Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Движения Любви извилисты»
Следует идти шаг за шагом. Если мы упускаем какой-либо шаг, мы все теряем. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, садху

«Движения Любви извилисты»

Движения Любви извилисты

#00:00

Атеист в обличии преданного

Шридхар Махарадж: То, что мы слышали из богооткровенных писаний, ассимиляция, необходимость расставить всё на свои места, – то, что дают нам шрути, богооткровенные писания. Должное усвоение, и необходимость отличать эти явления от тех, которые мы находим в рамках наших искаженных представлений о жизни из опыта. Махапрабху заявил о Шанкаре: «Он спас нас от буддизма под именем ведической мысли». Это в высшей степени опасное явление – его линия имеет окрас ведической мысли, но в действительности это замаскированный буддизм, поскольку полуправда опаснее откровенной лжи. Буддизм – это простое явление, буддисты не признают богооткровенные писания, но этот человек проник в наш лагерь и стал проповедовать доктрину буддизма – в высшей степени опасное явление. Мы должны быть бдительны в отношении этого, казалось бы, религиозного человека, атеист в обличии преданного – Шанкара. Все индуисты в большинстве своем стали жертвами Шанкары, и они сами не знают, как это произошло. «Недифференцированное нечто, лишенное качеств, характеристик. Вы должны принять это нечто. Не будет никакого урона для вашего вероисповедания, если вы примете подобное представление» – таков их призыв. Привлечь внимание религиозных людей того времени к священным писаниям – такой была цель Шанкары.

#03:39

Прямое и косвенное начала

парокш̣ а-ва̄до ведо ‘йам̇
ба̄ла̄на̄м ануш́ а̄санам

Враг соответствует измерению. В мире людей врагом человека является другой человек, не тигр, не кто-то другой, но лишь другой человек, другие не способны причинить особый вред. Врагом Радхарани является Чандравали, состязание. И Йогамайа заведует тем департаментом, в котором устраивается состязание ради удовлетворения Кришны. Кришна есть акхила-расамрита-муртих, всевозможные виды экстаза приводятся в гармонию в Нем, всё для Него, разнообразие. Таким образом всё оправдано, оправдание всего бытия заключается в Нем. Бесчисленное множество реалий, но единственная цель, всё должно быть связано с ней, с Его удовлетворением, Кришна-прити, Кришна-према, всё должно быть связано с одной-единственной целью. Разнообразие и единство: единство состоит в том, чтобы служить Его целям, а разнообразие может быть бесконечным, многообразие и разнообразие. Сама Радхарани говорит, в этом Ее особая красота: «Они не знают, у Меня нет возражений, если бы другие служили Кришне. Меня интересует только Его удовлетворение, в центре Моего внимания только это явление. Но их служение не соответствует стандарту удовлетворения Кришны, они не способны удовлетворить Его подлинным образом, но они рвутся служить», таково утверждение Радхарани. «Они рвутся удовлетворять Кришну, но не знают, как это делать должным образом. Они приходят и начинают служить Ему, но не знают, как это делать, против этого Я протестую».

«Удовлетворение Кришны», – говорит «Чайтанья-чаритамрита», и это слова Радхарани. Она не считает себя одной из многих участников состязания, Она считает себя высшей из всех, в этом Ее особая красота. Она считает себя самой компетентной. Ее степень интенсивности в стремлении удовлетворить Кришну не имеет себе равных. Другие являются Ее частями. Она представляет целое. Ее части множатся, чтобы помогать Ей косвенным образом. Некоторые помогают Ей непосредственно, а некоторые способствуют Ее служению косвенным образом, но всё это необходимо. Подобно тому как оппозиционная партия необходима в демократическом парламенте, повсюду присутствует этот принцип. Прямое и косвенное начало, косвенное также способствует существованию прямого начала. Гегель однажды сказал: «Тезис, антитезис, синтез». Развитие всегда происходит подобным образом, антитезис всегда присутствует, но он призван помогать тезису для того, чтобы мог возникнуть синтез, нечто в этом роде, антитезис имеет место.

