Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Отношения Души с Богом»
Мир опыта должен быть растоптан, должен быть сокрушен. На голову мирского опыта всегда следует обрушивать молот. Если вы хотите вступить в царство божественного, тогда опыт должен быть оставлен. Опыт не поможет никоим образом, скорее наоборот, будет тащить вас назад. Освободите себя от болезни мирского опыта, и пытайтесь войти в царство божественности. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Радхарани

«Отношения Души с Богом»

Ниже аудиодорожки, на основе которых был произведена компиляция с переводом на русский язык

Отношения души с Богом

# 00:00

Обретение отношений с Богом, обладающим формой

Преданная: У меня есть один вопрос. У меня есть проблема с идеей о личных взаимоотношениях с Богом, который наделен формой. Я понимаю, что для того, чтобы отношения были более живыми, полезно иметь представление о Нём как о личности, наделенной образом, но…

Преданный: Для неё более привлекательна или удобна имперсональная концепция Бога. Когда Бог предстаёт в виде личности, наделен формой, ей трудно это принять.

Шридхар Махарадж: Имперсональный Бог, вы говорите?

Преданная: Я хочу знать, как можно обрести взаимоотношения с Богом, который наделён формой?

Шридхар Махарадж: Вопрос в том, как это возможно, что Безграничное может обладать ограниченной формой, да? Форма означает нечто ограниченное. Бог безграничен. Как Безграничное может принять форму ограниченного, в этом ваша проблема?

Преданная: Да.

Шридхар Махарадж: Когда вы говорите «имперсональный Бог», какова ваша концепция Бога? Для меня Бог – это… Имперсональный Бог – это что? Имперсональный подразумевает отсутствие атрибутов?

Преданная: Мне кажется, все атрибуты, их полнота, некое чувство сердца – это Бог, но видеть Его, наделенным формой, для меня очень тяжело.

Шридхар Махарадж: Если вы способны видеть, тогда посредством чего вы видите? Если у нас есть некий опыт зрения, тогда эта реалия должна обладать формой, иначе как я могу её переживать, видеть?

# 02:35

Постичь Бога глазами любви

Была одна история сто лет тому назад, когда британцы правили Индией. Было одно место, епархиальный центр, где жил архиепископ в каком-то городе. И епископ объяснял Библию. Один мальчик пришёл, и епископ спросил у мальчика:

– Что ты хочешь сказать?

– Вот вы читали Библию о том, что Бог явился Аврааму во сне, но как он мог видеть Бога во сне, в каком образе? – спросил мальчик.

Епископ задумался и сказал: «Я должен поразмыслить, завтра я отвечу на твой вопрос» или «На следующем собрании я дам ответ». Конечно, на вопрос, который задал мальчик, было нелегко дать ответ. В Библии также говорится, что иногда эти пророки видели Бога во сне. Мы должны понять, что есть форма. Речь не идёт о подобной форме. У любой реалии есть форма, у атома также она есть, атомы, составляющие молекулы, все обладают формой. Если что-либо проанализировать, многочисленные частицы, образующие бытие, все они ограничены. Ограничение может быть разным, звук может обладать формой, различные его типы, ограничения, звуковая форма. Форма, о которой идёт речь, – это форма Бога, она не может быть постигнута нашими бренными чувствами, такова идея Вайшнавской философии. То, чего нет в первопричине, не может быть в следствии. Если в следствии, то есть в этом мире, есть форма, тогда форма должна присутствовать в первоисточнике. Эту форму можно видеть, но не этими плотскими очами, это трансцендентная форма. Он наделён трансцендентным звуком, все Его атрибуты трансцендентны. Говорится: «У Него нет ног, но Он ходит, у Него нет глаз, но Он видит». Речь не идёт об этих бренных глазах из плоти. Это глаза знания и, более того, знания и любви. Субстанция, о которой идёт речь, не имеет ничего общего с плотской субстанцией.

