Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.02.24.B «Кришна никогда не остаётся один»
Любовь – это осуществление жизни. Мы должны быть способны понять, что, когда любовь пробуждается в сердце, функция мозга становится бесполезной. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Ашваттхама, Хари

«Кришна никогда не остаётся один» 1982.02.24.B

Кришна никогда не остаётся один

# 00:00

Исцеление болезни сердца

Шридхар Махарадж: Но царь вновь и вновь просил меня встретиться с диваном, и я не мог избежать этого. Я обратился к дивану, тот ответил мне:

– Что вы говорите. Речь идет о чандалах, туземцах, живущих в джунглях. Эти люди полуголодные, полуодетые, бедные. А если и есть какие-то излишки денег, то я готов потратить их на благо этих людей. Но вы строите храм, к тому же не здесь, а в Мадрасе. Если бы вы могли построить храм в их местности, я мог бы рассмотреть это дело, поскольку иногда они могли бы отдыхать в храме, слушая религиозные беседы, но в Мадрасе… Я последний человек на свете, который заплатит вам эти деньги.

– Но посмотрите, царь поставил свою подпись.

– О, этот царь был человеком с улицы, а Радхакришна и другие берут взятку, каждый год им платят 100.000 рупий на университет, а этого царя посадили на трон. А в действительности жена покойного царя, сейчас она живет в Лакнау, она истинная владелица, а это человек с улицы, которого посадил на трон Радхакришна и другие. Был заговор, поскольку каждый год лакх рупий им платится на университет. Пожалуйста, постарайтесь отговорить царя от того, чтобы он каждый год платил 100.000 рупий, а эти нищие люди…

Так он разочаровал меня. Я подумал, что я практически проиграл свое дело. Но я собрался с духом и нанес ему хороший удар. Внутренне я молил Гуру Махараджа о помощи. Я говорил ему: «Если ты придешь ко мне на помощь, станет возможным убедить этого человека». А внешне я процитировал следующее из «Бхагаватам»:

викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣ н̣ох̣

ш́раддха̄нвито ’нуш́ р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣

бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇

хр̣д-рогам а̄ш́ в апахинотй ачирен̣а дхӣрах.

И, конечно, я произнес эти слова очень эмоционально, поскольку я был разочарован. Я сказал ему: «Видите ли, когда я был червем, я съел горы испражнений, но мой голод не был утолен. Когда я был слоном, я съел целые джунгли, но голод не был утолен. Голод не может быть утолен таким образом: чем больше мы едим, потребляем, тем больше растет наш голод. Шукадева Госвами поставил диагноз – этот голод есть болезнь сердца, и она может быть совершенным образом исцелена только в том случае, если человек сумеет принять Кришна-лилу, игры Кришны с девами Вриндавана. Если человек сумеет обрести гармонию с мышлением такого уровня, тогда болезнь его сердца будет вылечена. В противном случае, поскольку эта болезнь очень глубоко укоренена в ментальной системе, это природа». Так или иначе, мои слова тронули сердце этого человека, и слезы выступили на его глазах, он сказал:

– Свамиджи, поверьте мне, я верю в Бога.

– Ваши глаза свидетельствуют об этом, – ответил я ему.

– Да, я дам вам деньги, но не сейчас. Вы можете уехать отсюда, будьте уверены в том, что деньги будут переведены.

Таким образом, аналогия.

# 06:00

Неутомимый проповедник – Мадхава Махарадж

Я был очень близко связан в моей проповеднической жизни с этим Мадхавой Махараджем, который был Хаягривой Брахмачари. Высокого роста, светлолицый, с хорошим здоровьем, я не в силах поверить, что он покинул этот мир. Он был на восемь лет моложе меня, он приходил ко мне по крайней мере один или два раза в год, и каждый раз он жаловался. Он говорил: «Ты обманываешь образованную публику, – такова была его жалоба в мой адрес. – Ты мог бы помочь им, но ты скупец». Как Прабхупад говорил обо мне: «Любитель спокойной жизни». Мадхава Махарадж замечал: «Я не знаю многого, но то малое, что мне известно, я пытаюсь доносить до людей, ходя от двери к двери. Ты знаешь, что я не слишком учен, у меня нет таких способностей, такого разума, но все же я прилагаю максимум усилий, чтобы распространять это послание, но ты поступаешь несправедливо», так он в целом жаловался на меня. Когда возникали серьезные проблемы, он приходил ко мне и консультировался. Когда открывался новый центр, он консультировался со мной. Когда возникал вопрос о том, чтобы дать санньяс или принять его, во всех важных вопросах он консультировался со мной. И когда он приглашал меня на собрание в Калькутту, я посещал их практически каждый год, давал лекцию, и они давали высокую оценку моим речам, я пользовался этой возможностью. Калькутта – это город, в котором множество образованных людей, и почти каждый год на протяжении пяти или шести дней происходили эти собрания. Я посещал их и выступал.

