Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.02.25.C82.02.26.A «Истина — это Бог»
Прогресс подразумевает отвержение одного явления и принятие другого. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Шукадева Госвами, Шакунтала

«Истина — это Бог» 1982.02.25.C82.02.26.A


  • «Истина — это Бог» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 25 и 26 февраля 1982 года

    • Самовосхваление – это смерть (00:00)
    • Истина – это Кришна (02:21)
    • Тот, кто пришел спасти меня (07:22)
    • Гуру – реальная сила Кришны (13:11)
    • Вечный поиск безграничного (17:43)
    • Милость – высочайшая концепция истины (23:25)
    • Энтузиазм и его потеря (25:47)
    • Используй отпущенное тебе время оптимально (29:20)
    • Член семьи Кришны (34:14)

Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху

Истина – это Бог

# 00:00

Самовосхваление – это смерть

Шридхар Махарадж: Из ножен. И Кришна сказал: «Что ты делаешь? Ты собираешься сдержать слово, обезглавив своего брата Юдхиштхиру? Ты очень хорошо понял, как держать слово, не так ли? Но разве ты дал только одно единственное обещание, поклялся только в одном? Любой, кто оскорбит твою Гандиву, ты отрубишь ему голову? Неужели ты в жизни дал только одно обещание? А как насчет того, что ты пообещал сделать Юдхиштхиру царем Индии? Разве это не твое обещание? И ты дал множество других обещаний, и если ты не сдержишь их, то ты навлечешь на себя погибель, нет иной альтернативы. Если ты не можешь выполнить обещание, тогда ты должен умереть. Существует восемь типов смерти. Один из них – это хвалить, прославлять самого себя. Каков грех, таково и наказание. Давай, прославляй себя, свои способности. Это одна из восьми разновидностей смерти – прославлять самого себя, делай это». Арджуна был растерян. Да, он действительно собирался отрубить Юдхиштхире голову, чтобы сдержать свое слово, но прежде этого он пообещал сделать Юдхиштхиру императором Индии. И Кришна пришел к нему на помощь, объяснив ему концепцию высшей Истины. Арджуна был растерян и отказался от своей идеи. Таким образом, то, что с нашей точки зрения есть истина, в этом также может присутствовать некий изъян.

# 02:21

Истина – это Кришна

Сатьям парам дхимахи. Что есть истина? Истина – это не закон, Истина – это Кришна, высочайшая концепция такова. Истина – это личность, это нечто живое, это не мертвый закон и не абстракция. Мертвый закон, абстракция – это не есть истина. Сатьям парам дхимахи, давайте постараемся понять характеристики истины. «Шримад Бхагаватам» говорит: «Я открываю тебе представление о подлинной Истине. Истина – это личность, это Абсолют, это Господь, это не закон, не абстрактное выражение». Следовать за абсолютным потоком. Течение потока, источник которого – контролирующий Центр, это явление есть Истина. То, чего Он желает, следует предаться этому желанию, и это Истина, высочайшая концепция Истины такова в гармонии. Истина состоит в том, чтобы танцевать в гармонии с изначальным измерением бытия, изначальной вибрацией и волной, этот танец и есть истина. Это движение неизбежное, лишенное причин, и танцевать в гармонии с этой волной и есть истина. Истина – это Бог.

Сатьям, затем шивам, затем сундарам, истина – кальяна – благо. Затем более высокий уровень – это сладость. Истина сладостна, анандам, расам – это истина. То, что способно одарить счастьем, то, что может утолить жажду всех и каждого, – это истина в своем высочайшем проявлении. Истина – это некто, способный утолить жажду всех и каждого, всех обитателей этого мира, такова широкая концепция Истины. Сатьям и затем постепенно шивам. Когда истина утверждает: «Человек будет осужден на смерть, наказан», то милость выходит на сцену и сводит наказание к минимуму, аннулирует его. Такова высшая концепция истины – милость. Тот, кто способен спасти положение и милостью способен одарить, не человек с улицы, но источник милости – это тот, кто способен компенсировать всё и вся всем, только тот может быть источником милости, а не уличный прохожий, таким образом. Высочайшая концепция истины восходит к сундарам, счастью. Не только устраняются все трудности, но позитивное достижение, сердце наполняется сладостным нектаром. Акхила-расамрита-муртих – определение Кришны дано в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами, акхила-расамрита-муртих, нектарный сок, и это Личность, приводящая всё и вся в гармонию, воплощение Гармонии, живая Личность. Нитай Гоур Харибол. Который час?

