Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Природа преданности»
Любовь – центральный принцип, который является единственным осуществлением природы всего бытия. Сама сущность бытия заключена в ней; ее не могут игнорировать, ей не могут бросать вызов любые иные формы или аспекты нашего реального существования. Принцип любви неизменен и абсолютен. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, арчан, Шачи

«Природа преданности»

Ниже аудиодорожки, на основе которых был произведена компиляция с переводом на русский язык

Природа преданности

# 00:00

История о том, как Махапрабху обратил мусульман в патана-вайшнавов

Преданный: Махапрабху обратил мусульман в патана-вайшнавов, как Ему удалось обратить мусульман в Вайшнавизм?

Шридхар Махарадж: Когда Он возвращался из Вриндавана, Он встретил патана-вайшнавов на своём пути. Он шёл из Вриндавана. Чувствуя боль разлуки с Вриндаваном, многие симптомы премы проявлялись в Его теле, саттвика-вичар. Иногда Он терял сознание, иногда танцевал, катался по земле. И группа мусульман шла в Дели, скорее всего. Они встретили Махапрабху по дороге и увидели Его экстаз. Лидер этих мусульман был очень впечатлён. Вначале они подумали, что у этого человека, Махапрабху, есть большое богатство, много золотых монет. У Него было несколько спутников, Валлабха Бхатта, несколько преданных. Лидер мусульман сказал, что этот человек находится под воздействием какого-то наркотика, эти люди (спутники Махапрабху) опоили Его чем-то, чтобы забрать у Него золото. Такое впечатление у него сложилось. Когда Махапрабху пришёл в себя, мусульманин приблизился к Нему и спросил:

– Я видел, что Ты находился в каком-то ненормальном состоянии, Ты вёл себя словно безумец. Должно быть, эти люди подсыпали Тебе какой-то наркотик с целью ограбить Тебя.

– Нет, нет. Я больной человек, нечто вроде эпилепсии. Иногда у Меня случаются припадки, а эти люди – мои друзья. Напротив, они заботятся обо Мне, ухаживают за Мной, они не преступники, – ответил Махапрабху.

Тогда этот лидер мусульман подумал: «Да, это не результат действия наркотика, тогда как подобное состояние возможно? Что вызвало его?» Он своими глазами видел нечто удивительное и не знал, как это понимать. Он вежливо спросил у Махапрабху:

– Я видел нечто немыслимое. Ты говоришь, что не наркотики тому виной. Ни одна болезнь не может породить подобные симптомы. Пожалуйста, скажи мне откровенно, что стоит за этим?

– Мы слышим из Писаний, что Божественная Любовь – это высочайшая сила. Иногда посредством этого явления Кришна нисходит, и то, что Он выражает, случается, Он проявляет то, что хочет.

Тогда у мусульманина возникли дальнейшие вопросы.

– То, что утверждается в нашем исламе, в Коране об этих вещах не идёт речь. Мы скорее воспринимаем Бога как нечто имперсональное, а Ты говоришь: «Кришна приходит и т. д.» Как? Объясни.

– В вашем Коране также присутствует подобный смысл: рух означает чистая джива, дух, а эшк или ишк – это Божественная Любовь. Рух, душа, может иметь эшк, любовь к Богу. Эта истина утверждается в вашем Коране. Но ваши ачарьи не поняли эту истину, поэтому они объяснили её как-то иначе, но в действительности такая идея присутствует в Коране.

У этого человека было определенное знание Корана, он согласился: «Да, действительно, в Коране идёт речь об этом, можно извлечь подобный смысл», и тогда он понял, что перед ним не обычный человек. Этот человек принадлежит к высочайшему стандарту религиозной жизни, и он предался Махапрабху. Он сказал:

–То, что я видел, это не нечто естественное, чувство любви к Верховному Господу. Я хочу Твоей милости, пожалуйста, прими меня в качестве ученика, я хочу Твоих благословений.

– Да, прими Кришна-нам, Харе Кришна, – это единственный путь.

И этот мулла и некоторые из его последователей приняли благословения Махапрабху. Они воспевали Кришна-нам, Харе Кришна Махамантру, а их потомки и последователи известны как патана-вайшнавы. Они были из сообщества патана – это группа мусульман, и стали известны как патана-вайшнавы – Вайшнавы, но особой категории. Так они стали известны в сообществе Вайшнавов. Это произошло на пути из Вриндавана, рядом с Ганжей, Соло – название места. Из Агры в Катманду есть станция Соло, эти события, эпизод, Вара-кшетра, произошел в тех местах.

Мисс Робин Шервуд: Спасибо.

Шридхар Махарадж: Вы немного удовлетворены?

Мисс Робин Шервуд: Да, я удовлетворена.

Шридхар Махарадж: Мы можем обрести высочайшую исполненость нашего существования, если узнаем Сознание Кришны, концепцию Бога как Кришны. Кришна привлекает, одаривает удовлетворением, и природа Его прекрасна, сатьям, шивам, сундарам. Реальность прекрасна, экстатична. Красота, любовь – всё это аналогичные явления, Он олицетворяет эти реалии. Сила также привлекает, но это поверхностное явление. Истинное влечение – это влечение любви, сердца. Мы хотим быть счастливыми, иногда мы отвергаем силу и ищем экстаз вместо неё. Будда был сыном царя, но отверг царство, и многие оставили власть и могущество и стали искать удовлетворения своих сердец, экстаз. Кришна представляет страну Красоты, Божественной Любви. Экстаз, милость – высшие явления, которые стоят над справедливостью. Беспричинный поток не находится в юрисдикции справедливости. Справедливость – частичное достижение, но это нечто автоматическое, спонтанный поток.

