Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.02.25.D «Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»
Не знание и не сила, но только нежность и любовь могут дать нам осуществление жизни. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, ручи, Рагхунатх

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны» 1982.02.25.D

Любовь и раздор желанны, если они для Кришны

# 00:00

Пойти на риск

Шридхар Махарадж: Чтобы предостеречь нас, было показано подобное. Сам Господь иногда приходит, чтобы преподнести нам урок, лишь для того Он поступает определенным образом. Бхава-бхакти, что говорить…

Преданный: Да, как обычно, собрание еще не началось как таковое, лишь предварительные обсуждения. В ходе этих обсуждений Рупануга, президент GBS, в ранние утренние часы… Я не пришел утром, потому что я очень устал. Рупануга затронул разные интересные моменты. Он попросил, чтобы эти положения были известны другим людям в целом. Он будет председателем. Он сказал, прежде всего он хочет передать свои почтительные поклоны Вам. Его главный интерес – чтобы никто не оскорбил Шридхара Махараджа. Он говорит, что кто-то может оскорбить вас, он хочет избежать подобного, потому что то будет пагубно для духовной жизни кого бы то ни было. Он поднял некоторые вопросы, председатель GBS.

Шридхар Махарадж: Он приходил сюда и был назначен президентом GBS много лет назад.

Преданный: Он был очень впечатлен вами, он приезжал сюда со Свами Махараджем.

Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Он также приезжал сам по себе в 1974 году.То был наш первый международный фестиваль, он приходил сюда в то время.

Преданный: Также он приходил, когда GBS приходили к Вам и спрашивали о позиции гуру. Он был очень впечатлен и говорит, что хочет установить взаимоотношения с Вами, но сейчас он не может этого сделать из социальных положений.

Шридхар Махарадж: Что?

Преданный: Он хочет установить отношения с Вашей Божественной Милостью, но из-за нынешней неблагоприятной обстановки в обществе он не способен это сделать.

Шридхар Махарадж: Чару Свами что-то говорил?

Преданный: Нет, ничего не говорил.

Шридхар Махарадж: А каково твое решение?

Преданный: Мое решение окончательное.

Шридхар Махарадж: Окончательное?

Преданный: Да, я ищу прибежища Ваших лотосных стоп. Он затронул один ключевой момент. Не могли бы вы объяснить. Он утверждает, что Прабхупад дал наставления общего характера: его последователи не должны общаться с его духовными братьями. Это наставление, обращенное ко всем его последователям. И он дал некие частные указания некоторым преданным общаться с вами. Но в целом он говорил, что вы не должны общаться с ним. «Общаться» подразумевает, что мы не должны принимать от них посвящение, от духовных братьев Прабхупады. Также он не давал мне никаких конкретных указаний, что я должен общаться с Вами. Он давал наставление членам GBS обращаться к Вам, если у них возникнут вопросы философского характера, но он не просил преданных в целом общаться с Вами.

Преданный: Прабхупад не давал Мадхаве никаких конкретных указаний общаться с Вами. Он дал это указание двум людям – Ачьютананде и Раманудже, также некоторым другим, но он не давал Мадхаве никаких конкретных указаний общаться с Вами.

Преданный: Поэтому, выходит, что я не следую указаниям Прабхупады.

Шридхар Махарадж: Он говорил Ачьютананде не приходить ко мне?

Преданный: Нет, он говорит, напротив. Свами Махарадж просил его приходить к Вам и слушать Ваши советы и наставления как шикша-гуру, им он описал вас как своего шикша-гуру.

Шридхар Махарадж: Тебе что-то известно, какова судьба моей просьбы, письма?

Преданный: Я рассказал об этом Рупануге, он сказал: «Да, это очень хорошая идея», он согласился.

