«Реинициация» 1982.05.18.B
Реинициация
Шридхар Махарадж: Меня не интересует ни Шанкара, ни Рамануджа, ни Мадхвачарья, меня интересует школа Гаудиев, школа Махапрабху, я представляю их. Я готов сражаться со всеми и одержать абсолютную победу. Мы должны быть осторожны, в полной мере сознавая тот факт, что от Его имени, уполномоченные Им в качестве посредников, быть чистым в своих действиях.
Преданный: Махарадж, если ачарья принимает учеников, если некоторые из его учеников падают и полностью теряют веру, становятся атеистами, то эта связь автоматически прерывается, связь Гуру и шишьи?
Шридхар Махарадж: Когда речь идет о том, кто оставил Гуру? Временно, может быть, на какое-то время возникло подозрение или некое оскорбление, но не прекращается навеки.
Преданный: Еще один момент трудно понять: до какой степени ачарья ответственен за карму своих шишья?
Шридхар Махарадж: Что-то до известной степени зависит от положения ачарьи. Тот, кто полностью отдал себя, действует от Имени Кришны, может быть не затронут. Однажды Прабхупад дал саньяс одному ученику, наш Гуру Махарадж, но последний не сумел ее сохранить. Прабхупад был настолько опечален, он стал плакать, особое чувство возникло в нём. Обращаясь к Махапрабху, он говорил: «Почему Ты дал мне это вдохновение, если Ты не дал мне силу защитить ученика, вызволить его из рук майи? Я дал ему санньяс, но он не сумел его сохранить, майa сокрушила его. Тогда почему Ты дал мне подобное вдохновение? В таком случае я отказываюсь от своего поста на какое-то время». Прабхупад страдал от такого умонастроения: Ты не дал мне малую силу, благодаря которой я мог бы вызволить человека из рук майи, я дал ему санньяс, но он не сумел его сохранить. У меня нет силы, я беспомощен, я слагаю с себя эту обязанность, отказываюсь совершать это служение на какое-то время. Но в конечном счете всё встало на свои места, подобная реакция также возникает в уме ачарьи, когда ученик уходит, разрывая эту связь. Он чувствует в сердце великое сострадание к ученику, подобная реакция: я не квалифицирован, у меня нет качеств; подобная реакция возникает. Если присутствует искренность в служении, тогда ничто не может осквернить его. Шишья не для богатства, не ради иных целей мы принимаем учеников, но только лишь ради служения Кришне, вечная вербовка, стремление сделать ученика достойным, чистым, пригодным для служения Верховному Господу, такой должна быть цель. Не ради собственных средств, блага любого типа, никогда.
Преданный: Махарадж, похоже, эти люди на Западе, когда они приходят, но поскольку их вера мала, они услышали о Кришне, они не в полной мере понимают…
Шридхар Махарадж: Шраван-даша, затем варан-даша, после шраван-даши необходимо получить образование в достаточной степени, и тогда он будет принят в группу. В противном случае он наполовину понимает, может уйти, и реакция возникнет в нем, когда речь идет о брахмачари.
Преданный: О какой реакции вы говорите?
Шридхар Махарадж: Плохая репутация. Человек стал его учеником и оставил ачарью, совершает предосудительные поступки, и тогда репутация ачарьи пострадает от этого. Но иногда в кaмпании, когда происходит поход, кампания, возможны ошибки, правильное, неправильное, какое-то подозрение может возникнуть, остановка на пути. Но рано или поздно он вернется, помня безграничную милость Нитьянанды Прабху. Если присутствует благая воля, то, возможно, не сразу, но впоследствии ученик вернется. Знание подобной вечной природы не может быть утрачено, оно может быть скрыто на какое-то время, но оно вновь восстанет. Другие вещи приходят и уходят, но это явление вечной природы, со временем оно вновь проявится.
Преданный: Как нам понять, Чайтанья Махапрабху советовал ачарьям Кали-юги не принимать много учеников?