# 11:08

Кришна – единственный наслаждающийся

Бог – это личность, Он наслаждающийся, а мы предназначены быть объектами Его наслаждения. Он Сам для Себя, всё предназначено для Него – это Вайшнавизм – Он для Себя, и всё предназначено для Него. Это означает: Он наслаждается всем сущим, а мы должны поставлять Ему наслаждение, как Он того захочет. Мы суть пракрити. Пракрити означает энергия, которая движется и действует. Рабочая энергия – это пракрити. И с какой целью? Чтобы доставлять Ему удовлетворение, быть источником Его счастья. Признак Пуруши – Он наслаждающийся всем сущим, а природа пракрити такова: она поставляет наслаждение, используется для наслаждения Пурушей. Свами Махарадж на Западе сказал: «В Индии есть духовный мозг, а в Америке есть энергия, материя. Если объединить то и другое…» У Пуруши есть глаза, но нет ног, а у пракрити есть ноги, члены тела, но она слепа. Пуруша сидит на плечах пракрити, у которой есть ноги, она может идти, но она слепа. Пуруша – это зрячий человек, он забрался на плечи пракрити, у которой все члены тела в порядке, но эта личность слепа. Он направляет эту личность, на плечах которой сидит: «Иди туда, иди сюда», и так объединившись, они могут действовать. Пракрити – слепая энергия, она движется, а у Пуруши есть глаза, но нет ног. Если они объединяются, видящий, Пуруша, руководитель, и Он направляет пракрити, движущееся начало.

# 14:27

Беседа с гостьей, изучающей восточную философию

Где вы живете в Америке? (спрашивает у мисс Робин Шервуд)

Преданный: В Сан-Франциско, рядом с Госвами Махараджем, в 40 милях.

Шридхар Махарадж: Вы можете установить связь с ним. Бхакти Судхир Госвами Махарадж напечатал книгу: «Поиск Шри Кришны». Здесь есть копия?

Преданный: Нет, была копия, я дал её вам.

Шридхар Махарадж: Я не знаю, где она, может быть, она на веранде у Говинды Махараджа. «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности» – это первая часть, там суть. А есть копия книги «Нектар бессмертия», «Амброзия», «Прапанна-дживанамритам»?

Преданный (говорит, обращаясь к гостье): Гуру Махарадж сказал: «Есть книга под названием «Амброзия»». Эти копии здесь, в кабинете. Махарадж, есть несколько копии.

Шридхар Махарадж: Одну копию мы должны подарить ей.

Мисс Робин Шервуд: Спасибо.

Шридхар Махарадж: Эта книга, «Прапанна-дживанамритам», «Амброзия» – это собрание высказываний многих святых. В ней речь идет о взаимоотношениях между Верховной Личностью Бога и нами, какими отношениями мы можем быть связаны. Присутствуют аутентичные высказывания из Писаний высочайшего порядка. Нужно, чтобы были копии этой книги здесь. Мы должны постараться опубликовать другое, новое издание.

Мисс Робин Шервуд: «Робин», так пишется моё имя.

Шридхар Махарадж: Вы читали в детстве «Робинзон Крузо»?

Мисс Роберт Шервуд: Да, мы знакомы.

Шридхар Махарадж: Он потерялся в океане на необитаемом острове. Что означает это имя, Робин.

Преданный: Это птица.

Шридхар Махарадж: Это птица?

Преданный: Да, в Америке.

Шридхар Махарадж: А где она живет, на берегу моря или в горах?

Преданный: В лесу.

Шридхар Махарадж: Робин. Роб в санскрите означает «звук».

Мисс Роберт Шервуд: Звук?

Шридхар Махарадж: Да, в санскрите роб означает «звук», прекрасный звук.

# 18:30

История проявления Радха-кунды

В «Према-дхама стотрам» упоминается. Когда Махапрабху блуждал по Вриндавану, то Он громко пел: «Кришна, Кришна», и этот звук возвращался эхом: «Бхава, бхава», внутренняя эмоция, чувство. Этот звук порождал бхаву. Иногда танцевал, иногда катался по земле, и слезы текли из Его глаз столь обильно, что земля под Его ногами становилась жидкой грязью. Так было во Вриндаване, находясь там, Он думал о Радхе и Говинде. И когда Он искал Радха-кунду, Он спрашивал: «Где Радха-кунда?» Никто не знал, где она находится. Он взял воду из какого-то пруда и омылся в этой кунде. Позже на месте этой лужи вырыли озеро, и сейчас оно известно как Радха-кунда. Это место было забыто, ушло в непроявленное состояние ко временам Махапрабху. В своём трансцендентном танце и трансе Махапрабху проходил мимо и спрашивал: «Где Радха-кунда?» – «Мы не знаем.» Тогда Он взял воду и начал петь стотры из шастры о Радха-кунде. Таково благородство этого высочайшего места во Вриндаване, где Кришна со своей самой конфиденциальной группой совершал свою лилу в этой воде и на берегах Радха-кунды.

# 21:30

Вриндаван – земля духовной жертвенности

Земля духовной, Божественной Любви, там, где присутствует жертва высочайшей степени. Любовь подразумевает жертвенность. Степень жертвы создаёт благородство, оно присутствует там, где есть жертва, а жертву высочайшей степени ради удовлетворения Кришны можно найти только в Радха-кунде во Вриндаване. Весь Вриндаван – это святая земля духовной жертвенности, игры Шри Кришны с Его собственной избранной группой, немногими, можно обнаружить там в высшей степени, на Радха-кунде. Слово «Радха» означает арадхана, «жертвоприношение, жертвенность». Поклонение – это также арадхана. Жертва велика, жертва благородна. Только благодаря жертвенности можно жить в той области, в царстве Божественной Любви, ни следа примеси чёрной тенденции эксплуатировать. Эксплуатация черна. Характеристику не следует порицать, но мотив наслаждения – вот что важно, мы должны это понять, мотив. Он может быть чёрным, может быть белым, но внешние формы движения схожи. Эксплуатация – это самое отвратительное явление для нас, первопричина всех болезней. В то же время жертвенность, обладающая безграничными характеристиками, занимает высочайшее положение, нет границ такого рода жертвы. Преданность, измерение преданности, структура такова, фундаментом является самопредание, и над ним зиждется структура, здание, Божественная Любовь.

