этом. Но даже птица не могла пить эту воду, Махапрабху дал такое строгое указание. Только Вайшнавы каким-то образом касались этой воды: выдумывали любой предлог и каким-то образом соприкасались с этой водой. Но в случае Кали Даса Махапрабху не мог остановить его, не мог запретить ему. Один, два, три: три пригоршни воды он выпил, воду, в которой Махапрабху омывал стопы на глазах у него. Но его имя было Кали Дас, говорится. Особого значения именам не придавалось в ту пору, но наш Гуру Махарадж, конечно, менял имена учеников, давал им новые имена.

Преданный: Сегодня день явления Нрисимхадева, Нрисимха-чатурдаши.

Шридхар Махарадж: Да, Нрисимха-чатурдаши сегодня.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректоры: Драупади Д. Д. и Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.04.18.C

«Встретив преданных, мы встретили Кришну»

1982.04.23.A

«Радхадеш»

1982.04.23.B82.04.24.A

«Самбандха, абхидхея и прайоджана»

1982.04.24.B82.04.25.A

«Махапрабху рекомендует гьяна-шунья-бхакти»

1982.04.25.B82.04.27.A

«Тандава — безумный танец Святого Имени»

1982.04.27.B

«Частица в Океане Радости»

1982.04.27.C

«Смирение в подлинном смысле»

1982.04.28.A

«Кришна — Центр Нежности и Любви»

1982.04.28.B

«Према обладает собственным законом»

1982.04.29.A

«Обрести вкус высочайшей расы»

1982.04.29.B82.04.30.A

«Уход Кришнадаса Бабаджи Махараджа»

1982.04.30.B82.05.01.A

«Заблуждение зависит от Истины»

1982.05.01.B

«Ему нравится есть воруя»

1982.05.01.C82.05.02.A

«От материи к духу»

1982.05.03.D.82.08.20.B

«На полпути до Голоки»

1982.05.03.B

«Сердце Ханумана»

1982.05.03.C.D

«Рамачандра и Сита Деви»

1982.05.04.A

«Сознание Кришны — богатство сердца»

1982.05.04.B82.05.05.A

«Лила — поток, которому невозможно противиться»

1982.05.05.B

«Садхана — постепенный процесс»

1982.05.06.A

«Игры Абсолюта»

1982.05.06.B

«Связан с Хари, лишён Хари»

1982.05.07.A82.05.08.A

«От смерти к бессмертию»

1982.05.09.C82.05.10.A

«Божественные деяния Махапрабху»

1982.05.09.A

«Драгоценный камень Гаурачанд»

1982.05.09.B

«Вриндаван-Лила — взаимодействие сердец»

1982.05.10.B

«Эволюция теизма»

1982.05.10.C82.05.11.A

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 1

1982.05.11.B

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 2

1982.05.11.C05.12.A05.12.B

«Ананья-Бхакта»

1982.05.12.B

«Нисходящие указания Абсолюта»

1982.05.12.C82.05.13.A

«Божество в Сердце Преданного»

1982.05.13.B

«Говинда — Цель Вед»

1982.05.13.C82.05.14.A

«Динамичный экстаз»

1982.05.14.B

«64 качества Кришны»

1982.05.14.C

«Шуддха шакты»

1982.05.14.D

«Душа проповедует Душе»

1982.05.15.A

«Реальность внутри нас»

1982.05.15.B

«Неизбежный поток событий»

1982.05.15.C82.05.16.A

«Киртан — атака в ответ на атаку»