# 06:15

Опыт духовного измерения более реальный

Во сне мы также можем видеть, слышать, но это не есть в точности мирской опыт, хотя он заимствован из мирского опыта в бодрствующем состоянии. Этот опыт заимствован из опыта бодрствования, но это не в точности то же самое. Тем не менее без помощи этих глаз мы можем видеть во сне, можем слышать во сне, ходить во сне, но это в действительности не есть ходьба или зрение, слух, как мы делаем это физически, это нечто тонкое. Также в измерении души возможно видеть, чувствовать, всё возможно, и это нечто более реальное, чем наш опыт этого мира здесь, поскольку концепция души очень чиста. Здесь эта концепция очень туманна, но там она очень чиста, ясна. Если мы сравниваем наш опыт сна с опытом бодрствования и продолжаем эту линию мысли, тогда мы сможем почувствовать, что в чистой душе также присутствует подобная концепция. Зрение, слух, все проявления чувств возможны, но в ином измерении, и это не есть нечто воображаемое. Это нечто более реальное, чем наш опыт этого так называемого конкретного мира. Скорее, опыт конкретного мира смутен и туманен, но измерение души – это чистый, ясный, конкретный опыт, более реальный, субстанциональный, сущностный, это естественно.

# 08:31

Имперсональная концепция Бога

В противном случае «имперсональный» означает недифференцированное, имперсональное, и это нечто невозможное. Если Он имперсонален, тогда мы не можем иметь какую бы то ни было связь с Ним, поскольку у Него нет атрибутов, имперсонализм. Имперсональный – это материальная субстанция, объективно, если нет личности, нет субъекта, тогда Он не может быть субъектом, это невозможно. Имперсональный – это пограничная, абстрактная концепция Божественного, начало, лишенное атрибутов и непонимаемое. Как мы можем думать, что что бы то ни было имперсонально? Имперсонально то, что лишено атрибутов, или некая субстанция, подобная ископаемому, нет личности, но объект присутствует. Но это нечто также является объектом нашего субъективного опыта. Школа персоналистов утверждает: высшая реальность личностная, она не может быть поймана и познана любыми нашими чувствами, мыслительными способностями, она непознаваемая. «У нас нет права сказать что бы то ни было о Нём и обрести связь с Ним это имперсональное начало. Это нечто подобное глубокому сну без сновидений. В состоянии глубокого сна у нас нет какого бы то ни было опыта», имперсонализм сводится к этому положению. Это нечто всего лишь пограничное положение, но не позитивное явление. Мы должны пытаться идти таким образом, понять следующее: ограниченное существо не может познать Безграничное, но если Безграничное хочет открыть Себя, дать Себя познать ограниченному существу, тогда познание возможно.

# 11:18

Искренний раб может быть приближен к Господину

Он находится за пределами юрисдикции наших чувств, лимита нашей мысли. Она не может подняться столь высоко и столь далеко, достичь столь тонкого уровня, но это самое тонкое явление в бытии может спуститься в область нашего опыта. Связь возможна только благодаря преданности, жертвенности, самоотданию, бхакти. Благодаря этому мы можем привлечь Его спуститься на наш уровень, и Его нисхождение в наше измерение возможно. Мы не можем самостоятельно увидеть Его царство, Его сферу, но Он может милостиво спуститься, чтобы удовлетворить все мои потребности. Только благодаря жертвенности, преданности мы можем достичь такого состояния, где Он может прийти и принять меня так, как Он хочет, и я достигну полноты своей жизни. Он может спуститься, но я не могу подняться к Нему. Только благодаря доинье, смирению, покорности с моей стороны. «Я падший, я никто», с таким настроением мы можем пригласить Его, искренняя любовь к Нему, я могу пригласить Его спуститься на мой уровень. Я беспомощен, в этом смысле я заслуживаю Твоих благословений, Твоей милости, я столь падший». Таким образом, увеличивая нашу негативную сторону, мы можем привлечь Позитивное Начало, и когда Позитивное нисходит, чтобы принять нас, мы сможем найти Его. Такова линия мысли, о которой мы говорим. Малое может привлечь большое лишь благодаря проявлению своей негативной природы, положения, тогда высокое может спуститься к низкому, чтобы благословить его, одарить милостью. Наше положение таково. Он Верховное Существо, Господь, Владыка, об этом идет речь. Только так мы можем обрести Его. Благодаря этому отношению Он может быть привлечен к нам силой своей естественной доброты и милосердия. В качестве Его рабов мы можем быть приняты. Он достаточно добр, чтобы принять меня, и тогда раб может приблизиться к Господину, если он искренний раб. Таким образом возможна связь с таким Верховным Существом.

