Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Поиск самого себя»
Духовная область непостижима, но всё-равно мы должны стараться понять природу вещей согласно своей способности, вере и реализации. Превыше всего, мы должны постараться вместить в свои умы, что сладость сладостна, а истина истинна – какой бы ошеломляющей она ни была. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, садху, карма

«Поиск самого себя»

Поиск самого себя

# 00:00

Занятие правильной позиции

Шридхар Махарадж: В свои последние дни наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить вновь и вновь: «Религия подразумевает занятие правильной позиции». В настоящее время наша позиция по отношению к окружающему миру ошибочна. Как рекомендуют буддисты или шанкариты, искатели спасения: «Оставь всё и сведи себя к нулю. Оставь связь со всем и сведи своё существование к состоянию, подобному состоянию глубокого сна». Эта идея с ненавистью отвергается Вайшнавами, особенно Гаудия-Вайшнавами, теми, кто следует руководству Махапрабху. Это пхалгу, временное явление. Пхалгу подразумевает: возле края есть река, известная как пхалгу, подземный поток, воду, которая течёт под песком, но на поверхности это всё песок. Таким образом отречение не может быть полным, целостным достижением, каким бы продолжительным ни был его срок, всё равно это временное достижение.

# 02:23

Ложные расчеты майавади

В «Бхагаватам» сказано (цитирует санскрит). Брахма обращается к Кришне: «О лотосоокий, те, кто считают себя лишенными всякой связи с окружающим миром, освобождёнными, они думают так, но в действительности всё обстоит иначе. Они считают себя свободными ото всей связи с окружающим миром, погруженными в состояние сна без сновидений, но глубокий сон не есть вечное состояние. Реакция придёт, и живое существо выйдет из этого состояния. Их расчеты полностью ложны, поскольку они не приняли в расчёт Тебя, они считают себя независимыми от окружения, но Ты гармонизируешь всё, связь с обеих сторон, они не в силах это понять». Если бы они нашли прибежище, Центр, они сумели бы понять, что их взаимоотношения с окружающим миром находятся не в их руках, но в руках Центра, и это неизбежно. Его положение – это часть органичного целого, положение такого стремящегося к освобождению, положение частицы органичнoго целого. Поэтому его связь или её отсутствие и то, каким образом он связан с органичным целым, контролирует нe он сам, не частица, но источник частицы. Но эта частица считает себя независимой от Центра, «поскольку они, – говорит Брахма, – не принимают в расчет Тебя». Возникает стена и они не в силах преодолеть эту стену, поэтому они совершают подобную ошибку.

Каково в конечном счете их положение, говоря реалистично? После многочисленных усилий, испытаний они достигают высочайшего стандарта, высочайшей точки освобождения и оттуда, поскольку они не принимают в расчет отношения с Абсолютным Центром, они вынуждены вновь вернуться обратно, они падают в силу этой ошибки. Таким образом мы не должны ничего отвергать, но мы придём к удовлетворяющей нас и безвредной гармонии, позиции, которая поможет нам достичь цели нашей жизни. Вышеописанное – это пхалгу-вайрагья. То, о чём идет речь, – это юкта-вайрагья, подлинное отречение, и что это такое? В наиболее тонком измерении бытия тот, кто способен распознать центральное явление, тот видит всё наделенным связью с Центром, для того источником совершенного откровения является Веда.

# 08:00

Избавление от локальных интересов

Ты не будешь стремиться к наслаждению окружающим миром, ты не должен иметь такую склонность, но окружающий мир не следует винить. Тенденция наслаждаться – вот что следует винить. Ты Владыка всего, Ты можешь наслаждаться как Тебе вздумается, но мы должны избавиться от тенденции личного наслаждения. Необходимо вести себя должным образом. Что значит должным образом? Принимая в расчет Центр. Ты не можешь ни наслаждаться, ни отрекаться, взаимоотношения между тобой и окружающим миром уже зафиксированы, ты не можешь изменить такое положение вещей. Он может изменить, и ты принадлежишь Ему, и как ты выполняешь свой долг, это также утверждено. Тебе лишь необходимо пересмотреть свои взгляды или занять правильную позицию. Локальный интерес не следует навязывать, истинная функция – это твои взаимоотношения с Центром, подлинное взаимодействие. И каков ключ к этому, критерий? Кришна-самбандха, как ты можешь использовать все реалии в служении Кришне. Ты слуга, перед тобой объект твоего служения, ты не можешь отвергать его, ты можешь использовать некий объект для служения своему Господу. Ты слуга, а Он является объектом твоего служения. Эта некая реалия не предназначена для тебя, и в то же время ты не можешь отвергать её. Ты не можешь жить независимо, лишенный всего, это нереалистично.

