Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.10.C «Квалификация ачарьи»
Незаметно и бесцельно летят годы человека, опьяненного мирскими радостями. Хорошо, если хотя бы на миг он осознает, что попусту тратит драгоценное время. Тогда он сможет стать серьезным, трезво взглянуть на окружающее и обрести вечное благо. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Шикша

«Квалификация ачарьи» 1981.03.10.C

Квалификация ачарьи

Преданный: Махарадж, не могли бы вы повторить то, что только что сказали, потому что я не записывал?

Шридхар Махарадж: Желательно, чтобы в такой огромной миссии ачарйа был санйаси.

Преданный: Теперь другой вопрос: говорится, что Гуру стоит выше дисциплины, дисциплинарных взысканий, действий.

Шридхар Махарадж: Да, но это правило действует, когда речь об отношениях Гуру с учениками. В зоне учеников положению Гуру невозможно бросить вызов, бесспорно, но ачарьи в своем дружеском кругу людей, которые занимают равное с ними положение, они могут обсуждать и разрабатывать некие законы, подзаконы, чтобы действовать, особенно когда речь идет об определенной миссии. В миссии присутствует множество ачарйев, они могут встречаться и разрабатывать определенные законы и подзаконы, и это должны делать люди, которые занимают практически равное положение. Речь не идет об учениках, такого рода дискуссия должна проходить в своем кругу, и принимать их должны люди одинакового статуса и равного понимания, поскольку когда мы живем в обществе, законы и подзаконы необходимы, законы поведения.

Преданный: Вы говорите, что иногда отсутствует секретность и эти вещи становятся достоянием публики.

Шридхар Махарадж: Конечно, это может быть достоянием гласности, но все же наша цель держать в секретности, чтобы не придавать огласке и определенные вещи оставались в кругу равных. Должны собираться собрания, консультации, но желательно, чтобы эти дискуссии были дружескими, и цель их должна быть в том, чтобы все расставить на свои места. Превыше всего должны стоять указания Гурудева, Писаний и других Вайшнавов-махаджан, над головой держать эти реалии — Гуру, Махаджаны, шастры. И друзья должны обсуждать, как они будут жить, как они будут действовать, какими должны быть их пути. Поскольку есть многие, и эти многие находятся в рамках организации, поэтому должны быть разработаны определенные законы и подзаконы, которые способствовали бы гармоничным взаимоотношениям. Но эти реалии, насколько возможно, следует скрывать от учеников.

Что будет симптомом нового ачарьи? Тот, кто способен понять смысл Священных Писаний, и тот, кто способен помочь другим принять советы Священных Писаний, кто сам почтительно принимает эти советы, следуя им в своей собственной жизни, тот человек — ачарйа, он обладает качествами ачарьи. В целом квалификация ачарьи такова: тот, кто способен понять смысл Священных Писаний, и тот, кто способен проповедовать эти истины другим, и тот, кто способен принимать эти советы, почитать их и жить соответственно, — эти три качества мы должны ожидать видеть в ачарйе.

Преданный: На какой стадии следует ожидать от человека, что он начнет давать дикшу?

Шридхар Махарадж: Это главное явление здесь. Если он искренне живет в соответствии с этой упадешей, этим принципам, тот, кто понял принципы миссии, кто принял их и от кого можно ожидать, что он будет жить соответственно.

Преданный: Это личное решение или нечто нисходящее свыше?

Шридхар Махарадж: Если он подлинный ученик, то он должен…

Преданный: Нет-нет, вы говорите об учениках.

 

Шридхар Махарадж: Дикша означает признание. Если он подлинный ученик, ему следует давать позволение, у него есть качества. Он понимает наши принципы, и он искренне принимает этот путь. Мы должны дать ему позволение, признание в виде дикши, и он будет расти.

Преданный: Вы говорите сейчас об ученике, но что движет человеком, который дает дикшу?