«Бог» означает, что Он обладает всеми этими атрибутами, Он может иметь дело со всем в созданном Им мире, и очень близко, интимно Он может смешиваться с созданными реалиями, Он может делать это. Ничто не находится в пренебрежении с Его стороны. Только в том случае, если некто не хочет Его, тогда Он не заботится, не интересуется, но если мы искренне хотим Его, у нас есть жажда Его, Он может прийти, поскольу всё принадлежит Ему и у Него милостивое сердце. Ничто не имперсонально в этом мире, если мы проанализируем, то увидим, что везде существует дифференциация, разнообразие. Имперсональное только в смысле «нераспознаваемое, непостижимое», но это невозможно, всё находится в сознании Бога. Не может существовать нечто, чего не знает Бог, Богу известно всё. Это внутренне противоречивая идея, вышеописанное. Благодаря Ему все реалии в бытии проявлены так или иначе, будущая перспектива и прошлое этой реалии, прошлое, настоящее и будущее, ничто не находится за пределами Его знания. Даже каждая точка каждого атома ископаемого находится в зоне Его внимания, ничто не находится вне Его.

# 17:22

Возможность семейных отношений с Богом

Мне сказали, одна женщина из Европы была здесь. Она давала лекцию и сказала: «То, что мы можем жить с Богом семейной жизнью, у нас есть такая перспектива – вот что больше всего привлекло меня прийти в Сознание Кришны. Перспектива того, что я могу жить в качестве члена семьи Бога, могу ли я желать чего-то большего? Я была привлечена этой идеей, и я пошла на риск, чтобы присоединиться к этой миссии». Такая перспектива возможна, я буду счастливо служить Богу в качестве члена Его семьи, в качестве Его родной. Ничто не невозможно. Только малое начало может пленить Великое Начало не силой, но любовью и влечением. То, что не может быть достигнуто посредством силы, достижимо посредством любви и нежности, служения и смирения, в особенности смирение.

# 18:54

Шаранагати – безусловное самопредание

Если мы хотим общаться с Высшим Началом, мы должны быть смиренны, и мой подход будет такой природы, чтобы привлечь Его, и это называется преданность, шаранагати. Началом всего и вся является самопредание – беспричинное вручение себя безо всякой молитвы. Вручение себя, преданность, никаких условий, безусловное самопредание. Оно может тронуть сердце Величайшей Силы, могущественного, самое тонкое начало, самопредание. Насколько оно безусловно, настолько оно может пленить целое, величайшее явление, и это называется преданностью. Любовь, жертвенность – это обращение с негативной стороны. Это нечто изумительное, удивительный путь, бхакти. Подлинная преданность имеет изумительные последствия, безусловное самопредание – величайшая сила, которая когда-либо была явлена миру, Величайший может быть покорен. Джиу-джитсу, японское искусство борьбы, все слышали?

Преданный: Да, да.

Шридхар Махарадж: В джиу-джитсу, когда на тебя нападают, ты защищаешься не нападая, но отступая. С негативной стороны, негативное способно атаковать позитивное таким образом. Безусловное самопредание – это величайшая сила, которая когда-либо была открыта, такого рода преданность, она трогает сердце Высочайшей Силы. Если мы обращаемся к Нему любыми другими средствами, нам конец, мы нигде. Мы ограничены, малы, но то, что было описано выше, – это единственный способ, которым Его можно достичь, безусловное самопредание. И Он, словно безумный, устремится к вам навстречу. (цитирует санскрит) В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами присутствует эта шлока. Что такое преданность, бхакти? Все страдания, боль уходят – это первый эффект, субхада, все благоприятное приходит. Негативная сторона устраняется, и позитивная сторона достигается, и тогда мы считаем, что даже освобождение есть нечто незначительное, несущественное для меня на фоне этого явления. Судурлабха, редко достижимое, даже освобожденные души жаждут этого явления, преданности, такого рода экстаз, радость, счастье, последний эффект бхакти, дар преданности.