# 08:53

Проповедь Шридхара Махараджа в Гаудия Матхе

Преданный: Как проходил ваш санкиртан: вы ходили группами, проповедовали, собирали пожертвования? Вы уже рассказывали об этом. В обществе Мадхавы Махараджа что вы делали, как вы обращались к людям?

Шридхар Махарадж: Скажем, мы приезжали в определенный город, на вокзале мы рассылали приглашения. Либо мы приезжали в какой-то город, останавливались на вокзале и посылался человек из нашей группы расспросить местных жителей о религиозных людях в этом городе. Получив информацию о таких людях, мы встречались с ними, и обычно они оказывали нам гостеприимство. Мы жили в доме такого человека. У нас были буклеты, листовки, и мы под бой барабанов объявляли о том, что приехали люди из Гаудия Матха, по такому-то адресу проходит собрание. Там будет происходить чтение «Бхагаватам», в доме какого-то человека или в храме, пожалуйста, приходите, таким образом. Программа длилась 2-3 дня или пять дней максимум, затем мы просили людей о пожертвованиях нашему Матху. Мы просили средства на установление виграхи или на проведение парикрамы. Просили дать средства на рис или, скажем, говорили, что кухня в Майапуре пришла в негодность, следует ее отремонтировать. Или просили деньги на издание «Бхагавад-гиты» либо издание какой-то другой книги, таким образом. Мы говорили им о каком-то конкретном служении и о деньгах, которые требуются на это служение, на храм, Божество, воду, комнату, книги.

Когда мы проповедовали в Бомбее, один человек, бенгальский чиновник, заметил: «Вы просите пожертвования, но вы богатые люди. Гаудия Матх – это очень богатая организация. С какой стати вы просите пожертвования?» Я ответил ему:

– Да, вы видите, что мы богаты, и видите, что мы тратим деньги очень экстравагантно, нет?

– Да.

– Но мы утверждаем, что мы нищие, и, будучи нищими, мы тратим деньги очень экстравагантно. То, что способен делать лишь богатый человек, он способен тратить деньги так экстравагантно, как делаем это мы, но мы нищие, говорим мы. Вопрос в том, как мы тратим деньги, это экстравагантно, в этом нет необходимости или же необходимость присутствует? Речь идет об этом, речь не идет о том, что мы богаты. С какой стати нищий будет тратить деньги, как воду, на что-то, что можно посчитать роскошью? Например, у врача нет больших денег, но он ездит на автомобиле, и кто-то увидев подумает: «Это роскошь, баловство», но мы так не считаем. Автомобиль экономит время этому доктору, позволяет ему достичь пациента в кратчайшие сроки, и это помощь обществу. Мы также можем использовать роскошь, автомобили или другие подобные средства для того, чтобы обращаться ко многим людям и рассказывать им о сознании Бога. И мы считаем, что это истинное служение человечеству, хотя в то же время у нас нет ни копейки, таким образом. Мы роскошно украшаем Божества, раздаем прасадам в больших количествах, то, что не в состоянии позволить себе богатый человек. Собирая пожертвования, мы раздаем прасадам столь многим. Таким образом мы тратим деньги, но то обстоятельство, что человек тратит деньги, не означает, что он богат. Теперь мы должны постараться понять, вы считаете, что это нечто экстравагантное и ненужное, тогда как мы считаем, что наше расходование средств есть нечто целенаправленное, нужное, необходимое. Мы богаты, и мы тратим деньги. Нет, речь не идет об этом.

Преданный: А где Нимай, он занимается?

Шридхар Махарадж: К 9:30 вы должны поесть и отправиться в Матх Мадхавы Махараджа.

Преданный: Хари Чаран Прабху тоже пришел, может поехать туда.

Шридхар Махарадж: Нет, сейчас необходимо зарегистрировать землю, и Хари Чаран не может быть послан. Вы приняли омовение?

Преданный: Да, Махарадж.