#09:32

Объект не может существовать без субъекта

анвайа-вйатирека̄бхйа̄м̇
йат сйа̄т сарватра сарвада

В последней шлоке «Бхагаватам» сказано: ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т. «Он единственный, кому в полной мере известна цель и смысл Его деятельности, цель этого мира известна только Ему.» С какой целью осуществляется то или иное движение, в полной мере известно Ему, не кому-либо еще, и сварат, Он не обязан отчетом кому бы то ни было. Он абсолютно независимый самодержец, сварат означает «самодержец». Он не обязан давать объяснения кому бы то ни было. Всё, что Он делает, есть благо, это самодержавие, Его абсолютная власть, всё для Него. Он ни для кого. И если думать аналитически, то Он также для нас; мы для Него определенным образом, а Он для нас определенным образом. Ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива… «Я не знаю никого, кроме Моих преданных.» Са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахам. «Они пребывают в Моем сердце, Я пребываю в их сердцах, все святые суть объект Моей любви, и Я пребываю в их сердцах. Они не знают никого, кроме Меня. Я также не знаю никого, кроме них.» Взаимность – Он для преданных, преданные для Него. Это субстанция и потенция. Потенция не может существовать независимо от субстанции, а субстанция не может оставаться без потенции. Как сказал Шанкара: «Присутствует только Брамха», потенция отсутствует. Вайшнавские ачарьи придерживаются мнения, согласно которому субстанция Брамхи – четан, сознание, но он обладает потенцией. Пракрити-пуруша, не один лишь пуруша, пуруша-бхокта, наслаждающийся и наслаждающее начало, позитивное и негативное, слуга и господин, они объединяются и становятся единым целым. Субъект – объект, согласно Гегелю. Субъект не может существовать без объекта. Если есть мыслитель, тогда есть объект его мышления, и объект не может существовать без субъекта. Если есть мыслитель, то должно быть признание некой реалии. Это специфический момент, на котором спотыкаются атеисты. Объект не может существовать без субъекта, и это камень преткновения между школами теизма и атеизма. Ископаемое присутствует, оно подразумевает белое или черное, мягкое, но должен быть тот, кто мыслит об этом ископаемом. Если нет мыслителя, то нет и ископаемого. Без субъекта для объективного не было бы места, таков аргумент Гегеля, субъект и объект сосуществуют.

Бон Махарадж приехал проповедовать на Запад, когда он вернулся, я разговаривал с ним в бомбейском Матхе. Там был Свами Махарадж, он занимался бизнесом в Бомбее. Бон Махарадж сказал в нашем собрании: «Мне задавали вопросы, на которые невозможно ответить». У меня есть некоторое знание западной философии, их идей, Гегеля и других. Я спросил: «А на какие вопросы вы не сумели ответить?» Разговор начался, Свами Махарадж присутствовал, профессор Шульц присутствовал. С помощью философии Гегеля я сумел отстоять позиции Бона Махараджа. Субъект не может существовать без объекта и наоборот, ни один объект не может существовать независимо. Тогда Свами Махарадж сказал: «Запад был побежден Востоком», нечто в этом роде. Ни один объект не может существовать без субъекта, это трудно понять, но, если человек все же способен на это, тогда он может опровергнуть взгляды атеистов. На первой стадии существования было только ископаемое, отсутствовало сознание, но что такое ископаемое? Где существует концепция? В субъективной сфере, любое существование предполагает наличие сознания, это наиболее фундаментальное измерение бытия, и в интроспекции сознание способно… Атма, если мы думаем о ней, чистое сознание способно существовать независимо, мы думаем о душе, ее качествах, ее природе, атма-гьян, мы думаем о духе независимо от материального существования. Сознание подразумевает независимость, но никогда не материю.

#18:00

Источник абсолютной гармонии

Преданный: Гуру Махарадж, подобно тому, как Радхарани посылает своих спутниц вербовать последователей от Ее имени, привлекает их в свою группу, Чандравали также посылает своих спутниц?

Шридхар Махарадж: Да, и происходят столкновения между последователями Радхарани и Чандравали, в группе последней находятся Падма и Шайбья, две гопи. Бхактивинод Тхакур написал:

свананда-сукхада-баси…
декхиле шаибйаке парайе мане
сакхи-стхали нахи хери найане

Сакхи-стхали – это место во Вриндаване, в котором расположен лагерь Чандравали. Бхактивинод Тхакур говорит: «В качестве спутницы из лагеря Радхарани я не желаю видеть это место, где расположена Сакхи-стхали, потому что Падма – служанка в том лагере Чандравали, занятого слугами низшего порядка другого лагеря». Но Бхактивинод Тхакур говорит: «Когда я вспоминаю Сакхи-стхали, я думаю, их темперамент таков, чтобы соблазнять Кришну, уводить Его, и я не в силах это терпеть».