Чем вы занимаетесь в Америке, Робин?

Мисс Робин Шервуд: Я студентка.

Шридхар Махарадж: Что вы изучаете, какие-то технические дисциплины?

Мисс Робин Шервуд: Философию и религию.

Шридхар Махарадж: Это предмет?

Мисс Робин Шервуд: Да.

Шридхар Махарадж: А в каком университете вы учитесь, как он называется?

Мисс Робин Шервуд: Государственный университет Сан-Франциско.

Шридхар Махарадж: Некто Гауранга был там профессором, вы его знаете?

Мисс Робин Шервуд: Нет, мне это неизвестно.

Шридхар Махарадж: Он доктор в каком-то колледже, исследовательском институте. Я забыл его предыдущее имя. Физиология, я думаю, исследователь в этой области.

# 25:54

Философская доктрина Гегеля

Религия и философия, а вы изучали Гегеля? Его философия известна как перфекционизм и не пантеизм, но панантеизм? Его философия такова: Абсолют является одновременно обусловленным и необусловленным началом, тезис, антитезис, синтез, прогресс, постоянное развитие. Таким образом всё явление развивается, название его доктрины – панантеизм и перфекционизм, Абсолют Сам по Себе и Сам для Себя и «умри, чтобы жить». Это его любимое, избранное выражение – «умереть, чтобы жить». Если ты хочешь подлинной жизни на небесах, умри таким, какой ты есть, и тогда более тонкое «я» проявится, золотое «я».

Мисс Робин Шервуд: Да, замечательно, я изучала его.

Шридхар Махарадж: Он очень близок к линии Вайшнавизма, «умереть, чтобы жить», умри в качестве наслаждающегося. Это ключевой, жизненно важный момент в понимании Бога как личности. Он наслаждающийся, Он занимает верховное положение в этом качестве, всё предназначено для Его наслаждения, а Он Верховный Абсолют, всё предназначено для Его удовлетворения. Это непреложная истина, она не может быть поставлена под вопрос, и также он говорит: «Ни один объект не может существовать без субъекта», должен быть мыслящий. Что такое ископаемое? Чёрное, твёрдое, каменное, но этому предшествует стадия мысли. Чёрное – это стадия сознания, любое существование предполагает наличие субъекта, таков его глубокий аргумент. Ни один объект не может существовать без субъекта, и, наоборот, мыслитель и мысль, если есть мыслящий, он должен мыслить что-то, а если есть какой-то объект, его характеристики должны быть отражены в размышляющем, воспринимающем. Такова оригинальная концепция Гегеля, вклад в западную философию.

Мисс Робин Шервуд: Я читала его.

Шридхар Махарадж: Он очень близок к восточным мыслителям, его философия очень близка к философии Рамануджи. И философия Канта, вам знаком Кант, Гегель? Вы знаете все эти имена?

Мисс Робин Шервуд: В основном я изучала восточную философию.

Шридхар Махарадж: Декарт, говорится, что он отец современной философии. Лок, Юм, затем Беркли, он является крайне радикальным субъективистом. Лок, Юм, Милль, Беркли, Джонсон, Кант, Гегель – все эти западные философы.

# 30:27

О китайской философии и теории параллелизма

Мисс Робин Шервуд: Я предпочитаю восточную философию, я изучала даосизм.

Шридхар Махарадж: А Шанкара? Какую философию вы изучали?

Мисс Робин Шервуд: Даосизм, восточную философию.

Шридхар Махарадж: Восточная философия – это Шанкара, йога, ньяя, вайшешика.

Мисс Робин Шервуд: Я изучала дзен-буддизм и даосизм – философия родом из Китая.

Шридхар Махарадж: В Китае был мыслитель до Будды, Конфуций присутствовал в Китае, даосизм. Вы изучали Платона?

Мисс Робин Шервуд: О да.

Шридхар Махарадж: Аристотеля?

Мисс Робин Шервуд: Я немного изучала их.

Шридхар Махарадж: Теория параллелизма. Кто автор, Аристотель или Платон? До известной степени мы принимаем эти положения. Этот мир является искаженным отражением духовного мира, параллелизм Платона или Аристотеля.

# 32:09

Теологические споры в Бенгалии по поводу обожествления Махапрабху

Преданный: Когда я находился во Вриндаване, Госвами из храма Радха-Рамана сказал, что когда ваш Гуру Махарадж прибыл во Вриндавана, он вызвал там конфликт своими речами, поскольку он проповедовал, что Шри Чайтанья Махапрабху есть Бхагаван, и сказал, что в конце концов в Бенгалии разгорелся глобальный диспут в связи с этой идеей в целом, о том, что Махапрабху – Бог. В своё время в Бенгалии шли бурные диспуты. Не могли бы вы рассказать об этом?

Шридхар Махарадж: Да, последователи Шанкары в основном, они подали прошение Махарадже Кришна Чандре, радже Кришнанагара. В то время был голод, и они заявили, что причиной этому бедствию служит то обстоятельство, что смертному поклоняются в качестве Всевышнего Господа, смарта-пандиты обратились с такой жалобой к царю. Вишнуприя установила Божество Махапрабху, и они заявили, что было установлено Шри Мурти и Ему стали поклоняться. Известия об этой жалобе дошли до Тотарама Даса Бабаджи, который был знатоком санскрита и шастры, и также известия дошли до раджи Манипура, он также был Гаудия-Вайшнавом в линии Нароттамы Тхакура. Они оба приехали сюда. Тотарам Даса Бабаджи отправился прямо к царю и сказал: «Местные пандиты утверждают, что Шри Чайтаньядев – смертный, не Бог, человеку поклоняются как Богу и подобное поклонение следует прекратить, иначе люди будут страдать». Пандиты утверждали, что всевозможные природные бедствия будут происходить. Бабаджи сказал царю: «Пригласите своих ученых, я специально пришёл из Вриндавана, чтобы принять участие в диспуте. Во многих Священных Писаниях утверждается, что Махапрабху не простой смертный, но Сам Господь. Я хочу подтвердить эту истину, опираясь на древние Священные Писания. Позовите раджа-пандитов, придворных ученых, мы устроим диспут». Пандиты Махараджи Кришнанагара собрались, и Тотарам Бабаджи доказал на основании цитат из Писаний, что нам-санкиртан является юга-дхармой. Чтобы проповедовать нам-санкиртан, воплощение Бога низошло, об этом сказано во многих местах в шастре. Тотарам Даса Бабаджи показал это, пандиты не сумели опровергнуть его аргументацию.

