Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Игра чудесного Абсолюта»
Главное заключение – оставаться в обществе преданных, которые обладают реальной верой в Кришну. Найти в этом мире таких преданных – это очень, очень редкое явление. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Нью-Дели

«Игра чудесного Абсолюта»


  • «Игра чудесного Абсолюта» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 25 июля 1983 года

    • Ученик Сарасвати Тхакура (00:00)
    • Благоприятный шанс (04:52)
    • Принятие санньясы и проповедь (06:46)
    • Доступ в лагерь Рупы Манджари (12:31)
    • Глубокое знание писаний (15:38)
    • Открытие места Рамананды (20:19)
    • Средства на мадрасский Матх. Болезнь сердца (22:35)
    • Искренняя проповедь (28:30)
    • Создание комитета и разногласия в нём (30:15)
    • Уход из Гаудия Матха (35:38)
    • Шикха и дандам или сюртук? (42:00)
    • «Нектар на золотом блюде» (46:25)
    • Беседы со Свами Махараджем (51:14)
    • Заблуждения Васудева Прабху (52:57)
    • Судебные тяжбы (56:07)
    • Вечный поток истины (66:07)
    • Абсолютный интерес (70:38)
    • Вечная лила (74:29)
    • Вечный спутник Прабхупады (76:14)

Игра чудесного Абсолюта

#00:00

Ученик Сарасвати Тхакура

Шридхар Махарадж: Во-первых, Гуру Махарадж происходил из касты каястха – это шудра, я происходил из брахманской семьи. Брахман-гуру должен быть подходящим, таким образом, некие сомнения оставались. Затем, когда я приехал в Майапур, там также я видел многое трогательное. Когда Прабхупад увидел меня там в день явления Махапрабху, он давал лекцию многим джентльменам, приехавшим из Кришнанагара, образованным людям. В другом месте Тиртха Махарадж проповедовал, в третьем месте Парват Махарадж собирал пожертвования. Во многих местах происходили разные события, и чувствовалась счастливая, трансцендентная атмосфера. Затем, когда всё было закончено, Гуру Махарадж сидел на веранде своей комнаты в плетеном кресле, и многие проходили и предлагали пранам, кланялись ему и расходились по домам. В этот момент он сказал нечто, я всегда хотел слышать его, и в этот момент он сказал: «Не обманывайте меня, люди». Я был удивлен: почему он говорит об обмане, что он имеет в виду? Люди были приглашены, праздник закончился, и теперь они расходятся. С какой стати он говорит об обмане? Затем он пояснил: «Вы совершали служение Кришне, поэтому я вступил в некие взаимоотношения с вами, в качестве дани традиции вы пришли на эту церемонию, а теперь расходитесь по домам, чтобы вновь заниматься мирскими делами. Но вы обещали мне служить Кришне. Я разочарован. Вы можете сказать: «У меня есть важные дела, когда я завершу их, то я вернусь к вам». Нет, если ты скажешь, что мне нужно потушить пожар, а затем вернуться, то в этом также нет необходимости. Если пожар сожжет дотла весь мир, то никто ничего не потеряет, скорее вы избавитесь от бремени, обрубите связь с этими реалиями и будете счастливы. Все ваши позитивные достижения, ваша внутренняя жажда находит соответствие в святых стопах Кришны, все ваши чаянья будут утолены только там, нигде больше». С великой мощью он произносил эти слова, я был свидетелем, столь интенсивная потребность в Кришна-бхаджане. Я не видел ничего подобного в этом мире, поэтому я почувствовал, что должен предаться этой личности, этому месту. Я принял решение быть учеником здесь, в этой линии.

#04:52

Благоприятный шанс

Затем моя мать умерла. Она опасалась, что если старший сын станет санньяси, то он не совершит церемонию шрадха. Поэтому я совершил шрадху, погребальные обряды, после этого пришел. В последней части апреля я присоединился к Матху. Бхарати Махарадж сказал:

У тебя есть благоприятный шанс.

Два младших брата закончат образование, и тогда я приду в Матх, – ответил я.

Нет, жена умерла. Кришна лишил тебя жены, забрал мать, он сделал достаточно для тебя. Если ты упустишь этот шанс, то могут возникнуть другие препятствия, и эта жизнь будет испорчена, не будет надежды.

Каков ваш совет?

Немедленно присоединяйся к Матху.

И я сделал это. Я жил с двумя братьями в общежитии, они пришли со мной в Матх и ушли со слезами на глазах. Я остался в калькуттском Матхе. Какое-то время я жил там, затем я стал проповедовать.