Шридхар Махарадж: Это зависит от способностей человека. Насколько большую армию может возглавлять генерал, зависит от способностей генерала. Наш Прабхупад говорил: «Один человек способен управлять империей и находить время для отдыха. Другой же человек не способен управляться с семьей из шести человек, и у него не находится ни минуты свободного времени. Зависит от качеств ачарьи, существуют различные уровни, мадхьяма-адхикари, уттама-адхикари, существует градация мощи. Когда речь идет об ачарьях общей категории, то они не должны принимать множество учеников. То, что ачарья руководит учениками, это нормальное явление, но мнение учеников, направляющих ачарью, не нормально. Слабый человек не должен выполнять эти обязанности, иначе ему конец.
Преданный: Махарадж, ачарья может решить: «Я уже дал достаточно дикшу» и приостановить…
Шридхар Махарадж: Он может отойти, но только в том случае, если он связывает учеников со своим собственным Гурудевом, тогда он чист. В противном случае он будет ответственен, ответственность на нём. Он должен очистить путь к своему собственному Гурудеву, тогда он может отойти в сторону. Он обращается к своему Гурудеву, говоря: «Я установил связь между учениками и тобой, я вербовал их, привёл их к тебе». Если он чист в своем сердце, его темперамент чист, тогда ему не придется страдать.
Преданный: А если ученики по-прежнему проповедуют?
Шридхар Махарадж: Всё хорошо, если это должная линия.
Преданный: Но если ученики ачарьи приводят к нему новых людей? Вираха Пракаш Махарадж спрашивает: «Допустим, у ачарьи больше нет интереса к тому, чтобы давать дикшу. Его ученики, что им делать? Они проповедуют, и естественным образом они приводят новых людей. Куда следует направить этих людей?»
Шридхар Махарадж: Ритвик – человек, который приводит людей к ачарье и просит его: «Ты должен дать дикшу этим людям… »
Преданный: Да, но ачарья не дает дикшу.
Шридхар Махарадж: В этом случае эти люди могут быть приведены к другому ачарье, которому ты доверяешь. Можно сказать: «Ступайте к этому ачарье, я рекомендую его в качестве лидера». Таким образом можно направить людей к определенной личности. Однажды мать Мадана пришла ко мне просить дикшу. Она получила Харинам от нашего Гуру Махараджа, но за дикшей она пришла ко мне. В то время я не начал давать дикшу, поэтому я отослал ее к Госвами Махараджу, которому я доверял. И столь многих других я послал: «Ступайте туда-то, у меня есть вера в этого человека, я рекомендую вам его».
Преданный: Наш Гуру Махарадж написал: «В свои последние дни духовный учитель может обратиться к нирджана-бхаджану и передать ответственность за проповедь своим ученикам».
Шридхар Махарадж: Так может быть не во всех случаях. Есть те, кому присущ подобный темперамент, они хотят умереть в упряже, это слова Госвами Махараджа. Бон Махарадж просил его:
– Вы совершили достаточно служения в проповеди, теперь давайте войдем в пещеру нирджана-бхаджана.
– Я хочу умереть в упряжи, подобно лошади, – резко, решительно ответил Госвами Махарадж.
Бон Махарадж иногда удалялся в хижину, иногда выходил из нее, чтобы совершать бхаджан в таком умонастроении.
Преданный: Кришна записывает всё. Махарадж, у кого-то есть тенденция проповедовать, он не может ее избежать.
Шридхар Махарадж: Гоштханананди, этот специфический тип, очень приятный в случае искренности. Что бы сладостноe он ни находил, он даже не принимает это сладостное сам, но хочет поделиться с другими, но необходима искренность, тогда всё в порядке.
Преданный: Когда мы видим, что ачарья как будто бы страдает на поверхностный взгляд от каких-то реакций, это вина ачарьи или вина шишьи?
Шридхар Махарадж: Страдает от чего?
Преданный: От болезни или внутренних беспокойств, внутреннее страдание, от головной боли.
Шридхар Махарадж: Следует рассматривать каждый отдельный случай.
