Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.08.14.B «Цель высоко над нашими головами»
Мы не можем ожидать, что в этом мире заблуждения истина всегда будет пребывать, не встречая какое-либо вмешательство или помеху. Это невозможно. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Гададхар

«Цель высоко над нашими головами» 1981.08.14.B

Темы лекции:
Дас Госвами и Махапрабху
Природа сампрадайи Махапрабху – лагерь Шри Рупы Манджари
Самбандха, абхидейя и прайоджана
Шри Радха-дасьям
Шрила Свами Махарадж – Нитьянанда Прабху и лагерь сакхйа-расы

Цель высоко над нашими головами

Шридхар Махарадж: «…дать мне ясное указание», и тогда Махапрабху сказал нечто в зародыше: «Делай это и не делай то». Он сказал: «То, чего я не знаю, Сваруп Дамодар знает в полной мере, обладает детальным знанием этого. Я вполне уместно вверил тебя его опеке, чтобы он обучал тебя от Моего имени», и Он вновь вверил его Сварупе Дамодару. Затем, конечно, он продолжил совершать свой бхаджан непоколебимым образом. По прошествии 16-ти лет, когда произошел уход Махапрабху, он захотел увидеть Вриндавану. «Затем, — решил он, — я скорее попытаюсь покончить с жизнью, поскольку не вижу перспективы», но когда он пришел во Вриндаван, он увидел там Махапрабху в Рупе и Санатане. Все его планы улетучились, он увидел, что Махапрабху здесь, и особенно он был привлечен личностью Шри Рупы. Внутреннюю связь и сочувствие он почувствовал, симпатию к Рупе. Таким образом нам преподается следующий урок: пройдя многие взлеты и падения жизни садхаки, он в конечном счете приходит к Шри Рупе и достигает желанной стадии. Какова Рупануга-сампрадая? Махапрабху назвал свою линию Рупануга-сампрадая. Первым учеником Махапрабху является Рупа Госвами. Хотя формально Рупа Госвами получил посвящение от Санатаны Госвами, но Рупа первым встретил Махапрабху, вторым был Санатан, поэтому Рупа-Санатан — это не Санатан-Руп.

Преданный: Кто был старшим, Махарадж?

Шридхар Махарадж: Санатан был старшим братом, но Рупа-Санатан, поскольку первым признание от Махапрабху получил Рупа, затем Санатан. Теперь каково подлинное значение Рупануга-сампрадаи, смысл, вы должны обратить на это внимание. Мадхурйа-раса является тотальной расой и наиболее интенсивной из всех рас, всеобъемлющей расой, 24-хчасовая вовлеченность, занятость в служении Кришне возможна только в мадхурйа-расе. Существует возможность реакции, усталость в других расах, даже в ватсалйя-расе. Иногда мать или отец может думать: «Я слишком устал, я покормлю Его позже», но в мадхурйа-расе нет такого явления, оно отсутствует, реакция отсутствует.

Теперь различия между Рупа-манджари и Лалитой-сакхи. Это, конечно, реалии очень высокого порядка, и у нас нет высокомерия, дерзости вступать в тонкое измерение этих реалий, но все же мы можем кое-что понять. Я говорю об этом лишь потому, что мне был задан вопрос о Рагхунатхе Дасе, и по воле провидения я собираюсь сказать следующее. Когда Радха и Говинда находятся наедине, в состоянии союза, единения, более старшие сакхи не имеют доступа в то место, но манджари могут войти туда, младшие севики могут войти туда и совершать любое необходимое служение, поскольку благодаря их возрасту им позволяют войти, тогда как старшие подруги Радхарани сохраняют почтительную дистанцию. Когда Радха и Говинда находятся наедине, в состоянии единения, высочайшее качество расы можно найти в Их лиле, и это измерение достижимо только для младших, не для старших сакхи. Высочайшее достижение пребывает там в Рупе, лидере этих младших, младшей группы, которая пользуется преимуществом особого служения на этой стадии Радха-Кришна-лилы, поэтому Рупануга. Где бы мы ни находились, мы должны принять, что это зенит нашего достижения и благодаря Дасу Госвами…