Шри Кришна, Центр привлекательности, насильственно привлечен к преданным. Он Сам не в силах избежать этого влечения. Сам Кришна, Властелин, буквально насильственно испытывает влечение к преданным, такова сила шаранагати, преданности, настроения служения. Интенсивный дух служения способен привлечь Высочайшее Субъективное Существование к себе близко, таковы функции преданности, так их описал Рупа Госвами – прямой ученик Шри Чайтаньи Махапрабху. Бхакти в своей высочайшей форме, Божественная Любовь, обладает таким великим могуществом. Мы никогда не ожидали найти такое явление где бы то ни было. Любовь. Не сила, не могущество, но это сила, которая обладает иной, негативной природой, и это преданность.

# 25:18

Болезненное состояние души в иллюзии

«Все элементы во Мне находят своё полнейшее удовлетворение в Его обществе. Какие бы потребности ни были во Мне, различной природы, всё это находит своё удовлетворение в мадхурья-расе», – так говорит Радхарани. – «Каждая частица Моего тела плачет по объятиям соответствующей частицы Его тела. Все члены Моего тела плачут, страстно стремятся к объятиям того тела, другой стороны. Все атомы, из которых Я состою, плачут, они стремятся в объятия другого, Бога». И каждый атом очищается, стремясь обрести Его объятия, связь негативного и позитивного начал такова. Она уже присутствует, мы отделили себя от Него, хотя это наше право от рождения, конституциональная потребность. Но свобода выбора, мы находимся в таком беспомощном положении. В глубочайшем измерении существования моей души я там, в измерении Голоки, это положение – глубочайшая концепция моего существования. Я помещен там, моя позиция там, но поскольку я далеко от Него, я всего лишь галлюцинирую. Моя отделенность от Бога – это состояние галлюцинации, но если я проснусь должным образом, эта галлюцинация, болезненное состояние уйдет. Я обнаружу себя в своём собственном изначальном положении, и тогда я увижу себя там. Моя душа там, в определенном положении, в обществе Высшей Души, Господа сердца. Но отклонение, процесс галлюцинации, майа, ложное понимание увело нас так далеко. Подобную надежду нам дают знатоки духовности, ты там, но заблуждение, майа, овладело тобой, поэтому ты далеко от своей собственности, от самого себя. Ты чужеземец по отношению к своей родной земле, это плачевное положение. Но всё твоё родное там, полнота твоего существа там, все измерения твоего чаянья столь сладостно могут быть утолены там естественным образом, это возможно. И не частичный аспект, как здесь, но всё твоё существо, я связан с Ним таким образом, очень близко, моя связь с Ним обладает такими характеристиками.

Вордсворд сказал: «Что человек сделал с человеком? Человек создал свой мир и утратил естественный дар». Но не только человек, всё творение отклонилось от Него, и мы должны пересмотреть свою позицию, вернуть себе утраченные, законные права, вернуться в естественное положение, к Богу. Мы должны понять, что мы утратили в силу своего свободного выбора. Полнота высочайшего порядка возможна. Исполненность, я не знаю, какую полноту исполненности я могу обрести. Столь многие тонкие явления, всё это проявится, тонкие чаянья, и все они будут утолены в отношениях с целым, это возможно. Полная вовлеченность в служение есть святое явление. Эксплуатация – это низменное явление, а преданность, жертвенность, служение, безраздельная преданность – самое чистое явление. И в этом измерении преданности мы можем обрести абсолютную полноту нашего существа, реализацию, во всех отношениях утоление наших самых сокровенных чаяний.