#06:46

Принятие санньясы и проповедь

Меня просили заняться издательством, типографией, но мне это не очень нравилось, редактирование. Мне нравилась проповедь, киртан. Затем меня послали в проповеднический тур в один Матх, затем в Бенарес, затем во Вриндаван, там совершался нагар-киртан. Затем в Дели, там от двери к двери я ходил, затем был основан Курукшетра-матх, меня поставили во главе Матха там. Дели и Курукшетра, в то время это было уединенное место, и во время солнечного затмения великая раса-ятра происходила, собиралось множество людей, а обычно в течение года это было очень уединенное место. Я стоял во главе делийского Матха и Курукшетры в течение двух-трех лет. Сначала был основан на Курукшетре, затем делийский Матх, я возглавлял его. Каждый год мы возвращались сюда, в калькуттский Матх, на празднование на один месяц. Затем Бон Махарадж и Хаягрива Прабху взяли меня с собой в Мадрас, у нас была группа. Мы вернулись, затем Баг Базар Гаудия Матх был открыт, и Божества из Уттаганги были перевезены на колеснице в Баг Базар Гаудия Матх из съемного дома. Было празднование.

Затем разные другие места, затем был официально открыт мадрасский Гаудия Матх. Сначала в арендованном доме Бон Махарадж был лидером, мне дали санньясу в это время. Я был рекомендован Бон Махараджем, он сказал: «Этот человек может проповедовать, он скорее хороший проповедник, нежели сборщик пожертвований». Меня звали Рамендра Сундар Бхаттачарья. Я обращался к людям, представлял им санньяси, но Бон Махарадж заметил: «Он не очень хорошо собирает пожертвования, но он хороший проповедник, оратор, он может говорить Хари-катху». Затем мне дали санньясу в 1930-м году, в октябре. И после того, как там были утверждены стопы Махапрабху, Прабхупад приехал туда, Матх был открыт, мы начали проповедовать. Затем была Вриндаван-парикрама всех святых мест Вриндавана. Мы присоединились к ней, затем Бон Махарадж поехал в Англию, меня поставили во главе мадрасского Матха. Матх строился, практически в мое время он был завершен. Я просился. Бомбейский Матх был открыт, меня перевели туда, какое-то время я жил там, затем в обществе Прабхупады мы проповедовали в разных местах Вриндавана в 1936-м году. 1 января 1937-го года Прабхупад ушел из этого мира. До этого он хотел, чтобы я отправился в Лондон, но я сказал: «Я не пригоден, я не понимаю произношение западных людей, и, кроме того, я не склонен близко общаться с западными людьми. Вы заплатите за мое проживание, дорогу, но я не смогу добиться удовлетворительных результатов. Если вы прикажете, я поеду, но…». Тогда он послал Госвами Махараджа вместо меня.

#12:31

Доступ в лагерь Рупы Манджари

Когда Прабхупад был при смерти я находился рядом с его смертным одром, и за день до своего ухода он позвал меня и попросил петь «Шри-Рупа-манджари-пада». В то время я стоял в заднем ряду, и я колебался. Кунджа Бабу, Тиртха Махарадж, попросил этого Пури Махараджа петь, тот начал петь эту песню. Прабхупад чувствовал неудовлетворенность. Он сказал: «Мне не хочется слышать мелодию, сладкий звук». Тогда он остановился, и я был вынужден петь «Шри-Рупа-манджари-пада». И другие говорили: «Прабхупад дал тебе доступ в Шри-Рупа-манджари-раса-севу, он дал тебе позволение войти в этот лагерь». За какое-то время до этого я написал санскритскую поэму о Бхактивиноде Тхакуре, и он был очень доволен ей. Когда вначале он прочитал ее, я показал ему, он заметил: «Очень счастливый стиль». Он сказал Шраути Махараджу: «Эта поэма настолько прекрасна, она не была написана им, она написана самим Бхактивинодом Тхакуром через него». Однажды он сказал другому джентльмену, Апракрите Прабху, Бхакти Шаранге Госвами: «Я доволен тем, что после меня то, что я пришел сказать, останется в этом мире, я нахожу в этой шлоке…» До этого также я написал статью, Прабхупад заметил одному санньяси, который выпускал «Патрику»: «Если вы сумеете собирать такие статьи и публиковать в вашей газете, ее стандарт повысится, такие материалы желательно публиковать». То есть он дал высокую оценку моей реализации, и было много других эпизодов.

#15:38

Глубокое знание писаний

Преданный: Шастра-нипун.

Шридхар Махарадж: Да, в Мадрасе ведущая еженедельная газета опубликовала одну ложную сиддханту. Сундарананда был издателем, но он советовался с Васудевой Прабху, он всегда консультировался с ним. Он перепутал дни явления Вишнуприи Деви и нашего Гуру Махараджа, оба панчами, но Прабхупад – кришна-панчами, а Вишнуприя Деви – шукла-панчами, темная луна и светлая луна, то есть буквально полная луна и ущербная луна. Вишнуприя Деви полная луна, а Прабхупад новолуние. Он дал прямо противоположные указания, посчитал, что Прабхупад явился в полнолуние, а Вишнуприя Деви в новолуние. Я внимательно читал и подумал: «Что это такое? Основание неправильно. Почему Кришна-шакти явилась в полнолуние, а Гаура-шакти в новолуние? Должно быть наоборот». Я показал Бону Махараджу: «Что это такое? Какая ошибка!» Тогда Бон Махарадж взял ручку и написал письмо: «Что это такое? Мы думали, что Сундарананда Прабху связан с реальностью, то, что он говорит и пишет, имеет связь с реальным чувством. Но как такого рода ошибка стала возможна для него? Выходит, у него нет связи, только воображение?» Они попытались исправить эту ошибку. В следующем выпуске они написали: «Правильно должно быть так-то и так-то, ошибка возникла».

