Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Природа религии»
Научись умирать для того, чтобы жить высшей жизнью. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Бхагаватам, лилы, коровы

«Природа религии»

Природа религии

#00:00

Персонажи вишну-таттвы

Шридхар Махарадж: Лакшман родился от Каушальи. Он был очень покорен Рамачандре, а Шатругна родился от той части, которая была отдана Кайкейи. Он был не очень покорен Бхарати, поскольку родился от той части, которая была дана Кайкейи. Ты понимаешь?

Преданный: Да, Махарадж. Но Они считаются Вишну?

Шридхар Махарадж: Да, Вишну. Васудев, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха – эти четверо и также Рам, Лакшман и другие считаются вишну-таттвой.

#01:34

Гипнотическое волшебство Кришны

Преданный: Иногда проповедуя мы встречаем людей, которые читают книгу «Кришна» («Источник вечного наслаждения»), 10-ю песнь «Шримад Бхагаватам». Этим людям трудно принять этих фантастических демонов, которые появляются во Вриндаване. Они считают это всего лишь сказками, поскольку нет следов такого рода мистики в современном мире. Это фантастические описания – Путана стала 12 миль ростом, когда упала на землю.

Шридхар Махарадж: Ты способен представить, что мальчик Кришна поднял Говардхан и держал его на пальце? Могут ли представить себе это подобные люди? Если они способны представить себе подобное, тогда они способны представить что угодно, поверить в реальность. Вопрос в том, что люди считают, все происходит из ископаемого, материи придается больший смысл, чем сознанию. Но сознание способно порождать все что угодно, таков процесс. Мы должны понять и переварить следующую истину – все происходит не из ископаемого, а из сознания, духа, тогда станет возможным объяснить все эти чудеса. Система гипноза, дивья-даршан, и Кришна показал себя таким-то. Способны ли они усвоить эту идею?

Преданный: Вселенскую форму.

Шридхар Махарадж: Кришна показал Арджуне вселенскую форму. Способны ли эти люди принять подобное в качестве реальности или это все ложно? Столь многие реалии, как их объяснить с точки зрения науки и материализма? На том же основании мы должны рассматривать всё.

#04:54

Ложная концепция локального интереса

Концепции современных ученых основаны на теории ископаемого, она должна быть полностью сокрушена. Это неподобающий образ мысли для людей преданности. Они считают, что духовная субстанция есть причина, и она способна породить ископаемое и все что угодно в любое время. Материальная форма – это игрушка в руках духовного самодержца, всё зримо согласно Его сладостной воле. Материальный мир не имеет независимого положения, он плавает на поверхности океана сознания. Волшебство – это Его сладостная воля, мы видим то, что Он заставляет нас видеть, зрение нисходит свыше, от Него, поэтому нет стабильности материальных характеристик любого объекта. Мы говорим, что всё это ложно, всё это – майа, выдумка. Мы видим это с точки зрения нашего узкого локального интереса, и всё это полностью ложно. Мы привыкли думать, что камень является объектом почитания, но это ничто, это только концепция или идея. Как во сне, мы можем испытывать многое, видеть чудеса, не так ли?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Но можно ли столкнуться с этими чудесами, когда мы бодрствуем? Мы сотрудничаем с нашими материальными чувствами, то, что невозможно наяву, возможно во сне. Мы видим, огромная гора превращается в море, океан превращается в луну во сне, многие вещи. Душа более независима, такова ее природа, поэтому мы должны оставить эту узкую идею и отказаться от локальной материальной концепции, устранить ее из нашего ума. Он причина всего, как волшебник, подобно гипнотизеру. Следует рассматривать вещи в таком свете, тогда мы способны объяснить всё.

#08:08

Сверхъестественное в религиях мира

Есть множество различных эпизодов. Как было возможно для Христа после того, как он был распят, воскреснуть? Некоторые говорят, что он не умер, что мертвое тело было отнесено в пещеру, и по прошествии трех дней люди видели его, его тело исчезло, только одежда осталась. Как было возможно? Когда Петр бежал из Рима, опасаясь преследования, когда он встретил Христа после распятия и Христос сказал:

– Мой последователь Петр предал меня, поэтому я вновь буду распят.

– Нет, мой владыка, я буду распят.

Он видел Христа, и много раз. Это санкционирует материальная атеистическая наука? Все религиозные концепции содержат в себе некий сверхъестественный элемент, содержат в себе концепцию чуда, потому что это истина, а то, что мы видим, ложно. То, что мы переживаем посредством наших чувств, есть нечто ложное.