А когда прибыл Манипура-раджа, он встретился с Кришна Чандрой, первый был выше статусом, чем Махараджа Кришна Чандра, и последний был удовлетворен, что человек более высокого статуса к нему обратился. Он обратился к нему [Кришна Чандре] и попросил участок земли. Тот был очень доволен и отвёл ему эту землю, и на этой земле Махараджа Манипура построил храм и учредил Махапрабху-севу. В то время, когда Тотарам Дас победил в диспуте шакта-пандитов, в это время севаит Махапрабху начал пуджу, регулярное поклонение. После этого строительство было завершено здесь. Первоначально Божеству поклонялись на первом этаже, но когда строительство было завершено, Божество было установлено должным образом. Но было сказано, что Божеству Махапрабху уже происходит поклонение, поэтому Божество, установленное впоследствии, было названо Ану-Махапрабху. Первое Божество было установлено Вишнуприей Деви, второе Божество Махапрабху было названо Ану-Махапрабху, младший или второй Махапрабху, напротив Девананда Гаудия Матха. Два Божества: одно – древнее Божество, и Божество, установленное Махараджей Манипура. Такова история. Иногда местные ученые возражали: «Махапрабху – человек, преданный, но не Сам Господь». Но было доказано пандитом Тотарамом Дасом Бабаджи, он был бабаджи-учёным, опираясь на цитаты из Священных Писаний, он показал, что Махапрабху не смертный, но Господь.

# 40:26

Господь Рамачандра убивает шудру

Преданный: Однажды вы встречались с большими мусульманскими лидерами в Пакистане, и они были очень впечатлены вашей проповедью. Я задаюсь вопросом, как вам удавалось проповедовать мусульманам?

Шридхар Махарадж: Я встречался дважды, возможно: в Аллахабаде, другая встреча была в Дакке. В Дакке были аспиранты, в Аллахабаде находился лидер мусульманского сообщества, но отчасти либеральный человек. Он изучал «Бхагавад-гиту», у него было некоторое её знание. Те, другие люди, были студентами, я выступал перед ними. Однажды в их среде возник такой вопрос после того, как я дал лекцию в университете в Дакке. Обычно до начала лекции я просил: «Если есть какие-то вопросы в аудитории, связанные с тем, о чём я буду говорить, то, пожалуйста, не задавайте эти вопросы в ходе лекции, но по её окончании я отвечу». Лекция завершилась, и вот один джентльмен поднялся и сказал: «Рамачандра является идеальным царём вашего сообщества. Как понимать совершенное Им убийство человека, рожденного в касте шудр?» Этот шудра совершал аскезы, шудра-мужчина по рождению начал совершать аскезы, тапасью, и поэтому он был наказан Господом Рамачандрой, тот отрубил ему голову. И аспирант спросил:

– Как это понимать с точки зрения религии?

– Кто такой шудра? Тот, кто скорбит, шуча означает «испытывать скорбь». Тот, кто скорбит, тот шудра, тот, достоянием которого является нечто временное, преходящее, тот, кто дорожит такими вещами, тот испытывает скорбь в своих попытках обрести нечто преходящее, и, теряя это, шудра скорбит. Аскезы подразумевают накопление силы. Этот шудра хотел накопить силу, чтобы покорить мир. Такого рода битва подразумевает великое бедствие для страны, попытка такого человека обрести могущество. Источник огромных беспокойств для населения страны, и в качестве следствия своих действий ему самому придётся расплачиваться, страдать. Тот, кто совершает аскезы или накапливает материальную собственность, для него это плохо, и также для людей в целом, поскольку его рождение не подразумевает такие страдания. Иногда быть бедным – это благо, безопасное положение для определенной категории людей, поэтому он был подвергнут наказанию.

И аспирант-слушатель был удовлетворен этим ответом. А другой эпизод в Аллахабаде, лидер мусульман. Он частично изучал «Бхагавад-гиту», я сейчас не помню, и мы обсуждали с ним эти темы. Я помог ему, насколько это было в моих силах, разобраться, каково решение, предлагаемое им, и он был удовлетворён. Дважды я встречался с мусульманами, но ничего особенного.

# 46:44

Вопрос о выставке мурти

Преданный: Одного преданного ISKCON очень интересует работа над диарамами, экспозициями, такие глиняные куклы.

Шридхар Махарадж: Что такое диарама?

Преданный: Скульптура из глины или соломы, разрисованные куклы. Иногда это может быть сценка из «Бхагавад-гиты», Кришна-лилы или Рама-лила.

Шридхар Махарадж: А, множество мурти?

Преданный: Да, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад устраивал большие выставки…

Шридхар Махарадж: Да, да, выставки.

Преданный: Бон Махарадж говорил, что эта выставка задокументирована. Один преданный спрашивал, возможно, вы знаете, где находятся фотографии или документы, которые связаны с этой выставкой. Она была очень успешна, мы слышали, пользовалась популярностью, и также сотни тысяч рупий были собраны и тысячи людей пришли.

Шридхар Махарадж: Он хочет видеть эту экспозицию или…

Преданный: Нет, этот преданный хочет получить информацию об этих экспозициях Прабхупады Сарасвати Тхакура, хочет получить больше информации, чтобы в будущем организовывать такие диарамы. Возможно, Вы знаете, где происходила эта выставка, в Дакке или… Может, есть какие-то документы, какая-то информация?