Шридхар Махарадж: Очень хорошо. (Махарадж объясняет на бенгали, чтобы из произведений Шрилы Прабхупады были исключены фрагменты, в которых он критикует своих духовных братьев по просьбе самого Свами Махараджа. И Шрила Шридхар Махарадж просил лидеров ISKCON исполнить эту волю Прабхупады, и, по словам Мадхавы Прабху, Рупануга, председатель GBS, ответил положительно. Он сказал, что это очень хорошая идея.)

Преданный: Он не обращал ко мне конкретный вопрос, но есть один момент. Я сказал, что Прабхупад часто давал нам наставления обращаться к вам за духовными наставлениями. Рупануга говорил, что Прабхупад не просил нас обращаться за духовными наставлениями.

Шридхар Махарадж: Подобное предостережение он мог озвучивать, мог предостерегать их о том, чтобы они не были сбиты с толку. Прогресс, движение по пути высочайшей реализации преданности, чтобы не возникло препятствий на пути этого прогресса. В рамках любой религиозной школы даются подобные предостережения. Подобные наставления существуют в католической церкви: вы не должны общаться с чужаками, чтобы ваша вера не была обеспокоена, подорвана, как в случае римско-католической церкви. Подобные предостережения всегда существуют в любом религиозном течении или сампрадае, школе. Тем не менее искатели Истины могут пренебрегать этими предостережениями и искать реальную Истину, не стереотипное явление, которому следовали в древности. Каждый в большей или меньшей степени испытывает давление подобных религиозных и социальных ограничений. Но, как я не раз говорил, этот принцип утверждается: следуй своей религии, не оставляй свою нынешнюю позицию, иначе ты… После смерти, в будущем, ты можешь изменить свою позицию, но в настоящее время не оставляй ее, затем сарва дхарман паритьяджья.

Нам рекомендуют сохранять нынешнее положение, рьяно отстаивают этот принцип. Но в то же время нам говорят, что когда возникает шанс сделать значительный прогресс, тогда мы должны рискнуть и воспользоваться этой возможностью. Нет риска – нет выигрыша. Но мы должны быть уверены в том, что мы прогрессируем, а не регрессируем, такого рода ясное сознание необходимо. Но ни в коем случае под именем прогресса. Опасность заблуждения: мы думаем, что мы прогрессируем, но мы регрессируем. Необходимо избежать подобной опасности. Говорится, что лучше умереть, чем оставить существующее положение, но опять же сарва дхарман паритьяджья. Когда раздается ясный призыв, возникает возможность значительного прогресса. Я должен пойти на риск, воспользоваться ею.

# 12:06

Следовать руководству Вайшнава

Преданный: Махарадж, другое его утверждение относится к Вам. Он говорит, что вы не следовали указаниям Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура о создании GBS, вместо этого вы утвердили одного ачарью.

Шридхар Махарадж: Я не понимаю.

Преданный: Этот Рупануга критикует Вас, утверждая, что Шрила Бхактисиддханта хотел, чтобы был создан GBC Гаудия Матха.

Шридхар Махарадж: Это ложная информация. GBS был создан, руководящий комитет. По прошествии 12-ти или13-ти дней после ухода нашего Гуру Махараджа GBS был сформирован, но произошло разделение: пять против восьми. Восемь были на нашей стороне, мы следовали GBS.

Преданный: Они говорят, что вы создали GBS.

Шридхар Махарадж: «Я создал» означает, что я поддерживал, на нашей стороне были восемь человек. На следующей стадии, когда я был обескуражен… (То есть восемь человек во главе со Шридхаром Махараджем поддерживали значение ачарьи). По прошествии двух лет, когда я был разочарован, я ушел. И пятеро членов GBS подали в суд на большинство. Это судебное разбирательство продолжалось очень долго. Практически 80% последователей общества были на нашей стороне. Но по прошествии двух лет с момента назначения ачарьи я был по некоторым причинам разочарован и оставил их. Но затем по прошествии долгого времени я добился компромисса между этими двумя сторонами.