И еще, когда Прабхупад был там, преданный печатал книгу «Рай Рамананда», «Родственные миры» и «Брахма-самхиту». Там было сказано: «Когда Махапрабху шел во Вриндаван, Он встретил Рупу и Санатану, но в реальности, когда Он возвращался, Он встретил их в Рамакели. Я спросил Васудеву Прабху:

Как так, вы что не прочитали? Вы написали прямо противоположное, когда Махапрабху возвращался, Он встретил их, но не когда Он шел во Вриндаван.

Я могу найти сто ошибок, – сказал он.

Я нашел одну, а вы говорите: «Я могу найти сто ошибок». Кто вы после этого?

Но Прабхупад заметил, что я обращаю внимание на такие моменты, поэтому в одном подобном случае он сказал в письме, поставил перед моим именем такой титул – шастра-нипуна Шридхар Махарадж тот, кто обладает глубоким знанием писаний.

# 20:19

Открытие места Рамананды

Преданный: И вы также открыли место Рамананды?

Шридхар Махарадж: Когда меня вызвали из UP, Уттар-Прадеша, до этого меня звали Рамендра Сундара Бхаттачарья, но Прабхупад переменил мое имя на Рамананда Дас Адхикари и послал меня отыскать место беседы Рамананды Рая и Махапрабху и установить там Падапитх. Он изменил мое имя с Рамендра Сундара на Рамананда Даса и послал меня в то место. Бон Махарадж придерживался мнения… Я дал там одну лекцию в то время. Бон Махарадж сказал, я слышал это от Кришнадаса Бабаджи, что «это была лучшая речь, которую я когда-либо слышал в своей жизни», такую лекцию дал о Рамананде, по мнению Бона Махараджа, Раманада Прабху. Он был впечатлен этой речью. Харе Кришна.

Преданный: Он дал вам имя Рамананда до того, как вы туда поехали?

Шридхар Махарадж: Да, до того он дал мне это имя и послал открыть место и установить там Падапитх.

Преданный: Мандир до сих пор существует там?

Шридхар Махарадж: Да, существует до сих пор Падапитх-мандир. После Прабхупады Тиртха Махарадж возглавлял его, но в наше время Божества не были установлены, только Падапитх. Этот отдельный мандир с Божествами был построен впоследствии.

#22:35

Средства на мадрасский Матх. Болезнь сердца

Мы с Хаягривой Прабху, Мадхав Махарадж, поехали туда и там попросили пожертвование у Раджи Джайпура для мадрасского храма, это отдельная история. Там был некий диван Джайапура, там живут адивами, туземцы, и там действует особый закон, установленный англичанами, то есть диван более могущественен, нежели царь, обладает большей властью. Царь в Мадрасе. Мы приехали с рекомендациями, письмами, и Раджа пообещал заплатить за строительство мадрасского храма. Но этот джентльмен, Раджа, сказал: «Я только подписываю бумаги, но деньги будет платить диван, поэтому отправляйтесь к нему». Нам было сказано, что он полуатеист, и я боялся обращаться к нему. Я сказал:

Вы царь, вы владыка, если вы скажете, он сделает.

Нет, вы должны встретиться с диваном.

Когда я встретился дивана, он сказал: «О, я последний человек на свете, кто заплатит эти деньги, такое количество, 10.000 рупий. Если бы вы строили что-то здесь, я бы еще мог подумать, потому что в храме люди могли бы отдыхать. Но эти люди полунагие, полуголодные местные жители. Если у меня будут лишние деньги, я потрачу на благотворительность, на помощь местному населению. Это роскошь строительство храма, да к тому же не здесь, а в Мадрасе. Ступайте в Мадрас и просите деньги там». Тогда я подумал, что это безнадежный случай, поэтому мощное, ужасное лекарство необходимо, и я стал цитировать шлоку «Бхагаватам»:

ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣
бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇
хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣

Я сказал: «Вы хотите помочь адиваси, я тоже хочу помочь им, но ваша помощь одна, моя помощь носит иной характер. В писаниях говорится: жаждать чего бы то ни было в этом мире это болезнь сердца, это сказано в «Бхагаватам», камам-хридрогам – я хочу этого, хочу того, тысячи разных вещей». Это болезнь сердца, это не есть нечто реальное. Когда я был червем, я съел горы испражнений, но голод не был утолен. Когда я был слоном, я съел джунгли, но голод не был утолен, поскольку голод никогда не может быть утолен таким образом. Великое множество богачей в этом мире говорят: «Мне мало, я хочу больше» это болезнь сердца. И «Бхагаватам» дает лекарство от этой болезни – когда ты обретешь Абсолют, когда признаешь, что Он обладает правом на всё, на каждый атом, когда ты обретешь такую убежденность в праве Абсолюта на окружающий мир, тогда ты избавишься от этой болезни сердца, нет другого пути». И он был впечатлен, слезы появились в его глазах, он сказал:

Свамиджи, я верю в Бога.

