Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.02.23.D82.02.24.A «День Ухода Расикананды Прабху»
Приходя в столкновение с принципом любви, все остальное неизбежно терпит поражение. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«День Ухода Расикананды Прабху» 1982.02.23.D82.02.24.A

День Ухода Расикананды Прабху (ученика Шьямананды Прабху), а также День Ухода Джаганнатха Даса Бабаджи Махараджа и Бхакти Даита Мадхава Махараджа

День ухода Расикананды Прабху

# 00:00

Искушение попользоваться славой учителя

Шридхар Махарадж: …хотят эксплуатировать Свами Махараджа, его заслуги, его доброжелательность. Они знают себя, каково их положение, оцениваемое с точки зрения подлинных стандартов. Но есть многие, кто не могут сдержать искушение эксплуатацией, гуру-бхоги, так это называется, Кришна-бхоги, – те, кто стремится эксплуатировать гуру, его славу, преследуя свои личные интересы, эксплуатируя. Это также возможно. Подлинный ученик бдителен в отношении того, чтобы с любой стороны не проникло нечто чужеродное Кришне. Если мы искренни, тогда подобный чужеродный элемент не сможет проникнуть и причинить нам беспокойство. Вибхишан: «Мы не должны доверять майе». Хануман защищал Раму и Лакшмана с помощью своего хвоста, и Вибхишан предуперждал: «Хануман, будь крайне бдителен. Махираван похитит Раму и Лакшмана, он может предстать в разных обличиях». И в конце концов Махираван пришел в обличии самого Вибхишаны и похитил Их. Возможность проникновения майи очень велика, поэтому мы должны быть крайне осторожны, поддерживая ценную тенденцию и точку зрения нашего внутреннего пробуждения. Мы должны быть крайне осторожны, чтобы сохранить это и, если возможно, совершать прогресс, таков наш интерес.

«Боже, спаси меня от врагов» – это утверждение общего характера, и также «Боже, спаси меня от моих друзей», это явление также имеет место. И меня следует причислять к числу этих друзей, под видом друга я тоже могу обмануть вас, вы должны быть крайне осторожны. На свой собственный страх и риск, молитесь Высшему Началу, чайтья-гуру, чтобы Он указал вам верное направление, что есть что, что следует принимать, – это жизненно важный момент. Я не хочу принимать ответственность. Махапрабху и Кришна тоже не принимают ответственность на себя, вы свобоны. Тот, кто способен заставить всех и каждого прийти к себе, тоже заявляет: «Ты свободен. То, что Я должен был сказать, Я сказал. Теперь ты, Арджуна, решай, что ты будешь делать». Вновь на пределе своих сил, прилагайте максимум усилий, чтобы различить, что есть что и какой шаг предпринять. Что еще? Есть какие-то моменты?

Преданный: Махарадж, вчера они спросили меня, принимаю ли я GBS как абсолютное начало. Я сказал, что считаю их относительным началом, поскольку они считают себя абсолютным началом. Когда они меня спросили, принимаю ли я Шридхара Махараджа в качестве абсолютного начала? Я ответил, что принимаю его таковым, потому что он рассматривает себя относительным началом.

Шридхар Махарадж: Он отплатил им их собственной монетой. Да, я осознаю, как относительное, так и абсолютное. Я также относителен. Каждый занимает относительное положение, потому что нет предела реализации, всегда есть нечто большее, я ученый-исследователь.

Преданный: Вы очень научным образом представляете эти истины.