Преданный: Но Рупануга утверждает, что в письме, которое он получил от нашего Гуру Махараджа, последний утверждает, что вы виноваты, что воля Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура не была исполнена.

Шридхар Махарадж: Произошло разделение, я поддерживал определенную группу. GBS разделилось: восемь и пять. Я поддерживал сторону большинства.

Преданный: Вы были членом GBS?

Шридхар Махарадж: Я не был членом GBS.

Преданный: Но он говорит…

Шридхар Махарадж: Эти восемь, опять же, сформировали полное GBS и отвергли тех пятерых. Они очень искренне попросили меня быть членом GBS, но я отказался. Я никогда не был членом GBS, я всегда находился в стороне.

Преданный: Но Сиддханти Махарадж сказал, что Ваше влияние было очень значительным.

Шридхар Махарадж: Да, с моей помощью эта сторона, большинство… Моя поддержка была очень ценной, и они говорят, что с моей помощью они получили большинство, так сказал Сиддханти. Но я также думал: «Я поступал по совести, но поддержка профессора Саньяла в той ситуации была наиболее ценной, сыграла ключевую роль».

Преданный: Но Сиддханти утверждает, что нет, только благодаря Вашей поддержке… А чего хотели эти пятеро?

Шридхар Махарадж: Пятеро?

Преданный: Восемь хотели назначить ачарьей Васудеву, были на его стороне, а чего хотели эти пятеро?

Шридхар Махарадж: Они хотели, чтобы в обществе было множество ачарий. Эти пятеро были оппортунистами. Мы хотели очистить миссию, по крайней мере, я и многие подобные мне. Поскольку эти пятеро, там были Бон Махарадж, Кунджа Бабу, который эксплуатировал Матх ради интересов для своей семьи, и многие представители этой группы стремились утвердить свою позицию.

Преданный: Махарадж, они (ISKCON) утверждают, что вы против таких вещей, как GBS в принципе, поскольку вам нравится диктатура.

Шридхар Махарадж: Меня попросил Саньял, которого я почитал до известной степени. Он сказал:

– Таково решение GBS, вы должны ему повиноваться.

– Нет, – ответил я, – я не очарован собственностью GBC. Те, кого соблазняет собственность, принадлежащая GBS, имущество и прочее, может следовать этому. Но я буду следовать руководству Вайшнава. И мой интерес, если я найду Вайшнава, – служить под его руководством. А если не найду, то буду следовать моей собственной совести.

Таким было мое высказывание в то время, и очень резко я сказал ему это. Настолько, что различные группы хотели сделать меня ачарьей, группа Кешавы Махараджа, Мадхавы Махараджа, но они старшие братья, старшие члены общества, и я не сумел бы следовать их руководству. Я хотел, чтобы моя совесть оставалась чиста, поскольку я не сумел бы следовать им, большинству. Я не занял позицию ачарьи, я пришел сюда и стал жить отдельно. Мы приняли определенное решение, назначение ачарьи, но затем…

# 20:10

Любовь и раздор желанны, если они для Кришны

Преданный: Они слышали от нашего Гуру Махараджа, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур просил создать мощный руководящий комитет.

Шридхар Махарадж: Его последние слова были напечатаны, он сказал: «Сформируйте руководящий комитет из десяти или двенадцати человек, но Кунджа Бабу будет менеджером до тех пор, пока он жив, разумом он превосходит всех. Я обязан профессору Саньялу. Васудев может помогать проповедовать учение Рупануга. Бхарати Махарадж должен позаботиться о миссии», несколько подобных высказываний.

Преданный: Он не говорил ли также что-то о любви и ненависти, конфликте, раздоре?

Шридхар Махарадж: Он сказал: «Они должны преследовать одну цель». Он попросил Кунджу Бабу быть мужественным, бесстрашным или независимым. «Любовь и раздор желанны, если они для Кришны», – сказал он. «Любовь и раздор должны быть предназначены для Кришны», – сказал он.

