Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Любовь иррациональна»
Влечение – это самое фундаментальное начало везде и повсюду. Всем остальным можно пренебречь, все остальное можно забыть, если мы соприкасаемся с влечением и любовью. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Сарвабхаума, Сваям Бхагаван

«Любовь иррациональна»

Любовь иррациональна

# 00:00

Мнимая оппозиция Сатьябхамы

Преданный: Я читаю «Чайтанья-чаритамриту». Джагадананда Пандит был Сатьябхамой. Он находился в настроении Сатьябхамы или был её воплощением?

Шридхар Махарадж: Воплощением Сатьябхамы, её умонастроение – это кажущаяся оппозиция. Чувства в ней преобладают над разумом. Сатьябхама очень сентиментальна. «Кажущаяся оппозиция» есть техническое название. Она постоянно противоречит, только эмоции.

# 01:31

Рациональность материального мира

Преданный: Махарадж, материальный мир рационален?

Шридхар Махарадж: Рациональность, или ratio, – это промежуточная стадия. Высшая причина – это Самодержец, сварат. Хотя мы видим смысл, логику, но в конечном счете Он выше этого, Он свободен. Рациональное значит связанное каким-то законом. Рациональность подразумевает ограниченное, регулируемое неким законом. Мы можем думать: «Это рационально», согласно закону, регуляция, ограничение. Но то, что иррационально, основано на прихотях, капризе. В конечном счете Он Самодержец, Абсолютный Владыка, сварат.

# 03:03

Любовь иррациональна

Рациональность в нежности и любви не требуется. Справедливость требует рациональности, но милость выше неё, выше суждения о хорошем и плохом, благодать, милость. Экзаменатор испытует мальчика и с рациональной точки зрения ставит ему отметку. Но когда на сцену выступает милость, рациональность отходит на задний план. Ты понимаешь?

Преданный: А этот материальный мир…

Шридхар Махарадж: Справедливость, рациональность – это всё юрисдикция закона, а иррациональное – что это такое? Это отсутствие заботы о законе, это иррационально. Иррациональность не поддаётся расчету, регулированию, закону, иррациональное, сварат. Всё, что Он делает, есть благо, чтобы Он ни делал, это нечто является благом. Выше рациональности – любовь. Ты не понимаешь?

Преданный: Я думаю, что я понимаю.

# 04:53

Господь – Самодержец

Шридхар Махарадж: Любовь выше интеллекта, самодержавие выше расчета, рациональности, и Он Самодержец. Его самодержавие абсолютно. Никто и ничто не в силах воспрепятствовать этому. Движение абсолютного блага, отсутствие закона или какой бы то ни было регуляции, ограничения, Он Абсолютное Благо, сварат. В «Бхагаватам» сказано: «Только Он знает цель и смысл, предназначение всего сущего, знает, какова цель каждого движения в бытии». Всё находится под Его контролем, Он знает цель и смысл каждого события, каждой реалии, и Он выше любых суждений, сварат, в высшей степени независим, Самодержец. Он для Себя, Он не подчинен какой-то другой стороне, Он независим, сварат. Всё для Него, Он ни для кого и ни для чего другого, всё предназначено для Него. Что это означает? Он выше рациональности, выше рассудка, расчета, любых требований, выше любого закона, любого аргумента. Как тебя зовут?

Преданный: Читананда.

# 07:29

Ашта-калия-сева

Другой Преданный: Гуру Махарадж, вы вчера говорили, что 24-часовая вовлеченность в служение Кришне возможна только в мадхурья-расе. Не могли бы вы объяснить?

Шридхар Махарадж: Говорится, ашта-калия сева, служение, которое совершается в восьми прохарах. Прохар  это четвётая часть суток, дня и ночи. 24 часа в сутки, восемь прохар, ашта-калия, об этом сказано в «Арчана-кхане». Восемь частей Его игр, и во всех частях группа мадхурья-расы совершает определенное служение. Когда наиболее сокровенное служение возможно только в мадхурья-расе. И все формы служения, чувства ватсалья-расы: служение слуг, разговоры друзей, кормить любимого, как это бывает в ватсалья-расе, всё это в совокупности возможно только в мадхурья-расе. Все расы, поэтому мадхурья-раса есть мукха-раса, главная, центральная раса. Она содержит в себе все виды служения, все виды рас. Все виды служения возможны в мадхурья-расе во Вриндаване.