# 16:04

Изменение вкуса

Преданный: У меня есть вопрос. В книгах Прабхупады говорится, что на определенной стадии духовного прогресса человек чувствует естественное влечение к определенным взаимоотношениям, расе. И вчера я услышал, что изначальная ручи, которую мы чувствуем, – это результат нашей прошлой кармы…

Шридхар Махарадж: Можно рассматривать с двух точек зрения. На начальной стадии мы не можем знать, каково наше внутреннее влечение, поэтому вначале возможны вариации. Когда мы обретем подлинную связь с наиболее глубинной тенденцией нашего сердца, тогда возможны изменения этого вкуса. Но на стадии высшей реализации это также возможно, изменение вкуса, но крайне редко, благодаря вмешательству Высшего Начала это возможно, но происходит крайне редко. В целом может быть ложная интерпретация природы этого вкуса. Из-за ложной интерпретации внутренней тенденции этот диагноз ставится. Главным образом происходит так, но реальные перемены в духовной реализации возможны крайне редко благодаря вмешательству Высшего Начала.

# 18:08

Скрытая мотивация Лалиты Прасада

Преданный: Махарадж, а в чем существовало расхождение во мнениях между Бхактисиддхантой и Лалитой Прасадом?

Шридхар Махарадж: Кто это?

Преданный: Буддхи Йога.

Шридхар Махарадж: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не признавал Лалита Прасада, хотя физически был его младшим братом. Мы читали в «Надия Пракаше» статью, в которой было сказано, что вначале Лалита Прасад жил в обществе Бхактисиддханты Сарасвати. Но постепенно между ними возникли расхождения, и он покинул общество нашего Гуру Махараджа и отправился в место явления Бхактивинода Тхакура в деревню, где тот родился, в дом его матери. Там он основал отдельный, свой собственный Матх. В то время наш Гуру Махарадж написал, что Лалита Прасад отправился поклоняться Улачанди. Эта деревня называлась Ула, и в ней пребывало божество Кали, шакти, чанди. «Он направился в Улу для того, чтобы служить Улачанди, вместо того, чтобы служить Кришне», таким было замечание нашего Гуру Махараджа. Также впоследствии он заметил: «Лалита Прасад любил своего баба, отца, а не Радху. Он рассматривает своего отца, движимый чувством привязанности. Чувство сыновней любви есть его мотивация, и, движимый этой любовью, он совершает некое служение, но не понимает, кем в действительности является Бхактивинод Тхакур», таким было мнение нашего Гуру Махараджа. Улачанди, хотя он поклоняется Махапрабху, но Улачанди…

Когда мы делаем что-то с целью эксплуатировать, то в действительности это есть служение внешней энергии, а не служение Сознанию Кришны. Если недостает искренности, если сердце несвободно от нежелательных явлений, аньябхилаша, карма, гьян, то говорится, что такой человек – шакта, поклонник шакти, потенции, или эксплуататор. Наш Гуру Махарадж рассматривал его таким образом. «Материальная привязанность к отцу есть скрытая мотивация, которая побуждает его совершать эти, казалось бы, религиозные обязанности», таким было мнение Гуру Махараджа.

Однажды, когда я пришел в Матх или еще жил на стороне, но посещал Матх, я услышал, как наш Гуру Махарадж сказал. Один человек спросил у него:

– Каково положение шакта (поклонников физической энергии Господа)?

– Они материалисты, таково их положение, – ответил Гуру Махарадж.

Я не мог принять эти слова буквально в качестве истины. Я происходил из семьи шакт, я слышал и видел в книгах, что майа есть чайтанья-рупини. Кайвалья-даини, чайтанья-рупини, чинмой, она есть сознание, так я слышал. И теперь он говорит, что эти люди материалисты, они атеисты, поклонники потенции. Я попытался расставить всё на свои места, его словами невозможно было пренебречь, но то, что я читал в шастре… Шастра говорит, что шакти есть чинмой, энергия сознания, а он утверждает, что поклонники внешней потенции являются атеистами, материалистами. Как привести это в гармонию? Я подумал: «Почему Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает, что они материалисты?» Затем я понял, что их мнение таково, что шакти, потенция, – это изначальная субстанция, а сознание есть побочный продукт этой потенции. Потенция и сознание, пуруша и пракрити, и когда пракрити, которая не есть пуруша, не есть сознание, рассматривается в качестве Высшего Начала, а сознание рассматривается как происходящее из этой потенции, это, конечно, материализм, теория ископаемого. Шактивада – это теория ископаемого.