#10:28

Четыре погрешности инструментов восприятия

Насколько мы можем уповать на наши чувства? Бхрама, прама̄да, каран̣а̄па̄т̣ава, випралипса̄ – четыре изъяна всегда присущи инструментам нашего знания, посредством которых мы узнаем что-либо. Бхрама, мы заблуждаемся, принимаем одного человека за другого, мы не видим многого. На расстоянии мы говорим:

– О, кто-то идет.

– Нет, это не он, это другой человек, – подсказывают нам.

То есть наши инструменты познания ущербны, дефектны. Второе – предрассудки былого опыта вынуждают меня считать, что вещи должны быть такими. Мои предыдущие впечатления, которые хранятся в ментальной кладовой, руководят нами, диктуют нам восприятие вещей. Первопричина нашего опыта отвергается спиритуалистами любой школы: христиане, мусульмане, индуисты. Религия подразумевает упование на некоторое сверхъестественное знание, таков смысл религии. А те, кто уповает на опыт чувств, практически атеисты, они говорят, что все происходит из… Каково мое положение, мой опыт ценен? Я преследую фантасмагорию.

#12:58

Градация опыта тела, ума, разума, души, Сверхдуши

Это тело есть порождение чего-то наподобие сна, ум более независим, чем это тело. Телесный опыт более ограниченный; опыт разума выше, более широкий; опыт атмы, души, она независима во всех отношениях, гораздо более велика, нежели это тело. Ум лучше опыта тела, его масштаб, масштаб знания атмы бесконечно более велик, нежели масштабы опыта тела и ума и так далее. В рамках концепции Параматмы возможны еще большие чудеса. Для Кришны возможно всё, нет ограничений. Его сладостной воле не может бросить вызов никакая потенция, чего бы Он ни захотел, тотчас это нечто приходит. Он говорит: «Да будет свет!», возникает свет; «Да будет вода!», возникает вода. Его воля есть первопричина любого события. Путана и всё остальное, только воля стоит за этим. То, чего Он пожелает, немедленно происходит, такова наука о сверхъестественном. Мы можем пожелать, а иначе то, что невозможно в науке об ископаемом, мы можем достичь этого, мы должны идти в эту сторону. «Да будет вода!», возникает вода, «Да будет свет!», возникает свет. Эту фундаментальную концепцию мы должны иметь. Имея этот фундамент, воля возможна, творение возможно.

#15:40

Идеальный реализм

Идеальный реализм – сначала идет идея, затем идея становится реальной. Вначале идея, и она превращается в так называемую реальность в различных измерениях жизни. Ты понимаешь?

Преданный: Да, Махарадж.

Шридхар Махарадж: А если утратить этот фундамент, возникают тысячи вопросов. Вначале необходимо укрепиться в этой вселенской концепции, иметь некое религиозное основание, и, опираясь на него, можно объяснить различные реалии, как они возможны. Их существование неопределенно, нестабильно, эфемерно. Какова их стабильность, ценность, то, что приходит и уходит? Мы должны познать первопричину, очень внимательно попытаться понять, какова природа первопричины, Брамхи, из которого все исходит и вновь входит в него. Мы не должны забывать, что мы пытаемся изучать природу намного более высокой первопричины, пытаться понять, почему он не имеет ничего общего с грязью. Грязь – это всё и вся? Почему Бога нет в грязи? Где существует грязь, когда нет творения как такового, откуда всё происходит? Из неведомой, непознаваемой области всё приходит и уходит, возникает и исчезает. Какова природа первопричины, из которой всё исходит и в которую всё возвращается? Измерение души – подлинное, желанное творение. Земля души вечно присутствует, мы должны услышать об этом. Они считают, что источник всего в грязи, а иногда задают вопросы об эфире.