Шридхар Махарадж: Экспозиция происходила в Калькутте, в Навадвипе, в Дакке, в Аллахабаде, других местах и на Курукшетре также. Там публике была показана лила, как Кришна приходит из Двараки со своей группой, и гопи Вриндавана встречаются с ним, их разговор. Всё это описано в «Бхагаватам» и было отражено в этой выставке, показано куклами на Курукшетре. Масштабы калькуттской выставки в первом году были скромными, но на следующий год более широкие масштабы, и публика привлеклась, большое количество людей, очень многие. Затем также майапурская выставка, она привлекла многих местных жителей, затем она была проведена в Бенаресе и Аллахабаде.

Преданный: А вы не сделали фотографии этой экспозиции?

Шридхар Махарадж: Возможно, нужно посмотреть старые издания «Гаудия-патрики», публиковались такие фотографии.

Преданный: «Гаудия-патрика» издавалась в Калькутте?

Шридхар Махарадж: У старых подписчиков «Гаудия-патрики» можно найти эти издания, один из них был здесь.

# 51:30

О переселении ариев

Преданный: Махарадж, некоторые ученые считают, что арии вышли из Индии и вернулись в неё две с лишним тысячи лет тому назад, но не 5000 лет.

Шридхар Махарадж: Индия, само название – это не слишком древнее название. Синд, хинди происходит от названия реки Синдху в Пенджабе, сейчас находится в Пакистане, мусульмане называли Хинд. На одном берегу реки Синдху находился Хиндустан, Индия, но Бхарата-варша, Кимпуруша-варша, она делилась на пять частей, описано в «Бхагаватам», юрисдикция. Сейчас трудно сказать, как это было географически, потому что Гималаи были низкими горами, они росли в древности. Поэтому места, где жили арии, оказались на этой стороне, они спустились на эту сторону с горных высот. Ашрам, где жил Вьясадев также сейчас находится очень высоко на этой стороне, река Сарасвати. Амбариш Махарадж совершал там ягью, на берегах Сарасвати. Сейчас это всё возвышенности, но в древности они находились ниже, и арии спустились на равнины.

Преданный: А горы, это произошло постепенно или внезапно?

Шридхар Махарадж: Постепенно, и так арии расселялись по нынешней территории. Это всё эмпирическая точка зрения, но духовная точка зрения совершенно иная. Это в линии мысли Беркли: не мы в мире, но мир в нас, не ум в мире, но мир в уме для каждого. Мир означает концепцию мира, ничто другое. Субъективная реальность является наиболее фундаментальной, а этот грубый, материальный мир всего лишь идея. То, что видит один человек, другой может не видеть, характеристики того, что они видят, могут быть разные, очень различными.

# 55:19

Возможность повторения Махамантры для достижения материальных благ

Преданный: Махарадж, я помню, я читал интервью Свами Прабхупады с одним джентльменом. Джентльмен сказал: «Воспевать «Харе Кришна» – это здорово», но он хотел материальных вещей. И Свами Махарадж сказал: «Продолжай повторять, и ты получишь и осуществление своих материальных желаний».

Шридхар Махарадж: И что?

Преданный: Мой вопрос таков: вы упоминали аскезы с целью обрести материальную власть или благо, а Прабхупад говорил, что, повторяя «Харе Кришна», можно обрести материальные блага.

Преданный: Он говорит: «Это не то же самое, что повторять «Харе Кришна»?», таков его вопрос. Аскезы, отречение, епитимьи – это не то же самое, что повторение «Харе Кришна»?

Шридхар Махарадж: Мне рассказывали, одного джентльмена мучила бессонница, он не мог спать. И кто-то попросил его отправиться к Свами Махараджу и принять участие в киртане. Он пришёл, и там было пение, движение «Харе Кришна». Когда он услышал киртан, его стало клонить ко сну, и он был очень удовлетворен и также дал щедрое пожертвование, потому что потерял сознание. Ачьютананда Махарадж мне рассказывал, как Свами Махарадж сказал ему: «Если бы ты услышал мой разговор со Шридхаром Махараджем, ты бы потерял сознание». Движение «Харе Кришна» такое, что оно не терпит оппозиции. Ответ на твой вопрос таков: иногда реальное измерение Сознания Кришны – это земля Кришны, но человек, который идёт в сторону этой земли, может немного поскользнуться. Не упасть полностью, но поскользнуться, какой-то изъян может быть у него. Результатом этого является благо материального мира. Он идёт к Кришне, но в силу изъяна в нас на пути к внутренней реализации какой-то дефект появляется, и в связи с этим дефектом какие-то мирские достижения появляются, хотя иногда мы не хотим этого. И постепенно, нам говорят, негативная сторона уходит, но она не есть цель чистого преданного. Тем не менее, поскольку некоторые изъяны присутствуют на пути к реализации, ущербные тенденции, некие нежелательные, второстепенные явления порождаются. Нама-апарадха, оскорбление Имени, и тогда она вносит свой вклад, результатом которого становится мирское достижение, нечистое Имя.

Преданный: Это нечто подобное сорнякам, их называют сорняками. Если воспевать Святое Имя оскорбительно, то появляются сорняки.

Шридхар Махарадж: Может быть, что-то в этом роде.

Преданный: Но иногда, Махарадж, человека может не интересовать достижение материальных благ.

Шридхар Махарадж: Они также совершают кама-упасану, поклонение с целью достижения материальных явлений, различные процессы поклонения. «Я хочу того-то и того, и я поклоняюсь Тебе. Дай мне то, то, то…» В таком молитвенном настроении иногда дары приходят, когда присутствует такой дух молитвенного обращения. Иногда Он защищает своих преданных от второстепенных, побочных явлений, а иногда Он избегает давать шуддха-бхакти, чистую бхакти. Чистая преданность подразумевает, что Кришна отдаёт Себя поклоняющемуся в чистой преданности. Преданностью поклоняющийся стремится привлечь самого Кришну, вместо того, чтобы дать Себя, Кришна даёт что-то другое. Есть причина этому, какая-то неспособность или нечистота поклоняющегося, тогда Кришна ведёт Себя с ним таким образом. Формальное поклонение, неискреннее, и в этом случае происходит вышеописанное.