Вначале мы можем приближаться к высочайшему пику в Гималаях, затем по мере приближения мы видим окружающие горы. Сначала мы испытываем влечение к Кришне в целом, затем мы приходим к Вайшнавам, и соответственно нашим потребностям нас помещают в определенную позицию. Таким образом когда Махапрабху вверил Даса Госвами опеке Сварупы Дамодара и с позволения Лалиты Деви, Сварупы Дамодара, он был приведен к Рупе. Рупа Госвами — это измерение нашего высочайшего достижения, и это явление было продемонстрированно в лиле Даса Госвами. (цитирует санскрит) Эта шлока им написана, и он принят в качестве ачарйи прайоджана-татвы, того, что является нашей высочайшей потребностью. И это явление в его руках, Даса Госвами, прайоджана-татва ачарйа. Ко всему явлению следует подходить с пониманием того, что это измерение — земля жертвенности, и дух наслаждения не должен проникать туда, поскольку в этом случае мы опустимся в измерение мирской деятельности. Это Божественная реальность, зенит Божественности, Шри Рупа манджари.

Преданный: Махарадж, кто является ачарйами самбандхи и абхидеи?

Шридхар Махарадж: Самбандха-ачарйа, нам говорят, есть Санатана Госвами. Он дал нам наглядное, объемное представление природы окружающего мира . Он задавал эти вопросы Махапрабху: «Кто я и почему я страдаю в этом мире?», и Махапрабху шаг за шагом дал ему детальное описание всего в этом мире, подробное описание того, что есть что. Кто я? Дживера сварупа хой кришна нитйа-дас. Он передал эту истину — раб Кришны, рабство. Когда люди, зараженные европейским менталитетом, стали обвинять нас в том, что Матх проповедует рабство. Когда Шульц принимал участие в лекциях в университете в Дакке, Прабхупад выбрал следующую тему лекции: «Гаудия Матх ратует за достоинство человеческой расы». Не за рабство. Обрести служение Кришне. Нитйа-дас означает прирожденный раб, прирожденный слуга. Это трубный зов, громогласно была провозглашена эта истина. Со столь великой гордостью и в столь широких масштабах была провозглашена эта истина, столь достойное положение имеет джива, но в настоящее время, якобы являясь господином, душа является рабыней майи. Но неотделимо, неотъемлемым образом она является рабыней Кришны. Кришна обладает правами самодержца, и столь удачливы они, эти рабы, близко связанные с Кришной.

Джива глубинно, в своем естестве связана с Кришной, но в настоящее время мы не видим этого. Перспектива дживы такова, но ее нынешнее положение: она принадлежит к татастха-шакти — пограничная энергия, демаркационная линия, и благодаря ее природе ее вступление в майу стало возможным. Душа обладает способностью к адаптации двух сторон. Эта способность заложена в ней, бхед-абхед пракаш. Она обладает качествами едиными, тождественными качествам Кришны, и в то же время она отлична от Кришны. С этого Махапрабху начал свои объяснения, и Санатана Госвами задавал вопрос за вопросом и получал ответы. Он является учителем концепции окружающего мира, положения Бхагавана — это самбандха-гйан, а Рупа Госвами в целом является учителем абхидеи, средств достижения цели, как мы можем достичь нашего желанного положения. Это абхидея, абхидха означает абхидхан — естественное значение слова. То, что естественным образом происходит из Веды, естественный поток. Веда означает «то, что ты должен делать», — это абхидха. Абхидея, таков естественный смысл шрути. Это знание было дано нам Кришной: «Делай это, и ты придешь ко Мне», — это абхидея. Поэтому абхидея-ачарйа — средство достижения цели, садхана. Рупа Госвами дал нам подробное описание пути, шаг за шагом следование этому пути: шрадха, садху-санга, потом бхаджана-крийа, анартха-нивритти, потом ништха, ручи, асакти, бхава, према — постепенный процесс, ведущий нас к тому, что мы обретем давно утраченное связующее звено. Эти стадии были подробно показаны Рупой Госвами. Таков путь: в этом измерении делай это, а в следующем измерении делай то, и так ты придешь к желанной цели. Это все было дано Рупой Госвами — средства достижения цели, как мы можем достичь ее.

