Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Влечение – это суть всего»
Никакое количество нолей не способно породить единицу и никакое количество ограниченных начал не способно образовать собой безграничное. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, вайшьи

«Влечение – это суть всего»

Влечение – это суть всего

#00:00

Молитва о спасении

Шридхар Махарадж: Гоур Харибол. Гоур Харибол.

хаташа хоийе, хари, тава нама учча кори’
боро духкхе даки бара бара

Беспомощное положение, отсутствие надежды, когда мы достигаем пика разочарования, тогда в сердце иногда рождается такое чувство: «О мой Господь, я беспомощен, жалок, у меня нет сил. Я окружен врагами, нет свободы, я в тюрьме. Я полностью нахожусь под контролем столь многих врагов в образе друзей. Подобное беспомощное состояние, отсутствие надежды. Приди насильственно, потому что иначе у меня нет надежды. Я даже не буду позволять Тебе установить связь со мной. Ка̄ма̄дӣна̄м̇ кати на катидха̄ па̄лита̄ дурнидеш́а̄с. С незапамятных времен я служил этим господам, но они не удовлетворены моим служением. Я стал их вечным рабом, и нет возможности избавиться от этого рабства. В таком жалком, беспомощном положении я нахожусь. Только если Ты придешь сам и так или иначе утвердишь себя, тогда они покинут меня, в противном случае у меня нет шанса.

…са̄мпратам̇ лабдха-буддхис
тва̄м а̄йа̄тах̣ ш́аран̣ам абхайам̇ ма̄м̇ нийун̇кшва̄тма-да̄сйе

Если только Ты обратишь на меня чуточку своего внимания и дашь какое-то занятие, тогда у меня есть надежда». Такого рода патетичная молитва из глубины сердца о спасении – вот в чем мы нуждаемся. Харе Кришна, Харе Кришна, Гоур Харибол, Нитай-Гоур Харибол, Нитай-Гоур Харибол, Нитай-Гоур Харибол, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда. На этом я остановлюсь, один и тот же вопрос всегда задается.

#03:36

Два условия подлинного развития

Преданный: Это вопрос, который я задавал раз или два, но я спрашиваю: мы воодушевляем каждого повторять Харе-Кришна-мантру, однако видим, в «Падма Пуране» сказано: «Без должного посвящения мантра не имеет эффекта». Те, кто лишены подлинной связи, могут ли они получить некое благо от повторения мантры?

Шридхар Махарадж: Подлинный прогресс невозможен в этом случае, возможна категория пуньи, то есть накопления некой заслуги, и такое повторение может стать, а может и не стать намабхасом. Вплоть до намабхасы мукти может быть. Подобное Имя – семя, лишенное потенции внутри, лекарство как будто бы присутствует, но его мощь отсутствует. Максимум такое повторение может породить намабхас. Главный момент таков: это нечто нематериальное, не принадлежащее к юрисдикции сферы заблуждения. Корень должен быть не в сфере ложной имитации, но необходима связь с безграничным. Это один момент. Второй момент таков: необходимо относиться к Имени должным образом, и это подразумевает севон-мукхату, дух служения, не эксплуатации. Должно присутствовать настроение служения, и семя должно быть подлинным, наделенным потенцией. Эти два момента – безусловное требование. Мы должны избегать того, что берет начало в майическом измерении. Неподлинное Имя – это опасное явление, мы должны избегать его. Мы должны обрести связь с Истиной, с Реальностью и иметь дело с этим явлением подлинным образом, не в качестве дани традиции или имитируя это явление, но соприкоснуться с Истиной, тогда мы можем ожидать подлинного результата.

Истина независима, она неподвластна чему бы то ни было еще. Мы должны установить связь только с Истиной. Как обрести эту связь? Это не так-то просто, благодаря сукрити и садху-санге. Мы должны понять фундаментальные принципы. Тогда, если мы сумеем их понять, все остальные проблемы будут разрешены. У каждого из нас индивидуальный случай, и ответы будут носить индивидуальный характер, но фундаментальные положения следует осознать, что есть что. Бхакти может порождать бхакти, никогда майа не может порождать бхакти. Реальность дает реальность, а ложное толкование реальности не способно породить реальность, это очень просто. Всё остальное проявится из этого понимания. В гуще заблуждений любой природы можем ли мы получить облегчение, избавиться от ложных представлений? Некое позитивное явление должно прийти к нам на помощь.