радхика-кунджа андхара кори
лоите чахе се радхара хари

«Поскольку ее интерес всегда состоит в том, чтобы уводить Кришну из лагеря Радхарани в лагерь Чандравали, если это произойдет, тогда наш лагерь погрузится во тьму». Однажды Прабхупад приказал петь эту песню в Чайтанья Матхе, и я заметил, эту песню пели дважды, но, когда доходило до этих строк, радхика-кунджа андхара кори, Прабхупад был шокирован. Он сидел в кресле, пели песню, и когда доходило до этих строк, радхика-кунджа андхара кори, он был шокирован, я обратил внимание, и во второй раз, когда вновь пели эту песню, когда опять дошло до этих строк, он был не в силах терпеть. Эти слова «тогда наш лагерь погрузится во тьму», для него подобное выражение было нестерпимо. Но тем не менее это явление необходимо для развития различных методов, уровней служения, подобно тому как пост необходим для того, чтобы наслаждаться вкусом пищи. Вираха-милан, без голода мы не можем наслаждаться пищей, нечто в этом роде. Вираха, состязание необходимо для того, чтобы увеличить паракия. Воровство необходимо для того, чтобы усилить наслаждение Кришны, оно необходимо для того, чтобы сделать это явление более интенсивным. Необходимость паракия, воровство, ложь, все, что является составляющими частями паракии, – все это необходимо ради виласы, в противном случае явление было бы статичным и однородным без движения, виласы. Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет. Естественный, природный прогресс, то есть змея естественным образом движется извилисто. Подлинная любовь движется извилистым образом, не прямолинейно, но зигзагообразно, и в своем движении способна объять всё, всевозможные существующие реалии находят свое место в этом движении. Любовь подразумевает жертву, жертвенность такой высоты и степени, что она способна всё заключить в свои объятья, все мыслимые и немыслимые реалии.

Есть явление в музыке – гармония, в оркестре играет множество инструментов, и создается звуковое разнообразие, разные инструменты играют по-своему и вносят свой вклад в общее целое. Необходима гармония, высочайшая гармония зависит от количества инструментов, различные музыкальные инструменты, каждый вносит свой индивидуальный вклад в целое. Высочайшая жертвенность обладает такой природой, что способна принимать в себя всё, такова природа гармонии, она способна терпеть любого рода оппозицию, всеобъемлющая. Необходима терпимость, высочайшая степень жертвенности подразумевает способность принять в себя великое множество индивидуальных частиц. Яшода с любовь предлагает пищу Кришне, но Его это не удовлетворяет. Он должен воровать, чтобы раздавать эту пищу обезьянам и друзьям, тогда Он будет счастлив. Яшода с великими стараниями и заботой готовит блюда для своего мальчика, но Ему они не нравятся, удовлетворение Кришны возрастает благодаря воровству. Он дает Яшоде больше шансов служить. На первый взгляд, когда ребенок шаловлив, тогда мать как будто бы обеспокоена, но если мальчик не озорной, не игривый, тогда сердце матери не удовлетворено. Если он делает что-то неправильное, проказничает, что-то ломает, то материнская любовь и нежность возрастают, подобное поведение доставляет удовлетворение сердцу матери. Если мальчик благовоспитанный, послушный, то мать не настолько рада, удовлетворена, счастлива. Харе Кришна. Гоур Харибол.

#27:18

Линия Валлабхачарьи

Преданный: Существуют ли ачарьи, которые представляют Чандравали? Существуют разные ученические преемственности…

Шридхар Махарадж: Ачарьи? Рамануджа, Мадхвачарья?

Преданный: Существует ли в этом мире ачарья, представляющий Чандравали? У нас есть ачарьи, представляющие Радхарани.

Шридхар Махарадж: Существует Валлабхачарья, его группа, в основном они присутствуют в Гуджарате, они испытывают большую симпатию к Чандравали.

Преданный: Они поклоняются Ямуне, не так ли?

Шридхар Махарадж: Ямуне, также Вираджа, они испытывают большую благосклонность к Чандравали.

Преданный: Какая здесь связь с Ямуной?

Шридхар Махарадж: Ямуна нейтральна в большей степени. Они говорят, когда после расы Кришна исчез, гопи сумели встретить Его только на берегах Ямуны по ее милости. Ямуна смогла вернуть им Кришну, они нигде не могли Его найти, кроме как на берегу Ямуны. Но в большей степени Ямуна нейтральна и пассивна, она принимает все группы, когда они приходят на ее берега или ступают в ее воды. Даже группа Баладева, Баларама совершает свою расу, Его группу также принимают на берегу Ямуны. Вначале она отказывалась, но Баларам заставил ее принять себя и свою группу. Гармония присутствует, внешне Баларам наслаждается расой, но внутренне Он доставляет наслаждение Кришне. Чистота и гармония таким образом сохраняются. Внешним, кажущимся образом Баларам наслаждается лично, но внутренне Его бытие полностью посвящено удовлетворению Кришны. Он является каналом, по которому раса, наслаждение, восходит к Кришне, на первый взгляд, это одно явление. Когда Ямуна не захотела сотрудничать с Его группой, Он стал ей угрожать и применил силу, тогда у нее не было другого выхода, кроме как уступить. Ямуна не является лидером определенной группы, таково ее положение.