И прайоджан-таттва, Дас Госвами, почему? Потому что он ясно и открыто провозгласил следующую истину: «Наши потребности связаны не столько с Кришной, сколько с Его истинным слугой, потому что мы происходим из татастха-шакти, наша перспектива ограничена. Эта ограниченная перспектива в своей высочайшей степени приводит нас к величайшему слуге, и в мадхурйа-расе это Радхарани, в целом это так. В других расах к высочайшему слуге в соответствующей расе». Он провозгласил открыто и ясно, что «я не хочу Кришну, если там не будет Радхарани. Я хочу скорее Радхарани». Две фазы, два измерения смысла присутствуют здесь. Я не могу в действительности обеспечивать Кришну служением высочайшего порядка. На днях я был уличным бродягой, и тут я осмеливаюсь совершать служение высочайшего порядка Тебе. Существуют постоянные слуги, они совершают служение высочайшего качества. Я должен признать это, если я действительно освобожден и одарен милостью. Я должен понять, каково их положение. Я не должен переступать через этих изначальных слуг, это будет самоубийственно. В таком случае моя высочайшая цель будет состоять в том, чтобы пытаться помогать этим вечным, подлинным слугам, бремя ответственности служения которых Тебе велико. И также наша потребность: мы группа слуг, и лидер этой группы — это наш лидер естественным образом. Я должен принять этого лидера в служении, я не стремлюсь к непосредственному служению, но я должен пытаться заслужить доверие лидера группы, поэтому я ищу подлинного служения Тебе. В противном случае то будет эгоизм в той или иной форме. Он открыто провозгласил Радха-дасйам карийам, это явление должно быть summum bonum, высочайшей целью нашей жизни. Радха-дасйам и Яшода или Нанда-дасйам в ватсалйа-расе. Высочайший лидер каждого лагеря, наше внимание должно быть обращено на служение этому лидеру, и затем постепенно мы приходим к Рупе — лидеру младших.

Это явление ясно.(цитирует санскрит) Когда Гуру Махарадж объяснял эту шлоку, его фигура трансформировалась, он становился подобен приведению. Дас Госвами обращается к Радхарани: «В течении долгого времени я лелею сладчайшую надежду, она подобна океану, и это океан нектара». Находясь на большом расстоянии, я лелею такую надежду, и надежда эта подобна океану нектара, надежда на то, что я буду служить Тебе, я обрету привилегию служения Тебе. Так или иначе я продолжаю жить, влачу существование, питая эту сладчайшую надежду на то, что мне предоставится возможность служить Твоим Божественным стопам. Теперь я думаю, что я достиг рубежа моей надежды, более я не в силах жить. Я не в силах дышать, я достиг последнего рубежа моей надежды. О моя Госпожа, если Ты не будешь удовлетворена мной и не примешь меня, я не смогу более продолжать жить. Я пришел к окончательному заключению. Каков смысл моей жизни, если я не могу достичь своей сладчайшей цели? Каков смысл моей жизни, какой мне смысл влачить существование? Что я буду делать с этой великой Враджа-дхамой, столь прославленной, и что я буду делать с Кришной? Я не хочу Его. Ты будешь служить Кришне, Ты обладаешь этой способностью естественно. Если я буду использовать себя в служении Тебе, то это служение Тебе, которое будет достигать Кришны, есть зенит моей удачи. Так провозглашает Дас Госвами, и это по-прежнему высочайшая точка нашего достижения для все гаудия-сампрадаи, и он прайоджана-таттва ачарйа, Дас Госвами. По милости вас всех Прабхупад извлекает из меня все эти реалии. Я не могу не помнить то обстоятельство, что он хотел, чтобы я отправился на Запад.