Преданный: 9:30

# 7:22

Тот, кто пришел спасти меня

Шридхар Махарадж: Есть ли какие-то вопросы? Нитай Гоур Харибол. Наш Бхарати Махарадж здесь?

Бхарати Махарадж: Здесь.

Шридхар Махарадж: У тебя нет вопросов, что такое? (смеются)

Бхарати Махарадж: Пытаюсь привести в гармонию.

Шридхар Махарадж: Вигьян Бхарати, звуки, слова наполнены вишишта-гьяной, слова, содержащие научное знание, знание высшего типа, слова, наполненные высшим знанием и высшей преданностью, Бхакти Вигьяна Бхарати – очень возвышенное имя. Ты должен поддерживать достоинство этого имени. Бхакти Вилас Парват Махарадж, Парват и Бхакти Вилас – игра преданности, игра любви, проявляемая где? В пещерах горы, на Говардхане, гьяна-шунья-бхакти.

Преданный: Махарадж, вы не объяснили последнюю строку из стиха.

Шридхар Махарадж: Какого стиха?

Преданный:

бхайам́ двитӣйа̄бхинивеш́ атах̣ сйа̄д
ӣш́ а̄д апетасйа випарйайо ‘смр̣тих̣

Шридхар Махарадж:

тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там
бхактйаикайеш́ ам́ гуру-девата̄тма

Как мы можем возродить наше положение в гармонии? Если мы утратили гармонию, то как мы можем возродить ее? Бхактйаикайешам гуру-девататма. Только благодаря самопреданию, не посредством попыток, основанных на расчете, но благодаря самопреданию. И какой природы самопреданию? Гуру-девататма. Гуру и девата. Что гуру приходит дать? Три явления должны присутствовать: гуру, девата, атма. Ученик, гуру и summum bonum, цель, они должны быть единым целым. Единым не в физическом смысле, а в гармонии, сладостная связь, гурудева, девата, атма ча. Гуру есть всё и вся, он девата. Мы должны постараться, наша цель также заключается в гуру. Девата и атма означает прия. Гуру является объектом моего поклонения, а также объектом моей любви и нежности. Таким образом мы должны сконцентрироваться, и мы возродим наше утраченное положение. Мы уповаем на Гурудева. И кто есть гуру? Гуру тот, кто пришел спасти меня, привести меня туда. Гуру не есть некое статичное явление, но обладает динамичной природой, он настолько живой, что нас просят рассматривать его как Высшее Начало. Са̄кша̄д-дхаритвена, а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄м. «Если ты хочешь Меня, Я прихожу, чтобы привести тебя к себе, в каком бы низшем положении ты ни находился. Ты родился в роду рыб, Я прихожу к тебе в форме рыбы, Матсья-аватар. Ты родился в качестве дерева, Я прихожу к тебе как дерево. Я прихожу, чтобы забрать тебя». Это общая концепция гуру, как Он приходит в различных проявлениях, но Он это Он, никто не может дать Его без Него самого. Йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас.

# 13:11

Гуру – реальная сила Кришны

Концепция высшего существования такова, что оно может низойти к нам, но мы не можем возвыситься до него. Поэтому оно нисходит к нам по-разному, в разных формах, но, если мы действительно хотим иметь некую связь с Ним, то Он обязательно придет, но приходит в разных формах, разных измерениях. Это нечто динамичное, и это явление невозможно полностью отождествлять с конкретной формой или измерением, гуру-девататма, отождествлять с человеческой формой, ментальностью, человеческим образованием, определенным знанием в духовном мире, нет. Гуру – Кришна. В глубине этого явления это Он нисходит. Его представитель также, Он пребывает здесь в своем представителе. Представитель также может прийти, чтобы взаимодействовать со мной. Гуру безграничен, мы не должны ограничивать его, приписывая ему некие ограниченные характеристики, поскольку мы ограничены. Только имея некое ограниченное представление, мы приближаемся к нему, но в то же время мы должны быть крайне осторожны, заботясь о том, чтобы мои ограниченные знания, мои предрассудки не стали бы препятствием на пути моего прогресса в познании истинной природы этого явления. Гуру-девататма. Так или иначе, глубокая связь, жажда цели, и тот, кто приходит, чтобы позаботиться о тебе. Ты не должен удерживаться от того, чтобы показывать полноту симпатии и в полной мере сотрудничать с этим спасителем. И так нам будет легче быть взятыми туда, в то измерение, которое ты жаждешь. Гуру-девататма.