# 10:53

Забота обо всём, что предназначено для служения

Всё, что благотворно для служения Господу, мы должны заботиться об этих реалиях, чтобы они не были утрачены и не были преданы забвению. Всё, что необходимо для служения Кришне, мы должны быть внимательны, защищать эти вещи, склонность защищать вещи может быть использована в служении Кришне. Ты стремишься выбраться из этого бренного мира, поэтому ты должен быть внимателен в отношении вышесказанного. Мы должны пытаться, насколько это в наших силах должным образом хранить вещи, предназначенные для служения Кришне, и заботиться о них исключительно с целью служения Кришне. Эксплуатация и отречение, и то и другое дурно, неестественно, нездорово, и счастье невозможно достичь ни одним из этих методов, посредством эксплуатации и отречения. Мы должны быть инициированы в подобное восприятие жизни, это Голока. Всё приводится в гармонию Им, настолько Он благ, настолько велик. Ничто, связанное с Ним, не может быть ложным, ошибочным. Мы совершаем ошибку только в том случае, когда соприкасаемся с ущербным миром, в противном случае всё в порядке, если есть связь, если это нечто предназначено для Кришны.

# 13:19

Страдание от соприкосновения с иллюзией

Всё для Него. Отклонение от этого момента приводит к реакциям, страданиям. Страдания – это результат майи, ложного представления. Мы должны избавиться от этих ложных расчетов и оценок. А если мы следуем подлинной оценке, то это преданность. Самой её жизнью является жертвенность, преданность по отношению к Центру, абсолютному интересу. Ничто меньшее, нежели Кришна-концепция Бога, положение полубогов также провинциально. Абсолютная реальность, красота, всё оправдано, когда предназначено для её удовлетворения. Мы должны понять только эту, одну единственную истину и пытаться следовать этому, это преданность, Голока – критерий таков. Мы должны всё исследовать, насколько эта реалия предназначена для удовлетворения Кришны. Конечно, это зависит от стадии нашей реализации, иначе мы можем думать, что нечто предназначено для удовлетворения Кришны, я сделаю что-то и могу думать: «Да, Кришна удовлетворен». Но подобное утверждение может не соответствовать действительности.

# 15:41

Святые, писания и отклик сердца

Он занимает абсолютное положение, и мы должны осознать это положение с помощью святых и священных писаний различных типов, они бывают разными. Это не относительное, но абсолютное явление, мы должны научиться отвергать все относительные позиции и попытаться понять, что есть Абсолют, каким образом Он абсолютен. Мы должны научиться этому постепенно, прогрессируя в должной линии, следуя подлинному методу. Садхана, шраван, варан, смаран, апан – пять стадий в нашем движении к реализации. Как писания, так и садху, садху, шастра, гуру, три явления должны подтверждать одно – утверждения святых, священных писаний и отклик сердца, внутреннего существа. То, что утверждают Богооткровенные писания и указания подлинных святых. Святого можно найти только с помощью писания, а смысл писания будет объяснен подлинным святым, они взаимозависимы, и высшим, конечным руководством является наше сукрити, наша благая удача. Если мы обретаем сукрити, оно будет вести меня. Птицы одного пера летают вместе, оно приведет меня туда, куда нужно, и мы встретим в этом месте святого и сумеем понять, до какой степени истина присутствует здесь, концепция Абсолютной Истины и относительной истины, каков критерий Абсолютной Истины, каким образом она абсолютна, как эти реалии следует понимать, обращаясь к помощи садху и священных писаний и уповая на внутреннее одобрение. На каждом шагу мы делаем это, мы всегда отвергаем и всегда принимаем, отвержение и принятие. Каждый раз мы совершаем прогресс, мы отвергаем что-то и принимаем нечто новое, это жизнь, она динамична по своей природе. И иногда также мы можем деградировать, опускаться всё ниже и ниже, нельзя сказать, что всё всегда идёт по восходящей. Есть также отступление на прежние позиции, поэтому садху дают нам предостережение в отношении апарадхи, пренебрежения, бездеятельности, столь многих явлений, такое предостережение обращено к нам.

