Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.03.02.C «Духовный Дядя»
О человеке судят по его идеалу. Величие личности не во внешних достоинствах, но во внутренних ценностях. Человек устремлен в будущее, и он велик, если стремится к великой цели. Рано или поздно он достигнет ее. Достичь возвышенной цели – не простая задача. Идеалы не купишь дешево, это величайшая драгоценность, и заплатить нужно невообразимую цену. Необходимо терпение. «Я не променяю свой идеал на что-то дешевое». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Шукадев, Рамачандра, варнашрама

«Духовный Дядя» 1982.03.02.C

Вторая половина записи на бенгали и не переведена на русский

Духовный дядя

# 00:00

Лучшее лекарство

Шридхар Махарадж: В целом, я заметил, существует лекарство от болезни, и оно применяется. Если обретается лучшее лекарство, то что мы должны делать? С точки зрения человечества что мы должны делать? Другая страна произвела лекарство, обладающее большой ценностью, а мои соотечественники не создали подобного лекарства. Должны ли мы использовать импортное лекарство?

Преданный: Это зависит от того, какова цель: цель – заработать денег или вылечить население. Если цель выздороветь, то мы должны использовать импортное лекарство, а если разбогатеть…

Шридхар Махарадж: Да, разбогатеть. Золото превыше всего, а не здоровье нации, всё это к сожалению.

Преданный: Но факт тот, что многие гуру, члены GBS, приходят к вашим лотосным стопам.

Шридхар Махарадж: Почему некоторые не позволяли Свами Махараджу приезжать в их страну?

Преданный: Они боялись, что он будет продавать свое лекарство. Но поскольку члены GBS уже приходили к вашим лотосным стопам, чтобы слушать ваши наставления, советы, это показывает, что…

Шридхар Махарадж: Свами Махарадж был достаточно открыт, прямодушен, чтобы отвергать других духовных братьев. Он мог бы выступить и против меня, но он не сделал этого. Почему? Он отверг других духовных братьев в большей или меньшей степени, но он не отверг меня. Это что, недостаток мужества или его высокая оценка меня?

Преданный: Да, его высокая оценка.

Шридхар Махарадж: Он был достаточно смел, он бросил вызов всему миру, включая даже наших духовных братьев, но все же он питал большую любовь ко мне. И что, это ноль? Что вы скажете? Они не уважают самого Свами Махараджа. В случае Чару Свами: некоторые возразили против его санньясы. Но что сказал Свами Махарадж? Он мой старый друг, и несмотря на оппозицию… Ачьютананда спросил у Свами Махараджа:

– О чем вы говорили со Шридхаром Махараджем?

– Ты бы потерял сознание, если бы услышал, – таким был ответ Свами Махараджа.

С самого начала у нас были близкие взаимоотношения, с начала издания журнала «Назад к Богу». Когда он работал над переводом «Гиты», мы беседовали день за днем о смысле «Гиты». И они отделяют меня от него, изолируют, поскольку его больше нет. Это больно. У меня нет эгоистических интересов. Кришна в высшей степени эгоистичен, Махапрабху эгоистичен в своем стремлении утвердить Сознание Кришны, наш Гуру Махарадж также. Я создаю оппозицию. В моих записях они хотят найти что-то предосудительное, то, с чем невозможно согласиться. Ответы на вопросы, они хотят заявить, что эти ответы ложные, не соответствуют стандарту священных писаний или речам махаджан. Но вместо того, чтобы опускаться на подобный уровень критики, для меня лучше оборвать связь, не иметь с этим дело. Последние дни моей жизни могут в таком случае пройти спокойно, умиротворенно.

Преданный: Махарадж, время покажет, что вы правы, а они заблуждались.

# 06:29

Вечное ученичество

Шридхар Махарадж: Я не предпочитаю форму, они предпочитают ее, пренебрегая духом, сутью. Комитет абсолютен, но решение этого комитета уже было отвергнуто в силу моей рекомендации, когда речь шла о трех ачарьях. По моей просьбе эти ачарьи были восстановлены в своих правах. В таком случае где же абсолютные характеристики решений этого комитета? Они думают, что совершенны, но я не считаю себя совершенным, я по-прежнему ученик, я хочу быть им. Даже мой Гуру Махарадж сказал в Мадрасе: «Я староста в классе», нечто в этом роде. Как называется главный ученик в классе?

Преданный: Староста.