Ваши глаза – лучшее свидетельство тому, – ответил я.

Да, я заплачу эти деньги, но не сейчас. Возвращайтесь в Мадрас, я всё устрою.

Он дал деньги, и мадрасский Матх был построен на эти средства, таким образом. Харе Кришна.

#28:30

Искренняя проповедь

Моя проповедь: я не фальшивлю, я говорю прямолинейно, я говорю как есть, нагая истина, такова природа моей проповеди. Не попытка обольстить сладкими словами и не косвенно, но прямо. Почему я пришел сюда, что привлекло меня в этом движении? Я пытаюсь представить то, что привлекло меня, этот идеал я пытаюсь представлять, который меня привлек, эту линию. Я не думаю, что я поступил неверно, я думаю, что оправданно принять эти принципы, эту линию.

#30:15

Создание комитета и разногласия в нём

После ухода Гуру Махараджа был создан комитет. Он велел создать руководящий комитет. Через какое-то время после его ухода комитет был создан. Большинство было на стороне Васудевы Прабху, но произошел раскол. Были два попечителя там и три попечителя там – с Кунджей Бабу и с Васудевой Прабху. Я внес вклад в то, что Васудеву Прабху сделали ачарьей. Я сказал, что меня не интересует, о ком идет речь, о санньяси, грихастхах, брахмачари. Нас привлекает не внешняя форма, но учение, сиддханта. И кому мы предадимся? Тому, кто обладает знанием сиддханты, является ее носителем, будь то брахмачари или, может быть, он не слишком красив. Его положение может быть любым, но главное – это то, что он является носителем сиддханты. И я оказал поддержку Васудеве Прабху. Я сказал: «Васудева Прабху как раз такая личность».

Некоторые санньяси очень хотели обрести независимость, они встали на другую сторону, началось противостояние двух сторон. Бон Махарадж был исключен из комитета, потому что Прабхупад не хотел в период своего ухода встречаться с ним. Он расходился с Прабхупадой во мнениях о западной проповеди, был своего рода бунтовщиком. Он написал книги «Мой первый год в Англии», «Мой второй год в Англии», и он нигде не упоминал Прабхупаду и Бхактивинода Тхакура, и по другим причинам также. Он жил немного отдельно от Прабхупады, оставался в стороне от миссии, но после ухода Прабхупады он пришел, плакал и терял сознание. Он сказал: «Прабхупад не хотел меня видеть в период своего ухода». Он очень хотел вернуться, он тоже был включен, формально 12 человек было в руководящем комитете, Бон Махарадж стал тринадцатым.

Пять на этой стороне, восемь на другой стороне, так разделились мнения. Какая-то часть откололась, наняла дом, они стали жить там. К сожалению для нас, мы увидели некие изъяны в характере Васудевы Прабху. Я подумал: «Я пытался изо всех сил очистить миссию согласно своей совести, но этому не суждено случиться, поэтому я должен покинуть миссию», и я молча ушел. Я пытался очистить миссию согласно своим принципам, таким был мой менталитет, но Мадхав Махарадж и Винод Бабу, Кешава Махарадж, Госвами Махарадж, столь многие, сказали: «Мы не хотим, чтобы ложный человек был на месте нашего Гуру Махараджа, ачарьи Гаудия Матха. Мы не хотим, чтобы этот пост занимал такой бесхарактерный человек».

#35:38

Уход из Гаудия Матха

Затем было судебное разбирательство. Оно тянулось, затем завершилось. И я ушел, оставил общество преданных Матха и ушел во Вриндаван. Я не хотел принимать участие в этом. Они пытались меня удержать, но я думал, что это невозможно для меня, жить в обществе этих ссорящихся элементов. И затем я жил во Вриндаване, на Говардхане. Я взял Говардхана-шилу и пришел сюда, снял дом за две рупии в месяц, и началась моя жизнь здесь. Когда я пришел из Вриндавана, я встретил моего прошлого брата, Мани Бабу, он служил на железной дороге. Я спросил у него: «Не мог бы ты в течение нескольких месяцев давать мне десять рупий в месяц?» Он согласился и платил три месяца. На эти деньги я снял дом. И постепенно другие братья пытались найти мое месторасположение. В конце концов они нашли меня здесь, они стали приезжать и уезжать и давали мне что-то, когда приезжали. Сакхи Бабу купил землю, дал деньги, участок был приобретен, и была построена хижина. В 1932-м году, в день Ратха-ятры, я переехал сюда, в эту хижину, с Говардхана-шилой. До этого я какое-то время жил с Кешавой Махараджем в арендованном доме, иногда в другом Матхе с Джаджавар Махараджем и другими санньяси, потом здесь я стал отдельно жить. Затем появился Нарасимха Кавирадж с другими джентльменами, Говинда Махарадж, Гаурендра Брахмачари, другие пришли. Кришнадас Бабаджи попросил меня: «Пожалуйста, обрати внимание на этого Гаурендру Брахмачари, он очень разумен и квалифицирован». Нарасимхананда и другие, когда я стал уделять ему внимание, не мог этого стерпеть. Я стал учить его санскриту, нанял ему учителя, они не могли терпеть этого, стали возражать. В 1943-м году это здание было построено. Они потребовали документ, три духовных брата, три попечителя потребовали права собственности. Я спросил:

Согласно какому закону будет управляться это общество?