бхайам́ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ‘смр̣тих̣
тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там́.

«Поскольку благодаря Его определенной специфической силе я брошен сюда, я должен принимать прибежище в ней», это не рекомендуется «Бхагаватам». Подобно тому как шакты, тантрики утверждают: «Майа напрямую связана со мной, поэтому я должен принять прибежище в майе. И когда она будет удовлетворена мной, она откроет двери и мне позволят выйти на свободу». Но «Бхагаватам» говорит: «Чья майа? Он Владыка майи, и всякий раз, когда ты демонстрируешь тенденцию удовлетворять Его, майа автоматически покидает тебя, она уйдет от тебя» – такова вайшнавская теория. И также в благом смысле можно рассматривать гуру как Его силу. Существует майическая сила, сила заблуждения, и реальная сила. Гуру есть реальная сила, и мы должны принять его посредством прибежища в Кришне, таким образом.

# 17:43

Вечный поиск безграничного

На хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид дургатим̇ та̄та гаччхати. Если мы искренни, то мы не останемся в проигравших, нас не ждет какая бы то ни было потеря, мы будем вознаграждены успехом. На хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид дургатим̇ та̄та гаччхати. Очень ценный совет, содержащийся в «Гите»: «Будь искренним по отношению к себе, а в своем поиске, деятельности, молитве, во всех своих действиях необходимо избавиться от капата-ты, лицемерия, склонности к самообману, это майа». Обман есть майа, постарайся избавиться от склонности к самообману. Обман плох. Простота, искренность хороша. Если ты прост и искренен, тогда ты легко получишь свою долю. Поскольку мы возвели барьер, необходимо избавиться от него. Будь прямодушным, открытым, простым и честным, будь готов быть подлинным учеником, всегда старайся учиться. Учеником в том смысле, что ученик иногда также становится учителем, он учится и распространяет знания, тем не менее он всегда остается учеником, никто не может завершить обучение. Поиск, вопрошание, Кришна-анусандхан, поиск никогда не может быть остановлен. Это вечный процесс – искать и стараться узнать, как удовлетворять Кришну. Но насколько человек будет стараться удовлетворять Его, он будет чувствовать: «Я не могу Его удовлетворить», такова сама природа поиска безграничного, так нам говорят, поскольку речь идет о безграничном. Но тем не менее, хотя мы думаем, что мы в нужде, мы ищем, тем не менее нам оказывается забота, внимание обращено на нас. Кришна-анусандхан не может быть исчерпан, поиск Кришны никогда не прекращается. Сладость, еще большая степень сладости, еще большая степень очарования – это гонка, которая никогда не прекратится, финиша не существует.

Ученые также ищут безграничное, но в измерении эксплуатации это совершенно иное явление. Измерение отречения и измерение жертвенности, любви, в этом измерении следует совершать такой поиск. Мы ищем возможность удовлетворения Кришны, Центра, не части. Мы должны работать в интересах центральной потребности. Поиск имеет место, как удовлетворить моего Владыку, как удовлетворить высших по отношению ко мне. Они высшим образом стараются удовлетворять, мои наставники, высшие по отношению ко мне, и так со всё большой и большей энергией, нет конца этому, всегда сохраняется динамичный характер. Слуга должен быть более динамичен, нежели господин. Владыка в своем положении также будет стараться быть более динамичным, чтобы дать отдых своему собственному владыке. Так мы видим усиление динамичного характера этого явления и сладость также динамична. Сладость раздает себя, Махапрабху раздает себя, и это явление также носит динамичный характер, сотрудничество, действие и следствие, различные измерения нашей жизни.

# 23:25

Милость – высочайшая концепция истины

Преданный: Махарадж, вы сказали, что милость – это высочайшая концепция истины, не могли бы вы пояснить смысл этих слов, привести пример этого явления?