# 06:12

Переход Шьямананды Прабху в мадхурья-расу

Шридхар Махарадж: Сегодня день ухода Расикананды Махараджа, ученика Шьямананды Прабху, и день ухода Джаганнатха Даса Бабаджи Махараджа, и также день ухода Мадхавы Махараджа. Расикананда Махарадж жил в Миднапуре, он был учеником Шьямананды Прабху. История Шьямананды Прабху такова. Он вначале получил посвящение в сакхья-расе от Хридой Чайтанья Госвами в районе Калны. Однажды он отправился в паломничество во Вриндаван и жил в одной брахманской семье. Он пришел во Вриндаван и однажды рано утром вышел на прогулку, чтобы посетить разные святые места. Он шел из Нандаграма на восток и внезапно обнаружил на дороге украшение, называемое анупур, браслет, который носят на щиколотке женщины, bangle называется по-английски, анупур – на санскрите. Он взял его, положил в свою сумку и почувствовал великую Божественную Любовь. Внезапно он обернулся и увидел девушку исключительной красоты, которая искала там что-то. Тогда он вернулся и спросил девушку:

– Что ты ищешь?

– Одно украшение было потеряно здесь, анупур Радхарани, я ищу его, – ответила она.

Он передал ей украшение, и девушка взяла этот анупур, приложила к его лбу и исчезла. Он был вне себя. «Что случилось? Я настолько удачлив, что получил даршан Божественных дев Враджи», – так он думал. Он уже обрел вход в сакхья-расу, мантрам, полученный им от гуру, был в этой линии. Он думал: «На меня была возложена эта обязанность» и следовал этому. Но после этого происшествия началась его внутренняя трансформация, его ума, и в нем стала расти склонность к мадхурья-расе. «Насколько прекрасны, чарующи они, каков их долг. По ночам они принимают участие в церемонии расы», – он думал так, и в его уме произошла полная трансформация. Он обратился к Дживе Госвами и рассказал ему: «Я нахожусь в таком состоянии, мой Гурудев находится в другой расе, но я чувствую в себе глубокую склонность к служению в мадхурья-расе, которой невозможно сопротивляться. Что мне делать?» Джива Госвами, удовлетворенный своими наблюдениями, дал ему дикшу в мадхурья-расу.

Известия об этом постепенно разошлись среди Гаудия-Вайшнавов не только во Вриндаване, но и в Гаура-мандале также, что такой случай произошел. Его гуру, Хридой Чайтанья Госвами, почувствовал беспокойство: «Что это? Джива Госвами, последователь Рупы и Санатаны, совершил подобное. Это противоречит традиции. Шьямананда был моим учеником». Так или иначе, он созвал вайшнавское собрание там, во Вриндаване, и на это собрание он пригласил Дживу Госвами и Шьямананду, чтобы попросить у них объяснений этого поступка, противоречащего этикету. Джива Госвами не пришел сам, но послал Шьямананду: «Ступай в собрание и ответь на их вопросы». Шьямананда явился, у него попросили объяснений:

– Что случилось? Ты принял посвящение от Хридой Чайтаньи Прабху.

– Да.

– Каким был твой тилак?

– Таким-то.

– Теперь ты сменил свою тилаку на другую в форме анупура?

– Да, она была изменена.

– Каким образом это получилось?

Он рассказал им о том, что с ним произошло. Желание его гуру было таково, чтобы его нынешняя тилака была стерта:

– Сотри эту тилаку.

– Я не могу ее стереть. Попробуйте, может быть, вы сумеете.

Они пытались, но не смогли, тогда они спросили: «Как это понимать?» Он рассказал им о случившемся, тогда, конечно, они почувствовали благоговение. Другой внутренний эпизод, когда его призвали к ответу, просили объяснений, он взмолился Радхарани: «Это испытание для меня, что мне делать?» И говорится, что Радхарани заверила его: «Я все устрою». Радхарани установила связь с Субалом, лидером сакхья-расы, и сказала: «Я беру себе одного из твоих слуг», и он с радостью согласился. Таким образом, эти события были открыты Хридой Чайтанье, и он отозвал свои жалобы. Это случай Шьямананды.