Шридхар Махарадж: Дикша — это качества Гуру, ачарьи, тот, кто обладает искренней реализацией трансцендентной Истины и также тот, кто способен показать эти истины, продемонстрировать их публике с помощью Священных Писаний, эти истины. Тот, кто обладает практическим опытом и также теоретическим знанием Священных Писаний, в Упанишадах сказано, а в «Гите» гйани и татва-дарши. Если он черпает вдохновение свыше, он может делиться этим вдохновением с другими, и он может занять положение ачарьи, но он должен обладать этими качествами, а именно он утвержден в этой вере, и он способен показать совершенство этой веры, опираясь на Священные Писания. С помощью шастры он будет способен показать публике, что это высшая жизнь, и сам он следует этому и утвержден в этой форме жизни.

Преданный: Но Преданный в целом думает, что он лишен качеств. У него нет желания занять это положение. Является ли ошибочным стремление давать дикшу?

Шридхар Махарадж: Качества Вайшнава таковы, что он связан с Безграничным, и знанию здесь нет предела, поэтому насколько он прогрессирует, настолько он чувствует себя беспомощным, понимает, что он не знает ничего, тем не менее он будет убежден, как Ньютон. Ньютон говорил: «Я более учен, чем вы, потому что вы говорите, что я исчерпал знание, а я понимаю, что лишь стою на берегу великого океана знания и касаюсь его». Поэтому я более учен, чем вы все. Таким образом он будет думать: «Я не знаю ничего, поскольку объект знания обладает безграничной природой, и это более истинно чем то, что широкие массы говорят, поэтому я прошу их принять мою концепцию». Таким образом он может принять линию проповеди трансцендентной истины. Вы понимаете?

Они говорят, что Бога нет, но я чувствую существование Бога. Я чувствую, что я беспомощен, я зависим и Абсолют присутствует. Они говорят: «Мы Абсолют». Это глупость. Я знаю, что я очень мал, тем не менее я занимаю очень высокое положение, нежели эти глупцы, утверждающие: «Мы Бог». Я нахожусь в положении, которое позволяет помочь им. Не будьте столь горды, считая себя Богом. «Бог велик», — такой будет его позиция, и он будет проповедовать. «Бог безграничен, а мы ограничены, мы не боги», — таким образом. Тот, кто находит в себе вдохновение, то, что вы чувствуете, — истина. Эта истина поможет вам и поможет другим, тогда вы сможете делиться осознанием с другими. Осознайте истину и помогите себе, таким образом он будет действовать. Но когда речь идет о собрании в миссии, то личная воля обладает ценностью, но не абсолютной ценностью, поскольку ты в дружеском круге. Ты выполняешь долг и ты делаешь это лучше, но я могу не делать это настолько хорошо, таким образом. Но если кто-то чувствует в своем сердце, что он способен выполнять указания Гуру должным образом: «Я могу выполнять лучшим образом», если такое чувство присутствует, он постарается занять это положение ачарьи и будет совершать это служение своему Гурудеву.

Преданный: Существует множество инициирующих Гуру, и их ученики могут быть обучаемы или находиться под опекой их духовных братьев.

Шридхар Махарадж: Необходимы общие духовные принципы. Духовные братья, которые пытаются помочь им таким образом, они должны действовать так, чтобы эти ученики, находящиеся под их опекой не теряли почтение к своему Гурудеву. И есть множество учеников многих ачарйев, которые общаются между собой, и их вера не должна быть обеспокоена. Мой Гуру высшего порядка, твой Гуру низшего порядка, подобным явлениям не следует потворствовать. Поэтому законы и подзаконы должны присутствовать, и если мы видим, что кто-то не заботится об этих законах и подзаконах, его следует призвать к ответу, и так же возможны наказания, предостережения, с тем, чтобы в миссии не воцарился хаос. Если мы хотим идти вместе, необходимы законы поведения, правила, с тем, чтобы мы могли жить вместе и жить хорошо, счастливо, помогая друг другу.

Мы частицы жертвенности, не элементы приносящие беспокойство. Нам следует понять, что мы все частицы, вносящие вклад. Преданность, мы пришли сюда не для того, чтобы сражаться друг с другом, но вести себя покорно и скромно, таков закон Махапрабху. Эти явления я должен вновь и вновь проповедовать. Тринад апи суничена. Я не должен быть настолько жестким, что я не был бы в состоянии принимать других. Если агрессия в мой адрес возникает, я буду стараться терпеть ее и амани, никогда не стану искать славу и почтение со стороны моего окружения, но я буду всегда готов оказывать почтение всем. В таком духе мы должны идти вперед по нашему пути. Эта максима должна быть озвучена, как можно шире распространена. Нам необходима дисциплина такого типа, и источник этой дисциплины есть сам Махапрабху. Поэтому мы все должны в большей или меньшей степени согласно нашим способностям оказывать почтение этим правилам Махапрабху, в совместном движении это особенно требуется.

