Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.03.02.CO «Всякий раз нечто новое»
Стремитесь к всеобщему благу. Где бы вы ни были, какое бы положение ни занимали, возьмите курс к осознанию Кришны – это высшее совершенство жизни. Стоит только обратиться к Нему лицом и сделать шаг – и Сладчайший Абсолют примет вас. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, ISKCON, гьяна

«Всякий раз нечто новое» 1982.03.02.CO

Основные тезисы дублируются с лекцией «Духовный Дядя»

Всякий раз нечто новое

Преданный: Очень интересное замечание. Он сказал: «Возможно, слова Вашей Божественной Милости, привлекающие преданных определенного типа, вдохновят организацию ISKCON в целом с большим энтузиазмом проповедовать Сознание Кришны, чтобы утвердить свою точку зрения». Я не понимаю, иными словами, он видит позитивную сторону, некое состязание. В процессе этого состязания, возможно, ISKCON будет с большим энтузиазмом проповедовать…

Шридхар Махарадж: Подобная их ментальность ответственна за все проблемы, дух конкуренции.

Преданный: Хамсадута Махарадж говорит, что Киртанананда Махарадж вчера сделал хорошее замечание. Он сказал, что те, кто вдохновлен Вашей Божественной Милостью, эта ситуация вдохновит ISKCON в целом с большим рвением проповедовать, поскольку оппозиция, дух состязания и конкуренции побудит их проповедовать с большим энтузиазмом. Всегда хорошо иметь оппозицию, что всегда хорошо иметь оппонента.

Шридхар Махарадж: Какова идея? Почему Радхарани противостоит Чандравали? Чтобы сделать служение более интенсивным, оппозиция – это естественно.

Преданный: Махарадж, вы говорили, что вы не хотели, чтобы они опускались ниже определенного стандарта. Я думаю, что теперь ваше желание исполнено, желание, чтобы стандарт не понижался, исполнено, потому что они принимают ваше существование как вызов, благодаря которому они прогрессируют.

Шридхар Махарадж: Я не даю этому утверждению высокую оценку.

Преданный: Не даёте?

Шридхар Махарадж: Нет, я не являюсь оппозицией по отношению к Свами Махараджу, скорее это вспомогательная работа, можно выразиться так: вспомогательная работа. То, что Свами Махарадж не дал им, но хотел дать, я могу дополнить, но не в качестве оппозиции.

Преданный: Махарадж, в оригинале не было сказано «оппозиция», это я так выразился на бенгали.

Шридхар Махарадж: Скорее работа, чтобы помочь сохранить жизнь. ГададхарПрабху написал в своём письме, что ваша «»Прапанна-дживанамритам» и записи ваших бесед сделают корни ISKCON более глубокими, укрепят их. Люди, которые знакомятся с этими записями, читают «Прапанна-дживанамритам», их вера в ISKCON станет более прочной», и я тоже так считаю. Теперь, после ухода Свами Махараджа, многие люди испытывают депрессию, но эти вещи, кассеты и книги являются источником аналогичной пищи, которую давал Свами Махарадж. Природа моих высказываний, моих описаний Сознания Кришны, им давал высокую оценку Гуру Махарадж и большинство учёных в нашем Матхе, поскольку они, их онтологическая концепция, основаны на чистой чит-вилас. Это означает, что бы я ни видел, выходит за рамки Брахмалоки и этого смертного мира, чит-вилас лакхан, такая характеристика. Любое незначительное явление, которое мы обнаруживаем здесь, имеет своё место, находится над уровнем отречения, освобождения, вишуддха-саттва. Не по эту сторону освобождения, саттва-гуны, не саттва-гуна, Вишну не есть саттва-гуна, но вишудтха-саттва, ниргуна, чит-вилас. Каждое слово, каждый слог, всё, что я выражаю, что исходит из меня, я рассматриваю с точки зрения вишуддха-саттвы. Это вишуддха-саттва, особая характеристика, специфическая черта моих речей. Многие выдающиеся ачарьи в этом обществе: Мадхусудан Махарадж, Гири Махарадж и другие высоко ценили меня за это. Всегда новое, не стереотип, не шаблон, но всякий раз, когда я рассматривал ту или иную тему, объяснял ту или иную шлоку, всякий раз нечто новое приходило, не заученное, механическое, не просто повторение, но соприкосновение с Безграничным. Что бы я ни говорил, так или иначе соприкасается с концепцией Безграничного, – это моя отличительная особенность. Увеличить, усилить веру, шраддху, основу, фундамент, всегда об этом идёт речь, основание, вера укрепится. Я не пристрастен к кому бы то ни было в целом, я говорю в общем и целом, в принципе. То, что я говорю, не относится к какой-то определенной группе.