# 15:13

Похищение книг

Эти трое – Нароттам, Шринивас, Шьямананда – ехали на телеге, запряженной буйволами, телега была полна книг. Эти книги были похищены в Бакуре, вблизи от Вишнупура. Они пытались на протяжении многих дней найти эти книги, но не сумели. Тогда Шьямананда вернулся в свою область, чтобы проповедовать в Миднапуре. Нароттам вернулся в Северную Бенгалию, чтобы проповедовать там, учить свой собственный урок, но Шринивас был их лидером, на которого Джива Госвами возложил ответственность, он не ушел. Он остался и в полубезумном состоянии бродил по окрестностям. Эти книги были похищены местным правителем, его звали Бирхамбир. Он испытывал некоторую привязанность к «Бхагаватам», и его гуру, некто по имени Вьяса, читал «Бхагаватам» в его собрании каждый вечер. Шринивас однажды пришел в это собрание и неожиданно бессознательно указал на одну ошибку в толковании «Бхагаватам», которое совершал Вьяс, гуру Бирхамбира, и тогда люди поняли, что этот человек не безумец, он гений, знаток «Бхагаватам». Они узнали, каково его положение и о том, что книги были потеряны. Тогда Бирхамбир признался: «Я похитил этот сундук». Сундук показали Шринивасу. Бирхамбир сам стал учеником Шриниваса.

# 17:27

Феноменальность Расикананды Прабху

Затем Шьямананда проповедовал в Миднапуре, там его учеником стал Расикананда. Он был очень искренним, и его чувства были настолько велики, что после того, как он принял дикшу, он практически обезумел и проповедовал Имя Кришны и Его Вриндавана-лилу, данные Махапрабху. Его чувства были настолько глубокими, что, говорится, что он был аватаром. То, что невозможно найти в человеческой душе, настолько интенсивны были его чувства в связи с различными мыслями о Вриндаване. Он основал Матх в западной части округа Миднапур, его знаменитая резиденция находилась там, он очень интенсивно проповедовал.

В книге «Расика-мандала» говорится, что однажды некий мусульманский факир, обладавший некими сверхъестественными силами демонстрировал людям чудеса. Однажды он пришел к Расикананде испытать его, услышав, что тот великий святой. Он приехал верхом на тигре в ашрам Расикананды и спросил: «Где он? Я хочу с ним увидеться, говорят, он великий святой». Говорят, что в это время Расикананда Прабху чистил зубы с помощью маленькой веточки и сидел в полуразрушенной комнате на полуразваленной стене. Когда ему сообщили, что прибыл факир на спине тигра, то, говорится, Расикананда попросил разрушенную стену, на которой он сидел: «Нужно, чтобы ты перенесла меня к факиру». Стена начала двигаться и приблизилась к факиру и тигру. Факир мог управлять одушевленными объектами, но Расикананда, как выяснилось, мог управлять неодушевленными объектами – сиддхи. Расикананда Прабху был шуддха-бхактой, йога-вибхути, могущество: неодушевленную стенку попросили танцевать, идти вперед, и стена повиновалась. Тогда, конечно же. Говорится, сиддхи – могущество, сверхъестественные силы, могущество, только ждут приказа Вайшнава, которого не интересуют сиддхи. Но по его желанию в любое время и в любом месте они могут прийти к нему. Подобные эпизоды доказывают это, если мы считаем их реальными. Очень трудно с помощью науки подтвердить теорию ископаемого, но, как я говорю, всё есть гипнотизм. Если рассматривать с точки зрения гипнотизма, тогда всё возможно. Только сила воли, она может показать кому угодно все что угодно, воля способна породить столь многие реалии нашего опыта. Мы можем объяснить подобные эпизоды с этой точки зрения.

Расикананда Прабху распространял доктрину Махапрабху по всей этой области очень обширным образом, и его преданность была очень горячей и полной чувства. Его сердце таяло, когда он призывал Имя Господа и совершал служение Ему. Настолько, что существует группа Вайшнавов, считающих, что он не был человеческой душой, но ишваракоти, аватаром, функцией самого Господа. День его ухода сегодня.