Шридхар Махарадж: Да, он ведущий ученик, он сам сказал: «Я ученик». И на пути к Безграничному мы должны сознавать это обстоятельство. Это путь к Безграничному, никто не может быть совершенным, особенно проповедники. Парамахамса, который видит во всем и вся Кришну, – это другой вопрос, но предполагается, что проповедник идет путем прогресса. Он ученик, ему свойственно такое умонастроение, позиция студента: «Я не исчерпал Безграничное». По достижении совершенства какова следующая стадия?

Преданный: Некий продукт начинает гнить, когда достигает, так сказать, совершенства.

Шридхар Махарадж: Это путь к смерти. После того, как некое явление достигает своего зенита, оно падает, а прогресс безграничен, Вайкунтха. Речь идет о Вайкунтхе. Что это такое? Если мы окружены Безграничным, всё безгранично, всё обладает природой безграничного, а я живу в этом. Всё является неведомым, обладает безграничными характеристиками, и мы живем в этом.

Преданный: Те, кто искренни, автоматически привлеклись Вами, а люди неискренние автоматически убегают от Вас.

Шридхар Махарадж: Это чересчур роскошный сертификат для меня, но каждый из нас должен занимать подобную позицию, учитывая безграничное: все гуру, а я ученик. Но тот, кто вдохновлен абсолютной волей, тот может действовать в качестве гуру. Это временное влияние, в противном случае мы все ученики.

Преданный: Однажды вы нам сказали, Махарадж, что во Вриндаване даже трава является гуру.

Шридхар Махарадж: Да, что это означает? Параматма, татастха-лока, джива принадлежит татастха-локе, тогда как мир Высшей Души, все реалии, трава, земля, вода, состоят из субстанции более высокой природы, нежели джива. В противном случае нет иного предлога отправиться туда. И в этом настроении Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур относился к Говардхану, считая его местом своего обитания, а местом служения – Радха-кунду. «Наше совместное мнение совершенно, безупречно. Всё, что мы делаем, оправдано этим коллективным мнением.»

# 12:34

Принятие учителя

Преданный: Махарадж, другой момент таков: они не в силах терпеть то, что кто-то позволяет себе не подчиняться их решениям. Махарадж сказал, он чувствует, что будет лучше, если новым людям будет дан шанс общения со многими гуру, и люди могут выбирать гуру. В противном случае, если кого-то заставляют принимать посвящение против его веры, это недопустимо.

Шридхар Махарадж: Сознание провинциализма должно уйти, человек может принимать посвящение у любого гуру соответственно шраддхе. Отношениям гуру и шишьи следует позволять расти, в противном случае то будет нечто искусственное, давление. Как можно более естественным образом мы постараемся идти вперед, вера.

Преданный: Махарадж, а что происходит, когда человека заставляют принять посвящение у кого-то? Позже у него возникает вера в другую личность.

Шридхар Махарадж: Случайно это может произойти, но политика такова.

Преданный: Да, но как быть, если кого-то заставляют?

Шридхар Махарадж: На протяжении всей жизни он будет оставаться в состоянии неуверенности, отсутствия прогресса.

Преданный: Может ли он…

Шридхар Махарадж: Это нежелательно. Реальность придет либо в этой жизни, либо в следующей, в противном случае человек не сумеет выжить без естественной связи. Согласно ручи, расе, возможно изменение этой связи, позиции, но эта жизнь окажется практически бесполезной: он будет сожалеть, скорбеть и прогресс будет отсутствовать. Прогресс может быть интеллектуально, но в подлинном смысле прогресса не будет. Если эта связь навязана, если человек не испытывает почтения.

Преданный: Это изъян организации, института, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Организация должна принимать концепцию истины. Один джентльмен, адвокат из секты Рамануджи в Мадрасе, заявил мне однажды очень убежденно: «Свамиджи, я не верю в организацию. В Древней Индии духовное обучение было чем-то индивидуальным, ученик и учитель, отсутствовали организации». Однако наш Гуру Махарадж организовал известную систему. Этот человек был судьей в верховном суде, он заявил: «В Древней Индии отсутствовали любые попытки организованного характера, только индивидуальным образом». Конечно, существует концепция вишва-вайшнава-раджа-сабхи. Профессор-бабу перевел это выражение как «двор», не как «собрание». Собрание – это демократическое явление, линия демократии, выбора, а «двор» или «суд» можно сказать. Здесь речь идет о назначении свыше, нисходящий метод, не восходящий.

# 17:54

Духовный дядя

Чару Свами: Махарадж, вы должны отдохнуть сейчас.

Шридхар Махарадж: Чару Свами просит меня отдохнуть, смиренный свамиджи.

Преданный: Он спрашивает, вернетесь ли вы в Майапур сегодня?

Шридхар Махарадж: Может быть, позже.