#31:24

Поклонение Шри Натхаджи

Преданный: А последователи Валлабхачарьи также поклоняются Шри Натхаджи? Это Божество – Гопал Мадхавендры Пури, как они обрели это Божество?

Шридхар Махарадж: Валлабхачарья был связан с Рупой и Санатаной, он был старше возрастом. Когда он умер, у него осталось несколько сыновей, и старший из них, скорее всего, был привязан к Рупе и Санатану. Когда Валлабхачарья ушел, Рупа и Санатана возложили на него ответственность поклоняться Гопалу, это Имя Божества Мадхавендры Пури.

Преданный: Да, Шри Гопал.

Шридхар Махарадж: Они попросили его поклоняться Гопалу Мадхавендры Пури. Витала Ачарья стал совершать поклонение, и затем начались атаки мусульман, и Божество было перевезено сначала в Камаван, Бхаратпур, затем в Раджастан. Впоследствии Виталанатх Ачарья перевез Божество в Натхдвар, и там из поколения в поколение они поклонялись Ему. Но вначале этому Божеству поклонялись Гаудия-Вайшнавы. Рупа и Санатана передали это Божество Витала Ачарье, сыну Валлабхачарьи, и с того времени они являются наследственными поклонниками этого Божества. Из Матхуры Оно было перевезено на западную сторону, к Джйотипуру, затем в Джайпур, Раджастан, и они поклоняются Ему по сей день.

#35:00

Отклонения от линии учителя

Преданный: Но Валлабхачарья был учеником Гададхара Пандита?

Шридхар Махарадж: Он поклонялся в ватсалья-расе, но, когда он соприкоснулся с группой Махапрабху, он смог признать, что мадхурья-раса является высочайшим явлением, поэтому он обратился к Гададхару Пандиту и захотел получить от него мадхурья-раса-дикшу. Гададхар Пандит сослался на Махапрабху, сказал: «Я не независим, ты должен предложить Ему, и по Его указанию я могу дать дикшу». Валлабхачарья сделал это, получил позволение Махапрабху и принял посвящение в мадхурья-расу, поклонение Кишору Кришне, от Гададхара Пандита. Но последователи Валлабхачарьи не признают это обстоятельство, они говорят: «Мы независимы, мы поклоняемся в ватсалья-расе, мы считаем, что это высочайшее явление в этой линии». Когда они приходят в мадхурья-расу, они отдают предпочтение Ямуне и Чандравали, группе, оппозиционной Радхарани. Школа Нимбарки предпочитает Радха-Говинду, хотя в настроении свакия, не в паракии. Они рассматривают Радху-Говинду как женатую пару, не как тайных любовников. Но Валлабхачарья в целом поклоняется Гопалу – это мальчик-Кришна. Мать Яшода служит Ему в ватсалья-расе – это зенит их реализации. Но они не отрицают, что Гопал впоследствии имел некую сладостную связь с гопи. Затем в их концепции возникает Ямуна, Чандравали, соперница Радхарани, таково положение линии Валлабхачарьи.

Преданный: То есть Валлабхачарья в действительности был последователем Гададхара Пандита, и его связь с Чандравали возникла позже?

Шридхар Махарадж: Такого рода разделение можно найти во многих местах. Есть некий Харивамша, он был учеником Гопала Бхатты, но фактически отклонился. Считается, что его поддерживал Гуру Гопала Бхатты, Прабодхананда, написавший множество книг «Радха-раса судханидхи», «Чайтанья-шатака», «Вриндавана-шатака» и другие произведения. Многие книги, написанные прекрасным стилем. Считается, что Прабодхананда поддерживал Харивамшу, который был учеником Гопала Бхатты. Есть линия, именуемая харивамши. Он не был целиком и полностью признан Гопалой Бхаттой, возникла отдельная линия, идущая от Харивамши. Его гуру был Гопала Бхатта, Радхараман Гхера представляет Гопала Бхатту, но школа Харивамши – это другая линия. Теоретически они были признаны Гопалой Бхаттой, но практически они отклонились. И Гопал Бхатта, тот, с кем они связаны, крайне осторожно подходил к этой расе высочайшего типа. Так же, как наш Гуру Махарадж, был очень бдителен, крайне осторожно подходил к этим явлениям, рага-патха гаурава бханге. Рага-патх всегда должен быть объектом нашего поклонения, эта раса, мы говорим что-то о нем, но крайне осторожно. Свами Махарадж также проповедовал на Западе идею служения Кришне общего порядка, хотя он признавал: «Мой гуру – Радхарани, и Она наказала мне проповедовать на Западе. Кришна, мой Друг, поможет мне, тогда Радхарани будет удовлетворена. Ты должен помочь мне, потому что я собираюсь выполнять наказ Радхарани», – говорил он Кришне.