#09:50

Восприемник внутри

Если вы не понимаете азбучной истины, тогда один и тот же вопрос будет возникать вновь и вновь. Усвоение необходимо, слушать и усваивать – это подлинное слушание. Действительно, слушать означает усваивать услышанное. Повторение ощущения не является опытом, опыт – это не повторение ощущения, но усвоение. Если слушание подталкивает нас идти в определенном направлении или действовать определенным образом, тогда это опыт, но повторение ощущений как таковое не есть опыт. Опыт подразумевает, что ощущение приводит к знанию, реализации, внутренний человек должен присутствовать, который слышит и усваивает, расставляет все услышанное на свои места. Опыт приходит в этом определенном положении, которое он занимает. Если просто слушать, не различая что есть что, не расставляя всё на свои места, это не есть подлинное слушание. Гегель сказал или Кант, или Лок, или Хью: «Простое повторение ощущений – ничто, восприемник должен быть внутри, тот, кто слушает». И воспринимать он должен надлежащим образом и расставлять всё на свои места, тогда это будет знание, наш опыт. Внутренний человек должен присутствовать, слушать, видеть, повсюду должен быть внутренний человек. Кто слышит, кто видит и расставляет услышанное и увиденное на свои места таким образом, чтобы в будущем эти переживания могли быть использованы, – это и есть знание. В «Бхагавад-гите» мы видим ассимиляцию, многие истины различных типов приведены в гармонию, что это некое единое явление в конечном счете, карма, гьяна, йога, многие явления, преданность, когда они расставлены на подобающие места. Ни в одной другой книге мы не находим подобного, за исключением «Бхагаватам».

#14:11

Правильная позиция

Преданный: Махарадж, говорится три типа рати, садарания-рати…

Шридхар Махарадж: Есть общее целое, есть конкретизированное, общее влечение к Господу, затем влечение принимает форму определенной расы: шанта, дасья или мадхурья, также в каждой расе есть классификация. Развитые состояния общего характера, затем частности. В каждой расе существуют разные группы, разделы, ведомства, лагеря. И получить специализацию в определенном месте, специалисты.

Преданный: Саманджиша.

Шридхар Махарадж: Саманджиша, приведение в гармонию, многое в одном, всеобъемлющее и приводящее всё в гармонию. Наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить: «Религия подразумевает занять правильную позицию». Общая правильная позиция, затем правильная позиция в частности и вплоть до экстремальной степени, в глубину, частность частности. Харе Кришна. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол.

#16:41

Влечение – это суть всего

Преданный: Махарадж, кто-то может спросить, в «Шримад Бхагаватам», мы видим, гопи Вриндавана в определенном моменте очень хотели обрести даршан Кришны, но не могли, поскольку их мужья препятствовали. И в это время некоторые из них оставили свои тела. Кто-то может спросить: «Они же вечные спутницы Кришны, как же возможно, что они оставили тела?»

Шридхар Махарадж: Это шоу, спектакль. Этот аспект взаимоотношений гопи с Кришной и другой аспект показан. Как здесь, в этом мире, что-то представлено в виде картины, какая-то реалия, которой нет здесь. Картина дает представление, например, она изображает гималайские горы. Гималаев здесь нет, но картина представляет их. И их так называемая семейная жизнь подобна такой картине. Дас Госвами написал, это слово означает «глина» или «птица, которая издает определенные звуки», механическая птица. Это устраивает Йогамайа, эта театральная сцена создается, чтобы усилить влечение к Кришне, влечение в высочайшей степени со стороны гопи. Оно уже в высшей степени экстремальное, но, для того чтобы сделать его еще более экстремальным, на них кто-то заявляет права. Устраивается так, что кто-то заявляет на них права, не позволяет им воссоединиться с Кришной: какой-то воображаемый демон, муж или что-то в этом роде. Это паракия-бхава, локальное требование и влечение к универсальной жизни. Локальное требование оказывается тщетно, не имеет на них никакого воздействия, но так устраивается, чтобы усилить качество любви. Скажем, мальчику говорят: «Возьми куклу, но не садись на колени к матери. Что ты выберешь?» То есть возникает некий соблазн с противоположной стороны, ему дается выбор. Настоящий умный мальчик скажет: «Мне не нужна кукла, мне нужна мать, ее любовь, нежность, не кукла». Некое испытание происходит, чтобы оценить качество и увеличить влечение. Они отвергают требования социальной и религиозной сферы и идут к Кришне спонтанно, бессознательное влечение.

Был случай, немецкий кайзер, его мать была религиозной женщиной из английской королевской семьи. Во время Первой мировой войны кайзер приехал к своей матери, с двоюродным братом они стали драться, и брат ударил кайзера по носу. Он упал, и кайзер сказал: «Пусть из моего тела выйдет английская кровь». Говорят, так он заявил. Он был настолько немец, что заявил это. Пусть все иные оковы, включая даже это тело, уйдут, и я принадлежу Кришне, я не могу оставить Его под воздействие какой бы то ни было силы. Если ради этого мне нужно оставить тело, пусть будет так. Такой дух, выбор, единство, так нам показано, различные виды влечения к Кришне. Кришна привлекает целое, всю вселенную, каждый атом привлечен Им, но существует дифференциация, градация. Все атомы не в равной степени испытывают влечение. Влечение к сладости, но есть разница в степени сладости, все не одного типа, градация присутствует, и она достигает такого высокого стандарта, что они отвергают даже само свое существование, настолько они испытывают влечение, игнорируют саму свою жизнь, свое эго, подобное явление возможно там. Подобное влечение возможно, сама суть – это влечение, а форма отвергается, остается только влечение. Когда человек чувствует опасность, на него нападают, он готов пожертвовать одеждой и убежать голым, нечто в этом роде. Не сознавая свое физическое существование, они чувствуют влечение к Кришне.