Преданный: Сваруп Дамодар Махарадж… (речь идет о том, кто и куда поедет)

Шридхар Махарадж: Хорошо, если это что-то назначенное, то что я могу поделать, вы можете идти. А где они сидят?

Преданный: Нет, они стоят.

Шридхар Махарадж: Им следует предложить кресло, Хамсадуте Махараджу.

Хамсадута Свами: Нет, нет, не надо. Теперь я знаю, чье это кресло, если я сяду в него, я его оскорблю.

Преданный: У нас есть два кресла для Атреи Риши и Хамсадуты Махараджа. Они чувствуют, что не должны сидеть так высоко в вашем присутствии. Хамсадута Махарадж лежит на земле, он склонен сидеть на земле.

Шридхар Махарадж: Но какой ценностью обладает просьба? Хамсадута Махарадж, что, моя просьба не представляет никакой ценности? (смеется)

Хамсадута Свами: Что бы я ни делал, я все равно оскорбитель.

Шридхар Махарадж: Махапрабху спросил Сарвабхауму: «Что Я могу поделать, Гурудев послал Говинду служить Мне, но Я должен оказывать ему почтение, он мой духовный брат, однако Гурудев дал ему указание служить Мне. Что же Мне делать?» Сарвабхаума ответил…

Преданный: Махарадж, теперь вы потерпели поражение.

Шридхар Махарадж: Нет, это не указание, но просьба. Я не могу быть настолько высокомерным, чтобы указывать.

Хамсадута Свами: Махарадж говорит о примере Говинды Прабху, когда Гурудев, Ишвара Пури, послал Говинду служить Махапрабху и последний заявил: «Как Я могу принимать служение? Ты Мой духовный брат». «Но это указание Моего духовного учителя, и это указание выше», – ответил Говинда.

Шридхар Махарадж: В данном случае это не указание, это просьба…

Преданный: Это нечто более высокое (речь идет о том, чтобы Хамсадута Махарадж с пола пересел в кресло).

Шридхар Махарадж: Это моя мольба, обращенная к вам.

Преданный: Принесли кресло для Атреи Риши Прабху. Хамсадута Махарадж сидит один в кресле. Если бы Атрея Риши тоже сел в кресло, он бы помог ему.

Шридхар Махарадж: Мы с вами шутим. Есть одно утверждение, сделанное неким Вайшнавом: «Мы наслаждаемся беседой, но если речь идет о Сознании Кришны, это тоже садхана». Словесная перепалка между друзьями – это тоже садхана. Всё может быть приведено в гармонию в жизни, посвященной Сознанию Кришны.

Преданный: Вы наш духовный дядя, а с дядей всегда больше юмора, легкая волна.

Шридхар Махарадж: Не только дядя, но старший дядя.

Преданный: В таком случае отношения еще более приятные.

Шридхар Махарадж: В смысле возраста и старшинства старший дядя. Это нечто формальное. Баладева тоже чей-то дядя…

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+3

Другие материалы раздела

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»

1982.02.25.D

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»

1982.02.26.B

«Ачьюта-готра — Вечная семья»

1982.02.27.B82.02.28.A

«Искренний поиск непобедим»

1982.02.27.A

«Я не умру, я вечен»

1982.02.27.BO

«Под небом Безграничного»

1982.02.28.B

«Вайшнавы — оптимисты»

1982.02.28.C

«Послание Вьясадевы»

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать шастру»

1982.03.02.A

«Чхая — тень сознания»

1982.03.02.B

«Википта — организованное безумие»

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»

1982.03.02.D

«Настроение ожидания»

1982.03.02.E82.03.03.A

«Солдаты вечности»

1982.03.03.B

«Время преследует всех»

1982.03.03.C

«Письмо Бхактиведанты Свами к Говинде Махараджу»

1982.03.03.D82.03.04.A

«Вера — место, где предательство невозможно»

1982.03.04.C82.03.05.A

«Параматма — искра совершенного понимания»

1982.03.04.B

«Бодрствование и сновидение»

1982.03.05.E82.03.07.A

«Студенты Прабхупады»

1982.03.05.D

«Вечные ученики»

1982.03.05.C

«Саньяса означает стоять обнажённым перед Его сладостной волей»

1982.03.05.B

«Вайшнавы не брахманы»

1982.03.05.A

«Победа на стороне искренних»

1982.03.06.B

«Монополия на проповедь»

1982.03.06.A

«Я буду жесток, если я не дам эту связь»

1982.03.07.B

«Что есть Према?»

1982.03.08.A

«Мадхавендра Пури – росток Гаудия-Вайшнавизма»