«Укрыться под небесами» 1982.07.03.Br
Темы лекции:
О киртане, верховном положении Кришна-лилы и Свами Махрадже.
Укрыться под небесами
Шридхар Махарадж: Сегодня совершается обход Мадхьядвипы и Киртанакхьи, туда ушла наша группа. Санкиртан — центральное служение, рекомендованное Махапрабху, особенно для Кали-юги. Слушать и воспроизводить — более могущественное явление. Мы должны прилагать максимум усилий, совершая киртан, проповедовать. Это явление было рекомендовано в качестве высочайшего метода достижения, особенно для начинающих, задействовать каждый элемент своего существа в проповеди, распространении истины, которую мы получили из высшего источника. Эту позицию следует занять, пытаться практиковать, и таким образом вы получите максимальное благо. Приложить максимум усилий для того, чтобы распространять вести о Господе. Он всеведущ, Он будет восполнять ваши запасы. Чем больше человек в состоянии продавать, тем больше материалов он будет получать от капиталиста. Капиталист не обладатель этого материального богатства, но обладатель подлинной собственности. Что есть Его собственность? Према, служение — единственная собственность. Это богатство может лишить нас всего, занять место всего и компенсировать потерю всего.
Никакие реалии не могут помочь нам в столь совершенной степени, лишь любовь. Любовь превыше всего, это единственное богатство в этом мире. Дхарма, артха, кама, мокша в низшем смысле, опыт чувств. Это то, к чему все стремятся, кама — чувственное наслаждение, и затем артха — то, благодаря чему чувственное наслаждение можно сделать перманентным и делить его с другими. Затем дхарма — наш долг, раздача окружающим без ожидания вознаграждения. Поступать так — значит вкладывать средства на счет природы, и есть возможность получить эти средства впоследствии, в будущей жизни. Я кладу что-то на банковский счет и впоследствии получаю, это чувственное наслаждение. А четвертая цель — мукти. Знать, что это богатство вовсе не есть богатство, — это лишь прогресс в ложном направлении, поэтому мы должны постараться приложить максимум усилий, чтобы избавиться от рабства этой майи. Мы игрушки в руках ведьмы майи, которая развлекает нас этими низшими реалиями, чувственным наслаждением различных типов. Мы должны избавиться от этого, но избавиться ради чего? Не ради того, чтобы совершать самоубийство, чтобы войти в самадхи. Нет.
Существует жизнь, которая стоит того, чтобы ее жить, и это адхокшаджа. Там я могу найти свое лучезарное «я». Это не есть нечто смутное, абстрактное, но реальное, конкретное и лучезарное. Я должен искать свою реальность там, в этом измерении — это Вайкунтха, Безграничное. Вайкунтха означает Безграничное, там, где нет ограничений, расчетов и нечестности, жизнь в вечности, быть фактором вечности. Я должен сознавать окружающий мир вечного, нескончаемого. Его природе я не могу дать оценку, но все же все, что приходит из неведомой области, я могу полагаться на это нечто. Но здесь все, чем я обладаю, даже то, что я зажимаю в кулаке, я не могу на это полагаться. Но там весь мир неведом, однако на него можно полагаться. Они не обойдутся с тобой дурно, низко. Волна нежности, любви устремляется к тебе таким образом, не разочаровывая тебя, не предательские волны, такова природа Вайкунтхи. В целом здорово, полезно и благотворно. Мы можем жить под небом Безграничного безо всяких планов, ожиданий. Все, что приходит… Жить под небесами, а не в каком-то укрытии. Там нет необходимости в укрытии, но небеса являются твоим укрытием, Вайкунтха. Безграничное в полной мере знает о твоем существовании и знает, как взаимодействовать с тобой, каково твое богатство. И все это представлено должным образом там, то есть у тебя есть твое надежное место, и затем высочайшая стадия, Голока, царство Божественной Любви. Практически все чудесное там, и нечто вроде ограничения присутствует там: мать, отец, сестра, слуги, супруги, столь многие реалии. Безграничное в форме ограниченного можно пережить там. Это явление было объяснено в «Бхагаватам» в качестве объекта нашего высочайшего стремления. Махапрабху и Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху пришли с этим явлением, пришли не только в этот раз, но они приходят постоянно, чтобы дать это явление миру, и мы обладаем подобной высокой перспективой в нашей жизни. Так или иначе, мы родились людьми, и если мы не будем стремиться к этому явлению и пренебрежем этой перспективой, мы совершим самоубийство. Эти явления по-разному рассматриваются. Веданта, то же самое измерение, стремись к этому, ищи это богатство, твоя цель связана с этим высшим измерением. Раздача любви к Шри Бхагавану, Сознание Кришны.
Свами Махарадж принес это явление к вашим дверям, и вы собрались здесь сегодня, в Гаура-дхаме. Свами Махарадж говорил: «Вриндаван — мой дом, а Гаурамандал — место моего паломничества», нечто в этом роде он говорил. «Место моего паломничества — Гаурамандал».
Преданный: Место поклонения.
Шридхар Махарадж: Место поклонения? Но «Вриндаван — мой дом».
Преданный: Он сказал о Бомбее: «Бомбей — мой офис».
Шридхар Махарадж: Центр проповеди, поклонения — столь высоко, немыслимо. Домашний уют раздается откуда-то, из какого-то источника. Я хочу почитать эту позицию — источник этого домашнего уюта, поклоняться ему. Навадвипа для поклонения Свами Махараджа. Посредством этого поклонения я могу вернуться домой, посредством этого процесса, это нечто специфическое.
Сварупа Дамодар дал представление: обе лилы вечны. В целом мы думаем, что Кришна-лила произошла первой, в начале Двапара Юги, затем произошла Гаура-лила, раздача этого явления людям после Кришны. Но если речь идет о более широком сознании, то обе лилы вечны. Смарты говорят: «Кришна-лила во Вриндаване не есть нитья-лила. Он низошел в мир людей и явил им Свою благосклонность, людям, которые жили в бренном мире, и они достаточно удачливы». Но наши Госвами, следуя наставлению Махапрабху, показывают, что Кришна-лила не является временной, но она вечна. Вриндаван-лила вечна, она не является частью лилы Нараяны, но занимает высочайшее положение, и она вечна, она всегда происходит. В таком качестве раздача Кришна-лилы широким массам, это явление также вечной природы, стремление дать это явление другим, стремление не ограничивать Кришна-лилу узким кругом друзй, но сделать ее доступной для других также. Здесь приходит воплощение, возникает потребность в Гауранга-лиле. Возникает вопрос: временна ли Гауранга-лила. Тогда мы понимаем, что эта лила также вечна, попытки раздать.
Который час?
Преданный: 10.
Шридхар Махарадж: Я заканчиваю на этом собрание. Гауранга-лила также вечная, поскольку в ней есть такая потребность. Она не может быть временной — таково их открытие. Наслаждаться внутри, в узком круге и раздавать, это явление также вечно. Сварупа Дамодар написал эту шлоку. Что идет первым, а что вторым — так невозможно ставить вопрос. Обе лилы вечные, иногда они объединены, а иногда разъединены. Гауранга-лила и Кришна-лила, Навадвип и Вриндаван, и то и другое вечно. В одном месте они наслаждаются в своей среде, а в другом — раздают высший сок вовне.
Преданный: Каково ваше впечатление о нем? Эта речь Шрипада Бхакти Виджая Тиртхи Махараджа. Бхакти-ратна, драгоценность Преданного, чистого Преданного крайне редко можно встретить в этом мире. Шрила Шридхар Махарадж однозначно относится к этой категории чистой Преданности.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.