Преданный: Мы все обязаны вам за это, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Мы все обязаны источнику, Гуру Махараджу. Если я могу нести этот поток, то моя удача. Это их собственность, этот поток может остановиться в любой момент. У меня не так много учеников, но я никогда не боялся в отношении того, что если мои ученики будут общаться с другими, то они утратят веру. Они могут понять то, что я даю, пока я в этом мире, но я не боюсь, что, общаясь с другими группами, они ослабнут. Налог на импорт, ограничение импорта, потому что местная промышленность не в силах конкурировать с импортными товарами, поэтому устанавливается налог на ввозимые в страну товары, нечто в этом роде, так мне кажется. Предположим, я делаю замечания общего характера. Если изобретено некое лекарство, есть лекарство лучшего качества, импортное лекарство, что нам делать? С точки зрения блага человечества, что мы должны делать? В другой стране изобрели лекарство более высокого качества, более эффективное. В моей стране такое лекарство не производится, должны ли мы обкладывать налогом это импортное лекарство?

Преданный: Вопрос в том, что является целью. Какова наша цель – помочь людям выздороветь или стать богатыми?

Преданный: Это коммерция.

Шридхар Махарадж: В этом случае, если наша цель разбогатеть, тогда мы обкладываем налогами импортные товары. «Золото превыше всего», как говорит пословица. У них отсутствует забота о здоровье соотечественников. Золото на первом месте, здоровьем соотечественников пренебрегают, это несчастное положение вещей.

Преданный: Но тот факт, что некоторое количество членов GBS приходят…

Шридхар Махарадж: Почему они позволили Свами Махараджу приехать на свою территорию? Не обложили налогом ввезённые им товары?

Преданный: Они хотят продавать своё лекарство.

Шридхар Махарадж: Почему бы им не обложить налогом его товары в то время, когда он приехал?

Преданный: Я хотел сказать, что некоторые члены GBS приходят к вашим лотосным стопам и принимают ваши наставления и советы. Это показывает, что ради своего собственного блага…

Шридхар Махарадж: Свами Махарадж был достаточно честен, прямолинеен, он отвергал других духовных братьев. Он бы мог отвергунть и меня. Почему он отверг других братьев в большей или меньшей степени, но не отверг меня? Чем это объясняется? Недостатком мужества или чем-то иным? Или его высокой оценкой меня? Это ясно, он был достаточно мужественен, он бросил вызов всему миру, даже включая наших столь многих духовных братьев. Но тем не менее он питал некую любовь ко мне.

Акшаянанда Махарадж: Большую любовь.

Шридхар Махарадж: Это что, ноль? Что они думают? Тем самым они не уважают, оскорбляют самого Свами Махараджа. В случае Чару Свами, кто-то стал возражать против его санньясы, но что сказал Свами Махарадж? Он сказал: «Этот человек не новичок, он мой старый друг», и, несмотря на возражения с их стороны, он дал ему санньясу. Он сказал Ачьютананде, когда тот спросил:

– О чём вы беседовали со Шридхаром Махараджем?

– Ты потеряешь сознание, если узнаешь, о чём мы говорили со Шридхаром Махараджем.