Шридхар Махарадж: Милость – высочайшая концепция истины. Махапрабху. Джагай и Мадхай пришли, чтобы противостоять Махапрабху и Его кампании. Те, кто пришли раздавать Божественную Любовь, Джагай и Мадхай противостояли им, но были прощены, и также они обрели высочайшее положение в преданности, прему. Путана пришла, чтобы убить Кришну ядом в образе матери, на первый взгляд она была убита Кришной тем или иным образом, но Он возвысил ее душу до высочайшего положения своей милостью.

ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇
джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апй аса̄дхвӣ
лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇
кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема

«В ком еще нам искать прибежища, высочайшее достижение, как не в Кришне, который простил даже свою убийцу и дал ей высочайшее положение матери?» Мы видим, милость выше справедливости. Нитай Гоур Харибол.

# 25:47

Энтузиазм и его потеря

Преданный: Махарадж, вначале, когда мы становимся преданными, говорится, что Кришна не принимает в расчет наши оскорбления, поэтому вначале мы можем совершать прогресс очень быстро, но затем по прошествии какого-то времени прогресс замедляется. Не могли бы вы объяснить, какова причина, каковы эти оскорбления?

Шридхар Махарадж: Кто он?

Преданный: Это Махатма Прабху.

Шридхар Махарадж: Недавно пришедший новичок?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Откуда он?

Преданный: Из Южной Африки.

Шридхар Махарадж: Каков его вопрос?

Преданный: Когда мы новички в Сознании Кришны, кажется, что мы совершаем быстрый прогресс. Затем прогресс замедляется. Какова причина этого?

Шридхар Махарадж: В книге Вишванатха Чакраварти Тхакура присутствует классификация, таким образом, пять стадий вначале. Иногда это явление рассматривается таким образом, вначале это утсаха-майи, с большим энтузиазмом человек обращается к этому явлению, но затем постепенно гхана-тарала – иногда человек испытывает энтузиазм, иногда депрессию, затем вновь может вернуться к состоянию энтузиазма. Он очень занят утверждением себя в качестве преданного, его интересует слава и т. д., столь многие виды начальной стадии. Но единственное лекарство – посвятить себя служению под должным руководством, садху-санга, она может помочь нам в наибольшей степени. Какое бы разочарование мы ни чувствовали на нашем пути, с какими бы препятствиями ни сталкивались, всё это может быть компенсировано благодаря обществу садху. Неосознанно мы можем совершать прогресс таким образом, живя в рамках организации и общаясь с садху, природа которых аналогична моей, но положение которых более высокого уровня. Такое общение может оказать нам значительную помощь, и в той ситуации, когда садху недоступен, то шастра-санга, насколько это возможно.

# 29:20

Используй отпущенное тебе время оптимально

Но во многих случаях это происходит, потеря энтузиазма. Однако мы должны стараться избегать этого, поскольку достижение очень ценно, а время ограничено. Какова будет моя судьба после этого человеческого рождения? Куда я буду помещен в соответствии с моей кармой? Возможно, мое будущее состояние будет более беспомощным, безнадежным. Поэтому шастра дает нам следующее наставление: «Старайся использовать отпущенное тебе время до наступления смерти оптимальным образом». Смерть близка, и я должен стараться наиболее оптимальным образом использовать отпущенное мне время ради достижения этой цели. В противном случае другие явления в жизни доступны в любой форме жизни. Вишая-санга, чувственные наслаждения доступны в любой форме жизни, но только сева – наиболее ценное явление, его невозможно найти во всех формах жизни. Только в этой человеческой форме и только в обществе садху, в общении с преданными, поэтому в высшей степени подчеркивается важность садху-санги. И мы также читали и на основании своего опыта осознаем, садху-санга, Вайшнава-сева – наиболее важные явления. Когда мы находимся на начальном уровне, начинающие преданные, мы даже можем не терпеть эту идею: «В конце концов что эта садху-санга? Он всего лишь человек, и возможны другие альтернативы», – думаем мы.