# 1:03:30

Будда-аватар и Будда-атеист

Преданный: В «Бхагаватам» описано явление Господа Будды, его миссия, но почему Господь отверг всю ведическую систему?

Шридхар Махарадж: Будда не один, есть разные Будды. Будха означает «мудрый», от слова будхи – мудрый человек. Будда не один, есть различные Будды, различные Капилы. Один Капил – атеист, один Будда – атеист, другой Будда является инкарнацией Бога.

Преданный: Почему безбожный Будда пришёл и отверг все Веды? Говорят, что он пришёл в качестве реформатора, можно было бы ожидать…

Шридхар Махарадж: Многие приходили в качестве реформаторов, не только Будда. Многие светила приходили проповедовать свои собственные доктрины, в большинстве своём атеистические.

Преданный: Но если Будда являлся инкарнацией, аватаром…

Шридхар Махарадж: Это другой Будда. Тот, кто описан в «Бхагаватам», – это аватар-Будда, а исторический Будда, настик-Будда, – это другой Будда, он не верил в существование души. Не только в Бога, он не верил в существование души, он верил только в трансмиграцию ментальной системы. Чарвак, как и Капила, – атеист, считал, что с уничтожением тела ничего не остаётся, но Будда считал, что с уничтожением тела остаётся ментальная система. Когда ментальная система растворяется, не остается ничего. Аватар-Будда также пришёл проповедовать против карма-канды, поскольку в ней убивали животных. Он учил: «Это реакционный путь, вы получите результаты своих действий, вы должны принять святой путь и следовать ему. Стало слишком много жертвоприношений животных под Именем Верховного Господа», он проповедовал это. Когда жертвоприношения животных увеличились до высочайшей степени, тогда тот Будда пришёл, чтобы проповедовать: «Не убивайте от имени Господа множество животных в этом мире, примите саттвика-направление». Тот Будда родился в Гае. Школа Шанкары принимает Будду как воплощение Бога. Нынешние буддисты считают, что Будда явился в Гае, но шанкариты говорят: «Это не их Будда, это наш Будда, аватар». Школа Шанкары выиграла дело, судебное разбирательство…

Преданный: Махарадж, это одна личность или два разных человека? Они явились в одно и то же время?

Шридхар Махарадж: Нет.

Преданный: Тогда когда приходил атеистический Будда?

Шридхар Махарадж: Мне это в точности не известно. В «Бхагаватам» говорится, что матерью этого атеистического Будды была Махамайа. В нём сказано: «Анджана была матерью Будды», именно матерью этого Будды была Махамайа. Имя матери того Будды, Будда-аватара, была Анджана. Этот Будда-атеист явился в Бихаре.

Преданный: Инкарнация Будды тоже проповедовала ненасилие?

Шридхар Махарадж: Да, смесь, он тоже проповедовал ненасилие в отношении чрезмерного процесса жертвоприношения, принесения в жертву животных, существуют записи.

# 1:09:25

Имитация может вести в ад

Преданный: Махарадж, какое-то время тому назад вы цитировали стих, в котором Махапрабху говорит, что в эту Кали-югу люди настолько падшие, что некоторые имитируют это воспевание и танец и просто отправляются в ад. Не могли бы вы объяснить, как человек может воспевать Святое Имя и отправиться в ад?

Шридхар Махарадж: Речь идет об имитации, хотя он призывает Имя и т. д. Хотя Имя обладает величайшим могуществом и может дать нам высочайший плод. Несмотря на столь великий благодатный дар, некоторые люди злоупотребляют им. Совершают низменные поступки, но внешне имитируют духовные явления. Говорится, я не помню сейчас откуда эта цитата, из «Чайтанья-мангалы» или другого источника. Махапрабху обращается к Нитьянанде Прабху: «Мы всем сердцем и душой пытаемся дать столь высокие явления столь низким людям, низшей категории людей, лишенным качеств. Мы свободно раздаём, чтобы они без малейших затрат энергий могли обрести величайшее благо. Но тем не менее возникнет реакционная школа, которая всё испортит, осквернит имитацией».

Преданный: Это означает, что они не будут следовать принципам?

Шридхар Махарадж: Они будут отвергать саму суть, будут пытаться воспользоваться внешним покрытием, будут пытаться использовать эти благие явления ради очень низменных целей, таков весь стан сахаджа. Они связывают наслаждение чувств, путают их с очень высокими реалиями, несмотря на очень ясные утверждения ачарий. Кама подобна глубокой тьме, а према подобна ослепительному солнцу. Тем не менее они смешивают, путают эти явления. Аула, баула, картабхаджа, неда, даравеша и т. д., сахаджа-группы. Они отвергают дух, и остаётся лишь телесная имитация. Как Джаятиртха Махарадж, подобно тому, что он, возможно, делает. Наркотики, интоксикации, он считает, что, добавляя в процесс интоксикации, можно очень быстро достичь Голоки. Материальное явление поможет ему достичь духовного мира очень быстро – это майа, он стал жертвой низменной мании. Фундаментальное различие таково: никакое материальное явление не может породить дух, только Кришна может дать Себя, и Его собственные посредники также могут привести нас к Нему. Посредник – это также Он. Только Он может дать Себя, никто другой и ничто другое, Он Абсолют. Что такое Абсолют? Если Абсолют милостиво решает принять нас, то мы можем быть приняты. Другие явления не могут дать Кришну, иначе это была бы торговля.