Согласно большинству голосов.

Тогда вы сможете сделать со мной все что угодно своим большинством. Я отказался от общества Мадхавы Махараджа, Кешавы Махараджа и многих других, я пришел сюда жить один. Это не означает, что вы будете руководить мной, я не в силах принять это.

Они стали возражать, бунтовать, был достигнут компромисс. Госвами Махарадж приехал сюда. В банк были положены 7000 или около того, были заплачены, и они отказались от своих притязаний, и я остался здесь один. Госвами Махарадж пришел мне на помощь, он одолжил мне деньги. Джаджавар Махарадж нашел средства у разных людей, и с того времени я живу здесь. Я не проповедую часто, я всегда сижу здесь и очень редко выезжаю. Мадхав Махарадж всегда обвиняет меня, он говорит: «Ты обманываешь интеллигенцию – сидишь здесь, бездельничаешь и тем самым обманываешь людей. У тебя есть качества, способность проповедовать наставления Махапрабху интеллигенции, но ты пренебрегаешь этим долгом, ты обманываешь их». Он всякий раз обвинял меня, когда приезжал сюда. Почти каждый год по завершению празднования Гаура Пурнимы он имел обыкновение навещать меня и обвинял меня. Также каждый год празднования в калькуттском Матхе, я ездил туда и давал лекции, таким образом проходили дни.

#42:00

Шикха и дандам или сюртук?

Я встретил Свами Махараджа в Аллахабаде, когда я был в белых одеждах. После этого я приехал сюда и уехал в Мадрас, затем я встретил его в Аллахабаде, в то время он был агентом «Картика боса», химической корпорации. Он приходил в Матх, в то время Прабхупады там не было. В то время он был также бизнесменом, а его семья жила в Бомбее, и мы встречались несколько раз. Он всегда приходил в Матх. В то время, он сказал. Когда Бон Махарадж впервые вернулся из Англии с двумя немецкими джентльменами, он оставил дандам и шикху и вернулся в английской одежде. Я спросил у него: «Где шикха, где дандам?» Он ответил, что все эти вещи невозможно сохранять там, это совсем другая земля. Он принял английские традиции. И завязалась дискуссия с Боном Махараджем. Я до известной степени знал английскую философию, я изучал английских философов, когда был студентом колледжа. Я склонялся к материализму, но в конце концов пришел к спиритуализму. Я понял, что реальность обстоит прямо противоположным образом по отношению к теории ископаемого. Всё берет свое начало в сознании. Ископаемое означает черное, твердое и т. д., но это чувство. Без чувства никакое утверждение о природе того или иного явления невозможно сделать. Всё, что мы утверждаем, – всё это некое чувство, восприятие определенной реалии, поэтому за всем стоит сознание. Невозможно отрицать стекло и признавать отражение. И Бон Махарадж не знал, что ответить, а Свами Махарадж рассмеялся и сказал: «Европа была побеждена Азией». Мадхусудан Махарадж присутствовал при этой беседе также.

В другой раз, когда Бон Махарадж в европейской одежде отправился на встречу с какими-то индийцами, в сюртуке, галстуке, я спросил:

Что такое? Вы идете на встречу с индийцами, а вы санньяси и вы считаете, что подобная одежда уместна?

Вы не знаете, таков современный этикет, без сюртука и галстука нельзя разговаривать.

Вам известен смысл сюртука, но вам неизвестен смысл шикхи и дандам? Все эти формальности вам хорошо известны, но признанные символы в вайшнавском обществе не имеют ценности в ваших глазах? Но эти ультрацивилизованные люди, их традиции, их моду вы принимаете на сто процентов. Что это такое?

Он не нашелся что сказать.

#46:25

«Нектар на золотом блюде»

В большей или меньшей степени я консерватор, только Махапрабху вывел меня из этого так называемого консервативного круга. Когда я был членом движения Ганди, я готовил для себя сам, я не принимал какую-либо пищу, которой кто-либо касался. Как Гангадхар Тилак, он 6 лет провел в тюрьме, где готовил для себя сам, он был великим ученым. Он вывел возраст Вед 6000 лет. Столь многие европейские ученые высказывали свою точку зрения. Они считали, Ригведа первая книга на свете, первое священное писание, была написана 4000 лет назад, но Тилак показал, что Ведам по меньшей мере 6000 лет. Он привел субъективное свидетельство из некой Упанишады. Когда в месяце Пхалгун колесница Солнца движется и копыта лошади ломаются, то движение прекращается, такая мантра приведена там. И он вывел такой смысл: этот месяц – Пхалгун-мас, скрытый смысл таков. Сейчас самый короткий день, декабрь, самые длинные ночи, это 25 декабря или около того. Но когда этот мантрам был написан, в месяце апреле солнце достигало такой-то точки, расчеты, основанные на календаре астрономии, уттараяна, дакхинаяна. А сейчас 100 лет и один день, получается 25 декабря, а 100 лет тому назад мантрам был написан. На основании этих расчетов он показал западным ученым дату написания 6000 лет назад. Он был очень известен в западном мире этими изысканиями, он был патриотом также еще до Ганди.