# 10:55

Прямой вклад в служение

Преданный: Он совершил какой-то проступок или это было необходимо, чтобы установить необходимый стандарт поведения?

Шридхар Махарадж: Да, говоря реалистично, это было необходимо только для того, чтобы предостеречь других. Внутренне он не был виновен, но внешне для того, чтобы помочь нам, предостеречь, это было показано. С совершенной, полноразвитой точки зрения всё происходит именно так. Каждый атом вносит свой вклад в игры Кришны прямо или косвенно, и то, что кажется косвенным вкладом, на более глубоком уровне, с точки зрения более глубокого виденья также является прямым вкладом в служение. Джагай и Мадхай пришли, чтобы показать миру, насколько великодушен Владыка. Началось косвенным образом, вначале они ранили Нитьянанду, но в конце концов они продемонстрировали покорность, самопредание, пришли к лотосным стопам Гауранги и показали пример, как мы обращены этим великим Господом.

# 13:24

Значение Иуды в христианстве

Я думаю, ты слышал об Иуде в христианстве. Кто он был?

Преданный: Он был тем, кто продал Христа.

Преданный: Он предал Иисуса.

Шридхар Махарадж: Но я думаю, что, когда Иисус нёс крест на плечах, проходя через толпу, он посмотрел в глаза Иуде. Ты читал об этом? Когда Иисуса приговорили к распятию, Он шёл под конвоем на Голгофу, к месту распятия, и по обеим сторонам дороги стояли люди. Он проходил мимо, и внезапно он всезнающе посмотрел в глаза Иуде, и посмотрел настолько впечатляюще, что Иуда понял: «Я попался, я виновен в Его распятии». Но видение Иисуса с моей точки зрения было иным: «Иуда, я использую тебя, не ты используешь меня, но я использую тебя, чтобы показать величие моей жизни будущим поколениям. Я использую тебя с этой целью, в качестве предателя. Среди последователей найдется предатель, и это ты, ты выбран играть эту роль». Говорится, что Иисус сказал: «Один из 12-ти последователей предаст меня». Иуда сделал это, и когда он посмотрел в глаза Иисусу, то было революционно новое откровение для него. Иисус дал ему понять: «Не ты используешь меня, но я использую тебя для вечности, для того, чтобы проповедовать публике. Полностью зная, что произойдет, я взял тебя в число моих последователей, и поэтому я использую тебя», в его взгляде читалось такое. И Иуда тут же бросился к властям и швырнул им серебренники обратно. «Я совершил ужасный грех», – так он сказал.

Негативный вклад, Иуда лишился жизненных сил. Он внезапно понял: «Я предатель, и он относится ко мне так. Что это такое?» Как в джиу-джитсу. Вы знаете джиу-джитсу? В джиу-джитсу, когда тебя атакуют, ты как будто бы отступаешь, не сопротивляешься, но уступаешь, и уступаешь таким образом, что тот, кто тебя атакует, оказывается поверженным. Иуда оказался в этом положении. «Иисус так ко мне отнёсся», – думал он. – «Я предал его, совершил такое великое злодеяние, но в его взгляде нет обвинения, упрека. В его взгляде есть благодарность, такими глазами он посмотрел на меня. Иуда был полностью обезоружен, и он сошёл с ума. Он почувствовал: «Я совершил преступление», бросился к представителям власти и швырнул им деньги обратно.

Природа Джагая и Мадхая подобна этому случаю. Чтобы показать красоту милости Господа, они пожертвовали собой, играя роль негативной стороны, – великая жертва. Они расстались со своим положением. Таков их вклад, чтобы показать, насколько велики Чайтанья и Нитьянанда, что даже такие великие грешники, как они, были спасены, такую роль сыграли Джагай и Мадхай: «Мы преступники, самые отвратительные, низкие люди, и мы спасены Гаура-Нитьянандой». Они хотели разбить голову Нитьянанде глиняным горшком, такую роль они играли, их жертва носит характер вечной воли. Таким образом, если мы посмотрим глубоко, то увидим, что всё негативное, косвенное служение становится прямым, непосредственным. В зависимости от глубины видения человек способен видеть, чувствовать только прямое служение.