# 20:28

Удивительные свойства души

Это не вопрос слепой веры. Понимание также приложимо здесь, и это понимание будет изумлено реалиями нового порядка, неведомой природы. Наше собственное «я» в высшей степени чудесно, удивительно, не говоря уже о Параматме, Нараяне, Кришне. Наша собственная душа, подлинная личность, столь чудесна, изумительна. Когда вы постигнете, соприкоснетесь со своей душой, вы будете поражены, какого рода удивительным бытием она наделена, прямо противоположна этим материальным реалиям, ментальной сфере. И когда человек начинает описывать душу, он очарован, он поражается: «Что я говорю, как я могу должным образом описать душу, ту душу, которой я являюсь?» И те, кто слышит это описание, также изумлены: «Это нечто странное, удивительное, о чём мы никогда не слышали прежде, как такое возможно? Атма, полная знания, абсолютно чистая и вечная, которая способна жить без пищи, принадлежащая вечному измерению жизни». Наш Гуру Махарадж имел обыкновение приводить пример, много раз я упоминал его. Мальчик родился в тёмной пещере, в кромешной тьме. И к нему приходит друг, говорит:

– Пойдем, выйдем наружу, я покажу тебе солнце, ты никогда не видел его.

– Да, давай возьмём светильник, – отвечает мальчик.

– Нет-нет, зачем тебе светильник?

– Как же я смогу видеть солнце без светильника?

– Нет, для того чтобы видеть солнце, светильник не нужен.

– Ты дурачишь меня! Без светильника нельзя ничего увидеть, и ты утверждаешь, что он не нужен.

И тогда, когда мальчика насильственно выводят из пещеры, он видит солнце благодаря собственному свету солнца. Само солнце и все окружающие предметы можно видеть благодаря этому свету. «Я не мог представить себе, что это возможно», – говорит мальчик.

Атма самосветящаяся, лучезарная, она способна явить себя и показать другие вещи. В настоящее время мы страдаем от подозрений, от невежества, мы не верим в реальность этого. Но когда мы соприкоснемся с атмой, мы будем чувствовать её благодаря самим себе, и благодаря стандарту этого света мы будем знать, что не есть душа. Также мы начнём косвенно понимать положение атмы.

# 25:24

Поиск самого себя

Упанишады говорят: «Где бы ты ни был, кем бы ты ни был, пытайся искать себя, свою атму, то чем ты являешься, и каждое движение, каждая капля твоей энергии должна быть использована на познание атмы, – это твоя потребность. Оставь всё, другие виды поиска и ищи атму, пытайся понять, кто ты, что ты, узнай, кто ты, какова природа твоей атмы, души». Вся энергия должна быть использована таким образом, с помощью всей своей энергии пытайся искать это нечто. Если о чём-то и стоит слушать, то слушай о душе, о себе. Если какая-то концентрация энергии должна быть, куда-то стоит вкладывать энергию, то вкладывай её в это, в поиск самого себя. Любое начало твоего энергетического движения должно быть в этом направлении, пытайся понять себя, свою атму, кто ты, что ты, и тогда ты поймёшь, что необходимо для развития, возвышения этого начала. Кто ты и каковы твои потребности. Это атма, затем Параматма, атма стремится обрести связь с Параматмой, атма высшего типа, Она есть и эта Высшая Душа описывается как царство Бога. Йоги стремятся к этой Параматме, но затем глубже начинается преданность Нараяне, Кришне, и высшее положение занимает Сознание Кришны, Самодержца, Абсолютного Блага, Прекрасной Реальности. Красота, сладость, шарм, очарование, всё чарующе, пленительно до такой степени, что мы ошеломлены, испытываем состояние столбняка. Центр очарования, привлекательности, мы очарованы Его красотой. Он чарует всё и вся, и Он творит космос из хаоса, такое начало. Очарование, красота, сама жизнь космоса – это Он, Кришна. Он привлекает, и в качестве реакции Он одаривает удовлетворением, так происходит, волнообразно, влечение и счастье, радость. Криш-на, криш означает «привлекать», а на означает «дарить радость, счастье, удовлетворение». Абсолютный Центр – это Кришна и Его параферналии. Кто это?