Замечание нашего Гуру Махараджа в адрес Лалита Прасада было такого рода. Источником его почтения к Бхактивиноду Тхакуру и через него к Махапрабху является материальная привязанность к Бхактивиноду Тхакуру, «баба бадха Радха» было напечатано в статье в «Гаудии». Это мнение Прабхупады, Бхактивинода следует рассматривать как Радху, но он не мог делать этого, и возникла бадха, препятствие. И следующая стадия – баба, отец. Основанием его попыток, стремления служить Бхактивиноду Тхакуру и через него – Махапрабху была телесная связь с ним. Этот момент был подчеркнут Бхактисиддхантой Сарасвати, а мы, его последователи, принимаем его мнение. И в другое время также он заметил: «Лалита Прасад занят поклонением Улачанди», то есть богине Чанди, которая рассматривается как главенствующее божество той деревни. Его энергия направлена на это поклонение, и это также связь с материализмом, не чистая духовная жизнь.

# 26:11

Нельзя питать свой ум

Однажды он заметил о Шешир Гхоше, который был автором «Амия Нимай Чарит», издателем нескольких газет и журналов, человеком известным и уважаемым в обществе. Прабхупад заметил о нем: «Он создал Гаурангу из своего собственного воображения». Свами Махарадж написал «Гиту как она есть», он попытался представить ее независимо от интерпретации многочисленных ученых. Гауранга, как Он есть, и Гауранга, каким мы хотим создать Его, Гауранга нашего воображения, порожденный нами Гауранга, созданный нами образ. Мы должны следовать истинному методу, тогда мы сумеем увидеть форму. Не следует создавать форму с помощью ума, на основании ментальных предрассудков. Мы должны постараться избавиться от наших предрассудков и самскар, постараться уловить то, что независимо от наших ментальных выдумок, майической концепции. Гауранга, как Он есть, Сознание Кришны Вриндавана, как оно есть, и создавать Сознание Кришны силой своего ума – существует разница между этими явлениями. Мы должны постараться отказаться от наших ментальных порождений и понять то, что уже есть в реальности.

Однажды наш Гуру Махарадж сказал: «Когда мы воспеваем Имя, мы не должны позволять уму видеть картину, поскольку он говорит…» Всякий раз, когда нечто попадает в ум, чувства набрасываются на это нечто подобно стервятникам на кладбище. Всякий раз, когда возникает некий звук, я думаю: «Этот звук должен быть такого цвета и такого-то образа, к нему можно прикоснуться определенным образом». Подобно стервятникам, другие чувства устремятся и попытаются сделать это явление своей жертвой с помощью своих впечатлений. Но этим чувствам не следует давать шанса это сделать. Звук породит свою собственную рупу, форму и цвет, и затем гуну, качества. Они отличаются от качеств, которые можно найти в материальном мире, они прямо противоположны. Нам, рупа, гуна, затем парикар, затем лила, четан, всё это низойдет, а этот материальный опыт бренного мира не позволит низойти тому, что, предполагается, низойдет из высшего мира. Таким образом, наши предрассудки, самскары, наши ментальные тенденции утверждают, что я знаю все: «Это явление такого-то типа». Предрассудки, которые говорят, что это явление известно мне до определенной степени, оно должно быть таким-то, всё это препятствия, не следует действовать таким образом.

Мы должны стараться. Имя, которое я обрел, то, что я получил от моего Гурудева, это Имя иное, звук совершенно иного типа, революционно иного. Я должен культивировать лишь этот звук, и он постепенно утвердит себя. Определенная градация присутствует в этом, рупа, гуна, лила – и я увижу свою душу частицей в этой системе, что откроет мне Имя. И это иной мир, не мир нашего собственного опыта и концепций или чего-то в этом роде. Это чистое духовное сознание. И мы будем отвергать все наши эмпирические попытки модифицировать это явление, потому что в этом случае прогресс будет сдержан. Севонмукхе хи джихвадау. Мы будем совершать служение, источником которого являются Вайшнавы, и таким образом предрассудки умрут и наш ум будет очищен, они умрут без пищи, любые инициативы ума. Нельзя питать ум, мы должны лишь выполнять указания Вайшнава, гуру. И соответственно моей удаче, повинуясь указаниям гуру высочайшего уровня, я сумею призвать это явление, и мое нынешнее ментальное существование постепенно умрет. Новый мир откроется мне, и я увижу, что обрел индивидуальное положение там в душе, а ментальные системы, тело, всё это уйдет. И только мое внутреннее «я», я увижу, как проявится этот свет, душа, и новый мир предстанет моему взору. Я увижу, что нахожусь в этом мире в определенном положении, тогда как моя нынешняя концепция существования с эго, с ментальной системой, с телом, всё это уйдет, нечто в этом роде.