#41:23

Модификация истины и ее возрождение

Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол. В «Бхагаватам» дано объяснение, пракрити-вайчита и парам-пуджйена, отклонение от основной линии. Вначале религия была одним явлением, в соответствии с своими мыслительными способностями истина модифицируется, когда происходит передача от учителя к ученику, и это психологически справедливо. В нашем колледже профессор говорил: «Ум обладает цветом». Имеется в виду, что если делается какое-то утверждение, то каждый ученик воспринимает его по-своему, окрашивает его своим умом. Скажем, есть такое явление, как испорченный телефон, когда некое утверждение передается по цепи от одного ученика к другому, третьему, четвертому и т. д. В результате оказывается, что первоначальное утверждение было одним, но, когда оно прошло через 50 человек, оно становится своей противоположностью, возможно. Окрашивается в соответствии с качеством ума, когда некая истина смешивается с ментальным опытом определенного ученика. Его ученик, в свою очередь, берет это видоизмененное явление, окрашивает его своим умом, и так появляется совершенно новое положение, – бесконечная модификация истины. Это естественное явление в измерении майи.

Поэтому есть необходимость в новом откровении, возрождении истины. Кришна говорит Арджуне: «Вначале Я открыл эту истину Сурье, затем эта истина была передана ману. Так она передавалась, и теперь она практически исчезла из этого мира, и Я вновь открываю тебе ее. Но Я помню о том, что происходило в прошлом, а ты не помнишь». Таким образом истина модифицируется, где-то модификация незначительна, где-то она весьма значительна, но модификация имеет место. И вновь великая личность приходит в этот мир и возрождает истину, светило приходит из мира Вайкунтхи, Голоки, чтобы восстановить эту связь, устранить скверну, заблуждение, возродить истину в ее первозданном, чистом виде. Таким образом, шишья-гуру-парампару принимает Гаудия Матх, не дикша-гуру-парампару. В рамках дикша-гуру-парампары мы видим, Бхактивинод Тхакур принял посвящение от Бипина Бихари Госвами. До Бипина Бихари Госвами было множество дикша-гуру, но Бхактивинод Тхакур был особо уполномочен Господом, линия преданности была очищена им. Наш Гуру Махарадж также низошел, чтобы подхватить эту линию, стать преемником Бхактивиноды Тхакура. Стандарт чистоты можно увидеть в Вишванатхе Чакраварти Тхакуре, Нароттаме Тхакуре. Впоследствии возник разрыв в этой чистой линии передачи, таким образом, шишья-гуру-парампара. Мы должны понять подлинный дух, суть, пренебрегая формой.

#47:09

Мистические шлоки

Преданный: Таким образом, подлинная связь Бхактивиноды Тхакура через шикшу?

Шридхар Махарадж: Да, он принимал шикшу от Джаганнатха Даса Бабаджи.

Преданный: Он упоминает в «Бхагавата-арка-маричи-мала», что Сварупа Дамодар пришел к нему во сне и попросил его написать эту книгу.

Шридхар Махарадж: Да, он дал новые объяснения шлок «Бхагаватам», во сне он получил от Сварупы Дамодара объяснение первых шлок «Бхагаватам», которые не были даны предыдущими ачарьями. Теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄. Новый тип объяснений Бхактивинод Тхакур дал в этой линии. Граница-душа – татастха-джива, такое объяснение он дает здесь. Многие ученые, включая даже представителей школы Шанкары, Мадхусудана Сарасвати, великий представитель школы адвайты, также объяснял эти три вступительные шлоки «Бхагаватам».

джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣

Мистические шлоки. Когда я был ребенком, я слышал эти шлоки от моего двоюродного брата, он был хорошим ученым. Я помню, они казались мне очень таинственными в детстве, особенно вот эта часть: теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо. Демаркационная линия, где сливаются вода и земля, саттва, раджа, тама, три шарга, три гуны, концепции реальности, эти три рассматриваются по-разному. Я думал: «О, очень мистическое вступление, целое явление описано в одной шлоке». Санатана Госвами сказал, обращаясь к Махапрабху:

– Ты 64-мя способами объяснил атмарама-шлоку, Ты сам Кришна. Ты можешь объяснить так, как Тебе хочется.

– Почему ты прославляешь Меня, Санатана? Разве ты не знаешь, что каждая буква в «Бхагаватам» есть сам Кришна? «Бхагаватам» безграничен, он имеет бесчисленное множество смыслов. Почему ты прославляешь Меня? – ответил Махапрабху.