# 23:57

Джаганнатх Дас Бабаджи – учитель великих преданных

И далее Джаганнатх Дас Бабаджи, которого считают веша-гуру Бхактивинода Тхакура, а также веша-гуру Гауракишора Бабаджи Махараджа и Чарана Даса Бабаджи, который был Гуру Рама Даса Бабаджи. Так называемый Рам Дас Бабаджи, его гуру был Чаран Дас, а его гуру был Бхагават Дас. Гауракишор Бабаджи Махарадж – гуру нашего наставника, Сарасвати Тхакура, и Бхагават Дас приняли свое бабаджи-посвящение от Джаганнатха Даса Бабаджи. Бхактивинод Тхакур также принял бабаджи-вешу и мантрам от Джаганнатха Даса Бабаджи. И также говорят, однажды Джаганнатх Дас Бабаджи хотел найти место явления Махапрабху. Он был очень стар, в ту пору ему было 125 лет, и он был инвалидом. Один преданный, его слуга, Бихари Дас, носил его на плечах, как правило. Однажды он сказал: «Я хочу видеть место рождения Чайтаньядева на другой стороне Ганги». Самадхи Джаганнатха Даса Бабаджи стоит там. Он остановился в определенном месте. Здесь кази разбил мриданги некоторых домохозяев того времени, которые пели до того, как Махапрабху остановил его. И глиняные осколки мриданги были найдены там. Говорится, что это было в Шривас-ангаме, где-то там, поблизости. Джаганнатх Дас Бабаджи также установил место рождения Махапрабху в той стороне, его самадхи находится там. День его ухода также сегодня.

# 27:04

Внимательный и энергичный Мадхава Махарадж

И Мадхава Махарадж, он был моим духовным братом, младше меня по возрасту. В 1930-м году он присоединился к миссии и полностью посвятил себя ей, я был старше. Он был полон энергии, настолько активный человек, что Гуру Махарадж однажды заметил: «Он наделен вулканической энергией», очень энергичный человек. Он был крайне неудовлетворен и всегда говорил мне: «Ты должен идти проповедовать». Долгое время мы были с ним в одной группе. Я был санньяси, он носил белые одежды. Мы занимались сбором пожертвований, в основном то была его обязанность. Всё, что мы собирали, мы посылали прямо Прабхупаде. И он говорил: «Это моя группа». Так или иначе, я также проповедовал удовлетворительно, и сбор пожертвований проходил неплохо. Он был очень удовлетворен моей способностью проповедовать и не раз сообщал об этом Гуру Махараджу. «Всякий раз, когда приходит оппонент, наделенный знанием древних писаний, Веды, Упанишады, Пураны и т. д., или нынешние ученые, наделенные современным научным знанием противостоят нам, то Шридхар Махарадж неизменно сохраняет престиж миссии», – таким было его замечание. Особенно он давал высокую оценку моим аналогиям. Я мог привести оппоненту уместную аналогию, то была моя изюминка.

# 29:46

Великолепные аналогии Шридхара Махараджа

Преданный: Вы говорили о вашей способности использовать аналогии.

Шридхар Махарадж: Да, эта способность была очень известна, я был известен своими аналогиями.

Преданный: Не могли бы вы привести нам пример?

Шридхар Махарадж: Аналогия во всех отношениях, всякий раз я пытался отстаивать свою точку зрения, прибегая к аналогии. В целом, беседуя с вами, я тоже прибегаю к аналогиям и показываю онтологические истины, такова моя природа. Однажды, это случилось в Кулии, последователь миссии Рамакришны, доктор, человек, занимающий положение в обществе, пришел и стал отстаивать свои мировоззрения. Я сказал ему в ходе обсуждения: «Существует множество больших рекламных щитов, но если аудитор приходит в компанию, которая представлена на щите, то он видит, что эта компания – банкрот. Организация Рамакришны говорит о своей миссии как о служении человечеству и размещает в своих офисах большие рекламные щиты. Но если реальный аудитор посетит их офис, чтобы проверить, чем они реально занимаются, то он увидит, что эта компания обанкротилась, нет капитала, только видимость». Этот человек ушел.