С самого начала нас связывали хорошие взаимоотношения, с момента появления журнала «Назад к Богу». Когда он переводил «Гиту», столь многие обсуждения происходили, день за днём мы беседовали, обсуждали смысл «Гиты». Они отделяют меня от него, поскольку он отсутствует физически, он не испытывает боль. У меня нет частных, эгоистических интересов. Кришна в крайней степени эгоистичен. Махапрабху в крайней степени эгоистичен в том отношении, что стремится утвердить Сознание Кришны абсолютно, это Его единственная цель, и наш Гуру Махарадж также, это его единственная цель. Я стану оппозицией им в таком случае. В записях моих бесед они найдут какие-то моменты, с которыми они не согласятся. Мои ответы на вопросы, которые я даю, а теперь они будут утверждать: «Нет, это ложные ответы, его объяснения не соответствуют стандарту писаний и утверждениям Махаджан», они должны доказать это. Для меня легче оборвать связь, чем опуститься на уровень критики, не быть вовлеченным во всё это. Последние дни моей жизни могут пройти умиротворённо.

Преданный: Махарадж, время покажет, что вы правы, а они заблуждаются.

Шридхар Махарадж: Мы придаём форме чрезмерное значение, пренебрегая духом. Комитет абсолютен, но решение этого комитета уже было ниспровергнуто по моей рекомендации в прошлом году. Когда они восстановили в правах трех ачарий по моей просьбе, куда же делись абсолютные характеристики решений комитета? Что стало с его абсолютной природой? Они считают, что это абсолютное явление, они совершенны, но я не считаю себя совершенным, я по-прежнему ученик, я хочу быть учеником. Даже мой Гуру Махарадж говорил в лекции в Мадрасе: «Я староста в этом классе», нечто в этом роде, ведущий ученик, самый способный. Он говорил нам: «Я ученик», и в действительности такова наша позиция. Мы все идем по пути к Безграничному, никто не может считать себя совершенным, особенно проповедники. Парамахамса, который повсюду поёт «Кришна», – это другой вопрос, но эта категория, предполагается, что они живут прогрессивной жизнью, развиваются, ученики. Позиция студентов: «Я не исчерпал Безграничное». По достижении совершенства, зрелости, что происходит, какова следующая стадия? Фрукт начинает гнить.

Преданный: Это следствие, кристаллизация.

Шридхар Махарадж: Путь, ведущий к смерти, по достижении зенита ты падаешь, и прогресс в безграничной степени, всегда прогресс. Вайкунтха, мы живем в Вайкунтхе. Какова её природа? Мы окружены безграничным, всё безгранично, обладает безграничной природой, и я живу внутри этого. Всё неподвластно моему пониманию, всё обладает природой безграничного. Мы должны жить в таком измерении, безграничном, что означает «все Гуру, а я ученик». Но лишь когда мы вдохновлены абсолютной волей, мы можем порицать или укорять кого-то, занимать позицию старшего. Но это временное влияние, временная позиция, в противном случае мы всегда студенты.

Преданный: Однажды вы говорили нам, Махарадж, что во Вриндаване даже пыль также является Гуру.

Шридхар Махарадж: Да. Что означают эти слова? Такая градация от грубого к тонкому, материальные элементы, затем душа, затем Высшая Душа и Брахмалока, Вайкунтха и Голока, которые состоят из субстанции более высокой природы, чем субстанция, из которой состоим мы. Только в качестве служения Гуру, этими Гуру являются все реалии Вайкунтхи и Голоки, в противном случае у нас нет основания вступать в это измерение. Единственное основание – служение этому измерению, в котором все реалии, все и каждый являются нашими Гуру.

Преданный: С этим настроением Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур жил на Говардхане, он не хотел оставаться на Радха-кунде.

Шридхар Махарадж: Мы были назначены, у нас есть наш комитет, и всё, что мы делаем, должно быть оправдано резолюцией, принятой на основании нашего коллективного мнения.

Преданный: Ещё один момент, Махарадж: они настолько не хотят упускать власть из своих рук, что не в силах терпеть, чтобы кто-то отходил в сторону, выходил из-под их контроля, за рамки их юрисдикции.