Преданный: Махарадж, говорил ли Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур когда-то, что один ачарья не должен быть избран?

Шридхар Махарадж: Нет, он молчал относительно ачарьи, не затрагивал этот вопрос.

Преданный: А никто не спрашивал?

Шридхар Махарадж: Он был болен. Всё, что он говорил, этого было достаточно. Мы думали, что впоследствии руководящий комитет выберет ачарью, и комитет был сформирован. Мадхава Махарадж, Хаягрив Брахмачари, первым предложил. Он спросил: «Кто будет ачарьей? Мы будем проповедовать, и люди станут задавать вопрос: «Кто следующий преемник Гуру Махараджа?» Что мы им скажем?» Кунджа Бабу был несколько разгневан, он сказал: «Мы это увидим впоследствии. Почему тебя так интересует этот вопрос?» И Мадхав Махарадж умолк.

# 23:34

Варнашрама как фундамент материального мира

Преданный: Еще один момент его интересовал: идея того, что GBC выше ачарьи. Вы сказали, что это неправильно.

Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Преданный: Он говорит, Рупануга заявил, что GBS является высшим авторитетом, окончательным, выше даже ачарьи, а вы говорили прежде, что это неправильное понимание.

Шридхар Махарадж: Я говорил это. Менеджмент – это функция кшатрия, а ачарьи принадлежат к брахманическому классу. Ачарья не должен заниматься менеджментом, он должен быть ачарьей в чистом виде. Можно создать другой комитет, состоящий из знатоков шастры, и ачарья может консультироваться с ними. Это моя концепция. Менеджмент – это функция кшатрия. Ачарья выполняет функцию брахмана, на первом месте для него стоят философия и шастрическое знание, он не занимается администрированием как таковым. Он в большей степени посвящает себя философии, онтологии, духовному поиску, публикации шастр и т. д., он старается в большей степени посвятить себя этому. Он должен представлять онтологическую сторону, а администрация, менеджмент может осуществляться GBS, но они должны следовать указаниям ачарьи. Такова моя точка зрения.

Преданный: Я не считаю, что GBS…

Шридхар Махарадж: Ачарья в большей или меньшей степени должен рассматриваться как представитель Божественного, необходимо питать большую веру в ачарью, нежели в администраторов. Как в варнашраме, брахманы ачарьи, они не занимаются менеджментом; финансами ведают вайшьи, экономикой. Первое – знание, затем – администрация, затем третье – финансы и четвертое – труд общего характера. Таково деление в рамках варнашрамы. Здесь в рамках варнашрамы начинается вайшнавский культ на примитивной стадии и дальнейшая градация. Варнашрама в Рамананда-самваде – развитие вплоть до Сознания Кришны, но фундамент – варнашрама – в этом материальном мире. Должна существовать варнашрама, посредством которой люди обретают связь с духовной жизнью. Реальный ачарья, искренний, склонный к преданности и шастре, онтологии, испытывающий большее влечение к этому, нежели к зарабатыванию денег и управлению, – это качества ачарьи. Он равнодушен к материальным приобретениям, его тенденцией будет высшая реализация, он будет стараться распространить ее среди своей группы. А администрация, финансы, все эти вещи должны осуществляться знатоками в этой области. Но изучение шастры, высшая реализация Сознания Истины и публикация шастры, подобное образование, проповедь в колледжах, департамент знания, этим должен заведовать ачарья. Распространение духовного знания должно осуществляться под руководством ачарьи. Менеджмент не должны контролировать ученые.

Преданный: А если ачарья – член GBS, возникает конфликт?

Шридхар Махарадж: Ачарья заведует духовными вопросами, и в этих вопросах решение ачарьи будет окончательным, а администрация, комитет должны пытаться управлять.

Преданный: Но здесь нет конфликта, если человек одновременно ачарья и член GBS?