Преданный: А в общем и целом? Однажды наш Гуру Махарадж сказал: «Поскольку я принял некоторых вздорных учеников, невозможно…»
Шридхар Махарадж: Это светлая сторона, подобная оценка ачарьи со стороны ученика, лучезарная оценка в целом. Но каждый конкретный случай следует рассмотреть, тогда можно судить, не во всех случаях.
Преданный: Наш Гуру Махарадж говорил, что ради проповеди Сознания Кришны иногда следует принимать риск, идти на риск, принимая того, кто непригоден. Но позже по милости духовного учителя эти люди могут приобрести необходимые качества.
Шридхар Махарадж: Это возможно, здесь нет непоследовательности. С малым капиталом, то, что непосредственно остается у него, он может думать: «Линия моего Гурудева будет возвышена, ее слава будет распространена. Сколь бы мал ни был мой капитал, я могу действовать в интересах Гурудева и его линии».
Преданный: Махарадж, сколь многих учеников инициировал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур?
Шридхар Махарадж: Мы не знаем, может быть, тысячу, приблизительно. Бхактивинод Тхакур инициировал приблизительно сто учеников, Прабхупад 2-3 тысячи, больше тысячи. Гауракишор Бабаджи Махарадж инициировал одного-двух учеников.
Преданный: А у Махапрабху есть инициированные ученики?
Шридхар Махарадж: Возможно, один-два. Локанатх Госвами инициировал только Нароттама, а Нароттам инициировал, возможно, миллион учеников, весь Манипур обрел милость Нароттама Тхакура.
Преданный: Махарадж, есть один практический вопрос. Как в случае Бхакти Виджай Тиртхи Махараджа, мы видим, некоторые из его духовных братьев реинициировали его учеников, дали дикшу вновь, реинициация произошла. Например, Бхавананда Махарадж, Сварупа Дамодар Махарадж, Бхагаван Махарадж, Рамешвар.
Шридхар Махарадж: Это может быть сделано, учитывая, принимает ли его Гурудев, Гурудев этой личности. Только тот, кто принят Гурудевом человека, может инициировать этого человека, это внутреннее понимание необходимо. Я привожу его к моему Гурудеву, но не иначе. Необходимо всё расставить на свои места, внутренняя гармония должна быть достигнута в вышеописанном духе. Если какая-то другая личность обращалась с учеником не должным образом, то я могу обращаться с ним должным образом, и мой Гурудев будет удовлетворен.
Преданный: Были насильственные реинициирования.
Шридхар Махарадж: Ну тогда им следует дать объяснения этим людям, которых реинициировали. Подобная гармония должна быть достигнута, удовлетворен ли шишья.
Преданный: Это очень болезненно.
Шридхар Махарадж: Конечно, очень болезненно, они имеют дело с чистыми человеческими чувствами, обращаются с ними как со скотом.
Преданный: Со скотом? Да, я согласен, с ними поступили как со скотом.
Шридхар Махарадж: Они принадлежат комитету, по их мнению, не существуют чувства между человеческими чертами. Они игнорируются, по ним топчутся ногами, связь от сердца к сердцу, от души к душе. Это подобно тому, как танк давит младенцев, нечто в этом роде.
Преданный: Лично как мы должны относиться?
Шридхар Махарадж: С точки зрения человеческой природы и преданности, это очень серьезная ситуация, это не игра. Игра с сердцами и чистыми чувствами людей, как в армии, в таком духе. Я говорил, доллары, дипломатия, деспотизм вместо преданности, Божественности и жертвенности, такова моя точка зрения. Игра доллара, дипломатии и деспотизма, подмена. Жертвенность, преданность, Божественность – три «D» в английском языке. Глупцы рвутся туда, где ангелы ступить не смеют.
Преданный: В каких случаях ученик может отвергнуть своего Гуру?