Первая шлока «Бхагаватам» содержит всю полноту истины. Махапрабху сказал: «Каждая буква безгранична, поскольку никакая совокупность ограниченных явлений не способна породить безграничное». Первая шлока «Бхагаватам» является фундаментом всего «Бхагаватам». Когда я слышал эту первую шлоку в детстве… Я слышал многие шлоки, но некоторые из них производили на меня особое впечатление, они казались мне очень глубокими и таинственными, особенно вот эта часть: теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄. Другие были в большей или меньшей степени ясны.

джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣

Это в той или иной степени ясно, но эта строка теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄, дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи казалась мне очень мистической. А некоторые шлоки «Бхагаватам» казались мне очень воодушевляющими, вдохновляющими.

йатха̄ набхаси мегхаугхо
рен̣ур ва̄ па̄ртхиво ‘ниле
эвам̇ драш̣т̣ари др̣ш́йатвам
а̄ропитам абуддхибхих̣

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣
кшӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и
майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани

Мне казалось, что некоторые шлоки, подобно этой, содержат в себе всю полноту истины, центральную мысль, подобно тому, как шлоки Рупы Госвами содержат в себе все множество…

#54:35

Дух служения

То, что дал Рупа Госвами:

севонмукхе хи джихва̄дау
свайам эва спхуратй адах̣

Что бы ты ни делал для того, чтобы это нечто было подлинной преданностью, что необходимо? Севонмукхата, настроение служения, тогда это явление будет признано в качестве преданности, в противном случае все это будет мирскими фокусами. Севонмукхата, дух служения, тогда это подлинная преданность, бхакти, призывать Имя или совершать арчан. Сами по себе формы не являются реальностью, но является настроение внутри, таков критерий. Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣. Эта фундаментальная концепция, суть, основа понимания дана в произведениях Рупы, глубина его концепции очень велика. Махапрабху сказал: «Он тот, кто способен должным образом взаимодействовать с этой Кришна-лилой, поэтому Я рад. Мое вдохновение таково – Я одариваю его всеми благословениями, и ты, Сварупа Дамодар, также сделай это. Каким бы капиталом ты ни обладал, инвестируй его, образно говоря, в Рупу Госвами, чтобы он мог помочь людям обрести сукрити в будущем. Он сумеет в полной мере крайне осторожно обращаться с этими реалиями, Рупа Госвами».

#56:54

Всё для Него

Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол. В конечном счете все различные лагеря вносят вклад в дело удовлетворения Господа Кришны, они не имеют независимого существования. Связывая все плоды с Кришной, они могут оставаться в своих соответствующих сферах. Мое пребывание здесь предназначено для Него.

йат карош̣и йад аш́на̄си
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат куруш̣ва мад-арпан̣ам

Здесь сказано: «Не часть твоих достижений, но целое, чтобы ты ни делал, отдавай результаты последствий Мне». Реальность для себя. «Я наслаждающийся всем, все предназначено для Меня, то есть ты должен обрести подобное сознание. Все обладает своим соответствующим положением, но нормальное состояние таково: всё для Меня. Ты должен принять это, тогда постепенно ты придешь к прямому служению Мне. Где бы ты ни находился сейчас, обрети связь со Мной». Реальность для себя, понять это – значит понять много. Всё предназначено для Него, осознать это подлинным образом – значит осознать много. Он собственник, наслаждающийся, мы существует только для Него, и это преданность. Где бы мы ни находились, не имеет значения, но мое стремление будет состоять в том, чтобы удовлетворять Его. Махапрабху говорит: «Гьяна-шунья-бхакти, оставь оболочки, пойми только это. Веданта, философские спекуляции, в этом нет необходимости, нужно понять минимум, Он собственник всего, Он для себя, всё для Него». Ты можешь быть ведантистом или обычным шудрой, это не имеет большого значения, но ты должен знать, что ты для Него.