Бхактивинод Тхакур в своем переводе говорит: «Санкиртан означает, что многие совершают киртан совместно». Это означает, что такие качества должны присутствовать в членах. Доинйа, такой человек будет смиренным, смирение должно присутствовать в нем, и тот, кто испытывает сочувствие к другим, особенно будет почитать других, и он не будет стремиться к собственной славе и репутации. Эти три качества должны присутствовать, если мы совместно должны идти вперед, совершая санкиртан.

Преданный: Каждый ученик имеет свой собственный темперамент. У Гуру один темперамент, его ученики находятся под опекой его духовного брата, которому присущ другой темперамент, поэтому Гуру может где-то быть обеспокоен тем, что его ученики развивают темперамент его духовного брата.

Шридхар Махарадж: Да, существуют трудности. Я не утверждаю, что все идет легко, гладко и просто, но если мы хотим успешно жить в этом движении совместно, то определенные сдерживающие факторы должны присутствовать. Не следует позволять всем действовать как им вздумается, необходимы сдерживающие факторы, рамки, и их необходимо запомнить, законы и подзаконы. Возможно, какие-то учителя должны быть задействованы, которые будут следить за поведением учеников в целом, некие инспекторы. Они будут посещать разные лагеря, будут выслушивать жалобы и давать советы. Если подобный департамент откроется, это не будет плохо, потому что разнообразная природа, необходимо беспристрастное суждение, объективная оценка. Такие люди должны выслушивать жалобы, спорные случаи, пытаться привести все к компромиссу и свести к минимуму неудовольствие ради внутреннего мира и движения. Хорошие люди, которые славятся своим хорошим поведением и добрыми качествами. Такие люди могут действовать в качестве таких инспекторов. Я думаю, что это может быть плодотворно и помочь благоденствию миссии.

Преданный: Есть еще один вопрос. Вы говорили прежде о том, что кого-то можно включать, кого-то исключать. На какой стадии человека можно исключать?

Шридхар Махарадж: Исключать в целом, если человек теряет веру в Гуру и в шастру, в садху и в шастру, в религиозное общество и в Священные Писания, если это так, тогда избави нас Бог, тогда такой человек должен быть исключен напрочь. Тот, кто утратил веру, должен быть изгнан, поскольку как его можно оставить в обществе, с какой целью? Он утратил веру. Капитал — это вера, вера в Гуру, в Священное Писание, в Махапрабху. Если вера ушла, то и человек ушел, он больше не может оставаться в группе.

Преданный: А как это демонстрируется практически то, что некто утратил веру в Гуру?

Шридхар Махарадж: Конечно, тот у кого есть вера, то по его движениям, его деятельности, те у кого есть вера. Например, человек однозначно восстал против своего Гуру, против Священных Писаний: «То, что я утверждаю, все и вся. Я получаю вдохновение свыше, из высшего мира, я не обязан имитировать практики моего Гуру». Таким образом, если он покидает своего Гуру и Махапрабху, следует считать, что у него нет веры и ему следует предоставить возможность идти его собственным путем, верить в то, во что он верит. Мы находим это утверждение Бхишмы, одного из 12-ти Махаджан, представителей школы Вайшнавизма. Если однозначно видно, что он находится в падшем состоянии и проповедует политику или социологию, всевозможные явления, оскорбляя духовных посредников таким образом, если это очевидно, тогда его следует отвергнуть. Если невозможно оставить его, если оставить его — значит дать пощечину Гуру и Вайшнаву, в этом случае мы можем исключить этого человека.