Шридхар Махарадж: Тот, у кого есть чувства, кто способен их ценить, тот не может сокрушать эти чувства, топтать их подобным образом, это демоническая попытка. Игнорировать душу, комитет занимает положение компьютера, подменяет либо давит мягкое человеческое сердце.
Преданный: Я не чувствую потребности в будущем общаться с ними каким-либо образом.
Шридхар Махарадж: Я думаю, искренний человек не станет общаться. Опасная, отвратительная, низменная попытка, посягательство на человеческое даже в сфере человечества, не говоря уже о религиозном мире.
Преданный: Например, Бхакти Сварупа Дамодар Махарадж приедет сюда через месяц примерно, чтобы нанести вам визит, потому что он думает, что не совершил ничего дурного. Он реинициировал некоторых учеников, и он едет к вам как ни в чем не бывало.
Шридхар Махарадж: Дамодар Махарадж приехал? Он приходил ко мне?
Преданный: Нет, он приедет, вскоре он приедет.
Шридхар Махарадж: Он может прийти. Но это отвратительно, низменно – то, что было сделано.
Преданный: И он будет вести себя с нами так, словно он не сделал ничего дурного.
Шридхар Махарадж: В таком случае как… То будет его решение, его реализация, но я полностью расхожусь во мнениях с ними. Я, по правде говоря, боюсь видеть их лица, лица тех, кто принимает участие в подобной демонической деятельности. По указанию Свами Махараджa, эти джентльмены, связь с ними возникла, и под таким предлогом они безжалостно оборвали эту связь, божественные чувства. И с ними поступят соответствующим образом. Они не способны оценить по достоинству мягкое обращение, они не знают, что это такое. Мне кажется, я говорил, давить гусеницами танка младенца. Подобно тому как действует Америка: атомная бомба, сброшенная на невинных людей, победа машины над человеческой природой и человеческими сердцами, чувствами. Если хочешь сражаться, приходи и сражайся, прямая битва может быть принята. Но тот, кто пришел сражаться с ними, невинные люди, которые заняты в своей жизни. И неужели не возникнет реакция на подобное?
Преданный: Америка получит эту реакцию.
Шридхар Махарадж: Они говорят: «Ради большего блага мы сбросили бомбу», но качественное суждение должно присутствовать здесь. Человеческая цивилизация ценой жизней овощей, минералов и животных. Силой машины и научного знания они грабят их, и реакция неизбежна, закон кармы не позволит избежать этой участи.
Преданный: Махарадж, если кто-то отверг Гуру, в каком случае человек может…
Шридхар Махарадж: Это мнение предосудительно, этo личное отношение: я не смог сохранить веру по таким-то причинам. Это простой случай. Но насильственное обращение, подобно мусульманам: вот душа, а вот Коран, прими Коран или лишишься головы. Тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна. Такого рода максима была осмеяна, над ней было совершено надругательство посредством подобной попытки под предлогом будущего коллективного блага. Если возникла опухоль, гангрена, она должна быть вырезана, отсечь часть тела, пораженную гангреной, и затем сожрать ее. Это всё равно. Рамешвара и Бхагаван едят мясо отсеченных членов Джаятиртхи Махараджа, жуют мясо его членов.
Преданный: Он как раз идёт.
Шридхар Махарадж: Кто?
Преданный: Джаятиртха, лишенный членов.
Шридхар Махарадж: Я возмутительный комментатор, я всегда говорю прямо, суровый, безжалостный комментатор.
Преданный: Когда Гуру может отвергнуть ученика?
Шридхар Махарадж: Достаточные причины должны быть. Можно ожидать достойного, джентльменского поведения с обеих сторон. Это не так-то легко, и это будет плохой пример для других. Скажем, если некий пациент считается настолько тяжелобольным, что его состояние может представлять угрозу для других пациентов, то этот тяжелобольной пациент может быть отделен от общей массы. Если его общество будет крайне пагубно для других учеников, в этом случае, если нет надежды, он может быть отделен от общей массы.
Джаятиртха Махарадж: Я пришел поздно, я заслуживаю ответа на один вопрос.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.