Он написал в комментарии к «Бхагавад-гите», к стиху сарва дхарман паритьяджья: «В этой шлоке Господь подал нектар на золотом блюде». Мне очень понравилось это утверждение: «на золотом блюде Он подал». Где бы ты ни был, если ты искренне хочешь прийти ко Мне, Я говорю тебе: «Добро пожаловать, Я готов тебя принять, сарва дхарман паритьяджья». В любом положении, какими бы ни были твои обязанности, если ты стремишься ко Мне, Я готов принять тебя. Таково это утверждение, которое несет величайшую надежду для нас. Согласно нашей карме мы можем находиться в любой части этой вселенной и выполнять любой долг, но Его зов обращен к нам: «Где бы ты ни был в настоящий момент, Я готов принять тебя». «Нектар, который нам подают на золотом блюде», таково Его утверждение. Харе Кришна, Харе Кришна.

#51:14

Беседы со Свами Махараджем

Затем я был здесь. Свами Махарадж уехал в Бомбей, он открыл бизнес-центр в Калькутте, в арендованном доме. На первом этаже лаборатория, на втором этаже четыре комнаты мы занимали. Он их предоставил, и мы там жили. В то время он приходил ко мне, и мы обсуждали с ним «Бхагавад-гиту», и журнал «Назад к Богу» он стал публиковать в 1944-м году или около того. Наши отношения были очень близкими, он имел обыкновение приходить сюда, мы беседовали, очень тесная связь была с ним в то время. В одном из первых номеров журнала «Назад к Богу» появилась моя статья. Вьясадев был автором этих великих писаний, статья была посвящена этому. Харе Кришна. Гоур Харибол. А впоследствии мои взаимоотношения со Свами Махараджем… Гоур Харибол. Гоур Харибол.

#52:57

Заблуждения Васудева Прабху

Преданный: (неразборчиво)

Шридхар Махарадж: Устал и увидел, что у него нет шанса получить права на Матх. Он послал Кришнадаса Бабаджи Махараджа, никто не мог обращаться к Васудеве, все очень боялись его, только Шридхар Махарадж может. Хотя он величайший враг, но он испытывал любовь ко мне, это правда. Васудев Прабху спросил меня:

Прабхупад делал многое, что не подтверждается писаниями. Например, Ваше имя, Шридхар Махарадж. Где упоминается это имя?

В «Гаудия-кантахаре», – ответил я. – Из «Ананта-самхиты» эта цитата, 108 имен санньяси.

Всё это ложно, никакой «Ананта-самхиты» не существует, он придумал эти имена, Сачин Пандит придавал им санскритское обличье.

Это не имеет значения, ответил я.

Он заявил, что это ложно, он не мог строго следовать принципам Прабхупады. Я дал такой ответ: «Веды, Упанишады это откровение, которое низошло к риши. Мы считаем, что «Шримад Бхагаватам» представляет полноразвитую, целостную концепцию теизма, изначальный теизм. Эта концепция дана «Бхагаватам» и Махапрабху. И эти личности, которые проповедуют такого рода теизм, то вдохновение, которое живет в их сердцах, всё, что приходит к ним, это и есть шастра. Для меня это столь же подлинно, как Веды и Упанишады древности». Он сказал: «То, что вы говорите, может быть правдой, если тот, кто создает новое, сварупа-сиддха, он помогает движению полноценного теизма». Это означает, что он думал, что Прабхупада не являлся сварупа-сиддхой.

#56:07

Судебные тяжбы

Разговаривая с ним, я обнаружил, что он установил компромисс с Кунджей Бабу. Мы поговорили с ним, и я почувствовал, что компромисс с Кунджей Бабу может быть достигнут. По прошествии двух лет меня попросили обратиться к Васудеве, я пытался достичь компромисса. Я обратился в Баг Базар Матх, попросил их, если какой-то компромисс возможен… «Мы недостаточно смелы, чтобы обращаться с предложениями компромисса. Если вы это сделаете, он в Аллахабаде, вы можете написать письмо», заявили они. Я написал письмо, он внезапно приехал и обитатели Баг Базара. Я жил там со Свами Махараджем, на Ситаканта Баннерджи Лейн в Калькутте. Затем я встретил его, и он сказал:

Меня не интересуют будущие последствия.

Вы находитесь в колеснице, хорошо вооруженный. Кунджа Бабу стоит на земле, и с ним невозможно сражаться. Я думаю, мы должны пойти на компромисс.

Он также совершал важное служение во времена Прабхупады, и Кунджа Бабу практически сооснователь миссии вместе с Прабхупадой. Судебное разбирательство наступит очень скоро, и наружу выплывут нелицеприятные вещи. Другая сторона будет поносить вас, поливать грязью. Способны ли вы стерпеть, что другая сторона создаст общество в Бенгалии? Тогда он согласился: «Да, попытайтесь». Я заявил: «Я по-прежнему ваш друг». Я пытался, Кунджа Бабу в это время заявил, и я устроил встречу по просьбе Васудевы и Кунджи Бабу. Я обратился к Васудеве Прабху, то есть они не достигли соглашения при личной встрече. Я вновь обратился к нему, говоря о необходимости компромисса.