Попросите его принять омовение, Нимая. Я сказал ему принять омовение, и вы можете пойти с ним на собрание. Будет происходить собрание, и кто-то должен будет выступить. Если Нимай попросит, он тоже может выступить, затем будет раздача прасада, и затем вы можете вернуться.

# 34:24

Прямое служение Кришне для нас невозможно

Преданный: Махарадж, я слышал одну историю. Хотел бы узнать, может быть, вы мне скажете, эта история достоверна или нет. Это история о Мирабхаи, знаменитой поэтессе, женщине-преданной и Дживе Госвами.

Шридхар Махарадж: Мы не знаем этого. Насколько мы знаем, преданность Мирабхаи смешанного типа, не преданность реального типа, поскольку ее преданность связана исключительно с Кришной и отсутствует упоминание о преданных. Там, где говорится только о царе, это некое несовершенное описание. Царь подразумевает генералов, министров, цариц, всё это. Царь никогда не один, и Кришна не один, сварупа-шакти присутствует, и это реальный Кришна. Тогда как другие, так сказать, Кришны – это ментальные выдумки. Это может быть отражением Кришны в этом мире. Там, где мы не способны видеть Кришну в различных расах, окруженного различными группами слуг в разных расах, только такой Кришна реален. Истинный Кришна – это Кришна со сварупа-шакти, в противном случае любые иные идеи Кришны – это саттва-гуна в области майи – я и Кришна. но Кришна, окруженный своей сварупа-шакти, своими слугами, – это реальный Кришна, чит-вилас в трансцендентном мире. В своем собственном положении Кришна таков, если я не вижу их, отбрасываю их, то мой прямой контакт с Кришной – это сон. Это может быть воображение, но не что-то реальное. И последователи Гаудия Матха, его ачарьи, не считают многочисленные сантименты, эмоции. Всё это может быть, но сам фундамент ложный. Сантименты не могут дать нам Кришну, ментальные черты. Кришна никогда не один, и без покорности, вручения себя Его вечным преданным мы никогда не можем приблизиться к Нему подлинным образом. Подлинное обращение, приближение к Кришне не может не быть исключительно через Его преданных, ни прямой контакт, ни контракт с Ним невозможны.

Преданный: То есть прямое служение…

Шридхар Махарадж: Прямое служение Кришне никогда невозможно для татастха-шакти, дживы.

Преданный: То есть для дживы прямое служение будет служением слугам слуг слуг.

Шридхар Махарадж: Да, через слуг слуг. Служение такого рода – это реалистичное служение Кришне, в противном случае это воображение. Служение не измеряется объемом слез, количеством танцев или других подобных симптомов.

Преданный: Но, Махарадж, они говорят, что она получила посвящение от Дживы Госвами.

Шридхар Махарадж: Нет, мы не находим этого. В песнях Мирабхаи подобный эпизод не упомянут, более того, говорится, что она оскорбила Рупу Госвами. Говорится, что она пришла к Рупе Госвами, захотела его увидеть. Рупа Госвами в то время, возможно, находился в определенном настроении, он ответил: «Я не желаю видеть женщину». Тогда она заметила: «О, он считает себя мужчиной. Я думала, что во Вриндаване единственный мужчина – это Кришна, а все остальные суть женщины». Сказав это, она ушла. Этот эпизод упомянут в некой «Бхакта-мале», но эта книга не слишком аутентична, она апокрифична. Она представляет собой собрание биографий многочисленных преданных различных типов, но эта книга не считается абсолютно достоверной.

Преданный: Махарадж, я слышал, что она гопи в лагере Чандравали.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Маяпур»

1982.02.19.E

«Шараграхи Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»

1982.02.25.D

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»

1982.02.26.B

«Ачьюта-готра — Вечная семья»

1982.02.27.B82.02.28.A

«Искренний поиск непобедим»

1982.02.27.A

«Я не умру, я вечен»

1982.02.27.BO

«Под небом Безграничного»

1982.02.28.B

«Вайшнавы — оптимисты»

1982.02.28.C

«Послание Вьясадевы»

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать шастру»

1982.03.02.A

«Чхая — тень сознания»

1982.03.02.B

«Википта — организованное безумие»

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»