#19:13

Способности души и Сверхдуши

Но мы должны думать: благодаря душе мы можем познать природу Высшей Души. Речь идет об этом, идея Высшей души. Свобода души безгранична по сравнению со свободой глаза или языка, бесконечно более велика, измерение души, которая заключена во мне. Ум более широк, нежели тело, телесный опыт. Во сне мы более свободны, чем в состоянии бодрствования. Таким образом свобода расширяется, по Его воле всё немедленно происходит. Даже в юрисдикции определенной души, йог способен творить все по своему желанию, ты понимаешь? Душа в своей высшей реализованной позиции обладает такой силой. «Я хочу денег», деньги появляются и т. д. Душа способна обрести, что же говорить о Высшей Душе? Всё возможно для Нее. Насколько мы в состоянии постичь чудо, какую степень чуда наш мозг способен воспринять? Очень мало, мы всегда пленены нашим ограниченным опытом, мы не можем выйти за его пределы. Не существует более высокой возможности в руках Абсолюта. Что это такое? Он Абсолют, всезнающий и всемогущий, вселюбящий, Кришна, Вриндаван. Всеведущий Нараяна, Шива, Брахма, они плавают наполовину в грязи, а голова в вечности, но тело полностью в грязи. И всякий раз, когда высшее знание дается, оно может быть принято ими до известной степени. Это религия, если ты будешь следовать этим путем, ты получишь облегчение, а Брахма творит тюрьму. (говорит на бенгали)

#22:37

Остов веры

Возбуждение. Один и тот же вопрос приходит вновь и вновь. Существуют математические правила, правила геометрии и различные формулы: деление, умножение и прочее. Мы решаем задачи в соответствии с этими правилами, но, не зная азы математики, невозможно выполнять более сложные операции. Мы должны понять правила, основы, общие положения, постулаты, аксиомы. Мы слышим о многочисленных чудесах в любом религиозном течении. Мы должны иметь веру в эти чудеса, и вначале мы должны понять, какова природа, что за этим стоит. Если я верю в них, то какова причина этого? Я должен получить некое объяснение, понимание, а если я уже поверил, тогда я могу идти дальше. Чудеса повсюду связаны с любой религиозной концепцией, они ложны или истинны. А оппозиция заблуждается. Мы должны иметь понимание общего порядка, прежде чем мы обращаемся к любой религиозной концепции, – это первостепенный момент, необходимый для начинающих. Верить или нет, ложны эти чудеса или наука ложна, мы должны понять это, если мы искренни по отношению к самому себе. В противном случае все религии ложны, а атеистическая наука – истина. Это первостепенный вопрос, главный вопрос в нашем поиске. Тогда определенное решение, ответ возможны, но в общем и целом нам необходимо некое фундаментальное понимание. Почему это лила, этот аспект, почему это чудо произошло, то чудо? Какова необходимость демонстрировать это определенное чудо? Это чудо для нас, то, что является чудом для обычного человека. Если мы считаем сон чем-то более реальным, то что говорить о религии.

#26:58

Градация Реальности

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур
индрийебхйах̣ парам́ манах̣

Ум более фундаментален, нежели измерение нашего опыта в состоянии бодрствования, опыта чувств. Парам́ манах̣ манасас ту пара̄ буддхир, ум обладает большей ценностью. Мир разума более реален, нежели мир ума и мир чувственного опыта. Таким образом, реальность.

манасас ту пара̄буддхир
йо буддхех̣ паратас ту сах

Существует градация реальности, существует атма и далее Параматма, далее Вайкунтха-лила, и существует концепция общего характера истины. Каково положение этого опыта? Низменная, примитивная концепция чувственного опыта и тонкая концепция богооткровенной Истины. Мы должны иметь некое общее представление, задавать вопросы и находить удовлетворение.

#28:46

Два прямо противоположных мировоззрения

Человек сотворил Бога, а не Бог сотворил человека, а человек – порождение ископаемого. Ископаемое превратилось в человеческое тело, тело породило душу, а душа как будто бы создает Бога. Зеркальное отражение, всё прямо противоположно. К какой стороне мне примкнуть для моего истинного блага? К определенной искренней стороне, не с ложными целями, но для того, чтобы спасти себя, ради моего высшего интереса я присоединяюсь к той или иной стороне. Я присоединюсь к религиозной стороне или к другой стороне, кому я доверяю больше, преследуя свой высший интерес? В противном случае, когда мы присоединяемся к определенной стороне, наше присоединение будет сомнительным.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+4

Другие материалы раздела

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»

1983-06-21

«Чаяния наших сердец устремлены к Красоте»

1983-06-27

«Даже ограниченная вера может связать нас с Безграничным»

1983-07-08

«Центростремительный поток»

1983-07-18

«Вспомогательные средства на пути преданности»

1983-07-19

«Апракрита – сверхсубъективный мир»

1983-07-25

«Игра чудесного Абсолюта»

1983-07-28

«Душа – пыль Мира Сознания»