Обе стороны требовали себе Баг Базар Матх, в то время там был замечательно построенный храм. Группа Васудевы хотела контроля над Майапуром. Они боялись, что потеряют права на Матх в Майапуре. На Баг Базар был отдельный документ. Создатель, архитектор, написал завещание, что преемник Прабхупады получит это место. Другая сторона также заявляла, что «Баг Базар это крупный Матх, занимает важное положение. Как мы можем отказаться от него?» Обе группы претендовали на него, и я предложил: «Мы разделим так: Бхагават означает вся Бенгалия. Баг Базар этой группе, а все остальные Матхи, включая Дакку и Майапур, другой стороне. И теперь вы решите, кто из вас что возьмет». Они посоветовались, Баг Базар Матх… Кунджа Бабу неохотно взял себе Майапур. Я сказал: «Майапур место явления Махапрабху никогда не будет создан вновь, хотя второй Баг Базар можно построить в Калькутте, это хорошая часть». И Кунджа Бабу подал нам надежду, мы должны создать новый комитет и будем проповедовать вместе. Но после того, как компромисс был достигнут, Кунджа Бабу не стал идти на компромисс с нами. Он утверждал себя. Мадхав Махарадж был с ним. Я заявил Мадхаве Махараджу, что, как только вы поднимитесь, он вас выкинет. Прошло 4-5 лет, он тоже был изгнан. Я был на стороне санньяси Прабхупады. В конце концов Кунджа Бабу сказал: «Некий обман неизбежен и необходим». И судебное дело, которое было начато Мадхавой Махараджем, Госвами Махараджем, все это, казалось, затянется навечно. Кунджа Бабу ушел, и по-прежнему продолжались некие разбирательства. Мы поддержали учеников в документах юридически, а другая сторона, Сангит, его сын и другие люди тоже раскололись, такова история. Харе Кришна.

#66:07

Вечный поток истины

Преданный: Васудев считал, что «Ананта-самхита» не есть настоящая шастра?

Шридхар Махарадж: Да, он говорил, что это придуманная книга, так он мне заявил. Она была написана, но я отстаивал свою точку зрения. Всё, что Прабхупад, Бхактивинод Тхакур дали, это подлинное. Бхактивинод дал часть «Атхарваведы», «Чайтанья Упанишад», их тоже нигде невозможно обнаружить. Они говорят, что «Брахма-самхита» написана Чайтаньядевом также, но Бхактивинод Тхакур говорил: «Если «Брахма-самхита» написана Чайтаньядевом, это даже еще лучше, что Он оставил свою собственную книгу». Но Джива Госвами написал, что существует «Брахма-самхита», в которой 100 глав и эта одна глава.

Преданный: И «Према-виварта», они говорят, написана Бхактивинодом Тхакуром, не Джагаданандой.

Шридхар Махарадж: Если мы подумаем, если мы верим в то, что учение Шри Чайтаньядева это высшая форма теизма, а «Бхагаватам» дает теизм в его высочайшей форме, тогда те, кто представляет их, какие бы исправления ни были внесены, что бы ни было создано, всё это аутентичное, подлинное, теми, кто следует этой высшей, полноразвитой концепции теизма. Мы считаем, что откровение было дано неким риши тысячи лет назад и оно не может прийти сейчас, если мы поддерживаем высшую форму теизма. И также «Джайва-дхарма», я говорил, может казаться художественным произведением, но я думаю, что в какую-то калпу все эти события действительно происходили когда-то. И в чистом сознании Бхактивинода Тхакура они проявились. Это некий поток, иногда он проявляется, иногда становится скрытым, вечный поток истины.

«Тень пожирает Солнце и Луну, Раху, заявил Васудев Прабху, – в «Бхагаватам» говорится». Я спросил: «Что ты говоришь? То, что написано в «Бхагаватам», обладает ценностью, всё это сознание, а ты приуменьшаешь значение этих вещей. То, что использовал Шукадев Госвами, чтобы поддержать свои высочайшие теистические принципы, обладает некой относительной ценностью. Не следует приуменьшать это, смеяться над тем, что в данном случае написано в «Бхагаватам». Всё это призвано помочь великому зданию «Бхагаватам». Всё, что помогает этой великой конструкции здания, обладает ценностью». И Прабхупад подержал меня, он сказал: «Да, это правда. Васудев приуменьшает значимость этих реалий». Гоур Харибол. Нитай Гоур Харибол.