Преданный: Для того, чтобы рассказать всем о Дасе Госвами, он хотел, чтобы Вы, возможно, распространили эту концепцию, носителем которой вы являетесь, ради блага людей, обитателей этого мира. Ваши речи достигают западного мира.

Шридхар Махарадж: По милости Свами Махараджа это происходит. Кали Дас говорит в «Рагху-вамше», своей поэме. Когда он приступает к описанию Рагху-вамши, он говорит: «Я человек, наделенный малым литературным опытом, а это великая Рагху-вамша, род. Столь многие светила принадлежат к этому роду, и я собираюсь описывать его с помощью своего невеликого поэтического дара». Многие шлоки посвящены этому, это одна из них. Или я могу думать так, что прошлые прославленные кави, такие, как Валмики и Вйас, дали описание Рагху-вамши. Они проложили мне путь, идя которым, я могу легко описать Рагху-вамшу. Каким образом? Манимала. Мани — это драгоценный камень, и нить не может пронзить этот камень, но железная игла способна сделать отверстие в камне, и нить может войти. Свами Махарадж, подобно этой ваджре, сделал отверстие, и подобно нити я прохожу в это отверстие. Он был столь прост, Свами Махарадж, и в то же время столь велик. Так или иначе Махапрабху, Гурудев совершили через него невероятную, немыслимую работу. Бон Махарадж, который не мог терпеть все это, поскольку он был первым, кто отправился на Запад, и не сумел добиться желаемого успеха, но все же, однажды вернувшись из Майапура, он заметил: «Ачинтйа». Он не хотел признавать, но из его уст это слово изошло. То, что сделал Свами Махарадж, это нечто немыслимое. Таким образом, это Божественное явление. Непостижимо, немыслимо то, что он сделал, что Нитйананда Прабху и Прабхупад совершили через него, это нечто немыслимое. Он сам говорил здесь, что торговец в Бомбее сказал ему: «Столь многие светила отправились в Америку, эти йоги, Йогананда, Вивекананда, но вы залили им уста чернилами».

Преданный: Может ли человек иметь две расы в духовном мире?

Шридхар Махарадж: Как правило, нет. Трансформация возможна, на первом месте раса может быть не распознана, понимаете? Это великая проблема для нас и также великое руководство для нас. Так или иначе мы пришли в группу, которая главным образом является группой мадхурйа-расы. Гуру-парампара, мантрам, вы видите, не ватсалйа-раса, но мадхурйа-раса. Все мантрам ведут к мадхурйа-расе. Мадхурйа-раса — всеобъемлющая раса. Это явление было главным образом дано Махапрабху и Шри Рупой, то, что мы получаем мантрам. В мадхурйа-расе все расы объединены, чтобы помочь служению этой расе, другие параферналии были созданы, поэтому мадхурйа-раса есть ади-раса и мукхйа, две характеристики расы. Они идентичны, по сути дела. Ади-раса означает изначальную расу, первичную расу, и мукхйа означает центральную расу. Совокупность всех рас можно найти в ней, и наша Гуру-парампара вся в мадхурйа-расе, и мантрам, который дается нам, это мадхурйа-раса мантрам. Таким образом то, что не было дано в предыдущие эпохи, Махапрабху принес это явление — объединение Радхи и Говинды. Они оба пришли, чтобы дать Божественную Любовь публике, массам. В этом заключалась необходимость пришествия Гауранги — распространение этого явления. Все остальные расы второстепенны и помогают этой расе.

В детстве, когда мы еще недостаточно развиты, мы можем бегать здесь и там, но в конечном счете мы должны пойти в том направлении. Мы можем иметь разные расы в качестве индивидуальности, но изначальная цель состоит в том, чтобы поддерживать мадхурйа-расу. Например, кто-то находится в сакхйа-расе, но он принадлежит к движению Махапрабху. Есть также примеры не только этого, но больше того. Махапрабху пытался обратить Мурари Гупту, но не мог, и тогда Он отказался от этих попыток. Он заявил: «Ты непоколебимо предан Рамачандре». Но все же Мурари Гупта питал некое почтение к этому явлению, мадхурйа-расе, и затем, возможно, Рупа Госвами, нет, Санатана пытался обратить отца Дживы Госвами, Анупаму. Анупама был предан Лакшми Нарайане. Он пытался привести его в Кришна-лилу, но не мог. Такого рода попытки обладают ценностью, даже Махапрабху и Санатана пытаются. Это не случайные совпадения и не ложные попытки. Обращение возможно, но в то же время это такая стойкая врожденная природа, естество, что обращение невозможно, такая тенденция, укорененная в дживе. И та и другая сторона имеет место.