Иногда наши личные чувства, проявление нашего темперамента, могут быть настолько серьезными, на какое-то время человек может впасть в возбуждение в отношении своих чувств, но впоследствии этот конфликт может быть сведен к минимуму, и мы вновь будем друзьями. Это следует терпеть до известной степени. Если два члена миссии конфликтуют между собой, то следует развести их в разные стороны, не давать им работать вместе. Разница в темпераменте не есть дисквалификация, но мы должны стараться устроить все наилучшим образом, может быть, создать дистанцию между этими двумя людьми, людьми которые не способны сработаться. Можно изменить их рабочее место. Но если человек испытывает искреннее побуждение проповедовать, если он обладает такой квалификацией, способен заниматься проповедью идей своего Гуру, тогда человека не следует лишать этой возможности. Некоторую степень эксцентричности можно терпеть, если главное явление присутствует.

Ошибаться свойственно человеку, а прощать свойственно Богу. Различия многих в высшей степени естественны, но источником гармонии является Божественное начало. Если мы хотим работать вместе, духовные братья, мы пришли из разных стран, нам присущ разный темперамент, разные пути, в этом случае нам необходима терпимость, необходимо место для терпимости, а иначе представители разных наций, стран, обществ, возрастов, они пришли чтобы работать в месте, поэтому различия могут присутствовать, это неудивительно. Мы должны быть готовы к тому, чтобы работать вместе, терпеть эти различия. Различиям незначительным не следует предавать большое значение, главному явлению мы должны придавать важность, поскольку у всех людей есть эта почва под ногами. Почему они пришли, эти люди с разными темпераментами? Они пришли, они были очарованы, почувствовали влечение и симпатию к темпераменту, к вероисповеданию, к проповеди Свами Махараджа, поэтому какая-то общая почва под ногами обязательно существует. Конечно же, различия также естественны. Если мы хотим работать в миссии, нам необходима также терпимость, и, как я уже сказал, некие инспекторы могут быть установлены, которые будут следить и будут третейскими судьями в случае конфликтных ситуаций. Люди уравновешенные, беспристрастные, терпимые и питающие веру в дело миссии, 2,3,4 или 5 человек, с целью сохранить внутренний мир в миссии, таких людей можно назначить, это будет благом.

Преданный: Я думал, сегодня утром о том, как Махапрабху хочет, чтобы это движение распространялось, и поэтому Он хочет, чтобы множество Гуру возникло.

Шридхар Махарадж: Да, во времена Махапрабху также многие Гуру работали от его имени, уполномоченные, Адвайта Прабху, Нитйананда Прабху и другие, также Гададхар Пандит, Нарахари Саркара Тхакур…

Преданный: Парамананда Пури.

Шридхар Махарадж: Парамананда Пури? Мы не находим у него учеников. Гададхар Пандит, Адвайта Прабху, Нитйананда Прабху, семья Саркара, многие другие, у них были ученики. Затем Шринивас Ачарйа, Нароттам Тхакур. Гурудев Нароттамы Тхакура не принимал учеников, но в конечном счете принял только одного, Нароттаму. Нароттам Тхакур в свою очередь обратил весь Манипур к Махапрабху, весь Манипур встал под стяг Нароттамы Тхакура. Да, в Манипуре у него было множество учеников. Многие в Манипуре приняли его очень горячо и обширно.

Преданный: Мы должны думать, что так или иначе хорошо, что мы увеличиваем число Гуру?

Шридхар Махарадж: Хорошо? Расширение, увеличение? Не слишком широкомасштабно, но возможность увеличения числа ачарий должна существовать, и речь идет о достойных людях. Такие достойные люди должны быть приняты, чтобы показать динамичный характер миссии, и тогда будет надежда на процветание, люди могут оставаться в миссии, а не покидать ее. Иначе они скажут: «У нас здесь нет перспективы, нет надежд ждать, давайте пойдем в другое место». Необходима открытость. Истинные люди должны быть приняты даже после ухода Гуру Махараджа, поскольку, если мы хотим продолжать, мы должны до того, как мы будем достаточно стары, передадать это явление нашим ученикам. Так почему бы не дать эту возможность нашим духовным братьям? Нас уже много, но это число может быть увеличено, число ачарий, и мы должны дать нашим духовным братьям надежду. Они совершают служение. Они должны получить шанс поделиться этим явлением с миром. Стремление получить такой шанс не говорит о пратиштхе, вовсе нет. Искренняя потребность в сердце также может присутствовать, чувство необходимости делиться этим явлением с миром. «Я хочу совершать это высокое служение моему Гуру», — такое чувство может жить в чьем-то сердце, и к нему следует относиться с уважением. Это мое мнение.