Мы обмануты нашим нынешним знанием и оценкой окружающего мира, мы должны выбраться из этой ловушки, этого предложения, эксплуатации. Майа, заблуждение поймало нас в западню перспективой: «Ты будешь счастлив со мной, ты будешь моим владыкой, эксплуатируй меня, я готова быть эксплуатируема тобой» – всё это ложное понимание. Мы являемся частицами, мы не можем быть владыками целого, только заблуждение может сделать это «возможным». Подобные предложения майи: «О, останься со мной, я сделаю тебя царём, владыкой моего сердца, я предложу тебе всё». Всё это ложное понимание со стороны частицы духа, души, но другое предложение – ты в действительности частица пыли, точка света, ты ничто, очень крошечное существо, ты должен понять, каково твоё истинное положение, и должен приспособиться к целому. Это реальность. Вышеописанное – это ложное понимание, заблуждение – предложение майи: «Я сделаю тебя могущественным царем», это всего лишь ловушка, а истина такова, что ты мельчайшее начало. Но если ты обращаешься в таком духе, понимая, что ты мал, что ты даже не пригоден стать рабом Высочайшего Начала, это отношение называется реальностью, и оно приведёт тебя в царство небес, поскольку это правда. Мы не должны позволять себе соблазняться предложениями эксплуатации: «Я сделаю тебя царем, столь много, я отдам тебе всё». Всё это ложно, в конечном счете мы становимся рабами низменных явлений, но, принимая своё истинное положение, мы вступаем в высочайшее царство, где можем действительно наслаждаться подлинной свободой.

# 36:21

Реальность не может не быть Кришной

Какое благо вы получите от этой неведомой и непостижимой субстанции? Благословения Бога, Его милость, святые явления, высший идеал, где всё это? Идея блага исчезнет. Преданность, жертвенность, милость Бога, и всё это приведет в пустоту, в ничто? Думать, что Бог имперсонален, что Он не может одарить нас милостью, не может сделать того, другого, третьего, – имперсональная концепция. Как может имперсональность создать что-либо? Как всё это творение изошло из Него в таком случае? Без духовного распространения? Это заключение тех, кто лишен надежды, разочарован, имперсональная картина Бога. Люди идут ложным путем, они в конце концов разочаровываются и приходят к заключению, согласно которому Бог имперсонален. Но в бытии нет ничего хорошего, их идея. Рамануджа сказал: «Он источник всех персональных, благих качеств, которые только возможно представить». Он не имперсонален, не ниргун, то есть лишенный всех качеств, различий, Он скорее источник всех благих качеств. Это позитивная субстанция. «Бог» означает, что Он олицетворение всех благих качеств, это Бог, а не отвержение всего, пустота или ничто.

Его имя – Пурушоттам. Концепция имперсонализма также включена в одну из Его частей.Вы говорили, что читали «Бхагавад-гиту», да? Читали ли вы вот это утверждение: «Существует два вида сотворенных субстанций: акшара и кшара, подвижные и неподвижные. Два вида объектов сотворены Мной, Я выше их обоих. Всё, что вы видите, движется. Я являюсь причиной реалий обеих категорий», – говорит Он. Иногда представители определенного сегмента называют это начало Парабрахман, но личность Бога, Кришна, говорит: «Я превосхожу обе эти категории, движущиеся реалии и неподвижные. Моё положение таково, поэтому Я Пурушоттам. В обществе святых Я известен как Пурушоттама, Я являюсь фундаментом этого Брахмана, а также всех проявленных реалий этого мира, фундаментом этих двух реалий», так сказано в «Гите». «Тот, кто достиг положения Брахмана, чистой духовной души, вне связи с мирскими реалиями, духовное сознание, Брахман, тот не желает ничего в этом мире, он не скорбит и ничего не теряет. Для него потери и приобретения этого мира равны, но затем Он становится достойным обрести преданность Мне. Сознание души и сознание Сверхдуши, оставляя материальную землю, абстрактную, эксплуатационную, от измерения души он переходит к измерению Сверхдуши, там начинается преданность. Подлинная, чистая преданность Мне находится в этом измерении Сверхдуши». Реальность должна быть Кришной, она не может не быть Кришной, и мы обращаемся к Нему на пути служения в Его святом мире, внутреннее стремление таково. И это истина, это высшее. А то, что высшая цель имперсональна и мы прыгнем куда-то, где не будет следа чего бы то ни было, – это нечто нежелательное. Высшая, конечная смерть души, она не может быть желанной.