Шридхар Махарадж: Я предложил: эксперты, знатоки шастры, из них должен быть сформирован другой комитет, ученые, они могут помогать ачарье.

Преданный: Он говорит: «Будут ли проблемы, если ачарья – член GBS?»

Шридхар Махарадж: Ачарья – член GBS, это возможно. Но то, что кто-то, кто не является ачарьей, – член GBS, будет контролировать ачарью, это абсурдно. Ачарья должен иметь подобное, заслуживающее доверия положение, не человек, характер которого может вызывать подозрения. И последователи определенной зоны должны иметь возможность свободного выбора ачарьи, которому они будут следовать. Поскольку, если человека, живущего в определенной зоне, заставляют выбирать местного ачарью, тогда у него не может быть веры. Людям должно быть позволено выбирать любого ачарью, человека, в которого они верят. Если у человека, живущего в определенной зоне, нет свободного выбора, и он вынужден принимать посвящение от ачарьев, в которых у него нет веры, это также не есть хорошо. У обычных людей в определенной зоне, новичков, будет местная школа, они могут принимать местного ачарью. Но тем, кто способны выходить в большой свет и общаться с разными ачарьями, должна быть дана возможность свободного выбора ачарьи. Тогда вера будет проявлена в полной мере, вера – это ключевой фактор, естественная вера. Взаимодействие, основанное на свободной вере, свободные взаимоотношения, свободный выбор. В противном случае, когда в целях менеджмента человека заставляют выбирать ачарью, это искусственно, когда администрирование встает на первое место. Речь идет о свободном взаимодействии.

# 33:19

Совместные усилия

Преданный: Ходили слухи, что вы сказали, что собрание GBS было бессмысленным, поскольку всё это относительно.

Шридхар Махарадж: С абсолютной точки зрения я не думаю, что GBS – это неким сверхъестественным образом совершенный комитет. Насколько я вижу Абсолютную Истину в их решении, настолько я буду следовать этому решению. У меня есть знание, я не собираюсь подчинять мой собственный духовный опыт слепо всем и каждому. В прошлом году я сказал, что решение GBS было неудачным и несовершенным. У меня есть моя собственная, как это по-английски? Логика или…

Преданный: Прерогатива?

Шридхар Махарадж: Нет, область суждения. Это термин из области логики, моя область суждения, масштабы. Мы обсуждаем какой-то момент в определенной области, в неких рамках. Когда я находился в Мадрасе, один судья, последователь школы Рамануджи, впоследствии он был председателем верховного суда Индии. Однажды я беседовал с ним, он сказал: «Свамиджи, у меня нет веры в любую организацию, поскольку у меня есть причины верить в то, что в Древней Индии ачарьи, проповедническая система, не имела организации, все были независимыми ачарьями. В Пуранах в ведические времена и всегда в другие эпохи, мы находим, организации отсутствовали в религиозной жизни. Религиозная организация возникла в буддистские времена, но они находились вне ведической культуры, они не следуют Ведам». Я лишь ответил ему: санге шактих калау-юге. Так говорится в писаниях, где-то в Веданте…

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Маяпур»

1982.02.19.E

«Шараграхи-Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»

1982.02.25.D

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»

1982.02.26.B

«Ачьюта-готра — Вечная семья»

1982.02.27.B82.02.28.A

«Искренний поиск непобедим»

1982.02.27.A

«Я не умру, я вечен»

1982.02.27.BO

«Под небом Безграничного»

1982.02.28.B

«Вайшнавы — оптимисты»

1982.02.28.C

«Послание Вьясадевы»

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать шастру»

1982.03.02.A

«Чхая — тень сознания»

1982.03.02.B

«Википта — организованное безумие»

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»

1982.03.02.D

«Настроение ожидания»

1982.03.02.E82.03.03.A

«Солдаты вечности»

1982.03.03.B

«Время преследует всех»