Пратапарудра был императором в то время, но для Махапрабху это не было квалификацией. Когда Махапрабху увидел, что первый действует в качестве подметальщика дороги перед колесницей Джаганнатха, тогда Он был удовлетворен и сказал: «У него нет эго хозяина этой земли, но он подметальщик дороги перед колесницей Джаганнатха», сердце Махапрабху растаяло, и он обнял царя в тот день. Для Него, подметальщик или священник, не имеет большого значения. «Я для Него», интенсивность такого чувства – вот что делает нас квалифицированными, наша квалификация определяется степенью такого чувства. И в полной мере подобное настроение присутствует в Радхарани, оно отсутствует в иных расах и лагерях. Для этого необходима паракия, пренебрежение указаниями шастры, закона, наши взаимоотношения с Кришной. Ничто не может встать между нами и Кришной, всё можно отвергнуть ради нашей связи с Господом, нет никаких барьеров в виде греха или пуньям, добродетелей, ничто не может встать у нас на пути. Саттвик, раджасик, тамасик, что угодно, какую бы окраску ни имело это явление, ни одно явление не может стать препятствием на пути наших интимных взаимоотношений с Ним. Он наслаждающийся, а я объект наслаждения, такова интенсивность этого чувства, которое наиболее всеобъемлющим образом мы находим там. 24-часовая глубокая вовлеченность, именно она может удовлетворить Кришну в наибольшей степени, не какие-то другие явления. Несравненное явление, так нам говорят, оно может привлечь нас в любое время в рамках бесконечного времени, и мы можем быть приняты в этот лагерь, Радха-каинкарьям, лагерь высочайшего стремления.

#64:53

Последователи Шри Рупы

Прабхупад был очень удовлетворен моей поэмой, посвященной Бхактивиноду Тхакуру, в ней написано: «После реализации служения Кришне во Вриндаване, нечто санкционированное Шри Гаурангой, в полной мере понятое Сварупой Дамодарой, который есть не кто иная, как Лалита Сакхи». Рупа и Санатана Госвами почитали это явление. Санатан высоко ценил его, Шри Рупа распространял, его вкус должным образом переживали и усиливали Рагхунатх, Шри Джива и его последователи, Баладева Видьябхушана и многие другие. Шастрическими аргументами и на основании разума пытались показать миру это высочайшее положение. Опираясь на богооткровенные писания, они пытались подтвердить этот тезис. В разных частях писания сказано: «Брахма, Шива, Уддхава стремятся к подобному положению, и ты, Бхактивинод Тхакур, занимаешь позицию, позволяющую одарить нас подобными благословениями. Ты можешь дать нам доступ к такой стадии нашей жизни, ты столь велик». Прабхупад был очень доволен этими стихами, он сказал: «Сам Бхактивинод Тхакур написал эти стихи через него». Таким было его замечание. Не Шридхар Махарадж написал эти стихи, но сам Бхактивинод Тхакур писал его пером, рупануга-вар. Во многих местах сказано: «Высочайшими среди последователей Шри Рупы, рупануга-вара, и главным ачарьей, который должным образом понял и дал другим славу служанок Шри Рупы, его последователей, и это Гаудия Матх». Это линия шикша-гуру, не телесная преемственность, но реализация. Мы понимаем это, рассматривая их характер, поведение, проповедь, практику. Мы видим, что это не телесная преемственность, но преемственность реализации святых. Рупа раздавал этот идеал ученым, идеал Кришны во Вриндаване.

маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа
рӯпа̄нуга джонера джӣвана
виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара
ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хана
та̄ ̐ра прийа кави крш̣н̣ада̄са
кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара
джа̄ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а

Данное явление нисходит в этой линии.

виш́вана̄тха-бхакта-са̄тх, баладева джаганна̄тха
та̄ра прийа ш́рӣ-бхактивинода
маха̄-бха̄гавата-бара ш́рӣ-гауракиш́ора-бара,
хари-бхаджанете джа̄ра мода

ш́рӣ ва̄рш̣абха̄навӣбара̄сада̄севйа сева̄пара̄
та̄ ̐ха̄ра дайита-да̄са на̄ма

Бимал Прасад, так раньше звали Бхактисиддханту Сарасвати, он пришел к служению Радхарани, затем Вришабхану Нандини, Радхарани, Вришабхану – Ее отец, Вришабханави – дочь царя Вришабхану. Шри Вришабханави Деви вара, он всегда занимает высокое положение, вара, дочери царя Вришабхану. Даита Дас – его имя, он известен как Даита Дас.

ш́рӣ ва̄рш̣абха̄навӣбара̄сада̄севйа сева̄пара̄
та̄ ̐ха̄ра дайита-да̄са на̄ма

эи саба хариджана, гаура̄н̇гера ниджа-джана
та̄’дера уччхиш̣ т̣е мора ка̄ма

Таковы пути светил, которые пришли в этот мир, чтобы раздавать этот чистейший поток. Нас интересует только это явление, ничто другое – поток, идущий оттуда сюда через определенные каналы. Наше внимание обращено на это явление, мы стремимся быть трансформированными в этом духе, погрузиться в этот поток, это высочайшая, чистейшая цель жизни. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Нитай Гоур Харибол.