# 44:02

Обретая Центр, мы обретаем всё

Но как обрести полноту удовлетворения, утолить все наши внутренние чаянья – это проблема, и это возможно в измерении преданности, не в измерении эксплуатации. Готовы ли мы отдать себя удовлетворению целого, Центра, тогда мы можем обрести похвальную, желанную жизнь. Только через жертвенность, преданность Центру, не какой-либо части, но целому, Центру. Упанишады говорят: «Что такое вера? Существует один крайне важный момент, суть: если мы знаем его, тогда мы знаем всё, если мы обретаем Его, мы обретаем всё». Если у нас может быть подобная убежденность, тогда мы можем обладать верой. Каково определение шраддхи? Шраддха – это специфическая вера, убежденность в том, что если я совершаю свой долг по отношению к одному, тогда я выполняю свои обязательства по отношению к целому, если я знаю одного, то я знаю целое, поскольку Он Центр целого. Как это возможно? Аналогия также дана в «Бхагаватам»: «Подобно тому, как мы поливаем водой корень дерева и всё дерево получает поддержку, или помещаем пищу в желудок, и всё тело получает питание, также если мы совершаем служение Ему, то мы служим целому». Если у нас есть подобная вера, такое явление именуется шраддхой. Вера – это предварительное условие, фундамент, благодаря которому наши стремления в преданности могут быть исполнены. Речь не идёт о знании, почерпнутом из опыта. Зная Центр, мы познаём всё, обретая Центр, мы можем обрести всё, это возможно. Подобная аналогия дана, когда мы помещаем пищу в желудок, всё тело получает энергию, такова природа Центра. Он Центр. Если мы контролируем солнце, то весь мир лучей контролируем, нечто в этом роде.

Это специфическое явление, шраддха, если мы знаем одно, то мы знаем всё целое, если мы обретаем одно, мы обретаем всё. Это очень твердый орешек – такое представление. Иными словами, мы можем думать, если мы разделяем вещи на более мелкие составляющие части, то конца этого процесса не существует. А если мы движемся в линии величины, то мы находим всё более и более крупные величины, так как же привести… Если мы на основе интеллектуального подхода ищем некое всеобъемлющее начало, то нет конца этому поиску, и также самое тонкое начало, нет конца глубинам, всё более и более тонкие начала. Но где нам найти Первопричину? Где-то в середине, мадхьяма-адхикар. Он находится в центре. Бог – это Бог-отец в христианстве, но в Вайшнавизме существует идея сыновства Бога, кишора-мурти, Бог-Сын. Бог в центре, отец, мать, все Его слуги, с той стороны, с другой стороны, все слуги, окружающие Его, Он в центре. Он представляет собой суть, самая ценная субстанция находится в центре, не вовне, не на одном из концов шкалы, но в центре, и оттуда Он контролирует обе стороны.

# 50:56

Все видимые образы находятся внутри Субъекта

Кришна говорит: «То, что ты можешь представить себе в качестве безграничного, это не более чем частица Меня. Твоя концепция безграничного всего лишь часть Меня, пытайся думать таким образом». У линии нет конца, бесконечная линия. Она может продолжаться, она состоит из бесчисленного множества точек, и это бесчисленное множество линий образует бесконечную плоскость. Линия бесконечна, плоскость также может быть бесконечной, и бесконечное множество точек, малейших частиц. Такого рода образ мыслей. И в конечном счете одно главное явление. Он подобен гипнотизеру: то, каким образом Он хочет, чтобы мы видели, так мы видим, гипнотизер.

– Ты видишь это?

– Да, я вижу это.

– Ты видишь то?

– Да, вижу то.