Сиддханти Махарадж, у которого Матх здесь и в Калькутте, в Пури, мы там были, Мадхава Махарадж, Хаягрива Брахмачари, чтобы встретить Прабхупаду в Пури. Он дал лекцию и привел этот самый пример с аудиторами и компаниями, этот пример был также приведен в статье в «Надия-пракаш», «Сиддханти Сиддхасварупа Брахмачари может приводить хорошие аналогии». И тогда Хаягрив Брахмачари, Мадхава Махарадж, сказал: «Нет, эта аналогия принадлежит Шридхару Махараджу», таким образом.

В Мадрасе, когда наш Гуру Махарадж приехал туда, мы устроили процессию от железнодорожной станции к Матху. Я хотел привлечь лидера бойскаутов, джентльмена, маратхи по национальности. Я сказал ему:

– Мы устраиваем процессию. Нам хотелось бы, чтобы ваши бойскауты присоединились к нашей процессии.

– Нет, нет, бойскауты этим не занимаются, у нас не религиозная, а социальная программа.

– У нас тоже социальная программа.

– Каким образом? Вы занимаетесь религиозной деятельностью. О какой социальной деятельности вы говорите?

– Вы принадлежите к человеческой форме жизни. Существуют формы жизни коров, собак и т. д., многочисленные формы. Вы хотите помогать обществу собак, кормите и поите их, даете им кров, а они всегда остаются собаками. А наша программа такова, что мы хотим, чтобы собаки превратились в людей, и мы служим собакам таким образом: мы превращаем их в людей, возвышаем их до человеческой формы жизни. Какое служение будет более полезным?

– Ну, конечно же, вторая программа более благотворна. Если бы можно было собак превратить в людей…

– Наша программа такова, а вы следуете программе, в рамках которой собаки остаются собаками. Вы им служите, не более того.

Один джентльмен сказал в связи с миссией Рамакришны: «Если человек умрет, кому вы будете проповедовать? Нужно сначала спасти человека, а уже потом проповедовать ему». Я ответил ему на это: «Представьте, что в стране голод, я раздаю пищу, я единственный раздатчик. Если из толпы, в которой я раздаю пищу, кто-то убегает, должен ли я прекратить раздачу пищи оставшимся и гнаться за этим человеком?» Возможно, потом я его догоню и дам пищу, но уже целая толпа ждет меня. Многие окажутся в проигрыше, если я буду так действовать. Почему я должен?.. Столь многие умирают от голода, а один человек убегает. Как же так, неужели я откажусь от раздачи нектара и буду гнаться за одним, пренебрегая многими?

Опять же в Тамилнаду у нас было письмо, обращенное к одному министру. Мы хотели проповедовать в той области. Он ответил нам: «Свамиджи, здесь, в деревенской местности, люди говорят на тамили. Вначале вы должны выучить тамили, и уже только потом, иначе… Вы говорите по-английски, люди вас не поймут». Я сказал ему: «Предположим, я иду по вашей деревенской улице и вижу, как в пруду тонет мальчик. Должен ли я сначала выучить тамили и уже потом спасать его? Или любым образом так или иначе я постараюсь вытащить его из воды?» Вы должны понимать ценности религии, таким образом. Если найдется переводчик, то мы постараемся с помощью переводчика поделиться с людьми религиозной истиной.

Всякий раз, когда возникала оппозиция, я мог привести определенную уместную аналогию. Был один человек, работавший под началом царя Джайпура в Ориссе. Этот царь пообещал финансировать строительство храма в Мадрасе, но он сказал: «Я не могу выделить деньги. Этот человек, подчиненное лицо, заплатит деньги, я всего лишь подписываю указ». Я постарался отказаться, потому что знал, что этот молодой человек непременно будет возражать, потому что я слышал о нем, его характеристики.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Маяпур»

1982.02.19.E

«Шараграхи Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»

1982.02.25.D

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»

1982.02.26.B

«Ачьюта-готра — Вечная семья»

1982.02.27.B82.02.28.A

«Искренний поиск непобедим»

1982.02.27.A

«Я не умру, я вечен»

1982.02.27.BO

«Под небом Безграничного»

1982.02.28.B

«Вайшнавы — оптимисты»

1982.02.28.C

«Послание Вьясадевы»

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать шастру»