#72:46

Земля любви

Сарва̄тма-снапанам̇. Махапрабху сказал: «Прими Имя и полностью прими омовение, чувство чистоты, все существо полностью очищается, и ты можешь чувствовать удовлетворение чистоты в этом потоке, если мы сумеем принять омовение в нем». Каждая частица моего тела очищается, и также столь многие, сарватма, все души очищаются, соприкасаясь с этим явлением. Сарватма, каждая частица души, и также множество душ, соприкасающихся с санкиртаном, могут быть очищены. Сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣрттанам. Очищение и удовлетворение одновременно, принять омовение – значит очиститься и также достичь удовлетворения. В измерении эксплуатации мы навлекаем определенные реакции, наши действия вызывают определенные следствия, мы избавляемся от них и обретаем удовлетворение, анандам. То удовлетворение, которое невозможно сравнить с любой радостью и удовлетворением здесь, проистекающей из эксплуатации. Эксплуатация способна дать некое удовлетворение, и также отречение способно на это, и затем благодаря призыву Высшего Начала мы обретаем удовлетворение и очищаемся.

Отречение способно дать очень слабую чистоту, которая не останется надолго. Мы не можем игнорировать окружающий мир, это невозможно полностью. Мы не можем полностью игнорировать мироздание. Отречение подразумевает самадхи, вечный сон. Это также временное явление, оно не может не быть временным, поскольку влияние окружающего мира скажется, он не позволит нам оставаться в этом состоянии. Мы не можем игнорировать необычайно могущественную силу окружения. Если мы не способны принять связь с позитивным миром, тогда наше падение неизбежно, даже по достижении этого состояния. Каким бы длительным ни было это состояние самадхи, сон без сновидений, но этот сон будет нарушен. Отречение не может быть вечным состоянием, лишь какое-то время, и если вы сумеете вступить в позитивное измерение, то это вечность. То, что мы видим здесь, не вечно, майа – ограниченное явление. Вайкунтха – безграничное явление, все ее составляющие части также вечны. Однако присутствует виласа. Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет, зигзагообразное движение, статичная характеристика присутствует в измерении Вайкунтхи, но более свободная в измерении Голоки. То, что считается здесь худшим, также приводится в гармонию в измерении Голоки, считается наилучшим. Это возможно только благодаря любви.

Любящая мать видит своего слепого сына лотосооким, есть такая бенгальская пословица. Материнская любовь, он слеп, но ей он кажется лотосооким. Любовь способна компенсировать всё для нас. Мы естественным образом рождены с изъянами, но, если мы сумеем достичь измерения любви, тогда окружающие реалии будут компенсировать эти изъяны, им наступит конец. Это нечто вроде закона страны, согласно которому любой больной ребенок должен получать поддержку со стороны государства. В богатых цивилизованных странах Европы, Америки и т. д. государство заботится о любом ребенке, платит пособие. Любой, кто так или иначе достигает земли любви, окружающий мир позаботится о нем, и никто не будет в пренебрежении, земля любви. «О, ты низшей природы, мы позаботимся о тебе», такое отношение. И благодаря прикосновению обитателей земли того мира все изъяны уходят, компенсация вечного типа. Благодаря этому прикосновению, заботе, помощи можно подняться до высшего стандарта жизни, это возможно благодаря их милости, крипа-дойа, благодать.

Тот, кто обрел такой идеал, авторитет и мужество, позволяющие обвинять даже Шанкару и последователей буддистов, которые предлагают всего лишь спасение, избавление от болезни. Они не знают, какова природа земли здоровых и как достичь ее. Вы просто предлагаете устраниться от негативной стороны и подаете это в качестве великого достижения. Вы невежественны в отношении позитивной реальности, земли здоровых. Майавади – худшие враги Вайшнавов. То, что вы проповедуете, не есть цель. Цель здесь даже не Вайкунтха, но Голока – подлинная цель. Сварӯпе саба̄ра хайа голокете стхити. Наша внутренняя концепция – мы члены той земли. Махапрабху пришел, чтобы открыть эти истины, и «Шримад Бхагаватам» также. Нигама-калпа-тарор галитам̇ пхалам̇. Естественное доказательство, зрелый плод ведического древа готов, его подают нам, это не сырой материал, но готовый плод на золотом блюде – «Бхагаватам». Прими его, и тебе не нужно будет принимать ничего другого.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»

1983-06-21

«Чаяния наших сердец устремлены к Красоте»

1983-06-27

«Даже ограниченная вера может связать нас с Безграничным»

1983-07-08

«Центростремительный поток»

1983-07-18

«Вспомогательные средства на пути преданности»

1983-07-19

«Апракрита – сверхсубъективный мир»

1983-07-25

«Игра чудесного Абсолюта»

1983-07-28

«Душа – пыль Мира Сознания»

1983-07-30

«Маяки Безграничного»