Но истинный объект не находится вовне, объект контролируется субъектом. Видящий контролируется таким образом, что он вынужден видеть то, что ему показывают. Истинное положение вещей таково. Я рассказывал, один ученый недавно пытался доказать, что цвет и образ находятся не вовне, но в глазе, внутри, цвет в глазе, не вовне. Восточная философия: звук, цвет – всё это внутри, всё происходит из единого источника, танматра. В саттва-гуне – солнце, в раджа-гуне – глаза, а в тама-гуне – сам опыт переживания, всё это имеет единый источник. Один показывает, другой видит, а третий видим – всё это одна ветвь. Всё это исходит из субъективного мира, и субъект контролирует весь опыт, наши переживания, мы нигде. Он хочет, чтобы мы видели что-то, и мы вынуждены видеть это. Он обладает такой специфической силой, могуществом. «Да будет вода!», и мы видим воду. «Да будет свет!», и появляется свет. Всё контролируется Им, сознание дживы полностью контролируется Высшим Сознанием. Все чиновники, то каким образом они имеют дело с подданными, субъектами, контролируются Высшим Субъектом, таково наше положение. Поэтому так, как Ты хочешь играть со мной, я готов. Без духа вызова – это подлинное положение, которое мы пытаемся занять. Благодаря этому отношению мы можем познать, соприкоснуться, получить опыт Его природы до известной степени. Но тем не менее субстанция – это не ископаемое, это чистое сознание, и более того, истинная субстанция – это экстаз, радость, счастье, и Он есть сама эта радость во плоти, океан радости, экстаза. Это целостное, завершённое явление, концепция переживания чувства экстаза.

# 56:34

Счастье – наиболее глубокая концепция истины

Счастье является наиболее глубокой внутренней концепцией истины. Каждый жаждет счастья. Где присутствует какая-то лила, концепция чувства, то единственное стремление быть счастливым, счастье находится в центре всего. В этом мире мы встречаем искаженное представление о счастье, в этом измерении бытия, источник боли.

# 57:15

Вселенский зов Владыки Любви

Зов исходит из Центра, от Кришны. Кришна – это абсолютный источник притяжения. Абсолютный зов исходит откуда? Из этого центра, зов счастья: «Иди ко Мне». Это универсальный зов, на который отвечают все, никто не может остаться равнодушным, общий призыв. Центр всего сущего – это Счастье, и Он зовёт нас: «Иди ко Мне, иди ко Мне». Но мы сбиты с толку, пребываем в заблуждении и бесконечно блуждаем повсюду в поисках счастья. Но зов Кришны, «Владыки Любви», – говорит Махапрабху, Господа Любви, Господа Красоты. Вселенский зов приходит от Него, и это наиболее сокровенное чаянье нашего сердца. Никто не может отрицать, что он хочет быть счастливым, каждая душа. Я хочу счастья, чистое счастье высочайшего порядка. Личностная концепция – это не разочарование, концепция Бога-личности, но это высший идеал. Персоналисты думают: «Мы преклоняемся перед концепцией Бога как личности, она воодушевляет нас, вдохновляет». Высочайшая концепция личностного проявления – это Владыка Любви и Красоты, привлекательный для каждого сердца, зовущий каждое сердце: «Иди ко Мне». И мы также пытаемся идти, но мы находимся в заблуждении, мы сбиты столку, блуждаем по пустыни в поисках этого счастья. Но Владыка Любви зовёт нас, наслаждающийся.

# 59:47

Шри Гауранга даровал великую перспективу каждой душе

Васудева Гхош сказал о явлении Гауранги: «Что Он нам дал, что принёс в мир Шри Гауранга Махапрабху? Если бы Гауранга не пришел, если бы Он не дал подобную перспективу жизни, как мы могли бы жить? Жизнь была бы немыслимой. Столь высокую перспективу жизни я обрел, Он пришёл и принёс эту весть. Ты обладаешь столь возвышенным положением во взаимоотношениях с Кришной. Такова моя перспектива, её открыл Шри Гауранга, если бы Он не пришел, как мы могли бы жить? То было бы источником нестерпимой боли, если бы Он не пришел. Подобная великая перспектива, каждый ищет, и эта надежда была дана нам, мы не смогли бы жить без Его общества», – так говорит Васудева Гхош. Само дыхание нашей жизни дано нам Шри Гаурангой. Мы можем совершать столь интимное служение Господу, столь высокое положение открыто нам. Мы столь велики, высоки, благородны, что мы можем оставаться рядом с этим высочайшим Господом. Мы страдаем в этом мире, здесь мы подобны футбольным мячам, которые пинают со всех сторон и которые хаотично движутся по полю в разных направлениях. И у нас на фоне этого страдания есть столь высокая перспектива, это нечто.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.