# 1:14:48

Только преданность порождает преданность

Бхакти асанджа-те бхактья. Ничто не может породить бхакти. Бхакти является источником себя, бхакти наиболее фундаментально и элементарно – высочайшее фундаментальное, наиболее тонкое начало, наиболее изначальная субстанция. Эта преданность Кришне – изначальный, наиболее глубокий план измерения бытия. Он может дать Себя, никто и ничто не может дать Его. Бхакти означает «Его воля», бхакти – причина самой себе. Источником бхакти является сердце преданного, подобно тому как один светильник зажигается от другого светильника, и из сердца преданного эта преданность может быть передана в сердце другого человека, подобно светильникам. Эта преданность живёт в сердце каждого человека, но она скрыта, и благодаря соприкосновению с преданным она проявляется. Это фундаментальный принцип преданности. Когда мы думаем, что некие другие явления могут дать преданность, – это нечто невозможное, это очень отвратительный образ мыслей. Если что-то может дать Бога, тогда то, что может Его дать, должно быть в тысячу раз более ценным, нежели сам Бог. Тогда то или тот, кто дает Бога, должен быть великим началом или существом. Нет иной альтернативы, кроме как предаться этой несравненной субстанции, и Он может дать Себя нам, ничто другое. Если бы этого качества Абсолюта не было в Нём, Он не был бы Абсолютом. Но пытаться низвести Его, идея того, что наркотик может дать Бога… Он акходшаджа, наркотик не может помочь нам идти этим путем, ведущим к Нему. Это Его Божественная воля, Он нисходит по Своей милости и может взять нас туда.

# 1:18:03

Миф о помощи наркотиков в достижении Абсолюта

Преданный: Если Господь делает такой выбор, то, даже если человек принимает интоксикации, Господь всё равно может дать Себя ему. Если кто-то принимает интоксикации из-за отчаянья, иногда Господь может дать реализацию по Своей милости, если попытка искренняя. Если кто-то принимает интоксикации из сердца, искренне, в силу отчаянья…

Шридхар Махарадж: Что здесь искреннего?

Преданный: Ну иногда душа становится сбита с толку. У меня был один опыт в жизни, когда я оставил ISKCON, моя вера была почти полностью разрушена, но жить без Кришны – это всё равно что жить в аду, без концепции Бога – это худший ад. И из отчаянья я принял ЛСД, и тогда я понял, что нет выхода из этого мира, кроме как милость Кришны, и нет ничего, что в моих силах сделать, кроме как служить Кришне.

Шридхар Махарадж: Это нечто дефектное, это не Сознание Кришны. Сознание Кришны абсолютно, оно не зависит ни от чего другого, кроме самого себя.

Преданный: С тех пор я никогда не принимал ЛСД, я подумал, что такая реализация пришла от Кришны, не из наркотика, Его милость низошла.

Шридхар Махарадж: Тогда как можно приписывать эту заслугу наркотику? Нет, несмотря на применение наркотика, если какое-то сознание приходит, то оно приходит с другой стороны, оно выше, сильнее оппозиции, создаваемой наркотиком. Наркотик – это раджа- и тама-гуны; тама означает «бездействие, сон» – это тама-гуна, моха, иллюзия, всё это тама-гуна, это худшее состояние души.

Преданный: Существует одна теория, согласно которой наша карма и наша духовная реализация запрограммированы в генах, и в определенной точке развития они автоматически освобождаются, и такое вещество, как ЛСД, ускоряет процесс нашего прогресса.

Шридхар Махарадж: Ну это, конечно, чересчур, ты сам заблудился в своих аргументах.

Преданный: Нет, понимаете, я спрашиваю…

Шридхар Махарадж: Нет, ты постарайся понять следующее, если ты думаешь, что всё содержится в генах, тогда каждый ген является Абсолютом.

Преданный: Нет, не Абсолютом, я по сути спрашивал следующее…

Шридхар Махарадж: Постарайся понять, поразмыслить над тем, каково положение Абсолюта. Что мы подразумеваем, говоря «Абсолют»? Он обладает полнотой власти и могущества, является полным целым, без Него ничто не может быть сделано или завершено, без Его воли. Абсолют содержит в себе всё, целое, позитивное и негативное, обусловленное и не обусловленное, и то и другое контролируется Абсолютом, и негативная и позитивная сторона. Негативная сторона, майа, иная, чем Абсолют. Гены бесчисленны, и ты говоришь, что ген содержит в себе всё, из него может развиться Абсолют.

Преданный: Ну не полностью, но они говорят, некая реализация…

Шридхар Махарадж: Это своего рода заблуждение. Абсолют оставляет за Собой все права быть познанным, все права закреплены за Ним. Если против его воли кто-то может пленить Его или пленить Его любую часть, тогда Он не Абсолют. Никакая вторая сторона не может контролировать Абсолют, в противном случае Он не был бы Абсолютом. Кого Он избирает принять, тот будет принят. Йоги, гьяни, ведантисты – никто. Абсолют принимает того, кого Он хочет принять, и открывается тому, кому захочет и насколько захочет.

Преданный: То есть это приходит извне, не изнутри.

Шридхар Махарадж: Принятие должно исходить от Него, если Он хочет открыть себя кому-то, человек Его познаёт, такова характеристика Абсолюта. Мы никогда не можем сделать Его субъектом нашего сознания. Оно грубое, грязное, оно состоит из материала низшего порядка, оно не может достичь Его. Он может спуститься к нам и показать Себя в том или ином образе, если Он уходит, то мы беспомощны, мы нигде.

Преданный: Как вы сказали на днях, дух не может создаваться из материи, но дух может пребывать везде, не так ли?

Шридхар Махарадж: Эфир может проникать всюду, находиться в каждом атоме, но, скажем, песок не может войти в эфир, поскольку эфир – это очень тонкое, всепроникающее начало, но песок не является всепроникающим началом. Рентгеновские лучи могут проходить сквозь стены, но стена не может пройти сквозь рентгеновский луч. Никто без Него не может вмешаться в то, что связано с Ним, Он Абсолют. «Интоксикации могут дать нам Бога», думать так – значит навлекать грех. Только сознание Бога может породить сознание Бога и ничто другое. Сознание Кришны может дать нам Сознание Кришны и никакая другая субстанция.