Почему столь подчеркивается садху-санга, садху-сева? Садху означает Вайшнав. Вайшнава-сева, сева означает покорное слушание и служение Вайшнаву. Не только личное служение, оно также очень ценное явление, но по крайней мере стараться слушать и таким образом обрести близкую связь с садху. Слушать Вайшнава, внутреннее существо которого всегда занято в служении Кришне высшего типа, и это влияние может тотчас же обогатить мое настроение служения. Садху и шастра, эти два явления могут помочь нам в очень большой степени в нашем прогрессе, и иного пути не существует. Те, кого интересует то явление, ради которого я пришел, реальный интерес которых таков, я должен общаться с ними. Им известна ценность того явления, к которому я стремлюсь. Они предпримут необходимые действия, чтобы помочь мне. Они по достоинству оценивают богатство, которое я ищу, они мои близкие друзья. Это их интерес также, и они стремятся к тому, чтобы и другие были слугами Кришны. Этот их общий интерес связывает нас. Так или иначе, общество, общение. Замедление прогресса, слабость. Благодаря обществу и общению мы можем избавиться от этой слабости и почувствуем крайнюю необходимость, потребность в подлинном явлении и будем действовать соответствующе.

# 34:14

Член семьи Кришны

Преданный: Я хотел бы задать вопрос, я хотел бы узнать, каков смысл выражения ачьюта-готра?

Шридхар Махарадж: Кто он?

Преданный: Гаура Кешава Дас.

Шридхар Махарадж: Когда он прибыл?

Преданный: Вчера.

Шридхар Махарадж: Откуда?

Преданный: Из Бангалора, из Южной Индии.

Шридхар Махарадж: А за пределами Индии откуда он?

Преданный: Из Бангалора.

Шридхар Махарадж: Чей он ученик, Прабхупады?

Преданный: Нашего Гуру Махараджа.

Шридхар Махарадж: Как давно он его ученик?

Преданный: Шесть лет.

Шридхар Махарадж: Как давно он связан с ISKCON?

Преданный: Девять лет.

Шридхар Махарадж: Он получил два посвящения?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Чем вы занимались до Сознания Кришны? Как вас звали раньше?

Преданный: Меня звали Грег, изначально я из Австралии.

Шридхар Махарадж: Из Австралии. Итак, каков ваш вопрос?

Преданный: Смысл ачьюта-готры.

Шридхар Махарадж: Вы знаете санскрит, каков смысл слова ачьюта?

Преданный: Это Имя Кришны.

Шридхар Махарадж: А точный смысл? Не чьюта, ачьюта. Чьюта означает «тот, кто отделен, тот, кто падает, подверженный падению. Не чьюта тот, кто никогда не отклоняется и не падает, ачьюта тот, кто всегда поддерживает свое вечное положение, это ачьюта, не чьюти, отсутствие отклонения, отделенности, падения из изначального положения. Тот, кто признан в качестве члена семьи Кришны, Ачьюты. Существуют многочисленные готры, прослеживают свою линию от какой-то изначальной позиции, от Бхригу, от Сандильи, от людей, известных в обществе, и от кого-то идет прямая линия, династия. Но они умирают и принимают рождение в другом теле, и в этом теле оказываются в династии другого человека, не могут сохранить свое формальное предыдущее положение. С переменой тела также меняется династия, поэтому суть чьюта – изменяемый. Но тот, кто вступает в ачьюта-готру, тот вступает в семью Бога. Он мой Владыка, Он мой Господь. Тому не приходится менять в будущем свое отождествление более никогда, ачьюта-готра. Другие сегодня находятся в одной готре, Васиштхи Риши, в следующем рождении – в готре другого риши; в очередном рождении, возможно, рождается в семье животных, отсутствие паричай, отождествления себя с какой-то династией. Но тот, кто признает: «Ачьюта – мой Владыка, я называюсь Его именем, я такой-то и такой, я принадлежу Ему», положение такого человека неизменно, оно сохранится вечно, я связан с Ачьютой, не с чьютой.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Маяпур»

1982.02.19.E

«Шараграхи Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»

1982.02.25.D

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»

1982.02.26.B

«Ачьюта-готра — Вечная семья»

1982.02.27.B82.02.28.A

«Искренний поиск непобедим»

1982.02.27.A

«Я не умру, я вечен»

1982.02.27.BO

«Под небом Безграничного»

1982.02.28.B

«Вайшнавы — оптимисты»

1982.02.28.C

«Послание Вьясадевы»

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать шастру»

1982.03.02.A

«Чхая — тень сознания»

1982.03.02.B

«Википта — организованное безумие»

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»

1982.03.02.D

«Настроение ожидания»

1982.03.02.E82.03.03.A

«Солдаты вечности»

1982.03.03.B

«Время преследует всех»