# 70:38

Абсолютный интерес

Необходимо сокрушить теорию ископаемого. Вначале идет сознание. Всё, чем гордятся ученые, они находят некие удивительные вещи, но кто создал это? Вы открываете закон природы, и вы радуетесь, танцуете, но весь мир полон чудес. Вы думаете, что открыли что-то, но всё это уже присутствует. Реальность сама по себе и сама для себя, она личностна, и она не для вас, она для себя. Только Он знает смысл любого события. Он единственный знающий, и также Он может изменить свои качества и законы. Он сварат, независим. Концепция Высшего Существа такова: Он знает цель каждого движения, даже движения травинки, что непонятно для нас, в высшей степени очевидно для Него. Полнота знания только у Него, призвана удовлетворять Его. Концепции различных интересов ложны, фальшивы по сравнению с абсолютной концепцией. Истинная цель, значение каждого события в Его руках. Мы жертвы локальных интересов. Мы не можем избавиться от этих предрассудков, не способны освободиться от этих оков, глубоко погрузиться в реальность и отыскать скрытый поток абсолютного интереса, который пронизывает всё. Мы можем отказаться от всех предрассудков, прыгнуть благодаря шаранагати. Насколько Он хочет открыться нам, что Он захочет явить нам, мы будем знать это, только в этой степени. Он один знает целое, всё предназначено для Его удовлетворения, все части предназначены удовлетворять абсолютное существование. Гоур Харибол. Гоур Харибол.

#74:29

Вечная лила

Преданный: Мадхавендра Пури и Ишвара Пури, до них мадхурья-раса не проявлялась, это нечто схожее?

Шридхар Махарадж: Да, она не была проявлена, затем проявилась.

Преданный: Другой пример свободной воли.

Шридхар Махарадж: Да, то было отклонение от предыдущих писаний, как Прабхупад сделал с «Ананта-самхитой» Бхактивинода Тхакура, так же в случае Мадхавендры Пури. Или вопрос Брахмы, Брахма – ади-гуру, но он был введен в заблуждение Кришна-лилой, и мы должны принять это. Та же самая дилемма: где начало и где конец в вечном колесе времени, очень трудно сказать. Кали-юга может быть началом, а может Сатья-юга. Зима, осень что начально? Всё это сосуществует повсюду, всюду может быть присутствие. Сначала может быть Кали-юга. Кришна. Кришна. Гоур Хари. Гоур Хари.

#76:14

Вечный спутник Прабхупады

Васудев Прабху был подлинным ученым, он заявил: «Я бросаю вызов майе, пусть она попробует увести меня от святых стоп Прабхупады». Но мне не понравился этот вызов, сила майи безгранична. Кришна говорит: «Я стою за ней». Тем не менее, когда он начал безжалостно относиться к нам, так жестоко, я подумал, что Прабхупад покинул его. А когда он ушел, тогда что осталось? У него не осталось иной альтернативы, кроме как пойти против Прабхупады и вернулся к своим сахаджия-корням, культуре своей прошлой семьи. Он происходил из семьи сахаджия. И когда он стал оскорбительно относиться к нам, угнетать нас, невинных последователей Прабхупады, Прабхупад оставил его, к такому заключению я пришел. Прабхупад тоже говорил много раз: «Куда я пойду, один человек может сказать, Васудев». Когда Прабхупад говорил Хари-катху, Васудев давал ему шлоки, он был способен это делать. Впоследствии я также мог делать это, но вначале мы видели, он был источником уместных шлок, цитат из писаний. Прабхупад говорил: «Куда я пойду, один человек может сказать», таким было его замечание. Также во время своего ухода Прабхупад сказал: «Васудев может помочь профессору Саньялу и Сундарананде проповедовать подлинную рупануга-линию». Что есть рупануга-вайшнавизм можно понять через Васудеву Прабху.

Но, как бы то ни было, мое заключение было таким, когда он стал оскорбителен по отношению к нам… Мы были искренними, невинными последователями Прабхупады, мы не стремились к собственности, у нас не было алчности. Мы стремились к чистоте принципа Матха, мы привлеклись этим. Но он относился к нам немилосердно, и поэтому Прабхупад оставил его. И у него не осталось иной альтернативы, кроме как пойти против Прабхупады. Он принял санньясу, затем не смог сохранить этот статус, затем он принял бабаджи-веш сахаджия и не смог сохранить также этот статус. Он женился на одной женщине, у него был ребенок, на этой стадии своей жизни он оставил мир. Он не мог следовать какому-то конкретному принципу жизни. Как бы то ни было, я думаю, что он вернется вновь к стопам Прабхупады, когда он отстрадает за это оскорбление, тогда он вновь вернется, таково мое убеждение. На какое-то время ему было дано это наказание, страдание, но оно не продлится вечно. Он вернется, потому что, я думаю, он Прабхупада-паршада, вечный спутник Прабхупады. Я считаю, это вечная лила, поэтому любая ее часть не может быть отвергнута, я не могу считать ее чем-то бренным. Он пришел со своими спутниками, чтобы совершать проповедническую лилу, такое мое представление общего характера.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение Души обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»

1983-06-21

«Чаяния наших сердец устремлены к Красоте»

1983-06-27

«Даже ограниченная вера может связать нас с Безграничным»

1983-07-08

«Центростремительный поток»

1983-07-18

«Вспомогательные средства на пути преданности»

1983-07-19

«Апракрита – сверхсубъективный мир»

1983-07-25

«Игра чудесного Абсолюта»

1983-07-28

«Душа – пыль Мира Сознания»

1983-07-30

«Маяки Безграничного»