Майавади говорят: «О, видите, форма отвергается, остается субстанция». Но опять же лила продолжается, они входят и выходят, и это на высочайшей стадии. Высочайшая интенсивность в Радхарани, Она превосходит всех в такого рода влечении, и высочайшая стадия единения пребывает в Махапрабху. Такой намек дан в последней шлоке Рамананды Рая.

ахилехи ра̄га найана-бхан̇ге бхела
анудина ба̄д̣хала, авадхи на̄ гела

на̄ со раман̣а, на̄ ха̄ма раман̣ӣ
дун̇ху-мана манобхава пешала джа̄ни’

э сакхи, се-саба према-ка̄хинӣ
ка̄ну-т̣ха̄ме кахаби вичхурала джа̄ни’…

Эти слова были написаны самим Раманандой, они были произнесены на последнем этапе беседы с Махапрабху. Рамананда Рай сказал: «У меня в уме есть нечто, но я не знаю, понравится ли Тебе это нечто или нет, насладишься ли ты вкусом этого. Я написал одну поэму, услышь ее». И когда он декламировал свою собственную поэму, Махапрабху закрыл ему уста ладонью: «Не иди дальше». Он в настроении потенции безумно ищет себя, и Махапрабху был пойман с поличным. Он сказал: «Нет, не надо намекать на это сейчас». Два начала соединяются, и Он в настроении другого начала, своей потенции, безумно ищет себя, так чувствуют преданные здесь. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Рамананда Рай не мог выстоять, он потерял сознание, упал без чувств на землю. Махапрабху привел его в сознание прикосновением своей волшебной руки. Рамананда увидел: санньяси сидит перед ним. Тогда санньяси сказал:

– Могу Я теперь уйти?
– Да, можешь.

Рамананда Рай потерял дар речи, сидел там долгое время.

#30:03

Специализация в расе

Преданный: Махарадж, года три-четыре тому назад, возможно, я спрашивал вас, тождество моего Гуру Махараджа, согласно вашему суждению, может быть в духовном мире. Общий анализ показывает нечто, я хотел спросить вас то же самое о Кришнадасе Бабаджи.

Шридхар Махарадж: Кришнадас открыто обсуждал это со мной, он сказал: «Я чувствую в себе специфическое влечение к сакхья-расе», он ясно выразил это чувство. Я слышал, он знаком с разными явлениями разных стадий, но мое личное предпочтение склоняется к этому. Но Свами Махарадж, то, что я мог понять на основании его письма, я нашел. Когда он плыл в Америку проповедовать, он открыл свое собственное внутреннее чаянье: «Помоги мне выполнить мои обязанности здесь, которые были возложены на меня Радхарани, столь любимой Тобой. Помоги мне выполнить долг, который Она мне доверила, любимая Тобой, а после этого мы займемся нашими естественными играми во Вриндаване», так он выразился. Из этого я сделал вывод, что он там, в этой расе, в своем естественном состоянии наслаждается этим явлением. До этого у меня не было никакого ключа к разгадке, я никогда не обсуждал с ним эту тему. Конечно, я не читал ту часть «Бхагаватам», где он переводит описание мадхурья-расы, но все же этого достаточно для меня, чтобы предполагать, где его внутреннее стремление в этой линии. Как было сказано, общее влечение, общая вербовка, и затем, когда специалист экзаменует, начинается специализация, конкретный департамент, общий вкус и особый вкус, специфический.

Преданный: Махарадж, Арукмишра упоминал свой дом в Калькутте.

Шридхар Махарадж: Может быть, у меня нет понятия, не меньше, чем два лакха. Поток приходит с этой стороны, он мог принять. Похоже, что то, что он делает, это высшее качество, не может быть уловлено низшим качеством, принятие с той стороны. Харе Кришна. Может быть, но не в нашей жизни, возможно. Есть многие, если они стремились к этому, они могут быть успешны. Это мое мнение, но оно их не интересует. Кунджа Бабу основал Матх там, в Майапуре – Тиртха Махарадж, но он не приобрел эту землю. Он поехал в южную Калькутту, построил там что-то, исследовательский институт Чайтаньи с проповедническими целями. То было место, где жила интеллигенция, и он решил основать центр в той местности.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+3

Другие материалы раздела

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»

1983-06-21

«Чаяния наших сердец устремлены к Красоте»