# 21:48

Сатана тоже служит Богу

Майа тоже совершает служение. Сатана также служит Богу бунтуя. Без тьмы невозможно воспринимать свет. Играть роль тьмы – это жертва, чтобы показать величие света. Сатана делает Бога великим, его вклад таков. На первый, негативный взгляд мы можем думать, что вклад Сатаны показывает благую природу Бога. Если бы Сатаны не существовало, то как бы мы могли понять благую природу, величие Бога. Вклад в служение на поверхности косвенный, но если посмотреть глубже, внутрь, можно увидеть, что это прямое служение. Повсюду присутствует милость Бога, даже в Сатане. Махадев, Господь Шива, иногда скорбит, он говорит: «Что поделать. Ты Абсолют, Ты пожелал, чтобы я занял положение лидера оппозиционной группы. Я даю прибежище демонам, Ты дал мне этот пост, несчастное положение. Но Ты Абсолют, Твоя воля непреложна, я буду выполнять Твой наказ, но сердце моё неудовлетворено, я выполняю Твой наказ». Поэтому вайшнаванам ятха шамбхух, Шива – преданный, но он создаёт оппозицию Кришне и Вишну и вдохновляет демоническую силу. Тем не менее вайшнаванам ятха шамбхух – это прямое видение, а косвенное видение – он лидер оппозиции. Он сражается с Кришной, и его последователи – бхуты, преты, демоны, демонические существа.

# 25:15

Служение падшему гуру

Преданный: А какое будет благо для ученика служить гуру, если гуру падший?

Шридхар Махарадж: А ученик не знает об этом?

Преданный: Нет, не знает.

Шридхар Махарадж: Невежество не служит оправданием. Это не что-то случайное, невежество заслужено. Человек является архитектором своей судьбы. Это его прошлые действия, карма, не следует никого винить. Окружение, в котором я нахожусь, заработано мной. «Бхагаватам» хочет научить нас следующей истине: не нужно жаловаться на окружающий мир, он заслужен, но использовать окружающий мир оптимальным образом. Пытайся увидеть милость Абсолюта. Аномалия, с которой я сталкиваюсь, – это продукт моих собственных действий, некого винить. Мы должны рассматривать это таким образом. Заслужено мной, я должен винить сам себя, никого другого, и более того, всегда и за всем присутствует милость Господа, призванная помочь мне в обличии опасности или неблагоприятных реалий. Я рассматриваю нынешний опыт как неблагоприятный, но он также необходим для моего исправления. Чтобы вылечить моё безумие требуется лекарство, и это лекарство мне даёт Господь. Он стоит за всем, Его дружественная рука протянута ко мне, Его сочувствие обращено ко мне. Таким должно быть наше отношение, и оно является ключом к решению наших проблем.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-01-01

«Безусловная преданность»

1983-01-02

«Жизнь после смерти»

1983-01-04

«Погрузиться в Реальность»

1983-01-05

«Благая вера»

1983-01-06

«Развитие в теистическом мире»

1983-01-07

«Ключ к высшей реальности»

1983-01-10

«Стремление ограниченного к Безграничному»

1983-01-11

«Отношения Души с Богом»

1983-01-12

«Природа преданности»

1983-01-14

«Саньяса Махапрабху» Часть 1

1983-01-15

«Саньяса Махапрабху» Часть 2

1983-01-21

«Путь в Мир Бессмертия»

1983-01-22

«Высшее благо»

1983-01-22

«Природа эгоизма»

1983-01-26

«Божественная Любовь и Красота»

1983-01-30

«Природа Души»

1983-01-31

«Передача духовного знания»

1983-02-01

«Святые места»

1983-02-06

«Онтология Любви»

1983-02-07

«Любовь иррациональна»

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»