Преданный: Читананда Прабху.

# 30:17

Стремление к служению низшего типа

Преданный: Гуру Махарадж, если кто-то испытывает влечение к определенной расе, но не в полной мере удовлетворен, может ли он перейти к другой расе?

Шридхар Махарадж: Это не вопрос выбора, это нечто спонтанное, он не может заставить себя. Внутреннее влечение таково, что он не может избежать явления, к которому его влечет, это его собственная природа, что тут можно сделать. Это не одежда, которую я могу снять и одеть другую, нет, нe как одежда, которую можно одеть и снять. Это внутреннее начало, природа, это неизбежно. Мы занимаем определенную позицию в силу этой неизбежности, и иначе быть не может. Махапрабху был доволен императором Пратапарудрой, когда увидел, что царь собственноручно совершает очень низкое служение подметальщика. Царь совершал служение подметальщика, расчищал дорогу перед колесницей, Гундича-марджана. Джаганнатх собирался посетить храм Гундича, и Махапрабху со своими преданными очищал и мыл всё в храме, дорогу и т. д. в ожидании прихода Джаганнатха. Ничто не остаётся в пренебрежении, влечение к низшему служению. Если мы склонны к служению низшего типа, то мы можем обратить на себя внимание Высшего Начала. Ничто не является незначительным, тем не менее существует градация и искреннее начало служения. Всегда должно быть искреннее влечение к служению низшего типа, неквалифицированному служению. Но тенденция преданного всегда будет быть склонным к служению руками, чёрной работе.

Дас Госвами говорит: «Я хочу служить в качестве слуги и хочу выражать почтение сакхья, служению в качестве друга». Сакхья-раса – доверительное, близкое служение, я не пригоден для этого, я хочу оказывать почтение этому явлению. Но, если возможно, я хочу быть принятым в качестве слуги, для меня это величайшее достижение. Но Кришна скажет: «Нет, ты будешь служить Мне так-то и так». Тогда что поделать, придётся послушаться. Соответственно расе это так для нас, те, кто является вечными друзьями, хотят идти в эту сторону. Частица, исполненная Йогамайи, и это служение определенного уровня, частица, наполненная Йогамаей. И Кришна удовлетворён агрессией своих друзей, когда ими манипулирует Йогамайа. Но мы не должны пытаться идти в этом направлении, мы начинающие, не нитья-сиддхи, мы хотим стать садхана-сиддха, не достигшие реализации, но стремящиеся к ней. Наше настроение будет иным, так показывает нам правильную позицию Дас Говами. Нитьянанда Прабху разбил триданду Махапрабху, сказал: «Мой Господь, Ты носишь свою данду, Я не в силах терпеть это. Мой Господь будет носить в руках…» Некоторые говорят, что Он разломал экаданду на три части, получилась не экаданда санньяси-майавади, но триданда Вайшнава-санньяси. Есть ли у вас вопросы?

# 38:00

О Нитьянанде Прабху

Преданный: Нитьянанда Прабху и Чайтанья Махапрабху явились в одно время или Нитьянанда Прабху был старше? Он явился прежде Махапрабху?

Шридхар Махарадж: Это можно узнать из книг. Нитьянанда Прабху был почти на 12 лет старше Махапрабху. Ачьютананда был последним сыном Адвайты Ачарьи, он был младшим. Когда Махапрабху принял санньясу и посетил Шантипур, в ту пору Ачьютананде было 5 лет, он был почти на 19 лет моложе Махапрабху, а Нитьянанда Прабху был на 12 лет старше Махапрабху. Нитьянанда был на 31 год старше Ачьютананды, последний был младшим сыном Адвайты Ачарьи Прабху. Что побудило тебя задать этот вопрос об Ачьютананде?

Преданный: Нет, я не говорил об Ачьютананде, я говорил: Нитьянанда.