Преданный: Наш Шрила Прабхупад сказал: «Когда возникнет нужда».

Шридхар Махарадж: Да. Когда возникнет нужда, число солдат может быть увеличено. Сейчас они думают, что наши военные расходы растут с каждым днем. Мы боремся с оппозицией. Мы хотим, чтобы духовных солдат становилось больше, чтобы от деревни к деревне, в каждый город. Мы хотим достичь каждого места, принести туда имя Кришны и призвать всех встать под стяг Махапрабху. Обратиться в каждую деревню и к каждому человеку. Это жизнь. Это показывает живой характер миссии, ее витальность.

Преданный: Вы сказали нечто интересное в августе. Вы всегда говорите что-то интересное, но в августе вы сказали: «Нароттама-паривар¹, но мы скорее склонны думать, что вы Бхактивинода-паривар, и я подумал, что это очень интересно, поскольку ваш Гуру Махарадж…

Шридхар Махарадж: Я говорил о том, что вы Бхактиведанта-паривар…

Преданный: Мы скажем так, но ваш Гуру Махарадж вселил в вас это чувство, что вы Бхактивинода-паривар. Мы думали, что в нашей миссии настроение должно быть таким: мы Бхактиведанта-паривар, это правильно?

Шридхар Махарадж: Да, сказать так, не значит сказать черезчур, это оправданное утверждение. Он был такой великой личностью, что сказать, мол, мы Бхактиведанта-паривар, это уместно, согласно моему пониманию.

Преданный: Харе Кришна.

Шридхар Махарадж: Харе Кришна, примите прасадам. Чару Свами не приехал?

Преданный: Нет, он не вернулся.

Шридхар Махарадж: Он уехал в Калькутту? Хамсадута Махарадж не приедет?

Преданный: Да, похоже, он не приедет.

Шридхар Махарадж: Может быть, он приедет в конце.

Преданный: Мы надеемся, но все приехали кроме него.

Преданный: Хорошо.

Преданный: Мы сказали ему, что мы разговаривали с вами и у вас чудесный вкус Сознания Кришны присутствует, чтобы привлечь его, потому что Хамсадута Махарадж питает большую любовь к вам.

Шридхар Махарадж: А Джайатиртха Махарадж?

Преданный: Джайатиртха приехал, Бхагаван Дас тоже приехал.

Шридхар Махарадж: Как вы чувствуете, какова атмосфера, возможно ли увеличение числа ачарьев?

Преданный: Возможно, не сейчас. Они хотят увеличить число ачарйев.

Шридхар Махарадж: Бхавананда был признан после ухода Прабхупады?

Преданный: Бхавананда был сделан членом GBS после ухода Прабхупады. Есть один случай, Махарадж. Сатсварупа Махарадж дает дикшу в зоне Адикешавы Свами. Есть многие люди в зоне Адикешавы Свами, которые хотели получить дикшу от Сатсварупы Махараджа, но он больше не склонен принимать там учеников. Он чувствовал, что все они развивают темперамент Адикешавы Свами. Он говорит: «Я хочу, чтобы мои ученики развивали мой темперамент». В этом случае совет ачарий может оказаться в затруднительном положении. Мы надеемся, что по воле Бога воцарится мир и все будет расставлено на свои места.

Шридхар Махарадж: Такая большая организация, конечно, трудности также могут быть серьезными, но все же мы будем надеяться на мир и благоденствие, на то, что Господь даст мир и должное руководство администраторам, направит их в верном направлении, поскольку такое великое движение, проповедующее Махапрабху.

Преданный: Разговаривая с вами, мы не ощущаем желания принимать прасадам, потому что вы насыщаете нас в достаточной степени.

Шридхар Махарадж: Это с одной стороны, но есть другая сторона.

———

¹ Паривар – семья, семейство.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»