Шридхар Махарадж: [без перевода]

Преданный: Махарадж только что сказал, что он чувствует, если бы люди, которые принимают посвящение от зональных гуру, чтобы у них был шанс видеть также других гуру, делать свободный выбор, чтобы они выбирали гуру согласно своей шраддхе. В противном случае, если человек испытывает веру в какого-то определенного ачарью, но его заставляют принимать посвящение от ачарьи зоны, в которой он живет, то…

Шридхар Махарадж: Подобное положение вещей нежелательно, провинциализм. Каждый ачарья может принимать учеников из любой зоны, соответственно шраддхе. Взаимоотношения должны расти, развиваться согласно шраддхе Гуру и шишьи. В противном случае это некое искусственное явление, давление, оказываемое на веру. Отношения должны носить естественный характер, мы будем пытаться идти вперёд естественным образом, естественный рост, вера.

Преданный: Махарадж, а что происходит, если человека заставляют принять посвящение от кого-то, а в последствии у него развивают веру в другого Вайшнава?

Шридхар Махарадж: Случайно это может случиться, это один вопрос, но если такова политика, то это гораздо хуже.

Преданный: Но я хотел бы знать, каково положение человека, которого заставили принять посвящение от кого-то, в кого он не верит.

Шридхар Махарадж: Всю свою жизнь он будет оставаться в состоянии неуверенности, соответственно, прогресс будет отсутствовать, это нежелательно. Естественная связь должна присутствовать, она придёт либо в этой жизни, либо в следующей. Соответственно природе ручи изменение позиции возможно, но эта жизнь почти бесполезна, и человек будет скорбеть, испытывать неуверенность, сомнения, прогресс будет отсутствовать в этом случае. Прогресс может быть интеллектуальным, но с точки зрения души нет прогресса, нет веры. Ему навязали гуру, человека, к которому он не питает почтения, и эта жизнь есть смерть, нечто в этом роде, жизнь в смерти.

Преданный: Это изъяны организации, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Организация должна способствовать достижению Истины. Один джентльмен в Южной Индии, принадлежавший к Рамануджа-сампрадае, сказал мне однажды недвусмысленно:

– Свамиджи, я не верю в какую бы то ни было организацию. В Древней Индии во всех сферах имели место только индивидуальные усилия, не организованные.

Санга-шакти калау виде, наш Гуру утвердил подобную систему, – ответил я.

Этот человек был судьей в верховном суде. Он сказал: «В Древней Индии не существовали какие-то организованные попытки. Всё совершалось индивидуальным образом в любом случае, будь то финансы, экономика или образование». Конечно, Джива Госвами представил концепцию вишва-вайшнава-раджа-сабхи. Этот термин, сабха, был переведен профессором Саньялом как «суд», не собрание. Собрание – это демократическое установление, где присутствуют выборы, но суд или двор, присутствует назначение свыше, нисходящий, дедуктивный метод, не восходящий.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»

1982.02.25.D

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»

1982.02.26.B

«Ачьюта-готра — Вечная семья»

1982.02.27.B82.02.28.A

«Искренний поиск непобедим»

1982.02.27.A

«Я не умру, я вечен»

1982.02.27.BO

«Под небом Безграничного»

1982.02.28.B

«Вайшнавы — оптимисты»

1982.02.28.C

«Послание Вьясадевы»

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать шастру»

1982.03.02.A

«Чхая — тень сознания»

1982.03.02.B

«Википта — организованное безумие»

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»

1982.03.02.D

«Настроение ожидания»

1982.03.02.E82.03.03.A

«Солдаты вечности»

1982.03.03.B

«Время преследует всех»

1982.03.03.C

«Письмо Бхактиведанты Свами к Говинде Махараджу»

1982.03.03.D82.03.04.A

«Вера — место, где предательство невозможно»

1982.03.04.C82.03.05.A

«Параматма — искра совершенного понимания»

1982.03.04.B

«Бодрствование и сновидение»

1982.03.05.E82.03.07.A

«Студенты Прабхупады»

1982.03.05.D

«Вечные ученики»

1982.03.05.C

«Саньяса означает стоять обнажённым перед Его сладостной волей»

1982.03.05.B

«Вайшнавы — не брамины»

1982.03.05.A

«Победа на стороне искренних»

1982.03.06.B

«Монополия на проповедь»

1982.03.06.A

«Я буду жесток, если я не дам эту связь»

1982.03.07.B

«Что есть Према?»

1982.03.08.A

«Мадхавендра Пури — росток Гаудиа-вайшнавизма»