Преданный: Некоторые говорят: «Наркотики приближают человека к состоянию смерти, и поскольку человек близок к смерти…»

Шридхар Махарадж: Любой яд производит такой же эффект. Многие вещи могут положить конец этому телу из плоти и крови: ядовитые газы, какие-то яды. Почему речь идет о наркотиках? Любой яд, многие вещества могут разрушить это тело из плоти и крови.

Преданный: Махарадж, я встречал многих людей, которые курят ганджу, стремясь имитировать поведение Господа Шивы. Есть ли какие-то упоминания в Священных Писаниях…

Шридхар Махарадж: Ну это своего рода заменитель пищи. Люди, которые склонны к отречению, живут в джунглях, там нет достаточно одежды, она недоступна, они принимают те или иные наркотики. Наркотики спасают их от чрезмерных холода и жары, как эта вот одежда из хлопка и шерсти. Такая одежда эффективно спасает нас от холода и также пища, всё это предназначено для телесного комфорта. Кто-то прибегает к шерстяной одежде, а кто-то принимает какие-то вещества. Иногда, когда сильная жара, эти вещества помогают телу, создают определенный комфорт, но всё это никак не связано, не может помочь человеку обрести Бога. Только телесный комфорт могут дать эти вещества в жару и в холод. Иногда эти вещества также полезны при голоде, если мы принимаем какие-то листья, листья бетеля, они могут утолять голод и также служить в качестве лекарства, призваны защитить это тело. В обретении связи с Абсолютом эти явления бесполезны, они могут дать телу то, что может дать ему еда, лекарства и одежда, не более того.

Преданный: А есть ли какие-то Писания, в которых говорится, что Господь Шива курит ганджу?

Шридхар Махарадж: Да, вполне возможно, такие упоминания должны быть.

Преданный: Существуют галлюциногенные грибы очень популярные на Западе. Один человек написал книгу, в которой сказано, что то, что они называют сома-расой в действительности является галлюциногенными грибами.

Шридхар Махарадж: Сома-раса – это нечто вроде вина, субстанция, которую принимают боги, но это не означает, что сома-раса может заставить Абсолют низойти. Многие второстепенные явления неспособны заставить Абсолют низойти, это очень простая истина. Вы не понимаете. Только преданность, Он Абсолют, против Его воли ничто не может совершиться. Каков смысл Абсолюта? Если Он зависит от какого-либо другого явления, тогда Он не Абсолют.

Преданный: То есть даже сома-раса имеет материальный эффект?

Шридхар Махарадж: Сто проценов бренный. Прасад, милость, может помочь нам приблизиться к Кришне. Материальные вещи, какими бы высокими они ни считались, не могут помочь, внести вклад. Только связь с Кришной может дать Кришну, наша энергия, которую мы отдаём Ему, вклад такого рода может соединить нас с Ним, все остальные явления не могут утвердить эту связь, иначе Он не был бы Абсолютом. Это атма, божественное начало не может быть достигнута ни диспутом, ни обширной ученостью, ни знанием Богооткровенных Писаний, ничто не может заставить дать нам Его. Даже знание Богооткровенных Писаний не может дать нам Бога. Самая суть такова: если Он хочет кого-то принять, этот кто-то будет принят. Это единственный путь. Он должен принять Сам, это Его сладостная воля, ничто не может заставить Его. Он придет к нам, чтобы сказать: «Добро пожаловать!», и тот, кому Он это скажет, будет принят. Никакие другие усилия или явления не могут помочь приблизиться к нему ни на дюйм, никогда. Он может дать себя и ничто другое.

По своей природе Он таков, и Он столь высок, столь мощен, столь тонок, Он Самодержец. Он столь независим, ничто не может уловить Его, Он самодостаточен. Против Его воли ничто не может быть сделано. Он может устранить даже сам эффект интоксикаций, если пожелает: вы можете принимать интоксикацию тысячи и тысячи раз, но если Его воля такова, то они не возымеют никакого эффекта. Он обладает такой силой в отношении всего. Он может убрать атрибут или силу из любого явления, что говорить о наркотиках, не только наркотики. Он может изменить саму природу этого мира. Он является устроителем и оформителем всех реалий. Он может отнять у некоего явления его природу и заменить её иной природой. Лёд может утратить своё качество, перестать быть холодным, яд может перестать быть ядовитым, а огонь – быть тёплым по Его воле. Он Владыка, естественным образом Его сила Абсолютна, таково наше представление о Нём. Он может остановить всё и вся, растворить всё сущее в мановение ока. Его воля – закон, она непреложна, никакая позиция не может ей противостоять. Вовсе не так, что кто-то другой решает что есть что. Всё находится под Его полным контролем. На этом я закончу.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-01-01

«Безусловная преданность»

1983-01-02

«Жизнь после смерти»

1983-01-04

«Погрузиться в Реальность»

1983-01-05

«Благая вера»

1983-01-06

«Развитие в теистическом мире»

1983-01-07

«Ключ к высшей реальности»

1983-01-10

«Стремление ограниченного к Безграничному»

1983-01-11

«Отношения Души с Богом»

1983-01-12

«Природа преданности»

1983-01-14

«Саньяса Махапрабху» Часть 1

1983-01-15

«Саньяса Махапрабху» Часть 2

1983-01-21

«Путь в Мир Бессмертия»

1983-01-22

«Высшее благо»

1983-01-22

«Природа эгоизма»

1983-01-26

«Божественная Любовь и Красота»

1983-01-30

«Природа Души»

1983-01-31

«Передача духовного знания»

1983-02-01

«Святые места»

1983-02-06

«Онтология Любви»

1983-02-07

«Любовь иррациональна»

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»