Шридхар Махарадж: Нитьянанда Прабху был на 12 лет старше Махапрабху, Он пришел в Навадвип. В то же время Махапрабху начал санкиртан. Нитьянанда Прабху пришел туда. 10-12 лет, такая разница. Нитьянанда Прабху, после того как обошёл все святые места паломничества, присоединился к Навадвип-лиле. Он был учеником Мадхавендры Пури, духовный брат Ишвары Пури, Гурудева Махапрабху. Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху были духовными братьями Ишвары Пури, учеником которого являлся Махапрабху. Это всё лила, нам говорят.

# 41:02

Влечение к сакхья-расе

Преданный: Гуру Махарадж, говорится, что Свами Махарадж испытывал влечение к сакхья-расе. Говорят, он описывал свою любимую лилу как сакхья-раса-лилу.

Шридхар Махарадж: Я не знаю, где он написал, но я обнаружил подобное положение только в одном письме: это поэма, написанная им на борту корабля, когда он плыл в Америку.

Преданный: Да, об этом я и говорю.

Шридхар Махарадж: Это письмо было послано мне, я читал его. На основании этого письма я смог предположить, что он был удовлетворен этой сакхья-лилой. Он упоминает, что его Гурудев – Радхарани, и он просит помощи у Кришны в деле проповеди, обязанности, которую возложила на Него Радхарани. Он говорит: «Радхарани будет удовлетворена, если Ты поможешь мне в выполнении Её указаний», то есть проповеди. Он молит Кришну о помощи в этой проповеднической кaмпании и говорит: «Радхарани будет удовлетворена». Он говорит: «Мой Гурудев – Радхарани», такое упоминание есть там. Из этого я мог понять, и он игриво упоминает: «После того как я завершу эту миссию, я вновь присоединюсь к Твоей Вриндаван-лиле в качестве друга, и мы будем играть, испытывая высочайшие чувства», таким образом. Сопоставляя это, я делаю вывод, что свою радость служения он черпает в сакхья-расе. Это предположение.

Преданный: Многие ученики-преданные пришли к Свами Махараджу, у них, возможно, было влечение к…

Шридхар Махарадж: Нет, необязательно, то, что все, кто пришли к нему, будут вынуждены вступить в сакхья-расу, это не так, возможно, в мадхурья-расу, другая одежда, другое умонастроение. Ачарьям мам виджаниям, ачарья – это не фиксированное явление. Нас просят понять, что ачарья – это явление, имеющее безграничные характеристики, ad infinitum. Он не использует всё это для своего удовлетворения и ничего не отвергает, но принимает всё и вся только для удовлетворения Кришны, таково отношение Вайшнава. Он единственный наслаждающийся всеми женщинами, канак; деньги, для Нараяны, лакшми, а пратиштха, репутация, слава для Гурудева, Баладева и Радхарани. Знаменит тот, кто способен дать Абсолют другим, высочайшая слава принадлежит ему, тому, кто способен дать Господа другим, бóльшая слава невозможна нигде. Вайшнавы раздают Кришну всем и каждому, поэтому их заслуга высочайшая, они самые знаменитые, Баладева и Радхарани, Нитьянанда, Гурудев. Слава, деньги, энергия принадлежат Нараяне, наслаждение противоположным полом, женщинами, принадлежит исключительно Кришне. Только Кришна-концепция Бога, в этой концепции Он Владыка, наслаждающийся всем. Он наслаждающийся красотой зрения, слуха, пищи, наслаждение всеми видами красоты является Его уделом.

Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-01-04

«Погрузиться в Реальность»

1983-01-05

«Благая вера»

1983-01-06

«Развитие в теистическом мире»

1983-01-07

«Ключ к высшей реальности»

1983-01-10

«Стремление ограниченного к Безграничному»

1983-01-11

«Отношения Души с Богом»

1983-01-12

«Природа преданности»

1983-01-14

«Саньяса Махапрабху» Часть 1

1983-01-15

«Саньяса Махапрабху» Часть 2

1983-01-21

«Путь в Мир Бессмертия»

1983-01-22

«Природа эгоизма»

1983-01-25

«Высшее благо»

1983-01-26

«Божественная Любовь и Красота»

1983-01-30

«Природа Души»

1983-01-31

«Передача духовного знания»

1983-02-01

«Святые места»

1983-02-06

«Онтология Любви»

1983-02-07

«Любовь иррациональна»

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»