Преданный: Махарадж, теперь как-будто нам ясно, что наш Прабхупад принадлежал к сакхйа-расе, по крайней мере какое-то время он демонстрировал такое настроение.

Шридхар Махарадж: То, что он выразил там, когда он плыл на борту корабля в Америку, из того, что было написано, практически очевидно, что эта лила привлекала его наибольшим образом, но, возможно, он намеренно скрыл мадхурйа-расу. Такую вероятность также нельзя исключать, это один момент. Он говорил: «Мой Гурудев — Радхарани», но он сам считал, что, возможно, мадхурйа-расу не следует распространять на начальном этапе. Такой могла быть его точка зрения. Другой момент, поскольку в его прачаре (проповеди) ему помогал главным образом Нитйананда Прабху, Баладев, находясь под воздействием их настроения, он мог на какое-то время занять эту позицию. Другой симптом склонности к сакхйа-расе, который он демонстрировал, во Вриндаване он установил Кришна-Балараму и Нитай-Гаура — это предпочтение сакхйа-расы, но это также может объясняться с вышеописанной точки зрения. Находясь под влиянием Нитйананды и Баладева, поскольку они помогли мне проповедовать лилу Кришны столь широким образом, в благодарность он мог установить эту виграху.

Но наш Гуру Махарадж не устанавливал панча-татву, но только в одном месте, а в целом чистая мадхурйа-раса, Махапрабху и Радха-Говинда повсюду. Он устанавливал Махапрабху — это Радха-Говинда соединение и Радха-Говинду. Но Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, проповедовал исключительно мадхурйа-расу, однако с великой осторожностью. То, что не есть то самое явление, он потратил, возможно, 90% своей энергии на проповедь того, чем мадхурйа-раса не является, показать негативную сторону. Он должен был потратить большую часть своей энергии на попытки показать то, чем она не является. По его собственному выражению, галлоны крови он потратил на попытки показать то, чем мадхурйа-раса не является. Это не мадхурйа-раса, это не мадхурйа-раса, нети-нети, не то, не то, это не то явление. Что бы он ни делал, это всегда было лейтмотивом. Суть его жизни передается этим лозунгом: пуджала рага пата гаурава бханге. Весь лейтмотив его проповеди, его проповеднической экспедиции был таков. Высоко над нашими головами эта цель, мы стремимся к ней, но прежде достижения этой цели, мы очарованы многими вещами, богатствами. Пытайся учиться тому, как то, что сейчас очаровывает тебя, использовать это великое, очаровательное в служении Царству Любви. Богатство, власть — все эти явления, которые сейчас так привлекательны для тебя в настоящее время, используй их в служении тому Господу Любви. Абсолют есть Гармония и Красота, Любовь, Самодержец, Владыка, и все должно быть принесено в жертву Ему. Научись этому. С чем бы ты ни соприкасался, приноси это явление в жертву жертвенному огоню, чтобы установить превыше всего Владыку Любви ради Его малого удовлетворения. Все это богатство, роскошь, пышность могут быть брошены в огонь, научись этому. Не пытайся обрести это высочайшее явление, зажав его в кулаке, таким был лейтмотив его проповеди.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»

1981.08.27.O

«Проповедь и деньги»

1981.08.27.B

«Признание и не признание ачарйей»

1981.08.27.A

«Абсолютное и относительное положение»

1981.08.27.X

«Три уровня преданных»

1981.08.28.B

«Высокие речи, повторяемые маленькими устами»

1981.08.28.C

«Признание со стороны высших Хранителей»